Суть и понятие экологического лицензирования
Экологическое лицензирование – это одно из обязательных условий ведения предпринимательской деятельности, которая может вредить окружающей среде. Также такая разрешительная документация получается в случае, если предпринимателю необходимо использовать для своей деятельности природные ресурсы. О том, какие нормативно-правовые акты регулируют этот вопрос, как получить такую лицензию и могут ли её аннулировать, вы узнаете из нашей статьи.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !
Понятие и назначение экологического лицензирования
Экологическая лицензия как результат экологического лицензирования — это разрешительный документ, который выдаётся контролирующим органом в пользу предприятия (или предпринимателя), и позволяет ему пользоваться природными богатствами (водой, недрами и прочим).
Основная цель введения такого рода ограничений на использование природных ресурсов – это предотвращение загрязнений окружающей среды и контроль расхода восстанавливаемых и невосстанавливаемых объектов окружающей среды.
Нормативно-правовые акты
Одна из главных особенностей экологического права заключается в том, что регулируются правоотношения в сфере охраны природных ресурсов не одним кодексом, а множеством различных нормативно-правовых актов.
В данном случае наиболее приоритетными Федеральными Законами являются ФЗ «О животном мире», «Об использовании земель и недр», «Об охране вод» и «Об охране окружающей среды». Именно на их основании контролирующий орган принимает решение о том, имеет ли заявитель право получить лицензию или нет. Кроме того, отдельные процессуальные нюансы получения разрешительной документации предусмотрены Федеральным Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Какие виды деятельности подлежат лицензированию
Физическим и юридическим лицам экологическая деятельность разрешена лишь в определённых сферах, перечень которых строго нормирован на законодательном уровне. Все виды разрешённых работ можно условно поделить на две группы: с использованием и без использования природных ресурсов.
В первую категорию включается любая предпринимательская деятельность, которая требует использования объектов природной среды. Такое взаимодействие может быть как активным (изъятие ресурса и его переработка) так и пассивным (мониторинг или использование грунтов).
Утверждённый законом перечень деятельности, которая требует использования природных ресурсов, выгляди следующим образом:
- Любой вид земледелия (как сбор воспроизводимых в природе ресурсов, так и высаживание собственных сельскохозяйственных культур).
- Вырубка или другое использование лесов.
- Использование водоёмов, созданных природой, для ловли и разведения рыбы, либо для выкачивания или слива воды.
- Исследования земель, флоры или фауны.
- Отслеживание экологической ситуации в определённой местности.
- Утилизация отходов.
- Отлов животных, которые родились в дикой природе.
Вторая категория – это сопутствующая экологическая деятельность. Она не касается напрямую экологической сферы, но может представлять для неё серьёзную опасность, поэтому получение экологической лицензии также необходимо. На данный момент перечень сопутствующей деятельности в сфере экологии выглядит следующим образом:
- Перевозка и производство опасных для природы грузов;
- Работа с нефтепродуктами;
- Хранение и перевозка любо военной техники;
- Обработка, хранение и транспортирование токсичных веществ;
- Любое строительство на территориях, которые имеют особый экологический статус.
Виды лицензий
Лицензия по экологии имеет определённую классификацию, связанную с видом деятельности, который необходимо узаконить. На данный момент на территории Российской Федерации выделяют следующие виды экологических лицензий:
- На картографическую разведывательную деятельность.
- На использование подземных вод.
- На пользование наземными водами.
- На добычу полезных ископаемых.
- На захоронение отходов.
- На геодезические исследования.
- На работу с металлами.
Порядок подачи заявления на лицензию необходимые документы
Процессуальными документами установлен определённый порядок получения разрешительной экологической документации. На момент 2018 года этот процесс состоит из следующих этапов:
- Сбор документации и написание заявления.
- Подача пакета документов в контролирующий орган, созданный при Министерстве экологии и природных ресурсов.
