Взыскание исполнительского сбора

Срок добровольного исполнения определяется статьей 30 №229-ФЗ. Обычно он равняется 5 дням. Для дел немедленного исполнения — 1 сутки. Для взысканий по делам уголовной направленности — в пределах 60 суток. Немедленному исполнению подлежат акты суда, которые вынесены в делах по выплате зарплаты, алиментов, восстановлению в должности и включению в список избирателей.

Как приставы и налоговая лишают шанса реестровых кредиторов // Исполнительский сбор как текущие платежи в деле о банкротстве

В деле о банкротстве, которое принято судом к рассмотрению в 2015 г., должник был признан банкротом только спустя три года. В этот период взыскатели предъявляли в службу судебных приставов исполнительные документы по обязательствам, возникшим до возбуждения дела о банкротстве. Должник добровольно требования не погашал, в связи с чем приставом-исполнителем были вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора. После принятия судом решения о банкротстве должника, Федеральная налоговая служба поставила перед арбитражным управляющим вопрос об отнесении исполнительского сбора не к реестровым, а к текущим платежам, на основании ст. 5 Закона о банкротстве.

Анализ Закона о банкротстве позволяет отнести исполнительский сбор к обязательным платежам, а следовательно он может относиться и текущим платежам. Именно к такому выводу пришла ФНС, а вслед за ней и некоторые суды.

Исполнительский сбор – обязательный платеж

Определение исполнительского сбора содержится в ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве: денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Там же сказано, что сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исходя из этого можно сделать вывод, что исполнительский сбор подпадает под определение обязательного платежа, закрепленного в закрепленного в ст. 2 Закона о банкротстве – налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.

При этом исполнительский сбор, как мы увидим дальше, может считаться обязательным платежом сразу же по двум критериям данной статьи – как собственно сбор, уплачиваемый в бюджет и как административный штраф. В свое время Постановление Пленума ВАС №59 от 23.07.2009 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве2 квалифицировало исполнительский сбор как обязательный платеж для целей Закона о банкротстве. Другое Постановление Пленума ВС РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», наделило исполнительский сбор свойствами административной штрафной санкции.

Исполнительский сбор – не текущий платеж

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Таким образом, формально исполнительский сбор, возникший после возбуждения дела о банкротстве, может быть отнесен к текущим платежам в деле о банкротстве и, следовательно, удовлетворяться преимущественно перед требованиями реестровых кредиторов в силу ч. 1 ст. 134 (в конкурсном производстве) и ч. 1. ст. 213.27 (в банкротстве гражданина). Иными словами, исполнительский сбор будет погашаться приоритетно перед требованиями кредиторов, которые возникли в деле о банкротстве из основного долга (реестровые требования), независимо от даты возникновения основного обязательства.

Такая ситуация представляется абсурдной, в силу ряда причин:

это противоречит целям процедуры банкротства, отраженным в ст. 2 Закона о банкротстве – соразмерное удовлетворение требований кредиторов;

это нарушает очередность взыскания исполнительского сбора, установленную п. 3 ст. 110 Закона об исполнительном производстве (исполнительский сбор погашается после полного удовлетворения требований взыскателя);

наконец, это противоречит Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П по делу «Разрез Изыхский», в котором Суд признал несоответствующим Конституции положение старого Закона об исполнительском производстве (от 1997г.), которое предусматривало взыскание исполнительского сбора в приоритетном порядке, перед основной задолженностью.

READ
Увольнение при неофициальном трудоустройстве

Судебная практика – ЗА и ПРОТИВ

Исследование судебной практики показало, что в настоящее время отсутствует единый подход судов к природе исполнительского сбора, вынесенного после возбуждения дела о банкротстве и он может быть отнесен как к текущим платежам, так и к реестровым требованиям.

  1. Позиция о том, что такой исполнительский сбор не может предъявляться в качестве текущих платежей в деле о банкротстве

Данная позиция строится отчасти на Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П, который признал не соответствующим КС РФ положение пункта 1 статьи Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», на основании которого из денежной суммы, взысканной судебным приставом – исполнителем с должника, исполнительский сбор оплачивается в первоочередном порядке, а требования взыскателя удовлетворяются в последнюю очередь.

Однако, приведенное Постановление рассматривало нормы Федерального закона, который является недействующим в настоящий момент, в связи с принятием нового Закона “Об исполнительном производстве” в 2007г. Кроме того, в рассмотренном Конституционным Судом деле, не шла речь о статусе исполнительского сбора в деле о банкротстве.

