Порядок и особенности ликвидации фондов

Порядок и особенности ликвидации фондов

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на editor@garant.ru. Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каков порядок ликвидации некоммерческой организации – фонда? Какова процедура, сроки и место проведения, а также необходимые документы?

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Закон N 7-ФЗ) некоммерческая организация (далее – НКО) может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, Законом N 7-ФЗ и другими федеральными законами. Условно в процедуре ликвидации фонда выделить следующие этапы.

1. Принятие решения о ликвидации

В силу прямого указания закона (п. 2 ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона N 7-ФЗ) решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован:
– если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
– если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
– в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
– в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Рассмотрение дел о ликвидации фондов подведомственно судам общей юрисдикции (п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2002 N 11, п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64). Заявление о ликвидации фонда подается в районный суд по месту нахождения организации. При этом с заявлением вправе обратиться не только уполномоченные органы или его должностные лица, но и иные заинтересованные лица, в частности учредители фонда (смотрите также Апелляционное определение Московского городского суда от 06.02.2017 N 33-3711/17)*(1).
По общему правилу гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд (ст. 154 ГПК РФ).
Суд, принимая решение о ликвидации фонда, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами фонда.

2. Уведомление о начале процедуры ликвидации

Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение 3 рабочих дней после даты его принятия обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (далее – регистрирующий орган), для внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
С учетом норм п.п. 1 и 2 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации фонда принимается органом власти, уполномоченным в сфере регистрации НКО, то есть Министерством юстиции РФ (подп. 1 п. 1 Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 “Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации”).
В силу п. 3 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ, п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон N 129-ФЗ), приказа Минюста России от 07.05.2013 N 68 формы заявлений, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и внесения изменений в их учредительные документы, определяются в соответствии с приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее – Приказ N ММВ-7-6/25@), утвердившим формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц.
Таким образом, в течение 3 рабочих дней после даты вступления в законную силу решения суда о ликвидации фонда руководителю ликвидационной комиссии (ликвидатору) надлежит представить в соответствующее территориальное управление Министерства юстиции РФ (далее – Территориальное управление) следующие документы:
– уведомление о ликвидации юридического лица по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@;
– решение суда о ликвидации фонда и формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора) фонда;
– протокол заседания руководящего органа фонда, на котором принято решение по вопросу о ликвидации фонда.
Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Поскольку к моменту направления в Территориальное управление уведомления ликвидационная комиссия уже сформирована (ликвидатор назначен), заявителем в этом случае выступает, соответственно, руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 1.2, пп. “г” п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 14.2.05.18 правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещенных 30.01.2014 в федеральном разделе информационного ресурса “База данных “Вопрос-Ответ” и направленных письмом ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645 (далее – Правовые позиции)).
Территориальным управлением принимается решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации и сведений о назначении ликвидатора НКО. При этом общий срок принятия решения – 17 рабочих дней, а направление документов в регистрирующий орган (ФНС России) осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ названной записи (п.п. 22 и 23 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста РФ от 30.12.2011 N 455 (далее – Административный регламент)).
Обращаем внимание, что с 01.01.2015 законодательство не предусматривает необходимости уведомлять о принятом решении о ликвидации органы контроля за уплатой страховых взносов (ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования” утратила силу в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ). Также в настоящее время налоговое законодательство не обязывает организацию сообщать о принятом решении о ликвидации в налоговый орган по месту учета (смотрите письмо ФНС России от 21.10.2013 N СА-3-14/3892@).

READ
Ликвидация ООО с долгами и без: пошаговая инструкция

3. Публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность опубликовать в органах печати (в журнале “Вестник государственной регистрации” – смотрите приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@) сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации фонда (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого фонда, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями фонда (п. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 3 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@. В данном случае такое уведомление надлежит представить в Территориальное управление*(2).
В п. 2.3 раздела 2 названного уведомления проставляется знак V, указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 9.3 Требований). Заявителем при подаче уведомления формы N P15001 по данному основанию также является руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 14.2.05.35 Правовых позиций).
Обратим внимание, что законодательство не связывает необходимость публикации сообщения о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами, а также составления ликвидационных балансов с наличием у юридического лица кредиторской задолженности. Даже при отсутствии какой-либо деятельности и представлении “нулевой” отчетности, при отсутствии задолженности перед кредиторами НКО должно выполнить все требования, установленные законом в рамках процедуры ликвидации юридического лица. Это означает, в частности, что и в том случае, когда кредиторская задолженность у НКО отсутствует, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен и утвержден не ранее чем через два месяца после того, как в журнале “Вестник государственной регистрации” будет опубликовано сообщение о ликвидации фонда.

4. Составление и утверждение ликвидационного баланса

Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном п. 4 ст. 63 и ст. 64 ГК РФ. После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией (ликвидатором) составляется ликвидационный баланс, который также утверждается учредителями фонда (п. 5 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
Безусловно, при отсутствии кредиторской задолженности необходимость производить расчеты с кредиторами у фонда отсутствует. Поэтому мы полагаем, что при таких обстоятельствах выдерживать какой-либо промежуток времени нет необходимости, и оба ликвидационных баланса (промежуточный и “итоговый”) могут быть составлены и утверждены одновременно.
Поскольку законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс могут быть составлены на основе действующей формы бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, с указанием соответствующего наименования “промежуточный ликвидационный баланс” и “ликвидационный баланс” (смотрите в связи с этим письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101).
Утверждение ликвидационного баланса может быть оформлено путем проставления учредителями соответствующих отметок на самом документе или в виде приложения к ликвидационному балансу решения о его утверждении (п. 14.2.05.49 Правовых позиций).
Отметим также, что налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет в период с момента представления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации) и до представления документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотренных ст. 21 Закона N 129-ФЗ (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица – п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ) (Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденные приказом ФНС России от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@)).

