Как подать на банкротство организации, относящейся к субъектам естественных монополий
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Право на обращение в арбитражный суд возникает у кредитора по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств. Если иное не предусмотрено законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей.
Однако, главой IX Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрены особенности банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц, в том числе субъектов естественных монополий.
Для возбуждения производства по делу о банкротстве субъекта естественной монополии принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем один миллион рублей. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объемепутем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1 – 3 части 1 статьи 94 Федерального закона «Об исполнительном производстве». При этом срок неисполнения требований составляет шесть месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Таким образом, для подачи заявления о банкротстве должника – субъекта естественной монополии, кредитору необходимо подтвердить, что долг не погашен в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника.
Комментирует генеральный директор компании по взысканию долгов «ЮРКОЛЛЕГИЯ», Елена Герасимова: «Кредитору следует обратиться в службу судебных приставов с целью взыскания долга, и только в случае недостаточности у должника имущества для погашения долга, кредитор сможет подать заявление о признании должника банкротом. Фактически кредитору необходимо представить в арбитражный суд акт о невозможности взыскания долга, который выдается службой судебных приставов.
Получить такой документ кредитору будет непросто, поскольку поиск, арест и реализация имущества должника на деле занимает не месяцы, а иногда год и даже годы, особенно если имущество должника находится в разных регионах.
Поэтому дополнительное требование к подаче на банкротство должника — субъекта естественной монополии в виде предъявления документа, доказывающего отсутствие у должника имущества, необходимого для полного погашения долга, фактически лишает кредитора права обратиться с таким заявлением».
К субъектам естественных монополий относятся организации, осуществляющие производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
Кроме того с 01.01.2018 Федеральным законом от 29.07.2017 N 218-ФЗ статья 7 ФЗ РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» дополнена п. 2.1. согласно котором право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, при условии предварительного, не менее чем за пятнадцать календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Если заявление о признании банкротом субъекта естественной монополии будет подано в арбитражный суд без учета общих и специальных требований, установленных ФЗ РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности («банкротстве»)», в принятии такого заявления может быть отказано.
С 22 октября новые правила трудовых проверок. Готовьтесь в нашем онлайн-курсе по кадровому учету. Научим составлять документы так, что ни один инспектор не придерется.
Обучение полностью дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь.
Особенности банкротства субъектов естественных монополий
Субъект естественной монополии – организация, осуществляющая производство и реализацию товаров, работ или услуг в условиях естественной монополии.
Естественная монополия – это вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего естественные монополии – это фирмы, управляющие трудоемкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически не оправдано или технически невозможно (например, системы водо- и электроснабжения, железные дороги и т.п.).
Дело о банкротстве субъекта естественной монополии возбуждается арбитражным судом при условии, если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику составляют не менее чем 500 тыс. руб. и они не исполнены им в течение шести месяцев с даты обязательного исполнения. При банкротстве данной категории должников лицом, участвующим в деле, наряду с другими лицами признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.
Если должник – субъект естественной монополии подал в суд исковое заявление о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен или тарифов на товары и услуги, производимые или реализуемые в условиях естественной монополии, производство по делу о его банкротстве приостанавливается до вступления в законную силу решения, принятого по его иску.
При введении внешнего управления внешний управляющий не может отказываться от исполнения договоров перед потребителями, если это не допускается федеральными законами и другими нормативными актами, а также не может отчуждать имущество должника, представляющего собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. При продаже это имущество выставляется на торги единым лотом.
Договор купли-продажи должен содержать следующие обязательные условия: покупатель должен иметь лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, согласиться принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, регулируемых законодательством о естественных монополиях, а также обязательства по обеспечению производимого или реализуемого товара для потребителей.
При продаже имущества, непосредственно используемого для производства и реализации товаров, работ или услуг в условиях естественной монополии, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов обладают правом преимущественного приобретения предлагаемого для продажи имущества, а также могут приостановить его продажу в ходе внешнего управления на срок до трех месяцев для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии.
