Особенности внешнего управления при банкротстве

Особенности внешнего управления при банкротстве

Внешнее управление не является распространенной процедурой при крахе организации, и Арбитражный суд прибегает к ее проведению лишь в тех случаях, когда прогнозы специалистов говорят о том, что фирму еще можно «реанимировать».

У данного процесса есть свои особенности, и во многом успешное окончание этого этапа в деле о несостоятельности предприятия зависит от двух факторов – от текущего финансово-экономического состояния компании и от умелых и уверенных действий временного главы компании, внешнего управляющего.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Основные этапы банкротства юридического лица

Основной причиной банкротства организаций является их неплатежеспособность. Источниками же невозможности фирмы погашать долги по счетам могут быть различные факторы. Так, финансовая несостоятельность предприятия может возникнуть вследствие слабой конкурентоспособности, недостаточного финансирования или же в результате неграмотных стратегий, проводимых руководством компанией.

На начальном этапе запуск процедуры банкротства инициируется в результате первых признаков несостоятельности компании. К ним относится длительная, более трех месяцев, задержка выплаты по кредитным обязательствам, и также зарплаты работникам. Внешний долг юридического лица при этом должен превышать триста тысяч рублей.

Процедура признания организации несостоятельной находится под контролем Арбитражного суда. Она весьма длительна – процесс может занимать более двух лет, и состоит из нескольких этапов:

  1. Этап наблюдения: длится не более 7 месяцев. В этот период назначенный судом временный управляющий проводит беспристрастную оценку состояния дел компании. Руководство фирмы обязано предоставлять временному управляющему полную информацию об организации, в том числе, давать доступ к секретным сведениям, составляющим коммерческую тайну. За эти семь месяцев временный управляющий сообщает суду отчет о состоянии дел подконтрольного предприятия.
  2. Этап финансового оздоровления: занимает не более двух лет. Для курирования вопросов управления фирмой в этот период Арбитражный суд назначает административного управляющего. Он обеспечивает взаимодействие должника и его кредиторов и разрабатывает план по восстановлению платежеспособности компании. За месяц до истечения отведенного срока административный управляющий также должен предоставить суду отчет о проделанной работе.
  3. Этап внешнего управления: занимает 18 месяцев. В эту стадию фирма вступает в случае, если финансовое оздоровление не принесло результатов, но вероятность банкротства еще не столь очевидна. Внешний управляющий, назначенный судом, принимает на себя полное руководство компанией, в то время как директорат слагает свои полномочия. Этот этап – последний шанс предприятия избежать банкротства.
  4. Этап конкурсного производства: длится полгода. К этому моменту становится неизбежным банкротство фирмы, поэтому судом инициируется начало конкурсного производства, заключающегося в реализации ценностей и активов юридического лица. Эта процедура находится в ведении конкурсного управляющего – лица, также назначаемого судом. Предварительно конкурсный управляющий обеспечивает проведение полной инвентаризации и описи имущества обанкротившейся компании, а также принимает меры по сохранению ее ценностей.

По итогам работы суда и его представителей, в случае неблагоприятного исхода несостоятельная фирма признается банкротом и ликвидируется, а ее руководство зачастую привлекается к ответственности.

Понятие внешнего управления — его цели и задачи

Как было упомянуто выше, введение внешнего управления является обязательным периодом, необходимым для определения степени вероятности банкротства организации.

Фактически это решающий этап, в течение которого усилия направлены на реабилитацию предприятия. Следующее за ним конкурсное производство осуществляется уже в рамках признания несостоятельности должника. Иными словами, назначение судом внешнего управляющего является последним шансом для фирмы остаться на плаву.

Внешнее управление вводится на срок 18 месяцев (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). В ряде исключительных случаев Арбитражный суд может продлить этот период еще на полгода. Аналогично, по инициативе совета кредиторов или же самого внешнего управляющего, этап может быть и сокращен.

Особенностью этого этапа является передача практически всех полномочий по управлению фирмой внешнему (арбитражному) управляющему, в то время как руководитель компании – генеральный директор – отстраняется от своих обязанностей.

Именно с момента принятия внешним управляющим всей полноты функций руководителя и запускается процедура внешнего управления.

Для того, чтобы суд утвердил начало процесса и назначил ответственное лицо, собрание кредиторов должно предоставить весомые доказательства того, что фирму еще можно реабилитировать. В противном случае судом будет запущен процесс конкурсного производства, минуя этап внешнего управления. В рамках конкурсного производства имущество и активы организации будут распроданы для покрытия долгов перед работниками и кредиторами.

Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления жизнеспособности предприятия, а также удовлетворения законных притязаний всех кредиторов и работников компании. Если такая возможность есть, и внешний управляющий грамотно пойдет к решению задачи, фирма сможет не только рассчитаться с долгами, но и продолжить свою коммерческую деятельность.

План работы внешнего управляющего

Деятельность внешнего управляющего можно подразделить на два самых важных этапа: определение причин банкротства организации и принятие мер для ликвидации несостоятельности фирмы. Для уполномоченного лица важно проанализировать все обстоятельства дела и исключить вероятность умышленного банкротства.

READ
Как проводится собрание кредиторов при банкротстве

Проведение этапа внешнего управления действует по следующей схеме:

  1. Назначение Арбитражным судом внешнего управляющего.
  2. Составление плана по реабилитации и оздоровлению организации.
  3. Приведение этого плана в действие.
  4. Погашение долгов по зарплате и задолженностей перед кредиторами.
  5. Возвращение предприятия к нормальному функционированию.

Действия арбитражного управляющего приведут к желаемому результату, если он заранее продумает план своей работы по выведению фирмы из кризиса.

Сам же план внешнего управления должен включать несколько обязательных позиций, которых внешний управляющий должен придерживаться. К ним относятся:

  1. Подготовка перечня мероприятий, направленных на оздоровление организации и выведение ее из кризиса.
  2. Подготовка перечня источников финансирования – поскольку каждое мероприятие должно иметь финансовое подкрепление.
  3. Планирование временных рамок, необходимых для реализации планов по каждому оздоровительному мероприятию.

Также план должен включать в себя прогнозируемые положительные результаты от действий управленца согласно плану.

Вариантов исхода работы внешнего управляющего может быть три: прекращение процесса банкротства предприятия в силу восстановления платежеспособности должника и выхода из кризиса; признание юридического лица банкротом и его последующая ликвидация; заключение мирового соглашения между фирмой-должником и ее кредиторами.

Оздоровительные мероприятия

Одним из наиболее действенных аспектов является введение моратория на удовлетворение требований кредиторов. Более того, самим кредиторам запрещается выставлять какие-либо требования к поднадзорной фирме-должнику в течение периода внешнего управления.

Это необходимо, чтобы организация имела возможность поправить свои дела, не оглядываясь на давление со стороны кредитных организаций и сторонних компаний-партнеров, которые не получили выплат по контрактам и договорам.

Однако мораторий на кредиторские требования является скорее условием для реализации мер, направленных на возвращение компании к нормальному функционированию.

После проведения аудита и анализа, арбитражный управляющий решает, как поступить с активами поднадзорной фирмы.

Например, нерентабельные филиалы можно закрыть. Реализовав освободившееся таким образом движимое и недвижимое имущество, компания может покрыть часть долгов.

При анализе деятельности фирмы управленец может принять решение увеличить мощности производства отдельных объектов для получения прибыли.

