Порядок лицензирования экспертной деятельности

О лицензировании

Вопрос о лицензировании судебных экспертов и судебно-экспертных организаций, это, пожалуй, самый частый вопрос, который поступает в адрес любого экспертного учреждения страны, вне зависимости от его правового статуса.

В настоящей статье я постараюсь в очередной раз ответить на него и больше не возвращаться к вопросу лицензий и лицензированию.

Итак, в Российской Федерации экспертные учреждения любой организационно-правовой формы не подлежат какому-либо единому или если так можно выразиться генеральному лицензированию, которое, к примеру, присутствует в банковской сфере.

Вы не сможете найти ни в одном офисе, ни одной экспертной компании, ни чего похожего на генеральную лицензию с правом ведения судебно-экспертной деятельности. Вместо этого Вам могут представить различные сертификаты, дипломы и прочие фантики, которые не имеют ни какого отношения к лицензированию, однако о сертификатах мы говорили в других статьях нашего сайта и возвращаться к этому вопросы мы больше не будем.

Итак, продолжим. Несмотря на отсутствие в российском законодательстве системы некого «генерального» лицензирования судебно-экспертной деятельности, нам следует обязательно упомянуть один очень важный Федеральный Закон, который все-таки предусматриваем необходимость лицензирования тех или иных видов деятельности. Данный закон так и называется — Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Все эти виды деятельности подробно изложены в статье № 12 «Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии».

Если ознакомиться с перечнем, то Вы, конечно же, не сможете обнаружить в нем ни малейшего намека на необходимость лицензирования судебно-экспертной деятельности, однако прямое упоминание экспертной деятельности еще не означает, что буквально все области судебной экспертизы освобождены от бремени лицензирования.

Все дело в том, что в том широком списке экспертных услуг присутствует три направления, которые являются не просто и не только экспертными, но и одновременно относятся к областям, требующим обязательного лицензирования.

Мы знаем только три подобные области, это медицинская деятельность, деятельность связанная с оборотом наркотических и прочих запрещенных к открытому обороту препаратов, а также область связанная с исследованием и хранением огнестрельного оружия и боеприпасов.

Остановимся на этих отраслях более подробно.

Согласно Положению «О лицензировании медицинской деятельности» утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N30 буквально все виды медицинских и смежных с медициной экспертиз и исследований подлежат обязательному государственному лицензированию:

Судебно-медицинской экспертизе вещественных доказательств и исследованию биологических объектов:

  • биохимическая
  • генетическая
  • медико-криминалистическая
  • спектрографическая
  • судебно-биологическая
  • судебно-гистологическая
  • судебно-химическая
  • судебно-цитологическая
  • химико-токсикологическая

Судебно-медицинская экспертиза и исследование трупа.

Судебно-медицинская экспертиза и обследование потерпевших, обвиняемых и других лиц.

  • Однородная амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза
  • Комплексная амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза
  • Однородной стационарной судебно-психиатрическая экспертиза
  • Комплексная стационарная судебно-психиатрическая экспертиза (психолого-психиатрическая, сексолого-психиатрическая)

Вторая область, которая также как и медицина имеет повышенную степень опасности и которая также подлежит обязательному лицензированию является деятельность по проведению экспертиз и исследований наркотических, сильнодействующих, психотропных и ядовитых веществ.

Данная сфера деятельности связана с оборотом запрещенных веществ, а значит для легального ведения данного вида деятельности у любого экспертного учреждения, рискнувшего вести данный вид деятельности также должна быть официальная лицензия на осуществление данного вида деятельности.

Обращаю внимание, что в обоих случаях, лицензирующим органом будет являться Федеральная службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ.

Третьим и завершающим блоком экспертиз, выполнение которого требует наличия у экспертного учреждения отдельной лицензии — является деятельность по выполнению баллистических экспертиз, а также экспертиз боеприпасов.

В самом начале настоящей статьи я просил Вас внимательно ознакомиться с ФЗ «О лицензировании», в т.ч. со ст.12 названного закона, где присутствуют сразу три пункта, которые требуют лицензирования услуг, так или иначе связанной с испытанием оружия.

Я специально заостряю Ваше внимание на фразе «испытание», т.к. именно эту словоформу можно отнести к нашей традиционной лабораторной деятельности любого экспертного учреждения.

Итак, я привожу ссылку на закон:

разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники; разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия; разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом.

Дабы закрыть возможные вопросы я сообщаю, что проведение экспертизы холодного и метательного оружия не подлежит лицензированию, т.к. оно не относятся ни к одному из трех вышеперечисленных пунктов ФЗ «О лицензировании».

READ
Порядок лицензирования аудиторской деятельности

В завершение статьи мне хотелось лишь упомянуть, вышеупомянутые виды экспертных действий не являются закрытым перечнем.

Сообщаю, что при проведении строительно-технических экспертиз по объектам военного значения у Вашего экспертного учреждения, должна иметься лицензия ФСБ РФ на осуществление работы связанных и использованием сведений, составляющих государственную тайну.

В силу того, что эти работы являются крайне редкими и мало востребованными, мы позволили себе лишь кратко упомянуть о необходимости лицензирования данных видов экспертных исследований.

Очень часто заказчики экспертных услуг не видят разницы между терминами «лицензирование» и «сертификация», именно для этого мы подготовили уникальную статью, которая дает развернутые ответы по теме сертификации судебных экспертов в России.

Порядок лицензирования экспертной деятельности

Существует ряд видов деятельности, которые подлежат обязательному лицензированию в Российской Федерации. До сих пор не все знают, нужна ли лицензия на экспертную деятельность. Именно этому вопросу будет посвящена данная статья, но сначала, давайте разберемся, кто же такой эксперт и какие у него есть функции.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Что подразумевается под экспертной деятельностью

Слово эксперт образовано от латинского слова — expertus — открытый. Это специалист, выдающий заключение или суждение по тому вопросу, в котором он имеет более высокие знания, опыт и квалификацию, чем прочие граждане, занимающиеся им.