Таким образом, указанное Постановление может использоваться лишь в качестве ссылки на конституционно-правовой смысл и природу исполнительского сбора, выявленные Конституционным Судом.

Также, имеется судебное решение по делу №А40-88506/18, рассмотренному в трех судебных инстанциях, в котором должник оспаривал постановление о возбуждении исполнительного производства по взысканию исполнительского сбора и постановление об обращении взыскания на денежные средства, вынесенные по исполнительным производствам, начатым после возбуждения дела о банкротстве.

Удовлетворяя требования должника Арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 7 ноября 2018 г. № Ф05-17523/2018 приводит следующую аргументацию.

В п. 78 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50 разъяснено, что исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 59 разъяснено, что исходя из определения понятия обязательного платежа, содержащегося в статье 2 Закона о банкротстве, исполнительский сбор относится к обязательным платежам. Требования по уплате оставшейся не удержанной из выручки от продажи имущества должника суммы исполнительского сбора представляет в деле о банкротстве уполномоченный орган, которым является ФНС. В силу того, что исполнительский сбор по своей природе носит характер штрафной санкции, такие требования удовлетворяются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве.

В абз. 15 п. 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2016) изложена правовая позиция, согласно которой требования, касающиеся пеней, начисляемых ввиду несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами.

По смыслу приведенных норм и разъяснений судов высших инстанций основанием для привлечения лица (должника в исполнительном производстве) к административной ответственности в виде взыскания с него исполнительского сбора является неисполнение им исполнительного документа в установленный срок, а отношения по взысканию исполнительского сбора возникают между должником и государством. Данная штрафная санкция является самостоятельной, она не связана с задолженностью, взыскиваемой с должника по исполнительному документу, при этом не выплаченная должником сумма исполнительского сбора, при наличии к тому оснований, подлежит включению в реестр требований кредиторов независимо от факта погашения задолженности в рамках исполнительного производства и от того, включен ли кредитор по основному требованию (не исполненному в рамках исполнительного производства) в реестр требований кредиторов. Требование уполномоченного органа по исполнительскому сбору не может быть погашено ранее удовлетворения требования по основному обязательству.

  1. Позиция о том, что такой исполнительский сбор может предъявляться в качестве текущего платежа.
READ
Что должно быть в кассовом чеке

В основном позиция судов строится на п. 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом ВС РФ от 20.12.2016: Штрафы, назначенные должнику в порядке привлечения к публично-правовой ответственности, в том числе административной, налоговой ответственности (например, за налоговые правонарушения), признаются текущими платежами, если соответствующее правонарушение совершено должником (в случае длящегося правонарушения – выявлено контролирующим органом) после возбуждения дела о банкротстве.

Так в одном деле со ссылкой на указанный Обзор судебной практики и в силу положений пункта 1 и 2 статьи 5 Закона о банкротстве суд указал, что текущими платежами в деле о банкротстве являются, в частности, обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом. Если правонарушение совершено после принятия заявления о признании должника банкротом, требование об уплате штрафа является текущим и подлежит удовлетворению вне очереди за счет конкурсной массы преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия такого заявления. Включение требования об уплате административного штрафа в реестр требований кредиторов независимо от момента совершения должником административного правонарушения, не основано на законе и, по сути, влечет за собой предоставление несостоятельному должнику безосновательных привилегий.

Таким образом, нормативно установлен различный порядок удовлетворения требований к должнику об уплате штрафных санкций в зависимости от возникновения оснований для начисления таких санкций до или после возбуждения в отношении должника дела о несостоятельности (банкротстве).

Определением суда от 06.09.2016 в отношении общества “НПО” возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), принимая во внимание, что исполнительное производство N 9555/16/74022-ИП возбуждено 07.09.2016, суды констатировали, что нарушение, выразившееся в неисполнении требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения, совершено обществом “НПО” после принятия заявления о признании должника банкротом.

Учитывая изложенное, руководствуясь вышеприведенными нормами права и соответствующими разъяснениями, суды пришли к выводу, что требование уполномоченного органа об уплате исполнительского сбора является текущим.

(Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.02.2019 N Ф09-522/19 по делу N А76-18177/2016)

В другом деле суд установил, что поскольку правонарушение (в виде неисполнения требований о взыскании в рамках исполнительного производства) было совершено должником до принятия заявления о признании его банкротом, требование об уплате исполнительского сбора не является текущим. Однако при этом суд приводит развёрнутую аргументацию, согласно которой исполнительский сбор может быть отнесен и к текущим платежам.