READ
Особенности и последствия банкротства ИП

5. Государственная регистрация ликвидации фонда

После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией фонда в Территориальное управление в соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:
– заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N P16001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@, подписанное заявителем (руководителем ликвидационной комиссии или ликвидатором), подлинность подписи которого удостоверяется нотариально;
– ликвидационный баланс;
– документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица на основании пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
– документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп.пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ “О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений” (представление данного документа не обязательно; в случае, если он не представлен заявителем, этот документ предоставляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).
При заполнении заявления формы N P16001 необходимо учитывать положения раздела X Требований.
Кроме того, рекомендуем дополнительно представить протокол (решение) об утверждении ликвидационного баланса и копию публикации в Вестнике государственной регистрации.
В силу п. 22 Административного регламента срок предоставления государственной услуги при государственной регистрации фонда в связи с его ликвидацией не должен превышать 10 рабочих дней.
Ликвидация фонда считается завершенной, а сам фонд – прекратившим свою деятельность, после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите: Примерная форма заявления заинтересованного лица о ликвидации фонда в суд общей юрисдикции (подготовлено экспертами компании “Гарант”).
*(2) В связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса в регистрирующий орган должна быть представлена только форма N Р15001 “Уведомление о ликвидации юридического лица” с соответствующей отметкой (п. 14.2.05.70 Правовых позиций). Предоставлять сам промежуточный ликвидационный баланс законодательство не требует. Однако нельзя исключать, что представители Минюста РФ будут придерживаться иной позиции. Официальных разъяснений данного ведомства по указанному вопросу нам обнаружить не удалось. Во избежание претензий со стороны Территориального управления целесообразно приложить к уведомлению промежуточный ликвидационный баланс и копию протокола, содержащего решение о его утверждении.

Порядок ликвидации фонда и особенности этого процесса

Перед тем, как рассматривать порядок ликвидации фонда нужно понимать, что деятельность фондов не регулируется определёнными законодательными нормами, поэтому к ним государство проявляет особое повышенное внимание. Лишь гражданское законодательство регулирует их деятельность. Под понятием фонда подразумевается некоммерческая структура, в которой в добровольном порядке объединены физические и юридические лица.

Устав фондов

Известно, что фонд – это некоммерческая юридическая организация, поэтому ее деятельность должна быть урегулирована уставом. Именно устав является самым важным документом в фонде, который утверждают все учредители.

В уставе указывается:

1. Адрес организации.

2. Цель деятельности фонда.

3. Место нахождения филиалов, а также полное наименование.

4. Наименование органа управления, который может быть:

  • высшим;
  • надзорным;
  • исполнительным;
  • контрольно-ревизионным.

5. Порядок назначения лиц на должности.

6. Порядок освобождения должностного лица от его обязанностей.

7. Процесс проведения ликвидации фонда.

8. Способы, по которым будет распределено всё имущество фонда при процедуре ликвидации.

Что относится к правам и обязанностям фондов?

Ведение бухгалтерии в фонде осуществляется в соответствии с законодательством РФ, а значит, организация должна владеть своим бухгалтерским балансом.

1. Фонды вправе обзаводиться разными штампами.

2. Фонд имеет право пользоваться бланками, что обеспечивает более удобное ведение деятельности организации.

3. Фонд вправе использовать собственную эмблему.

4. Фонд может открывать филиалы.

Помимо прав, фонды наделены некоторыми обязанностями:

1. Должна быть печать, на которой содержится необходимая информация о фонде.

2. Должен составляться ежегодный отчёт об имуществе, которое передавалось членам организации добровольно.

Может ли быть ликвидация фонда добровольной?

Деятельность организации регулируется Гражданским Кодексом Российской Федерации, где определено, что ликвидировать фонд на добровольной основе невозможно. Лишь в судебном порядке можно прекратить работу организации, но при условии некоторых причин, а именно:

READ
Выплаты работникам при увольнении по банкротству предприятия

1. Нехватка средств, чтобы дальше осуществлять деятельность фонда, а также отсутствие возможности их изыскания в дальнейшем (как правило, фонд признаётся банкротом).

2. Невозможность осуществления целей и задач, которые ставились при создании фонда.

3. Осуществление иной направленности действий фонда.

4. Иные причины, установленные законом и нормативными актами.

В судебный орган обращаются учредители фонда при условии наличия вышеперечисленных причин. Но существует ряд причин, которые могут послужить основанием для ликвидации фонда по инициативе органов государственной власти:

1. Если фонд работает, не имея лицензии на осуществление деятельности.

2. При условии наличия многократных нарушений нормативных актов, а также законодательства.

3. Если фонд осуществляет деятельность, не указанную в уставе.

Ликвидация организации по судебному решению

Чтобы осуществить ликвидацию фонда через суд, необходима следующая процедура:

1. Инициаторами ликвидации фонда подается исковое заявление в судебный орган.

2. Суд принимает решение:

  • о направлении заявления на рассмотрение;
  • об оставлении исковых требований без движения;
  • об отказе в принятии иска.

3. В случае если иск был принят к рассмотрению, судом создается специальная ликвидационная комиссия. В таком случае, все руководство организации отстраняют от управления.

4. В средствах массовой информации публикуется информация о ликвидации фонда.

5. Происходит процесс установления имеющихся кредиторов.

6. Подготавливается промежуточный баланс.

8. Проводится процедура по составлению ликвидационного баланса.

9. В банковских организациях закрываются все счета фонда.

10. Уничтожается печать организации.

11. Все документы фонда сдаются в архив.

12. Фонд снимается с регистрационного учёта.

Все требования кредиторов подлежать удовлетворению.

Несмотря на сложный процесс ликвидации фонда, учредители не несут никакой ответственности (личным имуществом) по обязательствам.

Как ликвидировать фонд. Некоторые особенности ликвидации фонда и рекомендации

Построение рыночной экономики в России имеет не только положительные стороны, но и ряд недостатков. Одним из них является отсутствие средств у государства для обеспечения ряда необходимых общественных потребностей в различных сферах. К таким сферам относится образование, здравоохранение, социальное обеспечение, экология, страхование и др. Поскольку согласно народной мудрости «свято место – пусто не бывает», на этой основе и появляются некоторые виды организаций некоммерческого типа, ставящие перед собой цель принять меры, направленные на решение указанных нерешенных проблем. Одной из таких некоммерческих организаций (НКО) являются фонды. Честно говоря, решение фондами общественно-полезных задач производится не без пользы для самих себя. Все бизнесмены, участвующие в создании различных фондов, получают неплохие дивиденды. Так, юридическое лицо может получить от местных властей ряд преференций для ведения хозяйственной деятельности в виде налоговых послаблений, привлечения в качестве исполнителя для выполнения государственных контрактов и др. Такие поощрения, как правило, выделяются государством в ответ на помощь в решении ряда социальных проблем населения.