Часто экспертов привлекают для оценки состояния объекта, для принятия объективных и взвешенных решений. Сфера деятельности данных специалистов: судебная практика, управление компаниями, оценка архитектурных объектов, повторные проверки тех объектов, на которые подаются патенты и т.д.

О том, что такое трасологическая экспертиза, можно прочесть здесь.

Существуют также эксперты, которые специализируются в таких областях, как технические или хозяйственные.

Эксперты в юридической области наделяются особыми правами и обязанностями и приглашаются для проведения решений в процессе экспертизы. Среди первых: возможность узнать все детали дела, присутствовать при проведении судебного заседания и т.д. К обязанностям можно отнести обоснованный вывод по заданному вопросу, так как за предоставление ложных данных он несет уголовную ответственность.

В ФЗ №73 можно найти дополнительные сведения о гос. судебно-экспертной деятельности в РФ:

  • если в процессе судебного разбирательства возник вопрос, требующий рассмотрения специалистом с соответствующим образованием, то привлекается несколько или один эксперт, или целое учреждение;
  • и истец, и ответчик вправе представлять некоторые вопросы для проведения экспертизы, но только суд определяет, какие из них действительно должны ей подвергнуться. Стороны могут ознакомиться с заключением специалиста, оспаривать его решения или задавать вопросы по нему;
  • при отсутствии всех необходимых материалов для экспертизы суд может признать факт ее осуществления необходимым или ненужным.

Нормативные законы и компетенция эксперта

Если говорить о негосударственных компаниях, которые занимаются экспертной деятельностью, то она регулируется:

  • Законом РФ от 7 февраля 1992 года “О Защите прав потребителей”;
  • Конституцией РФ;
  • КоАП РФ и т.д.

Сейчас не существует какого-то единого перечня требований к негосударственным экспертам, именно в нормативно-правовых актах. Поэтому он условен и субъективен:

  • необходимы свидетельства о гос.регистрации юр.лица и о постановке на налоговый учет;
  • в уставе должен значится в качестве вида деятельности производство экспертиз;
  • у экспертов, которые работают в данной организации, должны быть оформлены с ней трудовые отношения, согласно законодательству РФ;
  • таким же образом должно быть выполнено оформление отношений между заказчиком и экспертной организацией;
  • у такого специалиста должен быть диплом о законченном высшем образовании в той области, в которой он и специализируется;
  • наличие опыта работы в конкретной области и прохождение повышения уровня квалификации.

Последние два пункта — особенно важны. От них напрямую зависит качество проводимого исследования, поэтому компании, которые нанимают таких специалистов, как правило, устанавливают очень жесткие рамки отбора.

Для судебных экспертов установлены другие правила. Их статус уже больше зависит от уровня их компетенции, то есть полномочий и знаний, которые просто необходимы в данной области. Они перечислены в ст.55 АПК РФ, ст.25.9 КоАП РФ, ст.57 УПК РФ. Это носится к специалистам, которые осуществляют подобную деятельность в гос.органах и организациях прочего порядка.

READ
Как получить лицензию Ростехнадзора

По Постановлению Пленума ВАС РФ №66 существуют требования к экспертам в арбитражном процессе:

  • они должны обладать специальными знаниями и быть в составе штата гос. судебно-экспертной организации;
  • специалисты могут быть и из негосударственных учреждений или просто обладающими нужными сведениями. При этом оспаривать их заключения только на том основании, что они работают не в гос.органе, не является правомерным действием.

Все остальные законодательные акты содержат одну формулировку, применимую к судебным экспертам, — наличие специальных знаний.

Что касается их высшего образования, то гос.стандартами были введены новые специальности экспертов, которые могут работать в тех или иных сферах. Время обучения должно составлять 5 лет. Неоконченное высшее образование будет серьезным препоном при устройстве на работу в качестве такого специалиста.

Нужно ли лицензировать экспертную деятельность

В ФЗ №99 от 4 мая 2011 года приведен список тех видов деятельности, которые требуют обязательной процедуры лицензирования. Это те типы, которые каким-либо образом могут угрожать здоровью и правам гражданам РФ, обеспечению безопасности страны или целостности ее государственного строя, а также экологической обстановке внутри страны.

Так как судебно-экспертная деятельность либо какая-либо другая в этой области не отвечает подобным критериям, то она не включена в перечень, который представлен в этом ФЗ.

Однако, есть некоторые виды деятельности, при проведении экспертиз внутри которых, экспертам лицензия понадобится:

  • геодезические и картографические работы на федеральном уровне, которые обладают очень важным значением для всей страны в целом;
  • любая деятельность, связанная с медициной;
  • деятельность, направленная на сохранение объектов культурного наследия;
  • в области промышленной собственности.

Таким образом, лицензия на проведение экспертизы должна выдаваться только на определенные виды деятельности, в которых непосредственно необходимо осуществление подобной процедуры.

Образец заявления на предоставление лицензии есть в этой статье.

Здесь возникает другой вопрос: “Требуется ли тогда наличие сертификата для подобной деятельности?” Снова обратимся за ответом к нормативно-правовым актам РФ. По законам РФ “О защите прав потребителей” и “О сертификации продукции и услуг”, а также Постановления Правительства РФ от 1 декабря 2009 года наличие такого документа вовсе не является обязательным условием для осуществления экспертной деятельности на территории РФ.

Заключение

Экспертная деятельность в РФ регулируется разными, но многочисленными законодательными актами. Все они подчеркивают необходимость наличия у специалистов данной области определенных знаний и умений, которые приобретаются в процессе обучения в ВУЗах и при непосредственной работе.

Лицензирование экспертной деятельности, а также ее сертификация, не являются необходимыми процедурами кроме тех случаев, которые закреплены Федеральным законом №99.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:




Особенности получения лицензии на осуществление судебно-экспертной деятельности

Автор выражает благодарность

генеральному директору ЗАО “Компания АКС”

Ефименко Вячеславу Ивановичу

за помощь в подготовке настоящей статьи.

Богомолов Андрей Алексеевич, юрист ЗАО “Компания АКС”. Научная специализация – страхование вкладов в банках РФ.