Суд сослался, в частности, на упомянутое выше Постановление Конституционного Суда, указав, что исполнительский сбор является штрафной санкцией административного характера. А также на пункт 78 постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50, которым разъяснено, что исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

По смыслу приведенных норм и разъяснений высших судебных инстанций основанием для привлечения лица (должника в исполнительном производстве) к административной ответственности в виде взыскания с него исполнительского сбора является неисполнение им исполнительного документа в установленный срок.

В указанном деле, также как и в предыдущем, суд сослался на пункт 7 “Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства”. (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.06.2018 N Ф07-6217/2018 по делу N А26-3063/2017)

В третьем деле, рассматривая требования о включении в реестр требований кредиторов исполнительского сбора, суд определял периоды возбуждения исполнительных производств и отнес часть требований к текущим платежам, поскольку установил, что требование по оплате исполнительского сбора, взысканного по исполнительным производствам, вынесенным после возбуждения дела о банкротстве, (нижестоящими) судами правильно квалифицировано в качестве текущего.

Статьей 2 Закона о банкротстве существенно расширен состав обязательных платежей, к которым законодатель отнес также штрафы, и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.

Таким образом, выше действующее законодательство предусматривает необходимость деления суммы исполнительского сбора на текущую и реестровую.

Кроме того, возможность квалификации требований об уплате штрафов в качестве текущих соответствует правовому подходу, изложенному в определении ВС РФ от 09.02.2015 по делу N 307-КГ14-2426 (Верховным судом рассматривался вопрос о наложении административного штрафа в процедуре банкротства).

(Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.06.2016 N Ф04-22091/2015 по делу N А03-12621/2013)

Подведем итоги отрицательной «антикредиторской» судебной практики. Исполнительский сбор является обязательным платежом и приравнивается к административному штрафу. В случае если правонарушение в исполнительном производстве совершено после возбуждения дела о банкротстве, исполнительский сбор, взыскиваемый за такое правонарушение, относится судами к текущим платежам в деле о банкротстве, независимо от того, что основное обязательство является реестровым требованием.

READ
Помощь Юриста / Адвоката

Необходимо более глубокое исследование правовой природы исполнительского сбора и его соотношения с требованиями кредиторов в деле о банкротстве, а также дальнейшее развитие тезиса Конституционного Суда о том, что исполнительский сбор не может погашаться приоритетно перед основным долгом, применительно к процедуре банкротства, поскольку это противоречит цели соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Взыскание исполнительского сбора

Статья 112. Исполнительский сбор

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 112

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 441-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. В отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор взыскивается солидарно в размере, установленном частью 3 настоящей статьи.

(часть 3.1 в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 24-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.

5. Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:

1) по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона;

2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) по судебным актам по обеспечительным мерам, мерам предварительной защиты;

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) по исполнительным документам, содержащим требования о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;

(п. 5 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 410-ФЗ)

6) по исполнительным документам, содержащим требования об отбывании обязательных работ;

READ
Кто должен заниматься актами сверок

(п. 6 введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 49-ФЗ)

7) по запросу центрального органа о розыске ребенка;

(п. 7 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 126-ФЗ)

8) по исполнительным документам в отношении должника-гражданина, проходящего реструктуризацию ипотечного жилищного кредита (займа) в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в рамках исполнительных производств о взыскании реструктурируемого ипотечного жилищного кредита (займа).

(п. 8 введен Федеральным законом от 06.03.2019 N 24-ФЗ)

5.1. Неисполненные постановления о взыскании исполнительского сбора, вынесенные в отношении должника-гражданина, проходящего реструктуризацию ипотечного жилищного кредита (займа) в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в рамках исполнительных производств о взыскании реструктурируемого ипотечного жилищного кредита (займа), а также в рамках исполнительных производств, подлежащих прекращению по основаниям, установленным пунктами 4, 5, 10 – 12 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона, отменяются судебным приставом-исполнителем.

(часть 5.1 в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 24-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

7. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

8. В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

9. При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.

10. Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены:

1) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;

2) исполнительного документа;

3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 48-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановление

Постановление — документ, имеющий исполнительный характер. Под этим подразумевается следующее: должник обязан выполнить все требования, обозначенные в документе, причем в указанный срок. Стоит отметить, что информирование должника о наложении сбора — обязанность пристава. При этом суд контролирует получение гражданином извещений.

Для избавления от головной боли гражданину проще всего пойти по пути наименьшего сопротивления, то есть в добровольном порядке погасить задолженность. После заседания суда, на котором было вынесено постановление, гражданину приходит письмо, в котором содержаться:

  • срок добровольного исполнения;
  • перечень последствий, которые повлечет неисполнение решения суда;
  • данные пристава;
  • обязанности должника и информация о наказании, которое повлечет их неисполнение.

