Ответственность за нарушение правил перевозки пассажиров в автобусах

Ответственность за нарушения правил перевозки пассажиров на автотранспорте с 13 мая 2016 года

Статья 12.31.1 КоАП РФ ответственность за нарушение правил перевозки (в том числе для таксистов)

Данная статья призвана подробно объяснить работникам сферы перевозки, какая ответственность будет применяться с 13 мая 2016 года по статье 12.31.1 КоАП РФ. С этого числа согласно Федеральному закону № 133-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом” вводится новая административная ответственность.

Как обычно, изменения законодательства в сфере обслуживания населения несут за собой увеличение штрафных санкций. Рассмотрим новую ответственность для водителей такси, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц подробнее.

И так, важные изменения, вводимые федеральным законом в статью 12.31.1 КоАП, касаются ее дополнением тремя новыми частями: 4, 5, 6.

Часть 4 статьи 12.31.1 КоАП

4. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, предусмотренных Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, –

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – ста тысяч рублей.

К особым условиям перевозки пассажиров и грузов относятся:

1) перевозки по зимникам, в условиях бездорожья, переправам через водные преграды;

2) перевозки по маршрутам, проходящим в горной местности, с резкими изменениями направлений в плане и затяжными продольными уклонами;

3) маршруты, проходящие по трудным участкам пересеченной местности;

4) движение трамваев на прямолинейных участках с большими уклонами;

5) движение троллейбусов на прямолинейных участках с уклонами*;

*Смотрите правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Ссылка: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164216/005e34c932333ea5ba6ebab6a8576b45d1495b32/#dst100018

Часть 5 статьи 12.31.1 КоАП

5. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требования о запрете допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей, предусмотренного Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей; на юридических лиц – тридцати тысяч рублей.

Информация, необходимая для водителей автотранспортного предприятия, должна в полном объеме доводиться до их сведения в виде:

Вводного, предрейсового, сезонного и специального инструктажей.

Каждый из вышеупомянутых инструктажей проводится на определенных этапах работы.

Вводный инструктаж– проводится со всеми водителями при приеме их на работу, вне зависимости от квалификации и рабочего стажа.

Предрейсовый инструктаж проводится:

при отправлении водителя по маршруту движения впервые;

при перевозке детей;

при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Сезонные инструктажи проводятся соответственно при смене сезонов, два раза в год, в весенне-летний и осенне-зимний периоды.

И наконец, специальный инструктаж проводится со всеми водителями, в том случае, если до их сведения необходимо донести важную информацию:

Вступление в силу нормативно-правовых актов влияющих на работу водителей;

изменения маршрута движения и условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения;

получения информации о ДТП с человеческими жертвами, значительным материальным и экологическим ущербом;

совершения и (или) угрозы совершения террористических актов.

При проведении инструктажа дается оценка сложившейся ситуации и порядок необходимых действий водителя.

Часть 6 статьи 12.31.1 КоАП

6. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 – 5 настоящей статьи, статьей 11.15.1, частью 2 статьи 11.23 и статьей 12.21.1 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на водителей в размере одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – десяти тысяч рублей; на юридических лиц – двадцати пяти тысяч рублей.

Полный текст Статьи 12.31.1 КоАП с 13 мая 2016 года:

КоАП РФ, Статья 12.31.1. Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

(введена Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ)

1. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – ста тысяч рублей.

2. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц – пяти тысяч рублей; на юридических лиц – тридцати тысяч рублей.

3. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц – пяти тысяч рублей; на юридических лиц – тридцати тысяч рублей.

4. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, предусмотренных Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, –

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – ста тысяч рублей.

5. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требования о запрете допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей, предусмотренного Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей; на юридических лиц – тридцати тысяч рублей.

6. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 – 5 настоящей статьи, статьей 11.15.1, частью 2 статьи 11.23 и статьей 12.21.1 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на водителей в размере одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – десяти тысяч рублей; на юридических лиц – двадцати пяти тысяч рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

ВОПРОС-ОТВЕТ

READ
Как отправить фото нарушителя в ГИБДД

1. Я, водитель такси, что будет, в случае не прохождения мною предрейсового медицинского осмотра?

ВСЕ водители, работающие по найму обязательно должны проходить предрейсовые медицинские осмотры. Стандартная продолжительность рейса составляет одну рабочую смену, поэтому предрейсовый медицинский осмотр водитель обязан проходить ежедневно. Соответствующая отметка об этом заносится в путевой лист.

В случае ее отсутствия- штраф 3.000 рублей.

2.Обязательно ли проходить послерейсовые мед. осмотры? И какие категории водителей попадают под прохождение послерейсового осмотра?

Предположим вы- водитель автобуса, такси или занимаетесь перевозкой грузов. В таком случае вы обязаны проходить послерейсовые медосмотры.

3.Если у меня (водителя) не будет пройденного предрейсового или послерейсового медицинского осмотра, наложат штраф?

Об этом четко говорит часть 2 статьи 12.31.1 КоАП. В случае отсутствия записи о прохождении предрейсового или послерейсового осмотра предусмотрен штраф в размере 3.000 рублей.

4.Штраф за отсутствие медосмотра налагается только на водителя?

Цитируем вторую часть статьи 12.31.1 КоАП:

«2. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц – пяти тысяч рублей; на юридических лиц – тридцати тысяч рублей.»

Как видно из текста статьи на должностные лица накладывается штраф в 5.000 рублей;

На юридические лица (организации)- 30.000 рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

5. Теперь штрафы за отсутствие путевого листа, отметки медосмотра, предрейсового осмотра будут выписывать не только физическим лицам?

Совершенно верно, теперь согласно нововведениям, подобные штрафы будут распространяться на ИП и юридических лиц. Штраф будет выписан водителю, а также ИП или ООО (предприятию) на которое оформлена лицензия, таким образом ответственность будет солидарно распределена.

6. Должен ли частный таксист возить с собой ЗАПОЛНЕНЫЙ путевой лист, если он едет без пассажиров?

В таком случае, путевой лист не должен заполняться, так как частный предприниматель в данном случае едет на своей машине.

7. Если лицензия оформлена на предприятие, то как быть с заполнением путевого листа?

В этом варианте путевой лист должен быть заполнен в любом случае.

Штраф за нарушение правил перевозки пассажиров в 2018 году

Транспортные средства имеют свой регламент и ограничения на перевозку пассажиров. За нарушение указанного порядка, Законодатель предусмотрел наложение административного штрафа, а также иную ответственность, не связанную с денежными выплатами в доход государства.