Родился 16 сентября 1983 г. в г. Москве. Образование высшее – Московская академия экономики и права (2005).

Автор ряда статей.

Коллизия между общей и специальной нормами права представляет собой конфликтное отношение действующих одновременно и на одной территории правовых норм равной юридической силы, возникающее в результате частичного совпадения объемов регулирования и обусловленное особенностями регламентирования общественных отношений.

Для устранения коллизий между общими и специальными правовыми нормами существует специальное коллизионное правило “Lex specialis derogat generali” (“специальный закон отменяет общий”), восходящее к римскому праву. Как отмечают М.И. Брагинский и В.В. Витрянский, указанный принцип в общем виде в Гражданском кодексе и не закреплен, как не было и нет его в другом законодательстве, он является давно и безусловно признанным. Отказ от этого принципа привел бы к тому, что правовая система государства полностью сводилась бы к нормам общим и только к таким специальным, которые эти общие нормы могут лишь детализировать. Тем самым законодатель лишит себя возможности достаточно полно отражать в принятых нормах специфику отдельных разновидностей регулируемых отношений [1].

В данном случае под общими нормами понимаются нормы, регулирующие определенный род общественных отношений, а под специальными – регулирующие вид этого рода [2].

Как отмечал знаменитый русский правовед Б.Н. Чичерин, принцип “Lex specialis derogat generali” в доктрине рассматривается как приоритетный по отношению к принципу преимущества последующего закона перед предыдущим (“Lex posterior derogat lex prior”): предполагается, что последующий общий закон не отменяет более ранний специальный закон аналогичной юридической силы (“Lex posterior generalis non derogat priori speciali”), если это особо не оговорено в самом законе [3].

READ
Порядок аннулирования лицензии на оружие

Правило “Lex specialis derogat generali” наиболее подходит для разрешения в правоприменительной практике содержательных споров в рамках одного нормативного акта. Как раз о таком споре и пойдет речь в данной статье.

Хозяйственное общество в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”, Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30 “Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности”, а также Приказом Росздравнадзора от 9 октября 2007 г. N 3063-Пр/07 “Об утверждении форм документов, используемых Росздравнадзором при лицензировании медицинской деятельности” обратилось в Департамент здравоохранения города Москвы с заявлением о предоставлении лицензии на медицинскую деятельность в целях осуществления судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств и исследования биологических объектов, в том числе генетической экспертизы.

Несмотря на отсутствие претензий к представленным документам, в адрес хозяйственного общества было направлено уведомление об отказе в предоставлении лицензии, в котором Департамент здравоохранения города Москвы указал, что хозяйственное общество не выполнило лицензионные требования и условия, установленные Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30 “Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности” (далее – Положение о лицензировании).

Департамент здравоохранения города Москвы указал, что согласно п. 2 ст. 52 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (утв. Верховным Судом РФ 22 июля 1993 г. N 5487-1) судебно-медицинская экспертиза производится в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения, в то время как хозяйственное общество к таким учреждениям не относится.

Отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии был обжалован хозяйственным обществом в Арбитражный суд города Москвы. В обоснование своей позиции общество указало, что согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” основанием отказа в предоставлении лицензии является:

наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Как следует из смысла названной нормы, перечень оснований для отказа носит закрытый характер и не подлежит расширенному толкованию. Утверждая о том, что хозяйственное общество не выполнило лицензионные требования и условия, установленные Положением о лицензировании, Департамент здравоохранения города Москвы, по мнению хозяйственного общества, не указал, в чем выражается такое невыполнение.

Было также отмечено, что ссылка Департамента здравоохранения города Москвы на п. 2 ст. 52 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан является несостоятельной и необоснованной в силу следующего. Определением от 16 сентября 2004 г. по делу N КАС04-451 Верховный Суд РФ указал, что ст. 52 Основ, устанавливающая, что судебно-медицинская экспертиза производится в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения экспертом бюро судебно-медицинской экспертизы, не свидетельствует о невозможности проведения судебно-медицинских экспертиз вне приведенных систем и указанными лицами, поскольку именно в этой части ст. 52 Основ, как противоречащая позднее принятым нормам законодательства, не подлежит применению. Таким нормативным правовым актом, принятым позже Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, является Федеральный закон N 73-ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации”, который был принят 31 мая 2001 г. (в ред. от 24 июля 2007 г.).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации” государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами и состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Между тем в силу ст. 41 указанного Федерального закона в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами. На судебно-экспертную деятельность указанных лиц распространяется действие ст. ст. 2, 4, 6 – 8, 16 и 17, ч. 2 ст. 8, ст. ст. 24 и 25 настоящего Федерального закона.

Более того, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан приняты раньше, чем Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации”.

В сложившейся ситуации в отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы применяется упомянутое правило “Lex posterior derogat priori” (“последующий закон отменяет предыдущие”), означающее, что даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон; вместе с тем независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 г. N 13-П), т.е. Федеральный закон “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации”. Такова также и позиция Конституционного Суда Российской Федерации, нашедшая свое отражение в Постановлении от 29 июня 2004 г. N 13-П и Определении от 24 января 2008 г. N 53-О-О, копии которых хозяйственное общество представило вместе с заявлением в арбитражный суд.

READ
Как получить лицензию на техническое обслуживание медицинской техники

Тем не менее Арбитражным судом города Москвы решением по делу N А40-90493/08-21-689, а также Девятым арбитражным апелляционным судом Постановлением по делу N 09АП-5854/2009-АК в иске хозяйственному обществу было отказано.

Мотивируя свой отказ, суды исходили из того, что доводы лицензирующего органа о невозможности осуществления хозяйственным обществом заявленного вида деятельности правомерны, поскольку молекулярно-генетическое экспертное исследование как вид судебно-медицинской экспертизы можно проводить только в специализированном подразделении бюро судебно-медицинской экспертизы, относящемся к учреждениям здравоохранения особого типа, к которому хозяйственное общество не относится.