- Рассмотрение заявки. На этот этап у ответственного за проверку органа есть 30 рабочих дней. Рассчитываются они за вычетом всех официальных выходных, предусмотренных КЗоТ-ом. Если вопрос касается больших территорий, государственных заказов или особенно опасных веществ, то срок рассмотрения заявления продлевается до 90 дней, но до истечения первых 30 дней заявителя должны об этом предупредить.
- При получении некоторых видов лицензии представитель контролирующего органа выезжает на само предприятие и проводит очную проверку.
- Если все этапы оценивания были пройдены успешно, тогда гражданин получает свою лицензию. На руки она не выдаётся, данные о ней просто вносятся в соответствующий реестр.
Самая важная стадия из всего процесса получения лицензии – сбор необходимой документации, так как именно на её основе контролирующий орган будет принимать решение о соответствии кандидата ключевым требованиям.
У каждого вида экологической лицензии есть свои дополнительные нюансы при составлении пакета документов, но основной список схож для всех типов и выгляди следующим образом:
- Заявление, заполненное на бланке. В нём указываются данные о заявителе (физическом или юридическом лице), информация о предприятии, о том, на какой срок необходимо получить разрешение.
- Квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины.
- Документы из реестра юридических лиц.
- Бумаги, подтверждающие отсутствие задолженностей перед налоговой и пенсионным фондом;
- Техническая документация предприятия.
- Данные о сотрудниках, их уровне квалификации.
Срок действия и как продлить
Срок действия лицензии может варьироваться от нескольких месяцев до множества лет. Также закон предусматривает возможность получения бессрочной лицензии (например, на использование подземных вод). То, сколько будет действовать лицензия, прямо зависит от её вида и от того, для каких целей она получалась.
Например, если разрешительная документация необходима для выполнения государственного заказа, то и лицензия будет выдаваться на тот срок, который необходим для исполнения обязательств по нему. Если же гражданину нужна лицензия для собственного бизнеса, тогда срок действия того разрешения будет определяться его требованием, законом и решением контролирующего органа.
Любая лицензия (кроме бессрочной) может быть продлена. Для этого гражданин подаёт в лицензирующий орган своё заявление с копией чека об оплате госпошлины и со всеми документами, которые подавались им при получении первичной лицензии. В течение 30 дней без права продления заявление рассматривается, после чего контролирующий орган выдаёт свой вердикт.
Если разрешительная документация выдавалась для определённого проекта, и он был завершён раньше, тогда её срок будет сокращён для того, чтобы она не была использована предпринимателем для иных целей.
Аннулирование и приостановление действия
Экология не может быть защищена только лицензией, во многом сохранность природы зависит от благоразумности людей, поэтому лицензия может быть аннулирована, если гражданин выходит за рамки её действия и начинает преувеличивать свои права.
Аннулирование лицензии может быть инициировано контролирующим органом, органом местного самоуправления либо органом исполнительной власти только в том случае, если предприниматель нарушил закон в сфере экологического права, либо вышел за рамки действия лицензии. В любом другом случае санкции за правонарушение не могут касаться лицензии.
Приостановить действие лицензии – это одновременно и право и обязанность предпринимателя. Если компания на некоторое время прекращает свою деятельность, её руководитель обязан подать заявление о заморозке разрешительной документации, выданной бессрочно. Необходимо это для того, чтобы контролирующие органы не тратили своё время на мониторинг неработающего предприятия и дополнительную отчётность.
Заключение
Для охраны окружающей среды Российской Федерацией был выбран путь лицензирования предпринимательской деятельности в сферах, которые могут представлять опасность для природных богатств государства. Этот метод ограничения и контроля бизнеса вызывает споры в кругах законодателей, но на данный момент он остаётся единственным, и избежать получения экологической лицензии не получится, если гражданин хочет заниматься предпринимательством законно.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
Суть и понятие экологического лицензирования
В зависимости от специфики деятельности по охране окружающей среды в положении о лицензировании соответствующего вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов.