Можно ли перевозить людей в грузовом фургоне или кузове автомобиля, минуя салон машины? Что будет, если пассажир высунулся в люк или окно автомобиля? Речь пойдет об установлении фактов нарушения в подобных случаях, об ответственности, а также точных нормах административного законодательства по состоянию на 2018 год.

Правила, которые касаются всех участников дорожного движения

Как водитель, так и пассажир должны осознавать, что автомобиль – это источник повышенной опасности. Статьи 12.23 и 12.6 Кодекса об административных правонарушениях содержат основные требования к участникам дорожного движения, где указывается, что водители всех видов транспортных средств несут ответственность. Необходимо видеть полную картину возможных последствий, чтобы оградить себя, как минимум, от потери денежных средств.

Если пассажир нарушил пункты ПДД: отказался пристегнуться ремнем безопасности, не надел мотошлем, произвел высадку (посадку) со стороны дороги или решил открыть дверь машины во время движения – штрафу может подвергнуться также и водитель.

Степень ответственности за указанные нарушения:

  • перевозка пассажира, не пристегнутого ремнем безопасности – 1000 рублей для водителя и 500 рублей для пассажира (ст. 12.29 КоАП РФ);
  • отсутствие на пассажире мотошлема – 1000 рублей для водителя и 500 рублей или предупреждение для пассажира;
  • выход из машины на проезжую часть – 500 рублей либо предупреждение для пассажира.
READ
Как водительское удостоверение проверяется на подлинность

Порядок уплаты административного штрафа

Законодатель определил двухмесячный срок оплаты штрафа, который наступает в момент вступления Постановления о его наложении в законную силу. Осуществлять прием оплаты штрафа и выдачу копии платежного документа имеют право платежные (банковские) агенты, а также кредитные организации или банки. Вносить оплату допускается как наличным, так и безналичным способом. При нарушении указанного срока, дело будет рассматриваться судебным органом, который передаст решение о принудительном взыскании установленной суммы судебному приставу исполнителю. В этом случае придется вносить дополнительную плату за просрочку платежа и сумму исполнительского сбора в доход Федеральной службы судебных приставов РФ.

Изменения в Федеральный Закон №437 от 22 декабря 2014 года позволяют лицам, нарушившим административные нормы, оплатить только половину выписанного штрафа, однако, здесь тоже есть ряд условий:

  • срок оплаты штрафа не должен превышать 20 дней;
  • нарушения касаются правил ПДД с исключениями.

Важно! Чтобы сэкономить 50% от установленной суммы, необходимо уложиться в отведенный 20-дневный срок, однако оплачивать штраф раньше, чем он попадет в базу ГИБДД, не стоит.

Самые распространенные нарушения в области перевозки пассажиров

Водитель, не имеющий официального разрешения на перевозку пассажиров, если автомобиль предназначен для коммерческой деятельности в какой-либо сфере оказания услуг, подвергнется штрафу в размере 5000 рублей (ст. 12.3 КоАП РФ).

Водитель не будет подвергнут штрафу за перевозку людей в кузове грузового автомобиля, оборудованного бортовой платформой. Во всех остальных случаях, включая перевозку сверх установленных технических норм транспортного средства, предусмотрен административный штраф в размере 1000 рублей (ст. 12.23 КоАП РФ). Такой же штраф инспектор ГИБДД может выписать, когда пассажир высунулся в окно или люк авто во время движения.

Важно отметить, что превышение количества людей при перевозке транспортом, в котором предусмотрено пристегивание ремнем безопасности, грозит наложением сразу двух административных штрафов на основании нарушения различных правовых норм.

Отсутствие технического осмотра автомобиля, предназначенного для перевозки более восьми пассажиров, влечет наложение штрафа в размере от 500 до 800 рублей (ст. 12.1 КоАП РФ).

Автомобильные кресла для перевозки детей в 2018 году

С начала 2017 года любые специальные удерживающие устройства для перевозки детей ушли в прошлое. Теперь допускаются исключительно детские кресла для автомобилей, прошедшие соответствующую сертификацию. Водитель, нарушивший установленное правило, будет подвергнут административному взысканию в виде штрафа, размер которого составит 3000 рублей. Перевозка без автомобильного кресла ребенка, которому нет еще семи лет, запрещена. В случае такого нарушения придется заплатить внушительный штраф в размере 3000 рублей.

При этом стоит помнить, что перевозка детей до 12 лет на переднем сиденье, возможна только с установленным для него автомобильным креслом. Детям от 7 до 12 лет, когда речь идет о перевозке на заднем кресле, достаточно пристегнуться ремнем безопасности.

По словам первого заместителя председателя комитета Госдумы по транспорту, на одном из очередных собраний депутатов рассматривался вопрос, который касался увеличения степени административных санкций в отношении лиц, занимающихся перевозкой пассажиров стоя в маршрутных такси. Среди доводов прозвучало, что увеличение общей интенсивности движения, а также усложнение дорожных развязок автомагистралей, может привести к росту полученных травм среди пассажиров такого вида транспорта. Решение не было принято, однако, один из депутатов высказал мысль о том, что ответственность за перевозку людей с нарушениями, которые связаны с отсутствием специально оборудованных мест для стоящих пассажиров, слишком мала. Речь шла об увеличении административного штрафа в 20 раз, а к этому вопросу решили вернуться в ближайшее время.

Отсутствие лицензии на коммерческую перевозку

Данная область регулируется отдельным Федеральным Законом и Постановлением Правительства РФ №280 от 2 апреля 2012 года. Перевозчик обязан иметь лицензию, если он занимается перевозками в черте города, а также при междугороднем сообщении. Основное правило – это количество пассажиров, которое должно быть не менее восьми человек. Кроме того, деятельность лица, занимающегося указанным типом перевозок, не будет попадать под обязательное лицензирование в том случае, если перевозка осуществляется по заказам, либо для личных нужд. Действует такое правило только для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Статья 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка обязательного лицензирования в виде административного штрафа, размер которого: для граждан от 2000 до 2500 рублей, должностных лиц от 4000 до 5000 рублей, а для юридических лиц от 40000 до 50000 рублей.

Заключение

Нарушение правил перевозки пассажиров влечет за собой наложение санкций в виде административного штрафа. Например, за перевозку вне кабины транспортного средства (в кузове, фургоне) предполагается штраф в размере 1000 рублей. Такой же размер штрафа предусмотрен для лиц, которые во время движения авто высовываются в окна и люки.

Штрафы за нарушения правил перевозки пассажиров в ситуациях

ПДД для пассажиров

В ПДД пассажиры – это отдельный термин и категория участников дорожного движения. У них есть свои обязанности и права. А за неисполнение обязанностей отвечают не только пассажиры, но и водитель. Между тем, особенностей правил для этой категории не так уж и много, но штрафы могут существенно отличаться в зависимости от той или иной ситуации. Рассмотрим все штрафы в различных случаях за нарушения правил перевозки пассажиров!

