Аварии с велосипедистами: как разобраться кто прав

Дорожно-транспортные происшествия с участием велосипедиста

Велосипед является экологически чистым и недорогим по ежедневным расходам транспортным средством. Технические особенности этого вида транспорта позволяют сравнительно легко передвигаться даже в дорожных пробках. Кроме того, сегодня существует мода на велосипеды. Все это привело к тому, что количество велосипедистов на дорогах постоянно увеличивается. Права на велосипед не требуются, поэтому некоторые велосипедисты забывают о том, что они такие же участники дорожного движения, как и водители автомобилей. В результате ДТП с велосипедистом случаются довольно часто.

Какие происшествия являются дорожно-транспортными и их виды

К дорожно-транспортным происшествиям относят события, связанные с движением транспорта по дороге или произошедшие с его участием, вызвавшие смерть, травмирование людей либо материальный ущерб. При этом ущерб может быть нанесен транспорту участников движения, грузу, объектам инфраструктуры и другим материальным ценностям.

К наиболее часто встречающимся видам ДТП относят:

  • столкновения;
  • опрокидывания;
  • наезды на препятствия;
  • наезды на пешеходов;
  • наезды на велосипедистов;
  • столкновения со стоящим транспортом;
  • столкновения с гужевым транспортом;
  • наезды на животных;
  • падение пассажиров.

Таким образом, ДТП с участием велосипедиста не только не являются редкостью, но и относятся к числу таких, которые происходят регулярно.

Что говорит статистика о происшествиях с участием велосипедистов

В настоящее время доступны статистические данные только за 2022 год. Следует отметить, что в России наметилась общая тенденция снижения количества ДТП. Однако на этом фоне статистика происшествий с участием велосипедистов демонстрирует рост. Аварий с участием велосипедистов в 2022 году зафиксировано на 6,1% больше. С января по сентябрь прошлого года в ДТП пострадали 4606 велосипедистов (рост 4.0%).

Велосипедист даже в специальной экипировке имеет очень слабую защиту в случае ДТП. Поэтому практически каждое происшествие с их участием сопровождается получением травм различной степени тяжести, а нередко приводит к летальному исходу.

Основные виды ДТП с участием велосипедиста и их причины

Каждая конкретная авария, участниками которой являются механическое транспортное средство и велосипед, по-своему уникальна. Однако по общим признакам такие происшествия можно объединить в большие группы и даже определить причины этих ДТП. Рассмотрим основные виды подобных происшествий.

Наезд на велосипедиста, движущегося по дороге в попутном с автомобилем направлении

Основной причиной таких происшествий является нарушение велосипедистом ПДД. Многие водители таких транспортных средств забывают заблаговременно подавать сигналы поворота и, объезжая препятствия, попадают под колеса попутных машин.

Еще одной причиной является крайне редкое использование велосипедистами нашей страны различных приспособлений и одежды, делающих их более заметными на дороге. Велосипед сравнительно мал, а глаз водителя привык к более крупным объектам, поэтому велосипедиста могут просто не заметить. Такая опасность особенно возрастает в темное время суток. Конечно, это никак не уменьшает вину водителя, однако, надев специальную одежду со светоотражающими элементами, велосипедист существенно снижает вероятность ДТП со своим участием.

Наезд при движении велосипедиста по проезжей части навстречу потоку машин

Правилами дорожного движения велосипед признается транспортным средством. Согласно тем же правилам автомобиль или мотоцикл являются механическими транспортными средствами. И хотя эти две группы транспортных средств имеют некоторые отличия, ПДД обязаны соблюдать все участники дорожного движения.

Любое транспортное средство должно двигаться по правой части дорожного полотна с соблюдением рядности. Велосипед, движущийся навстречу потоку машин, – это грубейшее нарушение правил, которое может привести к трагедии.

Если вам необходимо проделать какой-то участок пути именно таким образом, встаньте с велосипеда и катите его по обочине. В этом случае вы становитесь пешеходом и действуете в соответствии с правилами.

Столкновение с автомобилем в местах выезда из дворов и сопредельных территорий

Такие случаи составляют едва ли не большинство ДТП с участием велосипедистов, которые в подобных ситуациях могут двигаться как по проезжей части, так и по тротуару. Основной причиной столкновений в этом случае является ограниченный обзор у водителя автомобиля.

При выезде из дворов обзор зачастую ограничивают зеленые насаждения, различные киоски и рекламные конструкции. И если в это время по тротуару движется велосипедист, вероятность столкновения весьма высока. При этом виновником происшествия может быть признан любой из его участников. Причиной является то, что согласно ПДД водитель, с одной стороны, обязан пропустить велосипедиста, с другой – велосипедист при движении по тротуару не должен создавать помехи движению других лиц, а в потенциально опасных местах обязан спешиваться.

Если же водитель выезжает на дорогу, обзор ему часто закрывают припаркованные у края дороги машины. В этом случае он может просто не заметить велосипедиста из-за низкой посадки. В случае столкновения с велосипедом, выехавшим из-за припаркованных на краю дороги машин, виновным будет признан автомобилист, так как он не пропустил транспорт, движущийся по дороге. Хотя в этом случае велосипедист мог бы избежать аварии, поскольку его более высокая посадка в большинстве случаев позволяет видеть надвигающуюся опасность.

Наезд на пешеходном переходе

ДТП на пешеходном переходе с велосипедистом – еще один случай столкновений. Чаще всего причиной происшествия является нарушение велосипедистом ПДД. Дело в том, что при движении по пешеходному переходу он должен спешиться и толкать велосипед рядом с собой. В этом случае он становится пешеходом и приобретает преимущество над транспортом на переходе.

Ответственность участников ДТП

При столкновении транспортных средств лица, управляющие ими, отвечая на вопрос, кто виноват, признают свою вину. Однако следует держать себя в руках и не торопиться с выводами – виновность в России окончательно определяет только суд.

Поэтому вызывайте сотрудников ГИБДД, оформляйте происшествие и не спешите признавать свою вину – у специалистов по этому поводу может быть иное мнение.

Следует иметь в виду, что за нарушение ПДД основным наказанием является штраф – его нарушитель уплатит в любом случае. Однако в зависимости от тяжести последствий происшествия виновника ДТП могут привлечь и к иным видам ответственности – материальной или уголовной.

Ответственность водителя автомобиля

Если автомобилист признан виновником ДТП с участием велосипедиста, степень его ответственности прежде всего зависит от того, какие последствия повлекла авария. Если лицо, управлявшее велосипедом, погибло или стало инвалидом, придется нести уголовную ответственность – до двух лет лишения свободы. Если велосипедист, получив травмы, остался жив и не стал инвалидом, предусмотрена административная ответственность – штраф в размере до 25 тыс. рублей и 2 года лишения прав на управление транспортом.

READ
Порядок восстановления водительских прав при утере или лишении

Ответственность велосипедиста

В случае ДТП большинство из нас склонно жалеть велосипедиста как человека, который физически страдает сильнее, чем другие участники аварии. Однако закон подходит к этому вопросу иначе, и для нарушителей, управляющих велосипедами, тоже предусмотрены наказания. Если велосипедист просто нарушил ПДД, штраф составит 800 рублей. Если он был пьян, штраф возрастает до 1 – 1,5 тыс. рублей.

Такая же сумма штрафа – от 1 до 1,5 тыс. рублей – установлена и за совершение ДТП по вине велосипедиста. При этом важно понимать, что штрафом можно отделаться только в случае, если пострадавшие не погибли и не стали инвалидами, иначе наступит уголовная ответственность. Кроме того, придется возмещать материальный ущерб. А поскольку полиса ОСАГО велосипедисты не имеют, ущерб придется возмещать из собственных средств.

ДТП с участием несовершеннолетних велосипедистов

Дети более склонны к совершению необдуманных поступков, поэтому юные велосипедисты часто становятся участниками различных ДТП. В связи с этим, завидев на дороге юных велосипедистов, взрослым участникам дорожного движения следует проявлять предельную осторожность и не рассчитывать на то, что дети будут строго соблюдать ПДД.