Особенности банкротства застройщиков
Изменения в законодательство о несостоятельности (банкротстве) внесены Федеральным законом от 12 июня 2011 г. № 210-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” и cm. 17 и 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части установления особенностей банкротства застройщиков, привлекавших денежные средства участников строительства” в связи с большой социальной значимостью процедур банкротства застройщиков и их серьезными отличиями от обычных процедур банкротства.
Застройщик – лицо, привлекающее денежные средства и имущество участников строительства, к которому имеются требования о передаче жилых помещений (о передаче на основании договора в собственность жилого помещения в многоквартирном доме, не введенного в эксплуатацию), или денежных требований о возврате денежных средств, уплаченных до расторжения договора, предусматривающего передачу жилого помещения, или возмещении убытков, причиненных нарушением обязательств застройщика передать жилое помещение участнику строительства.
Участник строительства – лицо, имеющее к застройщику требование о передаче жилого помещения или денежное требование.
Арбитражный суд может признать наличие таких требований в случае:
- • заключения договора или предварительного договора участия в долевом строительстве;
- • заключения договора или предварительного договора купли-продажи жилого помещения в объекте строительства;
- • заключения договора займа, обязательства по которому прекращаются после передачи жилого помещения в собственность;
- • внесения денежных средств и иного имущества в качестве вклада в складочный капитал товарищества на вере с последующей передачей жилого помещения в собственность и др.
С даты введения наблюдения в отношении застройщика должник может заключить договоры о передаче жилых помещений, соглашения об изменении и расторжении таких договоров, совершать сделки с недвижимым имуществом и земельными участками только с письменного согласия временного управляющего.
Лицами, участвующими в деле о банкротстве застройщика, признаются наряду с другими участники строительства, а также уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов.
Зачастую с момента введения в отношении застройщика процедуры наблюдения суды общей юрисдикции возвращают любые иски к застройщику в связи с неподведомственностью, даже если заявленные гражданами требования не охвачены ст. 201.8 закона. Такие определения суды вышестоящих инстанций отменяют (Постановление Президиума Московского областного суда от 12 сентября 2012 г. № 363 по делу № 44г-152/12 ОЖК “Олимп”, Постановление Президиума Московского областного суда от 6 февраля 2013 г. № 47 по делу № 44г-28/2013 ООО “СвятоГрад-Инвест”), В случае, если гражданин, которому отказано в рассмотрении требования в районном суде со ссылкой на ст. 201.8, обратится в арбитражный суд, суд обязан рассмотреть спор по существу, поскольку из-за отказа в рассмотрении дела как судом общей юрисдикции, так и арбитражным судом гражданин оказывается лишенным права на судебную защиту, гарантированного ст. 46 Конституции Российской Федерации (Постановление Президиума ВАС РФ от 29 октября 2013 г. по делу А40– 4680/06–124–13Б (КТ “Социальная инициатива и компания”), Постановление Президиума ВАС РФ от 25 июня 2013 г. № 14520/12 по делу № А41-26287/2009 (ООО “СвятоГрад-Инвест”)).
В большинстве случаев в преддверие банкротства застройщика участники строительства, а также инвесторы нежилых помещений стараются закрепить право собственности в судах общей юрисдикции. До начала процедур банкротства, если жилой дом незавершен строительством, суды общей юрисдикции вправе признать право на квартиру как долю в незавершенном строительством жилом доме (Определение Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. № 5-В12–11, Определение Верховного Суда РФ от 10 апреля 2012 г. № 5-В12–10, Определение Верховного Суда РФ от 13 марта 2012 г. № 46-В11–34, Определение Верховного Суда РФ от 13 декабря 2011 г. № 46-В11–28, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. № 4-В10–34 и т.п.).
Момент перехода компетенции от суда общей юрисдикции к арбитражному суду при банкротстве застройщика определен следующим образом: иски, поданные до момента введения процедур, подлежат рассмотрению судами общей юрисдикции и не передаются в арбитраж; иски, поданные после введения процедуры банкротства застройщика, подлежат рассмотрению в деле о банкротстве (Постановление Президиума Хабаровского краевого суда от 27 августа 2012 г. № 44г-239/2012, Определение Верховного Суда РФ от 14 мая 2013 г. № 4-КГ13-4).