Отклоняя довод хозяйственного общества в отношении положений ст. 41 Федерального закона “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации”, суды указали на то, что данная норма носит общий характер, которая не может быть распространена на избранный предпринимателем вид медицинской лицензируемой деятельности, поскольку законодатель предусмотрел специальные нормы, регулирующие требования к лицензиатам конкретных видов медицинской деятельности, – ст. 52 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, которая прямо указывает, что судебно-медицинская экспертиза производится в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения.

При этом суд апелляционной инстанции также указал на то, что нормы права, приведенные хозяйственным обществом в обоснование своей правовой позиции, не устанавливают право негосударственных организаций на получение лицензии на осуществление государственной судебно-экспертной деятельности.

Справедливость в данной ситуации была восстановлена Федеральным арбитражным судом Московского округа (далее – ФАС Московского округа), рассмотревшего кассационную жалобу хозяйственного общества.

Суд кассационной инстанции в Постановлении по делу N КА-А40/6043-09 указал, что хозяйственное общество обращалось в Департамент здравоохранения города Москвы за получением лицензии на осуществление коммерческой деятельности по проведению судебно-медицинских экспертиз вещественных доказательств и исследованию биологических объектов, в том числе генетических. В связи с чем является ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о том, что заявитель обращался за получением лицензии на осуществление государственной судебно-экспертной деятельности.

Было также отмечено, что судебные инстанции, соглашаясь с доводами лицензирующего органа, не учли следующего. Статья 41 Федерального закона “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации” определяет регламентацию проведения экспертизы вне государственных судебно-экспертных учреждений. Процессуальное законодательство позволяет проведение экспертизы как в государственных судебно-экспертных учреждениях, так и вне их (ст. 195 УПК РФ, ст. 84 ГПК РФ, ст. 26.4 КоАП РФ, ст. 83 АПК РФ). При этом ч. 2 ст. 41 распространяет действие ряда норм данного Закона на деятельность не только государственных судебно-экспертных учреждений, но также и негосударственных экспертных учреждений. Так, негосударственные экспертные учреждения выполняют аналогичные государственным судебно-экспертным учреждениям задачи. При осуществлении своей деятельности они руководствуются теми же принципами. При осуществлении своей деятельности эксперты негосударственных экспертных учреждений обладают теми же правами и несут те же обязанности, что и эксперты государственных судебно-экспертных учреждений. Негосударственный эксперт подлежит отводу от участия в судебной экспертизе по тем же основаниям, что и государственный. При производстве экспертизы в негосударственных экспертных учреждениях или негосударственным экспертом присутствие участников процесса регулируется процессуальным законодательством и нормами ст. 24 Закона. К заключению негосударственного эксперта предъявляются общие требования Федерального закона “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации”.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 20 декабря 2006 г. N 66 “О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе” указал, что экспертиза может проводиться как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации либо к экспертизе могут привлекаться лица, обладающие специальными знаниями.

С учетом изложенного судебная экспертиза может производиться негосударственными судебно-экспертными учреждениями, в штат которых входят лица, обладающие специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющиеся государственными судебными экспертами.

Ссылка судов на Приказы Минздрава России от 7 октября 2005 г. N 627 “Об утверждении единой номенклатуры государственных муниципальных учреждений здравоохранения” и от 24 апреля 2003 г. N 161 “Об утверждении Инструкции по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы”, как отметил ФАС Московского округа, является ошибочной, поскольку они регулируют деятельность непосредственно государственных учреждений здравоохранения, в систему которых входит бюро судебной экспертизы. Между тем хозяйственное общество является коммерческой организацией.

READ
Какое оружие можно иметь без разрешения

Более того, ни Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”, ни Положение о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ, также не содержат запрета на получение негосударственными организациями лицензии на осуществление коммерческой деятельности по проведению судебно-медицинских экспертиз вещественных доказательств и исследованию биологических объектов, в том числе генетических.

Суд кассационной инстанции также согласился с доводом хозяйственного общества о том, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции” федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты или осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В частности, запрещаются: введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Таким образом, вывод судебных инстанций о невозможности осуществления обществом заявленного вида деятельности, поскольку молекулярно-генетическое экспертное исследование как вид судебно-медицинской экспертизы можно проводить только в специализированном подразделении бюро судебно-медицинской экспертизы, относящемся к учреждениям здравоохранения особого типа, к которому заявитель не относится, является ошибочным.

При таких обстоятельствах, как указал ФАС Московского округа, у судебных инстанций не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя.

В силу того что собирание каких-либо доказательств суду кассационной инстанции не потребовалось, обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции были отменены. Федеральный арбитражный суд Московского округа вынес новое решение об удовлетворении требований хозяйственного общества.

Порядок лицензирования экспертной деятельности

Существует ряд видов деятельности, которые подлежат обязательному лицензированию в Российской Федерации. До сих пор не все знают, нужна ли лицензия на экспертную деятельность. Именно этому вопросу будет посвящена данная статья, но сначала, давайте разберемся, кто же такой эксперт и какие у него есть функции.

Что подразумевается под экспертной деятельностью

Слово эксперт образовано от латинского слова — expertus — открытый. Это специалист, выдающий заключение или суждение по тому вопросу, в котором он имеет более высокие знания, опыт и квалификацию, чем прочие граждане, занимающиеся им.

Часто экспертов привлекают для оценки состояния объекта, для принятия объективных и взвешенных решений. Сфера деятельности данных специалистов: судебная практика, управление компаниями, оценка архитектурных объектов, повторные проверки тех объектов, на которые подаются патенты и т.д.

О том, что такое трасологическая экспертиза, можно прочесть здесь.

Существуют также эксперты, которые специализируются в таких областях, как технические или хозяйственные.

Экспертиза — это действие, направленное на тот или иной материальный объект с целью установления его соответствия тем или иным критериям.

Эксперты в юридической области наделяются особыми правами и обязанностями и приглашаются для проведения решений в процессе экспертизы. Среди первых: возможность узнать все детали дела, присутствовать при проведении судебного заседания и т.д. К обязанностям можно отнести обоснованный вывод по заданному вопросу, так как за предоставление ложных данных он несет уголовную ответственность.