Кроме того, следует иметь в виду, что административная и уголовная ответственность на несовершеннолетних виновников ДТП не распространяется. Материальную ответственность за нанесенный по их вине ущерб будут нести родители или законные опекуны.

Как действовать, если произошло ДТП с участием велосипеда

Отвечая на вопрос, что делать, если произошло ДТП, прежде всего следует отметить, что оформление происшествия с участием велосипедист по европротоколу невозможно в связи с отсутствием у него ОСАГО. В остальном действия такие же, как и при любом другом ДТП:

  1. Немедленно остановиться или не двигаться, если автомобиль стоял.
  2. Выставить знаки аварийной остановки (не ближе 15 м – в населенных пунктах и не ближе 30 м – за городом).
  3. Выяснить состояние других участников ДТП, оказать помощь пострадавшим.
  4. Зафиксировать обстановку происшествия.

Если велосипедист не пострадал и хочет уехать, лучше все-таки дождаться ГИБДД. В крайнем случае возьмите расписку об отсутствии у него повреждений и претензий. Иначе, если они возникнут позже, вас ожидают серьезные проблемы.

Как происходит возмещение ущерба при ДТП с велосипедистом

После введения обязательного полиса ОСАГО водитель автотранспорта, своевременно его оформивший, лучше защищен материально от претензий по поводу ущерба, нанесенного в результате ДТП, произошедшего по его вине. Выплата компенсации производится страховой компанией, в которой приобретен полис.

Чтобы получить компенсацию, велосипедисту следует обратиться в страховую компанию виновника происшествия и предоставить:

  • Справку о произошедшем ДТП.
  • Копию одного из следующих документов:
    • протокола об административном правонарушении;
    • постановления по делу об административном правонарушении;
    • постановления об отказе в возбуждении дела.
  • Извещение о ДТП.
  • Документы, удостоверяющие личность заявителя.
  • Документы, указанные в пп. 4.1, 4.2, 4.4 -4.7 положения «О правилах ОСАГО» Банка России от 19.09.2017 года – если возмещается вред здоровью.

Если страховая компания отказывает в выплатах, пострадавший имеет право обратиться в суд с обязательным соблюдением процедуры досудебного урегулирования. На практике это означает, что в страховую компанию нужно отправить заказным письмом претензию с описанием вложения и уведомлением о вручении. Если через 10 дней после вручения претензии удовлетворяющий вас ответ не получен, можно подавать исковое заявление в суд.

Если у водителя отсутствует полис ОСАГО, ущерб превышает сумму, покрываемую страховкой, или требуется возмещение морального ущерба, все эти суммы виновник ДТП покрывает за счет личных средств. Если он отказывается произвести выплаты добровольно, следует обращаться в суд.

Как известно, велосипедисты полиса ОСАГО не имеют и весь ущерб, причиненный по их вине, возмещают из личных средств.

Велосипед не является транспортным средством повышенной опасности, поэтому ответственность водителя наступает по ст. 1064 ГК РФ. Если виновник ДТП отказывается возместить ущерб добровольно, придется также обращаться в суд.

В заключение

ДТП с участием велосипедистов происходят очень часто. В связи со слабой защитой велосипедиста основная доля травм обычно достается именно ему. Поэтому мы призываем всех участников дорожного движения – автомобилистов и велосипедистов – к безусловному соблюдению ПДД и предельной внимательности. Если один из участников аварии является велосипедистом, по европротоколу такое происшествие оформлять нельзя. Что касается возмещения ущерба, причиненного по вине велосипедиста, нужно учитывать, что в большинстве случаев денежную компенсацию придется взыскивать через суд, так как полиса ОСАГО у него нет.

Машина сбила велосипедиста, разбор аварии: Видео

Кандидат юридических наук. Адвокат. Юридический практический стаж – 7 лет. Специализации: Автоправо, налоговое право, займы и кредитования, возмещение ущерба.

10 причин ДТП с участием велосипедистов

1. Невнимательность водителя при повороте направо

По статистике, около 12% смертельных ДТП в России происходят из-за того, что автомобиль, поворачивая направо, не замечает велосипедиста, который двигается параллельно или прямо. Виновным в таких случаях всегда признают водителя.

Как избежать аварий: водителям – обозначать маневры поворотниками и следить за ситуацией на дороге по зеркалам, веллерам – быть внутренне готовыми к тому, что машина из крайнего ряда может резко уйти направо.

READ
Ситуации когда можно ездить без ПТС

2. Езда по тротуарам

На тротуаре велосипеду не место – это напрямую прописано в пункте 9.9 ПДД. Несмотря на то, что к велосипедистам на тротуаре относятся достаточно снисходительно, столкновение велосипедиста с пешеходами может привести к травмам посерьезнее, чем синяки и ссадины.

Как избежать аварий: велосипеды должны двигаться по велосипедной дорожке, а при её отсутствии — по крайней правой полосе проезжей части в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создаёт помех пешеходам.

3. Водители не уступают дорогу велосипедисту на перекрестках.

При наличии знака «уступи дорогу» водитель должен пропустить не только автомобили, которые движутся по главной дороге, но и велосипедистов!

Как избежать аварий: быть внимательными на перекрестках.

4. Пренебрежение светоотражателями и фонарями

Велосипедистам необходимо оборудовать свой транспорт фонарями и всегда включать их при движении по дорогам общего пользования! Днем и ночью в населенных пунктах и на трассе велосипед должен быть обозначен светом белой фары спереди и красного фонаря сзади. Пренебрежение этим правилом нередко приводит к ДТП, особенно при движении по загородным трассам.

Как избежать аварий: велосипедистам следует сделать себя максимально заметными на дорогах.

5. Велосипедисты переезжают пешеходные переходы на колесах

Велосипедисты в массовом порядке форсируют «зебры», не слезая с седла. Велосипедист, неожиданно выруливший на дорогу в зоне перехода, рискует очень быстро попасть под колеса и получить тяжелые травмы или даже погибнуть, а водитель вынужден будет нести за это ответственность. Доказать, что велосипедист был верхом и появился неожиданно, довольно трудно.

Как избежать аварий: спешиться с железного коня на пешеходном переходе.

6. Водители не могут оценить скорость и тормозной путь велосипеда.

Среди автомобилистов бытует ошибочное мнение, что велосипед не может разгоняться до приличной скорости, зато способен практически мгновенно останавливаться. На самом же деле средняя городская скорость велосипедиста составляет от 25 до 30 км/ч . При желании байк можно разогнать и до 40 – 45 км/ч . Да и тормозной путь у велосипеда тоже достаточно длинный, хотя и несколько короче автомобильного. Так, двигаясь на скорости 20 км/ч , велосипедист может остановиться через 3 – 4 метра , а с 40 км/ч – уже за 7 – 8 метров .

Как избежать аварий: данные о скорости и тормозном пути велосипеда необходимо учитывать водителям автомобилей при перестроении и других маневрах вблизи велосипедистов.

7. Водители сбивают велосипедистов открытой дверью

Частенько водители, остановившись на обочине, беспечно открывают дверь, не глядя по сторонам. Если в этот момент мимо поедет велосипедист, то он рискует получить тяжелые травмы.

Как избежать аварий: быть внимательными при открытии двери.

9. Велосипедисты совершают непредсказуемые маневры

Оборудовать велосипед стоп-сигналами и поворотниками невозможно. Поэтому действия велосипедиста часто становятся сюрпризом для остальных участников движения.

Как избежать аварий: объезды препятствий, замедления и перестроения двухколесным следует совершать максимально осторожно, по возможности – информируя автомобилистов об этом специальными жестами.

Для обозначения маневра Правилами предусмотрены следующие знаки (ПДД 8.1-8.2).

Остановка – поднятая вверх рука (любая).

Поворот или перестроение направо – вытянутая правая рука, либо вытянутая и согнутая в локте левая.

Поворот или перестроение налево – вытянутая левая рука, либо вытянутая и согнутая в локте правая.

Однако не рекомендуется пользоваться альтернативными способами (там, где согнутая рука), так как они рассчитаны на автомобилистов.