Арбитражный суд вправе по ходатайству заявителя или участвующих в деле лиц принять обеспечительные меры в виде запрета на заключение арендодателем договора аренды земельного участка с другим лицом и на государственную регистрацию такого договора.
С даты вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении застройщика наблюдения в ходе наблюдения и всех последующих процедур требования к застройщику, за исключением текущих, могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве. При этом в наблюдении исполнение исполнительных документов приостанавливается, а в конкурсном производстве – прекращается.
При банкротстве застройщика ведется реестр требований о передаче жилых помещений, в который включаются:
- • сумма, уплаченная участником строительства застройщику по договору о передаче жилого помещения и стоимость переданного застройщику имущества;
- • размер неисполненных обязательств участника строительства перед застройщиком;
- • сведения о жилом помещении, являющемся предметом договора.
В ходе конкурсного производства требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
- • в первую очередь производятся расчеты с требованиями граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, компенсации сверх возмещения вреда, компенсации морального вреда;
- • во вторую очередь – расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
- • в третью очередь – расчеты по денежным требованиям граждан – участников строительства;
- • в четвертую очередь – расчеты с другими кредиторами.
Если у застройщика имеются объекты незавершенного строительства, арбитражный управляющий не ранее чем через один месяц и не позднее чем через два месяца с даты своего утверждения обязан вынести на рассмотрение собрания участников строительства вопрос об обращении в арбитражный суд с ходатайством о погашении требований данных участников строительства путем передачи прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок созданному участниками строительства жилищно-строительному или иному специализированному потребительскому кооперативу. Кооператив должен соответствовать следующим требованиям:
- • основными целями его деятельности являются завершение строительства многоквартирного дома и предоставление в нем жилых помещений участникам строительства после его завершения;
- • членами кооператива являются все участники строительства, требования которых внесены в реестр, за исключением отказавшихся от передачи объекта незавершенного строительства;
- • в качестве паевых взносов члены кооператива вносят при его создании переданные им права застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок, а также денежные средства для завершения строительства.
Если в течение еще двух месяцев после истечения двухмесячного срока собрание участников строительства не приняло никакого решения об обращении с ходатайством в арбитражный суд о передаче объекта незавершенного строительства, арбитражный управляющий уведомляет об этом арбитражный суд и направляет участникам строительства уведомления о возможности предъявления в течение месяца в арбитражный суд денежного требования при условии отказа участника строительства от исполнения договора о передаче жилого помещения. Эти требования рассматриваются арбитражным судом, который выносит определение об их включении в реестр требований кредиторов.
Если у застройщика имеется многоквартирный дом, строительство которого завершено, арбитражный управляющий в те же сроки обязан вынести на рассмотрение собрания участников строительства вопрос об обращении в арбитражный суд с ходатайством о погашении требований путем передачи им в собственность жилых помещений в этом доме.
Собрание участников строительства проводится по правилам проведения собрания кредиторов, но с некоторыми особенностями.
Участники строительства, требования которых включены в реестр требований кредиторов и реестр требований о передаче жилых помещений, являются участниками собрания с правом голоса; без права голоса в собрании вправе участвовать конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Участники строительства обладают на собрании числом голосов, пропорциональным размеру их денежных требований и требований о передаче жилых помещений по отношению к общей сумме требований, включенных в реестр требований кредиторов и реестр требований о передаче жилых помещений. Решения собрания участников строительства по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимаются 3/4 голосов участников строительства, имеющих право голоса.
В ходе конкурсного производства в целях обеспечения возможности передачи объекта незавершенного строительства или жилых помещений в многоквартирном доме, строительство которого завершено, текущие платежи и требования кредиторов первой и второй очереди, включенные в реестр требований кредиторов, могут быть погашены третьим лицом.
