Как проводится ликвидация некоммерческих организаций (НКО)

Ликвидация НКО

Сопровождение НКО наша профессия. Ликвидация НКО, заключительное действие в жизненном цикле некоммерческой организации. Приняв решение ликвидации НКО, необходимо знать несколько важных вещей, которые мы тут и рассмотрим. Важно знать все особенности этого процесса в Минюсте, чтобы ответить на следующие вопросы:

Прекращение деятельности некоммерческих организаций

Как и коммерческие организации, НКО организовываются с определенными целями, функционируют, могут быть реорганизованы и ликвидированы, перестав быть субъектами правовых и гражданских отношений с момента ликвидации.

Как показывает практика, создание некоммерческих организаций и прекращение их работы происходит постоянно. Но при этом законодательство, предусматривающее их ликвидацию, еще несовершенно, как и его применение в реалиях современной жизнедеятельности. Чтобы понять существующие в этой области проблемы, выявить основные тенденции, вызванные постоянными переменами в общественных отношениях и найти их оптимальные решения, требуется постоянно изучать и анализировать существующее законодательство, регламентирующее деятельность НКО.

В настоящее время в Российской Федерации законодательные нормы, касающиеся ликвидации некоммерческих объединений, не могут полномерно обеспечить правовое регулирование в этой области, что отрицательно сказывается на деятельности НКО, как субъектов гражданского права. Это влечет за собой возникновение судебных споров и разбирательств. Один из весомых недостатков заключается в том, что в области существующего гражданского законодательства нет закрепления четкой регламентации прекращения деятельности некоммерческой организации. Нередко при ликвидации споры возникают также при определениях гарантий для кредиторов НКО и для государства, являющегося кредитором относительно налоговых обязательств.

Цена ликвидации некоммерческой организации.

Как происходит ликвидация некоммерческих объединений?

В переводе с латыни ликвидация или liguidatio означает окончание дел, относительно НКО она определяется как прекращение, завершение деятельности. Еще на этапе создания некоммерческой организации нужно знать, какие основные требования предъявляются законодательством к ее ликвидации, и ознакомиться с пошаговой инструкцией завершения деятельности, что поможет избежать ошибок и проблем с законом. При этом следует учитывать, что для разных организационных форм НКО этапы ликвидации могут несколько отличаться.

Поэтапная ликвидация некоммерческой организации

Высшим органом управления НКО принимается решение о прекращении ее деятельности, после чего выбирается ликвидационная комиссия, в некоторых случаях – ликвидатор. Затем определяется представитель НКО, который будет подавать документацию, касающуюся ликвидации некоммерческого объединения, в соответствующий государственный орган, как правило это Министерство юстиции. С момента принятия решения о ликвидации и до подачи документов должно пройти не более 3-х дней.

Необходимо подать следующие документы:

  • решение, которым были назначены ликвидационная комиссия или ликвидатор;
  • нотариально заверенное уведомление о прекращении деятельности НКО, составленное по форме Р15001.

Следующим этапом предусматривается уведомление общественности о предстоящей ликвидации НКО. С этой целью ликвидационной комиссией или ликвидатором публикуется соответствующее заявление в «Вестнике государственной регистрации». С момента уведомления отсчитывается срок требований по кредиторам, который не должен быть меньше 2-х месяцев.

Для размещения публикации в государственном издании необходимо предоставить в редакцию:

  1. решение о прекращении деятельности НКО;
  2. сопровождающее письмо и заявка на размещение публикации;
  3. квитанцию, подтверждающую оплату размещения информации.

После уведомления о предстоящем прекращении деятельности, ликвидационной комиссией или ликвидатором изучаются дела некоммерческого объединения и выявляются существующие обязательства. Затем составляется график их погашения, проводится сверка со всеми государственными фондами, налоговым и другими органами. После этого все установленные задолженности должны быть ликвидированы.

После устранения задолженностей и расчетов по обязательствам бухгалтерская документация НКО приводится в требуемое состояние и определяется промежуточный баланс, который предоставляется в соответствующий государственный орган вместе с формой Р15003.

Если в НКО есть оформленные штатные сотрудники, то они должны быть уволены после погашения установленных обязательств.

На последнем этапе составляется окончательный ликвидационный баланс НКО, который затем утверждается высшим управленческим органом и подается вместе с формой Р16001 в соответствующий государственный орган.

После того, как НКО было исключено из государственного реестра, его деятельность прекращается. Но в обязательном порядке необходимо совершить еще несколько важных действий – закрыть расчетные счета, подготовить и передать документацию для хранения в государственном архиве.

Как советуют специалисты, после ликвидации НКО нужно сохранять документацию, подтверждающую ее исключение из государственного реестра, на протяжении 3-х лет

Ликвидация некоммерческих организаций в 2022 году – особенности и нюансы.

От ликвидации не застрахована ни одна НКО. Поэтому следует предусматривать возможность принятия управляющим органом решения о прекращении деятельности некоммерческого объединения.

Существует ряд причин, влекущих за собой ликвидацию НКО. Основными из них являются:

  • прекратилось финансирование;
  • цели, поставленные при создании НКО, достигнуты и ее дальнейшее существование нецелесообразно;
  • между лицами, создавшими НКО, возникли разногласия относительно направлений функционирования организации, что делает ее дальнейшее существование невозможным;
  • препятствия деятельности некоммерческого объединения со стороны государственных органов;
  • организаторы НКО потеряли интерес к выполняемой деятельности и не видят смысл в ее дальнейшем существовании.

Проблема всех некоммерческих организаций заключается в том, что законодательство, регламентирующее их деятельность, построено так, что создать НКО намного легче, чем потом ее ликвидировать. Со стороны государства это вполне логично и объяснимо, поскольку некоммерческим объединением осуществлялась определенная деятельность и у него были обязательства перед государством, перед другими организациями и физическими лицами. Поэтому при ликвидации контролирующие органы должны убедиться, что НКО были выполнены все требования, предусмотренные законодательством, а именно:

  • Организацией выплачена зарплата в полном объеме всем своим сотрудникам;
  • Закрыты все обязанности и задолженности перед кредиторами;
  • Уплачены все налоговые суммы;
  • Сдана вся необходимая отчетность за весь период существования НКО;
  • Кредиторы уведомлены о предстоящем прекращении деятельности некоммерческого объединения;
  • Имущество, остающееся после ликвидации НКО, распределено согласно уставу организации.
READ
Что такое залоговое имущество банка и стоит ли его выкупать

Кто занимается ликвидацией НКО?

Решение о прекращении деятельности некоммерческой организации принимается высшим органом управления НКО. Также этим органом назначается ликвидационная комиссия или ликвидатор, утверждается промежуточный и окончательный баланс.

В зависимости от организационной формы НКО, высший орган может быть:

  • Общим собранием в общественных НКО;
  • Советом или Президиумом, согласно уставу, в автономных некоммерческих объединениях;
  • Если НКО является фондом, то решение о прекращении деятельности принимается судом согласно заявлению заинтересованного лица.

