Понятие и формы недобросовестной конкуренции
Каждой коммерческой компании приходится существовать в условиях конкуренции. Это нормальное состояние, которое приносит массу преимуществ, стимулирует развитие. Однако конкуренция может быть недобросовестной. В этом случае фирма не улучшает свою деятельность, но пытается разорить конкурентов. Компаниям создаются искусственные препятствия, способствующие потере прибыли.
Базовые признаки недобросовестной конкуренции
Недобросовестная конкуренция предполагает нарушение сложившихся норм (в том числе моральных) с целью вытеснения другой фирмы с рынка. Рассмотрим ее основные признаки:
- Осуществление определенных действий. Недобросовестная конкуренция обязательно предполагает какое-либо незаконное или аморальное действие. Если компания бездействует, нельзя сказать, что она проводит незаконное разорение конкурента.
- Действия направлены на извлечение преимуществ. Компанией не просто выполняются хаотичные действия. Они имеют определенную цель – извлечение конкретных преимуществ. К примеру, это может быть необоснованное получение привилегий.
- Действия противоречат сложившимся нормам. Как определяется недобросовестность мер? Состав действий анализируется на предмет соответствия сложившимся предпринимательским нормам, нормам морали и порядочности, закону.
- Конкурент несет реальные или потенциальные убытки вследствие недобросовестной конкуренции. Под потенциальными убытками понимается, к примеру, упущенная прибыль, возникшие расходы. К примеру, конкурент испортил компании репутацию. Вследствие этого она не смогла заключить контракт с клиентом.
- Наличие вреда репутации. Предполагается, что конкурент, вследствие своих неправомерных действий, портит репутацию компании. Доброе имя фирмы является нематериальным активом, который позволяет извлекать прибыль. Репутационный вред приводит к уменьшению прибыли, снижению числа заключенных контрактов. Уже существующие партнеры могут отказаться от сотрудничества. Вред репутации может быть не только реальным, но и потенциальным. К примеру, конкурент опубликовал лживую информацию о компании, которая потенциально может нанести вред.
Из приведенного списка можно сделать вывод о том, конкуренция может привести как к фактическому, так и потенциальному вреду.
Разновидности недобросовестной конкуренции
Понятие и особенности недобросовестного ведения борьбы раскрыты в ФЗ №135 «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года. Этот закон запрещает нечестную борьбу со своими конкурентами. В частности, дан запрет на эти действия:
- Распространение лживой, наполовину правдивой или искаженной информации, направленной на причинение вреда компании. То есть субъекты дискредитируют своего конкурента, умышленно портят ему репутацию. Важное дополнение – компания распространяет заведомо ложные сведения. То есть недобросовестным конкурентам известна правда, однако они сознательно ее искажают.
- Некорректное сравнение. В этом случае осуществляется непрямая дискредитация. К примеру, компания неправомерно сравнивает свой товар с продукцией конкурента, благодаря чему у потребителя складывается неверное представление о продукции. Также субъект может пользоваться результатами чужого интеллектуального труда: применять отличительные знаки, символику. По сути, такие недобросовестные конкуренты паразитируют на более крупных компаниях, пиарятся за их счет.
- Неправомерное разглашение коммерческой тайны. Полученная конфиденциальная информация используется для дезорганизации деятельности, создания искусственных препятствий к работе.
В ряде государств рассматриваемая конкуренция запрещена законом. К примеру, запрещены эти действия:
- Демпинг (искусственное уменьшение стоимости товара).
- Сговор на торгах, осуществленный предварительно группой лиц.
- Распространение лживых сведений.
В России для недобросовестной конкуренции часто используется административный ресурс. То есть свое служебное положение для получения необоснованных привилегий используют или чиновники, или их родственники.
В Парижской конвенции приведены следующие формы незаконной борьбы:
- Неправомерные действия, вследствие которых покупатель принимает товар фирмы за товар ее конкурента.
- Распространение лживых сведений, благодаря которым наносится репутационный вред.
- Распространение сведений, которые могут ввести покупателя в заблуждение. К примеру, производитель утверждает, что товар изготавливается в Америке, а на деле он выпускается в Китае.
Также различают эти виды недобросовестной конкуренции:
- Подкуп клиентов своего конкурента, нужный для получения своей клиентской базы с дальнейшим извлечением прибыли.
- Незаконное (к примеру, с помощью шпионажа) получение коммерческой тайны.
- Получение ноу-хау конкурента для его дальнейшего неправомерного использования.
- Увод специалистов из компании со схожим видом деятельности.
- Различные угрозы, в том числе угрозы судебным разбирательством.
- Скрытое объявление конкуренту бойкота.
- Демпинг, предполагающий искусственное занижение стоимости продукции для получения конкурентного преимущества.
- Дезинформация потребителя касательно выгоды, которую он получает от обращения в компанию (к примеру, клиенту обещают иллюзорную выгоду).
- Копирование продукции конкурентов.
- Меры, способствующие разрыву контрактов.
- Реклама, в которой в невыгодном свете выставляется продукция других фирм.
- Прочие незаконные действия, которые не относятся напрямую к конкуренции, но способствуют получению выгод.
НК может проявляться самым разным образом. Общая характеристика – нарушение норм.
Ответственность
Ответственность за недобросовестную борьбу с конкурентами может быть административной или уголовной. Правомерность конкуренции отслеживается ФАС, которая обеспечивает соблюдение антимонопольного законодательства.