Эксперты обладают не только правами, но и обязанностями при осуществлении своей деятельности.

В ФЗ №73 можно найти дополнительные сведения о гос. судебно-экспертной деятельности в РФ:

  • если в процессе судебного разбирательства возник вопрос, требующий рассмотрения специалистом с соответствующим образованием, то привлекается несколько или один эксперт, или целое учреждение;
  • и истец, и ответчик вправе представлять некоторые вопросы для проведения экспертизы, но только суд определяет, какие из них действительно должны ей подвергнуться. Стороны могут ознакомиться с заключением специалиста, оспаривать его решения или задавать вопросы по нему;
  • при отсутствии всех необходимых материалов для экспертизы суд может признать факт ее осуществления необходимым или ненужным.

Нормативные законы и компетенция эксперта

Если говорить о негосударственных компаниях, которые занимаются экспертной деятельностью, то она регулируется:

  • Законом РФ от 7 февраля 1992 года “О Защите прав потребителей”;
  • Конституцией РФ;
  • КоАП РФ и т.д.

Сейчас не существует какого-то единого перечня требований к негосударственным экспертам, именно в нормативно-правовых актах. Поэтому он условен и субъективен:

  • необходимы свидетельства о гос.регистрации юр.лица и о постановке на налоговый учет;
  • в уставе должен значится в качестве вида деятельности производство экспертиз;
  • у экспертов, которые работают в данной организации, должны быть оформлены с ней трудовые отношения, согласно законодательству РФ;
  • таким же образом должно быть выполнено оформление отношений между заказчиком и экспертной организацией;
  • у такого специалиста должен быть диплом о законченном высшем образовании в той области, в которой он и специализируется;
  • наличие опыта работы в конкретной области и прохождение повышения уровня квалификации.
READ
Получение лицензии ФСБ на криптографию и шифрование

Последние два пункта — особенно важны. От них напрямую зависит качество проводимого исследования, поэтому компании, которые нанимают таких специалистов, как правило, устанавливают очень жесткие рамки отбора.

Для того, чтобы стать экспертом в РФ, нужно получить соответствующее образование и приобрести непосредственный опыт работы.

Для судебных экспертов установлены другие правила. Их статус уже больше зависит от уровня их компетенции, то есть полномочий и знаний, которые просто необходимы в данной области. Они перечислены в ст.55 АПК РФ, ст.25.9 КоАП РФ, ст.57 УПК РФ. Это носится к специалистам, которые осуществляют подобную деятельность в гос.органах и организациях прочего порядка.

По Постановлению Пленума ВАС РФ №66 существуют требования к экспертам в арбитражном процессе:

  • они должны обладать специальными знаниями и быть в составе штата гос. судебно-экспертной организации;
  • специалисты могут быть и из негосударственных учреждений или просто обладающими нужными сведениями. При этом оспаривать их заключения только на том основании, что они работают не в гос.органе, не является правомерным действием.

Все остальные законодательные акты содержат одну формулировку, применимую к судебным экспертам, — наличие специальных знаний.

Что касается их высшего образования, то гос.стандартами были введены новые специальности экспертов, которые могут работать в тех или иных сферах. Время обучения должно составлять 5 лет. Неоконченное высшее образование будет серьезным препоном при устройстве на работу в качестве такого специалиста.

Нужно ли лицензировать экспертную деятельность

В ФЗ №99 от 4 мая 2011 года приведен список тех видов деятельности, которые требуют обязательной процедуры лицензирования. Это те типы, которые каким-либо образом могут угрожать здоровью и правам гражданам РФ, обеспечению безопасности страны или целостности ее государственного строя, а также экологической обстановке внутри страны.

Лицензированию подлежит только та экспертная деятельность, которая осуществляется в определенных законом сферах.

Так как судебно-экспертная деятельность либо какая-либо другая в этой области не отвечает подобным критериям, то она не включена в перечень, который представлен в этом ФЗ.

Однако, есть некоторые виды деятельности, при проведении экспертиз внутри которых, экспертам лицензия понадобится:

  • геодезические и картографические работы на федеральном уровне, которые обладают очень важным значением для всей страны в целом;
  • любая деятельность, связанная с медициной;
  • деятельность, направленная на сохранение объектов культурного наследия;
  • в области промышленной собственности.

Таким образом, лицензия на проведение экспертизы должна выдаваться только на определенные виды деятельности, в которых непосредственно необходимо осуществление подобной процедуры.

Образец заявления на предоставление лицензии есть в этой статье.

Здесь возникает другой вопрос: “Требуется ли тогда наличие сертификата для подобной деятельности?” Снова обратимся за ответом к нормативно-правовым актам РФ. По законам РФ “О защите прав потребителей” и “О сертификации продукции и услуг”, а также Постановления Правительства РФ от 1 декабря 2009 года наличие такого документа вовсе не является обязательным условием для осуществления экспертной деятельности на территории РФ.

Заключение

Экспертная деятельность в РФ регулируется разными, но многочисленными законодательными актами. Все они подчеркивают необходимость наличия у специалистов данной области определенных знаний и умений, которые приобретаются в процессе обучения в ВУЗах и при непосредственной работе.

Лицензирование экспертной деятельности, а также ее сертификация, не являются необходимыми процедурами кроме тех случаев, которые закреплены Федеральным законом №99.

Лицензирование экспертной деятельности. Что такое статус «эксперт»?

Экспертиза может проводиться как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации либо к экспертизе могут привлекаться лица, обладающие специальными знаниями.

Заключение эксперта негосударственной экспертной организации не может быть оспорено только в силу того, что проведение соответствующей экспертизы могло быть поручено государственному судебно-экспертному учреждению.

При поручении проведения экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом, в определении о назначении экспертизы указываются фамилия, имя, отчество эксперта, сведения о его образовании, специальности, стаже работы и занимаемой должности.