Согласно решению управляющего органа, прекращение деятельности НКО возлагается на ликвидационную комиссию или ликвидатора – человека, принимающего на себя все обязанности по завершению дел.

Ликвидационная комиссия или ликвидатор занимаются

подготовкой и предоставлением необходимой документации в соответствующий орган;

уведомлением кредиторов о прекращении деятельности некоммерческой организации;

публикацией информации о предстоящей ликвидации в государственное печатное издание;

взаимодействует с государственными фондами и органами при получении и подаче справок, уведомлений и других бумаг.

Также в ликвидации НКО принимает участие бухгалтер, в обязанности которого входит:

  • ведение и подготовка бухгалтерской отчетности;
  • составление промежуточного и окончательного баланса;
  • проведение сверок с государственными фондами и кредиторами;
  • решение других задач, касающихся бухгалтерии.

На первый взгляд может показаться, что в ликвидации НКО нет ничего сложного

после принятия высшим органом НКО решения о прекращении деятельности назначается ликвидатор или ликвидационная комиссия. С этого момента на протяжении 3-х дней государственный орган уведомляется о том, что началась процедура ликвидации;

после получения ликвидатором соответствующих документов для кредиторов публикуется уведомление о предстоящем прекращении деятельности НКО;

по истечении двух месяцев с момента публикации бухгалтером составляется, а высшим органом утверждается промежуточный, а затем и окончательный баланс. Все необходимые документы подаются ликвидатором в Минюст;

если документация предоставлена в полном объеме, обязанности и задолженности закрыты и претензий к НКО нет, то организация исключается из государственного реестра, и ее деятельность прекращается.

Если строго соблюдать все требования законодательства РФ, то прекращение деятельности НКО пройдет без проблем и затруднений. Следует знать, что это не совсем быстрый процесс – от момента принятия решения о ликвидации до полного завершения дел пройдет минимум 6 месяцев.

Но, как показывает практика, в настоящее время существует ряд нюансов, из-за которых возникают трудности при проведении ликвидационных мероприятий. О них нужно знать еще до принятия решения о ликвидации, чтобы избежать осложнений и проблем с законодательством.

ВАЖНО! Чаще всего встречаются следующие проблемы при ликвидации НКО:

  1. Прекращение деятельности не было согласовано со всеми участниками НКО – в таком случае заключение о ликвидации может быть отменено судом;
  2. Сданы не все отчетности за полный период деятельности некоммерческого объединения, что не разрешает закрывать НКО;
  3. Ликвидатор был ранее дисквалифицирован в государственном реестре. Поэтому необходимо проверить его на дисквалификацию до назначения, в противном случае смена ликвидатора может занять много времени;
  4. Адрес, по которому зарегистрировано некоммерческое объединение, был ранее зафиксирован в реестре как неподтвержденный. До начала процесса ликвидации нужно убедиться в отсутствии подобной записи. Если она существует, то до момента уведомления о прекращении деятельности нужно изменить адресные данные в государственном реестре.

Если при ликвидации НКО возникнут проблемы, которые невозможно решить по каким-либо причинам, то ее придется отменить и закрывать некоммерческое объединение другим способом, например, провести его реорганизацию.

Н а практике существует еще две возможности завершить деятельность НКО практически без усилий.

Первая, передать НКО. Сменить руководителя, учредителей и органы управления. НКО передается новым владельцам, которые преследуют схожие цели, полны сил и решимости. Дело в том, что некоммерческие организации моложе 1 года имеют ряд ограничений при реализации своей деятельности. Но приняв действующую НКО, большая их часть будет отсутствовать.

Второй способ самый сомнительный. Для этого нужно закрыть банковский расчетный счет, не сдавать отчеты в соответствующие госорганы, не подтверждать продолжение работы, то есть не выполнять никаких действий, как бы забыв о существовании некоммерческого объединения.

В таком случае НКО признается недействующей и на этом основании исключается из государственного реестра. Но, решившись на такой шаг, нужно знать – за то, что учредители организации не поступили согласно законодательству РФ, не провели ликвидацию согласно правилам, и за них это сделало государство, исключив НКО из реестра, все лица, участвовавшие в этой организации, дисквалифицируются на 3 года. Запись об их дисквалификации вносится в государственный реестр юридических лиц. Фактически они попадают в черный список, должны выйти из участия в других организациях и создать новую не смогут 3 года.

Имущество НКО после ликвидации.

Порядок распределения имущества при ликвидации некоммерческой организации обязательно указывается в уставе организации. Как правило, имущество после расчета с кредиторами направляется на цели некоммерческой организации, а если это не представляется возможным, то данное имущество обращается в доход государства. Очень важно помнить, что имущество при ликвидации не распределяется между ее учредителями (участниками, членами).

READ
Права работников при увольнении в связи с ликвидацией

Как и на каких основаниях происходит ликвидация некоммерческих организаций в добровольном и судебном порядке?

К некоммерческим относятся юридические лица, не имеющие основной целью получение прибыли – вырученные от хозяйственной деятельности НКО средства не распределяются между учредителями, а используются для достижения уставных целей (социальных проектов и иных общественных благ).

Правовое регулирование

Регулирование ликвидации НКО осуществляется:

Ст. 61-63 ГК РФ описывают общие правила ликвидации юрлиц, в ст. 18-19 закона №7 приведены особенности ликвидации НКО, а процедура ликвидации федеральных структур приведена в разделе 5 Постановления Правительства №539.

Причины и способы ликвидации

Некоммерческая организация может быть ликвидирована двумя основными способами:

Если вы хотите узнать, как в 2022 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • в добровольном порядке;
  • через суд.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей (например, если цель создания НКО достигнута). Принудительно ликвидировать НКО может суд по иску местных властей или прокуратуры в следующих случаях:

  • при обнаружении недействительности регистрации НКО в налоговой службе;
  • при осуществлении без лицензии деятельности, для которой по законам РФ нужна лицензия;
  • если НКО не состоит в объединяющей саморегулируемой национальной НКО при требовании такого членства законами РФ;
  • при систематических нарушениях закона;
  • при регулярном пренебрежении собственным уставом;
  • при нарушении НКО исключительных прав третьих лиц.

Если некоммерческая организация имеет форму фонда, то его ликвидировать может только суд при наличии следующих оснований:

  • собственности фонда недостаточно для достижения уставных целей;
  • цели фонда являются недостижимыми;
  • деятельность фонда не соответствует уставным целям.

Иностранные НКО на территории РФ ликвидируются при закрытии головного центра за рубежом, а также при нарушениях порядка предоставления в налоговый орган сведений об объемах финансирования и направлении распределения средств.