После погашения задолженности должник должен получить соответствующую бумагу от кредитора, которая будет служить подтверждением уплаты долга. После получения документа гражданину необходимо будет явиться с ним в уполномоченный орган ведомства приставов.

Размер исполнительского сбора в 2022 году

В 2022 году решений, которые бы изменили размер исполнительского сбора судебных приставов, не принималось. Поэтому используются стандартные методы расчета, действующие ранее.

Если в ходе судебного заседания не было вынесено дополнительных решений, должник будет обязан выплатить сумму, равную 7% от общего размера долга. Минимальная сумма составляет: 1000₽ для физического лица, 10 000₽ для юридического. Если долг в валюте, то он высчитывается исходя из текущего курса ЦБ России на дату, когда было вынесено постановление о взыскании сбора. При задолженности по алиментам, величина рассчитывается по каждой сумме отдельно.

READ
Правила проживания в многоквартирном доме по уровню шума

Если в роли должника выступает юридическое лицо, по исполнительскому сбору судебных приставов делаются проводки в бухучете. Сумма взыскания выглядит так: Дебет 76 Кредит 51 – долг оплачен; Дебет 91 Кредит 76 – долг отнесен к прочим расходам.

Пример процедуры взыскания долга в виде штрафа ГИБДД

Для наглядности рассмотрим порядок и продолжительность мероприятий, которые проводятся для взыскания долга с нарушителя правил дорожного движения.

Последовательность исполнительных действий:

  • вынесение постановления о наложении штрафа по инициативе сотрудника ГИБДД;
  • 10 дней на обжалование судебного акта;
  • 60 суток на погашение в добровольном режиме без открытия дела ФССП;
  • направление судебного постановления в службу приставов;
  • открытие дела (в пределах трех дней);
  • 5 дней на добровольное исполнение;
  • принудительное взыскание сбора.

Общая продолжительность процедуры — не менее 78 суток. Причем погашение долга прерывает выполнение очередного мероприятия на любой стадии.

Каков размер исполнительного сбора и порядок его начисления

Сумма платежа составляет 7% от суммы долговых обязательств, но не менее 1 000 рублей. Организация-заявитель должна заплатить не менее 10 000 рублей. Если неимущественные требования подлежат удовлетворению, то сумма платежа составляет 5 000 рублей. Организации обязаны заплатить 50 000 рублей.

Освобождение от исполнительного сбора производится в соответствии с Законом об исполнительном производстве, если не было оснований для взыскания сбора, или в случаях, прямо указанных в законе.

Например, должник не виноват в неисполнении решения, если срок добровольного исполнения судебного решения был нарушен не по его вине. Другая причина — заключено мировое соглашение, после которого исполнительное производство подлежит прекращению, поэтому судебные приставы не вправе взыскивать исполнительский сбор.

Если должник уже погасил задолженность по исполнительному документу, но его прислали повторно — это тоже основание отменить начисленный сбор. Закон об исполнительном производстве предусматривает случаи, когда исполнительный лист может быть возвращен взыскателю до завершения исполнения судебного решения. Это может произойти, если судебный пристав не смог найти у должника никакого имущества или денег.

Судебный пристав-исполнитель не может исполнить судебное решение в связи с тем, что имущество должника было обнаружено за пределами территории, находящейся под его юрисдикцией. Если это произошло, он должен передать исполнительный лист в другое подразделение службы судебных приставов, находящееся под его юрисдикцией.

Помимо вступивших в силу исполнительных документов, приставу могут передать в работу промежуточные судебные акты, обеспечивающие дальнейшее исполнение судебного решения. К их числу относятся определения об обеспечительных мерах, мерах предварительной защиты. Цель принятия обеспечительных мер — гарантировать, что после рассмотрения дела судом его решение можно будет исполнить (должник не избавится от имущества, не растратит спорные средства). В таких случаях исполнительский сбор могут отменить, поскольку обязанность должника что-то заплатить еще не установлена решением суда. Соответственно, нет оснований взыскивать с него штраф за неисполнение этих обязанностей.

Реструктуризация долга по государственной программе — тоже основание отмены исполнительского сбора. А также исполнительский сбор не взыскивается по делам о принудительном выдворении за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, по запросу центрального органа о розыске ребенка, в случае отбывания обязательных работ.

