Международно-правовая охрана авторских прав

Международная охрана авторских прав и смежных прав

Территориальный характер авторского права является серьезным препятствием для международного сотрудничества в области обмена результатами творческой деятельности. Необходимость международно-правовой защиты авторских прав и их признание на территории других государств стала очевидной более 100 лет назад. В связи с этим унификация авторского права началась уже в XIX в. В 1886 г. была принята Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (действует в редакции 1971 г.). Государства-участники основали Бернский союз для охраны прав авторов литературных и художественных произведений. Его административные функции выполняет ВОИС. Россия присоединилась к Бернской конвенции в 1995 г.

Основа Конвенции – материально-правовые нормы об охраняемых произведениях и их авторах. Коллизионное регулирование – применение права страны, где испрашивается охрана авторских прав, или закона суда.

При определении субъектов охраны в Бернской конвенции используется территориальный принцип охраны. Предпочтение имеет страна происхождения произведения (страна первого опубликования). Решающим признаком является не национальность (гражданство) автора, а национальность произведения, однако в отдельных случаях учитывается и национальность автора. Авторы из стран-членов Союза пользуются в других странах Союза (кроме страны происхождения произведения) в отношении своих произведений правами, которыми в этих странах пользуются их собственные граждане (т. е. национальным режимом), а также правами, специально оговоренными в Конвенции. Такая же охрана предоставляется авторам – гражданам государств, не входящих в Союз, если их произведения опубликованы в одной из стран Союза.

Охрана неопубликованных произведений предоставляется только гражданам государств – членов Союза. Таким образом, Конвенция определяет различные условия охраны опубликованных и неопубликованных произведений.

Максимальный срок охраны авторских прав составляет все время жизни автора и 50 лет после его смерти. Возможно увеличение сроков охраны в соответствии с национальным законодательством. В случае возникновения спора о сроках охраны применяется право государства первой публикации произведения. На переводы, фотографии, кинофильмы и другие объекты сроки охраны снижены.

Отличительные особенности Бернской конвенции – существенные ограничения свободного использования произведений, наличие ряда формальностей по регистрации произведений, обратная сила действия положений Конвенции (однако каждое государство само определяет применение на своей территории этого начала). Объекты охраны – права автора на все произведения в области литературы, науки и искусства, выраженные любым способом и в любой форме. Конвенция устанавливает примерный (неисчерпывающий) перечень видов таких произведений.

С точки зрения формальных условий охраны авторских прав на произведение Бернская конвенция придерживается концепции европейского права, выраженной в национальном законодательстве большинства европейских стран. Возникновение охраняемых авторских прав не связано с выполнением каких-либо формальностей. Право собственности на нематериальную вещь возникает от одного лишь факта создания произведения.

Объем авторских прав определяется законом того государства, где испрашивается охрана. В данном случае автору предоставляются национальный режим и специальные права, предусмотренные в Бернской конвенции. Объем охраняемых прав не зависит от охраны произведения в стране его происхождения. Это относится и к материальным правам, и к судебной защите. Право на судебную защиту основано на принципе национального режима.

Бернская конвенция представляет собой чрезвычайно высокий международный стандарт охраны авторских прав, поэтому ее положения оказались неприемлемыми для развивающихся государств. Таким государствам экономически невыгодно присоединение к Конвенции, поскольку для них практически недостижим такой высокий уровень охраны авторских прав на перевод и другие способы использования иностранных произведений.

В 1952 г. по инициативе ЮНЕСКО была принята Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (действующая редакция 1971 г.), имеющая более универсальный характер, чем Бернская. Россия участвует в этой Конвенции с 1973 г. как правопреемник СССР. В преамбуле Конвенции подчеркивается, что ее цель – дополнить уже действующие нормы международного авторского права, но не заменить или нарушить их. Всемирная конвенция содержит большое количество отсылок к национальному законодательству, меньший объем материально-правовых предписаний, чем в Бернской конвенции. Для стран – участниц Всемирной конвенции нет необходимости изменять свои особые национальные системы авторского права.

Всемирная конвенция устанавливает ряд существенных льгот для развивающихся государств: выдача государством принудительных лицензий на перевод произведений в целях развития национальной науки, культуры и образования; право свободного перевода произведения по истечении 10 лет после его опубликования; свобода радио-и телепередач и свободное использование опубликованных произведений в учебных и научных целях. Нормы Конвенции не имеют обратной силы. Срок охраны авторских прав определяется законом государства, в котором испрашивается защита, но не короче продолжительности жизни автора плюс 25 лет после его смерти. Установлен также принцип сравнения сроков.

Конвенция содержит примерный перечень охраняемых объектов авторского права, полностью совпадающий с перечнем, определенным в Бернской конвенции. Всемирная конвенция вводит понятие «выпуск произведения в свет» как его воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц возможности ознакомления с этим произведением. Введен специальный знак охраны авторских прав (copyright) в виде символа, указания обладателей авторского права, года первого выпуска произведения.

READ
Как получить авторские права на стихи

Всемирная конвенция (как и Бернская) исходит из принципа национального режима. Объем авторских прав определяется национальным законодательством государств-участников. Всемирная конвенция устанавливает единственное специальное право автора – исключительное право автора на перевод и переиздание своего произведения. Для получения права на перевод чужого произведения создана специальная лицензионная система. Всемирная конвенция предусматривает идентичное Бернской коллизионное регулирование – применение права государства, где испрашивается защита авторских прав, или закона суда.

В 1996 г. Женевская дипломатическая конференция приняла новый универсальный договор – Договор ВОИС по авторскому праву. Этот Договор установил принципиально иной, более высокий уровень охраны объектов авторского права: правовая охрана авторских прав прямо связана со стимулированием литературного и художественного творчества. Впервые в мировой практике указано, что охрана распространяется не только на форму выражения произведения, а на идеи и процессы; объектами охраны объявлены компьютерные программы, компиляции данных или другой информации как результаты интеллектуальной деятельности, «информация об управлении правами», приложенная к произведению. Особо подчеркивается необходимость выработки современных международных правил охраны авторских прав и сохранения баланса прав авторов и интересов общества в области доступа к информации. Договор ВОИС является своеобразным дополнением Бернской конвенции. В соответствии с Договором созданы специальная Ассамблея и Международное бюро ВОИС.

Особое место среди универсальных международных договоров занимает Мадридская конвенция об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения 1979 г., которая предусматривает запрет двойного налогообложения как авторских, так и смежных прав.