Добровольное прекращение деятельности

Добровольное прекращение деятельности НКО происходит в следующем порядке:

  1. Основатели НКО принимают решение о ликвидации структуры.
  2. Формируется ликвидационная комиссия.
  3. В СМИ публикуется извещение о ликвидации НКО.
  4. Составляется промежуточный ликвидационный баланс.
  5. Баланс утверждается собранием учредителей.
  6. Производятся расчеты с кредиторами, согласно промежуточному балансу.
  7. Составляется окончательный ликвидационный баланс.
  8. В ФНС подается заявление о регистрации ликвидации НКО.
  9. В ЕГРЮЛ вносятся необходимые изменения.

По истечении срока предъявления претензий составляется промежуточный баланс – это документ, в котором отражен список всех требований, величина рассмотренных и погашенных ранее претензий кредиторов и сведения об активах ликвидируемой НКО. Для формирования промежуточного баланса членами ликвидационной комиссии производится инвентаризация собственности НКО (недвижимости, банковских счетов, офисной мебели и оргтехники). При необходимости составляются оценочные акты. Уведомление о формировании промежуточного баланса составляется по форме Р15001 и направляется в отделение ФНС.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Если наличных денежных средств НКО недостаточно для выплат всем кредиторам, члены комиссии организуют аукцион по продаже собственности НКО, оценочная стоимость которой превышает 100 000 рублей, остальное имущество продается без торгов.

Выплаты кредиторам производятся в следующем порядке:

  • с момента утверждения промежуточного баланса выплачиваются компенсации за причиненный ущерб, а также долги по зарплате и пособиям при увольнении;
  • через месяц после утверждения баланса вносится плата за коммунальные услуги, налоговые платежи, штрафы, а также выплачиваются долги кредитным организациям.

Внесение записи о ликвидации НКО в ЕГРЮЛ осуществляется в течение 10 рабочих дней.

Ликвидация через суд

Порядок принудительной ликвидации НКО включает следующие шаги:

  1. Сбор документов и подача искового заявления о ликвидации.
  2. Рассмотрение иска судом и проведение досудебного следствия.
  3. Проведение заседания и вынесение судом решения о ликвидации НКО.
  4. Назначение управляющего.
  5. Составление ликвидационного баланса.
  6. Проведение расчета с кредиторами.
  7. Внесение в ЕГРЮЛ данных о ликвидации НКО.

Заявление о принудительной ликвидации НКО подается в суд общей юрисдикции представителями местных властей, прокуратуры или участниками НКО. В заявлении указывается следующая информация:

  • наименование судебного органа;
  • реквизиты сторон;
  • основания для ликвидации;
  • доказательства оснований;
  • сведения о досудебных действиях;
  • перечень прилагаемых документов;
  • дата и подпись.

Для НКО указывается адрес, наименование и банковские реквизиты, номер ЕГРЮЛ, для заявителя-физлица – паспортные данные и адрес регистрации. При перечислении оснований нужно указывать ссылки на статьи закона, при наличии – номера административных или уголовных дел против НКО. Если НКО имеет признаки банкротства, нужно указать перечень кредиторов и общую сумму их требований.

К заявлению прилагаются:

  • копия паспорта заявителя (для членов НКО);
  • учредительные документы организации;
  • уведомления о вручении копии иска сторонам;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • документы и справки, подтверждающие основания для ликвидации НКО.

Промежуточный ликвидационный баланс составляется управляющим, если у НКО имеются непогашенные перед кредиторами обязательства. В баланс вносятся сведения об имуществе НКО, а также о размере претензий всех кредиторов. Если кредиторов у НКО нет, то управляющий составляет сразу окончательный ликвидационный баланс и подает его вместе с заявлением в ФНС по форме Р16001, после чего НКО исключается из списка ЕГРЮЛ.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

READ
Чем отличаются солидарная и субсидиарная ответственность

Как проводится ликвидация некоммерческих организаций (НКО)

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на editor@garant.ru. Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каков порядок ликвидации некоммерческой организации – фонда? Какова процедура, сроки и место проведения, а также необходимые документы?

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Закон N 7-ФЗ) некоммерческая организация (далее – НКО) может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, Законом N 7-ФЗ и другими федеральными законами. Условно в процедуре ликвидации фонда выделить следующие этапы.

1. Принятие решения о ликвидации

В силу прямого указания закона (п. 2 ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона N 7-ФЗ) решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован:
– если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
– если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
– в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
– в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Рассмотрение дел о ликвидации фондов подведомственно судам общей юрисдикции (п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2002 N 11, п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64). Заявление о ликвидации фонда подается в районный суд по месту нахождения организации. При этом с заявлением вправе обратиться не только уполномоченные органы или его должностные лица, но и иные заинтересованные лица, в частности учредители фонда (смотрите также Апелляционное определение Московского городского суда от 06.02.2017 N 33-3711/17)*(1).
По общему правилу гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд (ст. 154 ГПК РФ).
Суд, принимая решение о ликвидации фонда, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами фонда.

2. Уведомление о начале процедуры ликвидации

Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение 3 рабочих дней после даты его принятия обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (далее – регистрирующий орган), для внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
С учетом норм п.п. 1 и 2 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации фонда принимается органом власти, уполномоченным в сфере регистрации НКО, то есть Министерством юстиции РФ (подп. 1 п. 1 Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 “Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации”).
В силу п. 3 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ, п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон N 129-ФЗ), приказа Минюста России от 07.05.2013 N 68 формы заявлений, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и внесения изменений в их учредительные документы, определяются в соответствии с приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее – Приказ N ММВ-7-6/25@), утвердившим формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц.
Таким образом, в течение 3 рабочих дней после даты вступления в законную силу решения суда о ликвидации фонда руководителю ликвидационной комиссии (ликвидатору) надлежит представить в соответствующее территориальное управление Министерства юстиции РФ (далее – Территориальное управление) следующие документы:
– уведомление о ликвидации юридического лица по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@;
– решение суда о ликвидации фонда и формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора) фонда;
– протокол заседания руководящего органа фонда, на котором принято решение по вопросу о ликвидации фонда.
Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Поскольку к моменту направления в Территориальное управление уведомления ликвидационная комиссия уже сформирована (ликвидатор назначен), заявителем в этом случае выступает, соответственно, руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 1.2, пп. “г” п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 14.2.05.18 правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещенных 30.01.2014 в федеральном разделе информационного ресурса “База данных “Вопрос-Ответ” и направленных письмом ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645 (далее – Правовые позиции)).
Территориальным управлением принимается решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации и сведений о назначении ликвидатора НКО. При этом общий срок принятия решения – 17 рабочих дней, а направление документов в регистрирующий орган (ФНС России) осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ названной записи (п.п. 22 и 23 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста РФ от 30.12.2011 N 455 (далее – Административный регламент)).
Обращаем внимание, что с 01.01.2015 законодательство не предусматривает необходимости уведомлять о принятом решении о ликвидации органы контроля за уплатой страховых взносов (ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования” утратила силу в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ). Также в настоящее время налоговое законодательство не обязывает организацию сообщать о принятом решении о ликвидации в налоговый орган по месту учета (смотрите письмо ФНС России от 21.10.2013 N СА-3-14/3892@).