В случае проведения экспертизы в негосударственной экспертной организации судом выясняются перечисленные в первом абзаце настоящего пункта сведения, касающиеся профессиональных данных эксперта, в определении о назначении экспертизы указываются наименование негосударственной экспертной организации, а также фамилия, имя, отчество эксперта.

READ
Лицензия на образовательную деятельность для ИП: как получить

Многие участники судебного процесса озадачиваются вопросами:

– «Что такое статус «эксперт»?»

– «Какие документы подтверждают статус и компетенцию судебного эксперта?»

– «Каким требованиям должен соответствовать статус внесудебного эксперта строителя, врача (проектировщика, автотехника, пожарного, патентного поверенного, программиста, технолога), вне штата государственного экспертного учреждения, для участия в судебной экспертизы и подачи заключения в суд?»…

О судебном эксперте в суде общей юрисдикции: – это лицо, владеющее спец. знаниями и назначенное судом в установленном процессуальном порядке (ст. 25.9 КоАП РФ, ст. 55 АПК, ст. 57 УПК, ст. 79 ГПК), для дачи заключения и производства судебной экспертизы. Где видно чтобы закон требовал, чтобы судом назначенная экспертиза обязательно выполнялась штатными сотрудниками экспертного учреждения? Надо напомнить – в качестве эксперта привлекается любое лицо, владеющее знаниями необходимыми для дачи заключения.

Лицензирование видов деятельности в Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Федеральным Законом от 08.01.01 № 128 – ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон), за исключением видов деятельности, поименованных в п.2 ст.1 Закона.

На основании перечня лицензируемых видов деятельности, установленного ст.17 Закона, следует, что экспертная деятельность не подлежит лицензированию. Исключение составляет деятельность по проведению специализированной экспертизы промышленной безопасности.

Нормативно-правовыми актами РФ о сертификации работ и услуг, в частности, Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Законом РФ от 10.06.93 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг», Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1013 «Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации», Постановлением Госстандарта России от 28.02.98 № 5 «О номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации» и другими, в отношение услуг экспертных учреждений обязательная сертификация не установлена.

Таким образом, в соответствии с законодательными актами, деятельность негосударственных экспертных организаций может осуществляться без получения соответствующей лицензии, а оказываемые ими услуги не подлежат сертификации.

Статья 79. Назначение экспертизы

О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ см. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ

1. При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

2. Каждая из сторон и другие лица, участвующие в деле, вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяется судом. Отклонение предложенных вопросов суд обязан мотивировать.

Стороны, другие лица, участвующие в деле, имеют право просить суд назначить проведение экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или поручить ее конкретному эксперту; заявлять отвод эксперту; формулировать вопросы для эксперта; знакомиться с определением суда о назначении экспертизы и со сформулированными в нем вопросами; знакомиться с заключением эксперта; ходатайствовать перед судом о назначении повторной, дополнительной, комплексной или комиссионной экспертизы.

3. При уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.

Формулировки в процессуальном законодательстве РФ.

· Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам (ч. 1 ст. 79 ГПК РФ).

· Производство экспертизы: 1) вне экспертного учреждения, конкретным экспертом (ч.4 ст.199 УПК РФ); 2) в экспертном учреждении (ч.1 ст.199 УПК РФ).

· Экспертиза проводится судебными госэкспертами по поручению руководителя судебно-экспертного учреждения и иными экспертами из числа лиц, обладающих спец. знаниями (ч. 1 ст. 83 АПК РФ).

· Экспертиза проводится экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы (ч. 1 ст. 26.4 КоАП РФ).

· Экспертиза проводится и негосударственными судебно-экспертными организациями, лицами, обладающими специальными познаниями . (ст. 41 Закон “О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ”.

Экспертиза может проводиться как государственными экспертными учреждениями так и негосударственными экспертными учреждениями.

Статус эксперта связан с его компетенцией.

Компетенция – полномочия, обязанности и права эксперта, знания в области методик, теории и практики судебной экспертизы конкретного рода – они определены в: ст. 55 АПК РФ, ст. 85 ГПК РФ, ст. 25.9 КоАП РФ, ст. 57 УПК РФ, ст. ст. 16-17, 41 ФЗ “О гос. судебно-экспертной деятельности в РФ”. И следует заметить, что вышесказанное относится как для негосударственных, так и для государственных экспертов.

READ
Как получить лицензию ФСТЭК

Но компетенцию можно поделить на объективную, т.е. объем знаний, которыми должен владеть эксперт и субъективную компетенцию – объем знаний, его образовательный уровень, экспертный стаж и пр.

Постановление Пленума ВАС РФ №66 от 20 декабря 2006 года (основной арбитражно-правовой ресурс, который раскрывает вопросы законодательства об экспертизе в арбитражном процессе).

Кратко по важным пунктам:

В п.1. ссылаясь на ч.1 ст.83 АПК РФ – «экспертизу руководитель поручает судебным госэкспертами гос. судебно-экспертного учреждения и др. экспертам обладающим спец. знаниями».

В п.2. говорится «экспертиза может проводиться как в гос. судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной организации, либо могут привлекаться лица, владеющие спец. знаниями».

В том же пункте замечено (в целях избегания неаргументированной спекуляции), «заключение эксперта негосударственной экспертной организации не может быть оспорено только ввиду того, что оно проведено не в государственном экспертном учреждении».

Пункт 4. просто и понятно говорит о ч.2 ст. 107 АПК РФ и п.4 ст.82 АПК РФ которые требуют от суда решать вопросы: о размере вознаграждения эксперта (экспертного учреждения или организации), о сроке ее проведения, указать в судебном определнии Ф.И.О. эксперта.

Ст. 13 ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ” придерживается требований только к государственным экспертам. Все процессуальные кодексы и КоАП РФ содержат фразу – “обладание специальными знаниями”.

Высшее образование эксперта.

ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ” не указывает на конкретное высшее образование, процессуальные кодексы также «молчат».

С 2000 года Государственным образовательным стандартом ВВЕДЕНА СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 351100 “Товароведение и экспертиза товаров”, квалификация – товаровед-эксперт;

с 2003 года Государственным образовательным стандартом введена специальность 350600 “Судебная экспертиза”, квалификация – судебный эксперт. Запомните – данными стандартами установлен 5-летний срок образования.