Сигнал левого поворота также рекомендуется подавать при огибании припаркованного у правого края полосы механического транспортного средства.

10. Велосипедисты поворачивают налево на общих основаниях

На улицах, имеющих больше двух полос движения в обе стороны, велосипедисты не имеют права поворачивать налево вместе с машинами – это совершенно недвусмысленно прописано в пункте 3 раздела 24 ПДД. Велосипеды, поворачивающие налево с общим потоком, сильно мешают окружающим и подвергают себя опасности.

Как избежать аварий: крупные перекрестки безопаснее форсировать через пешеходные переходы.

ГИБДД: «Виноваты обе стороны»

«В случае ДТП водители винят в нарушениях, приводящих к автоавариям велосипедистов, последние, напротив, убеждены, что это водители не хотят замечать на дороге двухколесный транспорт. Статистика показывает, что доля вины и тех, и других примерно одинакова, – сообщает отдел Пропаганды УГИБДД МВД по РС (Якутия). – К сожалению, в столице республики, как, впрочем, и в других ее населенных пунктах, нет велодорожек, где велосипедистам было бы безопаснее. Но с учетом дорожных реалий внимательными должны быть все участники дорожного движения».

За примерами далеко ходить не надо. 22 июня на перекрестке улиц Дзержинского и Пояркова водитель автомашины «Тойота Фан Карго» совершил наезд на велосипедиста, который переезжал пешеходный переход на разрешающий сигнал светофора. Водитель пояснил, что, убедившись, что пешеходов на переходном переходе нет, продолжил движение, но неожиданно на «зебру» выехал велосипедист. В результате наезда 18-летний молодой человек получил травмы в виде множественных ушибов.

ГИБДД напоминает: в любом случае велосипедисту нужны средства защиты – шлем, налокотники, наколенники, а само транспортное средство должно быть исправно, иметь звонок и быть оборудовано световозвращателями (катафотами) или фонарями спереди и сзади для безопасного движения в темное время.

Водителям велосипеда запрещается:

– ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

– перевозить пассажиров, кроме ребёнка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками;

– перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

– двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

– поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (в этом случае нужно слезть с велосипеда и перейти дорогу по пешеходному переходу);

READ
Как сделать дубликат водительских прав

– двигаться по автомагистралям;

– двигаться по дороге в тёмное время суток без включенного переднего белого фонаря;

– запрещается буксировка велосипедов, а также велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом;

– управлять своим транспортным средством в состоянии опьянения, пользоваться мобильными телефонами (ПДД 2.7).

Ответственность велосипедиста за нарушение ПДД

За нарушение ПДД велосипедистами предусмотрена административная ответственность.

Ответственность регламентирована Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях:

Статья 12.29 ч. 2 — Нарушение ПДД лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи (то есть пешеходов и пассажиров ТС), а также водителя механического ТС), предусматривает наказание в виде предупреждения или штрафа в размере 800 рублей.

Статья 12.29 ч. 3 — Нарушение ПДД лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей

Аварии с велосипедистами: как разобраться кто прав

Самый удобный и недорогой вид транспорта для некоторых жителей нашей страны — это велосипед, особенно в теплое время года. Не приходится стоять в пробках и изнывать от жары в салоне авто, если не работает кондиционер. Но помимо удобства этот вид транспорта является достаточно опасным, поскольку не всегда велосипедисты готовы соблюдать ПДД и ездить аккуратно. Но что делать автовладельцу, если он попал в ДТП с участием велосипедиста?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Распространенные ситуации

Самыми уязвимыми и при этом беспечными участниками движения на дороге являются велосипедисты. Любые данные, которые можно получить на официальном портале Госавтоинспекции, говорят о том, что в летний период наибольшее число аварий происходит именно с представителями велодвижений.

Наибольшее число — с детьми-велосипедистами.

К сожалению, в нашей стране не распространено обучению водителей велосипедов езде по оживленным дорогам, они постигают все навыки самостоятельно, в то же время пренебрегая безопасностью и дотошным изучением ПДД.

Автобусы на остановках и просто припаркованные автомобили для них являются преградой, которую они объезжают не глядя по сторонам, т.е. просто выскакивают на проезжую часть под колеса едущего ТС.

Аварии с велосипедистами случаются не только летом, но и в зимнее время, поскольку современные магазины могут предоставить само двухколесное транспортное средство на любое время года.

Не столь критичен и важен был бы этот вопрос, если бы в ДТП страдали только транспортные средства.

К сожалению, велосипедист никак не защищен в моменты движения от окружающих автомобилей и иных участников движения. Максимум, что может быть — это специальная защита, которая поможет в случае ДТП предотвратить летальный исход.

Ежегодно статистика по смертельным случаям и получению тяжелых телесных повреждений только ухудшается, что говорит лишь о том, что работа по улучшению дорожной ситуации просто не проводится.

Причины же аварий с велосипедистами различны и разнообразны. Рассмотрим самые распространенные.

Выезд с дворовой территории

Зачастую велосипедисты очень уверенно чувствуют себя на дворовых дорожках, где движения автомобилей нет, а пешеходы стараются самостоятельно избежать столкновения с двухколесным участником движения.

При этом выезжая со двора их мировосприятие не меняется: они уверены в том, что избегать аварии с ними должны окружающие, а не они сами.

Выезжая из проулка между домами, водитель велосипеда начинает движение между припаркованными авто, становясь незаметным для основного потока.

Резкий выезд на проезжую часть может спровоцировать аварию.

Так же этот момент можно рассмотреть и с той точки зрения, когда из двора выезжает автомобиль.

Водитель смотрит на движущиеся ТС, не замечая велосипедиста, маневрирующего между припаркованными ТС.

По факту это происходит из-за низкой посадки в автомобиле. Дальнейшее развитие событий происходит уже исходя из реакции водителей и их скорости движения.

В подобных ситуациях в любом случае виновником ДТП признают того, что управляет автомобилем. Его невнимательность не может служить оправданием случившемуся ДТП.

Движение по встречке

В нашей стране законодательно установлено правостороннее движение, конечно, если речь не идет о полосах реверсивного движения или просто односторонних дорогах.

Для движения на дороге всегда присутствует разметка, которая помогает автовладельцам ориентироваться на дороге и правильно выбирать полосу для движения.

Нужно помнить, что велосипед так же является транспортным средством, поэтому оснований для пренебрежения правилами движения у него нет.

Весь транспорт, который осуществляет движение на дороге, обязан соблюдать ПДД, а водители — нести ответственность за свои действия.

Естественно, не все велосипедисты знакомы хорошо с правилами движения, что приводит к печальным последствиям.

Аварии на велосипедах случаются благодаря тому, что участник движения неверно выбрал полосу и направление движения — то есть ехал по встречке.

В подобных случаях их движение является потенциально опасным и аварийным и может повлечь за собой ДТП даже со смертельным исходом, если учитывать скорости движения встречных потоков.

Движение по тротуару

Один из самых распространенных типов ДТП, случающихся с участием двухколесного ТС.

Когда владелец двухколесного ТС движется по тротуару, а водитель авто выезжает из двора нередки столкновения.

Происходит это за счет того, что у водителя автомобиля затруднен обзор из-за насаждений кустарников или деревьев, а также небольших строений или ремонтных работ, которые нередко ведутся рядом с домами.

Велосипедист же в подобной ситуации уверен, что при движении по тротуару он имеет преимущество и не готов уступить дорогу более крупному ТС, чтобы избежать ДТП.

READ
Как разговаривать с ГАИшниками: правила и секреты

В подобных ситуациях зачастую признаётся обоюдная вина водителей. С одной стороны, автомобиль должен был пропустить всех, кто двигается по тротуару, а с другой — велосипедист при движении должен не мешать движению других лиц.

Все потенциально опасные участки, такие как пешеходные переходы или выезды из дворов, водитель велосипеда должен проходить пешком, ведя двухколесное средство рядом с собой.