Административная ответственность
Предприниматель привлекается к административному наказанию в том случае, если тяжесть преступления недостаточна для уголовной ответственности. Как правило, на недобросовестное лицо накладывается штраф на основании статьи 14.33 КоАП РФ. Размер штрафа составляет сумму до 50 000 рублей. Во второй части статьи указывается размер штрафа, который может быть равен прибыли, полученной от недобросовестной конкуренции.
Штраф может накладываться в течение 12 месяцев с момента неправомерного действия. При установлении наказания во внимание принимается регулярность правонарушений. Если нелегальные действия совершаются систематически, нужно установить дату начала преступления. Требуется это для определения срока давности.
Решение об установлении административной ответственности принимается антимонопольной комиссией.
Комиссия рассматривает представленные документы, выслушивает все стороны дела. На базе изученного материала принимается решение.
На базе изученного материала принимается решение. Если какую-либо из сторон решение комиссии не устраивает, она может обратиться в суд за его обжалованием. Комиссия может выдать лицу, совершающему правонарушение, предписание об устранении всех элементов недобросовестной конкуренции. Его также можно обжаловать в суде. На обжалование предоставляется 3 месяца с момента вынесения решения.
Дело об административном правонарушении открывается на основании решения антимонопольной комиссии. Иногда для вынесения вердикта лицу проводится расследование. После его осуществления выносится судебное решение об административной ответственности. Обжаловать его можно в течение 10 дней.
Уголовная ответственность
Возбуждение уголовного дела возможно только в том случае, если конкуренту нанесен крупный ущерб. Под крупным ущербом понимается убыток свыше 5 000 000 рублей. Также дело может быть возбуждено в том случае, если недобросовестная фирма получила прибыль от своих неправомерных действий в размере 5 000 000 рублей.
Расследование дел, связанных с незаконной конкуренцией, выполняется специальными подразделениями. Возбуждение и порядок рассмотрения дела регулируется УПК.
Устранение недобросовестной конкуренции административными методами
Для выбора способа устранения недобросовестной конкуренции нужно проанализировать анализ деятельности компании. Выбор выполняется исходя из индивидуальных условий. Рассмотрим методы борьбы:
- Вынесение предписания антимонопольной структурой. Предписание представляет собой документ с требованиями к правонарушителю, которые являются обязательными к исполнению. Если конкурент не выполнит эти требования, к нему будут приняты соответствующие меры. Для получения предписания необходимо обратиться с заявлением в антимонопольный комитет. К нему прилагаются бумаги, которые подтверждают факт недобросовестной конкуренции.
- Контрреклама. Контрреклама предполагает пресечение влияния на потребителя неправомерной рекламы. Все затраты на такую рекламу возлагаются на правонарушителя. К контррекламе предъявляются эти требования: совпадение с основной рекламой по таким показателям, как длительность, порядок. Содержание материала согласуется с антимонопольным комитетом. Комитет может вносить изменения в рекламу.
- Отзыв продукции от потребителя. НК может нанести вред не только компании, но и потребителю. В этом случае следует руководствоваться Законом о защите прав потребителя. Некачественный товар, не соответствующий заявленным характеристикам, отзывается. Производство и реализация приостанавливаются. Отзыв товара от потребителя осуществляется только в том случае, если товар небезопасен для человека или окружающей среды.
- Признание сделок недействительными. Недействительные сделки подразделяются на два типа: ничтожные и оспоримые. Первые предполагают аннулирование без обращения в суд. Оспоримые сделки противоречат Закону о конкуренции. Иск об оспаривании подается антимонопольным органом.
- Установление недействительности государственных актов. Если акты, изданные государственными органами, нарушают закон о конкуренции, они признаются недействительными.
Для применения всех этих мер нужно обращаться в антимонопольный комитет. Однако от недобросовестной конкуренции можно защититься и своими силами.
Оформление жалобы в ФАС
Обращение в ФАС – наиболее эффективная мера. Заявление составляется в свободной форме. Однако оно должно отвечать этим требованиям:
- Письменная форма.
- Адресат – региональное подразделение ФАС.
- К заявлению прилагаются документы, подтверждающие позицию инициатора дела.
Ответ на заявление будет дан в течение 30 дней с момента принятия. Если для вынесения решения нужно дополнительное расследование, этот срок продлевается до 60 дней.
Самостоятельные меры защиты
Компания может нивелировать действия недобросовестного конкурента. Для этого используются следующие меры:
- Защита конфиденциальных сведений о компании. Часто в рамках недобросовестной конкуренции лицо пытается извлечь конфиденциальную информацию о компании. Это можно предупредить. Необходимо обеспечить защиту базы данных, повысить лояльность сотрудников. Рекомендуется составить свод правил о доступе к информации, оформить договор о соблюдении тайны. Распространение важной информации должно быть контролируемым.
- Противодействие незаконного использования административного ресурса. Часто конкуренты для создания препятствий к деятельности компании используют административный ресурс. К примеру, в отношении фирмы может быть возбуждено дело, что затормозит все рабочие процессы. В этом случае следует обжаловать действия должностного лица. Следует обратиться к его руководителю с заявлением. Следующий шаг – обращение в судебный орган. Если в компании проводится проверка, инициированная конкурентом, на нее следует пригласить своего юриста.
- Знание законодательства. Знание всех законов и наличие в компании грамотного юриста – самое важное для противодействия незаконной конкуренции.
На первом этапе имеет смысл действовать самостоятельно. Если же самостоятельные меры не помогают, следует обращаться в антимонопольный орган.