READ
Основания и последствия банкротства физических лиц

3. Публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность опубликовать в органах печати (в журнале “Вестник государственной регистрации” – смотрите приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@) сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации фонда (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого фонда, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями фонда (п. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 3 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@. В данном случае такое уведомление надлежит представить в Территориальное управление*(2).
В п. 2.3 раздела 2 названного уведомления проставляется знак V, указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 9.3 Требований). Заявителем при подаче уведомления формы N P15001 по данному основанию также является руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 14.2.05.35 Правовых позиций).
Обратим внимание, что законодательство не связывает необходимость публикации сообщения о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами, а также составления ликвидационных балансов с наличием у юридического лица кредиторской задолженности. Даже при отсутствии какой-либо деятельности и представлении “нулевой” отчетности, при отсутствии задолженности перед кредиторами НКО должно выполнить все требования, установленные законом в рамках процедуры ликвидации юридического лица. Это означает, в частности, что и в том случае, когда кредиторская задолженность у НКО отсутствует, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен и утвержден не ранее чем через два месяца после того, как в журнале “Вестник государственной регистрации” будет опубликовано сообщение о ликвидации фонда.

4. Составление и утверждение ликвидационного баланса

Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном п. 4 ст. 63 и ст. 64 ГК РФ. После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией (ликвидатором) составляется ликвидационный баланс, который также утверждается учредителями фонда (п. 5 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
Безусловно, при отсутствии кредиторской задолженности необходимость производить расчеты с кредиторами у фонда отсутствует. Поэтому мы полагаем, что при таких обстоятельствах выдерживать какой-либо промежуток времени нет необходимости, и оба ликвидационных баланса (промежуточный и “итоговый”) могут быть составлены и утверждены одновременно.
Поскольку законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс могут быть составлены на основе действующей формы бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, с указанием соответствующего наименования “промежуточный ликвидационный баланс” и “ликвидационный баланс” (смотрите в связи с этим письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101).
Утверждение ликвидационного баланса может быть оформлено путем проставления учредителями соответствующих отметок на самом документе или в виде приложения к ликвидационному балансу решения о его утверждении (п. 14.2.05.49 Правовых позиций).
Отметим также, что налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет в период с момента представления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации) и до представления документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотренных ст. 21 Закона N 129-ФЗ (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица – п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ) (Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденные приказом ФНС России от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@)).

READ
Причины и особенности признания банкротства юридических лиц

5. Государственная регистрация ликвидации фонда

После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией фонда в Территориальное управление в соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:
– заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N P16001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@, подписанное заявителем (руководителем ликвидационной комиссии или ликвидатором), подлинность подписи которого удостоверяется нотариально;
– ликвидационный баланс;
– документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица на основании пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
– документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп.пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ “О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений” (представление данного документа не обязательно; в случае, если он не представлен заявителем, этот документ предоставляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).
При заполнении заявления формы N P16001 необходимо учитывать положения раздела X Требований.
Кроме того, рекомендуем дополнительно представить протокол (решение) об утверждении ликвидационного баланса и копию публикации в Вестнике государственной регистрации.
В силу п. 22 Административного регламента срок предоставления государственной услуги при государственной регистрации фонда в связи с его ликвидацией не должен превышать 10 рабочих дней.
Ликвидация фонда считается завершенной, а сам фонд – прекратившим свою деятельность, после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите: Примерная форма заявления заинтересованного лица о ликвидации фонда в суд общей юрисдикции (подготовлено экспертами компании “Гарант”).
*(2) В связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса в регистрирующий орган должна быть представлена только форма N Р15001 “Уведомление о ликвидации юридического лица” с соответствующей отметкой (п. 14.2.05.70 Правовых позиций). Предоставлять сам промежуточный ликвидационный баланс законодательство не требует. Однако нельзя исключать, что представители Минюста РФ будут придерживаться иной позиции. Официальных разъяснений данного ведомства по указанному вопросу нам обнаружить не удалось. Во избежание претензий со стороны Территориального управления целесообразно приложить к уведомлению промежуточный ликвидационный баланс и копию протокола, содержащего решение о его утверждении.

Ликвидация некоммерческих организаций

Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ в редакции от 30.12.2012 г.

Государственные органы выдвигают к НКО требования по разработке мер по предупреждению коррупции внутри собственной организации.

После принятия участником (учредителем) либо иным органом решения о его ликвидации, юридическое лицо обязано не позже 3-х дней поставить в известность в письменном виде государственный орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц.

Ликвидация некоммерческих организаций (НКО)

Намечается план истребования дебиторской задолженности и список очередности погашения имеющихся за АНО долгов;

  • Главным бухгалтером юридического лица проводится проверка финансовых показателей, сводные данные служат для формирования промежуточного баланса;
  • Имеющиеся активы предприятия используются для погашения кредиторской задолженности в порядке установленной очередности;
  • По истечении двух месяцев с момента официального оповещения предпринимателей в средствах массовой информации, подается заявление в налоговую инспекцию. Пакет документов, который прикладывается к заявке, внимательно изучается инспекторами, принимается решение.

По завершении ликвидации все сотрудники увольняются. Они должны быть уведомлены о процедуре за 2 месяца до массового расторжения трудовых договоров. Компенсации, которые должны быть выплачены при увольнении, оговорены статьей 180 ТК РФ.

Ликвидация некоммерческих организаций — довольно сложный процесс, включающий в себя много этапов. Для данного процесса необходимо знание законов и понимание различных нюансов, возникновение которых возможно в ее процессе потому, что ликвидация имеет свои свойства и особенности, и это всё зависит от вида ликвидации НКО.
Одним из приоритетных направлений деятельности юридической компании «Консалта» является ликвидация некоммерческих организаций (НКО). Это благотворительные, гражданско-правовые и социальные учреждения, которые не занимаются получением прибыли и распределением ее между своими участниками. НКО может получать доход, но все средства должны тратиться только на указанные в уставе цели. Тем не менее, некоммерческая организация – это юридическое лицо, поэтому ее регистрация и при необходимости ликвидация должны проводиться согласно установленному законом порядку.

Какие документы требуются для ликвидации НКО?

Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Ликвидация некоммерческого субъекта предполагает завершение деятельности, при котором не подразумевается правопреемство. То есть полномочия и обязанности собственника НКО не передаются другим лицам.

Если принимается решение о добровольной ликвидации некоммерческой организации, то ее учредители или соответствующий орган, принявший это решение, должны назначить ликвидационную комиссию, а так же определить сроки и сам порядок проведения этой процедуры в соответствии с законодательством.

READ
Особенности банкротства физ лиц при ипотеке

Ликвидационная комиссия обязана сообщить в уполномоченном печатном издании (Вестник России) о предстоящей ликвидации некоммерческой организации. Это требование обеспечивает кредиторам возможность удовлетворить свои требования. После публикации кредиторам выделяется на это 2 месяца.