Среди региональных соглашений о международно-правовой охране авторских прав следует отметить Межамериканскую конвенцию по охране авторских прав 1946 г., регламенты и директивы ЕС (директива Совета ЕС о правовой охране компьютерных программ 1991 г.), Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права 1993 г.

Выделение из авторского права смежных (аналогичных, родственных, других соседствующих) прав и установление их самостоятельной защиты связано с распространением «интеллектуального пиратства» (вторичное использование произведения без согласия автора и исполнителя, незаконное копирование и реализация фонограмм). Субъектами «смежных» прав являются артисты-исполнители, производители фонограмм, вещательные организации. Основные формы охраны смежных прав – право их субъектов разрешать или запрещать вторичное воспроизведение результатов их творческой деятельности.

Международно-правовая унификация в области смежных прав – Международная (Римская) конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (основана на принципе национального режима, который предоставляется по законодательству страны, где испрашивается охрана). Римская конвенция установила минимальный уровень охраны смежных прав. Конвенция не имеет обратной силы. Минимальный срок охраны составляет 20 лет (государства вправе устанавливать более длительные сроки охраны). Все выпущенные или предназначенные для продажи экземпляры фонограмм должны иметь международный знак охраны смежных прав.

Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. существенно обновила и дополнила Римскую конвенцию путем предоставления производителям фонограмм особого режима охраны в рамках антимонопольного законодательства и уголовно-правовой защиты. Государства – участники Женевской конвенции отказались от предоставления иностранцам национального режима. Критерий выбора применимого права – законодательство государства гражданства производителя фонограмм. Все правовые формы охраны отнесены к компетенции государств-участников.

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г. (открыт для подписания только членам ВОИС) не влияет на обязательства государств по другим конвенциям об охране смежных прав, не затрагивает права авторов и распространяется только на исполнителей и производителей фонограмм. Срок охраны смежных прав составляет 50 лет. Значительно расширен круг их исключительных прав. Договор основан на принципе национального режима охраны: каждое государство-участник предоставляет гражданам других государств такой же режим, какой они предоставляют своим собственным гражданам в отношении перечисленных в Договоре исключительных прав исполнителей и производителей фонограмм.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Международная охрана авторских прав

В настоящее время РФ участвует в большинстве важней­ших международных договоров, посвященных охране авторских и смежных прав. К их числу относятся:

1) Бернская конвенция об охране литературных и художест­венных произведений от 9 сентября 1886 г. (далее – Бернская конвенция), в кото­рой РФ участвует с 9 марта 1995 г. В соответствии со ст. 1 Берн­ской конвенции государства-участники образуют специальный Союз для охраны прав авторов на литературные и художествен­ные произведения (далее – Союз, Бернский союз). Этот договор содержит значительное число унифицированных материаль­но-правовых норм. На 15 апреля 2001 г. в ней участвует 148 государств, в т.ч. и РФ;

READ
Какие существуют средства индивидуализации

2) Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (да­лее – Всемирная конвенция). РФ участвует;

3) Международная конвенция об охране интересов арти­стов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г. (далее – Римская конвенция). Россия в ней не участвует. На 15 апреля 2001 г. участвует 68 государств;

4) Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г. (далее – Конвенция 1971 г.). Россия участвует. На 15 апреля 2001 г. участвует 65 государств;

5) Конвенция о распространении несущих программы сигна­лов, передаваемых через спутники, от 21 мая 1974 г. Россия участвует с 20 января 1989 г. На 15 апреля 2001 г. участвует 24 государства;

6) Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности от 15 апреля 1994 г. (далее – Соглашение ТРИПС). Данное Соглашение устанавливает требования к зако­нодательству об интеллектуальной собственности стран, желаю­щих присоединиться к ВТО. Россия пока не присоединилась к Соглашению. Осо­бое внимание в Соглашении уделено судебным, административ­ным и таможенным мерам защиты нарушенных прав;

7) Договор ВОИС по авторскому праву от 20 декабря 1996 г. Россия в нем не участвует. На 15 апреля 2002 г. участвует 35 государств;

8) Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам от 20 декаб­ря 1996 г. На 25 июля 2002 г. – 37 участников. Имеет обратную силу.

9) Конвенция, учреж­дающая Всемирную организацию интеллектуальной собственно­сти от 14 июля 1967 г. Россия участвует.

Россия является участницей ряда двусторонних соглашений об охране авторских и смежных прав (с Болгарией, Польшей, Швецией и т.д.).
В рамках СНГ в 1993 г. было заключено Соглашение о со­трудничестве в области охраны авторского права и смежных прав.

В России охрана авторских и смежных прав регулируется частью четвертой Гражданского кодекса РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ 1 (главы 70-71).

Объекты авторских прав.Статья I Всемирной конвенции указывает в качестве объектов охраны литературные, научные и художественные произведения, выраженные в следующих основ­ных формах: письменной, музыкальной, кинематографической, изобразительной (произведения живописи, графики, скульптуры) и др. Бернская конвенция раскрывает термин «литературные и художественные произведения» как «все произведения в облас­ти литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они ни были выражены», и дает весьма широкий от­крытый перечень таких основных форм (п. (1) ст. 2). При этом отмечается, что произведения, не закрепленные в той или иной материальной форме, могут быть национальным законодательст­вом стран Союза изъяты из охраны (п. (2) ст. 2).
Произведе­ние, чтобы считаться «опубликованным», должно быть опублико­вано с согласия автора.
В ст. VI Всемирной конвенции дается определение понятия «выпуск в свет» – это воспроизведение в какой-либо матери­альной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экзем­пляров произведения для чтения или ознакомления путем зритель­ного восприятия.

Неохраняемые объекты.Как отмечается в Бернской конвенции полностью исключается авторская охрана такой категории произведений, как сообщения о новостях дня или иные сообщения чисто информационного характера. Подобное положение со­держится и в российском законодательстве. Также страны Союза могут изъять из охраны полностью или частично политические речи и ре­чи, произнесенные в ходе судебных процессов. Но это не лишает автора исключительного права на издание таких речей в сборниках.В конвенции допускается ограничение охраны произведений, авторами которых являются граждане госу­дарств, не участвующих в Бернской конвенции, если эта послед­няя страна не обеспечивает достаточной охраны произведениям авторов–граждан стран Союза. Здесь проявляется действие принципа реторсии. Его суть отражена в ст.1194 ГК РФ.