Участие в работе фонда для физического лица часто может выступать своеобразным социальным лифтом в повышении своего статуса. Такие граждане, как правило, привлекаются местными властями в различные общественные советы, приёмные, которые служат своеобразным «мостиком» между властью и народом. А близость к власти для бизнесмена порой бывает выгодной, так как позволяет решать сложные вопросы с арендой помещения, местами торговли и пр. В связи с этим использование фондов имеет в нашей стране широкое применение. При этом фонды работают на безвозмездной основе, так как целью их деятельности выступает не извлечение прибыли, а достижение только социально – полезных целей в различных сферах общественной жизни. Фонды аккумулируют огромные средства, представляя тем самым одну из систем внебюджетных фондов. По данным печати доходы фондов порой превышают 2/3 доходов бюджета государства.

Работа фондов отличается от деятельности других некоммерческих организаций своими особенностями.

Отличительные особенности фондов

Главной отличительной особенностью фонда является то, что эта некоммерческая организация не имеет членства и потому не может выступать объединением юридических и физических лиц. Фонд представляет собой организацию некоммерческого типа, выступающей объединением имущества и других материальных ценностей с целью решения благородных задач, направленных на оказание помощи населению.

Другими отличительными особенностями функционирования фондов выступают:

– возможность «свободного плавания» в своей хозяйственной деятельности в силу отсутствия отдельного законодательного или другого нормативного акта, регулирующего отношения фондов, возникающие при их действии в различных областях;

– выполнение функций финансового посредника между бедными и богатыми людьми, а также между государством и социальным обществом;

– решение проблемных задач общественно – полезного характера без государственного участия;

– организация деятельности фондов на основе добровольных денежных и имущественных взносов, совершаемых их участниками;

– отсутствие законодательных ограничений по числу и составу создателей фондов, что позволяет аккумулировать немалые финансовые средства, затрачиваемые только на уставные цели;

READ
Виды неправомерных действий при банкротстве

– право муниципальных образований, субъектов Российской Федерации или самой Российской Федерации выступать учредителем фонда (норма действует с 01.01.2006 г.);

– учредители (участники) фонда не имеют прав на имущество, собственником которого является созданный ими фонд;

– отчужденность создателей фонда от обязанности участвовать в его деятельности. Им разрешено управлять работой фонда путем вхождения на общественных началах в состав правления, попечительского или наблюдательного совета, организуемого в фондах с целью надзора за их функционированием;

– невозможность взыскания долгов фонда с его учредителей в силу отсутствия такого вида ответственности;

– отсутствие законодательных ограничений в отношении имущества, передаваемого в собственность фондов. Согласно законодательству исключение составляет имущество, ограниченное или изъятое из оборота;

– гласность фонда в вопросе использования своего имущества, за счет законодательно закрепленного требования о ежегодной публикации отчетов об этом (статья 118 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Вышеизложенные особенности работы фондов делают неоднозначным их статус, состоящий в том, что фонд – это НКО и юридическое лицо «в одном флаконе». Однако даже специфичность фондов не освобождает их от трудностей в работе, приводящих к необходимости ликвидации. Под ликвидацией фонда подразумевается фактическое прекращение деятельности фонда с последующим его исключением из реестра юридических лиц только по решению суда. То есть, ликвидация фонда может быть осуществлена только по судебному решению (статья 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации). Но для принятия такого решения должны быть весьма веские причины.

Причины ликвидации фонда

Деятельность фонда может сопровождаться как удачами, так и трудностями, приводящими к необходимости прекращения деятельности по различным причинам. Причины ликвидации фонда могут быть обусловлены добровольными или принудительными обстоятельствами.

Добровольные обстоятельства вызваны причинами, согласно которым учредители фонда на общем собрании добровольно принимают решение об обращении в суд с просьбой прекратить дальнейшую деятельность их организации. Другими словами инициаторами ликвидации фонда выступают его создатели. К таким причинам можно отнести:

– добровольное банкротство фонда из-за нехватки денежных средств для решения уставных задач при отрицательном результате попыток отыскать источники их пополнения;

– исчерпание возможностей по реализации мероприятий, направленных на достижение общественно – полезных целей, определенных уставом фонда, в силу их решения на государственном уровне (например, принята государственная целевая программа по проведению аналогичных мероприятий);

– достижение уставных целей за счет решения всех задач, установленных учредительным документом фонда;

– наблюдательный совет установил, что деятельность наёмного руководства фонда не в полной мере соответствует уставным целям, определенным создателями при открытии фонда.

Возникновение принудительных обстоятельств сопровождается обращением в суд с заявлением на закрытие фонда без соответствующего согласия его создателей. Инициатором подготовки и подачи иска в судебный орган часто выступают правоохранительные органы. Причинами для такого обращения, как правило, являются:

– ведение деятельности, требующей наличия государственного разрешения в виде соответствующей лицензии, которая у фонда отсутствует;

– несоответствие реальных дел фонда его уставным целям (например, фонд занимается политикой, а в его уставе прописаны просветительские цели);

– проведение фондом деятельности в разрез с действующим законодательством и другими нормативными актами (например, фонд неоднократно организовывал пикеты органов власти, прикрываясь благотворительными акциями).

В этих случаях судебное решение о свертывании деятельности фонда может быть принято по заявлению третьих лиц, не выступающих его создателями.

Перечень пошаговых действий при ликвидации фонда

Для ликвидации фонда необходимо выполнить определенные действия в следующем порядке.

  1. Подача заявления в судебный орган о прекращении работы фонда. Инициатором подготовки и подачи подобного заявления могут выступать либо учредители фонда (инициатива по добровольной ликвидации), либо третьи лица по представлению правоохранительных органов (принудительное закрытие фонда).

Заявление подаётся в районный или городской судебный орган по месту регистрации фонда. В заявлении необходимо привести доказательные причины ликвидации фонда т приложить к нему подтверждающие документы.

  1. Рассмотрение судом заявления о закрытии фонда. Судебный орган в течение 5 рабочих дней принимает решение в отношении принятого заявления. Таким решением может быть:

– принятие заявления к производству (исполнению);

– отклонение заявления в силу отсутствия доказательных причин для ликвидации фонда;

– оставление заявления без движения по причине его неправильного оформления.

