CB9TOu › Блог › Правила общения с гаишником (Часть первая)
Информирован – значит вооружён. Водитель должен знать не только Правила дорожного движения, но и свои гражданские права
Права и ответственность сотрудников ГИБДД, действующие нормативные правовые акты, то есть должен обладать определённой правовой культурой
Часть 1. Остановка «по требованию»
Информирован – значит вооружён. Водитель должен знать не только Правила дорожного движения, но и свои гражданские права, права и ответственность сотрудников ГИБДД, действующие нормативные правовые акты, то есть обладать определённой правовой культурой. Без этого автомобилист рискует стать дойной коровой для мошенников, взяточников и недобросовестных работников Госавтоинспекции.
Аксиомы общения с гаишником (Часть первая)
Без необходимости – не останавливать!
Остановка автомобиля по требованию должностного лица ГИБДД – это правовой акт, с которого обычно начинается диалог «инспектор – водитель» и который может иметь серьёзные последствия для обеих сторон.
Остановка ТС и её причины регламентируются нормативными документами МВД: приказом МВД РФ № 329 от 01.06.98 г. и Наставлением по работе ДПС ГИБДД МВД, утверждённым приказом МВД РФ № 297 от 20.04.99 г. (далее по тексту Наставление ДПС). Основания для остановки ТС прописаны в п.13.7 Наставления ДПС и п.2 приказа № 329. Советую читателям запомнить названия документов и ниже упомянутых пунктов, помеченных жирным шрифтом, т.к. упоминание их в разговорах с гаишниками демонстрирует Вашу юридическую грамотность.
Запрещается останавливать ТС без необходимости (п.13.7 Наставления ДПС). Хотя любую проверку можно мотивировать поиском угнанной машины или проведением спецоперации. Но в любом случае при обращении к Вам сотрудник ДПС должен назвать внятно свою должность, звание, фамилию и сообщить о причине остановки Вашего ТС (п.18.2 Наставления ДПС). Если инспектор ДПС не представился по форме и не объяснил, почему остановил Ваш автомобиль, то его действия могут быть расценены как нарушение служебной дисциплины (п.2 приказа № 329). Законность таких действий можно оспорить в суде.
Предъявите документы!
Проверку документов, согласно п.13.7 Наставления ДПС, разрешено производить на стационарных постах. Автомобиль с окраской и надписью ДПС ГИБДД на обочине дороги не является ни стационарным постом, ни контрольным постом милиции, ни контрольно-пропускным пунктом. Таким образом, наиболее распространённая ситуация, когда ТС останавливается просто на обочине дороги для проверки документов (а это излюбленные места инспекторов ДПС на ул. Мухина, перед пересечением с Зейской, на Игнатьевском шоссе, около НИИ СОИ, Новотроицкое шоссе и многие другие) является нарушением законодательства со стороны работников Госавтоинспекции.
В самом начале беседы инспектор ДПС произносит обычно стандартную фразу: «Сержант ДПС областного ГАИ такой-то, предъявите документы». Подобное требование нельзя рассматривать как объяснение причины остановки. И чтобы предотвратить развитие ситуации в незаконном русле, лучше всего задать инспектору прямой вопрос о причинах остановки, на который тот обязан дать ответ на основании п.18.2 Наставления ДПС.
Ход конём
Имейте в виду, что инспектор ДПС может попытаться оправдать законность остановки, предъявив Вам обвинение в совершении административного правонарушения. Обычно в такой ситуации предъявляются претензии по ремням безопасности. Но даже если Вы ехали с непристёгнутыми ремнями, такое развитие событий говорит о том, что инспектор в момент остановки этого не видел. А значит, остановив Вас, он совершил правонарушение в виде самоуправства, ответственность за которое предусмотрена ст.19.1 КоАП РФ. То есть доказательства Вашей вины были получены инспектором с нарушениями закона, а их использование недопустимо в соответствии с ч.3 ст.26.2 КоАП РФ.
При общении с инспектором ДПС Вы можете заявить, что во время движения Вы были пристёгнуты ремнями и требований ПДД не нарушали. К тому же остановку ТС инспектор объяснил проверкой документов, а не непристёгнутыми ремнями. Вы также можете указать на незаконность остановки такой фразой: «Проверку документов, согласно п.13.7 Наставления ДПС, можно проводить только на стационарном посту. Обочина дороги таким постом не является. Объясните, на каком основании Вы допускаете нарушение закона и моих прав – приказом МВД № 329 это квалифицируется как нарушение Вами служебной дисциплины». Далее инспектор ДПС либо пожелает Вам счастливого пути, либо попытается перейти в наступление, чтобы «оправдать» свои действия.
Некоторые гаишники пытаются выйти из ситуации, заявляя, что они якобы называли причину остановки. В таких случаях рекомендую весь диалог с инспектором записывать на диктофон или на мобильный телефон, оборудованный функцией записи голоса. Наличие такой записи при обжаловании действий гаишника позволит точно установить, что инспектор ДПС нарушил Ваши права.
Перед началом записи рекомендуется произнести вслух текущие дату и время, а также место события. Если Вы делаете запись в присутствии свидетелей, например, Ваших пассажиров, это только добавит Вам очков.
Часть 2. Избегаем конфликта
Зачастую результат встречи с инспектором ГИБДД зависит от поведения самого водителя — его умения выдержать нейтральный тон разговора. И чтобы избежать конфликта, необязательно быть тонким психологом — достаточно помнить, что инспектор тоже человек. Спокойствие водителя, особенно если оно подкреплено определённой эрудицией, может стать хорошим способом самозащиты.
Всему своё место и время
Наставление ДПС накладывает ограничения на места, в которых запрещается останавливать ТС. Это, как правило, участки дорог с ограниченной видимостью до и после поворота, перед перекрёстками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах. Почему-то в нарушение этих требований инспекторы ДПС часто останавливают автомобилистов в местах закрытых поворотов.
Вы можете смело подвергнуть сомнению законность Вашей остановки в таких местах. Даже если Вы и совершили нарушение, действия остановившего Вас инспектора ДПС также будут являться нарушением закона. А, как известно, лицо, совершившее нарушение, не может быть привлечено к ответственности, если нарушены процедуры, установленные законом.
Кроме того, остановка транспортных средств должна осуществляться на минимально короткий срок (п.13.8 Наставления ДПС). Если инспектор ДПС начинает из-за Вашего упорства злоупотреблять своим служебным положением — например, «сочинять» протокол целых полчаса, а то и больше, — укажите ему, что, в соответствии со ст.28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении должен быть составлен немедленно после выявления правонарушения. А если учесть, что при заполнении протокола инспектор должен написать не более 20-30 слов (на что требуется минуты две-три), то получасовая процедура оформления документа тоже является незаконной.
Человеческий фактор
В случае возникновения конфликта сотрудник ДПС не вправе, руководствуясь личными чувствами к участникам дорожного движения, изменять в сторону ужесточения объявленную меру административного воздействия за совершённое правонарушение. Тем не менее, если Вас остановили за нарушение ПДД, имейте в виду, что сам выбор меры воздействия (штраф или предупреждение, размеры штрафа) будет во многом зависеть от того, как Вы себя поведёте.
Взаимоотношения водителя с инспектором ГИБДД в значительной степени зависят от умения водителя понять психологию инспектора (ведь на посту он остаётся человеком — с определённым набором личностных характеристик, которые могут быть Вам несимпатичны или безразличны, а иногда и неприятны) и в соответствии с этим правильно выстроить свою линию поведения.
С другой стороны, Ваше поведение тоже может вызвать у инспектора определённую реакцию: располагающую, уважительную, нейтральную, негативную или резко отрицательную.
В любом случае, во время общения будьте вежливы. Не начинайте разговор с отрицательных фраз. Ни при каких обстоятельствах не переходите на личности. Поэтому уже с первых контактов постарайтесь найти или создать атмосферу доверительную, в крайнем случае нейтральную.
По уму провожают
Если Вы явно нарушили ПДД и прекрасно это понимаете, то отрицать свою вину глупо. В этом случае лучше извиниться и понести заслуженное наказание. Можно, конечно, «поторговаться», указать на причины, из-за которых Вы допустили нарушение.