Банкротство субъектов естественных монополий
Под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров, работ или услуг в условиях естественной монополии. Особенности банкротства предприятий- естественной монополии топливно-энергетического комплекса устанавливаются федеральным законом «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» от 24 июня 1999г. №122-ФЗ. Под действие этого закона подпадают:
– субъекты естественных монополий ТЭК, основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии;
– организации ТЭК, основная деятельность которых связана с производством электрической, тепловой энергией, добычей природного газа и которые имеют на праве собственности или на основе иного права имущество, отнесенное к перечню видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса. Перечень определяется Правительством РФ.
Критериями банкротства субъектов естественных монополий являются:
– срок задолженности не менее 6 месяцев;
– сумма задолженности должна быть не менее 500 тысяч рублей.
Кроме лиц, установленных законом «О несостоятельности (банкротстве)» в судебном процессе участвует федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.
Особенностью является то, что к заявлению кредитора о признании должника-субъекта естественной монополии должны быть приложены решение суда, подтверждающее обоснованность требований кредитора, доказательства, подтверждающие признаниеэтих требований должником, документы с исполнительной надписью нотариуса.
В отзыве организации-должника дополнительно указываются сведения об исковых заявлениях организации-должника, поданных ею до принятия арбитражным судом заявления о признании организации-должника банкротом; о признании недействительными актов федерального органа исполнительной власти, актов органа исполнительной власти субъекта РФ в части утверждения тарифов (цен) на товары, работы, услуги при условии, что такие тарифы (цены) стали причиной неплатежеспособности организации-должника (это может послужить отказом в признании должника банкротом), а также задолженность потребителей ее продукции (товаров, услуг)
Если должник-субъект естественной монополии является градообразующей организацией, то при банкротстве применяются правила банкротства градообразующих организаций.
В ходе конкурсного производства продажа имущества, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса со следующими условиями:
· это имущество выставляется на торги единым лотом;
· покупатель соглашается принять на себя обязательства должника по договорам поставки и обеспечению доступности производимого и (или реализуемого) товара, работ, услуг для потребителей
· при наличии лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности.
Перепрофилирование или закрытие производства, товаров, работ, услуг в условиях естественной монополии допускается на общих основаниях, предусмотренных Федеральным Законом. Российская федерация, ее субъекты и муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов могут приостановить продажу имущества предприятий естественных монополий на срок до 3-х месяцев для выработки предложений по восстановлению их платежеспособности.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8937 – | 7219 – или читать все.
Особенности банкротства субъектов естественных монополий
Неплатежеспособность предприятия становится причиной признания экономической несостоятельности такой компании. Однако в таких ситуациях ключевым моментом считается специфика функционирования фирмы. Выясним особенности банкротства субъектов естественных монополий и разберемся с нюансами подобных дел.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !
Детали терминологии
Начнем с уточнения определений. К рассматриваемым организациям законодательство относит субъектов, которые функционируют в условиях естественной монополии. Простыми словами, такой статус получает компания, предлагающая услуги или продукцию, доминируя в конкретной области. Подробное толкование этого термина удастся найти в ФЗ №147, который действует с 1995 года.
Причем прерогатива отнесения организации к рассматриваемой категории принадлежит судье, рассматривающему дело о банкротстве. В таких обстоятельствах решение аргументируется включением предприятия в реестры антимонопольного ведомства. Однако конечная трактовка статуса фирмы – компетенция суда, поскольку тут встречаются исключения.
Важно! Отсутствие реквизитов конкретного предприятия в реестрах антимонопольной службы не говорит о вероятности отнесения компании к этой группе.
Подобные обстоятельства возникают при передаче имущества должника третьему лицу еще до момента инициирования процедуры неплатежеспособности предприятия. По указанной причине суду требуются доказательства работы фирмы в условиях отсутствия конкуренции либо свидетельства обратного процесса.
В описанных ситуациях судья уточняет величину сегмента, которую охватывает ответчик в конкретной области занятости. По результатам анализа оглашается решение, доминирует ли фигурант дела на рынке и насколько велика такая позиция. Однако описываемая операция проводится лишь в случае функционирования иных организаций выбранной отрасли.