  1. Назначение ликвидационной комиссии. В случае удовлетворения судом поданного заявления выносится определение, копия которого направляется заявителю, а также запускается процедура ликвидации фонда (статья 21 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Для этой цели судом назначается ликвидационная комиссия.
  2. Публикация сообщения о начале процесса закрытия фонда. Для этой цели подается заявка в журнал «Регистрационный вестник» на размещение в нем информации о ликвидации фонда с приведением основания и причин прекращения его деятельности.
  3. Выявление исчерпывающего перечня кредиторов ликвидируемого фонда с последующей инвентаризацией имущества и оценкой возможности погашения установленных долговых обязательств фонда.
  4. Разработка промежуточного ликвидационного баланса фонда.
  5. Выполнение социальных обязательств фонда перед наемными сотрудниками (организация выплат увольняемым сотрудникам и их увольнение в строгом соответствии с требованиями трудового законодательства).
  6. Погашение кредитных долгов за счет индивидуальных денежных средств фонда. При их нехватке организуется распродажа имущества фонда для погашения долговых обязательств перед кредиторами.
  7. Разработка окончательного ликвидационного баланса. Он готовится только после окончательного расчета с кредиторами. Окончательный баланс служит основанием для закрытия фонда и снятия его с регистрационного учета.
  8. Закрытие фонда. Данное действие состоит в снятии фонда с учета с последующим удалением из ЕГРЮЛ сведений о нем. Фонд прекращает своё существование, о чем инициаторам его закрытия выдается официальный документ.
READ
Как происходит процедура санации при банкротстве

Порядок действий после закрытия фонда

После прекращения деятельности фонда и официального снятия его с государственного учета необходимо:

– закрыть все финансовые счета в банках;

– уничтожить печать, а всю документацию фонда направить в архив.

После закрытия фонда могут остаться средства в виде нереализованного имущества и неиспользованных денежных средств. В этом случае действует главный принцип, заключающийся в невозможности присвоения оставшихся средств фонда его участниками путем их разделения между собой. В отношении нереализованного имущества и не потраченных финансовых средств действуют следующие правила:

– имущество подлежит реализации, а вырученные деньги направляются на решение незаконченных уставных задач фонда (при их наличии). В противном случае имущество подлежит передаче на баланс местным властям той территории, на которой был зарегистрирован и действовал фонд;

– не истраченные денежные средства также могут направляться на финансирование незавершенных уставных мероприятий фонда, а при их отсутствии перечисляются в местный бюджет.

Кроме того, следует помнить о некоторых особенностях последствий процедуры ликвидации фонда. Они состоят в следующих законодательно закрепленных правилах.

  1. Долги фонда и долги его создателей и участников – это разные самостоятельные долговые обязательства. Фонд не может погасить долги за своих учредителей и участников. За личные обязательства создателей и участников фонд ответственности не несет.
  2. Задолженность фонда может быть погашена только за счет его собственных денежных средств и личного имущества, числящегося на балансе фонда. Личные средства создателей и участников фонда не могут быть использованы для этих целей.
  3. Личные долговые обязательства учредителей и членов фонда погашаются ими самостоятельно и никакого отношения к деятельности фонда не имеют.
  4. Запуск процесса закрытия фонда не означает полного прекращения его деятельности. В этот период допускается заключение сделок в целях завершения реализации начатых до начала ликвидации фонда, но неоконченных уставных мероприятий, а также для выполнения ранее принятых обязательств в отношении своих наемных сотрудников и инвесторов.
  5. Процесс ликвидации фонда не освобождает его руководство от необходимости своевременной и правильной уплаты установленных законами налогов и сборов, а также от ответственности за невыплату в полном объеме заработной платы и социальных пособий наемным сотрудникам фонда.

В заключение необходимо отметить, что закрытие фонда требует тщательного выполнения не только требований законодательства, но и соблюдения этических и моральных норм и обязательств как перед наемными работниками фонда, так и перед людьми, которым была обещана помощь. По этой причине в ряде случаев может потребоваться помощь профессиональных специалистов.

ТАРП СВАО, имея солидный опыт (более двадцати лет) юридической практики, оказывает надежные услуги по вопросам регистрации и ликвидации различных видов некоммерческих организаций, включая фонды. Обратившись к нам, вы можете оперативно получить:

– квалифицированную юридическую поддержку в форме консультации по вопросам ликвидации любых организаций и предприятий с учетом их особенностей;

– рекомендации по правильному выбору законного способа ликвидации фонда с учетом последних нормативных изменений и дополнений;

– разработку и безукоризненное оформление всех бумаг «под ключ», гарантирующих успешное закрытие фондов любых видов;

– юридическое сопровождение всех этапов ликвидации фонда с учетом ваших рекомендаций и пожеланий.

Обращение к нам позволит сохранить вам спокойствие и силы для новых свершений.

Мы всегда ждем вас!

. Звоните (тел. 8-499-706-88-07 – секретарь; 8-499-76-88-20 – юридические консультации), приходите (г. Москва, ул. Верхоянская, дом 18 к. 2) или обратитесь к нам онлайн

Ликвидация фонда — ее специфические особенности и последствия

Юридическое лицо на основе добровольных взносов граждан для реализации некоммерческой деятельности именуется фондом. Этот вид НКО имеет свои особенности, в частности касающиеся ликвидации. Закрыть фонд простым решением его учредителей не получится, для этой процедуры существуют особые правила и требуются конкретные причины для ликвидации.

Возможные и необходимые случаи ликвидации фонда

Согласно российскому законодательству добровольная ликвидация фонда без лишних разбирательств невозможна. Провести процедуру закрытия допустимо только в судебном порядке. Это могут сделать и сами учредители, и органы государственной власти.

Для ликвидации по заявлению учредителей существует несколько оснований:

  1. Невозможность реализовать цели фонда.
  2. Смена направления деятельности фонда.
  3. Отсутствие денежных средств для дальнейшей деятельности.
  4. Неправильность оформления документов и другие нарушения при регистрации.
READ
Образец заявления о включении в реестр требований кредиторов

Органы власти инициируют ликвидацию организации по трем причинам:

  1. Ведение деятельности при отсутствии лицензии.
  2. Осуществление не указанной в уставе деятельности.
  3. Игнорирование обязательных нормативных актов и законов.

Во все перечисленных случаях для закрытия некоммерческой организация такого типа необходимо подать заявление в суд, вне зависимости кто является инициатором прекращения деятельности.

Далее рассмотрен основной порядок ликвидации фонда через суд (по его решению).

Особенности ликвидации некоммерческого фонда показаны в данном видеоролике:

Порядок закрытия

При любом пути закрытия процедура ликвидации содержит ряд обязательных этапов. Сама процедура прекращения деятельности может быть начата только после вынесения судебного решения и назначения ликвидационной комиссии.

Компетенция суда заключается не только в разрешении прекратить деятельность организации, но и в определении состава сопутствующей комиссии.