Взыскание исполнительского сбора

от 8 июля 2014 года N 0001/16

Методические рекомендации о порядке взыскания исполнительского сбора

(с изменениями на 11 мая 2016 года)

Документ с изменениями, внесенными:

2.1. Основания для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора

Исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

При этом обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства. Документы, подтверждающие факт уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства.

READ
Кто оплачивает госпошлину при продаже квартиры

В силу требований Закона для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:

– истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;

– документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;

– требования исполнительного документа должником не исполнены;

– должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах;

2.2. Перечень случаев, при которых исполнительский сбор не подлежит взысканию

В соответствии с частью 5 статьи 112 Закона исполнительский сбор не взыскивается, если исполнительное производство возбуждено:

– по исполнительному документу (поручению другого судебного пристава-исполнителя о совершении отдельных исполнительных действий и (или) применении отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются его полномочия), поступившему в порядке, установленном частью 6 статьи 33 Закона;

– при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

– по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

– по судебным актам по обеспечительным мерам;

– по исполнительным документам, содержащим требования о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;

– по исполнительным документам, содержащим требования об отбывании обязательных работ;

– по запросу центрального органа о розыске ребенка.

Данный перечень является исчерпывающим.

2.3. Срок, устанавливаемый судебным приставом-исполнителем должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа

2.3.1. Срок для добровольного исполнения:

1. По общим правилам в соответствии с частью 12 статьи 30 Закона составляет пять дней со дня получения постановления (копии) о возбуждении исполнительного производства.

При этом установление в постановлении о возбуждении исполнительного производства календарной даты не допускается.

Таким образом, в постановлении о возбуждении исполнительного производства следует указывать: “установить срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа – пять дней со дня получения (надлежащего уведомления) настоящего постановления”.

2.3.2. В соответствии с частью 14 статьи 30 Закона не устанавливается срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:

после окончания основного исполнительного производства по вынесенным и неисполненным постановлениям судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

– при последующих предъявлениях исполнительного документа;

– по исполнительному документу о конфискации имущества;

– по исполнительному документу об отбывании обязательных работ;

– по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению;

– по исполнительному документу о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

– по запросу центрального органа о розыске ребенка.

2.3.3. В соответствии с частями 3, 6 статьи 16 Закона срок, исчисляемый днями, оканчивается в последний день установленного срока, действие, для совершения которого установлен срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока.

Основание для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора (при наличии иных условий для его вынесения) возникает строго в день, следующий за днем окончания срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, установленного судебным приставом-исполнителем либо исполнительным документом, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению.

По исполнительным документам, подлежащим немедленному исполнению, таким основанием является неисполнение должником требований исполнительного документа в течение суток с момента получения постановления (копии) о возбуждении исполнительного производства.

Кроме того, необходимо учитывать, что в сроки, исчисляемые днями, не включаются выходные дни. В этой связи, в случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока добровольного исполнения является первый следующий за ним рабочий день.

2.4. Извещение должника о возбуждении исполнительного производства

2.4.1. Уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции – взыскания исполнительского сбора.

READ
Опись Ф-107 для почты, скачать бланк

В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предупреждает должника о том, что в случае неисполнения требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления в этот же срок доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор с указанием суммы сбора.

Кроме того, в постановлении о возбуждении исполнительного производства целесообразно предупреждать должников о необходимости уведомления судебного пристава-исполнителя об обращениях в суд с заявлениями о приостановлении исполнительного производства, отсрочке либо рассрочке исполнения решения суда, обжалованию судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист и возбуждено исполнительное производство и иных обстоятельствах, имеющих значение для целей исполнительного производства.

Направление должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а также извещение его о возбуждении исполнительного производства и установлении ему срока для добровольного исполнения производится в порядке и по правилам, установленным статьей 24 Закона.

Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть направлено должнику почтовой корреспонденцией с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.

Постановление о возбуждении исполнительного производства направляется по адресам, указанным в исполнительном документе.

По иному адресу (в том числе электронной почты) либо иным способом постановление о возбуждении исполнительного производства направляется, если имеется соответствующее заявление должника (поданное по другим ранее возбужденным исполнительным производствам).

Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть доставлено должнику взыскателем или иным лицом, которому судебным приставом-исполнителем с его согласия поручена доставка постановления.

В случае, если постановление о возбуждении исполнительного производства не получено должником при направлении (вручении) указанными способами (например, должник не явился за получением, организация отсутствует и т.д.), должник считается извещенным надлежащим образом, но судебный пристав-исполнитель принимает меры к уведомлению должника по иным адресам (по информации взыскателя, данным ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ФМС России и т.д.) или иными способами (повторное направление простой почтовой корреспонденцией, СМС-оповещение, автоматический обзвон, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки).