READ
Категории водительских прав и какие транспортные средства можно водить

Кто такой пассажир и его основные обязанности

Итак, пассажир – это участник дорожного движения, смежный с водителем и пешеходом, который находится в транспортном средстве, а также входит или выходит из него (п. 1.2 Правил). Он обязан соблюдать обязанности, предписанные для него (п. 1.3).

Перечислим основные обязанности пассажиров по ПДД на 2022 год!

  • Пассажиры всегда обязаны пристёгиваться ремнями безопасности при их наличии в конструкции автомобиля (п. 5.1).
  • За непристёгнутых пассажиров отвечает в том числе водитель (и сам нарушающий ПДД сидящий в машине).
  • Садиться в машину и выходить из неё по действующим на 2022 год ПДД можно только со стороны тротуара (в том числе если он слева); если только это невозможно, то можно садиться и выходить со стороны дороги.
  • Запрещается садиться или выходить из не полностью остановившегося ТС, открывать двери и мешать водителю. Аналогично водителю запрещается трогаться, если пассажиры не закрыли двери (п. 22.7).

Штрафы

Несмотря на не очень большой ряд нарушений, в назначении тех или иных штрафов можно запутаться. Можно ли за нескольких непристёгнутых пассажиров получить несколько штрафов? Что, если поездка осуществляется с “перегрузом” пассажиров более одного? И отдельного рассмотрения заслуживает такая категория как дети.

Давайте рассмотрим все штрафы за нарушения правил перевозки пассажиров в 2022 году в различных ситуациях!

Общий штраф за различные нарушения

И первое, что необходимо знать – это часть 1 статьи 12.23 КоАП, предусматривающая штраф 500 рублей для водителя за любые нарушения правил перевозки пассажиров.

1. Нарушение правил перевозки людей, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 6 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

Второе, что нужно знать – это часть 1 статьи 12.29 КоАП со штрафом 500 рублей уже пассажиру за любые нарушения обязанностей, предписанных для него или неё. Частных случаев у этой санкции уже нет – за любое нарушение пассажиром предусмотрена эта мера наказания.

1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

То есть вышеуказанные штрафы – за всё то, что пассажир и водитель не выполнили в перечисленных пунктах правил для них выше. Оба штрафа можно оплатить со скидкой 50% в течение 20 дней после вынесения постановления, а в ряде случаев позднее. Камеры ни одно из таких нарушений не фиксируют. Только непристёгнутого водителя некоторые средства автофиксации могут уличить, но к пассажирам это не относится – не доработаны технологии.

Ситуация №1: если пассажир не пристёгнут

Первая ситуация – Вы везёте пассажира, который не пристёгнут ремнём. За это инспектор в 2022 году обязан выписать 2 штрафа, один из которых перечислен выше, но второй по совершенно другой статье:

  • пешеход должен быть оштрафован по ч.1 ст. 12.23 КоАП за нарушение пункта 5.1 ПДД,
  • водитель должен быть привлечён к ответственности уже по статье 12.6 Административного кодекса на 1 000 рублей.

Управление транспортным средством водителем, не пристёгнутым ремнём безопасности, перевозка пассажиров, не пристёгнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства они предусмотрены, влечёт наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Как видим, исключение составляет лишь случай, когда на каком-нибудь старом автомобиле просто нет ремней безопасности. Обратите внимание – они должны быть именно не предусмотрены конструкцией, а не просто сняты уже после покупки машины.

На практике же за непристёгнутого пассажира чаще всего сотрудник ГИБДД выпишет штраф только водителю. Просто так повелось, что инспекторам не очень нравится иметь дело с пассажирами (как и с пешеходами).

Ситуация №2: если не пристёгнуты и водитель, и пассажиры

Усложним задачу для инспектора – сколько раз нужно оштрафовать находящихся в транспортном средстве лиц, если ремнём безопасности не пристёгнут водитель и также 2-3-5 пассажиров, которых он перевозит.

Казалось бы, в случае из схемы выше водителю могут выписать аж 3 штрафа:

  • по одному за 2-х непристёгнутых пассажиров,
  • и ещё один за водителя без ремня.

Но нет. КоАП наказывает за факт перевозки пассажиров без ремней. Сколько их будет, не важно, водитель штрафуется за управление с нарушением ПДД без учёта количества непристёгнутых пассажиров.

А вот пассажирам положен штраф уже каждому, ведь каждый из них нарушил.

Но также есть важная тонкость – водителю, положен тоже только один штраф, потому как он нарушил один пункт ПДД – 2.1.2, который запрещает как ездить непристёгнутым, так и перевозить таких пассажиров. И выписывается штраф по одной статье, которая предусматривает санкцию за оба этих нарушения. КоАП чётко предписывает, что нельзя дважды быть подвергнутым наказанию за одно нарушения. Впрочем, и тут среди автоюристов ведутся бесконечные споры – кто-то считает, что нарушения 2, потому что они, хотя и прописаны в одном пункте Правил, всё же перечисляются через запятую.

READ
Основные положения о допуске транспортных средств к эксплуатации

Ситуация №3: если не пристёгнуты водитель и пассажиры, один из которых – ребёнок

Ещё больше усложним задачу – теперь один из непристёгнутых пассажиров – ребёнок младше 7 лет. Детей старше можно перевозить, пристегнув штатным ремнём безопасности.

В этом случае будет выписано 3 штрафа:

  1. водителю 500 рублей по статье 12.6 за ремень и перевозку взрослого пассажира без ремня,
  2. водителю 3 000 рублей по ч.3 ст. 12.23 за перевозку детей в нарушение ПДД,
  3. пассажиру штраф 500 рублей или предупреждение по ч.1 ст. 12.29 КоАП.

Ситуация №4: если пассажир едет в багажнике, на капоте, крыше – снаружи автомобиля

Да, и для таких ситуаций в кодексе есть отдельная мера наказания. Она – часть 2 статьи 12.23 – предусматривает штраф 1 000 рублей водителю.

А вот для пассажира нет обязанности не залезать в багажник, на крышу, капот или иные места вне салона авто. Поэтому штрафа быть не должно.

Ситуация №5: если пассажиров больше, чем мест в автомобиле

Пункт 22.8 ПДД запрещает перевозить пассажиров в количестве, больше, чем мест в автомобиле, согласно его конструкции. В этом случае водителю также полагается штраф за нарушение правил перевозки пассажиров. Но, кроме этой санкции, будет применена в размере 1 000 рублей по статье 12.6 КоАП, если один из “лишних” пассажиров будет не пристёгнут ремнём безопасности.