Что делать, если в отношении вас инициируется дело о НК
Что делать, если в отношении организации возбуждается дело о НК? Предотвратить начисление штрафов можно на этапе расследования дела. Компании-правонарушителю нужно доказать наличие этих фактов:
- Отсутствие в составе дела нарушения законодательства.
- Незначительность проступка.
- Использование незаконных мер было необходимым, избежать этого было нельзя.
К примеру, компания действительно вела недобросовестную конкурентную борьбу. Однако проступок был незначительным. В этом случае никого штрафа накладываться не будет. Рассмотрим признаки незначительности правонарушения:
- Конкуренту не было нанесено значительного ущерба.
- ЮЛ до обращения в суд не принимало никаких мер по противодействию незаконным мерам.
- Стороны дела являются партнерами.
Компании, в отношении которой инициируется дело, рекомендуется собрать максимум документов, получить поддержку свидетелей. Если дело не так однозначно, как на то указывает истец, фирма имеет все шансы уйти от административной ответственности.
Понятие недобросовестной конкуренции и ответственность
Одна из основ рыночной экономики – здоровая конкуренция. Благодаря этому, предприятия, которые не могут выпускать качественную продукцию по приемлемым ценам, постепенно уходят с рынка, что позволяет рядовым потребителям пользоваться наилучшими промышленными продуктами. Но некоторые компании в своих действиях нарушают бизнес-этику, а иногда и законодательные нормы. Следует разобраться, какие существуют виды недобросовестной конкуренции, что это такое и как наказывают нарушителей.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !
Определение понятия
Любая фирма, желающая иметь постоянный приток клиентов, заботится о своей репутации. Выход на рынок и завоевание популярности среди населения – сложный, трудоемкий и дорогостоящий процесс.
Для этого необходимо производить инвестиции, заказывать рекламу, проводить исследования, налаживать производства качественной продукции, заботиться о получении сертификатов, подтверждающих качество продукта. На это уходит время и деньги.
Важно! Поскольку не все предприниматели готовы пойти на такие «жертвы», некоторые из них прибегают к недобросовестной конкуренции.
Под этим термином подразумеваются действия, направленные на получение преимущества в определенной сфере предпринимательства, не вписывающиеся в рамки современных нормативных актов, деловой этики, разумности и добропорядочности. Подобное поведение компании может привести к нанесению убытка для одного/нескольких участников рынка, а также ухудшению их репутации. В России такие действия находятся под запретом. В качестве примера можно привести распространение информации, порочащей репутацию компании-конкурента, наносящей вред продажам ее продукта.
Еще один распространенный вид недобросовестной конкуренции – изготовление товаров, внешне схожих с известным брендом. Различия между двумя изделиями будут незначительными. Подделка, выполнена в той цветовой гамме, что и оригинал, будет пользоваться популярностью, хотя и несопоставима с ним по качеству.
Данный метод работает, поскольку граждане часто запоминают внешний вид понравившегося продукта, его форму и раскраску, а не конкретные названия. Недобросовестный предприниматель, соответственно, получит возможность заработать за счет другого бренда, не прибегая к рекламе и раскрутке. Однако за такое поведение субъект хозяйственной деятельности может быть привлечен к ответственности за недобросовестную конкуренцию.
Законодательная регулировка
На законодательном уровне запрет на недобросовестную конкуренцию устанавливается ФЗ под номером 135, который был принят еще в 2006 году. Данный нормативный акт полностью посвящен этому вопросу. В нем рассматривается как недобросовестная конкуренция, так и монополизация рынка. Глава 2.1 закона под номером 135 запрещает недобросовестную конкуренцию путем:
- дискредитации других компаний;
- введения покупателей в заблуждение;
- некорректного сравнения товара с другими изделиями;
- использования результатов интеллектуальной деятельности;
- создания смешения;
- манипуляций с коммерческими тайнами других конкурентов.
Основные признаки недобросовестной конкуренции выглядят следующим образом:
- Субъект хозяйственной деятельности предпринимает какие-либо действия. То есть, компания должна быть активной, а не пассивной.
- Действия, предпринимаемые этим субъектом, являются противозаконными либо же противоречат деловой этике, добропорядочности, справедливости.
- Признаки, описанные выше, говорят о недобросовестной конкуренции только в том случае, если действия субъекта направлены на получение выгоды, путем приобретения преимущества над другими субъектами.
- Важным признаком также является возможность причинения ущерба конкурентам вследствие этих действий.
С юридической точки зрения, чтобы обвинить компанию в недобросовестной конкуренции, должна быть доказана ее вина, противоправность предпринимаемых ею действий и причинная связь между таким поведением и нанесенным компанией ущербом.
Недобросовестная конкуренция может воплощаться разными способами. Выделяют несколько видов такой деятельности. Закон о недобросовестной конкуренции учитывает их все. Это, соответственно:
- Распространение информации, которая не отвечает реальности, искажает ее или передает неточно. К этой категории можно отнести как сведения, порочащие другие компании, так и преувеличенные данные о самом предприятии. Подобные действия могут нанести ущерб другим фирмам либо выделить на их фоне недобросовестного бизнесмена.
- Некорректные сравнения продукции одного предпринимателя с товарами другого, с умышленным предоставлением информации о более низком качестве последних. Этот прием обычно используется во время проведения акций. Продукт недобросовестного предпринимателя предоставляется как лучший, из-за чего у покупателей может сформироваться определенное отношение к изделию, с которым этот продукт сравнивают.