В частности, согласно части 2 статьи 30 Закона взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике. Адрес электронной почты и иные контактные данные могут быть указаны на официальном сайте должника-организации и т.д.

2.4.2. Постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику заказным письмом с обратным почтовым уведомлением о вручении почтового отправления. На конверте и обратном почтовом уведомлении указывается информация о содержимом конверта: “постановление о возбуждении исполнительного производства N . от . “. Кроме того, постановление о возбуждении исполнительного производства рекомендуется отправлять с описью вложения документов. Наличие в материалах исполнительного производства только почтового отправления является недостаточным доказательством надлежащего уведомления должника.

В целях закрепления факта надлежащего уведомления должника факсимильной связью судебный пристав-исполнитель должен удостовериться, является ли абонент данного номера факсимильной связи должником по исполнительному производству; выяснить должность, фамилию, имя, отчество, а также полномочия лица, принимающего документ, получен ли документ, читаем ли текст документа, а также предложить прочесть вслух его часть, например, наименование постановления и первый абзац постановочной части.

По результатам целесообразно оформить акт о передаче факсограммы, который приобщается к материалам исполнительного производства.

При вручении постановления о возбуждении исполнительного производства представителю должника нарочным необходимо убедиться, что данный представитель наделен соответствующими полномочиями (право на получение корреспонденции, право на представление интересов должника в исполнительном производстве). Копии документов, определяющих полномочия соответствующих лиц, а также расписка в получении постановления приобщаются к материалам исполнительного производства.

По адресу электронной почты должника направляется постановление о возбуждении исполнительного производства, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица ФССП России, или неподписанная копия постановления при условии обязательного направления в бумажном виде установленным порядком.

READ
Сроки капремонта по адресу в москве

При необходимости, в случае истребования судом подтверждения факта извещения должника о возбуждении исполнительного производства и установлении срока для добровольного исполнения посредством автоматического обзвона и СМС-оповещения, судебный пристав-исполнитель запрашивает подтверждающую справку у организации, с которой ФССП России, ее территориальным органом заключено соглашение на оказание соответствующей услуги.

2.5. Определение причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения

В соответствии со статьей 112 Закона и с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, в качестве уважительных причин рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа.

К таким обстоятельствам относятся:

непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство);

предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

День прекращения действия указанных причин неисполнения рассматривается как начало течения срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, по истечении которого возможно взыскание исполнительского сбора.

В этой связи в постановлении о возбуждении исполнительного производства указывается, что непредставление судебному приставу-исполнителю доказательств невозможности исполнения требований исполнительного документа вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых в данных условиях обстоятельств в установленный для добровольного исполнения срок расценивается как отсутствие таких обстоятельств и является одним из оснований для взыскания исполнительского сбора.

Исполнительский сбор — это денежное взыскание в федеральный бюджет с должника, который не исполнил добровольно исполнительный документ. Такой сбор взыскивается на основании постановления пристава-исполнителя. По общему правилу сбор составляет 7% от взыскиваемой суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не меньше 1 000 руб. с гражданина или предпринимателя и 10 000 руб. с организации. Если требование неимущественное, то гражданин и предприниматель платят 5 000 руб., а организация — 50 000 руб. Деньги должника идут на погашение сбора в последнюю очередь. Оглавление: 1. Что такое исполнительский сбор 2. При каких условиях пристав взыскивает исполнительский сбор 3. В каких случаях исполнительский сбор не взыскивается 4. В каком порядке пристав взыскивает исполнительский сбор 5. В каком размере взыскивается исполнительский сбор 1. Что такое исполнительский сбор

Исполнительский сбор — это денежное взыскание в федеральный бюджет с должника, который не исполнил добровольно исполнительный документ. Такой сбор взыскивается на основании постановления пристава-исполнителя.
По общему правилу сбор составляет 7% от взыскиваемой суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не меньше 1 000 руб. с гражданина или предпринимателя и 10 000 руб. с организации. Если требование неимущественное, то гражданин и предприниматель платят 5 000 руб., а организация — 50 000 руб.
Деньги должника идут на погашение сбора в последнюю очередь.

1. Что такое исполнительский сбор
Исполнительский сбор — это денежное взыскание в федеральный бюджет с должника, который не исполнил вовремя исполнительный документ (ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
Пристав-исполнитель взыскивает сбор принудительно. Однако должник вправе обратиться в суд, чтобы оспорить взыскание, попросить отсрочку или рассрочку, уменьшить размер сбора или освободиться от его взыскания (ч. 6, 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
Исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции. Его можно взыскать с правопреемника организации, но не с правопреемника гражданина (п. 78 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50).