Ситуация №6: если на месте водителя 2 человека

Тем временем, мы всё глубже заходим в дебри маловероятного и порой бредового. Что будет, если в автомобиле 2 человека сидят на месте для водителя? И ответ на этот вопрос ещё более тонкий, чем вышеприведённые.

Пункт 22.8 запрещает перевозить пассажиров именно сверх количества предусмотренных мест. Но на рисунке выше мест 5, а людей в машине – 4. Следовательно, 22.8 здесь не нарушается. Что же нарушается?! А ничего! ПДД 2022 года, действительно, не запрещают прямо управлять автомобилем 2 водителям одновременно.

Но речь идёт именно о водителях – то есть оба лица должны управлять транспортным средством. Между тем, определения и критериев управления в ПДД тоже нет. Крутить руль, жать на педали, переключать передачи, прибавлять громкость мультимедийной системы – что из этого является управлением автомобилем, судебная практика не говорит. Поэтому в таком случае рассчитывать следует на самое худшее – любые манипуляции автомобильными системами и узлами можно принять за управление.

Если же второй человек просто сидит и ничего не трогает ни руками, ни ногами, то он пассажир. В таком случае можно притянуть нарушение обязанности в Правилах не мешать водителю, но “за уши”, ведь лицо может и не мешать, и водитель даст соответствующие “правильные” показания.

Если же водителя два, то и к ответственности привлечены будут оба, как пример:

  • за тот же непристёгнутый ремень,
  • за управление в состоянии опьянения,
  • за не вписанного водителя в страховку ОСАГО,
  • за любые другие нарушения манёврами, расположения автомобиля и иные.

Ещё более парадоксальная ситуация возникает, когда несколько человек толкают машину – по логике ПДД, это тоже может быть управлением, и, следовательно, толкающие и находящиеся даже вне салона машины лица – тоже водители. Со всеми сопутствующими.

Штраф за лишнего пассажира

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будет рассмотрен штраф за лишних пассажиров в транспортном средстве.

На практике нередко встречается ситуация, когда водитель хочет перевезти больше пассажиров, чем предусмотрено характеристиками транспортного средства. При этом пассажиры помещаются в автомобиле и на первый взгляд проблем не возникает.

Рассмотрим, сколько пассажиров можно перевозить без нарушения правил, а также возможные наказания за нарушение правил перевозки:

Перевозка лишних пассажиров в автомобиле

Рассмотрим распространенный пример.

Семья состоит из двух взрослых (родителей) и четверых детей. В собственности у них есть автомобиль, задние сиденья которого не оборудованы ремнями безопасности. Подобные автомобили все еще можно встретить на вторичном рынке, хоть их и осталось не слишком много.

Поскольку ремней безопасности в автомобиле нет, то не возникает и обязанность использовать специальные удерживающие устройства для перевозки детей (пункт 22.9 ПДД):

22.9. Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств).

Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла.

Четыре ребенка без проблем влезают на задний диван автомобиля и при этом чувствуют себя вполне комфортно. Возникает вопрос. Можно ли перевозить 6 человек в пятиместном автомобиле и будет ли это нарушением правил?

READ
Зачем нужен иммобилайзер и что делать если он не сработал

Еще один пример. В автомобиле едут пятеро взрослых и один ребенок. Ребенок при этом сидит на коленях. Дискомфорта, опять же, никто не испытывает. Разрешена ли такая перевозка?

Запрет на перевозку лишних пассажиров

Рассмотрим пункт 22.8 правил дорожного движения:

22.8. Запрещается перевозить людей:

  • вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;
  • сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства.

Чтобы понять, сколько людей вмещает автомобиль, нужно обратиться к его технической характеристике. В этом документе должно быть указано, сколько пассажиров можно перевозить в транспортном средстве. Обычно эта информация указывается в разделе “Кузов”. Например, запись “5-местный” означает, что в автомобиле могут ехать 4 пассажира и 1 водитель. Большинство легковых автомобилей являются именно 5-местными. Однако бывают и другие варианты.

В легковых автомобилях максимальное количество людей в салоне обычно соответствует количеству мест для сидения. Что касается автобусов (в том числе маршрутных такси), то в них могут быть предусмотрены в том числе и стоячие места.

Рассмотрим пункт 22.3 ПДД:

22.3. Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, и при организованной перевозке группы детей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.

В этом пункте перечислены несколько ситуаций, в которых каждому пассажиру должно быть предоставлено индивидуальное место:

  • При перевозке людей в кузове грузовика.
  • В междугородном автобусе.
  • В автобусе, следующем по горному маршруту.
  • В экскурсионном или туристическом автобусе.
  • При организованной перевозке детей.

В остальных случаях в автобусе можно перевозить в том числе и стоящих пассажиров. Однако их количество также не должно превышать значение, указанное в технической характеристике данного автобуса.

Штраф за лишнего пассажира в 2022 году

Наказание за перевозку лишних пассажиров предусмотрено статьей 12.23 КоАП:

Статья 12.23. Нарушение правил перевозки людей

1. Нарушение правил перевозки людей, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 6 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Таким образом, за перевозку лишнего пассажира может быть наложен штраф в размере 500 рублей. Данный штраф накладывается на водителя транспортного средства и не зависит от количества “лишних” пассажиров.

Штраф за данное нарушение является минимальным, поэтому хочу обратить внимание на тот факт, что в случае ДТП “лишние” пассажиры могут не только получить травмы, но и покалечить других людей в автомобиле.

Возникает вопрос, что же делать большим семьям? Как перевезти четырех или более детей? На самом деле все достаточно просто. На рынке есть несколько моделей легковых автомобилей, имеющих 6 пассажирских мест. Именно их и следует использовать.

Например, среди новых отечественных автомобилей семиместные версии есть у Lada Largus и Газ Соболь. В продаже есть также и 7-местные кроссоверы многих популярных марок. При желании можно найти в продаже и подержанный 7-местный минивэн или кроссовер.

Семиместный автомобиль позволяет избежать проблем и штрафов при перевозке большой семьи и для управления им достаточно водительского удостоверения категории B. Кроме того, самим пассажирам в большом автомобиле гораздо комфортнее.

Ну а в завершение предлагаю Вам посмотреть интересное видео, про перевозку пассажиров в легковом автомобиле:

Штраф за перевозку лишнего пассажира

Находясь за рулем транспортного средства, водитель, в первую очередь, должен заботиться о безопасности других участников дорожного движения, в том числе и своих пассажиров. Именно по этой причине автомобилист должен соблюдать определенные правила перевозки людей, которые утверждены на уровне федерального законодательства.