Возможно заключение взаимовыгодных соглашений со сторонними компаниями. Однако если сделка совершается в особо крупном размере, ее проведение потребует согласования с кредиторским советом.

Права и обязанности внешнего управляющего

Сразу по назначении внешний управляющий в трехдневный срок принимает документацию, печати и все необходимое, предварительно проведя полную инвентаризацию всего вверенного ему имущества.

В сферу полномочий внешнего управляющего входит ряд прав. Сюда относятся:

  • заключение от лица компании мирового соглашения с кредиторами;
  • полнота свободы в распоряжении имуществом подопечной фирмы в условиях приведения в действие плана оздоровления организации;
  • при необходимости – отмена исполнения фирмой обязательств по некоторым контрактам в рамках закона;

Являясь временным главной организации, арбитражный специалист при этом не владеет абсолютными полномочиями. Некоторые проекты он не имеет права реализовывать самостоятельно.

Например, это касается сделок, совершаемых в особо крупных размерах. Для заключения подобных соглашений внешнему управляющему потребуется одобрение со стороны собрания кредиторов.

Также ему, как должностному лицу, запрещается проведение различных мероприятий с целью получения личной выгоды.

Кто может быть назначен внешним управляющим

Кандидатура внешнего управляющего при банкротстве должника утверждается общим собранием кредиторов.

Претендовать на эту временную должность могут следующие лица:

  • представленные одним из кредиторов фирмы-банкрота на общем собрании;
  • предложенные прочими участниками дела о банкротстве юридического лица;
  • уже зарегистрированные в Арбитражном суде в качестве управляющих;

Также кандидаты в временные управляющие могут быть назначены уполномоченными государственными органами.

Стать арбитражным управляющим может не каждый. К ним применяются весьма жесткие требования, которые закон периодически усложняет.

Так, лицам, желающим занять эту должность, необходимо иметь соответствующее образование: юриспруденция или экономика (антикризисное управление). Также потенциальный управленец должен пройти стажировку на базе СРО у действующего специалиста.

Обучение по специальности является важным условием. Длится оно 2-3 месяца, зависимо от опыта кандидата. Например, если потенциальный внешний управляющий ранее занимал руководящую должность год и более, срок теоретического обучения может быть сокращен.

Для обучения кандидату предстоит предоставить две справки: об отсутствии судимости и о том, что он не является дисквалифицированным специалистом (выдается в Налоговой).

За обучением следует стажировка – от 6 месяцев до 2 лет (срок также зависит от наличия у стажера руководящего опыта, подтверждаемого записью в трудовой книжке). Стажировка бесплатна. В отдельных случаях, по договоренности с организацией, принимающей стажера, заключается договор ГПХ, по которому исполнитель получает вознаграждение.

После стажировки будущий арбитражный управляющий должен вступить в СРО. Однако членские взносы необходимо уплачивать только в случае назначения на должность.

Последним этапом является оформление страховки. Делается это уже после назначения специалиста Арбитражным судом на должность внешнего управляющего. Закон отводит ему десять дней, чтобы оформить страхование, которое, в случае необходимости, покроет владельцам юридического лица убытки, являющиеся следствием ошибочной работы арбитражного управляющего.

Заключение

Таким образом, этап внешнего управления полностью сосредоточен на последней попытке спасения фирмы из постигшего ее кризиса, и ключевой фигурой здесь является арбитражный управляющий, который должен трезво оценить положение дел практически обанкротившейся организации, найти пути выхода из сложившейся ситуации и компетентно помочь юридическому лицу снова встать на ноги, рассчитаться с долгами и продолжить свою финансово-экономическую деятельность.

READ
Что такое конкурсная масса при банкротстве

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:




lib.kreatiffchik.ru

Каталог научных материалов

Особенности процедуры внешнего управления при банкротстве предприятий

Процедура внешнего управления в российской практике является одной из процедур банкротства, определенной ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (далее – Закон о банкротстве), как «процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности». Внешнее управление вводится арбитражным судом после окончания стадии наблюдения, как правило, на основании решения собрания кредиторов на срок не более чем восемнадцать месяцев. Этот срок при определенных условиях продлевается не более чем на шесть месяцев. Введение внешнего управления, продление или прекращение его срока оформляется определением суда. С даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. С момента введения внешнего управления должник теряет право распоряжения своим имуществом и устраняется от управления им. С этого момента несостоятельный должник не может совершить ни одного юридического акта, последствия которого распространились бы на его имущество. А управление и распоряжение имуществом несостоятельного должника переходит к особому органу, учреждаемому судом.

С введением внешнего управления отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.

Одна из задач внешнего управления – сохранение имущества должника. Для этого должнику запрещается свободное совершение определенных сделок. Например, должник не может совершать крупные сделки и сделки, в совершении которых имеется заинтересованность внешнего управляющего. Важным этапом данной процедуры является разработка плана внешнего управления, которую осуществляет внешний управляющий в течение месяца с даты своего утверждения. План внешнего управления является основным документом, на основании которого внешний управляющий осуществляет мероприятия по восстановлению платежеспособности должника и сохранению в оптимальном состоянии его имущества для возможного создания конкурсной массы должника с одновременным ведением хозяйственной деятельности.

Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления реализуется внешним управляющим. По требованию собрания кредиторов внешний управляющий обязан отчитываться перед ним и представлять отчеты о ходе реализации плана. Не санкционированные собранием кредиторов отступления от плана недопустимы; они могут повлечь за собой ходатайство собрания кредиторов об отстранении внешнего управляющего. План внешнего управления может быть признан арбитражным судом недействительным полностью или частично по ходатайству лиц, права и законные интересы которых были нарушены. Внешний управляющий обязан отчитаться перед собранием кредиторов и перед судом о своих действиях и об их результатах. Требования к отчету внешнего управляющего определены Законом о банкротстве (ст. 117–119), и утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2003 г. № 299 «Об утверждении общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего».

По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений:

– об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

– об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов, включенных в реестр требований;

– об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

– о заключении мирового соглашения.

Отчет внешнего управляющего подлежит обязательному рассмотрению арбитражным судом. Результаты рассмотрения отчета внешнего управляющего арбитражный суд оформляет судебным актом в виде определения, в случае открытия конкурсного производства судебный акт называется решением. В определении о переходе к расчетам с кредиторами устанавливается срок окончания расчетов с кредиторами, который не может превышать шести месяцев с даты вынесения определения. После окончания расчета с кредиторами арбитражный суд выносит определение об утверждении отчета управляющего и о прекращении производства по делу о банкротстве. Если в установленный срок не произведены расчеты с кредиторами, суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Как показывает статистика, платежеспособность предприятий-должников восстанавливается крайне редко. В Иркутской области в 2004 году из восьми предприятий, находящихся в процедуре внешнего управления, ни одно не смогло восстановить свою платежеспособность. Во многих случаях удалось бы избежать банкротства, будь во главе предприятий более ответственные и компетентные руководители. Отсутствует на предприятиях-должниках действенный контроль учредителей (участников) и акционеров за финансово-хозяйственной деятельностью организации. Видимо, более эффективной должна быть деятельность федеральных, региональных и муниципальных органов, управляющих государственным имуществом, по предупреждению банкротства.

Процедуры банкротства в Иркутской области за 2003–2005 гг.