Общие принципы конвенционной охраны авторских прав.Международные договоры в сфере охраны авторских прав определяют круг произведений, пользующихся конвенционной охраной, на основании двух критериев: граждан­ства автора и территориального критерия.
На основании критерия гражданства автора подлежат охране как выпущенные, так и не выпущенные в свет произведения, ав­торы которых либо являются гражданами государств – участников соответствующих конвенций, либо имеют свое обычное местожи­тельство на их территории (п.п. 1, 2 ст. 3 Бернской конвен­ции). При этом не играет роли, в каком государстве произведе­ние было опубликовано.

Территориальный критерий предоставления охраныприменяется только в отношении произведений авторов, не являющихся граж­данами стран-участниц и не имеющих в них основного места жи­тельства. В таком случае охрана предоставляется, только если про­изведение впервые выпущено в свет в одной из стран — участниц соответствующего договора (п. 1 ст. 3 Бернской конвенции).
К общим положениям конвенционной охраны можно отнести принцип национального режима, предоставление охраны вне за­висимости от соблюдения формальностей, срочный характер ох­раны и отсылку к праву страны, где испрашивается защита.

READ
Порядок регистрации бренда

Принцип национального режима. Бернская и Всемирная конвенции полностью уравни­вают в правах иностранных авторов с авторами государства-участ­ника, а также предоставляют им все права, которые предусмотрены в конвенции. В результате автор произведения, выпущенного за рубежом, может иметь даже более высокий уровень охраны его прав, чем автор произведения, выпущенного на собственной тер­ритории страны-участницы. Такая ситуация возникает, когда на­циональным законодательством не предусмотрено какое-либо из прав, упомянутых в конвенциях.

Условия охраны авторских прав.Всемирная конвенция предусмотрела, что если по внутреннему законодательству государ­ства-участника соблюдение формальностей является обязатель­ным, то формальности считаются выполненными в отношении всех охраняемых на основании данной Конвенции произведений при условии, что все экземпляры таких произведений, начиная с первого выпуска в свет, будут носить знак охраны авторского права. Данный знак представляет собой значок с указанием имени правообладателя и года первого выпуска в свет.

Сроки охраны авторских прав.Статья 7 Бернской конвенции устанавли­вает срок охраны в 50 лет после смерти автора либо с момента смерти последнего из соавторов. Если произведение опубликовано под псевдонимом, то течение срока начинается с момента правомерного обнародования произ­ведения, кроме случаев, когда псевдоним не вызывает сомнений в личности автора или когда автор раскрыл свою личность до ис­течения срока охраны. Тогда применяется обычный порядок.
В соответствии с п. 6 ст. 7 страны Бернского союза могут в национальном законодательстве устанавливать повышенные сроки охраны произведений по сравнению с конвенционными.
В настоящее время намечена тенденция увеличения сроков охра­ны до 70 лет.

Основные права авторов.Бернская конвенция содержит значительное число уни­фицированных материально-правовых норм, предусматривающих перечень прав авторов в отношении их произведений.
Выделяют две группы прав авторов:

1) личные неимущественные права, которые существу­ют независимо от имущественных прав автора и полностью со­храняются в случае их уступки (право требовать призна­ния авторства; право противодействовать искажению или любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора);

2) имущественные права (право на перевод, право на воспроизведение, право на передачу в эфир, право ни переделку произведений и др.).

К имущественным правом автора относится право на воспроизведение исключительное право разрешать воспроизведе­ние произведений любым образом и в любой форме. Любая звуковая или визуальная запись призна­ется воспроизведением. Согласно Берн­ской конвенции данное право автора может быть ограничено: страны Союза сохраняют право разрешать воспроизведение на основании закона без согласия автора, если это не наносит ущерба его законным интересам и не нарушает нормальной эксплуатации произведения. Например, право частной копии – признаваемое практически во всех странах право на воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях, причем без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

Право на передачу в эфир.Это означает, что авторы пользуются исключительным правом разрешать:

1) передачу своих произведений в эфир или публичное сооб­щение этих произведений любым другим способом беспроволоч­ной передачи знаков, звуков или изображений;

2) всякое публичное сообщение, будь то по проводам или средствам беспроволочной связи, повторно передаваемое в эфир произведение, если такое сообщение осуществляется иной орга­низацией, нежели первоначальная. (Имеется в виду право разре­шать ретрансляцию. Так что если автор разрешил одной радиове­щательной организации использование своего произведения, это не означает, что оно может потом бесконтрольно использоваться остальными организациями для передачи в эфир;

3) публичное сообщение переданного в эфир произведения с помощью громкоговорителя или любого другого аппарата, пере­дающего звуки, знаки или изображения. (Имеется в виду переда­ча с помощью устройств, установленных в общественных местах, например в ресторанах, на дискотеках, тогда как обычные пере­дачи направлены на принятие программ отдельными лицами дома, на рабочем месте и т. д.).

Право на переделку произведений. В соответствии со ст. 12 Бернской конвенции авторы пользуются исключительным правом разрешать переделки, аранжировки и иные изменения своих про­изведений. Такие произведения охраняются как оригинальные при условии соблюдения прав автора первоначального произведения.

Право на распространение определено как исключитель­ное право автора разрешать действия по продаже или иной передаче права собственности на оригинал или копии произведе­ния, которые делают произведение доступным для всеобщего све­дения. Данное право может быть ограничено законодательством договаривающихся государств первой продажей оригинала или копии произведения с согласия автора.

Право прокатапринадлежит авторам компьютерных программ и кинематографических произ­ведений. Данное право не применяется в отношении компьютерных программ в том случае, если программа сама по себе не является основным объектом прокат. Право на публичное сообщение произведенийозначает право разрешать любое сообщение произ­ведения для всеобщего сведения по проводам или средствам бес­проволочной связи, включая такой способ, при котором публика имеет доступ к произведению из любого места и в любое время по своему выбору. Право защиты охраняемых правзаключается в том, что правообладатель имеет право возбу­ждать судебное преследование против контрафакторов. Контрафактные экземпляры подле­жат аресту в любой стране Союза, в которой это произведение пользуется правовой охраной.