В соответствии с требованиями правил дорожного движения, в автомобиле допускается перевозить только то количество пассажиров, которое предусмотрено техническими особенностями и конструкторскими параметрами транспортного средства.

Количество пассажиров

В правилах дорожного движения обозначены общие нормы, касающиеся перевозки пассажиров. Данные общие требования распространяются на всех автомобилистов, однако есть некоторые исключения для отдельных видов транспортных средств. К примеру, нормы перевозки пассажиров в такси и в маршрутках значительно отличаются.

Перевозка пассажиров в автобусах

К сожалению, большинство водителей автобусов грубо нарушают правила перевозки пассажиров. Дело в том, что максимальная допустимая численность пассажиров в любом виде транспортных средств должна быть равна количеству посадочных мест, предусмотренных в транспорте.

В случае с автобусами, осуществляющими перевозку на короткие расстояния в рамках регулярного маршрута, допускается выделение дополнительных стоячих мест.

В ситуации, когда водитель нарушает нормы, касающиеся несовпадения количества людей в автобусе, в частности, посадочных и стоящих мест, сотрудник ГИБДД имеет право оставить транспортное средство и привлечь лицо, управляющее таким транспортом к ответственности.

В отдельных случаях к административной ответственности могут быть привлечены и пассажиры. Чаще всего люди привлекаются к наказанию за нарушение правил проезда в рейсовых автобусах, когда пассажиры стоят на подножках или высовываются из окна.

Если автобус осуществляет перевозку людей на дальнее расстояние, водитель должен проследить за тем, чтобы количество пассажиров в транспорте не превышало количество посадочных мест. В противном случае ему грозит привлечение к ответственности за нарушение правил перевозки.

READ
Правила перевозки кислорода в баллонах на автомобиле

Кроме того, в случаях с переездами на дальние расстояния, лицо, управляющее транспортом, должно проследить за тем, чтобы каждый человек сидел на месте, определенном его посадочным талоном (билетом).

На время дороги багаж пассажиров должен быть помещен в специальный отсек, чтобы не мешать свободному прохождению по салону автобуса.

Правила перевозки пассажиров в маршрутных такси

Правилами дорожного движения также определен порядок перевозки пассажиров в легковых транспортных средствах (такси). В этом случае количество людей в автотранспорте должно соответствовать количеству посадочных мест.

Данным нормативным правовым актом запрещен провоз людей следующими экстремальными способами:

  1. На капоте транспортного средства.
  2. В багажнике автомобиля.
  3. На крыше автотранспорта.

Если сотрудник дорожной инспекции обнаружит такие нарушения законодательства, он имеет право остановить транспортное средство и привлечь водителя к ответственности.

Правила перевозки пассажиров в легковых автомобилях

Как правило, все автотранспортные средства создаются по типовым стандартам, которыми предусмотрено наличие четырех посадочных мест для пассажиров.

Стоит помнить о том, что место для водителя не засчитывается при определении общего количества сидений, предназначенных для определения общего количества посадочных мест для остальных людей в автомобиле.

Существуют такие модели автотранспортных средств, в которых есть всего три места для сидения пассажиров.

За нарушение данного требования законодательства, автолюбитель привлекается к ответственности.

Нормы законодательства

Основной нормативный правовой акт, которым урегулирован порядок перевозки пассажиров в транспортных средствах – это различные правила по обеспечению безопасности пассажиров при перевозке наземным видом транспорта (Кодекс об административных правонарушениях, Правила дорожного движения).

На основании требований, отраженных в данных законодательных актах, были созданы и утверждены правила по безопасным перевозкам людей.

На данный момент на уровне федерального законодательства нет общего нормативного правового акта, который устанавливает штрафы за несоблюдение правил перевозок. Проект такого закона находится на рассмотрении в Госдуме.

По данному законопроекту планирует ввод новых отдельных штрафных санкций за игнорирование пассажирами и водителем общих требований к перевозке пассажиров в автотранспортных средствах.

На данный момент приблизительная величина ответственности за такое нарушение по данному законопроекту варьируется от полутора до 200 тысяч рублей. По проекту данного нормативного правового акта, такая существенная разница обусловлена тем, что степень тяжести правонарушения может быть различной.

Ответственность за перевозку лишнего пассажира

Какая же ответственность предусмотрена за превышение допустимой нормы перевозки пассажиров?

Вопреки существующему мнению, даже не смотря на то, что отдельный нормативный правовой акт, регулирующий ответственность за перевозку лишнего пассажира, на данный момент находится на рассмотрении, правила дорожного движения и Кодекс об административных правонарушениях содержит ряд наказаний за несоблюдение правил перевозки.

В соответствии с требованиями статьи 12.23 Кодекса об административных правонарушениях, если перевозчик – это фирмы или компания, которая нелегально осуществляет свою деятельность (нет соответствующего свидетельства о прохождении процедуры государственной регистрации), то ему придется оплачивать все штрафы как юридическому лицу.

Конечно же, от этого обстоятельства напрямую зависит величина штрафов. К примеру, водителю маршрутного такси придется заплатить иную сумму штрафа, что чем лицу, управляющему городским рейсовым транспортным средством.

Вид и размер ответственности напрямую зависит от того, кто именно будет осуществлять оплату штрафа:

  1. Физическое лицо – водитель автотранспортного средства, пассажир, нарушивший правила перевозки.
  2. Должностное лицо – сотрудник транспортной компании, который отличает за соблюдение правил перевозки людей.
  3. Юридическое лицо – транспортная компания, водитель которой допустил нарушение правил перевозки пассажиров в общественном транспорте.

Виды и размеры ответственности

Размер штрафа за нарушение правил перевозки пассажиров напрямую зависит от вида транспортного средства и количества лишних людей.