- Введение покупателя в заблуждение. Еще один вид недобросовестной конкуренции – указание информации о товаре, не отвечающей реальности. Это может касаться как региона производства продукта, так и технологий, которые при этом использовались.
- Распространение товара, для производства которого использовалась чужая интеллектуальная собственность, без получения соответствующего разрешения (к примеру, средства индивидуализации).
- Неправомерное использование коммерческой тайны, принадлежащей другому субъекту хозяйственной деятельности. Коммерческая тайна позволяет увеличить доход предприятия за счет использования особых технологий производства. Получение и передача сведений о ней неправомерным путем, как и использование этих данных на предприятии, является одним из видов недобросовестной конкуренции.
- Незаконное использование исключительных прав других компаний. В данном случае имеется в виду выпуск продукции под другим брендом, без получения соответствующего разрешения, и ее продажа.
Кроме описанных выше видов недобросовестной конкуренции, действующему законодательству противоречат следующие действия: демпинг цен, влияние на конкурентов путем угроз и насилия, организация бойкота товаров определенного производителя,
Все эти действия могут навредить другим компаниям и дать преимущество недобросовестному предпринимателю. Поэтому большинство из них являются противозаконными.
Возможные наказания
Субъекты хозяйственной деятельности, чьи права в сфере конкуренции были нарушены, могут противостоять противоправным действиям в рамках закона. Сегодня в стране есть две службы, в которые можно обращаться с подобными проблемами:
Федеральная антимонопольная служба после приема и обработки жалобы предприятия начнет проверку. В дальнейшем по факту обнаруженных нарушений будут приняты конкретные меры для пресечения подобной деятельности. Взыскать убыток от недобросовестной конкуренции можно через суд. Для этого необходимо инициировать судебное разбирательство.
Внимание! В согласии с нормами КоАП, нарушитель может понести административное наказание в размере до 500 тысяч рублей.
Кроме того, возможно взыскание суммы, соразмерной нанесенному убытку. Уголовная ответственность наступает в том случае, если действия юридического лица нанесли ущерб государству (или его гражданам) на общую сумму больше пяти миллионов рублей. Максимальным наказанием в таком случае (кроме штрафа в 200 тысяч рублей) может быть лишение свободы на срок до 2 лет (согласно УК РФ).
Заключение
Таким образом, некоторые компании прибегают к использованию недобросовестной конкуренции. ФАС или суд могут наказать субъекта хозяйственной деятельности, если он распространяет неверные сведения о себе или других производителях, использует чужие названия, открытия и технологии для изготовления собственной продукции и т. д. Максимальное наказание – 500 тысяч рублей штрафа либо 2 года тюрьмы.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
Недобросовестная конкуренция: понятие, полномочия антимонопольного органа, административная ответственность
Российское антимонопольное законодательство запрещает недобросовестную конкуренцию и рассматривает ее как одну из форм деятельности, оказывающую негативное влияние на конкуренцию и направленную на ограничение конкуренции на товарных рынках.
Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Главой 2.1 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) введен запрет на недобросовестную конкуренцию, в частности: запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей; запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения; запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации; запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг и т.д.
Для квалификации действий в качестве недобросовестной конкуренции необходимо наличие следующих обстоятельств:
– действия совершались хозяйствующим субъектом-конкурентом;
– направленность действий на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;
– противоречие действий хозяйствующего субъекта законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
– причинение убытков или представление доказательств реальной возможности причинения убытков другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанесения вреда его деловой репутации.
В соответствии с разъяснениями ФАС России для признания действий недобросовестной конкуренцией должны одновременно выполняться все вышеуказанные условия.
Важнейшим источником правового регулирования конкурентных отношений является Конституция Российской Федерации, которая, с одной стороны, закрепляет право каждого на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а с другой, устанавливает запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Правовыми основаниями для защиты антимонопольными органами интересов хозяйствующих субъектов от недобросовестной конкуренции являются п. 2 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.94 № 51-ФЗ, который устанавливает, что защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом, а также положения Закона о защите конкуренции, относящие пресечение недобросовестной конкуренции к задачам антимонопольных органов и предоставляющие антимонопольным органам соответствующие полномочия.
Предупреждая и пресекая недобросовестную конкуренцию, антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:
– проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, физическими лицами и т.д., получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
– направляет предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства;
– выдает предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
– возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
– выдает обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства и т.д.;
– привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Закон является основным законодательным актом, на основании которого антимонопольный орган осуществляет защиту от недобросовестной конкуренции. Процедура пресечения недобросовестной конкуренции определяется отдельными положениями Закона о защите конкуренции, а также административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05..2012 №339.
Административная ответственность за недобросовестную конкуренцию установлена статьей 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
1. Недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
2. Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Понятие конкуренции. Формы недобросовестной конкуренции и ответственность за нее
Как было выше упомянуто, конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В нормативно-правовых актах употребляется понятие недобросовестной конкуренции, под которой понимаются любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации.
Субъектами этой деятельности могут быть юридические лица Республики Беларусь и иностранных государств, индивидуальные предприниматели, за исключением органов государственной власти. Недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности может проявляться только в активных действиях, которые будут рассматриваться как правонарушение, даже если они противоречат не только законодательству, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, при этом конкурентам могут быть причинены убытки или ущерб их деловой репутации, либо может существовать угроза их причинения.