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации НКО. На 1 этапе в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001г.

Для безошибочного и регламентированного соответствующими законами прохождения ликвидации некоммерческой организации, нужно для начала определить её способ ликвидации, а их может быть два – в добровольном порядке и принудительном. Дальше необходимо соблюсти алгоритм, совершение которого необходимо.

Кроме того, причиной ликвидации некоммерческой организации может стать ее банкротство. В этом случае инициатором данной процедуры становится как сама НКО, так и другие структуры (налоговый орган, ПФ РФ и т. д.) при обращении их в суд.

Ликвидация НКО осуществляется по этой схеме:

  1. Принятие решения о проведении упразднения.
  2. Созыв комиссии, назначение ответственного за процедуру — ликвидатора.
  3. Определение порядка процедуры, ее сроков.
  4. Публикация сведений о ликвидации.
  5. Создание промежуточного баланса по ликвидации.
  6. Погашение всех имеющихся задолженностей.
  7. Создание окончательного баланса.
  8. Регистрация ликвидированного ЮЛ.

Как проводится ликвидация некоммерческой организации

Ликвидация НКО может производиться, во-первых, по решению учредителей, собственника или уполномоченного собственником (учредителем) лица. Однако, в силу того, что НКО имеют иную структуру управления и не преследуют своей целью получение прибыли, то процедура прекращения их функционирования имеет ряд специфических черт.

Объекты переходят в собственность курируемых ими организаций;

  • Учредители и сама организация не являются взаимозависимыми, в связи с чем не несут ответственности по результатам деятельности (обязательствам);
  • Юридические владельцы АНО согласно законодательству, осуществляют надзор за созданными ими предприятиями. Эта норма применяется и в том случае, если учредителями являются юридические лица (субъекты Федерации или муниципальные образования). Основное требование к органу управления – это наличие в коллегии не мене двух человек.

Также должен быть создан исполнительный орган (директор).

Чтобы инициировать ликвидацию некоммерческой организации, ее учредители, участники либо орган, который принимает решение о закрытии компании, назначают ликвидационную комиссию, а также определяют сроки и порядок прекращения деятельности НКО в соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях» и ГК РФ.

Как проходит ликвидация некоммерческой организации

Парадоксально, но в некоторых случаях причины прекращения деятельности НКО отражаются непосредственно в уставе организации.

Решение о ликвидации автономной организации В случае, если возникает необходимость в прекращении деятельности АНО с некоммерческим уклоном, придется соблюсти установленную законодателем процедуру.

Создание бизнеса в Москве – крайне ответственная операция. Для того чтобы провести ее без осложнений, необходимо привлечение ряда специалистов. Занимаясь регистрацией фирмы в Москве самостоятельно, практически невозможно избежать подводных камней. Любые неточности могут привести к значительным материальным и временным потерям. Поэтому оптимальное решение – поручить вопросы, связанные с регистрацией юридического лица, профессионалам. Компания «Консалта» поможет Вам в решении этой задачи..

В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.

Ликвидация некоммерческой организации отличается от ликвидации коммерческих фирм, а в отношении ряда НКО может быть инициирована только по решению суда для выполнения требования заинтересованных лиц. Мы предлагаем Вам доверить сложную задачу ликвидации любого типа НКО квалифицированным специалистам. Сотрудники нашей компании обладают более чем 10-летним опытом работы в области сопровождения финансово-хозяйственной деятельности бизнеса. Мы гарантируем не только оперативное выполнение необходимых для прекращения деятельности Вашей организации работ, но и соответствие всех оказываемых услуг актуальному российскому законодательству.
Добровольной ликвидацией является принятое решение о ее прекращении деятельности по волеизъявлению ее участников или органом управления организации, полномочия которого на это предусмотрены учредительными документами.

Тем не менее, законодательство не исключает возможность предоставления некоммерческими структурами платных услуг (ст. 116 ГК РФ).
Особенность ликвидации НКО — необходимость подачи документов не в ФНС РФ непосредственно, а в территориальный орган (управление) Минюста РФ или в сам Минюст РФ в зависимости от того, какой из этих органов является регистрирующим. В этот же орган представляется уведомление по ф. P15002 о создании ликвидационной комиссии или избрании ликвидатора.

Регулирует этот процесс гражданское законодательство, а сам процесс может осуществляться учредителями добровольно или по решению суда.
После того, как проведены все мероприятия, ликвидатор АНО получает соответствующее уведомление об исключении предприятия из единого государственного реестра.

Собранная в рамках ликвидации документация отправляется в Управление Министерства юстиции. До того как информация о ликвидации заносится в Единый реестр ЮЛ, НКО продолжает свою работу. Все это время она обязана уплачивать налоги, составлять налоговую отчетность, оплачивать услуги ЖКХ.
Стоит добавить, что, как и иное юридическое лицо, НКО может объявить о начале процедуры банкротства. Она может быть начата по решению учредителей или судебных органов.

Ликвидация некоммерческих организаций – сложный процесс. Для каждой организационно-правовой формы НКО существуют свои особенности. Основная сложность при ликвидации некоммерческого объединения – наличие обязательств, долгов. Если у НКО имеются долги, которые она не может погасить, придется проходить процедуру банкротства.

Само законодательство не предусматривает особый порядок проведения ликвидации, если судом вынесено решение о ее ликвидации, то она ликвидируется по общему порядку. Есть организации, для которых возможен только один вариант ликвидации – по решению суда, в таком порядке ликвидируются фонды.
Некоммерческая организация (НКО) создается для определенных целей. При этом она не занимается получением прибыли для распределения ее между своими членами.

Как проводится ликвидация некоммерческих организаций (НКО)

Юридические лица создаются преимущественно с целью получения прибыли. Наряду с ними возникают фонды, палаты, компании осуществляющие свою деятельность без стремления обогатиться. К таким образованиям относятся некоммерческие организации. Процедура создания, также, как и закрытие некоммерческой организации, имеет свои особенности, с которыми необходимо разобраться.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Специфика деятельности

Согласно Гражданскому кодексу такая организация определяется как юридическое лицо, которое при создании не предполагает получение прибыли и распределение ее между участниками. Данный субъект формируется на основании внесения его участниками взносов. Целью некоммерческой организации (далее — НКО) является удовлетворение культурных, политических или иных запросов общества.

Если в уставных документах НКО предусмотрено получение прибыли, то у этого юридического лица должна быть собственность, рыночная стоимость которой составляет не менее десяти тысяч рублей.

Законодатель предусмотрел возможность создания НКО в организационно-правовой форме потребительского кооператива, общественной организации, ассоциации, товарищества, общины, религиозной организации, адвокатской палаты и других объединений.