Шанс быть признанным невиновным у владельца авто все же есть: даже при минимальной скорости он не может в один момент остановить свое транспортное средство, когда велосипедист на скорости вылетает под колеса с пешеходной зоны.

То есть, при наезде на пешехода виновным будет признан водитель ТС, а наезде на велосипедиста ответственность все же будет лежать на последнем.

Пешеходный переход

Большинство ДТП на пешеходном переходе происходит из-за невнимательности и спешки водителей.

Участие же велосипедистов в подобных авариях случается по причине того, что они пытаются быстрее проехать опасный участок, забывая об элементарных правилах движения.

На самом деле, водитель двухколесного ТС обязан еще на тротуаре слезть с него, став пешеходом, и пересечь проезжую часть пешком, ведя велосипед рядом с собой.

В случае, если наезд на велосипедиста произошел из-за нарушения им правил дорожного движения, то закон, зачастую, принимает сторону водителя автомобиля. Хотя, как и в любом правиле, всегда случаются исключения.

Остановка общественного транспорта

Подобные ситуации не редкость, хотя определить заранее, кто прав, а кто виноват невозможно, потому что каждый случай индивидуален.

Если рассматривать частные случаи, то более частыми являются следующие:

  • автобус подъезжает к остановке для высадки пассажиров, а велосипедист объезжает его с выездом на соседнюю полосу;
  • автобус отъезжает от остановки, но велосипедист считает, что он сможет его быстро объехать.

Любой из этих случаев будет считаться нарушением правил именно со стороны водителя велосипеда. Поскольку он является участником дорожного движения, то должен нести административную ответственность: ему выпишут штраф в размере от 800 рублей.

Действия при ДТП

В том случае, если все же столкновение автомобиля с велосипедом произошло, то необходимо вспомнить порядок действий и неукоснительно его соблюдать:

  1. Проверить состояние всех участников ДТП, определить, есть ли повреждения и травмы.
  2. При необходимости — срочно вызвать скорую помощь и оказать первую помощь пострадавшим.
  3. При попытке скрыться с места ДТП водителя автомобиля — записать его номер ТС.
  4. При необходимости обратиться к аварийным комиссарам за помощью.
  5. Вызвать сотрудников ГИБДД, оставив ТС на тех местах, где они оказались вследствие столкновения.
  6. Найти очевидцев, которые могут подтвердить детали ДТП.
  7. При возможности зафиксировать на фото место аварии и полученные повреждения.
  8. Заполнить протокол с представителями ГИБДД.

После выполнения всех этих действий можно рассчитывать на получение компенсации за полученный ущерб.

Для этого нужно направить виновнику досудебную претензию, а в последующем и обращение в суд в случае необходимости.

Кто виноват

В любом ДТП виновным может оказаться любая из сторон, хоть зачастую и принято считать, что виновным может быть только водитель автомобиля.

Это неверное суждение, поскольку велосипедисты гораздо чаще пренебрегают правилами дорожного движения и рассчитывают на то, что “проскочат”.

При этом меры наказания для водителей авто регулируются статьей 12.27 КоАП или же УК РФ в случае причинения вреда жизни и здоровью людей:

  • арест на срок до 15 суток;
  • лишение ВУ до полутора лет;
  • штраф за ДТП;
  • арест до 3х месяцев;
  • лишение свободы.

К велосипедисту же применяются следующие меры:

  • штраф;
  • компенсация нанесенного ущерба;
  • лишение свободы.

В том случае, если водитель хочет ускорить оформление ДТП и воспользоваться Европротоколом, следует вспомнить, что в случае ДТП с велосипедистами это строго запрещено.

Европротокол может быть оформлен только в том случае, если обе стороны аварии имеют действующий полис ОСАГО.

Велосипед же не подлежит страхованию, поэтому данный тип оформления применен быть не может.

Меры по предотвращению ДТП

В первую очередь водитель всегда должен быть внимателен. Самой главной профилактикой ДТП с двухколесными ТС будет являться постоянное напоминание самому себе о том, что в теплое время года их становится достаточно много.

Основными же способами предотвращения подобных аварий может стать:

  • оборудование велосипедных дорожек;
  • использование светоотражающих элементов на велосипедах и одежде их владельцев;
  • присвоение госзнаков велосипедам, а также обязательное их страхование.

К сожалению, подобными мерами должны заниматься государственные и региональные власти, а не автомобилисты своими силами.

Заключение

К сожалению, с каждым годом статистика по ДТП с велосипедистами только увеличивается. Для того, чтобы не допустить подобной аварии необходимо быть очень внимательными на дороге и следить не только за светофорами и пешеходами, но и за другими участниками дорожного движения.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:




Автомобиль против велосипеда: кто прав, кто виноват

Бессистемная популяризация велосипеда, который особо продвинутые сити-менеджеры почему-то считают полноценной альтернативой не только личному, но и общественному транспорту, привела к тому, что на российские дороги в буквальном смысле выкатилось поколение молодых и отчаянных, не имеющих ни малейшего представления о том, что их нахождение на дорогах общего пользования регламентируется малознакомым многим из них документом под названием Правила дорожного движения. Эти самые ПДД, к слову, имеют статус закона, то есть обязательны к исполнению всеми участниками дорожного движения, кем бы они не являлись – пешеходами, водителями автомобиля, трактора, скутера и. велосипеда. И именно неприятие данного факта вместе с банальной дорожной неграмотностью и нежеланием повышать свой «профессиональный» уровень, приводит к катастрофическим последствиям. В локальном, разумеется, масштабе, но разве от этого кому-то из пострадавших становится легче?

READ
Причины для остановки ТС по требованию ГИБДД: основания и порядок

Что такое «велосипед»

Если вы считаете, что велосипед является безобидной игрушкой – сильно заблуждаетесь. С точки зрения Правил (пункт 1.2), «велосипед» – транспортное средство (кроме инвалидных колясок), которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч. Прописано в этом пункте и понятие «велосипедист» – лицо, управляющее велосипедом.

Спешившийся велосипедист фактически является пешеходом, что, впрочем, не снимает с него обязанности соблюдать ПДД.

Иными словами, принципиальная разница между велосипедистом и водителем заключается лишь в том, что первый, в отличие от второго, может моментально спешиться и превратиться в пешехода. Под последним ПДД подразумевают «лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или вело-пешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства».

Проще говоря, он может, например, пересечь проезжую часть по «зебре». Но пешком, а не «верхом». Об этой обязанности восемь из десяти велосипедистов либо не знают, либо не хотят знать, либо делают вид, что не помнят. Притом, заметьте, подобными же правами обладают и мотоциклисты, но они по пешеходным переходам по понятным причинам не ездят. Мало того, я, пожалуй, не припомню случая, чтобы они переходили дорогу вместе с байком. Вот велосипедисты, едущие по «зебре» – полторы сотни случаев за день.

Ночью все кошки серы

И несколько десятков – за ночь. Ночные велопрогулки вообще стали бичом современных мегаполисов. Подавляющее большинство велосипедистов уверены, что их не касаются никакие правила и что у них есть только права, но нет обязанностей. Габаритные огни в темное время суток? Да вы с ума сошли! В лучшем случае – китайский диодный фонарь, который, к слову, больше окружающих слепит, нежели освещает путь. Светоотражающие элементы, катафоты? Фликеры на одежде? Защита? Та же история. Официальная отмазка: это дорого, жарко. На самом деле: «я не хочу ездить, как лох». Вы можете не верить, но в более или менее крупных веломагазинах штатные катафоты лежат в коробках, прямо в торговом зале. Их можно брать бесплатно, но обычно туда только скидывают новую партию снятых.

Однако тут на помощь опять приходят положения ПДД. Пункт 2.3, где прописаны обязанности водителя транспортного средства, коим, как мы уже уяснили, велосипед и является. В первом же параграфе этого пункта (2.3.1) значится следующее:

«перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в дальнейшем – Основные положения).

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада».

Естественно, далеко не все из этого применимо к велосипеду, однако габариты, катафоты, работающие тормоза и исправное рулевое управление в распоряжении велосипедиста быть все-таки должны, а любое несоответствие – нарушение ПДД, которое, случись что, может быть учтено судом, как решающее обстоятельство.