Процедуры 2003 2004 2005
Наблюдение 95 104 121
Внешнее управление 4 8 2
Конкурсное производство 164 205 370
Всего 263 317 493
READ
Порядок и особенности ликвидации фондов

В таблице 1 представлены данные процедур банкротства по Иркутской области. Так, в 2003 году на 263 процедуры банкротства приходилось 164 процедуры конкурсного производства, что составляет 64,2 %, и 4 процедуры внешнего управления (1,5 %); в 2004 году на 317 предприятий, находящихся в процедурах банкротства, – 205 процедур конкурсного производства (64,7 %) и 8 процедур внешнего управления (2,5 %); в 2005 году на 493 процедуры – 370 процедур конкурсного производства (75 %) и только 2 предприятия, на которых было введено внешнее управление (0,4 %).

По статистическим данным Высшего Арбитражного Суда РФ, в России в 2000 году восстановлена платежеспособность и прекращено всего 50 дел о банкротстве, в 2001 году – 52, в 2002 году – 21, в 2003 году – 28, в 2004 году – 14. Таким образом, за последние пять лет восстановлена платежеспособность 165 предприятий, находящихся в процедурах банкротства (в среднем 31 дело в год), что составляет 0,1 % от 150458 завершенных дел о банкротстве за все указанные годы. Эти данные свидетельствуют о низкой эффективности процедуры внешнего управления.

  1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127–ФЗ.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2003 г. № 299 «Об утверждении общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего».

Полномочия внешнего управляющего при банкротстве организации

Процедура банкротства организации состоит из нескольких стадий, к которым относится внешнее управление. Этот процесс вводится судебным определением на основании решения, принятого на общем заседании заимодателей или по инициативе других лиц.

Внешнее управление не является обязательной процедурой, оно вводится для поиска и реализации возможных решений, которые позволят избежать банкротства юрлица. Для выполнения этой процедуры суд сразу назначает ответственное лицо – внешний управляющий, который принимает на себя управление компанией.

Назначения внешнего управляющего

Назначать специалиста для проведения внешнего руководства на предприятии может только судья. Решение принимается в соответствии с предложениями заимодателей, уполномоченного органа или других заинтересованных лиц, которые инициировали банкротство. В своём обращении заявитель указывает наименование организации и реквизиты кандидата на должность управляющего. В судебном решении указываются не только данные назначенного специалиста, но также сумма и источник его вознаграждения.

Если суд по каким-либо причинам не утвердил управляющего, рассмотрение дела приостанавливается до принятия решения о назначении специалиста. Период, в течение которого судья должен принять решение, составляет не более 15 дней. За это время инициаторы процесса должны предложить судье подходящего кандидата.

Кого могут назначить

Суд может назначить временным управленцем физическое лицо, которое владеет необходимыми знаниями, имеет опыт и является членом СРО.

К кандидату на должность управленца выдвигаются следующие требования:

  • наличие российского гражданства;
  • активный статус ИП;
  • высшее образование;
  • опыт работы руководителем от 2 лет;
  • наличие стажировки на должности помощника управляющего;
  • успешная сдача теории по специальности;
  • наличие действующего договора страхования ответственности.

Кроме этого, специалист не должен быть лично заинтересован в исходе судебного разбирательства. А также у него не должно быть судимости, случаев дисквалификации, наличия просроченных долгов и статуса банкрота.

Как правило, судья назначает специалиста на срок до 18 месяцев. Однако, по инициативе заимодателей этот период может быть продлён ещё на полгода либо сокращён. Управляющего могут досрочно отстранить от занимаемой должности из-за его неэффективности, непрофессионализма или допущенных нарушений.

Функции и задачи

Как только суд арбитража утверждает временного управленца, руководство организации передаёт ему свои полномочия. В начале деятельности управленец занимается разработкой решений для эффективного управления компанией, которые помогут вернуть её платёжеспособность.

Важная миссия временного руководителя заключается в устранении ошибок, которые допустило прежнее руководство фирмы, чтобы вывести компанию из критической ситуации.

На своей должности временный управляющий выполняет следующие функции:

  • ликвидация убыточных подразделений организации;
  • изменение направлений бизнеса;
  • продажа или передача в аренду части активов компании для получения дополнительного дохода;
  • открытие специальных банковских счетов, необходимых для проведения операций;
  • эмиссия ценных бумаг;
  • повышение профессионального уровня трудового коллектива;
  • взыскание дебиторской задолженности;
  • увеличение основного капитала компании;
  • ведение промежуточных отчётов.

В процессе внешнего управления принимается решение о рациональности внедрения стадии финансового оздоровления на предприятии.

В целом полномочия внешнего управляющего можно разделить на два этапа:

  1. Выявление причин, которые привели компанию к банкротству.
  2. Реализация мероприятий, направленных на восстановление платёжеспособности фирмы.

Ответственность и обязанности внешнего управляющего при банкротстве

Обязанности внешнего управленца утверждены в ст. 66 Закона РФ «О несостоятельности», к ним относятся:

  • ведение реестра кредиторских претензий;
  • проведение инвентаризации активов юрлица;
  • направление в суд заявления об отстранении от должности прежнего руководителя компании при неправомерности его действий;
  • обращение в суд с требованием признания неправомерных сделок, заключённых ранее, недействительными;
  • инициирование введения дополнительных мер по защите и сохранению активов юрлица;
  • направление возражений против несостоятельных претензий должника;
  • изучение и использование документов, которые относятся к прежней деятельности компании;
  • регулярное предоставление информации заимодателям о проделанной работе и выполнении мероприятий, указанных в утверждённом плане;
  • составление промежуточного отчёта о результатах проведённых мероприятий и выполненных работах.
READ
Порядок увольнения декретниц при ликвидации предприятия

Кроме этого, управленец обязан устанавливать заимодателей компании-должника и уведомлять каждого из них о начале процесса.

Права

Сразу после своего назначения специалист наделён правом выполнять мониторинг деятельности предприятия и управлять им на время проведения внешнего управления. Прежние руководители компании на этот период полностью отстраняется от своей работы. В течение трёх дней они должны передать все документы, печати и активы фирмы в распоряжение назначенного специалиста.

К правам внешнего управленца относятся:

  • заключение мирового соглашение;
  • использование документов и отчётностей компании;
  • аннулирование договоров, которые способствуют росту задолженности фирмы;
  • заключение новых договоров;
  • продажа и передача в аренду активов юрлица;
  • закрытие нерентабельных направлений;
  • увольнений сотрудников;
  • введение временного моратория на удовлетворение сумм, которые компания должна кредиторам, и выплат по исполнительным листам.

Права внешнего руководителя довольно обширны, это связано с важностью его миссии, которая направлена на реабилитацию финансового положения компании.

Составление плана

Вначале своей деятельности управленец должен составить план действий, которые будут выполняться им на протяжении всей процедуры управления. К таким восстановительным мероприятиям относятся:

  • изменение вида деятельности организации;
  • закрытие убыточных направлений;
  • реализация активов фирмы;
  • выпуск дополнительных ценных бумаг;
  • повышение квалификации сотрудников;
  • пополнение уставного капитала и т. д.

В образце документа указываются порядок и сроки реализации каждого мероприятия. Все запланированные действия должны быть подкреплены соответствующими расчётами предполагаемых расходов и доходов.

Периоды всех мероприятий должны соответствовать сроку внешнего управления.