2. При каких условиях пристав взыскивает исполнительский сбор
Исполнительский сбор взыскивают, если в совокупности (ч. 1, 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, п. 2.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора):
1)должник не исполнил требования исполнительного документа в срок. Обычно это пять рабочих дней. Данный срок исчисляется со дня, когда он получил постановление о возбуждении исполнительного производства, либо с момента, когда ему доставлено:
— СМС-сообщение о размещении в банке данных информации об этом;
— иное извещение или постановление в форме электронного документа, направленное в том числе в его личный кабинет на портале госуслуг.
Однако иногда требования нужно исполнять в течение суток (ч. 12 ст. 30, ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
Сбор взыскивают, даже если должник исполнит требования сразу после истечения срока (п. 75 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50). Равным образом отзыв исполнительного листа не освобождает от уплаты исполнительского сбора (п. 5.5 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора);
2)документально подтверждено, что должник уведомлен о возбуждении исполнительного производства по правилам ст. 24 Закона об исполнительном производстве. Это основное доказательство его вины в неисполнении требований. Даже если должник, например, не получит постановление, не явившись в почтовое отделение, он будет считаться извещенным надлежащим образом (п. 2.4.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора). Чаще всего постановление о взыскании сбора оспаривают из-за отсутствия таких доказательств;
3)должник не доказал, что исполнение было невозможно из-за непреодолимой силы. На практике такое почти не встречается.

READ
Как можно узаконить перепланировку квартиры

3. В каких случаях исполнительский сбор не взыскивается
Сбор не взыскивают, если:
1)это прямо предусмотрено законом. Случаи, когда сбор не взимается, указаны в ч. 5 ст. 112 Закона об исполнительном производстве. Например, он не взыскивается по судебным актам по обеспечительным мерам (п. 4 ч. 5 ст. 112 Закона об исполнительном производстве);
2)на счете должника достаточно средств для погашения долга, но пристав арестовал их до того как истек срок добровольного исполнения, а других денег у должника нет (то есть у должника не было возможности исполнить требование в установленный срок). Если арестованных денег хватило бы лишь на часть долга, сбор можно рассчитать только от недостающей части (п. 2.5 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора).

4. В каком порядке пристав взыскивает исполнительский сбор
Чтобы взыскать исполнительский сбор, судебный пристав-исполнитель:
1)выносит постановление о взыскании исполнительского сбора после того, как должник пропустил срок исполнения требований, и направляет его должнику (ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, п. 3.2 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора). На практике между истечением указанного срока и вынесением постановления обычно проходит один-два месяца.
Обратите внимание на то, что пристав вправе вынести постановление о сборе и по истечении двух месяцев после окончания срока добровольного исполнения. Исполнительский сбор не относится к наказаниям, которые регламентирует Кодекс об административных правонарушениях РФ, а потому двухмесячная давность привлечения лица к ответственности не применяется (п. 27 Обзора, утвержденного Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 21.06.2004 N 77);
2)проводит исполнительные действия по основному производству, чтобы удовлетворить требования взыскателя и найти деньги на сбор. Деньги, поступившие на депозитный счет службы судебных приставов, сначала расходуются на исполнение требований взыскателя и только в последнюю очередь на исполнительский сбор (п. 3 ч. 3, п. 2 ч. 4 ст. 110 Закона об исполнительном производстве);
3)возбуждает отдельное исполнительное производство для взыскания сбора, если его не удалось взыскать до конца основного исполнительного производства и это допускается законом. Отдельное производство возбуждается одновременно с прекращением либо окончанием основного (ч. 15, 16 ст. 30, ч. 2 ст. 44, ч. 7 ст. 47 Закона об исполнительном производстве).