Штраф – мера соцзащиты

От себя мы бы еще дополнили этот список шлемом и светоотражающим жилетом. В толерантной Западной Европе, на которую кивают расплодившиеся нынче «велонацисты», за отсутствие надлежащей экипировки ваш кошелек без проблем облегчат на пару сотен евро. Потому как высокий уровень жизни там обеспечен не только соблюдением прав, но и жесткой трудовой и социальной дисциплиной. А все потому, что только полностью дееспособный гражданин способен платить налоги, а значит и поддерживать этот самый уровень. Оплачивать же больничный нерадивому велосипедисту, по собственной глупости временно или полностью утратившему способность трудиться и обеспечивать бесперебойную работу различных институтов, там никто не желает.

Да, кстати, за беспричинный наезд на велосипедиста водителя там оштрафуют по полной. И, не исключено, что посадят на некоторое время. Но в то же время, велосипедист тоже априори не считается агнцем, поданным на заклание: если он что-то «учудил», сидеть будет ровно столько же.

В России, увы, все гораздо проще. Если вкратце, то велосипедист не должен создавать помех другим участникам дорожного движения, соблюдать правила перевозки грузов, требования знаков и положений упомянутых Правил, которые, к слову, регламентируют не только места использования велосипеда, но и минимальный возраст велосипедиста, начиная с которого тот имеет право выезжать на дороги общего пользования. Что касается первого, тут стоит напомнить, что на автомагистрали (а также МКАД или Третье кольцо в столице) таким транспортным средствам путь заказан. Как, впрочем, и мопедам, и маломощным скутерам. По поводу второго: многие вообще понятия не имеют, что школьники на велосипеде на дороге – в принципе вне закона. Согласно пункту 24 ПДД, детям до 7 лет движение возможно только вместе с родителями (разумеется, в пределах пешеходных зон и тротуаров), с 7 до 14 лет – самостоятельно, но опять же по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон. И только после 14 лет велосипедист имеет право двигаться по проезжей части.

READ
Ответственность за нарушение правил перевозки пассажиров в автобусах

ПДД – за, но КоАП – против

Однако если по ПДД велосипедист – лицо, управляющее полноценным транспортным средством со всеми отсюда вытекающими, в КоАПе сколько-нибудь весомых санкций за нарушение этих правил, увы, не предусмотрено. Мало того, в Кодексе под транспортным средством подразумеваются агрегаты «с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы». В общем, по ПДД велосипедист равен водителю, но как только дело доходит до наказания – он таковым быть почему-то перестает.

Типичный случай: пьяный велосипедист. Формально в его отношении действует пункт 2.7.1, где ему однозначно запрещается управлять транспортным средством в состоянии какого-либо опьянения, а также «под воздействием лекарственных средств, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения», передавать управление людям, пребывающим в аналогичном состоянии, а также употреблять, распивать и т.д. Если в таком состоянии попадется водитель авто, он автоматически лишится права на управления и налетит на 30-тысячный штраф. Что грозит велосипедисту? Штраф в 1000-1500 рублей. Как и пойманному в невменяемом состоянии пешеходу.

Но это лучше, чем ничего. Конечно, было бы неплохо, чтобы у таких «водителей» еще и «права» отбирали (если они, конечно, есть), но проблема не в этом – поймать нарушителя нужно за руку, ибо у него нет ни номера, ни, чаще всего, документов. Мало того, быть может этот велосипед вовсе не его, и он украл его в соседнем дворе, но доказать это на месте практически нереально. Его даже задержать нельзя, хотя де-юре, в случае ДТП покидать место аварии он не имеет права.

Таким образом, фиксация нарушений ПДД велосипедистами, к каким бы последствиям они ни привели, фактически остаются на совести инспектора ДПС. Хотя, будь гаишники хоть немного принципиальнее, они могли бы стричь и велосипедистов: 800 рублей велосипедисту – не 30 000 за пьянку водителю, но тут без проблем можно насобирать «палок» хотя бы за счет объема. Да и в карман что-то да прилетит. Но им проще из трезвого водилы сделать пьяного, чем разбирать мелкие происшествия с не очевидным итогом.

Что делать при ДТП с участием велосипедиста: инструкция, причины дорожного происшествия, определение виновника

Многоканальная бесплатная горячая линия 8 (499) 110-92-57

Юридические консультации по лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу, штрафам, покупке и обмену автомобиля и другим вопросам.

Ежедневно с 9.00 до 21.00

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (499) 110-92-57 .
Это быстро и бесплатно!

Движение на дороге включает различные виды транспорта. Велосипедисты также входят в этот круг, поскольку совершают движение непосредственно рядом с остальными участниками. При этом не редко случаются ДТП с велосипедистом, что может потребовать изучить юридическую сторону вопроса.

Управление велосипедом согласно законодательству РФ выполняется без получения соответствующего разрешения. Нет необходимости сдавать на права, но велосипедист выступает полноправным водителем механического средства, движимого физическими усилиями. Кроме того, он полноправный участник дорожного движения.

В результате ДТП, которые случаются достаточно часто, могут пострадать люди. Урегулировать вопросы можно только на основе законодательства.

Порядок действий при ДТП с участием велосипедиста

Столкновение велосипедиста и автомобиля выступает аварийной ситуацией.

Когда такое происходит, участники обязуются совершить ряд действий, что предусматривается Постановлением Правительства РФ № 1090 «О Правилах дорожного движения» в последней редакции от 26.10.2017.

Существует общеустановленный порядок действий:

  1. Обследовать всех участников на повреждения.
  2. При необходимости вызвать врачей скорой помощи.
  3. В тех случаях, когда водитель (являющийся виновником ДТП) пытается скрыться, следует зафиксировать номер авто.
  4. Вызвать дорожную службу – ГИБДД.
  5. Запрещается производить какие-либо действия по отношению к транспортному средству или другим предметам, попавший в аварию (наказание за это предусмотрены ст. 12.27 КоАП).
  6. Попытаться задействовать свидетелей, которые стали очевидцами происшествия.
  7. Сделать фото места ДТП.
  8. Зафиксировать повреждения.
  9. Дождаться сотрудников ГИБДД.
  10. Сотрудничать в процессе составления протокола.
  11. Подать претензию о возмещении нанесенного виновником ущерба.
  12. При необходимости обратиться в суд.

Возникновение аварийной ситуации далеко не редкость, к тому же виновником может быть каждая сторона ДТП с участием велосипедиста. Именно поэтому для участников дорожного движения так необходимо знание юридической стороны вопроса.

Кто виноват

Первым делом, когда случается ДТП, необходимо определить виновника. Особенно при возникновении споров касательно повреждений и нанесенного ущерба.

Виновником может быть по своей невнимательности или пренебрежительному отношению к другим участникам движения, как водитель автомобиля, так и непосредственно велосипедист.

Для того чтобы установить зачинщика аварийной ситуации, нужно знать возможные причины ее возникновения. Разное восприятие дорожного движения может вызвать непредвиденные обстоятельства.

Распространенными причинами следует назвать:

  1. Неосмотрительный поворот водителя направо.
  2. Езда велосипедистов по тротуарам.
  3. Не используются светоотражатели и фонари.
  4. Переезд велосипедистом пешеходного перехода.
  5. Непредсказуемые маневры водителя велосипедного транспорта.
  6. Водители машины не уступают дорогу при пересечении перекрестков.

Могут быть и другие источники, поскольку все предвидеть невозможно. Кроме того, зачастую отдельно выделяют причины ДТП по вине велосипедиста или водителя автомобиля.

На пешеходном переходе

Правилами дорожного движения предусмотрены условия передвижения по пешеходным переходам или зонам. Что касается “зебры”, то Постановление № 1090 пункт 29.8, запрещает его пересечение, находясь непосредственно в движении на велосипеде. Данный пункт вступил в силу от 14.11.2014 г.

ДТП такого рода избежать практически невозможно. Основной причиной выступает нарушение движения непосредственно самим велосипедистом, который пытается в быстром темпе пересечь участок дороги в недозволенном месте.