Постановлением Минтруда от 21.01.2000 года N 7 в квалификационный справочник должностей внесена специальность “специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник)”. К эксперту-автотехнику предъявляются требования в виде высшего профессионального (технического) образования (направление подготовки: “Эксплуатация транспортных средств”, “Наземные транспортные средства” по специальности “Автомобилетракторостроение” и “Автомобили и автомобильное хозяйство”), стаж по специальности.

(Замечу – сравните вышесказанное о пятилетнем образовании, со 100-часовым обучением в доморощенных частных, так называемых школах.)

Верховный Суд РФ – о лицензировании экспертной деятельности (Определение 16 сентября 2004 года N КАС04-451 ВС РФ) пришел к выводу – лицензирование экспертной деятельности не требуется, т.к. ст.17 ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” не содержит указания на лицензирование экспертной деятельности. Назначенная судебная экспертиза является процессуальным действием.

При назначении экспертизы по арбитражным, уголовным, гражданским и делам судебный эксперт (государственный и негосударственный), предупреждается об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ, а по административным делам – ст.17.9КоАП РФ несет ответственность за разглашение данных предварительного расследования по ст. 310 УК РФ.

Резюмируя вышесказанное – в отношение услуг экспертных учреждений обязательная сертификация не установлена и статусы государственного и негосударственного эксперта одинаковы.

Это полезно знать…

В силу процессуального законодательства эксперт имеет право выйти за пределы поставленных перед ним вопросов, в виду того, что судьи и следователи не знакомы с возможностями экспертизы и зачастую некомпетентно формулируют вопросы.

Ссылки для изучения нормативных документов:

Лицензируется ли экспертная деятельность для проведения судебно – медицинских экспертиз?

Лицензируется ли экспертная деятельность для проведения судебно – медицинских экспертиз?

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила, что деятельность по производству судебно-медицинских экспертиз невозможна без получения лицензии на право осуществления медицинской деятельности.

Необходимо получение лицензии на право осуществления медицинской деятельности по такому виду медицинской деятельности как «судебно – медицинская экспертиза»

Да, необходимо получение лицензии на право осуществления медицинской деятельности по такому виду медицинской деятельности как «судебно – медицинская экспертиза», даже если проводится экспертиза медицинской документации, без очного освидетельствования пациента.
Если судебно-медицинская экспертиза проведена компанией, не имеющей лицензии на осуществление медицинской деятельности по судебно-медицинской экспертизе (доврачебной помощи или амбулаторно – поликлинической медицинской помощи) – такая экспертиза признается судом.

Нормативно-правовые акты, определяющие необходимость получения лицензии на судебно-медицинскую экспертизу

В соответствии с:
1. п. 46 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

46) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”).

судебно-медицинской экспертизе
· судебно-медицинской экспертизе вещественных доказательств и исследованию биологических объектов (биохимической, генетической, медико-криминалистической, спектрографической, судебно-биологической, судебно-гистологической, судебно-химической, судебно-цитологической, химико-токсикологической)
· судебно-медицинской экспертизе и исследованию трупа
· судебно-медицинской экспертизе и обследованию потерпевших, обвиняемых и других лиц.»

READ
Как получить лицензию на проведение геодезических работ

3. Письмом Минздрава России от 24.09.2015 N 14-1/2069751 «О проведении судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз на территории Российской Федерации».

«…..Согласно пункту 1 статьи 62 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы проводится в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в медицинских организациях экспертами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной судебно-экспертной деятельности.
В свою очередь, пункт 11 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона регламентирует, что медицинская организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.».

Таким образом, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз на территории Российской Федерации возможно юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии.

4. Судебная практика, где суд удовлетворил ходатайство о признании судебно-медицинской экспертизы недействительной из-за отсутствия лицензии:

5. Полезная выдержка из статьи Елагиной Е.В. «Наличие аттестации эксперта и лицензии на право осуществлять определенные виды деятельности – факторы, влияющие на допустимость экспертного заключения» // КриминалистЪ. 2014. N 1 (14). (это могут быть доводы истца)

«Все организации, осуществляющие названные виды деятельности, должны получать соответствующие лицензии. Как ни парадоксально, но еще не изжита практика осуществления судебно-медицинской экспертной деятельности (как организациями, включая бюро судебно-медицинской экспертизы, так и физическими лицами) без соответствующей лицензии. При этом в обоснование правомерности производства экспертизы в отсутствие лицензии приводится Решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2004 г. № ГКПИ2004-738, принятое в результате рассмотрения гражданского делапо заявлению Я. Индивидуальный предприниматель Я., имеющий высшее медицинское образование и экспертный стаж работы в области судебной медицины более 25 лет, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 06.020, 06.020.1, 06.020.2, 06.020.3, 06.020.4 раздела 06 «Прочие работы и услуги» Номенклатуры работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 июля 2002 г. № 238 (в редакции от 22 октября 2003 г. № 502). В заявлении указано, что оспариваемые пункты Номенклатуры предусматривают лицензирование судебно-экспертной деятельности, что противоречит ст. 195 УПК РФ и ст. 41 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В связи с отсутствием у Я. такой лицензии при проведении судебно-медицинской экспертизы, назначенной постановлением следователя, Елизовский городской прокурор вынес постановление о привлечении его к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Верховный Суд Российской Федерации принял следующее решение: с учетом вышеизложенного оспариваемые предписания Номенклатуры работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, неправомерно устанавливающие лицензирование судебно-экспертной деятельности, подлежат признанию недействующими. Данный вывод не может быть опровергнут и ссылками на содержание раздела IX Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1, в котором судебно-медицинская экспертиза отнесена к медицинским экспертизам. В силу ч. 4 ст. 52 названных Основ порядок организации и производства судебно-медицинской экспертизы устанавливается законодательством Российской Федерации. Таким специальным законодательством являются Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и соответствующие процессуальные кодексы, которые не содержат норм о лицензировании судебно-экспертной деятельности и (в отличие от ст. 52 Основ) позволяют производить судебно-медицинские экспертизы вне медицинских учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения лицами, не являющимися государственными судебными экспертам.».