Недобросовестная конкуренция может проявляться в следующих формах:
- · распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
- · введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств и качества товара;
- · некорректное сравнение товаров хозяйствующих субъектов производимых или реализуемых ими с товарами других хозяйствующих субъектов;
- · продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
- · получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
За виновные противоправные действия, нарушающие антимонопольное законодательство, субъекты хозяйствования несут юридическую ответственность. В зависимости от вида ответственности и необходимых мер, подлежащих применению к субъекту хозяйствования, они могут налагаться антимонопольным органом или судом. К субъектам хозяйствования, нарушившим антимонопольное законодательство, могут применяться гражданские, административные или уголовные меры воздействия.
В случае нарушения антимонопольного законодательства юридические лица, должностные лица субъектов хозяйствования или граждане-предприниматели, обязаны в соответствии с предписаниями антимонопольных органов прекратить правонарушение, восстановить положение, существовавшее первоначально, заключить договор в соответствие с нормами, предписывающими антимонопольным законодательством, осуществить реорганизацию предприятия или совершить иные действия.
Предписания антимонопольных органов подлежат исполнению в установленный ими срок.
Прибыль, незаконно полученная хозяйствующим субъектом, в результате злоупотребления своим доминирующим положением на товарном рынке, заключением соглашений и осуществлением действий ведущих к ограничению конкуренции или осуществляющим недобросовестную конкуренцию, взыскивается судом и направляется в установленном порядке в республиканский или местные бюджеты.
В соответствии со ст.1030 Гражданского кодекса Республики Беларусь лицо, осуществляющее недобросовестную конкуренцию, обязано прекратить противоправные действия и опубликовать опровержение распространенных сведений и действий, составляющих содержание недобросовестной конкуренции. В свою очередь, лицо, потерпевшее от недобросовестной конкуренции вправе требовать от недобросовестного конкурента в судебном порядке возмещения причиненных убытков.
В случае совершения хозяйствующими субъектами, государственными органами, их должностными лицами противоправных действий, нарушающих требования антимонопольного законодательства, антимонопольный орган может налагать административную ответственность в виде штрафа на виновных лиц за:
- · уклонение должностных лиц органов управления хозяйствующими субъектами от исполнения предписаний антимонопольных органов;
- · злоупотребление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке;
- · установление или поддержание монопольных цен и другие.
Уголовная ответственность субъектов предусмотрена ст.ст. 244-250 Уголовного кодекса Республики Беларусь [26]. Это действия, связанные с нарушением антимонопольного законодательства, установлением или поддержанием монопольных цен, принуждение к совершению сделки или отказу от нее, ограничение конкуренции, незаконное использование деловой репутации конкурента и ее дискредитация, распространение ложной информации о товарах (услугах) и иные нарушения антимонопольного законодательства.
Понятие и признаки недобросовестной конкуренции
Недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые
- направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности,
- противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и
- причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (ст. 4 ФЗ “О защите конкуренции” ).
Она представляет собой одну из форм злоупотребления правом, выражающуюся в противоправном поведении субъекта рыночных отношений, который посредством недозволенных законом или противоречащих обычаям делового оборота форм реализации своего субъективного права создает помехи в осуществлении его конкурентами своих предпринимательских прав и (или) наносит ущерб потребителям.
В определении недобросовестной конкуренции отсутствует фигура потребителя. Если же ущерб причинён именно им – их права защищаются потребительским законодательством.
Добросовестность хозяйствующего субъекта проявляется в первую очередь в его правомерном поведении, однако действующее законодательство не содержит четкого разграничения между недобросовестностью и противоправностью .
Недобросовестная конкуренция – это один из видов нарушений антимонопольного законодательства, один из возможных вариантов неправомерных действий. В отличие от соглашений, сговоров, злоупотреблений доминирующим положением она обладает существенной особенностью: принимается во внимание не только нарушение законодательства, но и прежде всего нравственных норм – норм добропорядочности, разумности, справедливости, а также обычаев делового оборота.
Вместе с тем в отечественной литературе недобросовестная конкуренция достаточно часто рассматривается как правонарушение.
Недобросовестная конкуренция – это такое правонарушение, которое совершается хозяйствующим субъектом и посягает на отношения в сфере реализации свободы экономической деятельности и осуществления добросовестной конкуренции.
Объективная сторона недобросовестной конкуренции:
- противоправное поведение хозяйствующего субъекта, нарушающего законодательно установленные запреты, обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости.
Социально-экономический вред – очевидный признак такого правонарушения, так как недобросовестная конкуренция подрывает добрую, справедливую хозяйственную практику и прямо препятствует открытости (прозрачности) товарных и финансовых рынков.
Субъективная сторона недобросовестной конкуренции:
- умысел, поскольку она специально направлена на приобретение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности.
Таким образом, недобросовестная конкуренция – правонарушение.
Однако вопрос о том, можно ли недобросовестную конкуренцию рассматривать как правонарушение, и если да, то в каких случаях, и соответственно, уместно ли рассмотрение ее признаков через призму состава правонарушения, до настоящего момента не ставился.
Защита от недобросовестной конкуренции признана составной частью охраны промышленной собственности в самом начале прошлого века. В 1990 г. в Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности были включены положения, касающиеся защиты от недобросовестной конкуренции. Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах (п. 2 ст. 10-bis Парижской конвенции).
В середине прошлого века Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собст-венности, включила защиту от недобросовестной конкуренции в перечень прав, составляющих интеллектуальную собственность. И хотя правомерность отнесения защиты от недобросовестной конкуренции к объектам промышленной собственности и интеллектуальной собст-венности соответственно нередко подвергается сомнению, упомянутые факты свидетельствуют о давнем признании мировым сообществом необходимости установления правил ведения конкурентной борьбы.