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими данному Закону. Экологическое лицензирование — это совокупность выдающих лицензии экологических инстанций, законодательных актов и процессуальных норм. Экологическое лицензирование строится исходя из объекта лицензирования.
Экологическое лицензирование контрольная работа.doc
Так, наряду с собственно лицензиями (на право пользования недрами, добычу полезных ископаемых, пользование лесным фондом, отстрел животных и т. д.) применяются разрешения (на выброс в атмосферу и сброс в поверхностные водоемы загрязняющих веществ, на размещение отходов на территории и др.), лесорубочный билет (ордер), лесной билет и др.[. ] Виды деятельности, требующие лицензии для их осуществления, определяются действующим законодательством. Физическим и юридическим лицам экологическая деятельность разрешена лишь в определённых сферах, перечень которых строго нормирован на законодательном уровне. Все виды разрешённых работ можно условно поделить на две группы: с использованием и без использования природных ресурсов.
Лицензионные требования и условия — это совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.
В некоторых случаях решение не может быть принято в течение этого времени. Отчасти это связано с тем, что материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» относятся к объектам обязательной государственной экологической экспертизы (ст. 11, 12). Хотя Закон безоговорочно относит данный вид деятельности к объектам обязательной государственной экологической экспертизы, на практике в ряде ситуаций в такой экспертизе нет необходимости. Например, к объектам экспертизы не относятся заявления и другие материалы, касающиеся разрешений на выброс загрязняющих веществ.
Также такая разрешительная документация получается в случае, если предпринимателю необходимо использовать для своей деятельности природные ресурсы.
В соответствии с Лесным кодексом РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование (ст. 71).
Лицензия (от лат. licentia — свобода, право) в общем виде определяется Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» [74] как официальный документ компетентного государственного органа, содержащий специальное Разрешение (право) на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Понятием «лицензирование» в том же законе обозначены мероприятия, связанные с выдачей, переоформлением, приостановлением и аннулированием лицензий, а также с надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий (ст. 2).
Лицензируемые виды экологически значимой деятельности
Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. N 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» установлена особенность лицензирования на уровне субъектов РФ. Деятельность, лицензия на осуществление которой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, о таком намерении.
Понятие «государственная система лицензирования», определяемое как единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление, введено в РФ природоохранным законом «О недрах» [25]. В нем лицензия определена как документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование (недрами) в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им оговоренных требований и условий (ст. 2).
Например, геологическое изучение (не просто научное исследование, а более практическое исследование с экономической точки зрения для возможности ее использования), разведка и добыча полезных ископаемых (одновременно либо взаимосвязано), строительство и эксплуатация подземных сооружений, создание особо охраняемых объектов (редкий вид недрапользования, т.к. такие объекты должны быть обращены к людям), создание палеонтологических и иных коллекций.
Одна из главных особенностей экологического права заключается в том, что регулируются правоотношения в сфере охраны природных ресурсов не одним кодексом, а множеством различных нормативно-правовых актов.
Если государственный орган принимает решение об отказе в выдаче лицензии, такое решение должно быть мотивированным и обоснованным, т.е. должно иметь законные основания. Согласно законодательству такими основаниями являются: а) наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации; б) отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности, и условиям безопасности. Положение о порядке лицензирования экологической деятельности в г.
Если производится деятельность, связанная с природным ресурсом, требуется лицензирование видов деятельности по обращению с данным ресурсом.
Лицензионные органы могут приостановить действие лицензии или аннулировать ее в случаях, предусмотренных нормативным актом.
Все материалы на сайте представлены исключительно для ознакомления. Все права на книги остаются за авторами. Если вы являетесь автором той или иной книги и не хотите видеть её на сайте, то напишите нам и мы в кротчайшие строки удалим её.