К особенностям функционирования указанных субъектов относится то, что такие юридические лица могут осуществлять свою деятельность как самостоятельно, так и создавая или участвуя в коммерческих организациях. Для последних характерна ситуация, когда эта организация покупает активы коммерческого объединения. Однако важным является тот факт, что эта прибыль должна быть направлена на реализацию тех целей, для выполнения которых создана НКО.

Деятельность некоммерческих организаций может быть прекращена в установленном законом порядке. Законом предусмотрена добровольная и принудительная остановка деятельности компании.

Причины и способы прекращения функционирования

Ликвидация организации предполагает полное прекращение ее функционирования. Процедура проводится по инициативе непосредственно организации или по решению суда. Добровольное решение о ликвидации принимается по ряду оснований.

К ним относят:

  • достижение поставленной цели;
  • завершение срока функционирования субъекта, указанное в учредительных документах;
  • вынесение решения о прекращении деятельности органов формирования, если состав отличается от учредителей.

Если ликвидация происходит на основании решения суда, то это может быть вызвано следующими факторами:

  1. НКО систематически нарушала закон.
  2. Сфера деятельности не отвечает указанным в Уставе задачам.
  3. Невыполнение судебных постановлений, решений.
  4. Незаконная деятельность.

Эти причины влекут за собой проведение процедуры ликвидации принудительного характера.

К добровольной ликвидации приводит ограниченность финансового обеспечения дальнейшей деятельности компании или невозможность реализовать поставленные задачи. Кроме этого, фактором, который служит основанием для прекращения деятельности, является изменение стратегии функционирования.

Закрытие НКО осуществляется также по причине банкротства. Инициаторами прекращения деятельности НКО в данном случае выступает налоговая служба, пенсионный фонд. Критерием для признания банкротом законодательство определяет невозможность организации погасить задолженность на протяжении трех месяцев.

Согласно статье 65 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» к некоммерческим организациям, которые не признаются банкротами, относятся:

  • религиозные объединения;
  • политические партии;
  • казенные формирования;
  • учреждения.

Для вышеперечисленных организаций существует отдельный порядок ликвидации.

Ликвидация НКО через Минюст проводится после предоставления полного пакета документов. В отличие от налоговой службы Минюст проводит тщательную проверку оснований для завершения деятельности учреждения.

Этапы ликвидации некоммерческой организации

В Гражданском кодексе определен порядок ликвидации некоммерческой организации. Для начала процедуры прекращения деятельности НКО необходимо провести собрание участников, и вынести решение о закрытии.

В определенных ситуациях начальным этапом является судебное разбирательство, в процессе которого принимается решение о ликвидации НКО.

На втором этапе следует определить ликвидатора. Процедура прекращения деятельности НКО, соблюдение всех формальностей входит в полномочия ликвидационной комиссии.

На протяжении трех дней после принятия решения собранием учредителей необходимо уведомить регистрирующий орган по установленной форме. Затем, следует подготовить документы, предусмотренные законом для проведения процедуры, и передать их регистратору. В этот перечень входит:

  • документация о регистрации субъекта;
  • протокол собрания, на котором принято решение о ликвидации;
  • документы о постановке на учет в налоговых органах;
  • выписка из реестра;
  • паспортные данные ликвидаторов;
  • свидетельство ИНН.

Следующий этап предполагает публикацию объявления о закрытии в средствах массовой информации. Данное извещение публикуется в издании «Вестник государственной регистрации».

Сообщение должно содержать название НКО, сроки предъявления требований по погашению задолженности, контактные данные организации. До завершения процедуры комиссия сохраняет документ, подтверждающий произведенную публикацию.

Через два месяца после предъявления претензий кредиторов ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс. Цель его – свести все сведения об активах и пассивах организации. Баланс содержит информацию об имуществе и реестре требований кредиторов, а также результатах их обработки. Далее, о составлении баланса следует уведомить налоговые органы.

Одним из этапов проведения ликвидационной процедуры является расчет по долгам с кредиторами. Первоначально погашается задолженность перед сотрудниками, затем перед негосударственными фондами и банками. После этого расчет производится с другими физическими лицами.

Завершив этап погашения задолженности, комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс. При отсутствии долгов его данные совпадают с промежуточным. После этого уплачивается государственная пошлина в размере восьмистам рублей. Данный взнос не подлежит оплате при проведении процедуры банкротства.

Далее, НКО исключается из реестра юридических лиц. Для этого в орган регистрации подаются заявление о регистрации ликвидации, окончательный баланс, принятый налоговым органом, акт об утилизации печатей. Кроме этих документов, подается квитанция об оплате государственной пошлины, при необходимости – решение о завершении конкурсной стадии (при ликвидации путем банкротства).

На протяжении десяти дней регистратор вносит информацию о ликвидации НКО в реестре и выдает выписку о прекращении деятельности юридического лица.

Процедура закрытия длится около шести месяцев, при прекращении деятельности путем банкротства – девяти месяцев.

Ликвидация по решению суда

В тех ситуациях, когда налоговыми или правоохранительными органами были установлены нарушения, или организация не платит по долгам, процедура закрытия осуществляется через суд.

При ликвидации организации путем банкротства решение выносит арбитражный суд.

Каждая стадия также вводится в действие решением суда по ходатайству арбитражного управляющего. В этом случае роль суда основная и кредитор полностью подотчетен судебным органам.

Кроме банкротства, судом принимается решение о ликвидации при выявлении правонарушений. Инициатором в этих случаях выступают налоговые органы или прокуратура. Суд также согласовывает факт создания и состав ликвидационного органа. Фонды также ликвидируются по судебной процедуре.

Последствия и оспаривание

Основным последствием ликвидации является прекращение деятельности некоммерческой организации. Еще одним возможным неприятным фактом можно назвать утрату имущества. Это произойдет тогда, когда имеющихся у организации средств не хватает для погашения задолженности.

Если прекращение деятельности производилось на основании постановления прокурора, то некоммерческая организация потеряет финансовые средства.

Оспорить процедуру ликвидации можно через суд. Для этого необходимо правильно составить исковое заявление. НКО может восстановить свою деятельность, если докажет наличие нарушений, допущенных инициатором. Это возможно тогда, когда основанием для ликвидации послужило отсутствие фактической деятельности.

Заключение

Кроме того, НКО имеет право обжаловать решение, если будет доказано нарушение прав организации, а также неправомерность предъявленных обвинений.

Процесс закрытия некоммерческой организации не столько сложен, сколько переполнен формальностями. Соблюдение процедуры и сроков – это возможность избежать негативных последствий для участников объединения.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:




Как проводится ликвидация некоммерческих организаций (НКО). Нужно закрыть некоммерческую организацию

Ликвидация НКО подразумевает под собой абсолютное прекращение существования этой организации без возможности перехода прав на нее другому субъекту. После данной процедуры некоммерческая организация прекращает свое существование в качестве юридического лица.

НКО отличается деятельностью от других коммерческих юридических лиц, поэтому ликвидация имеет ряд особенностей и отличий.