READ
Защита авторских прав в Instagram

Sum IP

Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

Международное авторское право

Изначально авторские права признавались только в отдельных странах. Более того, правовая охрана, как правило, предоставлялась только своим, но не иностранным гражданам. В связи с этим территория действия авторских прав была ограничена пределами государства. Международное авторское право позволяет преодолеть территориальный характер действия авторских прав и защитить авторские права за рубежом. Современное международное авторское право представляет сложную систему международных договоров и соглашений, но знать его основы будет полезно всем авторам и пользователям произведений, особенно с учетом развития Интернета и международной торговли.

1. Международное авторское право. Понятие и общие положения.

Международное авторское право – это совокупность норм, регулирующих общественные отношения между государствами, а также гражданами различных государств в сфере возникновения, использования и защиты прав авторов произведений литературы, науки и искусства.

Как правило, международное авторское право относят к отрасли международного частного права, т.к. субъектами авторских прав являются граждане и юридические лица, действующие в своем собственном интересе. Однако международное авторское право является и частью публичной права, т.к. международно-правовая охрана авторских прав основана на обязательствах государств по принятию необходимых для этого мер. Так, нормы международных договоров требуют от государств признавать авторские права иностранных граждан и предоставлять авторам свободный доступ к административным и судебным мерам защиты. С этой точки зрения, международное авторское право регулируют не только частные отношения между авторами и правообладателями, но и властные отношения в этой сфере.

Международно-правовая охрана авторских прав обеспечивается двумя методами регулирования: материально-правовым и коллизионным.

1) Материально-правовой метод регулирования авторских прав заключается в принятии международных договоров, содержащих нормы, непосредственно разрешающие те или иные вопросы авторского права. Например, согласно статье IV Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года «Срок охраны произведений не может быть короче периода, охватывающего время жизни автора и двадцать пять лет после его смерти». Здесь срок действия авторских прав установлен непосредственно международным договором и является общим правилом для всех стран-участниц конвенции. Другими словами, материально-правовой метод регулирования позволяет сказать, как разрешать определенный вопрос.

2) Коллизионный метод регулирования авторских прав не дает прямого ответа на вопрос, но указывает, где этот ответ следует искать. Коллизионный метод отсылает к праву определенного государства, согласно которому вопрос должен быть решен. Например, российский автор заключает лицензионный договор на произведение с гражданином Великобритании для использования произведения на территории США. Право какого государства должно регулировать такой договор? Согласно п.8 ст.1211 Гражданского кодекса РФ к лицензионному договору будет применяться право США. Как правило, международное авторское право регулирует все договоры путем отсылки к законодательству определенного государства.

2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений

Ввиду особой значимости Бернской конвенции посвящена отдельная статья .

3. Всемирная конвенция об авторском праве

Всемирная конвенция об авторском праве была принята в Женеве в 1952 году. Поэтому часто ее также именуют Женевской конвенцией об авторском праве. Всемирная конвенция об авторском праве разработана под эгидой ЮНЕСКО, а ее участницами сейчас являются 100 стран.

В современном международном авторском праве значение Всемирной конвенции скорее историческое. Дело в том, что Бернская конвенция установила довольно высокий стандарт охраны авторских прав, что не устраивало целый ряд стран, в том числе США и СССР. Поэтому понадобился международный договор, предъявляющий более низкие требования. Таким международным договором стала Всемирная конвенция об авторском праве.

Основные положения Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года:

  • предоставление равных авторских прав гражданам одного государства на территории другого государства-участника конвенции;
  • возможность установления в национальном праве формальных требований, необходимых для возникновения авторских прав;
  • минимальный срок охраны объектов авторского права – срок жизни автора и 25 лет после его смерти, но для некоторых категорий произведений можно предусмотреть более короткий срок – 25 лет с момента выпуска произведения в свет;
  • за автором признано исключительное право на перевод произведения, но по настоянию Советского Союза предусмотрены исключения, когда перевод можно осуществить и без разрешения правообладателя.
READ
Как оформить авторские права на музыку

Таким образом, Всемирная конвенция об авторском праве признала действие авторских прав за рубежом, но установила скромные гарантии и требования к международно-правовой охране авторских прав. Международное авторское право того времени нуждалось в подобном международном соглашении, но в настоящее время конвенция применяется крайне редко.

По этой ссылке доступен текст Всемирной конвенции об авторском праве с учетом пересмотра отдельных положений в Париже в 1971 году .

4. Договор ВОИС по авторскому праву

Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву был принят в 1996 году. Иногда его именуют Договором по авторскому праву (сокращенно – ДАП) или Интернет-договор по авторскому праву. На английском языке его название пишется как WIPO Copyright Treaty. Сегодня участниками Договора ВОИС по авторскому праву являются 89 стран.

К 1996 году международное авторское право включало уже несколько универсальных международных договоров в области охраны авторских прав за рубежом. Однако стремительное развитие техники, в первую очередь интернета и коммуникаций, требовало принятия новых мер защиты авторских прав. Это и послужило основной причиной принятия Договора ВОИС по авторскому праву. К слову, одновременно с ним был принят и международный договор, защищающий интеллектуальные права обладателей смежных прав.

Основные положения Договора ВОИС по авторскому праву:

  • признается юридическая сила Бернской конвенции 1886 года и отдельно указывается, что никакие положения Договора ВОИС по авторскому праву не ущемляют прав, предоставленных авторам Бернской конвенцией;
  • закреплено исключительное право на доведение произведения до всеобщего сведения, что означает запрет без разрешения автора размещать и распространять охраняемые результаты интеллектуальной деятельности в сети, в том числе в. сети Интернет. Эта норма является основной в Договоре ВОИС по авторскому праву и расширяет перечень авторских прав, предусмотренных Бернской конвенцией;
  • установлено, что авторские права распространяются только на форму произведения, но не на идеи, методы, процессы и концепции как таковые. Этому ключевому в международном авторском праве правилу посвящена статья «Форма и содержание произведения»;
  • продлен срок правовой охраны фотографических произведений, который стал равен сроку действия авторских прав на иные произведения литературы, науки и искусства;
  • признаны авторские права на программы для ЭВМ и базы данных, которые как объекты интеллектуальной собственности приравниваются к литературным произведениям;

Таким образом, Договор ВОИС по авторскому праву усовершенствовал и дополнил нормы Бернской конвенции. Его значение сложно переоценить, так как. именно благодаря этому договору современное международное авторское право охраняет произведения, выраженные в цифровой форме, и позволяет правообладателям защищаться от неправомерного использования произведений в Интернете и других сетях.