На общем заседании заимодатели рассматривают представленный управляющим план для его утверждения или отклонения с целью дальнейшей доработки.

Неудовлетворённость составлением документа может послужить основанием для инициирования заимодателями снятия специалиста с должности и назначения нового кандидата.

Отчёт внешнего управляющего

За 15 дней до окончания своей деятельности управленец должен составить итоговый отчёт. В документе специалист излагает полную информацию о финансовых результатах предприятия, полученных за период временного руководства, и о возможности погашения претензий заимодателей.

На основании отчёта кредиторы принимают решение о продлении процедуры или об инициировании новой стадии процесса.

Если предприятие стало платёжеспособным, управленец может начинать выплату его обязательств согласно реестру.

Вознаграждение

За свою работу временный руководитель получает вознаграждение, которое выплачивается из средств потенциального банкрота. Сумма ежемесячного вознаграждения включает фиксированный платёж – 45 тыс. рублей и проценты.

Сумма процентов устанавливается по результатам работы управленца и зависит от размера выплат по обязательствам должника и суммы прироста стоимости активов юрлица за период внешнего руководства.

Жалоба на внешнего управляющего

По результатам работы специалиста на него могут поступить жалобы от участников процесса. Причины для обжалования деятельности управленца могут быть следующие:

  • неэффективность работы специалиста и проводимых им мероприятий;
  • непрофессиональное отношение к работе;
  • отсутствие у управляющего необходимых знаний и понимания методики решения основных задач.

В результате заимодатели или другие участники могут направить на управляющего письменную жалобу в суд. В документе заявители должны указать нарушенные правовые нормы и свои претензии. А суд обязан рассмотреть жалобу в течение одного месяца и принять решение.

Разница между внешним управляющим и конкурсным

В отличие от конкурсного управленца временный руководитель стремится возродить предприятие. Все его усилия направлены на восстановление платёжеспособности должника, чтобы избежать его ликвидации.

Если на протяжении всей процедуры банкротства не удалось вывести предприятие из кризиса, к процессу привлекается конкурсный управляющий. Специалист начинает свою деятельность на последней стадии банкротства для организации торгов имущества должника, выплаты его долгов и ликвидацией обанкротившейся компании. Таким образом, конкурсный управляющий завершает процедуру банкротства.

Внешнее управление и внешний управляющий при банкротстве

Неплатёжеспособность юридического лица не всегда ведёт к закрытию предприятия. Сама процедура банкротства пошаговая, одними из её пунктов является внешнее управление и конкурсное производство. В их рамках выбирается внешний управляющий и проводятся меры по реабилитации и финансовому оздоровлению.

Долговые обязательства с должника ни под каким предлогом не снимаются, поэтому выплата долгов считается приоритетной задачей. Далее кратко рассмотрим основные моменты процедуры, её суть, цели и средства их достижения.

Что такое внешнее управление

Речь идёт о мероприятиях по назначению арбитража. Применяется внешнее управление к должнику в целях восстановления его платёжеспособности. Прежнее руководство организации временно отстраняется от принятия решений, а руководящие функции получает специально назначенный внешний управляющий.

Назначает управленца судебный орган, но истец вправе указать, из какой саморегулируемой организации или кого именно из этой структуры он хотел бы видеть в этой роли.

Когда вводится внешнее управление

Несмотря на обстоятельства каждого случая, в целом внешнее управление как одна из процедур банкротства актуально, если:

  • Восстановить нормальную деятельность реально в установленные судом сроки;
  • Кредиторами решено ходатайствовать об этом;
  • Выявлены весомые основания после подачи иска до закрытия дела судом.

Используется процедура только в том случае, когда суду представлены весомые основания того, что юридическое лицо реально может восстановить платёжеспособность, то есть вернуться к нормальной прибыльной деятельности и полностью удовлетворить требования всех кредиторов.

READ
Ликвидация ООО с долгами и без: пошаговая инструкция

Права и обязанности внешнего управляющего

Полный перечень полномочий и обязательств внешнего управляющего можно найти в статье 99 ФЗ № 127.

  • Распоряжение активами в соответствии с планом экономического оздоровления;
  • Заключение мирового соглашения от имени банкрота;
  • Подача иска об аннуляции заключённых ранее договоров;
  • Возврат имущества банкрота, переданного в пользование другим лицам, прочее.
  • Принятие всей собственности согласно инвентаризации;
  • Внесение информации об инвентаризации в реестр не позднее 3 рабочих дней после её проведения;
  • Составление плана и донесение его до всех участвующих заимодателей;
  • Ведение бухгалтерской, статистической и полной финансовой отчётности;
  • Подача возражений на требования кредиторов;
  • Ведение реестра требований;
  • Работа согласно утверждённому плану;
  • Своевременное информирование комитета о проделанной работе;
  • Использование своих полномочий строго в интересах ответчика и для ликвидации долговых обязательств;
  • Подача отчётов о результатах на собраниях, прочее.

Срок процедуры внешнего управления

Быстро выйти из ситуации, которая образовалась не за один день, невозможно, но закон всё же ограничивает время на исправление ошибок. Арбитражный суд назначает срок внешнего управления максимум 1,5 года. Банкрот вправе подать прошение на увеличение этого срока максимум на полгода, предоставив суду весомые основания. Это могут быть изменения, внесённые в план или, например, значимые результаты в ходе оздоровления компании. Однако общий срок процедуры по закону не должен превышать 2 года. Исключение составляют градообразующие предприятия (на которых работает большая часть населения города), фермерского хозяйства. Для них временные рамки могут расширить максимум до 2,5 года.

Предоставлено также право сокращения назначенного срока, если ходатайство подаёт управляющий или такое решение было принято на собрании кредиторов. Подобное решение принимается и вступает в силу незамедлительно.

Как проводится внешнее управление

Выделяют несколько этапов в ходе процедуры финансового оздоровления:

  • Подача иска и назначение управляющего;
  • Составление плана действий;
  • Меры по реализации плана;
  • Погашение долгов юридического лица перед всеми кредиторами.

Нет чёткого перечня мер, которые будут предприниматься в ходе процедуры, они могут быть самыми разными. Но их цель одна — погасить долги и восстановить платёжеспособность потенциального банкрота. Так, в процессе внешнего управления и конкурсного производства управляющий может:

  • Закрыть убыточное производство;
  • Уволить сотрудников;
  • Продать часть собственности;
  • Открыть новые цеха для перепрофилирования;
  • Заняться переквалификацией работников;
  • Закупить новое оборудование, прочее.

Однако крупные расходы должны одобрить кредиторы на официальном собрании, поэтому управляющий должен привести весомые доводы для оправдания затрат, их окупаемости и большой прибыли в итоге.

План проведения

В плане до банкротства юридического лица фиксируются все этапы, которые будут воплощены. В каждом случае это будет свой набор ключевых действий. Сюда же может входить взыскание дебиторских долгов, переуступка прав требования, реализация части имущества для погашения задолженности, дополнительные акции, замещение активов, прочее.

Весь комплекс мероприятий нацелен на получение прибыли и не согласовывается с нынешним руководством компании. Единственное мнение, которое важно, — это мнение кредиторов, и только если речь идёт о финансовых рисках. В рамках плана проведения мероприятий может быть даже увеличен уставной капитал.

План внешнего управления подчиняется трём основным правилам:

  1. Соответствие действующему законодательству РФ.
  2. Чёткий срок, отведённый на восстановление.
  3. Обоснование возможностей восстановления в указанный срок.