Когда нарушение малозначительно или неочевидно, то есть было совершено вынужденно (например, проезд на жёлтый сигнал светофора при выезде на перекрёсток), а наказание грозит несоизмеримое, видимо, целесообразно попробовать убедить инспектора в чрезмерности его обвинений. Как известно, КоАП РФ устанавливает диапазон (вилку) штрафа, и величина его зависит от воли инспектора. Отсюда и возможность для «торга».
Но чтобы аргументированно возражать инспектору, надо хорошо знать ПДД, законы РФ, приказы МВД РФ, то есть нормативные правовые акты, регулирующие дорожное движение. Показывать свои знания и эрудицию надо тактично, не унижая человека, не задевая его гордости и самолюбия. Для убедительности возите с собой Правила дорожного движения и Кодекс об административных правонарушениях — много места они не занимают, а пользу могут принести большую.
Нередко инспекторы и сами не слишком хорошо знают ПДД, поэтому Ваша осведомлённость может их убедить, и они предпочтут не связываться с эрудитом.
Если «мирные» переговоры не помогли, намекните, что обязательно обжалуете действия инспектора в правовом русле. Но только без излишних угроз в адрес инспектора, так как это ни к чему хорошему не приведёт. Делайте всё в рамках закона.
Помните, что при возникновении конфликтных ситуаций, претензиях, по требованию участников дорожного движения инспектор обязан сообщить номер своего нагрудного знака и предъявить, не выпуская из рук, служебное удостоверение, а также разъяснить право и порядок обжалования своих действий (п.18.9 Наставления ДПС). Также в соответствии с Законом РФ «О милиции» и Правилами дорожного движения (п.2.4) лица, обладающие правом проверять у водителя ТС документы, обязаны предъявить по требованию водителя служебное удостоверение и позволить водителю переписать из него необходимые реквизиты (несмотря на наличие нагрудного знака).
Часть 3. Тет-а-тет с инспектором
Водитель, которого останавливает инспектор ДПС, имеет право оставаться в автомобиле. А административное задержание водителя разрешается не более чем на три часа.
Закон доброй воли
Необходимость выйти из машины у водителя возникает только в случаях, перечисленных в Наставлении ДПС (п.18.4), а именно:
— для досмотра автомобиля, чтобы проверить соответствие номеров двигателя и кузова записям в техпаспорте ТС;
— для досмотра водителя, если есть основания полагать, что он нетрезв, или если водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления или причастны к ДТП;
— для участия водителя в составлении документов или оказания помощи другим участникам дорожного движения;
— для устранения технической неисправности автомобиля.
Однако, чтобы было удобнее разговаривать, водитель может по собственной инициативе выйти навстречу инспектору. Но никогда не семените к нему на полусогнутых и с протянутыми дрожащими руками, в которых судорожно сжаты документы. Если даже Вас остановили за нарушение ПДД, имейте чувство меры. В общем, если Вас не просят, можете не выходить, а отдать документы через окно и спокойно ждать решения инспектора.
Если Вам невнятно объясняют причину остановки или она явно надумана, или же Вас насторожило что-то ещё, попросите у гаишника служебное удостоверение и перепишите его данные и номер нагрудного знака к себе в блокнот. Одно это может предупредить возможные незаконные действия со строны инспектора.
Инспекторы ДПС часто приглашают водителя сесть в их служебный автомобиль – якобы для обсуждения факта нарушения ПДД и для составления протокола, а иногда без всякого объяснения причины. В патрульной машине они продолжают или начинают разговор с водителем о совершённом им нарушении и о предусмотренном за это наказании или выясняют: пили Вы или не пили накануне спиртное. При этом нередко проверяют автомобилиста на дачу взятки.
Известны случаи, когда, спровоцировав водителя на дачу взятки, милиционеры с помощью видео- и аудиотехники фиксировали этот факт, впоследствии же суд приговаривал таких водителей к вполне реальным срокам, как бы парадоксально это ни звучало.
Но чаще сотрудники ДПС провоцируют водителей на дачу денег с банальной целью – получения взятки, что в большинстве случаев отвечает интересам обеих сторон. В таких случаях ставка за допущенное нарушение, как правило, снижается вдвое, а деньги, минуя длинную цепь перечислений, сразу попадают в карман стражей порядка.
В этих ситуациях каждый ведёт себя так, как ему позволяют его воспитание, совесть, характер и жизненная позиция, а также существо совершённого им правонарушения.
Однако водитель должен знать следующее:
— он может отказаться от приглашения сесть в служебный автомобиль инспектора – закон его к этому не обязывает;
— наличные деньги в виде уплаты штрафа инспекторы ДПС от водителя принимать не имеют права – это можно квалифицировать как взятку;
— максимальная сумма штрафа, на которую могут выписать постановление-квитанцию о наложении взыскания на месте нарушения ПДД, не может превышать 100 рублей.
А ещё водители и сотрудники ДПС должны знать и чтить УК РФ, в котором предусмотрена уголовная ответственность за получение и дачу взятки. А сроки там большие.
Итак, Ваше право, а не обязанность пересаживаться в патрульную машину или следовать в отдел милиции. Обязанностью это станет с того момента, когда сотрудник милиции объявит о Вашем задержании и составит протокол задержания в соответствии со ст.27.4 КоАП РФ.
Основанием для Вашего задержания может быть любое административное правонарушение. Цель административного задержания как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении – установление личности правонарушителя, составление протокола об административном правонарушении, когда его составление является обязательным, но на месте составить протокол невозможно. Согласно ст.27.5 КоАП РФ, срок административного задержания не может превышать трёх часов.
Если инспектор ДПС будет совершать в отношении Вас противоправные действия, то совет такой: сделайте звонки в дежурную часть УВД и управление собственной безопасности милиции, в которых заявите, что инспекторы на дороге совершают самоуправство и вымогают взятку, а также можете потребовать у инспектора вызвать на место конфликта его начальника – вышестоящее должностное лицо.
Как грамотно общаться с гаишниками!
Продолжаем рассказывать о том, как вести себя с людьми в форме, если вы ни в чем не виноваты. Сегодня – сотрудники ГИБДД
Недавно мы писали о том, как вести себя с сотрудниками милиции, если вы чисты перед законом (см. «КП» от 19 апреля с. г.). Эта публикация посвящена отношениям сотрудников ГИБДД и водителей. О том, как себя грамотно вести с повелителями полосатых палочек, рассказали в пресс-службе ГИБДД РФ.
Увидел поднятый жезл – остановись!
Начинаются отношения с гаишниками банально – со взмаха жезла. Вы обязаны остановиться. Конечно, формально останавливать без повода не могут. В «Наставлении по работе дорожно-патрульной службы» указано следующее:
- нарушение ПДД;
- наличие у инспектора данных о причастности к совершению водителем данной машины ДТП, правонарушения или преступления (обычно в таких случаях рассылаются ориентировки);
- объявление схожей машины в розыск, информация о ее противозаконном использовании;
- необходимость опроса очевидцев об обстоятельствах ДТП, правонарушения или преступления;
- выполнение решений госорганов или должностных лиц об ограничении, запрещении движения;
- необходимость привлечения водителя или автомобиля для оказания помощи гражданам или сотрудникам милиции;
- проверка документов на право пользования и управления авто, документов на сам автомобиль и перевозимый груз (на стационарных постах, а также в период проведения спецмероприятий).
Выходит, что практически любую ситуацию можно подогнать под один из пунктов. Не искушайте судьбу, останавливайтесь. За неповиновение вас могут оштрафовать (200 – 500 рублей). Или еще хуже – начать погоню и применить оружие.
Где разговаривать: в салоне или на улице?
Сначала, как цивилизованные люди, инспектор и водитель знакомятся. Со стороны инспектора этот ритуал выглядит так: приложив руку к головному убору, он обязан назвать должность, звание и фамилию, сообщить о причине остановки. По требованию водителя обязан показать и удостоверение.
После этого водитель должен показать инспектору свои водительские права. Напомним, общаясь с сотрудниками других подразделений МВД, гражданин не обязан отдавать документы проверяющему в руки, особенно паспорт, достаточно предъявить его в раскрытом виде. С инспектором всё строже: водитель обязан передать ему в руки документы, указанные в ПДД.
А вот выходить из машины при этом необязательно. Пока сотрудники ДПС составляют протокол, можете сидеть в машине. Попросить выйти могут в следующих случаях:
- для устранения технической неисправности авто или при нарушении правил перевозки грузов;
- когда есть серьезные подозрения, что водитель нетрезв;
- для сверки номеров агрегатов автомобиля (двигателя и кузова);
- для досмотра авто и груза;
- водителя, пассажиров подозревают в совершении преступления;
- требуется участие водителя в оформлении необходимых документов либо в оказании помощи.