Признаки недобросовестной конкуренции:
- в отличие от монополистической деятельности может осуществляться только действиями, возможность пассивного поведения (бездействия) не предусмотрена;
- данные действия будут рассматриваться как правонарушения, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости;
- целью активных действий субъектов недобросовестной конкуренции является приобретение преимуществ в предпринимательский деятельности;
- в результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен вред их деловой репутации (причем, достаточно лишь потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения вреда деловой репутации для квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции).
Гл. 2.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции” выделяет следующие формы недобросовестной конкуренции путем:
Ответственность за недобросовестную конкуренцию и ее виды
Различают следующие виды ответственности за НК: гражданско-правовую, административную и уголовную. Содержание этих видов ответственности сводится к следующему.
1. Гражданско-правовая ответственность
В ч. 3 ГК РФ гражданско-правовую ответственность за НК определяет ст. 1222.
Статья 1222. Право, подлежащее применению к обязательствам, возникающим вследствие НК и ограничения конкуренции.
Статья 1222.1. Право, подлежащее применению к обязательствам, возникающим вследствие недобросовестного ведения переговоров о заключении договора (введена Федеральным зконом от 30.09.2013 № 260-ФЗ).
Нормативное решение проблемы установления права, регулирующего поведение контрагентов на стадии, предшествующей заключению договора, является пока еще достаточно редким явлением в сфере коллизионного регулирования во многих зарубежных странах. В силу того, что далеко нс во всех национальных правовых системах имеется нормативное регулирование преддоговорной ответственности, целесообразно использовать авторитетные транснациональные источники. В качестве одного из таких источников называют Принципы международных коммерческих договоров УН ИД РУЛ, которые включают в себя норму недобросовестных переговоров. Следует заметить, что во всех случаях предъявления претензий другой стороне необходимо установить, возлагалась ли на стороны обязанность добросовестно вести переговоры, и если это установлено, то имело ли место в конкретном случае нарушение этой обязанности.
В 4 ч. ГК РФ гражданско-правовую ответственность за НК определяет ст. 1253.
Статья 1253. Ликвидация юридического лица и прекращение деятельности индивидуального предпринимателя в связи с нарушением исключительных прав.
2. Административная ответственность
В Кодексе РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ административную ответственность за НК определяет ст. 14.33.
Статья 14.33. Недобросовестная конкуренция
Пункт 1. Недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.3 настоящего Кодекса (Ст. 14.3. Нарушение законодательства о рекламе) и ч. 2 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 12 тыс. до 20 тыс. руб.; на юридических лиц — от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
В письме Федеральной антимонопольной службы России от 25.06.2014 № АК/ 25312/14 обозначено следующее: если информация, которая содержит не соответствующие действительности сведения, введение потребителей в заблуждение, некорректное сравнение, распространяется исключительно в рекламе, такая информация подлежит оценке на предмет соответствия законодательству о рекламе, если указанная информация распространяется как в рекламе, так и иными способами при введении товара в оборот, такая информация подлежит оценке на предмет соответствия антимонопольному законодательству (в части недобросовестной конкуренции).
Пункт 2. Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от 0,01 до 0,15 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 100 тыс. руб.
3. Уголовная ответственность
В Уголовном кодексе РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ ответственность за НК определяет ст. 171.
Статья 171. Незаконное предпринимательство
- 1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, — наказывается штрафом в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до 6 месяцев.
- 2. То же деяние:
- а) совершенное организованной группой;
- б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, — наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового.
- 1. Основной непосредственный объект — общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности. Дополнительным объектом выступают охраняемые интересы граждан, общества и государства.
- 2. Объективная сторона данного преступления выражается в незаконном предпринимательстве, т.е. в самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, не зарегистрированными в качестве субъектов такой деятельности или с нарушением установленных правил. Деяние может находить свое выражение в следующих двух формах: осуществление предпринимательской деятельности без регистрации; осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такая лицензия обязательна.
- 3. Для признания преступления оконченным достаточно совершения деяния в указанных формах, но сопряженного с извлечением дохода в крупном размере. Под доходом следует понимать выручку от реализации товаров за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением такой деятельности. При причинении крупного ущерба охраняемым интересам граждан, общества или государства состав приобретает конструкцию материального, но требуется установление причинной связи между незаконным предпринимательством и причиненным ущербом. Специфика данного состава состоит в том, что незаконные действия, не причинившие крупного ущерба, не могут квалифицироваться как покушение на незаконное предпринимательство, а рассматриваются лишь как административное правонарушение.
- 4. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. При формальном составе умысел прямой, при материальном может быть и прямым, и косвенным. Субъект осознает, что осуществляет предпринимательскую деятельность без регистрации либо без лицензии в случаях, когда она обязательна, и желает так действовать, извлекая крупный доход; либо он осознает незаконность своих действий, предвидит, что в результате его действий возможно или неизбежно будет причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству, и желает наступления этих преступных последствий.
В последнее время наблюдается тенденция позитивного регулирования конкуренции с помощью правил (стандартов, обычаев) добросовестной конкуренции, разрабатываемых саморегулируемыми организациями, например ассоциациями предпринимателей.