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему – просто обратитесь к нашему юристу:

+7 (812) 317-07-09 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

  1. Если в транспортном средстве перевозится один лишний пассажи, размер штрафа составляет 500 рублей. Данный размер ответственности распространяется на весь транспорт, осуществляющий перевозку пассажиров, вне зависимости от его вида и продолжительности пути.
  2. За отсутствие ремня безопасности для пассажира предусмотрен штраф в размере 1 тысячи рублей. Сотрудник ГИБДД вправе привлечь виновное лицо к такому виду ответственности только при перевозке пассажира в легковом автомобиле, если человек сидит рядом с водителем в маршрутном такси, грузовом автомобиле.
    Пассажир, который допустил такое нарушение, также привлекается к ответственности в виде штрафа в размере 500 рублей.
  3. Водители легкового автотранспорта, допустившие перевозку пассажира в непредусмотренных для этого местах – багажнике, на крыше авто или на капоте, должны будут уплатить штраф в размере 1 тысячи рублей.
  4. За перевозку лишнего пассажира на мотоцикле (в том числе и на мототранспорте с коляской), водителю придется уплатить штраф в размере 1 тысячи рублей.
  5. Одни из самых серьезных наказаний предусмотрены за нарушение правил перевозки детей. Так, к примеру, за перевозку лишних детей (когда некоторые из них стоят в проходе), к ответственности привлекаются: водитель – штраф 3 тысячи рублей, должностное лицо, допустившее такое нарушение требований законодательства – 25 тысяч рублей, юридическое лицо – 100 тысяч рублей.
    Такие виды ответственности ожидают виновных лиц вне зависимости от вида транспортного средства, на котором произошло нарушение норм законодательства.
  6. Если в ходе проверки сотрудник дорожной инспекции установит, что реальное количество детей в автотранспорте не соответствует списку, представленному компании-перевозчику ответственным лицом, размер ответственности составит: водителю, находившемуся за рулем транспортного средства – 3 тысячи рублей, должностному лицу, допустившему такое нарушение – 25 тысяч рублей, юридическому лицу, работник которого допустил такое несоответствие – 100 тысяч рублей.
  7. В случае если все вышеперечисленные нарушения были совершены при перевозке детей в ночное время суток, виновных лиц ожидают более суровые виды ответственности. В частности, водителю придется уплатить штраф в размере 5 тысяч рублей или лишиться своего удостоверения, дающего право на управление транспортом. Должностному лицу, допустившему такое нарушение, придется выплатить 50 тысяч рублей. Для юридического лица невыполнение требований законодательства обернется в 200 тысяч рублей.
    Данные размеры ответственности распространяются на все виды транспортных средств.
READ
Перевозка газовых баллонов в грузовых и легковых автомобилях

Если рассматриваемый в данный момент в Госдуме законопроект будет принят, то наказание за провоз лишнего пассажира вне зависимости от вида транспорта составит 10 тысяч рублей.

Наказание за несоблюдение правил перевозки пассажиров

В среднем, водителю автотранспорта, решившему нарушить правила перевозки пассажиров в легковом автомобиле, придется уплатить за каждого лишнего пассажира по полторы-2 тысячи рублей. Данный размер наказания применим в тех случаях, когда машина оборудована ремнями безопасности (старые модели не предусматривают таких фиксирующих устройств на задних сидениях).

Конечно же, при наличии в автомобиле лишнего пассажира, естественно, что у него не будет возможности пристегнуться ремнем безопасности. Ведь техническая комплектация транспортного средства предусматривает ремни ровно по количеству посадочных мест в салоне, предназначенных для людей.

Именно по этой причине автовладельцу придется дополнительно уплатить штраф за то, что человек не был должным образом зафиксирован.

Если у сотрудника ГИБДД возникают какие-либо сомнения относительно того, соблюдает ли водитель правила дорожного движения относительно перевозки в своем авто пассажиров, он может потребовать предоставить ему технический паспорт транспортного средства.

Последствия перегрузки автомобиля

К сожалению, многие автолюбители не понимают все серьезность перегрузки автомобиля лишними пассажирами. Они воспринимают постановление сотрудника ГИБДД в качестве оскорбления и желания стрясти как можно больше денег. Но на самом деле, все не так.

Основная задача автомобилиста заключается в обеспечении безопасности для других участников дорожного движения, в том числе и для пассажиров своего автомобиля. Все нормативные правовые акты всегда принимаются именно в этом направлении.

Различные ограничения, принимаемые в данной области, служат сдерживающим фактором для водителей, чтобы они не нарушали правила дорожного движения и перевозки пассажиров.

Большинство автомобилистов до сих пор не воспринимают перевозку лишних пассажиров как опасность. Некоторые из них даже могут перевозить по нескольку детей на заднем сидении своего транспортного средства, не понимая, что в случае дорожно-транспортного происшествия, это становится причиной для травматизма.

Причины ДТП

Как показывает практика, превышение предусмотренного комплектацией автотранспорта количества пассажиров в большей части случаев заканчивается ДТП. Для этого существует несколько причин:

  1. Перегруженный автомобиль может перевернуться во время выполнения обгона другого транспорта. Кроме того, такой же исход может ожидать машину при выполнении иных маневров, к примеру, резкого разворота, на высокой скорости.
  2. При превышении допустимого веса, корпус транспортного средства или оси колес могут деформироваться. Это делает автомобиль непригодным для безопасной перевозки людей.
  3. Из-за большого скопления людей в салоне транспортного средства, водитель может страдать от удушья или иных ухудшений своего самочувствия.
  4. Из-за неравномерного распределения веса людей в салоне транспорта, управление машиной для водителя будет затруднено.
  5. Так как из-за большого количества людей в салоне транспорта, двери могут быть закрыты неплотно, кто-то из пассажиров может вывалиться из авто при выполнении маневров.
  6. При наличии большого количества людей в салоне транспортного средства, тормозной путь автомобиля значительно увеличивается, что негативно отражается на попытках автолюбителя предотвратить дорожно-транспортное происшествие.
  7. В случае с плотно загруженными автобусами, большое количество людей в салоне затрудняет нормальное передвижение транспорта, что отражается на прочих участниках дорожного движения.
  8. В зимнее время года водителю легкового или общественного транспорта сложно управлять машиной, так как из-за увеличения веса сцепление шин со скользкой дорогой затруднено.

Вне нормы, касающиеся максимального количества пассажиров в общественном и частном транспорте, направлены на то, чтобы снизить вероятность попадания водителем в дорожно-транспортное происшествия по третьим причинам, кроме нарушения автомобилистом ПДД.

Кроме того, соблюдение таких правил позволит избежать лишнего травматизма в случае ДТП.

Статья 11.14.2. Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу

1. Отказ водителя предъявить договор фрахтования или его копию либо заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу, если договор фрахтования заключен в форме заказа-наряда, должностным лицам, уполномоченным на осуществление контроля за наличием у водителей указанных документов, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.

2. Перевозка пассажиров и багажа по заказу без заключения в письменной форме договора фрахтования транспортного средства —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.

3. Взимание платы с пассажиров при перевозке по заказу неопределенного круга лиц —

READ
В каком случае водительские права являются удостоверением личности

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.