Принятие решения

Начало процедуры для закрытия фонда самими учредителями всегда начинается с принятия решения о его ликвидации. При этом решение должно опираться на конкретные допустимые причины прекращения деятельности.

На основе этого решения оформляется заявление в судебные инстанции городского или районного типа. Кроме этого требуется собрать все необходимые документы для правильной подачи заявления в суд и дальнейшей процедуры ликвидации.

Про уведомление о ликвидации, протокол и другие документы для ликвидации фонда читайте ниже.

Требуемые документы

Для закрытия самими учредителями потребуется документ о принятии решения и исковое заявление с указанием причин ликвидации. К этому заявлению прикладываются следующие документы:

  • Выписка из ЕГРЮЛ
  • Информацию об имуществе фонда
  • Данные о расчетных счетах и баланс
  • Свидетельство о регистрации и устав
  • Информация о расчетах с кредиторами
  • Квитанция об уплате необходимой госпошлины
  • Данные, подтверждающие причину ликвидации
  • Данные о постановке на налоговый учет и о состоянии расчетов.

При правильном составлении иска и одновременной подаче всех необходимых документов суд выносит решение о ликвидации. В случае отсутствие имущества у фонда и любых видов задолженностей суд может закрыть организацию без привлечения ликвидационной комиссии. В остальных случаях ее присутствие необходимо для правильного соблюдения этапности процедуры закрытия.

Здесь вы можете скачать образец искового заявления о ликвидации благотворительного, общественного или иного фонда.

Заявление-иск о ликвидации фонда

Этапы процедуры

Чаще всего закрытие некоммерческих фондов длится на протяжение 6 месяцев. В это время ликвидационная комиссия проводит такие мероприятия:

  • Размещает объявления о ликвидации фонда
  • Проводит инвентаризацию имущества
  • Определяет кредиторов и размеры дебиторской задолженности
  • Проводит расчеты с контрагентами
  • Подготавливает промежуточный баланс
  • Увольняет сотрудников согласно законодательству (в т.ч. декретниц)
  • При необходимости реализует имущество фонда для расчета с кредиторами
  • Составляет ликвидационный баланс
  • Обеспечивает закрытие расчетных счетов фонда
  • Занимается документацией по уничтожению печатей и штампов
  • Уничтожает печати и сдает их на хранение с пакетом документов
  • Снимает фонд с регистрационного учета в государственных и внебюджетных организациях.

Одновременно с этим необходимо подать документы в Министерство Юстиции с отдельной оплатой стоимости госпошлины за ликвидацию фонда. Все действия ликвидационной комиссии и являются этапами закрытия некоммерческого юридического лица. При этом после ликвидации существуют определенные последствия, находящиеся в компетенции комиссии.

Важно все сделать правильно, иначе неминуем отказ в ликвидации. Последствия, которые имеет юридическая ликвидация фонда, рассмотрены ниже.

В этом видео представлена пошаговая инструкция по ликвидации благотворительного фонда:

Порядок и особенности ликвидации фондов

Некоммерческие организации, создаваемые гражданами или юр. лицами, имеют разнообразные формы. Одной из них являются благотворительные организации, функционирующие в сфере культурной, социальной и иной деятельности.

Чтобы их закрыть, требуется знание и соблюдение определенных процессуальных действий. Ликвидация благотворительного фонда, пошаговая инструкция к которой будет предложена ниже, – тема сегодняшней статьи.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Закон о ликвидации фонда

Фондом называется юр. лицо, на добровольных началах объединяющее физических или юридических лиц, созданное на базе добровольных пожертвований граждан, и ориентированное на реализацию некоммерческой деятельности.

Процесс организации, работы и закрытия такой некоммерческой организации как фонд попадает под действие федерального закона РФ «О некоммерческих организациях». В рамках нормативов, прекращение существования возможно в любой момент, но ликвидационное решение принимается в рамках судебного разбирательства по факту верно оформленного искового заявления.

В отсутствии закона, напрямую регулирующего деятельность и иные аспекты фондов, используются следующие статьи гражданского законодательства:

  • ст. 50 ГК дает определение некоммерческой организации;
  • п.1, §7, гл. 4 ГК РФ – рассматривает аспекты деятельности фондов;
  • ст.61—64 ГК – разбирают процедуру добровольной ликвидации юр. лиц;
  • 127-ФЗ содержит указание на принудительную процедуру ликвидации.
READ
Должностные обязанности пристава-исполнителя

Несмотря на все вышеуказанные акты, стоит помнить о том, что законных директив на добровольное закрытие не предусмотрено. Ст. 123.20 Гражданского кодекса указывает на факт возможности прекращения деятельности фонда только на основании решения судебных органов.

Основания к закрытию

Обстоятельства заставляют заинтересованных лиц (учредители, уполномоченные органы) обращаться в суды с заявлением о намерении ликвидировать фонд. Заявление принимается при наличии указания на обоснованные причины. В перечень внесено:

  • реализация целей невозможна из-за недостатка имущества фонда (получение невозможно);
  • достижение поставленных целей и их изменение невозможно;
  • отклонение основной линии деятельности от озвученных в уставе целей;
  • нарушения при оформлении документов и иных регистрационных действиях;
  • отсутствие лицензии;
  • иные обстоятельства, указание на которые имеются в ФЗ.

Имущество фонда является его собственностью. Следовательно, долговые обязательства на участников (учредителей) не распространяются. Не подлежащее распределению между учредителями остаточное имущество (после ликвидации и выплат кредиторам), используется в соответствии с целями, озвученными в уставных документах.

Способы ликвидации

Существует два способа закрытия фонда:

  1. Добровольная. В законодательстве подобная форма не предусмотрена.
  2. Принудительная. Способ предполагает обращение заинтересованных лиц в суд.

Начало производства ликвидационных мероприятий допустимо при согласии с решением 3/4 участников Правления.

Важно. К начальной стадии проведения ликвидационных мероприятий деятельность структурного подразделения должна быть закрыта.

Еще одна возможность ликвидации – подвергнуть реструктуризации. Мероприятия предполагают возможность проведения процедуры двумя способами:

  • слияние с более крупными аналогичными структурами;
  • разделение на более мелкие структурные единицы.

Процедура закрытия: шаги к цели

Вне зависимости от выбранного способа ликвидации процедура должна проводиться поэтапно с соблюдением последовательности шагов. Началу официальных действий должны предшествовать процедуры:

  • получения судебного решения;
  • формирования ликвидационной комиссии.