По видам деятельности различают использование ресурса для личных нужд, для целей бизнеса — на этапе строительства, эксплуатации или вывода из эксплуатации. Обосновывающая документация для приостановления действия или аннулирования лицензии готовится подразделением по лицензированию. Официальным документом, удостоверяющим приостановление действия или аннулирование лицензии, является Решение лицензионного органа об аннулировании (приостановлении) действия лицензии, в котором приводится мотивированное обоснование принятого решения и указывается дата вступления его в силу.
Из-за сокращения контрольных мероприятий произошли изменения. Для лесопользования, водопользования лицензии больше не применяются. До 2007 существовали различные лесорубочные билеты и т.д. К началу 2008 года лицензирование окончательно исчезло из лесопользования. Такая же ситуация и для водопользования. Законодатель пытается максимально от них отказаться.
Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования.
Пользование недрами. В соответствии с законом О недрах, пользование недрами допускается только при наличии лицензии – ст.11 и 12. В эти статьи внесено большое количество изменений. Звучат сложно. Лицензирование обязательно. Предоставление участков недр в пользование происходит вместе с решением о разделе продукции. Т.е. существуют взаимосвязанные с разделение продукции лицензии. Определяются виды деятельности, для которых обязательная лицензия (ст.11,12).
Понятие «экологическая лицензия» пока в правовых актах не закреплено, хотя в литературе, например, по экологическому праву употребляется. Как правило, под термином экологическая лицензия понимается лицензия в области охраны окружающей природной среды или использования природных ресурсов.
Лицензирование различных сфер деятельности имеет место, когда выдаются разрешения на пользование недрами, подземными-надземными водами, земельных массивов, атмосферного воздуха.
Это гарантированная законом для всех граждан возможность. Такое природопользование не требует специального разрешения. Специальное природопользование производится на основе полученных разрешений от компетентных органов государства. Так использование земельного участка для жилищного или иного строительства уже требует оформления документов на земельный участок, на сооружение здания или других построек. В Российской Федерации существует один из эффективных способов, обеспечивающих охрану окружающей среды – экологическое лицензирование.
При оказании предприятием негативного воздействия на окружающую среду также требуется лицензия. Пример: лицензия на отходы.
В нее включается деятельность по специальному природопользованию, к примеру, пользованию недрами, животным миром, а также иные виды, в том числе: — сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, размещение опасных отходов; — выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления; — выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления; — оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации; — в области использования источников ионизирующего излучения. Ко второй группе относится деятельность, не являющаяся изначально природоохранной, но имеющая отношение к охране окружающей среды.
Именно на их основании контролирующий орган принимает решение о том, имеет ли заявитель право получить лицензию или нет. Кроме того, отдельные процессуальные нюансы получения разрешительной документации предусмотрены Федеральным Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Некоторые особенности юридического оформления права пользования недрами предусмотрены Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Таким образом, в самом первом приближении под экологической лицензией может подразумеваться разрешение на природопользование; на выбросы, сбросы, размещение вредных веществ (в т.ч. отходов) с указанием способов охраны и рационального природопользования, а также обеспечения экологической безопасности человека и окружающей его природной среды. Процесс подготовки документов, экологическая экспертиза соответствующих материалов и процедура выдачи разрешения, а также надзор за выполнением условий его реализации и есть по сути экологическое лицензирование. В процессе природопользования и осуществления иных видов деятельности, связанных с возможным воздействием на окружающую природную среду, может причиняться экологический вред. Если такая деятельность допускается на лицензионной основе, то совершенно естественно, что на стадии, предшествующей выдаче лицензии, важно получить гарантии компенсации этого вреда. Гарантии в любой форме должны быть предоставлены предприятием или гражданином, претендующими на получение лицензии, государственным органам, уполномоченным выдавать лицензии.
Экологическое лицензирование: понятие и виды, оформление и выдача лицензии
Экологическое лицензирование — это один из самых эффективных и актуальных методов охраны и сохранения природных ресурсов, что позволяет вести над ними постоянный контроль и регулировать вопросы незаконной вырубки лесов, добычи полезных ископаемых или истребления редких животных.