Опять же под последний пункт можно подвести практически любую ситуацию. Так что выходите.
А ну дыхни!
Краеугольный камень в отношениях инспекторов ГИБДД и водителей – прохождение медосвидетельствования на состояние опьянения. Отказаться нельзя! Иначе ответственность такая же, как и за нахождение в состоянии опьянения – лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет.
Здесь есть лазейки для произвола. Например, коллегу инспектор остановил, когда тот вез жену в роддом. Оценив ситуацию, будущему отцу выставили прайс: 2 тысячи рублей – и можете дальше ехать «к аисту» либо ближайшие три часа придется провести на освидетельствовании, а дамочка пусть вызывает «Скорую» или едет в роддом на трамвае. Пришлось платить.
Второй популярный способ отъема денег – устроить засаду на «алкоголиков» ночью на подъездах к аэропортам. Водитель спешит к рейсу, и ему проще отдать деньги, чем опоздать.
Бороться с этим можно. И нужно! Если вы везете пассажира в больницу, можно отказаться от освидетельствования, сославшись на то, что действуете «в состоянии крайней необходимости» (ст. 2.7 КоАП РФ). Но в этом случае дело все равно дойдет до суда, на который надо будет принести справку из приемного покоя, подтверждающую «крайнюю необходимость». Вас наверняка оправдают. Все это спокойно объясните жаждущему денег сотруднику ДПС. Велика вероятность, что он решит с вами не связываться.
Еще вариант (если вы трезвы!): четко и спокойно объясните сотруднику, что:
- вы абсолютно трезвы, и экспертиза это подтвердит;
- взятку не дадите;
- если инспектор вступит в сговор с врачом-экспертом, вы пройдете независимую экспертизу. С заключением медиков вы пойдете в суд и добьетесь возмещения морального вреда, затрат на экспертизу и упущенную выгоду (если, например, вы ехали в командировку и из-за инспектора опоздали на рейс).
По возможности запишите разговор на диктофон, предупредив об этом инспектора.
Шансы, что взяточник свяжется со «слишком умным», денег от которого все равно не получить, а по судам затаскают, небольшие.
Кстати, с 1 июля сотрудники ГИБДД вновь смогут проводить на месте первичное освидетельствование на состояние опьянения. Вернутся «трубочки» (теперь только в виде сертифицированных приборов), дышать в которые можно будет прямо на дороге. И только если водитель не согласен с результатами или отказывается «дыхнуть», его отвезут к наркологу. Есть юридическая коллизия: по закону единственный документ, который водитель может требовать у инспектора, – его служебное удостоверение. Интересоваться у него сертификатом на «трубочку» вы не можете. А вот проследить, чтобы в протоколе верно указали модель «трубочки» со ссылкой на ее сертификат, – вполне!
Зачем скрываемся?
Еще одна «черная дыра», в которую вылетают деньги юридически неграмотных водителей, – тонировка стекол. Многие ведутся на заявления: «А у вас тонировка завышена, сейчас отвезем на проверку, там все запротоколируют, снимут номера и отправят вашу ласточку на спецстоянку». Кара за этот проступок, конечно, есть, но не фатальная – предупреждение или штраф 100 рублей (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ).
Ну и при сильной тонировке нельзя пройти техосмотр. Замеряют тонировку только на стационарных постах с участием госинспекторов технадзора. Никто на обочине, даже с помощью суперхитрого прибора (обычно это сканер, каким пользуются в супермаркетах, – чистый произвол, театральный реквизит взяточников в погонах, рассчитанный на простаков), не имеет права оценивать, укладывается ли затененность ваших стекол в нормативы (это два ГОСТА: 5727-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия» и 51709-2001). В них отмечено, что предельная пропускная световая способность для ветровых (лобовых) стекол должна быть не менее 75%, передних боковых стекол – не менее 70%. Тонировка остальных стекол не нормируется.
А где права?
Водители до дрожи в коленках боятся забыть права. Про размеры отступных в таком случае ходят невероятные слухи. На деле по закону ответственность такая: предупреждение или штраф 100 рублей (ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ). Но при этом авто задерживается и помещается на спецстоянку до устранения причины задержания (то есть пока водитель не принесет свое водительское удостоверение или не приведет другого водителя, который может управлять его автомобилем на законных основаниях). Эти дополнительные хлопоты забывчивому водителю гарантирует ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ.
Что везем?
Еще один водительский кошмар – досмотр машины. Среди водителей ходят легенды, что у гаишников есть план по «палкам» – за месяц надо задержать определенное число наркодилеров. Для этого наркотики просто подбрасывают, выбирая в жертвы водителей интеллигентного вида, на дорогих машинах. С них есть что получить, предлагая замять дело.
Помните, что досмотр проводится в присутствии двух понятых, которые затем подписываются в протоколе о досмотре транспортного средства.
Важно: требуйте, чтобы понятых нашли при вас, а не ждали со своими, с которыми, возможно, уже договорились. Кстати, остановить могут и для того, чтобы попросить водителя быть понятым при осмотре. Не отказывайтесь: земля круглая, сделанное добро вернется. Возможно, вам, в свою очередь, придется рассчитывать на таких же понятых из числа обычных водителей. Обязательно требуйте, чтобы вам выдали копию протокола о досмотре.
Можно ли разойтись на месте?
Иногда инспектор предлагает разойтись на месте. При этом в его честных глазах нет и намека на взятку. Нарушителю показывают какие-то квитанции, которые тут же и заполняются. Туда вписывается реальная сумма штрафа. Вот только оплатить эту квитанцию «заботливый» инспектор обещает сам, ну чтобы водитель не маялся в очереди в Сбербанк. А инспектору все равно по пути, у него таких квитанций – пачка. Для достоверности перед носом нарушителя могут действительно помахать увесистой кипой заполненных бланков. Многие радостно соглашаются. А зря! Квитанции эти липовые, отпечатанные на ксероксе. И ни в какой Сбербанк гаишник не пойдет: штраф осядет в его кармане. Распознать таких «заботливых» легко: они выдают водителю лишь копию фальшивой квитанции, а про постановление-квитанцию или постановление по делу об административном правонарушении «забывают». По правилам на этих «забытых» документах должны быть указаны банковские реквизиты, по которым и оплачивается штраф. Делается это исключительно в банке, а не на трассе.
РАСПЕЧАТАЙ И СОХРАНИ
Перечень документов, которые водитель должен иметь при себе и передавать для проверки инспекторам ГИБДД, записан в ПДД:
- водительское удостоверение (либо временное разрешение);
- свидетельство о регистрации транспортного средства;
- талон о прохождении техосмотра;
- доверенность (при управлении автомобилем в отсутствие владельца);
- полис ОСАГО.
Больше никаких документов сотрудники ГИБДД требовать не имеют права. Кроме паспорта – гаишник такой же сотрудник МВД, как и любой милиционер, и поэтому может просить его предъявить.
В отдельных, обговоренных законом случаях водители (занимающиеся коммерческими служебными перевозками) должны иметь путевой лист, лицензионную карточку и документы на груз. Они также предъявляются инспектору.
Как правильно вести себя с инспектором ГИБДД
Статья о том, как правильно вести себя водителю с инспектором ГИБДД, на что обращать внимание. Важные советы. В конце статьи — интересное видео о том, как правильно общаться с гаишниками.
Содержание статьи:
- Необходимость соблюдения своих прав
- В каких случаях инспектор ГИБДД может остановить машину
- Как вести себя водителю в случае остановки автомобиля полицейским
- Выяснение факта нарушения правил
- Как водителю вести себя при составлении протокола
- Видео о том, как правильно общаться с сотрудником ГИБДД
Наверное, нет ни одного автомобилиста, которого бы ни разу не останавливал работник ГИБДД. В этой ситуации водители ведут себя по-разному. Одни нервничают и всем своим видом демонстрируют свою вину, другие же ведут себя спокойно, и зачастую общение с полицейским заканчивается фразой «Счастливого пути!». Как же правильно вести себя с сотрудниками ГИБДД?