Типовая структура плана:

  • Характеристика предприятия и менеджеров, ответственных за нынешнюю ситуацию;
  • Резюме (сроки, необходимая сумма, предполагаемый результат);
  • Анализ экономической ситуации юридического лица;
  • Таблица со списком запланированных мероприятий;
  • Анализ рынка и конкуренции;
  • Финансовый план;
  • Заключение со сроками и очерёдностью погашения задолженности.

План должен быть составлен и утверждён в срок не более двух месяцев от даты назначения управляющего.

Окончание внешнего управления

Как видно из структуры плана, объём работы огромный. По окончании введения внешнего управления при банкротстве, когда все запланированные мероприятия выполнены, наступает самый важный этап — расчёт с кредиторами. Начинается конкурсное производство. Если денежных средств всё ещё недостаточно для полного погашения долгов, продаётся часть имущества должника, деньги от реализации которого получают кредиторы.

Эти этапы, как и предыдущие шаги, включая наблюдение, экономическое оздоровление, управление, проводятся не только в соответствии с законом, но и с учётом специфики деятельности юридического лица. Отчёт направляется арбитражному суду в срок не позднее 14 дней без проведения собрания кредиторов. В отчёте указывается нынешний баланс должника, информация о движении денежных средств, сведения о прибыли, наличии свободных денег, данные об удовлетворении требований.

Последствия проведения

По итогу внешнего управления при банкротстве арбитраж издаёт решение. Это может быть один из следующих вариантов:

  • Дело закрывается, юридическое лицо признаётся несостоятельным либо погасившим долги;
  • Заключается мировое соглашение;
  • Продлеваются сроки процедуры;
  • Отчёт не утверждается, назначается новый управляющий.

Каким будет судебное решение, зависит от достигнутых результатов. Если требования кредиторов выполнены в полном объёме, платёжеспособность и работа восстановлены, компания может вернуться к прежней деятельности. Если процедура не дала успешных результатов, компания ликвидируется или может быть продана. Но, если суд решит, что финансовое положение ещё можно исправить, управляющему может быть дан шанс посредством продления сроков работы или назначают другого управленца.

READ
Как правильно подать заявление о вступлении в дело о банкротстве

Внешнее управление как процедура банкротства

Внешнее управление как процедура банкротства

Когда юридическое лицо признается неплатежеспособным согласно признакам из стат. 3 Закона № 127-ФЗ, это вовсе не означает, что оно обязательно будет ликвидировано. Процедура банкротства состоит из нескольких этапов, одним из которых является внешнее управление. Эта реабилитационная мера применяется в целях восстановления финансового благополучия должника и обеспечения полноты исполнения обязательств перед кредиторами. Рассмотрим, как законодательно регулируется процедура внешнего управления – сущность, понятия, цели и последствия воплощения.

Что такое внешнее управление предприятием

Превентивное внешнее управление как процедура банкротства – это вводимый арбитражным судом комплекс мероприятий, направленных на восстановление прежней платежеспособности банкрота посредством передачи руководящих функций независимому внешнему управляющему. Переход к данному этапу осуществляется по итогам результатов стадии финансового оздоровления (стат. 92 № 127-ФЗ) при условии соответствия следующим признакам:

  • Установлена возможность восстановления нормальной платежеспособности компании-должника в утвержденные сроки.
  • Собранием кредиторов представлено в арбитражный суд ходатайство о переходе к этапу внешнего управления.
  • Выявлены факты, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности банкрота уже после подачи в суд ходатайства о признании банкротства и, соответственно, переходу к стадии конкурсного производства.

Важнейшее отличие внешнего управления состоит в отстранении от руководства предприятием действующих лиц высшего звена и передаче полномочий внешнему управляющему, который вправе уволить прежнюю администрацию (п. 1 стат. 94 № 127-ФЗ) и распоряжаться на свое усмотрение имуществом юрлица.

Когда вводится внешнее управление

Процедура внешнего управления начинает фактически работать после официальной передачи прав от прежнего руководителя компании новому управляющему. Утверждение кандидатуры внешнего управляющего осуществляется судом путем составления определения (стат. 96 № 127-ФЗ). Чтобы предприятие могло воспользоваться законной возможностью процедуры, необходимо доказать суду, что восстановить полную платежеспособность реально. Целью является не только возврат компании к нормальной жизнедеятельности, но и полное удовлетворение кредиторских требований.

Внешний управляющий – права и обязанности (стат. 99 № 127-ФЗ):

  • Распоряжаться активами банкрота согласно плану внешнего управления и с соблюдением законодательных ограничений.
  • Заключать мировой договор от имени банкрота.
  • Отказываться от исполнения ранее заключенных должником договоров.
  • Ходатайствовать в суд о признании ранее заключенных должником сделок недействительными и заявлять о взыскании причиненных убытков вследствие действий/бездействия органов управления банкрота.
  • Прочие права.
  • Принять по инвентаризации имущество банкрота.
  • Включить в федеральный реестр данные о результатах инвентаризационной процедуры в срок до 3 дней (рабочих) с момента ее завершения.
  • Составить и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления.
  • Вести в соответствии с законодательными требованиями финансовый, статистический, бухгалтерский учет и отчетность.
  • Заявлять возражения по требованиям кредиторов.
  • Принимать все возможные меры для исполнения обязательств перед банкротом.
  • Вести данные в реестре кредиторских требований.
  • Выполнять мероприятия, предусмотренные разработанным планом управления, и своевременно информировать комитет о предпринимаемых действиях.
  • Представлять собранию кредиторов в виде отчета итоговые результаты проводимых мероприятий.
  • Прочие обязанности.

Срок внешнего управления

В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес. Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д. Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).

Также возможно и сокращение срока внешнего управления по ходатайству управляющего или собрания кредиторов (п. 3 стат. 93). Принятие такого решения должно быть исполнено немедленно. Временные рамки стадии управления могут быть расширены для градообразующих предприятий до 2,5 лет и фермерских хозяйств, к банкротству которых привели непоправимые стихийные бедствия.

Порядок введения внешнего управления

Введение стадии внешнего управления осуществляется арбитражным судом согласно решению 1-го собрания кредиторов банкрота или на основании судебного постановления (стат. 75, 93 № 127-ФЗ). Достаточной причиной для подобного мероприятия является наличие возможности восстановления платежеспособности юрлица. Как и санация, внешнее управление подразумевает льготную деятельность должника, направленную на изменение приоритетов менеджмента компании с целью поиска выхода из кризисной ситуации.

С даты ввода процедуры управления прежнее руководство лишается полномочий (могут сохраняться технические функции), внедряется мораторий на кредиторские обязательства, управляющий осуществляет работу согласно законодательным правам и обязанностям, принятые ранее меры для обеспечения расчетов отменяются.

Контроль за выполнением плана внешнего управления

Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 стат. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.

О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 стат. 117 № 127-ФЗ. Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.

READ
Надо ли физическим лицам платить алименты при банкротстве

Окончание внешнего управления

Завершение стадии внешнего управления означает переход к расчетам с лицами-кредиторами или объявление предприятия-должника банкротом и, следовательно, назначение следующего этапа – конкурсного производства. Все мероприятия, проводимые в ходе процедуры банкротства юрлица, – наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление осуществляются с учетом специфики деятельности организации. Если компания входит в категории юрлиц, перечисленных в Законе № 127-ФЗ, необходимо руководствоваться нормативными требованиями для отдельных видов должников.