5. Соглашение ТРИПС (международное авторское право)

Соглашение ТРИПС, принятое в 1994 году, является основным международным договором, регулирующим правовую охрану интеллектуальной собственности в рамках ВТО. Оно является одним из важнейших в международном авторском праве сегодня. Это соглашение посвящено не только авторским правам, но и патентам, товарным знакам, защите от недобросовестной конкуренции. Поэтому предлагаю Вам прочитать отдельную статью под названием “Соглашение ТРИПС – интеллектуальная собственность в ВТО” .

6. Коллизионное регулирование международно-правовой охраны авторских прав

Как я рассказывал немного выше, международное авторское право включает два метода регулирования – материально-правовой и коллизионный. Коллизионное регулирование необходимо, потому что далеко не все проблемы авторского права разрешены в международных договорах и соглашениях. В частности, международные договоры практически не касаются такого важнейшего аспекта, как передача авторских прав на произведения. В действительности же нет ни одного пользователя, который не заключал в своей жизни лицензионного договора с иностранным правообладателем. По этой причине коллизионное регулирование – неотъемлемая часть международного авторского права.

Здесь расскажу Вам о коллизионных нормах, существующих в России. Именно ими будет руководствоваться российский суд при рассмотрении споров об авторских правах с участием иностранцев.

Если спор возник в связи с договором об отчуждении исключительного права на произведение, к правам и обязанностям сторон применяется право страны, на территории которой действует передаваемое исключительное право. Если же исключительное право действует на территории нескольких стран, то руководствоваться следует правом страны места жительства правообладателя (лица, которое передает право).

Если спор возник в связи с лицензионным договором, к отношениям применяется право страны, где лицензиату разрешается использование произведения. Если территория действия лицензионного договора охватывает несколько стран, то применимо право страны места жительства лицензиара.

Вышеуказанные правила содержатся в статье 1211 Гражданского кодекса РФ, текст которой доступен по ссылке.

В заключение рассказа о том, что такое международное авторское право предлагаю Вашему вниманию схему, на которой в хронологическом порядке расположены международные договоры в авторском праве, а также изменения к ним. Схема поможет запомнить историю развития международно-правовой охраны авторских прав.

READ
Авторское свидетельство: как получить право на использование результатов интеллектуальной деятельности

Полезные ссылки по теме «Международное авторское право»

1. Статья в Википедии про Договор ВОИС по авторскому праву (на английском языке)
2. Раздел Юридическая консультация по авторскому праву, если у Вас возникли дополнительные вопросы или Вы столкнулись с проблемой защиты авторских прав за рубежом.
3. Страница Распоряжение авторскими правами, если Вам потребуется помощь юристов по интеллектуальным правам фирмы “ЭрГрэинпат” в области авторского права.

Международно-правовая охрана авторских прав и по РФ

Международно-правовая охрана авторских прав реализуется в соответствии с соглашениями, конвенциями, актами, а также договорами между отдельными государствами. Режим охраны распространяется на любые результаты творческого труда, в том числе на неопубликованные произведения. В этом материале разберем, какие принципы охраны предусматривает международное авторское право, а как они реализуются на практике.

Правовое регулирование

Система международных актов в сфере авторского права начала формироваться уже в XIX веке, когда была принята Бернская конвенция. Изначально она распространялась только на объекты литературного и художественного творчества, однако последующие изменения существенно расширили перечень охраняемых объектов. Нормы международных актов воспроизводятся в национальном законодательстве отдельных государств, а отступление от общепринятых принципов носит несущественных характер.

Права автора творческого объекта буду защищены уже с момента его создания. При этом не обязательно объявлять о таком создании или публиковать произведение, так как охрана предоставляется даже неопубликованным объектам. Выделим основной перечень международных актов, по которым осуществляется правовое регулирование:

  • в развитие положений Бернской конвенции, в 1952 году была одобрена Всемирная конвенция об авторском праве (Женевская конвенция) – именно этот документ расширил первоначальный перечень охраняемых объектов;
  • с 1994 года применяется нормативное соглашение ТРИПС, предметом которого является регулирование правоотношений при использовании и защите творческой и интеллектуальной собственности;
  • соглашения и договоры, которые одобрены отдельными государствами (например, Россия заключила указанные договоры практически со всеми странами СНГ);
  • региональные акты и соглашения – например, для государств-участников Евросоюза утверждены единые нормативные акты в сфере авторского и патентного права.

Национальное законодательство России соответствует международным стандартам, так как наша страна является участником всех конвенций и соглашений.

Для стран-участниц Бернской и Женевской конвенций существенно упрощена процедура подтверждения и признания авторских прав. Для этого субъекту достаточно опубликовать свое творение на территории любого из указанных государств, либо закрепить права иным надлежащим способом. Личные и имущественные права предоставляются вне зависимости от гражданства или территории регистрации субъекта, поэтому равную защиту получат произведения резидентов и иностранных граждан.

Можно выделить единые правила подтверждения и признания авторских прав, которые действуют на международном уровне:

  • автором признается лицо, чьим творческим трудом создано уникальное произведение;
  • правообладателем может выступать не только автор, но и иное лицо, на законном основании получившее права на объект творчества – заказчик по договору авторского заказа, приобретатель по договору уступки, наследники и правопреемники, иные лица;
  • хотя международная система охраны не предусматривают регистрации результатов творческого труда, законодательство отдельных государства предусматривает такую процедуру для дополнительной защиты прав автора.

Даже если государство не входит в состав участников указанных выше конвенций и соглашений, оно признает авторские права в упрощенном порядке. Для этого нужно опубликовать творение на территории такой страны, либо надлежащим образом подтвердить авторство в других государствах.

Практическая реализация международной охраны

Для координации действия по защите интересов авторов и правообладателей создано множество международных структур и инстанций. Наиболее широкий перечень полномочий предоставлен официальной структуре при ООН – WIPO (ВОИС, Всемирная организация интеллектуальной собственности). Эта организация осуществляет регулирование авторских прав на международном уровне, готовит проекты изменений в конвенции и соглашения, систематизирует сведения об объектах авторских прав и правообладателей.

Практическая реализация режима правовой охраны происходит по двум направлениям:

  • материально-правовой метод заключается в прямом и непосредственном использовании международных актов для правового регулирования – например, нормой прямого действия является признание прав автора с момента создания творческого произведения;
  • коллизионный метод заключается в установлении общих правил регулирования, которые должны быть раскрыты и подтверждены на уровне национального законодательства отдельных стран.