Спокойствие и знание своих прав – залог успеха водителя
Чтобы наше общество стало правовым, все люди должны знать и соблюдать закон, уметь отстаивать собственные права в любых ситуациях. Это касается и водителей. Если соблюдать за рулем правила движения и знать собственные права, то никакие инспекторы ГИБДД вам не страшны. При этом важно сохранять спокойствие в любой ситуации. Не нужно давать понять всем своим видом, что вы боитесь работника ГИБДД. Он это может почувствовать. Разговаривать с инспектором нужно культурно, спокойно, по существу, без повышения голоса.
В вашем автомобиле всегда должна лежать книжечка с ПДД и Административный кодекс. Причем желательно на видном месте, чтобы полицейский их видел. Это хороший психологический трюк. Только эти книги не должны просто лежать, их нужно внимательно изучить. Тогда проблем на дороге возникать не будет. В случае возникновения каких-то спорных ситуаций вы всегда сможете доказать инспектору свою правоту.
А теперь перейдем к рассмотрению особенностей поведения с инспекторами ГИБДД в разных ситуациях.
Остановка автомобиля
Беседа водителя с инспектором начинается сразу же после остановки им машины. При этом следует понимать, что остановка авто по требованию инспектора – это уже правовой акт, последствия которого могут быть серьезными не только для водителя, но и для полицейского.
Остановке автомобиля предшествует взмах жезлом сотрудника ГИБДД. При этом водитель должен внимательно следить за действиями инспектора, чтобы понять, на какой именно автомобиль указал полицейский. Некоторые автомобилисты останавливаются при каждом взмахе жезла, даже если махали не им.
Для остановки следует включить правый поворот и прижаться к обочине. Некоторые водители после сигнала сотрудника ГИБДД могут из-за волнения включить другой поворот, что приведет к дополнительному штрафу. От волнения следует отказаться, водителю оно только вредит.
Нужно понимать, что инспектор не имеет права остановить автомобиль «просто так». Это нарушение закона. Существуют четко прописанные причины остановки авто. Полицейский может остановить машину, если:
- Водитель или его пассажиры нарушили ПДД;
- Есть сведения, что водитель либо его пассажиры совершили ДТП или другое правонарушение;
- Авто находится в розыске или используется незаконно;
- Нужно опросить водителя либо пассажиров об обстоятельствах правонарушений, очевидцами которых они стали;
- Нужно выполнить решение госорганов об ограничении либо запрете движения;
- Необходимо привлечь водителя либо его автомобиль с целью оказания помощи другим лицам.
Некоторые сотрудники ГИБДД в качестве причины остановки машины называют проверку документов. Но водитель должен знать, что в этом случае полицейский нарушает закон. Останавливать авто для проверки документов сотрудники ГИБДД могут лишь на стационарных постах, контрольных постах полиции либо КПП.
Если инспектор остановил водителя для проверки документов не на стационарном посту, объясняя свои действия проведением в районе спецоперации, водителю нужно спросить, что это за операция, и попросить номер дежурной части УВД города, в котором его остановили. Нужно позвонить и поинтересоваться, правда ли в этом городе проходит спецоперация. Многие инспекторы отпускают водителя уже в момент просьбы телефона, так как факт проведения спецоперации был ими выдуман.
Итак, водителя могут останавливать только по перечисленным выше причинам. Если сотрудник ГИБДД превышает свои полномочия, ему нужно об этом сказать. Только сделать это надо вежливо, не крича о своих связях в полиции, прокуратуре и судах. Это только навредит.
Водителя остановили – как себя вести
Если сотрудник ГИБДД остановил автомобиль, он должен подойти к транспортному средству и представиться, назвав звание, должность и фамилию. После этого он обязан сообщить причину остановки машины.
Водителю следует обязательно попросить полицейского предоставить свое удостоверение. Ведь нужно понимать, кто перед вами – работник правоохранительных органов или переодетый мошенник.
Еще перед остановкой авто водителю нужно включить диктофон или видеокамеру на телефоне – это сильный психологический момент. Кроме того, запись может стать уликой в суде, если до этого дойдет. Таким образом, желательно зафиксировать на видео весь разговор водителя с гаишником. Инспектор не имеет права препятствовать использованию видеофиксации. В свою очередь, сотрудник ГИБДД также может снимать на камеру разговор, только об этом он должен уведомить водителя.
Инспектор обязан предъявить свое служебное удостоверение в развернутом виде. Водитель должен переписать все, что в нем указано (начиная от ФИО и заканчивая конечным сроком действия документа). Все инспекторы обязательно должны иметь нагрудный знак. Его номер также следует переписать. Эта информация может понадобиться в суде. Кроме того, инспектор сто раз подумает, стоит ли связываться с водителем, который записывает его данные.
Только после этого водитель может предоставить свои права. При этом не стоит передавать свои документы непосредственно в руки сотруднику ГИБДД, достаточно только их показать (к примеру, приложить к стеклу). Иначе водитель попадает в зависимость от гаишника, который может забрать документы и не отдавать их до тех пор, пока не выпишет протокол (потом водителю придется бегать по разным инстанциям, доказывая свою невиновность).
Общаясь с сотрудниками ГИБДД, водитель не должен выходить из автомобиля – это его право, но не обязанность. Это нужно четко усвоить. Общаться с гаишниками можно через приоткрытое окно.
Водитель обязан выйти из авто только в ниже приведенных случаях:
- Для устранения неисправности машины;
- Если сотрудник уверен, что водитель пьян;
- Для сверки номеров агрегатов с записями в документах;
- Для проведения досмотра авто;
- Если водитель либо пассажиры подозреваются в преступлениях;
- Если требуется участие водителя в оформлении нужных документов или же оказании помощи другим лицам;
- Если поведение водителя угрожает личной безопасности полицейского.
В остальных случаях работник ГИБДД не имеет права требовать водителя покинуть автомобиль.
Выяснение факта нарушения
Дальше ситуация может развиваться по-разному. Инспектор может просто проверить документы и отпустить водителя, а может начать инкриминировать ему какое-либо нарушение.
Если сотрудник ГИБДД вменяет водителю какое-то нарушение, нужно поинтересоваться, есть ли у полицейского доказательства этого нарушения, зафиксированные фото- либо видеосъемкой. При этом опять-таки повторимся, что нужно действовать спокойно и сдержанно. Не нужно кричать и хамить. Просто следует попросить инспектора предъявить доказательства того, что водитель что-то нарушил.
В этом случае инспектор может сказать, что камера установлена стационарно, поэтому ее нельзя снять. Водитель должен потребовать, чтобы полицейский принес её. Инспектор, скорее всего, будет беситься и пугать неповиновением, однако водителю не нужно ничего бояться. Пока сотрудники ГИБДД не докажут факт нарушения, закон на стороне водителя.
Инспектор обязан показать эти документы. Если этого не происходит, то водитель вправе сказать, что видеозапись была осуществлена с нарушением законодательства, на оборудовании, которое не имеет сертификата и акта поверки. В этом случае запись не может служить доказательством вины водителя.
Если же водитель действительно нарушил ПДД, и запись была сделана на сертифицированном оборудовании, ему будет выписан протокол. При составлении протокола водителю также нужно быть внимательным.
Как себя вести при составлении протокола
Многие водители боятся оформления административного протокола, поэтому пытаются решить проблему «по-другому». Но не стоит давать инспектору взятку, иначе водитель также нарушает закон. Лучше правильно себя вести при составлении протокола.
Прежде всего, нужно помнить, что в праве есть такое понятие, как презумпция невиновности. Никого нельзя назвать виновным, пока не будет доказана его вина.
Водителю обязательно нужно требовать предоставления прямых доказательств его вины. Причем в этом случае доказывать вину обвиняемого должен тот, кто его обвиняет. При составлении админпротокола многие инспекторы требуют, чтобы водитель пересел в их патрульный автомобиль. Водитель может этого не делать, если только не оформляется протокол его задержания. Но это делается в редких случаях.
Водителю нужно внимательно ознакомиться с протоколом, найти строку «Подпись нарушителя», перечеркнуть слово «нарушителя», а вместо него написать «водителя». Так он покажет, что не признает себя нарушителем.
Водителю в протоколе обязательно следует написать «не согласен». Когда будет рассматриваться обращение на неправомерные действия инспектора ГИБДД, судья поймет, что водитель сразу был не согласен с действиями полицейского.