Юридические тонкости
Теперь рассмотрим правовые основания, которые регулируют эту процедуру. Основные положения для таких ситуаций указаны в 197 статье ФЗ №127. Тут сказано, что условиями для возбуждения дела о признании неплатежеспособности компании становятся требования кредиторов по денежным обязательствам, составляющие минимум 1 000 000 рублей. Причем в этом случае суду представляются доказательства накопленной недоимки.
Кроме того, тут еще одно условие – кредиторы документально обосновывают неспособность погашения должником требуемой суммы при реализации этим субъектом имущества, непосредственно используемого для производства. Причем на день подачи иска минимальный срок задолженности составляет полгода. По сходным правилам происходит и банкротство стратегических предприятий.
Важно! Описываемая операция – прерогатива Арбитражного суда.
Статья 198 Закона «О банкротстве» говорит, что в подобных процессах заинтересованной стороной выступает и орган исполнительной власти, который уполномочен Правительством на контроль отрасли функционирования должника. В случае подачи ответчиком ходатайства о несоответствии установленных государством тарифов реальной стоимости работ, процедура приостанавливается до вынесения судом конечного решения в этом вопросе.
Если оглашенный вердикт удовлетворяет запрос должника, и тарифы признаны незаконно установленными, процесс банкротства прекращается. Эти нюансы содержатся в п. 1–2 статьи 199. Практика ведения таких дел говорит о случаях выигрыша монополистов из-за ошибок кредиторов. В таких ситуациях не представляются доказательства об обращении взыскания собственности должника либо к процессу не привлекается антимонопольное ведомство.
Механизм запуска процесса
Если говорить о полномочиях лиц, которые вправе инициировать банкротство монополий, тут уместно изучить п. 3 ст. 197 рассматриваемого ФЗ. Здесь сказано, что дело возбуждается Арбитражным судом при условии, что притязания кредиторов по денежным обязательствам соответствуют указанной выше сумме в 1 000 000 рублей.
Кроме того, полномочия Арбитража в подобных делах распространяются и на вероятность закрытия дела. Здесь соблюдается условие – признание судом актов органов государственной власти недействительными основаниями для регулирования ценовой политики монополиста. Такие случаи встречаются в процессах банкротства коммунальных служб.
Нюансы процедуры
Специфика описываемой операции отличается рядом особенных моментов. Помимо уже перечисленных нюансов, здесь «работают» отдельные правила, касающиеся кандидатуры антикризисного управляющего и этапа конкурсного производства. Рассмотрим эти требования внимательнее.
О действиях финансового поверенного
Если разбирательство доходит до стадии внешнего управления, тут суд назначает для разорившегося предприятия менеджера, который контролирует законность ведения экономических дел. В таких ситуациях новый управляющий выполняет уже заключенные контракты с клиентами такой организации. Разрывание подобных договоренностей считается незаконным приемом.
Кроме того, этот человек не вправе распоряжаться собственностью компании, которая применяется для исполнения заключенных договоров, на собственное усмотрение. Тут речь идет о движимых и недвижимых объектах, техническом оснащении, сырье. Это правило вытекает из уже указанного пункта о невозможности прекращения деловых отношений с потребителями.
Распродажа собственности
Учитывая, что иногда единственным путем выхода из кризиса становится организация торгов, законодательство допускает в таких случаях и этот вариант.
Однако представители Федерального органа вправе приостановить процедуру аукциона на 3 месяца.
За указанный срок государством вносится альтернативная стратегия восстановления платежеспособности должника.
Если объявление торгов остается единственным разумным выбором, преимущество в покупке предприятия отдается государству.
Однако при нежелании этого субъекта процесса участвовать в сделке, к аукциону допускаются иные покупатели.
В этой ситуации закон устанавливает четкие правила для потенциальных монополистов.
Внимание! Рассматриваемый вариант развития событий предполагает подписания контракта между представителями власти и покупателем.
В таких соглашениях предусматриваются условия приобретения монопольной организации. Первым требованием считается принятие преемником должника обязательств перед клиентами компании-банкрота. Кроме того, здесь требуется согласие покупателя на выполнение обязательств перед кредиторами по уже заключенным соглашениям. Последним условием становится получение претендентом лицензии, разрешающей конкретный вид работ.