5. В каком размере взыскивается исполнительский сбор
Размер исполнительского сбора зависит от вида требования и должника (ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве):
1)по имущественному требованию — 7% от взыскиваемой суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не меньше 1 000 руб. с гражданина или предпринимателя и 10 000 руб. с организации. Если взыскателю нужно передать имущество, сбор считают от его стоимости, указанной в решении суда (п. 4.2.2 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора);
2)по неимущественному требованию гражданин и предприниматель платят 5 000 руб., а организация — 50 000 руб.
Обратите внимание на следующие особенности:
если вы частично исполнили имущественное требование или у вас рассрочка исполнения, сбор считают от просроченных требований на следующий день после окончания срока добровольного исполнения (п. 76 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50);
за неуплату периодических платежей сбор взыскивается с каждой суммы отдельно (ч. 4 ст. 112 Закона об исполнительном производстве);
если неисполненных требований несколько, сбор устанавливается для каждого из них (п. 76 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50). Например, если должник обязан выплатить сумму основного долга, а также неустойку и убытки за просрочку оплаты;
если в исполнительном документе указана сумма обязательства и требование об обращении взыскания на заложенное имущество, исполнительский сбор рассчитывается только от суммы обязательства (п. 77 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50);
по долгу в иностранной валюте сбор исчисляют в рублях по официальному курсу Банка России на день вынесения постановления о взыскании сбора (ч. 7 ст. 72 Закона об исполнительном производстве);
если есть несколько солидарных должников и один взыскатель, исполнительский сбор взыскивается с должников солидарно. При этом общая сумма со всех должников не должна превышать обычный размер исполнительского сбора, который, как правило, составляет 7% (ч. 3.1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, Обзор N 1 (2016), утвержденный Президиумом ВС РФ 13.04.2016).

READ
Алименты на ребёнка в 2022 году

Материал статьи взят из открытых источников

Что такое исполнительский сбор для кредитных поручителей

Бывают ситуации, при которых для кредитных поручителей также устанавливается стандартный исполнительский сбор. В законодательстве о судопроизводстве указано, что при солидарном взыскании денег, включая поручителей, 7% суммы могут взыскать с любого задолжавшего лица. При этом поручители приравниваются к заемщикам.

Оспаривание подобных решений поручителями возможно в рамках установки суммы или же обращения в судебные инстанции с упомянутыми выше исками об избавлении, снижении, отсрочке или рассрочке выплаты.

Отсрочка, уменьшение и возврат

По указанию суда оплата исполнительного взноса может осуществляться отдельными траншами, отсрочиться, а также сам размер финансовой санкции может измениться в меньшую сторону, но более чем на 25%.

При принятии судом решения, пристав выносит соответствующее постановление, а сам судебный акт подлежит немедленному исполнению.

Если сумма сбора уменьшается, то отдельного постановления не требуется, пристав вносит лишь изменения в предыдущее. Если же происходит отсрочка, поэтапное погашение или возврат оплаченной суммы, приобщают копию решения.

Согласно содержанию ст. 30 Закона No 229-ФЗ, пристав обязан установить срок, в который гражданин может добровольно исполнить решение суда, поскольку это его законное право. Указание на временные рамки содержит само постановление о взыскании исполнительского сбора, в соответствии с п. 12 ст. 30 вышеуказанного нормативного акта – это 5 дней со дня получения письма от пристава. Если же гражданин, в отношении которого начато производство, самостоятельно не погасит долг, начинается процедура принудительного взимания. А поскольку на это тратится время и другие ресурсы, возмещение происходит за счет должника.

Порядок взыскания

Производство по взысканию долга перед ФССП является отдельным и исполняется в общем порядке, закрепленным Законом No 229-ФЗ. Однако оно может осуществляться как в рамках основного производства, так и вне его. В последнем случае финансовая санкция не применяется при:

  • окончании взыскания при фактическом исполнении, возвращении документы взыскателю, направлении листа работодателю, а также истечении срока давности;
  • прекращении производства в связи с принятием судом соответствующего решения, а также заключение мирового соглашения.

Информация о взыскании исполнительского сбора высылается вместе с данными о завершении производства по основному долгу.

Пристав не взыскивает сбор, если исполнение завершается в связи с:

  1. невозможностью узнать, где находится должник, его имущество или денежные средства;
  2. отсутствием ликвидного имущества;
  3. возвращением листа по решению суда или иному официальному акту;
  4. ликвидации юрлица, признании его банкротом.

Не исключается возобновление производства по ранее отозванному исполнительному документу.

Перед взысканием пристав обязан узнать, что должник был предупрежден о начатом в отношении него исполнительном процессе. Гражданин же обязан предоставить доказательства о том, что получение им письма было невозможным (например, больничный или командировочный лист). Также пристав выясняет, истек ли срок, данный для самостоятельного исполнения, сделал ли гражданин платеж, осуществил ли действия.

Учитывая положения ст. 110 Закона No 229-ФЗ, взысканное переводится на счет ФССП в третью очередь, то есть после погашения основной задолженности и возмещения расходов в бюджет, если же характер требований неимущественный, то во вторую.

Ссылка на основную публикацию