Водитель должен взять себе копию составленного админпротокола. После этого, согласно статьи 25.5 КоАП, в протоколе инспектора нужно написать «требую юридической помощи». Это поможет водителю в дальнейшем обжаловать решение по данному протоколу. Эта запись позволит в суде отменить решение полицейского из-за нарушения регламента проведения процессуальных действий.
В протоколе есть графа «свидетели». Чтобы в ней сотрудники ГИБДД не вписали случайных лиц, водителю нужно поставить широкий росчерк.
Как показывает практика, примерно 80% всех оформленных протоколов содержат серьезные нарушения КоАП, поэтому водителю, если он невиновен, не сложно будет доказать в суде свою позицию. При грамотном изложении собственной позиции водителю бояться нечего.
Выводы
Приведенные выше советы не означают, что можно безнаказанно нарушать ПДД. Все водители должны соблюдать правила, это убережет не только от бесед с инспекторами ГИБДД, но и сохранит их жизнь.
Если же общаться с инспекторами периодически приходится, то нужно внимательно изучить свои права, вежливо и сдержанно объяснять полицейским свою позицию и доказывать собственную правоту. Это убережет ваш кошелек от лишних трат.
Видео о том, как правильно общаться с сотрудником ГИБДД:
Правила общения с инспектором ГИБДД
Многие участники дорожного движения плохо разбираются в тонкостях законодательства, что позволяет сотрудником ГИБДД безнаказанно нарушать прописанные в нем пункты и постановления. В ситуации с остановкой авто по требованию инспектора – законные интересы и права граждан часто не учитываются. Случаи неправомерных действий экипажей ДПС не так уж и редки, так как же должен вести себя водитель? В этом поможет памятка водителю при общении с ДПС.
Инспектор, остановив любое транспортное средство, обязан действовать согласно основным процессуальным правилам, внутреннему распорядку действий сотрудника ДПС, а также административному регламенту.
Если инспектор ГИБДД просит остановить автомобиль
Во-первых, нужно обязательно остановиться, причем в том месте, на которое указал сам инспектор. Далее включается аварийная сигнализация, выключается все внешнее освещении (касается фар и габаритов), закрываются дверные фиксаторы, поднимаются стекла, выключается музыка в салоне. Водительское окно не закрывают полностью, двигатель не глушат.
Во-вторых, и это важно, не выходить из салона. Не сразу же после остановки, не в процессе беседы с инспектором. Исключение – обоснованные ситуации досмотра ТС.
Отлично, если у водителя ведется запись на видеорегистратор. Съемка должна настраиваться так, чтобы лицо инспектора постоянно находилось в кадре. Желательно, чтобы запись велась непрерывно. Инспектор обязан представится, четко и громко. После чего можно задать ему вопрос: «Выполнил/а ли я Ваше требование об остановке?». Обязательно получить положительный ответ.
Как разговаривать с инспектором ДПС
Общение с сотрудниками ГИБДД надо начинать с уточнения законную причину для остановки авто. Проговорить ее вслух в форме вопроса, обращенного к ИДПС, дождаться положительного ответа, при этом все фиксируется на камеру.
- Если остановивший не может внятно сформулировать причины или ссылается на неизвестные водителю приказы, следует попросить его уточнить номер документа. Без сути нарушения остановка ТС расценивается как незаконная.
- Уточнить, какой именно пункт ПДД был нарушен водителем и какая статья КоАП будет задействована при протоколировании. А также получить от инспектора информацию о том, какой именно штраф предусмотрен за данное правонарушение. Все это должно быть зафиксировано на камере.
- Водитель имеет право требовать у инспектора ДПС предоставить служебное удостоверение, причем в развернутом виде. Если он откажется это делать, или вместо официально документа предъявит справку/выписку – можно смело уезжать. А затем набрать 102 и передать им записанный разговор, сопровождая его информацией, что в таком-то месте некто, одетый как ИДПС пытался остановить авто, но удостоверения не предоставил, после чего автовладелец, опасаясь за свою жизнь и имущество, покинул место остановки.
Какие документы предоставляет водитель при общении с инспектором ДПС
При предъявлении удостоверения – записать номер жетона и удостоверения, личные данные, должность, до какого числа действует. После поинтересоваться у инспектора ДПС, по какой причине он требует водительские документы и что собирается с ними сделать.
На законных основаниях могут быть запрошены всего три документа: права, техталон, документ, подтверждающий регистрацию ТС. Все документы должны передаваться по одному, при этом водитель дает комментарии на камеру. Согласно законодательной базе – другие документы инспектор ГИБДД не имеет права требовать.
При требовании договора о страховании, водитель вправе отказать, поскольку этот документ может быть запрошен только при составлении протокола. Если инспектор не собирается этого делать, то страховой полис ему не нужен.
Неадекватные и незаконные действиях ДПС
Если инспектор, взяв документ, сел в патрульное авто и уехал – нужно немедленно ехать в РОВД и писать заявление о грабеже. Все данные сотрудника ГИБДД, совершившего правонарушение, у водителя должны быть зафиксированы.
В ситуации, когда инспектор ДПС взял документ и ушел – звонят по телефону доверия. Весь разговор также должен фиксироваться на камеру. Далее следует рассказать о своем случае, указав ФИО инспектора, госномер патрульного авто. Рассказывать по следующей схеме: какие обвинения предъявлены в устной форме, о том, что инспектор ушел с документами и намекает на дачу взятки, не составляя протокол. Попросить о том, чтобы с инспектором связались с целью возврата документов.
Если и это не помогает, то увы, придется выйти из машины, взять включенную камеру и подойти к инспектору ГИБДД. Четко проговорить ему: «Пишите протокол. Однако я с ним буду не согласен. Если протокол не пишете, то верните документ». Делать это до тех пор, пока не будут возвращены документы или написан протокол.
Если инспектор ДПС пытается уклониться от своих обязанностей, и при этом уже намерен останавливать другие машины – то он не имеет на это права, пока не будет решен предыдущий вопрос. Нужно все фиксировать на камеру, а потом писать жалобу.
Когда ДПС утверждает, что должен проверить что то по базе – звонят в 102, переключаются на дежурного по ГИБДД и требуют, чтобы дежурный обязал инспектора вернуть документы, после чего тот может проверять по своим базам все, что угодно.
После таких действий документ должны вернуть достаточно быстро. При желании, водитель может обратиться в Прокуратуру и написать заявление о превышении инспектором своих служебных полномочий.
Правила общения с сотрудниками ГИБДД при составленном протоколе
Когда протокол написан и предоставлен водителю, он вправе:
- Сообщить инспектору ДПС, что собирается ходатайствовать об изменении сроков рассмотрения дела.
- Уточнить, все ли важные данные были внесены им в протокол. Если есть подозрение, что не все – перепроверить протокол и попросить заполнить как надо.
- Как только протокол получен, можно поднимать стекло.
- Никогда, ни при каких условиях нельзя возвращать инспектору ДПС копию протокола. Она принадлежит водителю и никак иначе.
- В протоколе есть место для подписи, а также пометка, что гражданин с претензиями ознакомлен и знает, где, кто и когда будет рассматривать дело. Нужно требовать, чтоб ознакомили, если этого не происходит, то так и записать «Не ознакомлен». Затем подписывать.
- Если автовладелец не согласен с протоколом, то так и написать: «Не согласен. Не нарушал. Ходатайствую о переносе сроков рассмотрения дела не менее, чем на три дня. Поскольку нуждаюсь в обращении за юридической помощью».
Все, кто находился на тот момент в машине, могут быть вписаны в протокол как свидетели и инспектор не имеет права отказать в этом. Любые угрозы, нарушения и притеснения со стороны ИДПС должны быть зафиксированы в протоколе. Если экипаж ГИБДД также снимал все происходящее на камеру – следует указать ее марку и номер. Протокол должен быть заполнен в двух экземплярах, один из которых остается у владельца ТС.
Видео: Советы и правила общения с сотрудниками ГИБДД.
5 грубых ошибок в разговоре с сотрудником ДПС
Остановка машины сотрудником ДПС зачастую вызывает у водителя волнение. С ходу выстроить диалог с инспектором получается не у всех. Риск переступить тонкую грань между легким недопониманием и жарким спором довольно велик. Уладить разногласия и сохранить эмоциональное равновесие поможет закон. Выясним, как себя вести с инспектором ГИБДД и можно ли избежать трений?