Инструкция

Для ликвидации некоммерческого фонда требуется обращение инициаторов закрытия в суд, где заявление рассматривается на протяжении пяти рабочих дней. По итогам слушаний могут быть вынесены решения:

  • допустить к рассмотрению;
  • оставить без движения;
  • отказать (не принимать) в рассмотрении.

Т.е. судом выноситься определение, копия которого отправляется истцу.

По итогам рассмотрения судебные органы осуществляют процедуру назначения ликвидационной комиссии.

Информация о том, что фонд ликвидируется, публикуется в СМИ. Для этого используется площадка специального издания под названием «Вестник государственной регистрации».

Проводятся действия по установлению полного списка кредиторов и объема задолженностей.

Ведется работа по формированию промежуточного баланса.

Удовлетворяются кредиторские требования.

Формируется ликвидационный баланс.

  1. Аннулирование банковских счетов.
  2. Признание печатей недействительными и их ликвидация.
  3. Передача документов в архив.
  4. Отмена регистрационного учета.

На этапе отмены требуется отправить в Минюст документы с прилагаемой квитанцией об оплате госпошлины, которой облагается процесс ликвидации структуры.

Длительность процедуры закрытия некоммерческой структуры длится не менее полугода. Правильность действий позволит избежать отказа в проведении комплексных мероприятий.

Документация

Наряду с протоколом о принятии ликвидационного решения и иском в формате заявления с уточнением оснований закрытия фонда, требуется подготовка следующих документов:

  • информация из единого гос. реестра юр. лиц;
  • данные об имуществе;
  • сведения о счетах и балансе;
  • регистрационные документы и устав;
  • данные о погашении обязательств перед кредиторами;
  • квитанция, свидетельствующая об оплате государственной пошлины;
  • информация, свидетельствующие в пользу закрытия;
  • сведения о регистрации в налоговых органах и расчетах;
  • протокол с заседания Правления с одобрением решения о ликвидации.

Если документы оформлены правильно и поданы одновременно с исковым заявлением, то решение суда будет положительным. Судебное решение о закрытие без организации ликвидационной комиссии может быть принято при отсутствии у фонда имущества и задолженностей.

Исковое заявление: образец

В Гражданском Кодексе России прописаны условия принятия решения о ликвидации. По закону это может сделать только суд, но на основании искового заявления заявителей. В заявлении должна присутствовать следующая информация:

  • наименование суда, принимающего иск и документы;
  • название структуры и адрес, наименование представителя и местоположение;
  • данные ответчика (адрес);
  • перечень угроз, нарушений, затрагивающих интересы истца, список требований;
  • основания требований с доказательствами;
  • в случае оценки иска указывается его стоимость;
  • расчеты по суммам взыскания/оспаривания;
  • перечень передаваемых документов;
  • контактные данные истца, важные сведения;
  • подписи истца/ представителя.

С образцом искового заявления можно ознакомиться на сайте.

Последствия ликвидации

Фонд не отвечает за последствия действий и обязательств учредителей, так же как и участники по фондовым обязательствам. Фондовые обязательства исполняются благодаря находящемуся на балансе структуры имуществу и средствами.

Ответственность по незакрытым долгам не распространяется на личные средства учредителей.

Заключение

Деятельность фонда, как некоммерческой организации, регулируется одноименным законом. Однако ликвидационные мероприятия обладают особенностями, знание которых позволит пройти все этапы без задержек и осложнений.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:




Особенности ликвидации некоммерческого фонда

Некоммерческие организации — особая категория юридических лиц, и, в понимании большинства населения, они создаются для благих целей, а не для извлечения прибыли. Однако как любая организация — данный вид не застрахован от неудач, и может возникнуть ситуация, требующая ликвидации.

READ
Права и обязанности залогового кредитора в процедуре банкротства

Этому вопросу уделяется недостаточно внимания ввиду того, что самостоятельно ликвидировать некоммерческую организацию проблематично, а если обращаться в юридическую компанию, зачастую это дорогостоящая процедура, и в результате принимается решение оставить всё как есть.

Но как говорится «глаза боятся, а руки делают» поэтому рассмотрим основные этапы, а также нюансы ликвидации на примере некоммерческого фонда.

Как и для любого юридического лица, моментом официального прекращения деятельности для фонда считается внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации, но до этого необходимо соблюсти ряд условий. Важно отметить, что в случае с некоммерческим фондом — он может быть ликвидирован только по решению суда (п. 2 ст. 123.20 ГК). И одна только эта формулировка вызывает ряд вопросов.

Для того чтобы суд принял решение, заинтересованным лицам необходимо обратиться с заявлением. Если речь идет о так называемой «добровольной ликвидации», то обращаться нужно в суд общей юрисдикции, а именно районный, по месту нахождения фонда. Однако, для фондов понятие «добровольной ликвидации» весьма условно, поскольку ликвидировать этот вид некоммерческой организации, минуя суд, не удастся.

Теперь остановимся на заинтересованных лицах при данной процедуре. Иными словами их еще можно назвать инициаторами ликвидации, к ним относятся учредители, попечительский совет фонда (это при так называемом «добровольном прекращении деятельности»), а также управления Министерства юстиции, органы прокуратуры, органы местного самоуправления (при «принудительном прекращении»). Кроме того, согласно Письму Верховного суда РФ № 109/4-общ от 05.02.1998г. (во вложении) к заинтересованным лицам при ликвидации общественного фонда относятся любые лица, имеющие правовой интерес в ликвидации фонда.

Подача заявления в суд является начальным этапом в процессе ликвидации фонда, и поскольку Гражданско-процессуальным кодексом не предусмотрена специальная процедура, то рассматриваются такие дела в порядке искового производства, где, как правило, истец – учредитель фонда, а ответчик сам ликвидируемый фонд. Завершающим этапом в данной процедуре, после принятия судом решения о ликвидации являются фактические действия по ликвидации, а также подача документов в регистрирующий орган для внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ.

В завершении хотелось бы отметить, по действующему законодательству основной особенностью ликвидации фонда является судебный порядок, то есть для фондов не предусмотрена добровольная внесудебная процедура ликвидации.