READ
Какой штраф за перевозку опасного груза без разрешения или не по правилам

Зебру он должен пересекать пешим ходом. Если не учитывать исключений, виновником выступает велосипедист.

Дорожно-транспортное происшествие с велосипедистом

С каждым годом на дорогах нашей страны появляется все больше транспортных средств, как четырехколесных, так и двухколесных. Активность их появления присутствует в теплое время года, особенно это касается велосипедистов. Однако в этот период и увеличивается количество ДТП, так же связанных с водителями велосипедов. Велосипед признан экологичным и недорогим транспортом, который все набирает свою популярность среди населения. Велосипедистов не обязывают сдавать на права, однако они так же являются полноценными участниками дорожного движения и несут полную ответственность за свои действия. Водитель велосипеда не тратит свое время в пробках и ему не нужны специальные парковки, но он так же, зачастую попадает в аварии и причины могут быть абсолютно разными, начиная от игнорирования приоритета и нарушения ПДД, заканчивая банальными ситуациями, когда водители просто не заметили друг друга.

Действия

При возникновении ДТП с велосипедистом стоит сначала разобраться, нет ли пострадавших. Если есть травмированные люди, либо ДТП со смертельным исходом, то следует незамедлительно вызвать скорую помощь и ГИБДД, а до их приезда следует оказать первую медицинскую помощь, если есть такая необходимость. В случае, когда вред причинен только имуществу, участники дорожно-транспортного происшествия с участия волосипедиста должны руководствоваться следующими действиями:

  • выставить знаки аварийной остановки и включить аварийные огни;
  • не убирать ТС с места аварии;
  • сделать подробные фото(расположения ТС, тормозной путь, наличие повреждений);
  • взять контакты очевидцев.

Далее участники дожидаются приезда сотрудников ДПС, составляют протокол и приступают к обсуждению урегулирования убытков. Хоть и водитель велосипеда является полноправным участником дорожного движения, у него отсутствует полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), поэтому возмещение ущерба возможно только через суд или добровольно. В случае, если расположение транспорта мешает другим транспортным средствам проехать, то проезжую часть следует освободить, сохранив при этом осколки и зафиксировав тормозной путь, если таковой был.

Кто виноват в ДТП с велосипедистом?

Почему-то в широких массах, в случае ДТП с велосипедистом, принято считать виноватым водителя автомобиля, однако это не так и чтобы в такой ситуации защитить себя, нельзя покидать места происшествия. Меры наказания для водителя указаны в КоАП ст. 12.27 или УКРФ. Взыскания могут быть следующие:

  • административный арест на 15 суток;
  • лишение водительского удостоверения на срок от 1 до 1,5 лет.

Если в ДТП были пострадавшие, а водитель скрылся, то наказания могут быть следующие:

  • штраф или обязательные работы;
  • исправительные или принудительные работы до 1г.;
  • арест до 3-х месяцев;
  • лишение свободы.

В случае, если велосипедист скрылся с места аварии, то к нему применяются следующие меры:

  • лишение свободы;
  • штрафы;
  • расходы на ремонт и моральный ущерб.

Если видно, что водитель автотранспорта пытается скрыться, в этом случае нужно максимально собраться и запомнить госзнак, а так же опросить очевидцев и взять их контактные данные.

Сегодня большая часть ДТП оформляется по европротоколу, но с водителями велосипедов так делать нельзя из-за отсутствия у них страхового полиса. Обязательным условием при оформлении европротокола является наличие действующего полиса осаго у обеих сторон. Так что найти виновного могут только сотрудники ГИБДД или автотехническая экспертиза.

Дорожно-транспортное происшествие на пешеходном переходе

В случае ДТП с велосипедистом на пешеходном переходе ситуация более понятна. Велосипедисты обязаны пересекать пешеходный переход пешком при этом везти велосипед рядом с собой. Если нарушения со стороны двухколесного транспорта нет, то вина полностью лежит на водителе автомобиля. В том случае, если человек пересекал переход не слезая с велосипеда, то вина в ДТП лежит на нем, однако и полная ответственность с водителя не снимается.

Вина велосипедиста на пешеходном переходе зависит от соблюдения им ПДД и если он проезжает дорогу на красный сигнал, то заведомо нарушает и становится виновником.

Выплаты по страховке при ДТП с велосипедистом

Разберем ситуацию, в которой виновник ДТП с велосипедистом – водитель автомобиля. При условии, что машина застрахована по ОСАГО, потерпевший вправе обратиться в страховую компанию виновника для получения выплат, предоставив при этом все необходимые документы. В случае, когда страховка не покрывает полученный вред, либо предъявлен иск компенсации морального ущерба, владелец транспортного средства возмещает все из собственных средств добровольно или в порядке судебного урегулирования.

Если страховщик отказывает в выплате, либо удовлетворяет ее частично, гражданин имеет право потребовать страховое возмещение через суд. Иногда водитель может быть освобожден от ответственности полностью или частично, если доказано, что авария произошла по умыслу самого потерпевшего, либо вследствие непреодолимой силы. Когда вина в ДТП возлагается на водителя велосипеда, возмещение ущерба происходит по нормам гражданского законодательства, так как наличие страхового полиса у них не предусмотрено.

Компенсация ущерба осуществляется добровольно либо в судебном порядке. Если установлена вина обоих сторон, то судом определяется размер ответственности на основе степени вины каждого участника. Еще один случай, когда автомобиль застрахован по полису КАСКО, то потерпевший имеет право получить выплату со страховщика, который в порядке суброгации может взыскать уплаченные средства с велосипедиста.

Дорожно-транспортное происшествие с велосипедистом во дворе

Для полноценного понимания вопроса ДТП с велосипедистом во дворе разберем ситуацию. Водитель легкового автомобиля выезжает со двора на проезжую часть, при этом велосипедист передвигается по проезжей части в сторону машины, автомобилист не замечает велосипед и начинает выезжать. Исход ситуации зависит от реакции обоих и их дальнейших действий. Если произошло столкновение, то вина лежит на владельце ТС. Хотя по факту виноваты оба, потому что по сравнению с автомобилем у велосипеда высокая посадка и ему проще заметить помеху и предотвратить ДТП.

Практически во всех авариях во дворах виновником признается именно водитель машины, потому что автомобиль считается средством повышенной опасности, лишь изредка удается доказать свою невиновность.

Авария при движении по тротуару

Вообще езда по тротуару велосипедисту разрешается, но не приветствуется, веллеры должны передвигаться по отведенным дорожкам, либо по крайней правой полосе, так же допускается езда по обочине, если не создается помех пешеходам. Связаны такие правила с высоким травматизмом при наезде велосипедов на пешеходов. Но как быть в случае с автомобилем? Допустим, автовладелец выезжает с прилегающей территории, в то время как двухколесный транспорт едет по тротуару и чаще всего видимость затруднена из-за зеленых насаждений, технических установок и т.д. На первый взгляд уступить дорогу обязан автомобилист, так как он пересекает движение велосипеда, но с другой стороны, руководствуясь правилами, велосипедист обязан спешиться и действовать по правилам ПДД. При совершении такого вида ДТП, где велосипед протаранил автомобиль сбоку при движении по тротуару, сотрудники ГИБДД могут принять любую сторону. Вина с владельца автомобиля будет снята, если он докажет что заранее не мог предугадать появление помехи.

READ
Способы узнать реальный пробег автомобиля

Ответственность велосипедиста при ДТП

При нарушении правил дорожного движения для водителей велосипедов применяется административное наказание. А именно:

  • статья 12.29ч.2 – нарушение ПДД в процессе движения, предусматривает штраф 800 рублей или предупреждение
  • статья 12.29ч.3 – нарушение в состоянии алкогольного опьянения со штрафом от 1000 до 1500 рублей, а так же штраф в размере 1500 рублей, если нанесен вред легкой или средней тяжести.

Ущерб по ремонту автомобиля, либо моральный ущерб при ДТП взыскиваются с водителя велосипеда в судебном или добровольном порядке.