Не грубите
В пунктах 43 и 44 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России № 664 (ред.от 21.12.2017), описаны принципы, которых должен придерживаться сотрудник ДПС при общении с водителем. К основным относятся: вежливость, тактичность, проявление спокойствия и выдержки, обращение исключительно на «Вы». Среди прочего инспектор обязан воздерживаться от грубости, оскорбительных выражений и реплик, не быть заносчивым, не делать предвзятых замечаний.
Все эти правила работают и в обратную сторону, а значит крайне актуальны для каждого водителя. Даже если вы считаете, что ничего не нарушили, старайтесь вовремя умерить свой пыл и общаться c инспектором вежливо — так уладить все разногласия будет в разы проще.
Не требуйте
«Немедленно сообщите , почему вы меня остановили ! » — не самая лучшая формулировка , согласитесь? А если добавить к подобному вопросу пренебрежительный , высокомерный тон , то каши уже явно не сваришь .
Инспектор обязан представиться , назвав свою должность , звание и фамилию , а также , если вы об этом попросите , показать удостоверение , затем сообщить причину и цель своего обращения (п. 45 Административного регламента). В противном случае водитель может сам проявить инициативу и в вежливой форме попросить сотрудника ДПС представиться , а также пояснить причину остановки . Главное — выражать свои просьбы тактично .
Не запрещено лишний раз уточнить или попросить инспектора дополнительно разъяснить свои требования , замечания , основание и причину, по которой ограничиваются права и свободы автомобилиста , суть нарушения и конкретную норму закона , на которую ссылается сотрудник ГИБДД (пп . 43 , 45 , 50 Административного регламента ). Максимально доступно и недвусмысленно отвечать на вопросы водителя — прямая обязанность сотрудника ДПС . «Качать права» — не лучшее решение , куда продуктивнее общаться уважительно и опираться на конкретные нормы регламента .
Не забывайте о своих правах и обязанностях
Добрая половина дорожных споров с сотрудниками ДПС чаще всего возникает из-за банального незнания норм ПДД, КоАП , ФЗ « О безопасности дорожного движения » и Административного регламента. Каждый , кто садится за руль, должен досконально изучить Правила дорожного движения ( п . 11 Административного регламента и п . 1 . 3 ПДД ).
Не менее важно знать и правила общения с инспектором ГИБДД . Нюансов много . К примеру , автомобилист не обязан в случае остановки авто сразу же покидать салон машины : достаточно опустить стекло со стороны водителя и ждать , когда инспектор подойдет к вам ( п . 48 Административного регламента). Правда , если есть объективные обстоятельства , по которым находиться на проезжей части и подходить к двери водителя для инспектора небезопасно , он может обратиться к водителю с противоположной стороны машины или действовать по ситуации . Например, попросить открыть любое другое окно и даже предложить переместить машину в указанное им место (пп. 48 и 93 . 2 Административного регламента) . Раздражаться , удивляться , спорить в таких случаях не стоит , ведь это право сотрудника ДПС , которым он может воспользоваться . Кроме того , в определенных ситуациях инспектор вправе предложить автомобилисту выйти из авто .
Перечень случаев, в которых сотрудник ДПС может предложить покинуть салон авто:
- наличие у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния (п. 93.1 Административного регламента);
- проведение личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза (п. 93.1 Административного регламента);
- проведение в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах (п. 93.1 Административного регламента);
- когда требуется участие водителя в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции (п. 93.1 Административного регламента);
- если необходимо устранить техническую неисправность транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов (п. 93.1 Административного регламента);
- когда поведение участника дорожного движения создает угрозу личной безопасности сотрудника (п. 93.1 Административного регламента);
- занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов (п. 93.3 Административного регламента).
Еще один из важных аспектов касается документов . Передавая инспектору на проверку документы, нужно позаботиться о том , чтобы они были без обложек , удерживающих устройств , лишних предметов , денег и ценных бумаг (п. 53 Административного регламента) . Знание основных правил поможет избежать недопониманий .
Не оправдывайтесь
Водитель бывает в корне не согласен с тем , что он нарушил ПДД . Что в таких случаях происходит чаще всего? Как правило , он либо оправдывается , либо красноречиво доказывает , что ничего не нарушал . Хотя первое , что нужно сделать , это потребовать доказательства своей вины . К примеру , данные фото- видеосъемки , на которых отчетливо зафиксировано нарушение. Помните , что водитель не обязан доказывать свою невиновность (презумпция невиновности), кроме случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (ст . 1 . 5 КоАП РФ).
Доказывать вину водителя должен сотрудник Госавтоинспекции . Поэтому достаточно корректно сообщить ему о своей невиновности и праве не свидетельствовать против себя ( п . 1 ст . 51 Конституции ).
Когда дело дойдет до составления протокола, водителю должны разъяснить права и обязанности, о чем делается отметка в документе (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ). Оформляя саму бумагу, внимательно читайте каждый ее пункт. В протоколе должно быть описано нарушение, которое водитель совершил, с обязательным указанием места и времени. Проверьте дату, указание на место составления протокола, должность, фамилию и инициалы сотрудника ГИБДД, собственные данные и данные свидетелей, если таковые имеются (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).
Если ваше мнение по определенной ситуации идет вразрез с позицией инспектора, смело дополняйте документ своими объяснениями, замечаниями, аргументированно излагайте собственную точку зрения (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Ставьте прочерки в незаполненных строчках и обязательно снабдите протокол формулировкой « С нарушениями не согласен . ПДД не нарушал ». Корректно настаивайте на том , чтобы в документе фигурировал термин « водитель », а не «нарушитель» . И не забудьте попросить копию протокола (ч. 6 ст. 28. 2 КоАП РФ). Не теряйтесь , не робейте , не идите на конфликт , просто запомните , на что вы имеете право, и тактично настаивайте на своем .
Не будьте голословными
Спор без фактов лишен смысла . Старайтесь всегда подкреплять свою позицию ссылками на конкретные нормы . Когда вы апеллируете к букве закона, найти контраргументы крайне сложно . Скажем , если вас остановили и утверждают , что во время движения вы были не пристегнуты , то обязательно попросите инспектора ГИБДД предоставить фотографии или видео , на которых будет четко видно , что это так . Если доказательств нет , а упор сделан на то , что в момент разговора с инспектором вы не пристегнуты , то можно ссылаться на ст . 12 . 6 КоАП РФ , в которой четко сказано , что пристегиваться нужно только во время движения автомобиля . Из чего прямо следует , что автомобилист может отстегнуться непосредственно после остановки машины , чтобы извлечь , к примеру , документы из кармана .
Если в машине есть видеорегистратор , который одновременно снимает и происходящее в салоне , и за его пределами , это подтвердит вашу позицию . Если же камеры нет , так же как и доказательств , а инспектор все равно настаивает на своем , попросите составить протокол и укажите все свои доводы , отметив , что прямых доказательств вашей вины нет .
Случаются также ситуации , когда замок ремня выходит из строя или рвется прямо в дороге (всякое может быть) . В этом случае тоже не стоит паниковать . Нужно объяснить сотруднику ДПС , что инцидент случился прямо в пути и вы направляетесь к месту стоянки либо СТО для устранения неисправности (п. 2.3.1 ПДД). И наконец , если конструкцией вашей машины вообще не предусмотрено наличие ремней безопасности , то нарушения с вашей стороны также не будет (ст. 12.6. КоАП РФ).
Правовая грамотность поможет тактично разрешить массу спорных моментов , опираясь на конкретные факты , а не на голословные заявления . Общаясь с инспектором ГИБДД, не стоит идти на поводу у эмоций , какой бы ни была ситуация . Залог успешного диалога — вежливость и знание норм права .
Как разговаривать с гаишниками правильно? Как строить разговор с гаишниками?
Система правопорядка в России устроена таким образом, что большинство граждан стараются максимально отстраниться от любых контактов с представителями данных структур. Однако в случае с инспекторами ГИБДД такие встречи могут быть систематическими, при этом добросовестность автовладельца на частоту контактов влияет лишь отчасти. Так или иначе, важно знать, как разговаривать с гаишниками в любой ситуации. Полномочия инспектора вовсе не дают ему прав на совершение противозаконных действий – это главное, что следует помнить в беседах с представителями дорожных служб. Но есть и другие нюансы, знание которых позволит защитить себя и свое транспортное средство от злоупотреблений со стороны гаишников.