Как ликвидировать фонд. Некоторые особенности ликвидации фонда и рекомендации

Построение рыночной экономики в России имеет не только положительные стороны, но и ряд недостатков. Одним из них является отсутствие средств у государства для обеспечения ряда необходимых общественных потребностей в различных сферах. К таким сферам относится образование, здравоохранение, социальное обеспечение, экология, страхование и др. Поскольку согласно народной мудрости «свято место – пусто не бывает», на этой основе и появляются некоторые виды организаций некоммерческого типа, ставящие перед собой цель принять меры, направленные на решение указанных нерешенных проблем. Одной из таких некоммерческих организаций (НКО) являются фонды. Честно говоря, решение фондами общественно-полезных задач производится не без пользы для самих себя. Все бизнесмены, участвующие в создании различных фондов, получают неплохие дивиденды. Так, юридическое лицо может получить от местных властей ряд преференций для ведения хозяйственной деятельности в виде налоговых послаблений, привлечения в качестве исполнителя для выполнения государственных контрактов и др. Такие поощрения, как правило, выделяются государством в ответ на помощь в решении ряда социальных проблем населения.

Участие в работе фонда для физического лица часто может выступать своеобразным социальным лифтом в повышении своего статуса. Такие граждане, как правило, привлекаются местными властями в различные общественные советы, приёмные, которые служат своеобразным «мостиком» между властью и народом. А близость к власти для бизнесмена порой бывает выгодной, так как позволяет решать сложные вопросы с арендой помещения, местами торговли и пр. В связи с этим использование фондов имеет в нашей стране широкое применение. При этом фонды работают на безвозмездной основе, так как целью их деятельности выступает не извлечение прибыли, а достижение только социально – полезных целей в различных сферах общественной жизни. Фонды аккумулируют огромные средства, представляя тем самым одну из систем внебюджетных фондов. По данным печати доходы фондов порой превышают 2/3 доходов бюджета государства.

Работа фондов отличается от деятельности других некоммерческих организаций своими особенностями.

Отличительные особенности фондов

Главной отличительной особенностью фонда является то, что эта некоммерческая организация не имеет членства и потому не может выступать объединением юридических и физических лиц. Фонд представляет собой организацию некоммерческого типа, выступающей объединением имущества и других материальных ценностей с целью решения благородных задач, направленных на оказание помощи населению.

Другими отличительными особенностями функционирования фондов выступают:

READ
Особенности банкротства физ лиц при ипотеке

– возможность «свободного плавания» в своей хозяйственной деятельности в силу отсутствия отдельного законодательного или другого нормативного акта, регулирующего отношения фондов, возникающие при их действии в различных областях;

– выполнение функций финансового посредника между бедными и богатыми людьми, а также между государством и социальным обществом;

– решение проблемных задач общественно – полезного характера без государственного участия;

– организация деятельности фондов на основе добровольных денежных и имущественных взносов, совершаемых их участниками;

– отсутствие законодательных ограничений по числу и составу создателей фондов, что позволяет аккумулировать немалые финансовые средства, затрачиваемые только на уставные цели;

– право муниципальных образований, субъектов Российской Федерации или самой Российской Федерации выступать учредителем фонда (норма действует с 01.01.2006 г.);

– учредители (участники) фонда не имеют прав на имущество, собственником которого является созданный ими фонд;

– отчужденность создателей фонда от обязанности участвовать в его деятельности. Им разрешено управлять работой фонда путем вхождения на общественных началах в состав правления, попечительского или наблюдательного совета, организуемого в фондах с целью надзора за их функционированием;

– невозможность взыскания долгов фонда с его учредителей в силу отсутствия такого вида ответственности;

– отсутствие законодательных ограничений в отношении имущества, передаваемого в собственность фондов. Согласно законодательству исключение составляет имущество, ограниченное или изъятое из оборота;

– гласность фонда в вопросе использования своего имущества, за счет законодательно закрепленного требования о ежегодной публикации отчетов об этом (статья 118 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Вышеизложенные особенности работы фондов делают неоднозначным их статус, состоящий в том, что фонд – это НКО и юридическое лицо «в одном флаконе». Однако даже специфичность фондов не освобождает их от трудностей в работе, приводящих к необходимости ликвидации. Под ликвидацией фонда подразумевается фактическое прекращение деятельности фонда с последующим его исключением из реестра юридических лиц только по решению суда. То есть, ликвидация фонда может быть осуществлена только по судебному решению (статья 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации). Но для принятия такого решения должны быть весьма веские причины.

Причины ликвидации фонда

Деятельность фонда может сопровождаться как удачами, так и трудностями, приводящими к необходимости прекращения деятельности по различным причинам. Причины ликвидации фонда могут быть обусловлены добровольными или принудительными обстоятельствами.

Добровольные обстоятельства вызваны причинами, согласно которым учредители фонда на общем собрании добровольно принимают решение об обращении в суд с просьбой прекратить дальнейшую деятельность их организации. Другими словами инициаторами ликвидации фонда выступают его создатели. К таким причинам можно отнести:

– добровольное банкротство фонда из-за нехватки денежных средств для решения уставных задач при отрицательном результате попыток отыскать источники их пополнения;

– исчерпание возможностей по реализации мероприятий, направленных на достижение общественно – полезных целей, определенных уставом фонда, в силу их решения на государственном уровне (например, принята государственная целевая программа по проведению аналогичных мероприятий);

– достижение уставных целей за счет решения всех задач, установленных учредительным документом фонда;

– наблюдательный совет установил, что деятельность наёмного руководства фонда не в полной мере соответствует уставным целям, определенным создателями при открытии фонда.

Возникновение принудительных обстоятельств сопровождается обращением в суд с заявлением на закрытие фонда без соответствующего согласия его создателей. Инициатором подготовки и подачи иска в судебный орган часто выступают правоохранительные органы. Причинами для такого обращения, как правило, являются:

– ведение деятельности, требующей наличия государственного разрешения в виде соответствующей лицензии, которая у фонда отсутствует;

– несоответствие реальных дел фонда его уставным целям (например, фонд занимается политикой, а в его уставе прописаны просветительские цели);

– проведение фондом деятельности в разрез с действующим законодательством и другими нормативными актами (например, фонд неоднократно организовывал пикеты органов власти, прикрываясь благотворительными акциями).

В этих случаях судебное решение о свертывании деятельности фонда может быть принято по заявлению третьих лиц, не выступающих его создателями.

Перечень пошаговых действий при ликвидации фонда

Для ликвидации фонда необходимо выполнить определенные действия в следующем порядке.

  1. Подача заявления в судебный орган о прекращении работы фонда. Инициатором подготовки и подачи подобного заявления могут выступать либо учредители фонда (инициатива по добровольной ликвидации), либо третьи лица по представлению правоохранительных органов (принудительное закрытие фонда).