Внешнее управление как процедура банкротства: характеристика, цель и последствия ее введения

Признание несостоятельности, или банкротство юридического лица, – сложный и трудоемкий процесс. Не менее сложная процедура банкротства – внешнее управление. Внешний управляющий является ответственным лицом при ее проведении. В чем смысл этого этапа банкротства, на какой период он может быть введен?

Кратко о банкротстве

Несостоятельность, или, другими словами, банкротство, – это признаваемый арбитражным судом статус должника, который освобождает его от уплаты денежных обязательств перед кредиторами в связи с неспособностью удовлетворить их в полном объеме. Согласно федеральному закону, банкротство можно признать, если обязательства перед кредиторами не выполнялись в 90-дневный период с того момента, как они должны были быть исполнены. Банкротство юридического лица включает в себя 5 процедур:

  • Наблюдение (анализируются финансовые возможности, имущество сохраняется за должником).
  • Финансовое оздоровление (составляется график погашения долга).
  • Внешнее управление (об этом этапе более подробно поговорим ниже).
  • Конкурсное производство (продажа имущественных объектов должника, применяется к банкротам, чтобы соразмерно удовлетворить требования кредитных организаций).
  • Мировое соглашение (может быть заключено на любом этапе процесса).

Внешнее управление: определение понятия

Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая должнику, которая вводится параллельно с финансовым оздоровлением организации. Эта процедура носит реабилитационный характер и позволяет предотвратить запуск конкурсного производства, которое, в свою очередь, направлено на ликвидацию предприятия, а не на возвращение фирмы в экономически стабильное состояние.

Внешнее управление как процедура банкротства вводится, если на то имеется решение арбитражного суда, принимаемое по согласованию с кредиторами и по итогам предыдущего этапа банкротства – наблюдения. Период внедрения мероприятий на данном этапе составляет не более 18 месяцев. В исключительных случаях срок может быть продлен еще на полгода. Таким образом, срок мероприятий внешнего управления может составлять не более двух лет.

Одно из важнейших отличий данной процедуры – отстранение от управления действующего руководства предприятия. Полномочия по управлению организацией передаются внешнему управляющему. По сути, управляющий является здесь ключевой фигурой и играет роль генерального директора, также он может распоряжаться по своему усмотрению активами предприятия. Однако действующее руководство только частично лишается своих полномочий. Некоторые функции технического характера сохраняются.

Внешнее управление как процедура банкротства: кратко о задачах

Этап процедуры банкротства под названием «внешнее управление» начинает реализовываться после передачи прав руководителя организации. Выбор управляющего и решение о необходимости процедуры принимается на общем собрании кредиторов, а затем утверждается в суде. Чтобы оно было принято, суд должен убедиться в том, что восстановить платежеспособность предприятия-банкрота вполне реально. Для этого необходимо представить соответствующие доказательства.

Цель внешнего управления при процедуре банкротства заключается в восстановлении платежеспособности и нормальной работы организации, а также последующем признании состоятельности. Еще одна важная задача – удовлетворение требований всех кредиторов.

Внешнее управление как процедура банкротства и последствия ее введения

Как и любой процесс, исполнение которого контролируется судом, внешнее управление имеет следующие последствия:

  • Руководитель организации практически полностью лишается контроля над ней, за исключением полномочий технического характера.
  • Органы управления предприятия прекращают осуществление своей деятельности, поскольку власть переходит к внешнему управляющему.
  • Мероприятия, направленные на удовлетворение запросов всех кредиторов и предпринимавшиеся до запуска данной процедуры, аннулируются и признаются недействительными.
  • Имущество организации не может быть арестовано, и на него не могут быть наложены ограничения, поскольку эти мероприятия проходят уже после признания в суде несостоятельности предприятия.
  • На требования всех кредиторов, касающиеся финансовых обязательств, устанавливают мораторий.

Мораторий не может быть установлен на те требования кредиторов, которые возникли уже после рассмотрения искового заявления арбитражным судом и признания банкротства компании. Более того, имеются такие исключения, как выплата заработной платы и вознаграждений работникам, алименты.

Обязанности внешнего управляющего

Главная характеристика внешнего управления как процедуры банкротства заключается в прекращении полномочий действующего руководства предприятия. При этом внешний управляющий имеет широкий спектр обязанностей, в которые входит распоряжение объектами имущества должника. Действующие органы управления предприятия лишены права принимать самостоятельные решения без согласования с внешним управляющим или оказывать влияние на принятие им решений. Также управляющий выполняет все функции управления организацией, контролирует процессы инвентаризации и распоряжения имуществом, ведет бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность, реестр кредиторских требований, принимает меры по взысканию дебиторской задолженности. Более того, он занимается проведением оздоровительных мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности и осуществляемых в ходе ведения хозяйственной деятельности. С этой целью составляют план управления.

Права внешнего управляющего

Итак, цель внешнего управления при процедуре банкротства заключается в финансовом оздоровлении предприятия. Внешний управляющий имеет права:

  • На осуществление хозяйственной деятельности.
  • Распоряжением имуществом.
  • Заключение мирового соглашения от имени банкрота.
  • Заявление об отказе от исполнения обязательств по договорам предприятия.
  • Требование признания недействительности сделок, проведенных до процедуры внешнего управления.
READ
Порядок ликвидации филиалов юридических лиц

План работы внешнего управляющего

Внешнее управление как процедура банкротства предполагает внедрение плана работ, который составляется в течение месяца. Внешний управляющий должен отразить в плане следующие моменты:

  • Порядок и условия реализации мероприятий, направленных на восстановление состоятельности предприятия.
  • Финансирование.
  • Планируемые ожидаемые расходы организации.
  • Срок, в течение которого запланировано восстановить платежеспособность.
  • Аргументирование выбранного периода восстановления.
  • Разделение полномочий комитетов и кредиторов.

Исполнение плана контролируется кредиторами, его необходимо четко соблюдать.

Какие меры могут быть приняты управляющим?

Внешнее управление как процедура банкротства предполагает применение к должнику следующих мер:

  • Изменение характера производственной деятельности.
  • Завершение работы подразделений и филиалов предприятия, которые признаны убыточными.
  • Взыскание дебиторской задолженности.
  • Реализация имущественных объектов организации.
  • Пополнение уставного фонда средствами от третьих лиц и учредителей.
  • Замещение активов и прочие мероприятия в рамках законодательства.

Меры могут приниматься как отдельно, так и в комплексе.

Оздоровительные мероприятия: особенности проведения

Внешнее управление как процедура банкротства имеет особенности осуществления оздоровительных мероприятий:

  • Период уведомления руководителя организации о внедрении внешнего управления составляет 1 день.
  • О процедуре уведомляются учредители.
  • В 10-дневный период с момента запуска процедуры направляют заявку на публикацию этой информации.
  • Управляющий получает распоряжение по передаче ему всей документации.
  • Документы передаются в течение 3 дней после вступления в должность управляющего.
  • Собрание кредиторов первый раз назначается в течение 31 дня после начала процедуры.
  • Об оздоровительных мероприятиях информируется ФССП, ФНС, банки.
  • В органы контроля направляются соответствующие запросы.
  • Организуется общее собрание всех работников предприятия.
  • К работе организации привлекается бухгалтер и аудитор.
  • Организуется инвентаризация.
  • Производится анализ финансового положения предприятия.
  • Имущество третьих лиц возвращается им.
  • Составляется и рассматривается перечень требований кредиторов.
  • Организуется собрание кредиторов.
  • Составляется промежуточный и итоговый отчет и оглашается на собрании кредиторов.
  • В арбитражный суд предоставляют план.
  • Реализуются имущественные объекты.