При реализации личных и имущественных прав, автор и правообладатель руководствуется законодательными нормами страны проживания или регистрации. Если такие нормы не позволяют надлежащим образом урегулировать правоотношения или спор, применяются международные правила и принципы. Однако ряд положений являются нормами прямого действия – продолжительность правовой охраны, неотчуждаемость личных прав и иные правила.

Электронная библиотека

Правовое регулирование авторского права осуществляется также международными договорами России. Основными среди них являются Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. и Всемирная конвенция об авторском праве 1952г. Обе конвенции действуют для России с 13 марта 1995г.

READ
Образец договора коммерческой концессии (франчайзинга)

Бернская конвенции содержит значительное количество норм материально-правового характера. Страны, к которым применяется настоящая Конвенция, образуют Союз по охране прав авторов на их литературные и художественные произведения.

Объектом авторского права являются любая продукция в области литературы, науки, искусства независимо от способа и формы ее выражения, включая перевод, адаптацию, музыкальную аранжировку и другую переделку произведения, а также сборники произведений, представляющие собой по выбору и расположении материалов результат материального творчества. Правовая охрана не распространяется на новости или различные события, имеющие характер простой пресс-информации.

Однако законодательством стран Союза может быть изменен круг данных объектов путем:

· предоставления охраны официальным текстам законодательного, административного и юридического характера и официальным переводам таких текстов;

· исключения из охраны литературных и художественных произведений или каких-либо определенных их категорий, если они не закреплены в той или иной материальной форме;

· исключения из охраны политических речей и речей, произведенных в ходе судебных процессов;

· определения степени применения законов страны к произведениям прикладного искусства и промышленным образцам и моделям, а также условий охраны таких произведений, образцов и моделей. В отношении произведений, охраняемых в стране происхождения исключительно как образцы и модели, в других странах Союза может быть истребована лишь специальная охрана, предоставляемая в данной стране образцам и моделям. Однако если в данной стране не предоставляется такой специальной охраны, эти произведения охраняются как художественные произведения.

Указанные произведения пользуются охраной во всех странах Союза, которая применяется:

· к авторам, если они являются гражданами одной из стран Союза либо имеют свое обычное местожительство в одной из этих стран, независимо от того, опубликованы произведения или нет;

· к авторам, не являющимися гражданами стран Союза, если они впервые опубликовали произведение в одной из этих стран или одновременно в стране, не входящей в Союз, и в стране Союза;

· к авторам кинематографических произведений, создатель которых имеет свое основное место работы и обычное место жительство в одной из стран Союза;

· к авторам произведений архитектуры, сооруженных в какой-либо стране Союза, или других художественных произведений, являющихся частью здания или другого сооружения, расположенного в какой-либо стране Союза.

Пользование авторскими правами и их осуществление не связаны с выполнением каких-либо формальностей.

В отношении произведений авторы пользуются в странах Союза, кроме страны происхождения произведения, национальным режимом. Охрана прав в стране происхождения регулируется внутренним законодательством. Однако если автор не является гражданином страны происхождения произведения, он пользуется в этой стране такими же правами, как и авторы – граждане этой страны.

По общему правилу срок действия авторского права составляет все время жизни автора и 50 лет после его смерти. Так, законодательством стран Союза может определяться срок охраны фотографических произведений и произведений прикладного искусства, но он не может быть короче 25 лет со времени создания такого произведения.

Страны Союза могут установить более продолжительные сроки охраны. Если по закону страны – участницы Конвенции, в которой предъявляется требование об охране, срок является более продолжительным, то применяется установленный в этой стране срок (п. 6 ст. 7 Бернской конвенции), но, он не может быть более продолжительным, чем

строк действия авторского права, который установлен в стране, где произведение было впервые опубликовано (п. 8 ст. 7 Бернской конвенции).

Средства защиты для обеспечения прав регулируются законодательством страны, в которой истребуется охрана.

Таким образом, объем правовой охраны (объем прав автора) и средства защиты, представляемые автору для охраны его прав, регулируются исключительно законодательством страны, в которой истребуется охрана. Они не зависят от существования охраны в стране происхождения произведения.

Помимо этой коллизионной нормы, Конвенцией предусмотрены специальные права. К ним относятся:

· право требовать признания своего авторства на произведение;

· право противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора;

· исключительное право автора переводить и размещать переводы своих литературных и художественных произведений;

· исключительное право автора размещать воспроизведение своего произведения любым образом и в любой форме;

· исключительное право автора драматического, музыкально-драматического и музыкального произведения разрешать публичное представление и исполнение своего произведения, а также сообщение для всеобщего сведения любыми средствами представления и исполнения своих произведений;

· исключительное право автора литературного и художественного произведения разрешать передачу его в эфир или сообщение его для всеобщего сведения другим способом беспроводной передачи знаков, звуков или изображений, любое сообщение для всеобщего сведения по проводам или средствами беспроводной связи переданного в эфир произведения, если такое сообщение осуществляется иной организацией, нежели первоначальная, сообщение для всеобщего сведения переданного в эфир произведения с помощью громкоговорителя или другого аналогичного устройства;

READ
Виды лицензионных договоров и их назначение

· исключительное право автора литературного произведения разрешать публичное чтение своих произведений, включая публичное чтение, осуществляемое любыми средствами или способами, и сообщение его для всеобщего сведения любыми средствами чтения;

· исключительное право автора литературного и художественного произведения разрешать переделки, аранжировки и другие переработки своих произведений.

Бернская конвенция действует с обратной силой.

Вторым основным многосторонним международным договором России является Всемирная Конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г.

В соответствии с этой конвенцией каждое государство обязалось принять меры, необходимые для обеспечения достаточной и эффективной охраны прав авторов и других правообладателей на литературные, научные и художественные произведения, как-то: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры. Однако содержание и защита авторских прав почти полностью зависит от национального законодательства той страны, где испрашивается охрана.

Всемирная Конвенция об авторском праве так же, как и Бернская конвенция, исходит из принципа национального режима. Национальным режимом пользуются вы

пущенные и не выпущенные в свет произведения граждан любого другого государства – участника Конвенции, а также произведения, впервые выпущенные в свет на территории другого государства-участника. При этом любое государство может в своем внутреннем законодательстве приравнять к своим гражданам любых лиц, домицилированных на его территории.