Статистика ДТП с велосипедистами

По данным Госавтоинспекции за 2015 год с января по декабрь всего произошло 184000 ДТП из них аварий с велосипедистами 5094, при этом погибло 414 человек и 4830 ранены. Более свежие данные за 2016 год гласят о 173500 ДТП в целом по стране, из них 5063 с участием велосипеда, 384 человека погибло и 4813 получили ранения. Глядя на показатели, можно сказать, что количество аварий заметно снизилось, но цифры все равно приводят в ужас. Статистика так же гласит о том, что самый пик аварийности приходит на пятницу-субботу в период времени с 17:00 до 20:00.

Действия водителя, если водитель велосипеда скрылся с места аварии

Нередко встречаются случаи, когда после ДТП велосипедист попросту скрывается с места аварии, чаще всего это происходит, если он сам и виноват. В этом случае водителю необходимо как можно лучше запомнить какие-нибудь приметы, опросить очевидцев, взяв у них координаты. Хорошо, если у кого-то есть видеорегистратор с записью аварии и в самом автомобиле он так же установлен. Обязательно вызвать ГИБДД, подробно составить протокол и зафиксировать такие данные:

  1. Точное время аварии;
  2. Место ДТП с велосипедистом и расположение ТС;
  3. Дорожную разметку, знаки, светофоры;
  4. Повреждения авто;
  5. Контакты свидетелей и их показания;
  6. Приметы велосипеда и его водителя;
  7. Наличие записи с регистратора.

К сожалению, когда оформлен только полис ОСАГО, ремонт автомобиля осуществляет сам владелец. Если «беглеца» найдут, то ему присваивается штраф в размере 1500 рублей и возможен арест на 15 суток, помимо того, что водитель автомобиля будет взыскивать моральный и материальный ущерб.

Судебная практика ДТП с велосипедистами

Автомобиль двигался по проезжей части по правой полосе между населенными пунктами со скоростью 50 км/ч, такая манера езды обуславливалась плохим дорожным полотном. Впереди на расстоянии 100 м двигался велосипедист в том же направлении, но по левой полосе. Когда автомобиль почти поравнялся с велосипедом водитель двухколесного транспорта резко повернул направо, прямо под машину. Автовладелец резко затормозил, но это не спасло от наезда на второго участника движения. В результате ДТП велосипедист упал, разбив при этом колено и его транспорт получил значительные повреждения в виде погнутой рамы и колеса. Автомобиль так же получил ущерб в виде разбитой решетки радиатора и сколов на бампере. Прибывший отряд ДПС ознакомился с данными регистратора и показаниями обеих сторон, выяснилось, что невнимательность велосипедиста обусловлена алкогольным опьянением и прослушиванием музыки в наушниках. Водителю двухколесного транспорта выписали штраф в размере 1500 тысячи рублей, так как авария произошла по его вине. Позже автомобилист взыскал с него денежные средства на замену решетки и покраску бампера. К сожалению, это лишь одна из тысячи ситуаций, когда все закончилось без значительного ущерба.

Зачастую зоной повышенной опасности выступает обычная парковка и вот пример. Водитель выезжал с автостоянки, которая расположена рядом с домами, на проезжую часть, пешеходная зона находилась в другой стороне. В момент движения произошло столкновение с велосипедом. В результате ДТП велосипедист получил серьезные травмы, которые позднее были квалифицированы как вред средней тяжести, а транспортные средства получили повреждения. Владелец автомобиля потребовал возместить материальный ущерб в размере стоимости ремонта, а так же моральный вред. Истец разъяснял свои требования несколькими фактами:

  1. Полноценный обзор был затруднен наличием ограждения парковки;
  2. Велосипедист находился в состоянии опьянения;
  3. Водитель велосипеда ехал с большой скоростью по тротуару.

По результатам автотехнической экспертизы выяснилось, что заграждение автостоянки в виде решетчатого забора дает полноценный обзор окружающей территории, поэтому не создает препятствий для авто. Действия велосипедиста квалифицировались как законные по причине отсутствия запретов на езду по тротуару, а алкогольное опьянение не имеет причинно-следственной связи с ДТП, так как он не создавал помех движению автотранспорта. А вот водитель машины, выезжая со двора на проезжую часть нарушил правила дорожного движения, так как должен был уступить дорогу участнику движения, передвигающегося по тротуару. После рассмотрения материалов дела суд постановил отказать истцу в возмещении материального и морального вреда.

READ
Как узнать в залоге машина или нет

Меры снижения ДТП с участием велосипедистов

Сегодня все чаще обсуждаются вопросы снижения аварийности на дорогах, в том числе и методы воздействия на водителей велосипедов. Чтобы появилась возможность уменьшить уровень ДТП с велосипедистами, предлагается несколько приемов:

  • оборудовать специальные велодорожки не только в парковых зонах;
  • внести к обязательному использованию светоотражающих элементов, а так же зеркал и устройств освещения;
  • присваивать государственные номерные знаки;
  • обязать оформлять договоры страхования на велосипеды.

Естественно, все меры необходимо подробно продумать и разработать. Если подобные действия будет делать каждый водитель велосипеда, то и ответственность за манеру управления возрастет, а вместе с ним и снизится уровень аварийности.

ДТП с велосипедистом. Что делать?

В 2018 году, по статистике ГИБДД, на велосипедистов было совершено 5294 наезда, что на 7,6% больше по сравнению с 2017 годом, и составляет чуть более 3% от общего количества аварий. В них в 1637 случаях велосипедистами были дети, из которых 1007 были виноваты в произошедшем. В ДТП с велосипедами погибли 370 человек (-4,9%) и пострадали 5057 (+8,2%). Но эти данные касаются только зарегистрированных случаев, большинство наездов без пострадавших никак не фиксируется.

У автомобилистов и велосипедистов на дорогах нет равноправия. И об этом следует иметь представление еще до того, как случится ДТП.

Когда у велосипедиста преимущество перед автомобилистом?

Например, на велосипедной дорожке (конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги или тротуара, обозначенный знаком 4.4.1.) или в велосипедной зоне (территория, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33.1 и 5.34.1.) другие участники движения, будь то автомобили или пешеходы, мешая велосипедистам, априори нарушают правила и в случае столкновения с ними будут виноваты. Но таких зон у нас мало, поэтому чаще аварии с велосипедами происходят на обычных дорогах.

Что запрещено велосипедистам?

Велосипедистам нельзя двигаться по автомагистралям. На прочих дорогах общего пользования им запрещено ехать по полосам, предназначенным для встречного направления, пересекать дорогу по пешеходным переходам и мешать пешеходам на тротуарах. Запрещено управлять велосипедом, у которого есть неисправности тормозной системы или рулевого управления. Также велосипедистам нельзя управлять транспортным средством в состоянии опьянения.

Кстати, «движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон». Детям младше 7 лет запрещено выезжать на велодорожки. Прочие нюансы — в главе 24 ПДД.

Сбил велосипедиста. Первые действия

Водитель автомобиля должен сделать все, что положено после любого ДТП: остановиться, включить «аварийку», выставить знак аварийной остановки и оказать помощь пострадавшим, если таковые имеются — от вызова скорой до самостоятельной поездки с раненым в больницу, если в этом есть крайняя необходимость. Покидать место аварии можно только в последнем случае или когда движение других транспортных средств невозможно (предварительно нужно заснять на фото или видео все обстоятельства аварии и ее последствия).

При наличии пострадавших нужно сообщить об аварии в ГИБДД. Лучше это делать даже тогда, когда велосипедист был виновен, отделался легкими ушибами и царапинами и не хочет никому ничего сообщать. Возможно, он так и сделает. Но может быть и так, что, переосмыслив ситуацию, он заявит об аварии, а водителя обвинит в оставлении места ДТП. Чтобы избежать этого, нужно хотя бы подстраховаться получением расписки от велосипедиста об отсутствии претензий к водителю и записью видеоролика подобного содержания. Желательно пообщаться с очевидцами аварии и взять их контакты на случай, если понадобятся их свидетельские показания. В любом случае звонок в ГИБДД с сообщением о факте аварии и отсутствии претензий участников к друг другу не повлечет никаких обязательств и убережет водителя от лишения прав.