Главное его предназначение – обеспечение безопасной и рациональной деятельности предприятий, способных нанести вред экологическому состоянию территорий и здоровью граждан.
Понятие и назначение
Экологическое лицензирование – это право на использование природных ресурсов (вод, земель, недр и лесов) в ходе производства с указанием природоохранных отягощений и правил рациональной с экологической точки зрения деятельности. В первую очередь оно необходимо для того, чтобы максимального ограничить вред от токсичных отходов и выбросов мусора, без которых не обходится ни одно производство.
Процесс оформления и выдачи разрешений основывается на следующих законах и правоустанавливающих нормах:
- Закон «О животном мире».
- «Об охране вод».
- «Об использовании земель и недр».
- «Об охране окружающей среды».
Субъекты лицензирования – это физические и юридические лица, желающие получить разрешение на косвенное использование природных ресурсов в ходе производства.
Объекты лицензирования – природные ресурсы, которые принадлежат государству и его гражданам, целостность которых находится под опекой природоохранных органов.
Виды лицензий
Разрешения выдаются индивидуально по каждому из видов деятельности:
- Использование недр. Наличие данного документа дает право на поиск и добычу полезных ископаемых, а также на проведение геологических и сейсмологических исследований.
- Лицензия на работу с металлами. Необходима в случае любых манипуляций с металлами: хранение, транспортировка, переплавка и т. д.
- Геодезические исследования. Разрешение на полевые работы на участке с указанием используемых геодезических инструментов и проведенных процедур (установка марок, реперов и передвижных точек).
- Использование наземных вод и подземных скважин. Разрешение необходимо в случае исследования подземных источников, а также для свободного выкачивания вод из природных водоемов.
- Картографическая деятельность. Исследование территорий для создания и оформления топографических материалов также требует получения специальной лицензии.
Все нюансы оформления лицензии на деятельность по обращению с отходами рассмотрены на следующем видео:
Виды деятельности, подлежащие лицензированию
Деятельность, полностью или частично основанная на использовании природных ресурсов, наносит ущерб государству и его гражданам, а также несет экологическую угрозу, способную нанести вред здоровью жителей, проживающих на смежных территориях. Именно поэтому любая деятельность, связанная с эксплуатацией данных ресурсов должна проходить в соответствии с законом и регулироваться правовыми нормами.
Выделяют две основные группы, подлежащие обязательному лицензированию. К первой относятся виды деятельности, непосредственно связанные с эксплуатацией природных недр, а именно:
- вырубка и использование лесов;
- земледелие;
- использование природных водоемов для ловли рыбы и выкачивания воды;
- утилизация, выбросы или хранение вредных и токсичных отходов, мусора, остатков производства и других веществ;
- картографические и геодезические исследования земель;
- геологическое и геоморфологическое обследование недр;
- мониторинг и наблюдение за экологической ситуацией;
- организация спортивной ловли рыбы или соревнований по охоте;
- сбор, обработка и продажа лечебных и других дикорастущих трав и цветов;
- вылов диких животных;
- деятельность экологических организаций по охране природы.
Во вторую группу входят виды деятельности, которые косвенно связаны с использованием природных ресурсов и загрязняют окружающую среду в ходе производства:
- транспортировка грузов, которые могут нанести вред окружающей среде;
- добыча, обработка и хранение нефтепродуктов;
- проектирование и строительство на землях природоохранного значения;
- производство, хранение, а также использование токсичных веществ, предназначенных для истребления крыс и других паразитов;
- транспортировка и хранение военной техники;
- производство веществ, способных провоцировать инфекционные и другие заболевания человека и животных.
Данная классификация позволяет тщательно вести учет и контроль над эксплуатацией природных ресурсов, поскольку он ведется не только уполномоченными государственными органами, но и природоохранными организациями.