К формальностям, которые могут быть установлены внутренним законодательством государства для получения правовой охраны (депонирование экземпляров, регистрация, нотариальное удостоверение, уплата сборов, изготовление или выпуск в свет экземпляров произведения на территории данного государства), приравнено проставление обозначения:

©, имя (наименование) обладателя исключительных авторских прав,

год первого опубликования произведения

на экземплярах произведения, впервые выпущенного в свет за пределами этого государства и авторы которых на являются его гражданами. Но для приобретения и осуществления авторских прав на произведения, впервые выпущенные в свет на его территории, или на произведения его граждан, независимо от места выпуска их в свет, государство может требовать соблюдения указанных формальностей или других условий.

Государство вправе требовать от лица, которое обращается в суд, соблюдения процессуальных правил, как-то: представительства истца адвокатом, допущенным к практике в данном государстве, или депонирования истцом экземпляра произведения в суде или в административном органе и др. Однако факт невыполнения указанных требований не влечет недействительности авторского права.

Срок охраны произведения определяется законом государства, в котором предоставляются требования об охране, но он не может быть короче одного из четырёх минимальных сроков:

1) периода, охватывающего время жизни автора и 25 лет после его смерти;

2) 25 лет, считая со времени первого выпуска в свет (если к моменту вступления в силу Конвенции на территории государства срок исчислялся со времени первого выпуска произведения в свет);

3) 25 лет, считая со времени первого выпуска в свет или со времени регистрации произведения, предшествовавшей выпуску в свет (если к моменту вступления в силу Конвенции на территории государства срок охраны не исчисляется исходя из продолжительности жизни автора, а со времени первого выпуска произведения или регистрации этого произведения, предшествовавшей выпуску в свет);

4) 10 лет, если в государстве предоставляется охрана фотографическим произведениям, а также произведениям прикладного искусства, поскольку они являются художественными.

В Конвенции содержится только несколько унифицированных материально-правовых норм. В частности ст. V предусматривает право автора переводить, выпускать в свет переводы и разрешать перевод и выпуск в свет переведённых произведений. Каждое государство может своим внутренним законодательством ограничить право перевода письменных произведений, но с соблюдением положений Конвенции.

Все остальные права авторов подлежат конкретизации и защите по внутреннему законодательству государств – участников Конвенции. Такой гибкий подход способствовал привлечению к участию в ней государств с различными системами авторского права.

Всемирная конвенция не имеет обратной силы.

Правовое регулирование охраны авторских прав производится также на уровне двусторонних международных соглашений. Такие договоры заключены с Австрией, Болгарией, Венгрией, Кубой, Польшей, Швецией и некоторыми другими странами.

Правовая охрана произведений российских авторов, впервые обнародованных или необнародованных, но находящихся в какой-либо объективной форме, на территории РФ, а также признание за ними (их правопреемниками) авторского права на территории иностранного государства будут осуществляться только в случае участия этого государства наравне с Россией в многосторонних и двусторонних соглашениях об охране авторских прав. К произведениям и самим авторам будут применяться национальное законодательство иностранного государства, где испрашивается правовая охрана, и материально-правовые нормы международного договора.

READ
Кто такой правообладатель в авторском праве

В соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, заключенным 24 сентября 1993 г. государства-участники приняли на себя обязательство обеспечить на своих территориях выполнение международных обязательств, вытекающих из участия бывшего СССР во Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. исходя из того, что дата вступления в силу указанной Конвенции для бывшего СССР (27 мая 1973 г.) является датой, с которой каждое государство-участник считает себя связанным ее положениями.

Государства-участники применяют Всемирную конвенцию об авторском праве в отношениях между собой как к произведениям, созданных после 27 мая 1973года, так и к произведениям, охранявшимся по законодательству государств-участников до этой даты, на тех же условиях, которые установлены национальным законодательством в отношении своих авторов.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Международно-правовая охрана авторских прав и по РФ

Международно-правовая охрана авторских прав реализуется в соответствии с соглашениями, конвенциями, актами, а также договорами между отдельными государствами. Режим охраны распространяется на любые результаты творческого труда, в том числе на неопубликованные произведения. В этом материале разберем, какие принципы охраны предусматривает международное авторское право, а как они реализуются на практике.

Правовое регулирование

Система международных актов в сфере авторского права начала формироваться уже в XIX веке, когда была принята Бернская конвенция. Изначально она распространялась только на объекты литературного и художественного творчества, однако последующие изменения существенно расширили перечень охраняемых объектов. Нормы международных актов воспроизводятся в национальном законодательстве отдельных государств, а отступление от общепринятых принципов носит несущественных характер.

Права автора творческого объекта буду защищены уже с момента его создания. При этом не обязательно объявлять о таком создании или публиковать произведение, так как охрана предоставляется даже неопубликованным объектам. Выделим основной перечень международных актов, по которым осуществляется правовое регулирование:

  • в развитие положений Бернской конвенции, в 1952 году была одобрена Всемирная конвенция об авторском праве (Женевская конвенция) – именно этот документ расширил первоначальный перечень охраняемых объектов;
  • с 1994 года применяется нормативное соглашение ТРИПС, предметом которого является регулирование правоотношений при использовании и защите творческой и интеллектуальной собственности;
  • соглашения и договоры, которые одобрены отдельными государствами (например, Россия заключила указанные договоры практически со всеми странами СНГ);
  • региональные акты и соглашения – например, для государств-участников Евросоюза утверждены единые нормативные акты в сфере авторского и патентного права.

Национальное законодательство России соответствует международным стандартам, так как наша страна является участником всех конвенций и соглашений.

Для стран-участниц Бернской и Женевской конвенций существенно упрощена процедура подтверждения и признания авторских прав. Для этого субъекту достаточно опубликовать свое творение на территории любого из указанных государств, либо закрепить права иным надлежащим способом. Личные и имущественные права предоставляются вне зависимости от гражданства или территории регистрации субъекта, поэтому равную защиту получат произведения резидентов и иностранных граждан.

Можно выделить единые правила подтверждения и признания авторских прав, которые действуют на международном уровне:

  • автором признается лицо, чьим творческим трудом создано уникальное произведение;
  • правообладателем может выступать не только автор, но и иное лицо, на законном основании получившее права на объект творчества – заказчик по договору авторского заказа, приобретатель по договору уступки, наследники и правопреемники, иные лица;
  • хотя международная система охраны не предусматривают регистрации результатов творческого труда, законодательство отдельных государства предусматривает такую процедуру для дополнительной защиты прав автора.