Завершающий этап

На завершающем этапе внешнего управления проводятся следующие мероприятия:

  • выплачивается задолженность, о чем уведомляется и руководство, и кредиторы;
  • производятся расчетные операции;
  • прекращается исполнение обязанностей управляющего;
  • составляется протокол по ликвидации.

Если всевозможные попытки вернуть предприятие в экономически стабильное состояние предприняты, управляющий составляет отчет о проделанной работе.

Результат процедуры

Внешнее управление как процедура банкротства, как показывает судебная практика, не всегда имеет хорошие результаты. Причиной тому служит невысокий уровень профессионализма внешнего управляющего. Все потому, что он является третьим лицом и не имеет необходимых навыков для использования законных мер по решению проблем организации.

Более того, на деятельность внешнего управляющего весьма значительно могут оказывать влияние внешние факторы – прямого (вступление в силу изменений в действующих законодательных актах, конкуренция, система налогообложения) и косвенного (политическая ситуация в стране, изменение тенденций международных отношений, стремительная инфляция, природные катаклизмы) характера. Нередко причиной низкой эффективности внешнего управления является желание кредиторов установить финансовый контроль над должником, разорить его, истребовать его движимое и недвижимое имущество.

Внешнее управление как процедура банкротства вводится с целью восстановления платежеспособности организации-должника. В ее ходе принимает непосредственное участие управляющий, который наделяется практически всеми полномочиями руководителя. Основная характеристика внешнего управления как процедуры банкротства заключается в том, что происходит не только взаимодействие с должниками, но и реорганизуется деятельность самого предприятия. Когда восстановить платежеспособность удалось, управляющий выполняет свои обязанности до прихода нового руководства. В противном случае объявляется начало конкурсного производства.

Внешнее управление при банкротстве: цель и этапы проведения, чем завершается

Внешнее управление при банкротстве не является распространенной процедурой при крахе организации, и Арбитражный суд прибегает к ее проведению лишь в тех случаях, когда прогнозы специалистов говорят о том, что фирму еще можно «реанимировать».

У данного процесса есть свои особенности, и во многом успешное окончание этого этапа в деле о несостоятельности предприятия зависит от двух факторов – от текущего финансово-экономического состояния компании и от умелых и уверенных действий временного главы компании, внешнего управляющего.

Что такое внешнее управление предприятием

Превентивное внешнее управление как процедура банкротства – это вводимый арбитражным судом комплекс мероприятий, направленных на восстановление прежней платежеспособности банкрота посредством передачи руководящих функций независимому внешнему управляющему. Переход к данному этапу осуществляется по итогам результатов стадии финансового оздоровления (стат. 92 № 127-ФЗ) при условии соответствия следующим признакам:

  • Установлена возможность восстановления нормальной платежеспособности компании-должника в утвержденные сроки.
  • Собранием кредиторов представлено в арбитражный суд ходатайство о переходе к этапу внешнего управления.
  • Выявлены факты, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности банкрота уже после подачи в суд ходатайства о признании банкротства и, соответственно, переходу к стадии конкурсного производства.

Важнейшее отличие внешнего управления состоит в отстранении от руководства предприятием действующих лиц высшего звена и передаче полномочий внешнему управляющему, который вправе уволить прежнюю администрацию (п. 1 стат. 94 № 127-ФЗ) и распоряжаться на свое усмотрение имуществом юрлица.

Цель проведения

Внешнее управление проводится при подаче заявления в суд с целью признания юридического лица финансово несостоятельным.

READ
Как происходит ликвидация кредитной организации

Эта стадия процедуры банкротства направлена на улучшение финансового положения компании.

В результате предприятие не только сможет отдать все имеющиеся у него долги, но также продолжить свою работу, то есть избежать ликвидации.

Когда вводится внешнее управление

Процедура внешнего управления начинает фактически работать после официальной передачи прав от прежнего руководителя компании новому управляющему. Утверждение кандидатуры внешнего управляющего осуществляется судом путем составления определения (стат. 96 № 127-ФЗ). Чтобы предприятие могло воспользоваться законной возможностью процедуры, необходимо доказать суду, что восстановить полную платежеспособность реально. Целью является не только возврат компании к нормальной жизнедеятельности, но и полное удовлетворение кредиторских требований.

Особенности процедуры

Особенностью процедуры внешнего управления является ее необязательность.

Она может назначаться судом только в отдельных случаях по инициативе кредиторов или Арбитражного суда.

Данная процедура направлена не столько на погашение задолженности, сколько на:

  • оздоровление;
  • сохранение предприятия как хозяйствующего субъекта.

Этапы

Общая продолжительность процедуры внешнего управления может составлять полтора года.

По истечении этого срока она может быть продлена еще на полгода, если совет кредиторов выступил с соответствующей инициативой.

Также этот этап может быть сокращен, если об этом попросил внешний управляющий или кредитные организации.

В рамках реализации процедуры можно выделить несколько этапов:

  • назначение внешнего управляющего;
  • подготовка плана оздоровления финансового положения компании;
  • реализация плана;
  • погашение задолженностей потенциального банкрота перед всеми кредиторами.

Срок внешнего управления

В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес. Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д. Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).

Также возможно и сокращение срока внешнего управления по ходатайству управляющего или собрания кредиторов (п. 3 стат. 93). Принятие такого решения должно быть исполнено немедленно. Временные рамки стадии управления могут быть расширены для градообразующих предприятий до 2,5 лет и фермерских хозяйств, к банкротству которых привели непоправимые стихийные бедствия.

Права и обязанности участников

Участниками процедуры банкротства стадии внешнее управление считаются: компания-должник, временный управляющий, кредиторы, государственные учреждения.

Должник вправе принимать решения:

  • о ходатайстве к кредиторам о продаже предприятия должника;
  • об избрании представителя должника;
  • о замещении активов должника;
  • о заключении договоренности с третьими лицами для подписания договоров о предоставлении средств для исполнения долговых обязательств.

Временный управляющий осуществляет полное руководство компанией-должником, проводит инвентаризацию, составляет план мероприятий по восстановлению платежеспособности организации, отчитывается о своих действиях перед кредиторами и судебной инстанцией.

Кредиторы вправе:

  • принимать непосредственное участие в процедуре банкротства;
  • организовывать общие собрания, где обсуждать вопросы о хозяйственной деятельности должника;
  • направлять обращение в суд для открытия конкурсного производства;
  • формировать требования, которым должен отвечать управляющий;
  • одобрять план, представленный управляющим, вносить в него изменения и дополнения.

Государственные учреждения могут иметь требования по оплате налогов, взносов или сборов. Это ИФНС, трудовая инспекция, таможенная служба, ФСС, пенсионный фонд. Эти уполномоченные органы не признаются кредиторами, однако их требования должны удовлетворятся одними из первых.

Внешнее управление при банкротстве

Внешнее управление может осуществляться при банкротстве определенных категорий должников.