Заявление подаётся в районный или городской судебный орган по месту регистрации фонда. В заявлении необходимо привести доказательные причины ликвидации фонда т приложить к нему подтверждающие документы.

  1. Рассмотрение судом заявления о закрытии фонда. Судебный орган в течение 5 рабочих дней принимает решение в отношении принятого заявления. Таким решением может быть:

– принятие заявления к производству (исполнению);

– отклонение заявления в силу отсутствия доказательных причин для ликвидации фонда;

– оставление заявления без движения по причине его неправильного оформления.

  1. Назначение ликвидационной комиссии. В случае удовлетворения судом поданного заявления выносится определение, копия которого направляется заявителю, а также запускается процедура ликвидации фонда (статья 21 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Для этой цели судом назначается ликвидационная комиссия.
  2. Публикация сообщения о начале процесса закрытия фонда. Для этой цели подается заявка в журнал «Регистрационный вестник» на размещение в нем информации о ликвидации фонда с приведением основания и причин прекращения его деятельности.
  3. Выявление исчерпывающего перечня кредиторов ликвидируемого фонда с последующей инвентаризацией имущества и оценкой возможности погашения установленных долговых обязательств фонда.
  4. Разработка промежуточного ликвидационного баланса фонда.
  5. Выполнение социальных обязательств фонда перед наемными сотрудниками (организация выплат увольняемым сотрудникам и их увольнение в строгом соответствии с требованиями трудового законодательства).
  6. Погашение кредитных долгов за счет индивидуальных денежных средств фонда. При их нехватке организуется распродажа имущества фонда для погашения долговых обязательств перед кредиторами.
  7. Разработка окончательного ликвидационного баланса. Он готовится только после окончательного расчета с кредиторами. Окончательный баланс служит основанием для закрытия фонда и снятия его с регистрационного учета.
  8. Закрытие фонда. Данное действие состоит в снятии фонда с учета с последующим удалением из ЕГРЮЛ сведений о нем. Фонд прекращает своё существование, о чем инициаторам его закрытия выдается официальный документ.
READ
Должностные обязанности пристава-исполнителя

Порядок действий после закрытия фонда

После прекращения деятельности фонда и официального снятия его с государственного учета необходимо:

– закрыть все финансовые счета в банках;

– уничтожить печать, а всю документацию фонда направить в архив.

После закрытия фонда могут остаться средства в виде нереализованного имущества и неиспользованных денежных средств. В этом случае действует главный принцип, заключающийся в невозможности присвоения оставшихся средств фонда его участниками путем их разделения между собой. В отношении нереализованного имущества и не потраченных финансовых средств действуют следующие правила:

– имущество подлежит реализации, а вырученные деньги направляются на решение незаконченных уставных задач фонда (при их наличии). В противном случае имущество подлежит передаче на баланс местным властям той территории, на которой был зарегистрирован и действовал фонд;

– не истраченные денежные средства также могут направляться на финансирование незавершенных уставных мероприятий фонда, а при их отсутствии перечисляются в местный бюджет.

Кроме того, следует помнить о некоторых особенностях последствий процедуры ликвидации фонда. Они состоят в следующих законодательно закрепленных правилах.

  1. Долги фонда и долги его создателей и участников – это разные самостоятельные долговые обязательства. Фонд не может погасить долги за своих учредителей и участников. За личные обязательства создателей и участников фонд ответственности не несет.
  2. Задолженность фонда может быть погашена только за счет его собственных денежных средств и личного имущества, числящегося на балансе фонда. Личные средства создателей и участников фонда не могут быть использованы для этих целей.
  3. Личные долговые обязательства учредителей и членов фонда погашаются ими самостоятельно и никакого отношения к деятельности фонда не имеют.
  4. Запуск процесса закрытия фонда не означает полного прекращения его деятельности. В этот период допускается заключение сделок в целях завершения реализации начатых до начала ликвидации фонда, но неоконченных уставных мероприятий, а также для выполнения ранее принятых обязательств в отношении своих наемных сотрудников и инвесторов.
  5. Процесс ликвидации фонда не освобождает его руководство от необходимости своевременной и правильной уплаты установленных законами налогов и сборов, а также от ответственности за невыплату в полном объеме заработной платы и социальных пособий наемным сотрудникам фонда.

В заключение необходимо отметить, что закрытие фонда требует тщательного выполнения не только требований законодательства, но и соблюдения этических и моральных норм и обязательств как перед наемными работниками фонда, так и перед людьми, которым была обещана помощь. По этой причине в ряде случаев может потребоваться помощь профессиональных специалистов.

ТАРП СВАО, имея солидный опыт (более двадцати лет) юридической практики, оказывает надежные услуги по вопросам регистрации и ликвидации различных видов некоммерческих организаций, включая фонды. Обратившись к нам, вы можете оперативно получить:

– квалифицированную юридическую поддержку в форме консультации по вопросам ликвидации любых организаций и предприятий с учетом их особенностей;

– рекомендации по правильному выбору законного способа ликвидации фонда с учетом последних нормативных изменений и дополнений;

– разработку и безукоризненное оформление всех бумаг «под ключ», гарантирующих успешное закрытие фондов любых видов;

– юридическое сопровождение всех этапов ликвидации фонда с учетом ваших рекомендаций и пожеланий.

Обращение к нам позволит сохранить вам спокойствие и силы для новых свершений.

Мы всегда ждем вас!

. Звоните (тел. 8-499-706-88-07 – секретарь; 8-499-76-88-20 – юридические консультации), приходите (г. Москва, ул. Верхоянская, дом 18 к. 2) или обратитесь к нам онлайн

Источники:
http://codexlaw.ru/trudovoe-pravo/poryadok-likvidacii-fonda.html
http://tarpsvao.ru/useful_information/303-kak-likvidirovat-fond-nekotorye-osobennosti-likvidacii-fonda-i-rekomendacii.html
http://uriston.com/kommercheskoe-pravo/likvidatsiya/raznye-subekty/fondov.html
http://prava.expert/bankrotstvo/poryadok-i-osobennosti-likvidatsii-fondov.html
http://regforum.ru/posts/1619_osobennosti_likvidacii_nekommercheskogo_fonda/
http://tarpsvao.ru/useful_information/303-kak-likvidirovat-fond-nekotorye-osobennosti-likvidacii-fonda-i-rekomendacii.html
http://www.garant.ru/article/6500/

Ссылка на основную публикацию