Меры предупреждения кризиса
Этот вариант развития событий считается оптимальным выходом из положения. А минимизации вероятности банкротства способствует регулярный аудит экономической политики фирмы. Тут уместны такие меры:
- анализ финансового состояния;
- определение потенциально опасных для экономики факторов;
- составление стратегии выхода из кризиса.
Если время уже упущено, руководителю уместно задуматься о найме антикризисного менеджера, который выровняет ситуацию и улучшит платежеспособность компании. Грамотный менеджмент и рекламная кампания выведут предприятие из-под «удара», увеличив ликвидность такой организации.
Важно! Когда ситуация становится критической, целесообразно провести переговоры с кредиторами.
В подобных ситуациях стороны заключают мировую договоренность на погашение недоимки. Причем такой способ решения вопросов практикуется и на этапе досудебного урегулирования конфликта, и на любой стадии слушания дела.
Здесь юристы говорят о подписании обеими контрагентами контракта на реструктуризацию платежей. В таких обстоятельствах должнику предлагается отсрочка выплат или перерасчет задолженности с выплатой равными частями. Конкретное решение тут определяется финансовыми возможностями сторон.
Последствия для разорившегося предприятия
Учитывая, что монополии работают без конкуренции, реорганизация либо ликвидация такой фирмы считается сложной процедурой.
Однако при соблюдении описанного выше алгоритма и в случае с выкупом компании третьим лицом, подобный исход становится вероятной мерой.
Здесь покупатель перепрофилирует предприятие под вид работ, который выполнялся должником.
Еще один вариант – покупка организации государством. Такое решение означает финансовое оздоровление фирмы за бюджетные средства.
Причем в подобных обстоятельствах представители исполнительной власти получают преимущество перед иными игроками.
Однако в обеих ситуациях закон предписывает соблюдение условий расчета с кредиторами и обслуживание потребителей.
Выводы
Надеемся, что изложенная информация пригодится читателям. Учитывая специфику статуса рассматриваемых объектов и сложности процедуры, здесь предпочтительным решением проблемы с кредиторами считается мировая договоренность о погашении недоимки. Причем государство заинтересовано в сохранении функционирования таких предприятий и помогает компаниям избежать полного краха.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
Особенности банкротства естественных монополий
Под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение 6 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику – субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем 500 000 рублей. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1-3 ч. 1 ст. 94 Федерального закона “Об исполнительном производстве”.
Лицом, участвующим в деле о банкротстве должника – субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными настоящим Федеральным законом, признается федеральный орган исполнительной власти , уполномоченный Правительством РФ проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.
В случае, если должником – субъектом естественной монополии до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом подано исковое заявление в суд о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии, производство по делу о банкротстве такого должника приостанавливается до вступления в законную силу решения по делу о признании недействительными соответствующих актов органов государственной власти.
Арбитражный суд может принять решение об отказе в признании должника – субъекта естественной монополии банкротом в случае, если признаны недействительными соответствующие акты государственной власти в части утверждения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии.
Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не допускается прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий.
Внешний управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. К указанному имуществу относится недвижимое и иное имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, и запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для исполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии.
Имущество должника , непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, выставляется на торги единым лотом .
Обязательными условиями договора купли-продажи имущества должника – субъекта естественной монополии являются:
- согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях;
- принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей;
- наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию.
Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов
- имеют право преимущественного приобретения предлагаемого для продажи имущества в порядке, предусмотренном пунктами 8 и 9 ст. 195 Федерального закона;
- вправе приостановить продажу имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, в ходе внешнего управления на срок не более чем 3 месяца для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии.
Перепрофилирование или закрытие производства (производств), осуществляющего производство (реализацию) товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, допускается в порядке, установленном федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ “О естественных монополиях”.
Особенности банкротства субъектов естественных монополий
Банкротство субъектов естественных монополий регулируется гл. 6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) № 127-ФЗ.