Эффективная борьба с НК предполагает неукоснительное выполнение основных предъявляемых к ним требований:
- • комплексное использование совокупности судебного и административного способов, а также способа самозащиты;
- • эффективное информационное обеспечение руководителей и органов управления компанией, организацией;
- • обеспечение своевременной, точной, объективной и подробной информацией о действиях конкурентов;
- • прогнозирование возможного хода и исхода действий конкурентов;
- • эффективная защита от деструктивного информационно-психологического воздействия конкурентов на сотрудников компании;
- • эффективная информационная защита от деструктивного воздействия конкурентов на информационные ресурсы, информационно-телекоммуникационные системы;
- • высокий уровень подготовки кадров; и др.
Результативность и эффективность деятельности компании но противодействию НК невозможна без комплексного подхода к управлению, который предполагает наличие взаимосвязанной совокупности следующих элементов:
- • стратегия компании по противодействию НК;
- • описанные, оптимизированные и автоматизированные бизнес-процессы (прогнозирования, предупреждения, выявления, пресечения НК);
- • оптимальная организационная структура системы противодействия НК, соответствующая бизнес-процессам;
- • обоснованные частные стратегии противодействия НК в ходе продвижения продукции, подготовки и подписания контрактов и договоров, исполнения обязательств по контрактам и договорам;
- • апробированные корпоративные стандарты управления противодействием НК;
- • высокий уровень компетенций руководителей и сотрудников компании в области противодействия НК;
- • разделяемые руководством и всеми сотрудниками компании высокие и достойные совместные ценности;
- • ответственность и мотивация руководителей и сотрудников компании.
Рассмотрим отдельные элементы комплексного подхода к управлению
результативностью и эффективностью деятельности компании по противодействию НК.
На рис. 6.1. представлена укрупненная модель процессов противодействия НК.
Например, для внешнеторговой компании процессы прогнозирования, предупреждения, выявления и пресечения НК в различных формах ее проявления целесообразно описать для ключевых бизнес-процессов (продвижения продукции; подготовки и подписания контрактов и договоров; исполнения обязательств по контрактам и договорам).
При описании бизнес-процессов руководствуются следующими основными принципами:
- 1) принцип системного подхода к описанию бизнес-процессов — рассмотрение деятельности компании в виде совокупности взаимосвязанных бизнес-процессов;
- 2) принцип структурного подхода к описанию бизнес-процессов:
- • построение описания бизнес-процессов путем декомпозиции деятельности компании на процессы, подпроцессы, процедуры и операции,
- • выделение вертикальной структуры бизнес-процессов компании в виде иерархической структуры бизнес-процессов с заданным количеством уровней иерархии,
- • выделение горизонтальной структуры бизнес-процессов на каждом уровне иерархии в виде совокупности взаимосвязанных между собой через вход (выходы) бизнес-процессов (подпроцессов, процедур, операций);
- 3) принцип событийного подхода к описанию бизнес-процессов, в соответствии с которым последовательность выполнения действий в рамках бизнес-процесса зависит от реализации тех или иных событий.
Описанные бизнес-процессы анализируют с точки зрения их упрощения, убыстрения, удешевления и минимизации рисков с целью оптимизации и формирования обоснованных ключевых показателей результативности и эффективности.
Рис. 6.1. Модель процессов противодействия НК
Отсутствие убытков компании и нанесенного вреда ее деловой репутации является лучшим показателем результативности системы противодействия НК.
Для определения эффективности системы противодействия НК оценивают соотношение между полученным результатом и ресурсами, затраченными на его получение.
Результативность и эффективность системы противодействия НК существенно зависит от следующих показателей бизнес-процессов прогнозирования, предупреждения, выявления и пресечения НК:
- 1) показатели стоимости (затрат) — показатели стоимостной оценки бизнес-процесса (стоимостная оценка затрат: материальных, финансовых, трудовых, информационных, энергетических и др., например стоимость бизнес-процесса и др.);
- 2) показатели качества функционирования — показатели качества выполнения бизнес-процесса (степень соответствия предъявленным требованиям к выполнению бизнес-процесса, например время выполнения бизнес-процесса и др.);
- 3) показатели производительности — производные показатели, характеризующие соотношение между полученным результатом и временем, затраченным на его получение (производительность сотрудника, например количество выявленных форм НК; производительность структурного подразделения, например, количество пресеченных форм НК во взаимодействии с заинтересованными организациями за отчетный период; и др.);
- 4) показатели рисков — показатели рисков, связанных с функционированием процесса (например, показатели, характеризующие риски несвоевременного предупреждения, выявления и пресечения НК).
На основе оптимизированных бизнес-процессов формируют организационную структуру системы противодействия НК. При этом штатная структура формируется с учетом трудозатрат и степени автоматизации бизнес-процессов, процедур и операций.
Таким образом, проблема борьбы с НК требует результативного и эффективного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, компаний и корпораций по вопросам прогнозирования, предупреждения, выявления и пресечения противоправных действий недобросовестных конкурентов.
Только объединив и скоординировав усилия всех заинтересованных сторон, наладив обмен информацией и опытом работы, создав централизованные банки данных о недобросовестных конкурентах, можно сделать прорыв в вопросах борьбы с НК и тем самым укрепить и преумножить позиции российских компаний и корпораций на международном и внутреннем рынке товаров, работ и услуг.
Понятие и роль конкуренции. Недобросовестная конкуренция и ответственность за неё
Правовые средства антимонопольного регулирования
Традиционно различают американскую и европейскуюмодели антимонопольного законодательства.