4. Посадка пассажиров в транспортное средство, предоставленное для перевозки пассажиров и багажа по заказу, без предъявления пассажирами документов, удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, или при отсутствии списка пассажиров в случаях, когда предъявление указанных документов или наличие указанного списка пассажиров является обязательным, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 11.14.2 КоАП РФ

1. Объектом правонарушений выступают общественные отношения по поводу осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказу. Отличительной особенностью рассматриваемых правовых норм является применение мер ответственности за несоблюдение установленного порядка документального оформления перевозки пассажиров и багажа. При этом следует заметить, что в ряде случаев ГК РФ допускает возможность заключения договора в устной форме, в том числе и между юридическими лицами. Однако предписания настоящей статьи свидетельствуют об исключительности письменной формы договора фрахтования транспортного средства.

Объективная сторона рассматриваемых деяний в большинстве случаев выражается в форме бездействия, заключающегося в:

— уклонении от заключения договора фрахтования транспортного средства. В качестве уклонения могут рассматриваться действия сторон или одной из них, вследствие которых данный договор не заключен в письменной форме. В силу прямого предписания закона устные договоренности в данном случае не имеют юридической силы. Требование действующего законодательства о письменной форме договора считается соблюденным, если он заключен в форме единого документа в письменной форме (договора), в форме заказ-наряда, подписанного обеими сторонами. Иным образом заключение данного договора не предусмотрено;

— отказе от предъявления договора фрахтования транспортного средства или его копии. В данном случае закон относит договор фрахтования к числу обязательных документов, находящихся в момент перевозки пассажиров и багажа в течение всего периода оказания транспортных услуг. В то же время не всякий отказ может рассматриваться как административное правонарушение. Под действие норм настоящей статьи подпадает лишь отказ в предоставлении договора уполномоченному должностному лицу контролирующего органа государственной власти при проведении им проверки. Таким образом, даже если требование предоставить договор заявлено должностным лицом уполномоченного органа государственной власти, но не представлены документы, подтверждающие факт проведения проверки в отношении конкретного перевозчика, отказ в представлении договора не может рассматриваться в качестве административного правонарушения;

— посадке пассажиров без предъявления им документов, подтверждающих право на проезд, если представление таких документов является обязательным. Несоблюдение указанного требования свидетельствует о потенциальной возможности использования транспортного средства лицами, у которых отсутствует подобное право, т.е. неосновательное расширение перечня пассажиров, влекущее за собой и иные правонарушения, в частности нарушение правил эксплуатации транспортного средства соответствующего вида.

Наряду с бездействием, объективная сторона рассматриваемых административных правонарушений может быть выражена и в форме действия, заключающегося во взимании платы с пассажиров при перевозке по заказу неопределенного круга лиц.

2. Субъектный состав конкретизируется применительно к отдельным составам правонарушений, регламентированным комментируемой статьей. Общим субъектом рассматриваемых правонарушений является водитель, т.е. лицо, допущенное к управлению транспортным средством. Осуществляя непосредственное взаимодействие с транспортным средством, он имеет возможность реализовать объективную сторону всех составов, регламентированных комментируемой статьей. В то же время степень его вины определяет и меру ответственности, которая ограничивается исключительно штрафными санкциями в размере пяти тысяч рублей. Превышение указанной меры ответственности закон не допускает.

Следует заметить, что в отношении правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, водитель выступает в качестве исключительного субъекта ответственности. По иным составам, определенным комментируемой статьей, наряду с водителем к ответственности могут быть привлечены должностные лица и юридические лица. Определяя возможность привлечения к ответственности юридических лиц, закон указывает на их непосредственную взаимосвязь с транспортным средством и деятельностью по оказанию транспортных услуг. В этой связи под юридическими лицами по смыслу настоящей статьи, как правило, понимаются организации-перевозчики, т.е. предоставившие принадлежащее им транспортное средство под фрахт. Одновременно субъектом ответственности может выступать и юридическое лицо, которое фрахтуют транспортное средство для собственных целей и деятельности, т.е. фрахтовщик. Ответственность фрахтовщика ограничивается лишь рамками ч. 2, поскольку, являясь стороной договора, он имеет возможность уклоняться от заключения договора в письменной форме, т.е. реализовать объективную сторону данного правонарушения. В отношении составов, предусмотренных ч. ч. 3 и 4, под юридическими лицами рассматриваются исключительно организации-перевозчики.

Еще одной категорией субъектов административной ответственности выступают должностные лица, т.е. лица, в обязанности которых вменяется соблюдение правил заключения договора фрахтования транспортного средства, а также соблюдения установленных требований перевозки пассажиров и багажа. В данном случае речь идет о должностных лицах — работниках перевозчика, причем их перечень не ограничивается исключительно руководителем соответствующей организации, в данном качестве могут рассматриваться и иные должностные лица. Определяющим критерием привлечения лица к ответственности является его компетенция, т.е. вменение ему в обязанности заключения договоров фрахтования, а также соблюдение правил перевозки пассажиров и багажа, в том числе по заказу.

3. Субъективная сторона рассматриваемых деяний в большинстве случаев характеризуется умыслом. Так, например, выполнение объективной стороны деяний, предусмотренных ч. ч. 1, 3 и 4, по неосторожности невозможно. Перевозка пассажиров без заключения договора фрахтования в письменной форме со стороны юридического и должностного лица в большинстве случаев характеризуется умышленной формой вины. В отдельных случаях указанные действия со стороны водителя транспортного средства могут быть совершены по неосторожности. Однако практика деятельности уполномоченных органов государственной власти свидетельствует о том, что совершение определенных настоящей статьей правонарушений осуществляется с умышленной формой вины.

READ
Регистрация автомобиля с другим двигателем

Перевозка пассажиров в городском и междугородном сообщении

Законодательство Российской Федерации защищает права потребителей услуг по перевозке пассажиров в городском и междугородном сообщении и определяет механизмы реализации этой защиты. Знание прав потребителя поможет потребителю правильно вести себя в ситуациях, когда эти права нарушаются.

Понятие “транспортные услуги” собирательное и включает деятельность по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также связанные с перевозочным процессом услуги, в том числе экспедиционные услуги, услуги по погрузке и выгрузке грузов, буксировку и т.д. Основным видом транспортных услуг является перевозка, т.е. пространственное перемещение грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа.

Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими соблюдение продавцами требований законодательства по перевозке пассажиров в городском и междугороднем сообщении являются:

– Гражданский Кодекс РФ;

– Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1;

– Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.02.2001 (КВВТ);

– Устав железнодорожного транспорта РФ от 24.12.2002 (УЖТ);

– Кодекс торгового мореплавания РФ от 31.03.1999 (КТМ);

– Воздушный кодекс РФ от 19.02.1997 (ВК);

– Закон РФ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003;

– Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Вышеуказанные нормативно-правовые акты определяют общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также – транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

Термины и понятия, необходимые знать потребителю:

Багаж – вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке;

Билет – перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира;

Маршрут – путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения;

Маршрут регулярных перевозок – предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке;

Объекты транспортной инфраструктуры – сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств;

Остановочный пункт – место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств;

Пассажир – физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;

Перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;

Путевой лист – документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя;

Расписание – график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта;

Ручная кладь – вещи пассажира, которые перевозятся пассажиром с собой в транспортном средстве и сохранность которых при перевозке обеспечивается пассажиром.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав), перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) регулярные перевозки;

2) перевозки по заказам;

3) перевозки легковыми такси.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

Согласно ст. 20 Устава, заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату – квитанцией на провоз ручной клади. Кассовый чек с указанными на нем реквизитами билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади приравнивается соответственно к билету, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади. Допускается использование билетов с указанием части или всех реквизитов в электронном виде, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В случае невозможности осуществить перевозку пассажира и багажа предоставленным транспортным средством в связи с его неисправностью, аварией, другими аналогичными причинами пассажир имеет право воспользоваться выданными билетом, багажной квитанцией, квитанцией на провоз ручной клади в другом транспортном средстве, предоставление которого обязан обеспечить перевозчик.

Пассажир обязан хранить билет, багажную квитанцию, квитанцию на провоз ручной клади в течение всей поездки и предъявлять их по первому требованию лиц, осуществляющих контроль. Контроль за наличием билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади осуществляется в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров.

READ
Правила перевозки кислорода в баллонах на автомобиле

При проезде в транспортном средстве, осуществляющем регулярные перевозки пассажиров и багажа, пассажир имеет право:

1) перевозить за плату в багажном отделении транспортного средства или в отдельном транспортном средстве багаж в количестве не более двух мест, длина, ширина и высота каждого из которых в сумме не превышают сто восемьдесят сантиметров;

2) провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышают сто двадцать сантиметров, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску.

Согласно ст. 24 Устава, пассажиру может быть отказано в продаже билета в случае невозможности предоставления места вследствие превышения вместимости, предусмотренной конструкцией транспортного средства.

Продажа билета без предоставления пассажиру места для сидения допускается в случае, если возможность проезда пассажира без предоставления места для сидения предусмотрена конструкцией транспортного средства.

При осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в междугородном сообщении, продажа билетов для проезда пассажиров осуществляется при наличии мест для сидения.

Проводники пассажирских поездов дальнего следования, бортпроводники речного, морского и авиатранспорта обязаны проходить профилактические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и иметь личную медицинскую книжку.

Выступая в роли потребителя транспортных услуг, пассажир как субъект договора присоединения остается в определенной зависимости от транспортного предприятия и нуждается в четкой защите своих прав, вытекающих из договора перевозки. В области отношений по договору перевозки пассажира обеспечение баланса интересов обеих сторон определяется спецификой публичного договора и договора присоединения. С одной стороны, транспортное предприятие не вправе отказать пассажиру в заключении договора перевозки, с другой – пассажир вынужден подчиняться условиям, диктуемым перевозчиком. В связи с этим, Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «О защите прав потребителей», транспортные уставы, правила и кодексы, защищают интересы и пассажира-потребителя, определяя его основные права и предусматривая ответственность перевозчика в случаях нарушения этих прав.

Особенности защиты прав потребителей при оказании транспортных услуг содержатся в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 №111 «Оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» (далее – Правила оказания услуг).

Для проезда в поезде пригородного сообщения пассажир обязан приобрести билет для разовой поездки.

Ответственность исполнителя за нарушение требований по перевозке пассажиров в городском и междугороднем сообщении весьма значительна. В этой сфере российским законодательством установлены как гражданско-правовая (возмещение вреда, причиненного соответствующим нарушением), так и административно-правовая ответственность.

Перевозчик несет ответственность за не сохранность багажа после принятия его для перевозки и до выдачи его пассажиру, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Согласно ст. ст. 796 ГК РФ, 96, 107 УЖТ, ст. 119 КВВТ, п. 7 ст. 34 УАТ, ст. 119 ВК ущерб возмещается перевозчиком в следующем размере:

– в случае утраты или недостачи груза, или багажа – в размере стоимости утраченного или недостающего груза, или багажа;

– в случае повреждения (порчи) груза или багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа – в размере его стоимости;

– не сохранность груза, багажа удостоверяются актами, составляемыми совместно с пассажиром (грузоотправителем), один экземпляр которого выдается пассажиру (ст. 160 КВВТ, ст. 38 УАТ, ст. 119 УЖТ, ст. 124 ВК).

По спорам, связанным с договорами перевозки груза, до предъявления иска в суд предъявление перевозчику претензии обязательно.

Срок предъявления претензий к перевозчику при внутренних перевозках автомобильным транспортом – 1 год, железнодорожным транспортом – 6 месяцев, в отношении штрафов и пеней – 45 дней (ст. 39 УАТ, ст. 123 УЖТ). При внутренних воздушных перевозках установлен общий срок для предъявления претензий – 6 месяцев (ст. 126 ВК). При внутренних водных перевозках, претензии могут быть предъявлены в течение срока исковой давности, который устанавливается: по требованиям к перевозчику или буксировщику, возникающим в связи с осуществлением перевозок грузов – один год; по требованиям, возникающим в связи с осуществлением перевозок пассажиров и их багажа, – три года (ст. ст. 161, 164 КВВТ).

Исчисление сроков для предъявления претензий производится в соответствии со ст. 126 ВК, ст. 161 КВВТ, ст. 123 УЖТ, ст. 42 УАТ.

Перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

Также потребитель по своему выбору вправе обратиться:

1) с жалобой в Управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта для проведения контрольно-надзорного мероприятия и привлечения перевозчика к административной ответственности;

2) с исковым заявлением в суд на основании ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» с предъявлением дополнительных требований о возмещении ущерба, о компенсации морального вреда, судебных расходов, а также взыскании штрафа за нарушения прав потребителей.

Источники:
http://insur-portal.ru/shtrafy/shtraf-za-nepravilnuyu-perevozku-passazhirov
http://autotonkosti.ru/q/shtrafy-za-narusheniya-pravil-perevozki-passazhirov-v-situaciyah
http://pddmaster.ru/shtrafi/za-lishnego-passazhira.html
http://autolegal.ru/avtoyurist/shtraf-za-perevozku-lishnego-passazhira/
http://stkoaprf.ru/11-14-2
http://zpp.rospotrebnadzor.ru/handbook/transport/memos/49085
http://prava.expert/avtoyurist/voditelyu/perevozka-gazovyh-ballonov-v-gruzovyh-i-legkovyh-avtomobilyah.html

Ссылка на основную публикацию