Если нарушено правило ПДД
Для начала важно отметить, что независимо от того, было нарушение или нет, сотрудник должен представиться, предъявить документы и сообщить основания, по которым произведена остановка машины. Если было совершено нарушение, то инспектор обязан выписать штраф. На этом моменте следует остановиться подробнее, чтобы прояснить, как правильно разговаривать с гаишниками, если основания для составления протокола о нарушении действительно есть. К сожалению, большинство инспекторов начинают провоцировать водителей на дачу взятки. Это может выражаться фразами типа «ну, что будем делать?». Поддаваться на такой соблазн не стоит по двум причинам: дача взятки карается законом, и статистика, по которой несговорчивых водителей отпускают даже без штрафа. Как ни странно, бывают случаи, когда гаишники элементарно не хотят возиться с документами, а иногда оснований для штрафа просто нет, и единственное, что им остается, – отпустить водителя.
Если нарушения не было
Самая неприятная ситуация – это агрессивный сотрудник, который констатирует нарушение, хотя на самом деле его не было. Конечно, в большинстве случаев добросовестные инспекторы отпускают автовладельцев, но так бывает не всегда. В напряженной обстановке следует не только вспомнить о том, как разговаривать с гаишниками, но и быть готовым к следующим действиям:
- Оставаться в машине и не выходить из нее (даже передавать документы водители имеет право, сидя в машине). Это важно для психологического комфорта.
- При первых признаках странного поведения инспектора необходимо включить запись видеорегистратора или телефона – это подготовка доказательств на случай дальнейших разбирательств.
- Привлечь свидетелей к происходящему.
Все описанные действия требуются для того, чтобы подтвердить возможное злоупотребление полномочиями со стороны инспектора. Как правило, тон, в котором ведется разговор с гаишниками, дает уже на первых минутах понять рамки законности, в которых они действуют. Поэтому не стоит игнорировать возможности фиксации происходящего на камеру.
Если нет прав
Наверное, каждый водитель хоть раз в жизни, но оставлял права дома. Ситуация неприятная, но и здесь можно или нарваться на крупные финансовые потери, или потерять несколько часов, но избежать грозящих санкций. На этот раз многое зависит именно от инспектора, а закон довольно суров к забывчивым автолюбителям. Для понимания того, как надо разговаривать с гаишниками, если прав на руках нет, следует учитывать два момента. Во-первых, максимальное наказание может обратиться в виде штрафа в 500 руб. (за отсутствие прав) и нескольких тысяч за содержание машины на штрафстоянке. Во-вторых, наказания можно избежать, если документы будут предоставлены до того как автомобиль будет эвакуирован. Иными словами, задача водителя – максимально толково пояснить гаишнику ситуацию и написать ему ходатайство с прошением о том, чтобы предоставить 1-2 часа на доставку прав.
Жалоба на гаишника
Хотя в России практика подачи жалоб на дорожных инспекторов не распространена, ее польза в случае удовлетворения позволит и недобросовестного сотрудника наказать, и, возможно, снять с себя риск наказания. Но писать жалобу необходимо только в случаях, если действительно для этого есть веские основания. Это может быть использование неисправных измерительных приборов, отказ в предоставлении документов, некорректно составленный протокол и т. д. Учитывая описанные правила того, как нужно разговаривать с гаишниками в напряженной ситуации, следует еще на месте остановки собрать максимум доказательств, которые сделают жалобу убедительнее. Для этого опять же используются фото- и видеоматериалы, а по возможности и свидетельские показания. Отправить составленную жалобу можно начальнику местного отделения ГИБДД, в суд или прокуратуру.
Нормативные правила взаимоотношений
Примечателен и взгляд с другой стороны на взаимоотношения между сотрудником ГИБДД и автовладельцем. Поведение инспектора регулируется правилами, которые прописаны в регламенте МВД. Согласно им гаишник должен проявлять уважение к гражданским лицам, а также быть решительным и принципиальным в обеспечении правопорядка. Чтобы понимать, как разговаривать с гаишниками, важно учитывать названные предписания установки, но не забывать, что люди разные, и к каждому сотруднику требуется индивидуальный подход.
Продолжая тему обязанностей инспекторов, стоит отметить и еще несколько положительных моментов. Любые ограничения, накладываемые на водителя, должны сопровождаться разъяснениями. В конфликтных ситуациях гаишникам предписано деликатно относиться к нарушителям, давая им возможность успокоиться и в то же время обстоятельно пояснять причины их остановки.
Заключение
Универсальных правил и рекомендаций, которые позволят из любой встречи с гаишником выйти с минимальным набором проблем, не существует. С одной стороны, это невозможно, если действительно есть серьезные нарушения, а с другой – многое зависит от личности конкретного сотрудника, предсказать поведение которого тоже нельзя. Но можно идти от обратного и привести ряд примеров того, как разговаривать с гаишниками не стоит. Любое проявление грубости не способствует мирному и благоприятному разрешению спорной ситуации. Даже если водитель прав, опытный инспектор в конфликтной ситуации постарается сделать все от него возможное, чтобы насолить автовладельцу. Но при этом не следует и проявлять чрезмерное доверие к гаишникам – нечистые на руку сотрудники это чувствуют, и нередко пользуются тем, что водители не знают своих прав.
Как разговаривать с ГАИшниками: правила и секреты
В одной из наших предыдущих статей мы рассказывали вам о том, какие причины для остановки транспортного средства существуют. Сегодня же мы хотели бы обсудить другой, однако напрямую имеющий отношение к теме вопрос: как общаться с сотрудниками ГИБДД?
Мы расскажем вам все секреты общения с ГИБДД, которые нам удалось собрать. Сразу заметим, что данная статья носит, скорее, информативный характер, и опираться на наши советы всецело в любых ситуациях не следует.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !
Права водителя
Существует ряд особо заметных нарушений, которые довольно часто совершают сотрудники патрульно постовой службы. Некоторые из них настолько привычные, что некоторые, особенно не сильно юридически подкованные водители, воспринимают, как данность.
Однако, это не правильно: во-первых, — так никогда настоящего порядка на дорогах не добиться, а во-вторых, — свое время, а тем более, деньги (в том случае, если вам незаконно решат выписать штраф) нужно тратить на что-то более приятное.
Вообще, как только сотрудник останавливает автомобиль, он обязан сам к нему подойти. Водитель не должен выходить из машины! Зачастую, особенно если автомобиль проехал несколько дальше того места, на которое указал жезлом работник, он может специально очень медленно идти, чтобы автовладелец сам вышел и пошел к нему на встречу.
- Первое, что делает госавтослужащий — представляется, называет свое звание, показывает удостоверение. Если общение с инспектором ГИБДД начинается не с этого — можно считать это нарушением установленного регламента.
- Также нередко сотрудники не сообщают причину остановки. Не сообщают, потому что водители привыкли послушно протягивать документы. А тем временем, если с вашей стороны не было каких-то явных нарушений, основания должны быть. К слову сказать, пункт этот является условным, ведь, как говорится, «было бы желание, а повод мы всегда найдем». То есть по сути, даже если вас остановили вне поста ДПС, попросили предъявить документы, а вы решили задать вопрос: «на каком основании?», вам, скорее всего, скажут, что «пришла ориентировка, ваша машина под описания подходит, проверяем». Спорить в данном случае практически бесполезно.
- Данный пункт является не очевидным для многих автолюбителей. Замечали на трассах, за кустами, либо в городе, спрятанными за огромными рекламными щитами, автомобили сотрудников ДПС? Конечно, встречали. Излюбленное место для отлова нарушителей — то, где машину будет не видно, а значит, больше шансов на то, что водитель не сбросит скорость, следовательно — можно выписать штраф и быстрее выполнить «план». Имейте в виду, что это незаконно.
- С недавних пор на месте нарушения права отбираться сотрудниками ГИБДД не могут. Если раньше, задержав пьяного водителя, инспекторы имели полное право забрать документ и выдать «времянку», то сейчас ВУ остается у автомобилиста до того момента, пока суд не примет решение о мере пресечения.
- В том случае, если вы решите записать разговор с инспектором на видеокамеру, а в ответ услышите, что этого делать нельзя — смело продолжайте съемку. Инспекторов снимать можно, а в ситуации, когда вас пытаются убедить в обратном — даже нужно, потому что, скорее всего, обвинение вам также попытаются предъявить необоснованно.