Деятельность некоммерческой организации

Для НКО характерна предпринимательская деятельность, а именно:

  • сфера услуг, выпуск товаров;
  • покупка и продажа активов компаний;
  • реализация прав, связанных с имуществом;
  • вклады в хозяйственные общества и товарищества;

Касаемо прибыли, некоммерческое предприятие не распределяется между членами организации, так как идет на выполнение целей, поставленных при создании НКО. Заработанные средства участники имеют право отправить в благотворительные фонды.

Для общественных объединений существует ограничение на ведение предпринимательской деятельности – территориальное. Это значит, что организация должна вести свою деятельность исключительно в одном субъекте РФ.

Разнообразие видов деятельности НКО можно разделить на:

  • деятельность, которую осуществляет сама организация;
  • деятельность, которую осуществляют созданием и участием в коммерческих организациях.

Рассматривая второй случай, могут возникнуть вопросы о том, будет ли законно НКО участвовать в коммерческой организации или покупать ее акции. Да, законно, если вся прибыль будет направлена на цели, ради которых создана некоммерческая организация.

Для некоторых видов НКО законодательство устанавливает ограничения на предпринимательство. По закону организациям запрещено составлять и подписывать договор совместной работы (договор простых товариществ) ради предпринимательской деятельности.

В ситуации, когда прибыли от предпринимательской деятельности хватает только на поддержание существования организации, а документы подтверждают, что это противоречит уставу, НКО может подвергнуться проверке Минюста РФ. Министерство или другие органы в праве потребовать в судебном порядке ликвидировать данную организацию, так как достижение целей, прописанных в уставе, не происходит.

Из этого можно сделать вывод о том, что даже если прибыль НКО небольшая, необходимо продолжать деятельность, ради которой и создавалась организация. Программы, акции, мероприятия в таком случае будут проходить за счет участников или спонсоров.

Решение о ликвидации НКО

Для того, чтобы вынести решение о ликвидации фонда, необходимо подать заявление самим участникам организации в суд. Для других НКО также могут быть ликвидированы через суд. Нарушив законодательство или устав организации, НКО получит предупреждение, вынесенное Министерством Юстиции или постановление, призывающее устранить проблемы, от прокурора.

Более, чем два предупреждения или предоставления, – возможность ликвидации некоммерческой организации через суд.

Пошаговая инструкция

Ликвидация НКО проходит в следующей последовательности:

  • Создание общего собрания о принятии решения по поводу ликвидации;
  • Поиск ликвидатора и его назначение. В качестве ликвидатора назначают лицо или группу лиц (). После этого собрание должно быть запротоколированно и закреплено подписями участников.
  • В течение трех дней необходимо обратиться в регистрирующий орган и подать заявление с бланком PH0005, протоколом собрания, уведомлением о назначении лица-ликвидатора или комиссии (бланк PH0006) и ксерокопии следующих документов: свидетельство об учете из налоговой, ИНН, выписка из ЕГР, документов, удостоверяющих личность участников, приказ о назначении бухгалтера, устав НКО. Такой набор документов необходимо отправить и в Министерство Юстиции, Фонд соц.страхования и в пенсионный фонд. Далее проверенные документы отправляются в налоговую и начинается ликвидация НКО.
  • Создание сообщения для “Вестника гос.регистрации” о прекращении НКО для всех заинтересованных в ее деятельности. Необходимо указать контактные данные, адреса, задолженности и, самое главное, название некоммерческой организации. Это необходимо для того, чтобы имели возможность связаться с организацией и выяснить претензии и проблемы. Ликвидатор или комиссия должны хранить документы о публикации данной информации в СМИ, а именно номер издания и само сообщение.
  • Следующий шаг – составление ПЛБ (промежуточного ликвидационного баланса). Он необходим для того, чтобы свести все данные об активах и пассивах. Баланс утверждается органом, принявшим решение о ликвидации. Составление ПЛБ облегчит проверку налоговой и систематизирует все данные. Уведомление о составлении баланса составляется по бланку PH0007 и отправляется в ИФНС.
  • После нужно рассчитаться с кредиторами, если есть задолженности. Деньги выплачиваются сначала сотрудникам, потом фондам и банкам, физическим и юридическим лицам. При недостатке капитала ликвидатор имеет право продать имущество НКО для погашения задолженностей. Оставшееся имущество делят сотрудники организации, либо оно переходит к государству.
  • Составление ликвидационного баланса. Если долги отсутствуют, то он будет идентичен промежуточному.
  • Далее происходит оплата госпошлины – 800 рублей для юридических лиц. Отсутствие этой платы свидетельствует о банкротстве.
  • Предпоследний шаг – НКО исключается из ЕГРЮЛ. Это самый значимый момент в ликвидации. В регистрационный орган необходимо подать бланк PH0008 в оригинале, протокол о составлении ликвидационного баланса, документ об оплате госпошлины, заключение суда, регистрационное свидетельство, документ об уничтожении всех печатей организации. Весь пакет документов подает ликвидатор.
  • Сама ликвидация НКО в порядке суда.

Ликвидация НКО через суд

Как говорилось ранее, решение о том, стоит или нет ликвидировать некоммерческую организацию принимать могут участники, регистрирующий орган, суд. Последние два случая связаны с принудительной ликвидацией. Если суд вынес решение о прекращении любых действий, то это обязательно к выполнению.

Этапы и порядок ликвидации регулирует гражданское законодательство, а решение о дальнейшей деятельности принимают исключительно учредители.

В случае, когда были установлены нарушения закона, либо юридическое лицо не в состоянии погасить задолженность, судьбу НКО решает государство, а именно суд.

Необходимо направить иск, дабы уведомить суд, когда необходимо его решение. Это не хозяйственный спор, поэтому исходить иск должен от специально уполномоченного лица. При нарушении права этим лицом становятся госорганы власти и муниципалитет. Если нарушены права кредиторов – следует . И в том, и в другом случае юридическое лицо является ответчиком и должно предоставить факты, доказательства в качестве опровержения позиции истца. После рассмотрения всех материалов дела суд выносит решение.

При выяснении нарушений со стороны НКО по отношению к кредитору, суд может принять одно из двух решений:

  • принудительно ликвидировать организацию;
  • применить первую процедуру банкротства;

Ликвидирование некоммерческой организации судом регулируется нормами материального и процессуального законодательства. Для того, чтобы узнать основания принудительной ликвидации, нужно обратиться к Гражданскому кодексу.

Арбитражный процессуальный кодекс содержит вопросы, относящиеся к содержанию и подаче иска, выявления подсудности и рассмотрения дела о ликвидации. Также там описаны нормы, на основании которых оспариваются вынесенные решения. также споры юридических лиц.

Ликвидация минюстом

НКО, при ликвидации, обязана подать пакет документов в Министерство Юстиции. После проследует, в отличии от налоговой службы, глубокая проверка законности причин для прекращения деятельности.