Даже если государство не входит в состав участников указанных выше конвенций и соглашений, оно признает авторские права в упрощенном порядке. Для этого нужно опубликовать творение на территории такой страны, либо надлежащим образом подтвердить авторство в других государствах.

Практическая реализация международной охраны

Для координации действия по защите интересов авторов и правообладателей создано множество международных структур и инстанций. Наиболее широкий перечень полномочий предоставлен официальной структуре при ООН – WIPO (ВОИС, Всемирная организация интеллектуальной собственности). Эта организация осуществляет регулирование авторских прав на международном уровне, готовит проекты изменений в конвенции и соглашения, систематизирует сведения об объектах авторских прав и правообладателей.

Практическая реализация режима правовой охраны происходит по двум направлениям:

  • материально-правовой метод заключается в прямом и непосредственном использовании международных актов для правового регулирования – например, нормой прямого действия является признание прав автора с момента создания творческого произведения;
  • коллизионный метод заключается в установлении общих правил регулирования, которые должны быть раскрыты и подтверждены на уровне национального законодательства отдельных стран.
READ
Что такое фирменный знак

При реализации личных и имущественных прав, автор и правообладатель руководствуется законодательными нормами страны проживания или регистрации. Если такие нормы не позволяют надлежащим образом урегулировать правоотношения или спор, применяются международные правила и принципы. Однако ряд положений являются нормами прямого действия – продолжительность правовой охраны, неотчуждаемость личных прав и иные правила.

Международные правовые акты по охране авторского права

С целью гарантировать охрану интересов своих граждан в иностранных государствах введена международная охрана авторских прав, поскольку законы данного государства в области авторского права обычно регулируют действия, совершенные только в эти и государству, и не могут предусматривать охрану интересов граждан этого государства в других странах.

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 многократно пересматривалась (последний раз в Париже 24 июля 1971 с изменениями от 2 октября 1979), что обусловлено развитием общественных отношений в сфере литературно-художественной деятельности.

Государства, подписавшие Конвенцию или присоединились к ней, образовали Союз для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения.

Основными принципами Конвенции [6]:

1) национальный режим, согласно которому произведения, созданные в одной из стран – членов Союза, должны получать во всех других странах – членах Союза такую же охрану, которую эти страны предоставляют своим собственным гражданам;

2) принцип автоматической охраны, согласно которому национальный режим не зависит от каких-либо формальных условий, то есть охрана предоставляется автоматически и не предопределяется формальными условиями регистрации, депонирования и т.д. (произведение украинского писателя, изданный во Франции, подлежит такой же охране как и произведения французских писателей, поскольку обе страны являются членами Парижского Союза;

3) принцип независимости охраны, в соответствии с которым права иностранного автора из страны-члена Союза охраняются в другой стране-члене Союза независимо от того, они охраняются на родине происхождения произведения.

Объектом правовой охраны Бернская конвенция провозглашает любые произведения литературы, науки и искусства независимо от формы и способа их выражения. Перечень произведений, должны охраняться национальным законодательством и которым предоставляется охрана настоящей Конвенции, неисчерпаем.

Правовой охране подлежат как выпущенные, так и не выпущенные в свет произведения при условии, что их авторы являются гражданами одной из стран-членов Союза или они имеют постоянное место жительства в ней.

Бернская конвенция четко определяет личные неимущественные и имущественные права авторов.

Парижский акт Бернской конвенции. В 1971 г.. К Бернской конвенции был разработан и добавлен дополнительный раздел, предусматривающий определенные льготы для развивающихся стран. Прежде всего был облегчен вступление этих стран в Бернского союза, то есть присоединения к Конвенции. Указанным странам были предоставлены льготы по переводу и воспроизведения произведений иностранных авторов. Дополнительный раздел Конвенции существенно расширил перечень исключений из общего правила об исключительности прав автора. были предусмотрены

обязательные неисключительные лицензии на перевод и воспроизведение произведений иностранных авторов с целью образования, которые не могли передаваться другим лицам.

Всемирная Женевская конвенция об авторском праве подписано в Женеве 6 сентября 1952, пересмотрена в Париже 24 июля 1971

Данная Конвенция содержит специфические нормы по формального оформления авторских прав, предусмотренных национальным законодательством (депонирование экземпляров, регистрация, производство или выпуск в свет произведения на территории данного государства и т.д.). Эти формальности считаются выполненными в отношении любого произведения, пользующийся конвенционной охраной, если будут соблюдены формальности, установленные самой конвенцией.

Срок охраны объектов авторского права Всемирная конвенция установила не менее 25 лет после смерти автора.

Конвенция регламентирует право на перевод, провозглашая, что: “Авторские права включают исключительное право автора переводить, выпускать в свет переводы, позволять переводы и выпускать в свет переводы произведений, охраняемых на основании настоящей Конвенции” [б].

Однако каждое государство, являющееся членом Конвенции, может своим внутренним законодательством ограничить право перевода письменных произведений на условиях, определенных Конвенцией. Право на перевод подлежит охране во всех государствах-членах Конвенции.

Нормы Всемирной конвенции не применяются и правовая охрана не предоставляется произведениям, которые на момент вступления в силу Конвенции, перестали охраняться или вообще никогда не охранялись на территории государства-члена Конвенции. Конвенция устанавливает специальный режим в отношении выпущенных в свет произведений. Авторы таких произведений пользуются в странах-участницах Конвенции, в которых они просят предоставить охрану их произведениям, такими же правами, что и отечественные авторы неопубликованных произведений. Однако охрана произведения такого автора предоставляется при условии, что автор является гражданином государства, которое присоединилось к Конвенции.

Источники:
http://megaobuchalka.ru/10/6259.html
http://sumip.ru/biblioteka/avtorskoye-pravo/mezhdunarodnoe-avtorskoe-pravo/
http://patentoff.net/69mezhdunarodno-pravovaya-ohrana-avtorskih-prav.html
http://libraryno.ru/4-3-mezhdunarodno-pravovoe-regulirovanie-ohrany-avtorskih-prav-mchpravo/
http://patentoff.net/69mezhdunarodno-pravovaya-ohrana-avtorskih-prav.html
http://studbooks.net/78096/pravo/mezhdunarodnye_pravovye_akty_ohrane_avtorskogo_prava
http://e-pepper.ru/news/eksperty-vladeltsy-saytov-ne-zashchishchayut-prava-na-domennye-imena.html

Ссылка на основную публикацию