- Не раз фигурировал вопрос об отсутствии аптечки. Дело в том, что ТС автомобилистов угрожали задержать по причине отсутствия набора медикаментов. Это прямое нарушение должностных обязательств, потому что отсутствие аптечки, огнетушителя, запасного колеса и т. п. не имеют никакого отношения к возможности изъятия транспортного средства. Об официальных причинах задержания можно почитать в этой статье.
При любых намеках сотрудников на взятку, немедленно приступайте к фиксации всего, что будет происходить. Подготовьте свой телефон так, чтобы в любой момент можно было включить диктофон или видеокамеру. Сделать это можно по пути к машине инспекторов, где обычно такие разговоры и происходят.
Советы и рекомендации
Мы рассмотрели наиболее распространенные ошибки, которые могут допускать инспекторы при остановке вашего транспортного средства. Теперь давайте поговорим о том, как разговаривать с ДПС так, чтобы у них было меньше поводов выписывать вам штраф.
Вы увидели характерный взмах жезлом. Для начала — уверены ли вы, что сигнал был направлен именно в ваш адрес? Если помимо вас на дороге есть еще какие-то машины, возможно, остановиться было приказано не вам. В этом случае немного сбросьте скорость и поезжайте дальше, посматривая при этом в зеркало.
Если работник ГАИ продолжит вам сигнализировать — включите правый поворотник и прижмитесь к обочине. Не забудьте, что инспектор уже направляется к вашему автомобилю и каждая ваша ошибка может стоить вам дополнительного наказания.
И сразу хотелось бы сделать пометку — убедитесь, что там, где вас остановили, нет знака «остановка запрещена». Если он есть — обязательно зафиксируйте этот момент. Останавливать в таком месте вас имеют право только в исключительных случаях, которые должен будет обосновать государственный служащий.
Также обратите внимание — где стоит машина ДПС? В обязательном порядке она должна стоять на видном месте, не в кустах, не за поворотом и не за знаком. Также обязательно наличие специальных знаков на государственном автомобиле. Если вы видите нарушение установленных правил — обязательно зафиксируйте это фотокамерой.
Штрафы, выписанные сотрудниками ГИБДД, спрятавшими свое транспортное средство от глаз водителей, очень легко оспариваются, даже без помощи адвокатов. Главное, что нужно сделать — это предоставить доказательства.
Но если все в порядке, пока никаких визуальных нарушений выявлено не было — нужно просто подождать, пока сотрудник подойдет к вашему авто.
Важно — из машины вам выходить не нужно. Просто откройте окно и послушайте, что будет говорить гаишник. Помните, что первым делом он должен представиться, сообщить свое звание, предъявить документ. Затем должна будет проследовать информация о том, почему вас остановили.
Теперь — немаловажный психологический нюанс. Да, остановки «по требованию» —явление не ежедневное, на подсознании каждый начинает думать, что «сейчас влетит». Знайте — волнение лишь даст почву для подозрений в противоправных действиях. Поэтому рекомендуем вам держаться спокойно, расслабленно, улыбаться и всем своим видом показывать готовность мирно решить любой вопрос.
Если сотрудник ГИБДД не представился, на его груди нет значка, и он не предъявил документы — в вежливой форме попросите вам все продемонстрировать. Эта скрупулезность даст понять гаишнику, что вы не школьник в юридических вопросах, и выполнить за ваш счет план — не получится.
Манера общения
Почему-то многие автомобилисты считают, что если они будут дерзко вести себя с защитниками правопорядка, их быстрее отпустят, еще и вывод сделают: «крутой, наверное». Спешим вас разочаровать — хамское поведение в разговоре с госавтоинспектором сулит вам только дополнительно потраченным временем.
Если же вы будете вежливы, то даже в ситуации, когда у вас имеется какое-то незначительное нарушение, вас могут отпустить — просто потому, что вы не стали портить настроение, устранили нарушение и с улыбкой пообещали так больше не делать.
Проверки на дальних маршрутах
Кстати, хотелось бы обратиться к дальнобойщикам и водителям пассажирских автобусов, перемещающихся на дальние дистанции. Вас могут остановить не только для проверки документов, но также просто для того, чтобы проверить степень вашей усталости.
Нет, конечно, проверка будет осуществляться не на глаз, и не на интуитивном уровне. Для категорий таких транспортных средств наличие в автомобиле тахографа — является обязательным, за его отсутствие, кстати говоря, водители безжалостно штрафуются. Но речь не об этом.
Дело в том, что тахограф ведет учет отдыха водителя. Поэтому, если ваш прибор покажет, что вы слишком долго находитесь в пути без сна, разговор с ГИБДД будет коротким — вы никуда не поедете до тех пор, пока не поспите. И дело тут не только в том, что инспекторы беспокоятся о вашем здоровье.
Угроза уснуть за рулем грозит бедой не только для вашего большого транспортного средства, но и для маленьких легковушек, для которых удар с вами с высокой долей вероятности окажется фатальным.
Тахографы стали обязательным атрибутом транспортных средств, преодолевающих до тысячи километров за сутки, с 1 апреля 2014 года. Помимо контроля отдыха ими производится также фиксирование пробега, расход бензина и всего, что может учитываться на коммерческом транспорте.
Если выявлены нарушения
Итак, если все в порядке, и у вас просто решили проверить документы — предоставьте их, после чего отправляйтесь дальше. Если вам будет предъявлено обвинение, например, в нарушении скоростного режима, вам в обязательном порядке должны будут продемонстрировать запись с камеры видеофиксации. Если ее нет — то и нарушения, по сути, нет.
Но если у вас затонированы стекла, не читаются государственные номера, отсутствуют права — здесь так просто освободиться не удастся. И если в первых двух случаях можете устранить нарушения на месте, то с последним —все будет зависеть как раз от того, как вы настроите в свой адрес представителя закона.
Ведь, по закону, он вообще может ваше ТС отправить на штрафстоянку. Но ведь есть и другой вариант —попросить его пойти вам на встречу, ограничиться штрафом в 500 рублей и съездить домой за документом. Конечно, такой вариант возможен только в том случае, если документ у вас действительно есть.
Также рекомендуем вам ознакомиться с детальным разбором ситуации, при которой вам будет предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного обвинения, сделать это вы можете здесь.
При предъявлении любых обвинений должны быть предоставлены доказательства, без которых все обвинения являются голословными. Если вашу машину хотят обыскать — требуйте предоставить основания, желательно, в официальной форме. Не стесняйтесь звонить в подразделение, в котором работают сотрудники, и уточнять о правомерности предпринимаемых в ваш адрес мер.
Если вы не согласны с обвинением, которое вам предъявляют, обязательно это укажите. В протоколе, который будет составлять инспектор, есть специально отведенное место для комментариев водителя. Места там слишком мало, поэтому, если вы захотите подробно расписать то, с чем вы не согласны, можете попросить дополнительный бланк.
Подписывайте протокол только в том случае, если в нем не было допущено ошибок. Также помните, что перед составлением протокола инспектор обязан перечислить вам ваши права.
Не забывайте, что помимо возможности дать свое несогласие на месте остановки, вы можете сделать это также в течение 10 дней с момента выписки протокола. В нашей статье мы подробно рассказывали о том, как этот процесс осуществить.
Заключение
Правила общения с ГИБДД никак не регламентированы. То, что прописано в законодательстве не указывает водителям, какой тон и какие слова использовать при разговоре. Но мы постарались объяснить вам, что от того, какой формат коммуникации вы выберете, может зависеть не только то, на сколько быстро вы будете свободны, но и то, с протоколом штрафа вы уедете, или нет.
Уважительно относитесь к другим людям, особенно к тем, кто честно выполняет свою работу, обеспечивая безопасность на дорогах даже тогда, когда за бортом мороз или жара.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
Источники:
http://www.auto112.ru/articles/kak-gramotno-obshhatsya-s-gaishnikami/
http://fastmb.ru/soveti_auto/1106-kak-pravilno-vesti-sebya-s-inspektorom-gibdd-vazhnye-sovety-voditelyam.html
http://pddgarazh.ru/pravila/obshheniye-s-dps.html
http://www.zr.ru/content/articles/911831-inspektor-ne-prav-5-grubykh-osh/
http://businessman.ru/new-kak-razgovarivat-s-gaishnikami-pravilno.html
http://prava.expert/avtoyurist/voditelyu/kak-razgovarivat-s-gaishnikami-pravila-i-sekrety.html
http://prava-gibdd-rus.com/kupit-dublikat-prav.html