Стоимость

Как говорилось ранее, при ликвидации некоммерческой организации необходимо заплатить госпошлину в размере 800 рублей. Это будет единственной платой в том случае, если ликвидацию осуществляет сама НКО. При привлечении высококвалифицированных юристов, цена возрастает до ста тысяч рублей в крупных городах и до восьмидесяти в регионах.

Ответственность

Учредитель юридического лица не несет ответственность за обязательства самого юридического лица и наоборот – общее правило. Но есть определенные исключения. Например, дополнительная ответственность собственников НКО.

Сотрудники организации несут ряд ответственностей: административную, налоговую, гражданско-правовую и уголовную. Главный руководитель обязан совершать честные и разумные действия только в интересах юридического лица, которое он предоставляет. (п.3 ст.53 ГК РФ) Вследствие этого, руководящее лицо несет полную ответственность за издержки, убытки, ущерб, причиненные организации (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 г. №10АП-18605/2014).

Оспаривание неправомерной ликвидации НКО

Только законодательство устанавливает порядок обжалования решения о ликвидации НКО. Лица, заинтересованные в деятельности организации, имеют право обжаловать решение в суде. Если была выявлена неправомерность решения, государство обязуется выплатить организации все издержки и понесенные убытки. Во время решения руководствоваться следует не только законом, но и морально-этическими факторами.

Последствия ликвидации некоммерческой организации

Главное последствие – прекращение любой деятельности некоммерческой организации. Если процедура происходила добровольно, то это напрямую соответствует желаниям участников о закрытии организации.

Еще одно последствие – потеря имущества. Как говорилось ранее, это произойдет только в том случае, если капитала НКО недостаточно для погашения задолженностей и кредитов. В том случае, если ликвидация произошла на основании прокурорского постановления, НКО потеряет средства и цели создания не будут достигнуты.

Итогом для всех форм ликвидации станет исключение организации из государственного реестра юридических лиц.

Ликвидация некоммерческой организации – пошаговая инструкция 2018 – 2022 года, которой посвящена наша статья. Мы расскажем обо всех основных действиях при ликвидации и особенностях, предусмотренных для НКО. Они касаются имущественных вопросов.

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО в 2018 – 2022 году

Общие положения о ликвидации НКО

Ликвидация НКО (некоммерческой организации) может проводиться как по решению ее участников (добровольно), так и принудительно — по инициативе госорганов. Общие нормы, касающиеся ликвидации НКО, содержатся в ст. 61 Гражданского кодекса и ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ), процедурные требования — в гл. VII закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон № 129-ФЗ).

Поскольку НКО является юрлицом по законодательству РФ, ее деятельность официально не считается прекращенной до внесения записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Помимо гражданских, НКО участвуют и в других правоотношениях:

В соответствии с п. 11 ст. 89 Налогового кодекса ликвидация является основанием для внеплановой выездной проверки организации, проведение которой может растянуться на длительное время (см. статью «Каковы сроки проведения налоговой проверки?»). Ее завершение является необходимым условием для составления промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ).

В нашей статье рассматривается последовательность действий при добровольном завершении деятельности НКО, которая выглядит следующим образом.

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО предусматривает следующие этапы:

  1. Принятие решения о ликвидации оформляется в виде протокола общего собрания участников (учредителей). Целесообразно включить в этот же протокол пункт об избрании ликвидационной комиссии (ликвидатора, п. 4 ст. 62 ГК РФ). Подробности — в статье «Ликвидационная комиссия – формирование, состав, полномочия» .
  2. В течение 3 рабочих дней о принятом решении уведомляется территориальный орган Минюста РФ (п. 1 ст. 20 закона № 129-ФЗ, уведомление по ф. P15001, утв. приказом ФНС РФ «Об утверждении форм и требований…» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected], далее — приказ № ММВ-7-6/[email protected]). Особенность ликвидации НКО — необходимость подачи документов не в ФНС РФ непосредственно, а в территориальный орган (управление) Минюста РФ или в сам Минюст РФ в зависимости от того, какой из этих органов является регистрирующим. В этот же орган представляется уведомление по ф. P15002 о создании ликвидационной комиссии или избрании ликвидатора.
  3. Сообщение о ликвидации публикуется в «Вестнике государственной регистрации». Направляются письменные уведомления кредиторам, определенным по данным бухучета.
  4. Утверждается промежуточный ликвидационный баланс (ЛБ), который представляется с уведомлением по ф. Р15003.
  5. Проводятся расчеты с кредиторами, формируется ЛБ (пп. 4, 6 ст. 63, ст. 64 ГК РФ). В Пенсионный фонд представляются сведения о страховом стаже и страховых взносах работников.
  6. В Минюст подается заявление по ф. Р16001 для внесения записи о ликвидации НКО в ЕГРЮЛ.

Особенности ликвидации НКО отдельных видов

Законом № 7-ФЗ и другими законодательными актами предусматриваются особенности процедуры ликвидации для НКО отдельных видов. В частности:

  • Фонд ликвидируется согласно судебному акту (ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 закона № 7-ФЗ) в соответствии с процедурой, предусмотренной гл. 27 Кодекса административного судопроизводства (см., например, решение Приволжского районного суда г. Казани от 18.01.2018 по делу № 2-1124/18).
  • Для ликвидации отделения иностранной неправительственной НКО предусмотрены дополнительные основания, указанные в п. 2.1 ст. 18 закона № 7-ФЗ.
  • Действие порядка ликвидации по закону № 7-ФЗ не распространяется на религиозные организации, бюджетные и казенные учреждения, автономные учреждения (пп. 4, 4.1, 4.2, 5 ст. 1, ст. 19.1 закона № 7-ФЗ). Например, религиозные НКО ликвидируются по основаниям, указанным в ст. 14 закона «О свободе совести…» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (см. решение ВС ЧР от 02.02.2018 по делу № 3а-15/2018).

Независимо от применения закона № 7-ФЗ, на все виды юрлиц распространяются нормы ГК РФ при отсутствии специальных норм. Полномочия и обязанности при ликвидации, предусмотренные законодательством, возложены на ликвидатора.

При невыполнении им обязанностей по завершению ликвидации в установленный срок возможно обращение Минюста в суд в порядке, предусмотренном гл. 27 КАС РФ, для принудительной ликвидации (см. апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 03.11.2016 по делу № 33-28666/2016).

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Основные обязанности ликвидатора сведены в таблицу.

Уведомление Минюста об избрании ликвидатора

Источники:
http://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/likvidacia-nko.html
http://www.garant.ru/consult/civil_law/1198927/
http://findlock.ru/pravovye-stati/7135-likvidaciya-nekommercheskikh-organizaciy.html
http://prava.expert/bankrotstvo/likvidatsiya-nekommercheskih-organizatsij-nko.html
http://www.ip-plus.ru/kak-provoditsya-likvidaciya-nekommercheskih-organizacii-nko/
http://bankrotof.net/likvidacija-ooo/s-dolgami/

Ссылка на основную публикацию