Под субъектом естественной монополии в деле о банкротстве понимается организация,осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
Решение об удовлетворении заявления о банкротстве организации, являющейся субъектом естественной монополии, принимает Арбитражный суд с учетом требований к таким организациям:
- Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, если обязательства не исполнены в течение 6 (шести) месяцев;
- Задолженность субъекта естественной монополии должна составлять не менее 1 (одного) миллиона рублей, при этом задолженность должна быть подтверждена исполнительным документом в рамках исполнительного производства, а также требования кредиторов не удовлетворены в полном объеме путем реализации имущества организации.
При отнесении организации к субъекту естественной монополии суд руководствуется ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 N 147-ФЗ и сведениями, содержащимися в реестре субъектов естественных монополий Федеральной антимонопольной службы РФ.
Вопрос о включении/исключении организаций в реестр субъектов естественных монополий относится к ведению ФАС РФ, организации имеют право обратиться с заявлением об исключении из реестра.
Согласно сложившейся судебной практике сам факт не включения в реестр субъектов не может служить доказательством того, что организация не является естественной монополией. 15 Арбитражный апелляционный суд в Постановлении по делу А32-4533/2012 разъяснил ситуацию следующим образом: «В соответствии с пунктом 1 статьи 197 Закона под субъектом естественной монополии для целей настоящего Закона понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии. В силу статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ „О естественных монополиях“ естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Согласно статье 4 Закона N 147-ФЗ оказание услуг по передаче тепловой энергии, а также водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры являются сферами деятельности субъектов естественных монополий. Таким образом, исходя из норм Закона N147-ФЗ основополагающим признаком субъекта естественной монополии следует считать осуществление субъектом деятельности в условиях естественной монополии. Факт не включения должника в реестр естественных монополий сам по себе не свидетельствует об отсутствии у должника статуса субъекта естественной монополии».
Также важной особенностью дел о банкротстве организаций—субъектов естественных монополий является обязательное участие в деле федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии. В настоящее время таким органом является Федеральная антимонопольная служба РФ.
Так как субъект естественной монополии осуществляет важные функции в отношении потребителей, существуют особые правила ведения внешнего управления при банкротстве таких организаций. На основании ст. 200 127-ФЗ не допускается прекращение исполнения обязательств организации перед потребителями. Также внешний управляющий не может отчуждать и выставлять на торги имущество организации, входящее в единый технологический комплекс.
Стоит отметить особенности продажи имущества банкрота—субъекта естественной монополии. Покупатель такого имущества несет дополнительные обременения, связанные с особым статусом банкрота, а именно:
- покупатель принимает на себя обязательства по договорам поставки предприятия-банкрота, обязуется обеспечить доступность оказываемых работ и/или предоставляемых услуг;
- покупатель обязан иметь соответствующую лицензию.
Таким образом, банкротство организаций-субъектов естественных монополий, имеет ряд особенностей, обоснованных наличием особых обременений. Вместе с тем, для кредиторов таких организаций возникает, на мой взгляд, много препятствий для реализации своих прав на взыскание долга. По сложившийся судебной практике суды отказывают кредиторам таких организаций в удовлетворении заявления на банкротство пока не будет проведено исполнительное производство, розыск и реализация имеющегося имущества организации. Однако, стоит понимать, что выполнение данного требования может занимать очень длительное время, месяцы и годы, что ставит кредитора в ситуацию невозможности взыскания долга через банкротство. По моему мнению, законодателю стоит уделить внимание данному вопросу с точки зрения расширения возможностей удовлетворения требований кредиторов субъектов естественных монополий.
Источники:
http://studme.org/1593110621836/menedzhment/osobennosti_bankrotstva_subektov_estestvennyh_monopoliy
http://studopedia.ru/17_8262_bankrotstvo-sub-ektov-estestvennih-monopoliy.html
http://prava.expert/bankrotstvo/estestvennyh-monopolij.html
http://jurkom74.ru/ucheba/osobennosti-bankrotstva-estestvennich-monopoliy
http://regforum.ru/posts/4005_osobennosti_bankrotstva_subektov_estestvennyh_monopoliy/
http://lux174.ru/konsultaciya/805-yetapy-priznaniya-bankrotstva-gradoobrazuyushhikh-organizaciy.html