Юридического лица

Внешнее управление применяется к юридическому лицу, если суду была доказана временная финансовая несостоятельность должника, которая может быть устранена после проведения мероприятий по оздоровлению.

В рамках этого этапа могут быть проведены различные меры, в результате чего:

  • улучшится денежная ситуация;
  • потенциальный банкрот сможет не только вернуть долги, но и продолжить свою деятельность.

Физического лица

Физические лица, в отношении которых было возбуждено дело о банкротстве, не проходят процедуру внешнего управления.

По отношению к ним применяется реструктуризация долгов, по окончании которой происходит:

  • реализация имущества;
  • погашение оставшихся долгов.

Банка

Согласно закону «О несостоятельности (банкротстве)» в отношении кредитных организаций процедура внешнего управления не применяется.

В данном случае допускаются другие мероприятия для оздоровления финансового положения должника, которые могут быть реализованы в досудебном порядке.

После подачи заявления в Арбитражный суд может быть вынесено решение только о конкурсном производстве с последующим банкротством банка.

Предприятия

Внешний управляющий при банкротстве назначается на предприятия для проведения мероприятий по оздоровлению финансовой системы компании.

В данном случае срок проведения этого этапа может составлять максимум два года, если кредиторы или управляющий подадут заявление об увеличении периода его реализации (первоначально он рассчитан на восемнадцать месяцев).

По отношению к градообразующим и другим значимым предприятиям процедура внешнего управления может быть назначена Арбитражным судом.

Застройщика

В отношении строительных компаний также может быть введено внешнее управление, в результате которого застройщик может:

  • завершить проект;
  • отдать долги всем кредиторам.

Если даже после реализации данного этапа это невозможно, то в отношении этой компании будет введено конкурсное производство и имеющаяся у нее собственность будет реализована (в том числе и недостроенные объекты).

READ
Как происходит ликвидация кредитной организации

Контроль за выполнением плана внешнего управления

Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 стат. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.

О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 стат. 117 № 127-ФЗ. Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.

Отличие внешнего управления от стадии финансового оздоровления

Финансовое оздоровление и внешнее управление — это две реабилитационные стадии процедуры банкротства. Они вводятся в отношении должника и преследуют главную цель — сохранить компанию в качестве рыночного субъекта. Обе процедуры предоставляют льготные условия по ведению деятельности и вводятся по решению суда либо первого собрания кредиторов.

ИнформацияПринципиальные отличия между этими двумя стадиями заключаются в организации финансово-экономической реабилитации организации-должника. На стадии оздоровления руководство сохраняется за менеджментом компании (с ограничением полномочий), а в случае внешнего управления эти функции ложатся на плечи управляющего, назначенного судом.Между стадиями внешнего управления и финансового оздоровления есть отличия и по методам, принимаемым для восстановления работы должника. Финансовое оздоровление в общем смысле является рассрочкой для погашения кредиторской задолженности под определенные гарантии. При внешнем управлении применяется комплекс мер по изменению стратегии ведения юридического лица.

Завершение этапа внешнего управления

Существует два варианта развития событий. Первый – цели удалось достичь, то есть возвращены долги, компания стала стабильно функционировать и может работать далее в прежнем режиме. В этом случае арбитражный процесс заканчивается заключением мирового соглашения. Внешний руководитель продолжает вести организацию до назначения нового администратора.

Второй вариант – признание предприятия несостоятельным, объявление конкурсного производства и подготовка компании к ликвидации.

Из видео можно узнать о внешнем управлении и финансовом оздоровлении:

Последствия введения внешнего управления

По результатам процедуры арбитраж выносит одно из следующих решений:

  • закрытие дела о банкротстве;
  • мировое соглашение;
  • продление процедуры;
  • отказ от утверждения отчета и назначение нового управляющего.

Решение суда зависит от того, удалось ли в результате реабилитационной процедуры добиться восстановления платежеспособности. Если указанная цель достигнута, то компания переходит к расчетам со всеми кредиторами и после чего дело о банкротстве прекращается. На этот этап отводится не более полугода. Предприятие может дальше спокойно вести свою деятельность.

Если финансовую стабильность так и не удалось восстановить, то суд отказывает в утверждении представленного отчета.

В такой ситуации суд может решить, что результаты связаны с неудовлетворительной работой управляющего и назначить нового. Либо он даст ему еще один шанс и продлит сроки внешнего управления.

Если же судья посчитает, что финансовое положение так и не удастся восстановить, то открывается конкурсная процедура, которая ведет к ликвидации компании.

Жалоба на внешнего управляющего

Результативность работы внешнего управляющего не всегда высокая. Это может быть обусловлено самыми разнообразными причинами. Так, неэффективность может обуславливаться внешними факторами: политической обстановкой в стране, инфляционными процессами, стихийными бедствиями. Иногда она связана с воздействием на процесс кредиторов, которые стремятся как можно быстрее перейти к процедуре конкурсного производства и установить контроль над финансами.

Но часто негативные результаты внешнего управления связаны с низким профессионализмом управляющего, непониманием им основных методов решения поставленной задачи.

Для защиты своих законных интересов кредиторы могут обратиться в суд с жалобой управляющего.

Согласно законодательству о несостоятельности жалобы от кредиторов должны быть рассмотрены арбитражом не позднее чем через месяц после их поступления.

Возможность обжаловать действия управляющего есть не только у кредиторов, но и у других участников процесса по признанию должника неплатежеспособным. Это граждане, которым был причинен ущерб здоровью (имеющие на руках соответствующее постановление суда), представители работников (кроме ходатайств об устранении управляющего) и собственника имущества. Представители работников наделены правом только подавать жалобы по возникшим между ними и управляющим разногласиями относительно размера и периодичности выплаты зарплаты и других положенных выплат.

Жалоба имеет письменную форму и является процессуальным документом. Она обязана содержать перечень необходимых сведений и реквизитов. В частности, указание на то, какие именно правовые нормы были нарушены управляющим и что именно требует заявитель (например, компенсировать ему нанесенный непрофессионализмом ущерб). Здесь прописываются точные реквизиты Арбитражного суда, истца/ответчика, номер дела о несостоятельности.

Заключение

Таким образом, этап внешнего управления полностью сосредоточен на последней попытке спасения фирмы из постигшего ее кризиса, и ключевой фигурой здесь является арбитражный управляющий, который должен трезво оценить положение дел практически обанкротившейся организации, найти пути выхода из сложившейся ситуации и компетентно помочь юридическому лицу снова встать на ноги, рассчитаться с долгами и продолжить свою финансово-экономическую деятельность.

Источники:
http://lib.kreatiffchik.ru/osobennosti-protseduryi-vneshnego-upravleniya-pri-bankrotstve-predpriyatiy.html
http://bankrotof.net/bankrotstvo-yuridicheskih-lits/polnomochiya-vneshnego-upravlyayushhego/
http://gidbankrot.ru/baza-znaniy/vneshnee-upravlenie
http://www.zakonrf.info/content/articles/vneshnee-upravlenie/
http://businessman.ru/new-vneshnee-upravlenie-kak-procedura-bankrotstva-xarakteristika-cel-i-posledstviya-ee-vvedeniya.html
http://znay-pravo.ru/bankrotstvo/vneshnee-upravlenie-pri-bankrotstve.html
http://prava.expert/bankrotstvo/osparivanie-sdelki-pered-bankrotstvom-ip.html

Ссылка на основную публикацию