Если повреждено только имущество, то может быть несколько вариантов развития событий. При нанесении большого ущерба следует позвонить в ГИБДД, и тогда либо наряд приедет на место, либо дежурный скажет, в какое отделение подъехать для оформления. Это обычно нужно автовладельцу для компенсации вреда по каско и велосипедисту для получения компенсации по ОСАГО. Если документы от ГИБДД не нужны и участники аварии договорились на месте, то можно просто разъехаться (о звонке в полицию написано выше).

Оформление ДТП

Столкновение с велосипедистом оформляется так же, как обычная авария с автомобилем. И так же, как при обычном ДТП, нужно внимательно читать все документы, которые заполняют сотрудники ГИБДД. В частности, если участники не согласны с описанием обстоятельств, то водитель должен быть назван водителем, а не виновником ДТП, то же самое касается и велосипедиста. Свое несогласие нужно указать на полях протокола и постановления, заверив все экземпляры подписью, а также зафиксировав время и дату. Нужно сверить данные в постановлениях и протоколах всех участников, чтобы не было разночтений в чью-либо пользу. При получении копий документов лучше проверить, не было ли в них каких-либо исправлений. Подписать, поставить время и дату получения документов можно только тогда, когда держите свои экземпляры в руках и никому не собираетесь их передавать.

Документы, необходимые для страховой компании (протокол о возбуждении административного дела и постановление о вынесении наказания), могут быть оформлены сразу после происшествия, если у сторон нет разногласий. Если же участники не согласны, то окончательные документы будут выданы после проведения группы разбора, на которой установится виновник.

Если в аварии пострадали люди, то все действия происходят по той же схеме, что и при причинении вреда пешеходу.

READ
Какой штраф за перевозку опасного груза без разрешения или не по правилам

Чья вина?

Чаще всего столкновения случаются на пересечении «стихий»: проезжей части и территории велосипедов и пешеходов. Самый распространенный случай — это столкновение, когда автомобиль выезжает с той или иной прилегающей территории (из двора, от офиса, с парковки и т. п.) или въезжает на нее, а велосипедист «летит» перпендикулярно по тротуару. Водитель может его не увидеть из-за арки, припаркованных автомобилей, опоры ворот, кустов, афиш, палаток и других объектов городской инфраструктуры, а может просто неправильно рассчитать скорость приближения, приняв велосипедиста за пешехода.

При низкой скорости машина скорее всего успеет остановиться либо у велосипедиста будет время поменять траекторию для смягчения удара. В такой ситуации ГИБДД может принять сторону любого из участников, поскольку, с одной стороны, «при выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает» (п. 8.3 ПДД) , с другой — «если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться» (п. 24.6. ПДД).

При высокой скорости автомобиля последствия будут хуже: велосипедист может получить серьезные травмы, а водитель окажется виновным из-за несоблюдения скоростного режима. Также водитель скорее всего будет виноват, если не заметит велосипедиста, когда тот движется по правому ряду проезжей части, как это ему предписано в ПДД.

Довольно часто велосипедистам приходится ехать по правой полосе вдоль припаркованных автомобилей. Водители или их пассажиры не всегда проверяют обстановку, прежде чем открыть дверь и выйти из машины. Поэтому они становятся виновниками в ДТП: «Запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения» (п. 12.7 ПДД).

Еще один довольно распространенный тип ДТП может случиться при движении велосипедиста по пешеходному переходу, не важно — регулируемому или нет. По правилам он должен спешиться и катить велосипед рядом. Если во время аварии велосипедист переезжает дорогу, то он будет виноват в ДТП.

Итак, для автомобилиста (если он не виноват) ситуация совсем не безнадежная: во множестве случаев виновниками признают именно велосипедистов. Они довольно часто нарушают ПДД, подвергая свою жизнь опасности. Иногда даже делают это осознанно в надежде «проскочить», но чаще — из-за незнания правил.

Компенсация вреда

Если виноват водитель и у него есть действующий полис ОСАГО, то велосипедист получит компенсацию от страховой компании. Если «автогражданки» нет, то велосипедисту придется взыскивать с виновника средства на восстановление своего транспортного средства и/или здоровья. Восстанавливать автомобиль водителю придется либо за свой счет либо по каско, если такой полис есть и условия страхования признают подобные происшествия страховым случаем.

Если виноват велосипедист, то ущерб он возмещает в соответствии с гражданским законодательством. Водитель без каско может компенсировать свои расходы на восстановление автомобиля за его счет в добровольном или судебном порядке. Также к велосипедисту может обратиться страховая компания для взыскания в порядке суброгации выплаченного автовладельцу возмещения.

Если вина обоюдная, то участники могут рассчитывать на компенсацию той части вреда, которую им определил суд.

Ответственность участников

Последствиями аварии может быть не только ущерб здоровью и имуществу, но и административная, и даже уголовная ответственность.

При вине водителя ему могут выписать штраф по КоАП за несоблюдение соответствующих правил: непредоставление приоритета велосипедистам (1500-2500 руб.,), несоблюдение разметки (предупреждение или штраф 500 руб.), превышение скорости (500, 1000, 1500 руб. и т. д.), движение по велосипедным дорожкам (2000 руб.), нарушение правил, установленных для движения в жилых зонах (1500 руб. и 3000 руб. для Москвы и Санкт-Петербурга) и так далее.

В случае причинения легкого вреда здоровью применяются часть первая статьи 12.24. КоАП с наказанием в виде штрафа 2500–5000 рублей или лишение на срок 1–1,5 года. При причинении вреда средней тяжести — часть вторая со штрафом в 10 000–25 000 рублей или лишением на 1,5–2 года.

При причинении тяжкого вреда или смерти уже предусмотрена уголовная ответственность по статье 264 УК. Состояние опьянения считается отягчающим обстоятельством и ужесточает ответственность.

Велосипедиста за любое нарушение ПДД оштрафуют на 800 рублей. Если же он был в состоянии опьянения, то штраф составит 1000–1500 рублей.

Кстати. Что считается велосипедом и кто считается велосипедистом?

В соответствии с российскими Правилами дорожного движения, к велосипедам относятся транспортные средства, кроме инвалидных колясок, которое имеют по крайней мере два колеса и приводятся в движение, как правило, мускульной силой. Также велосипед может иметь электромотор мощностью не более 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч. Если эти параметры превышены, то транспортное средство уже признается мопедом. Но при этом законы для него остаются «велосипедными»: не нужна регистрация в ГИБДД и полис ОСАГО. Все это нужно только при мощности свыше 4 кВт (5,44 л.с.).

Как только человек слезает с велосипеда, он сразу превращается в пешехода, даже если ведет свое транспортное средство рядом.

Велосипедистам не нужно сдавать на права, их транспортные средства никак не зарегистрированы и не застрахованы от гражданской ответственности. Но при этом они считаются полноправными участниками движения. На велосипедистов распространяются общие требования «знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки», двигаться по правой полосе, включать фары и фонари в темное время суток.

На велосипедистов, как на водителей транспортных средств, распространяется требование следить за их техническим состоянием.

Источники:
http://1avtoyurist.ru/dtp/obshhaya-informaciya/avariya-s-velosipedistom.html
http://www.exo-ykt.ru/articles/01/560/13302/
http://prava.expert/avtoyurist/voditelyu/avarii-s-velosipedistami.html
http://www.avtovzglyad.ru/obshestvo/socium/2015-06-10-avtomobil-protiv-velosipeda-kto-prav-kto-vinovat/
http://avt-yurist.ru/dtp/dtp-uchastiem-velosipedista.html
http://prav-voditel.ru/oformlenie-dtp/s-velosipedistom
http://www.drom.ru/info/misc/69059.html
http://zakon7ya.ru/imushhestvennye-obyazatelstva/pomoshh-semjam/avtomobil-mnogodetnym-semjam.html

Ссылка на основную публикацию