ЗАМЕТИМ, что данное решение Верховного суда оказалось в корне не верным и было опровергнуто Кассационной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.

6. Ддополнение – выдержка из другой статьи “Лицензия – не индульгенция” А.Старченко “Медицинский вестник”, 2015, N 19 поддерживающая этот вывод.

«Аналогом экспертной деятельности в системе ОМС является экспертная судебно-медицинская деятельность. Она включает, в частности, проведение судебно-медицинской экспертизы по материалам уголовных и гражданских дел, которая приказом Минздрава России от 26 июля 2002 г. N 238 “Об организации лицензирования медицинской деятельности” была отнесена к работам и услугам, подлежащим лицензированию. Однако Решением Верховного Суда РФ от 23 июня 2004 г. N ГКПИ2004-738 был признан недействующим (со дня вступления решения суда в законную силу) пункт 06.020.3 “судебно-медицинская экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел” раздела 06 “Прочие работы и услуги” Номенклатуры работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 июля 2002 г. N 238, в редакции от 22 октября 2003 г. N 502.»

При всем уважении к Верховному Суду нельзя не отметить некоторую нелогичность и бессистемность приведения аргументов, а также некорректное использование содержания федеральных законов и нормативных актов, регулирующих производство судебной экспертизы, в частности судебно-медицинской, следствием чего явилось принятие необоснованного решения.
Наш вывод подтверждается и решением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. Кассационная инстанция, рассмотрев материалы, установила следующее:

“удовлетворяя заявленное требование, Верховный Суд Российской Федерации сослался на несоответствие такого предписания действующему федеральному законодательству, в частности ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в которой в качестве подлежащей лицензированию предусмотрена медицинская деятельность и не предусмотрена в качестве таковой судебно-экспертная деятельность. Следовательно, как указал суд в своем решении, проведение судебно-медицинских экспертиз, будучи составной частью судебно-экспертной деятельности, также не подлежит лицензированию. Однако такой вывод суда первой инстанции является ошибочным. Несмотря на то, что сама по себе судебно-экспертная деятельность в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» не подлежит лицензированию, однако проведение судебно-медицинских экспертиз как «составная часть судебно-экспертной деятельности» вместе с тем является и одним из видов деятельности по проведению медицинских экспертиз. Эта же деятельность (проведение медицинских экспертиз), как правильно отметил и суд в своем решении, представляет собой один из видов медицинской деятельности, подлежащей лицензировании.”

Стоит быть внимательными.

READ
Какое оружие можно иметь без разрешения

Решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2004 г. отменено, и ссылка на него в обоснование отсутствия необходимости получения лицензии для осуществления судебно-медицинских экспертиз является своего рода спекуляцией.

С Уважением,
Отдел правового обеспечения «Мед-ЮрКонсалт».

Порядок лицензирования экспертной деятельности

Институт СЭиК в Москве

Главный офис:

г. Москва, просп. Кутузовский, д. 36, корп. 3
Получить консультацию и (или) заказать услугу:

Эл.почта: info@ceur.ru

Стоимость: от 10 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость : от 25 000 руб.
Срок: от 3 дней

Стоимость: от 10 000 руб.
Срок: от 2 дней

Стоимость: от 40 000 руб.
Сроки: от 30 дней

Стоимость: от 10 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость: от 50 000 руб.
Сроки: от 5 дней

Стоимость: от 15 000 руб.
Сроки: от 5 дней

Стоимость: от 10 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость : от 50 000 руб.
Срок: от 2 дней

Стоимость: от 20 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость : от 30 000 руб.
Срок: от 5 дней

Стоимость от 15 000 руб.

Срок от 5 дней

Стоимость: от 20 000 руб.
Сроки: от 2 дней

Стоимость: от 5 000 руб.
Срок:
от 3 дней

Стоимость: от 15 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость: от 20 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость: от 10 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость: от 10 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость: от 10 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость: от 10 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость: от 20 000 руб.
Срок: от 3-х дней

Стоимость: от 20 000 руб.
Срок: от 3 дней

Стоимость: от 20 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость: от 15 000 руб.
Сроки: от 2 дней

Стоимость: от 25 000 руб.
Срок
: от 5 дней

Стоимость: от 15 000 руб.
Срок: от 2 дней

Стоимость : от 10 000 руб.
Срок: от 2 дней.

Стоимость: от 40 000 руб.
Сроки: от 5 дней

Стоимость: от 10 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость : от 30 000 руб.
Срок: от 5 дней

Стоимость: от 15 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость: от 40 000 руб.
Срок: от 10 дней

Стомиость: от 5000 руб.
Срок: от 2 дней.

Услуги в городе Москва

НОЧУ ДПО «Институт судебных экспертиз и криминалистики» проводит судебные экспертизы для органов государственной власти по поручению арбитражных судов, судов общей юрисдикции, федеральной службы безопасности Российской федерации, полиции, прокуратуры, следственных органов, государственных и муниципальных предприятий, государственных учреждений, коммерческих организаций и частных лиц.

Источники:
http://prava.expert/litsenzii/na-ekspertnuu-deyatelnost.html
http://wiselawyer.ru/poleznoe/36738-osobennosti-polucheniya-licenzii-osushhestvlenie-sudebno-ehkspertnoj-deyatelnosti
http://kredfin.info/poryadok-licenzirovaniya-ekspertnoy-deyatel-nosti.html
http://cons-systems.ru/litcenzirovanie-kspertnoy-deyatelnosti-chto-takoe-status-kspert
http://medurconsult.ru/info/articles/analitika/litsenziruetsya-li-ekspertnaya-deyatelnost-dlya-provedeniya-sudebno-meditsinskikh-ekspertiz/
http://ceur.ru/news/item134196/
http://prava.expert/litsenzii/na-gazovoe-oruzhie.html

Ссылка на основную публикацию