Американская модельисходит из принципа противоправности всех монополий и недобросовестной конкуренции. Начало антитрестовскому регулированию было положено принятием Конгрессом США 2 июля 1890 г. Закона, направленного на защиту торговли
и промышленности от незаконных ограничений и монополий.
Европейская модель антимонопольного законодательства направлена на борьбу со злоупотреблениями монополистического характера, обеспечение контроля за монополиями, сами же монополии не признаются неправомерными.
Развитие антимонопольного законодательства идет по пути сближения и унификации как в отдельных странах, принявших ту или иную модель, так и путем стирания различий между самими двумя моделями. Это связано с международно-правовым регулированием вопросов недобросовестной конкуренции, со сближением правового регулирования в процессе применения предписаний антимонопольного законодательства судебными и административными органами.
Антимонопольное регулирование – это деятельность государства, направленная на ограничение доминирующего положения субъектов хозяйствования на рынке с целью обеспечения интересов государства и общества. Оно осуществляется на основе Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10декабря 1992 г. с изменениями от 2 декабря 2002 г.,
который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности
и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей.
Хозяйствующие субъекты – физические и юридические лица, иные субъекты гражданского права, осуществляющие предпринимательскую деятельность или имеющие право ее осуществлять. Конкуренты – хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность на одном и том же товарном рынке.
Конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Недобросовестная конкуренция– любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат настоящему Закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам, либо нанести ущерб их деловой репутации.
Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительнымивступление в объединения или их создание, заключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных действий) между хозяйствующими субъектами, договоренность осуществлять или осуществление других видов координированной деятельности, если это имеет целью или результатом (может иметь своим результатом):
– раздел товарного рынка по территориальному принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей;
– исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;
– необоснованное повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах;
– необоснованное ограничение производства товаров, а также подконтрольность реализации товаров на товарном рынке;
– осуществление операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, в том числе с иностранной валютой, целью или результатом которых являются достижение, сохранение или усиление доминирующего положения на товарных рынках;
– отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);
– иные последствия, которые устраняют или могут ограничивать конкуренцию, препятствуют ее установлению или развитию.
Департамент или управления ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома рассматривают вопросы определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках на основании заявлений хозяйствующих субъектов, органов управления и по собственной инициативе.
Доминирующее положение на товарном рынке – исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
При установлении факта доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы хозяйствующих субъектов) определяются следующие количественные и качественные параметры товарного рынка: товарные границы рынка; состав покупателей и продавцов; географические границы рынка; емкость товарного рынка; доля хозяйствующего субъекта на рынке; рыночная сила хозяйствующего субъекта. Выявляются все фактически действующие, а также потенциально возможные продавцы и покупатели товара в рамках установленных товарных границ рынка.
При определении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы хозяйствующих субъектов) на товарном рынке используются:
1) государственная статистическая отчетность;
2) сведения, полученные от Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, других органов государственного управления, хозяйствующих субъектов, иных юридических и физических лиц;
3) информация, полученная экспертным путем с использованием методов экспертных оценок;
4) данные ведомственных и независимых информационных центров и служб о состоянии, структуре и объемах товарных рынков, участии в товарообороте отдельных производителей и покупателей продукции.
При определении признаков доминирующего положения хозяйствующего субъекта и принятии решения по установлению факта доминирования хозяйствующего субъекта учитываются следующие признаки:
– отсутствие у хозяйствующего субъекта конкурента на рынке соответствующего товара;
– способность хозяйствующего субъекта, не являющегося единственным производителем (продавцом) или потребителем (покупателем) соответствующего товара, навязывать неприемлемые для покупателя или продавца условия при продаже или покупке товара, при заключении договора о поставках;
– способность хозяйствующего субъекта ограничивать конкуренцию других хозяйствующих субъектов на рынке материально-технических ресурсов (сырье, материалы, оборудование, энергоресурсы и прочее);
– способность хозяйствующего субъекта сокращать или ограничивать поставку товаров на рынок сбыта с целью получения односторонних выгод при продаже товаров, при заключении договоров и соглашений о поставках товаров.
При исследовании на предмет объединенного доминирования группы хозяйствующих субъектов оценивается степень их возможного взаимодействия. К формам взаимодействия можно отнести взаимодействие, основанное на обладании акциями, паями, долями в уставных фондах друг друга; формирование организационно-правовых структур, в состав которых входят несколько юридически самостоятельных хозяйствующих субъектов, проводящих единую экономическую политику.
Установление факта доминирования хозяйствующего субъекта (группы хозяйствующих субъектов) является основанием для включения его (их) в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.
За непредставление департаменту или управлениям ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома в установленный срок информации, необходимой для определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках, либо представление заведомо недостоверных (ложных) сведений хозяйствующие субъекты, государственные органы, их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источники:
http://prava.expert/intellektualnoe-pravo/nedobrosovestnaya-konkurentsiya.html
http://ivanovo.fas.gov.ru/analytic/12249
http://vuzlit.ru/1294792/ponyatie_konkurentsii_formy_nedobrosovestnoy_konkurentsii_otvetstvennost
http://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-priznaki-nedobrosovestnoy-konkurentsii
http://studme.org/285972/finansy/otvetstvennost_nedobrosovestnuyu_konkurentsiyu_vidy
http://studopedia.ru/3_46335_ponyatie-i-rol-konkurentsii-nedobrosovestnaya-konkurentsiya-i-otvetstvennost-za-nee.html
http://base.garant.ru/5872064/ce436510e7b4bedcb0c021d3470cd8ad/