Необходимые документы и порядок выдачи
Процесс оформления и выдачи экологической лицензии начинается со сбора и систематизации всей необходимой информации. Это очень важный этап, ведь к перечню документов предъявляются большие требования, а наличие всей необходимой информации обязательно.
В бланке заявления физические лица должны указать:
- свое имя, фамилию и отчество;
- серию и номер паспорта;
- идентификационный номер;
- место прописки и проживания;
- место работы и должность;
- срок, на который требуется получить разрешительную лицензию.
Юридические лица должны предоставить полную информацию о своей компании:
- данные владельцев;
- адрес;
- наименования и виды деятельности;
- контакты юристов, банка и номер счета, по которому будет идти оплата за оформление разрешения.
К заявлению должны быть приложены следующие документы:
- чек об оплате за предоставленные юридические услуги и подачу заявления;
- документы, подтверждающие юридическую деятельность предприятия, или же заверенные штампом юриста копии;
- заверенное подтверждение регистрации компании в государственной системе;
- справка из налоговой службы.
Это основной перечень документов, который в зависимости от конкретной ситуации может быть дополнен следующими материалами:
- Данные о специалистах и сотрудниках компании, отвечающих за виды деятельности, попадающих под лицензирование, а также документы, подтверждающие их квалификационный уровень подготовки (аттестаты, дипломы и др.). В случае, если документы не будут предоставлены, персонал пройдет аттестацию в обязательном порядке.
- Данные о техническом и нормативно-правовом обеспечении производства, особенно если речь идет о хранении и изготовлении опасных и токсичных веществ.
- Обоснование необходимости использования природных недр и земель с экологической точки зрения.
Когда все необходимые документы вместе с заявлением будут предоставлены в соответствующий орган для регистрации, они поступают на очередь к рассмотрению.
В случае, если проверка информации требует больше усилий и дополнительного времени, этот срок может быть продлен до 90 дней, но не дольше.
Отказ в выдаче лицензии должен иметь законные основание и существенные причины, указанные в письменном виде. Существенным поводом для отказа может стать одно из нарушений:
- Неверность предоставленной информации – умышленно или случайно.
- Недостаточный профессиональный уровень персонала, не прошедшего аттестацию.
- Экспертное заключение, не подтверждающее наличие необходимой технической и нормативно-правовой базы для безопасной деятельности предприятия.
О том, как получить лицензию на вывоз мусора — читайте здесь.
Содержание лицензии
Перечень информации, которая должна быть указана в разрешении, постановлен законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и состоит из следующих пунктов:
- Данные о юридическом или физическом лице, которому оно выдано.
- Сроки начала и окончания действия лицензии.
- Вид использования окружающей среды, на который дается разрешение.
- Условия и ограничения природоохранной деятельности предприятия.
- Номенклатура документа и дата выдачи.
Лицензия вступает в силу с момента ее выдачи и до окончания срока, указанного в заявлении. Минимальный срок действия – 3 года, но в особых случаях он может быть сокращен. По окончанию действия документ необходимо продлить в том же порядке, в котором он выдавался в первый раз.
В случае, если владелец разрешения не придерживается указанных в нем условий, оно может быть аннулировано той организацией, которой было выдано. Также документ ликвидируется после смерти физического лица или после прекращения существования предприятия.
Экологическое лицензирование
Экологическое лицензирование — деятельность компетентных государственных органов, связанная с выдачей лицензий (разрешений) предприятиям, организациям и учреждениям в зависимости от организационно-правовой формы, а также физическим лицам,осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на природопользование или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся окружающей среды.
Лицензия– мера публично-правового регулирования. Формы документов, выполняющих функции лицензирования:
• лицензия (право на пользование недрами, комплексное природопользование);
• разрешение (на выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов);
• ордер (лесорубочный, лесной билеты).
Виды экологически значимой деятельности, на осуществление которой требуетсялицензия:
• непосредственное природопользование и охрана окружающей среды от вредных воздействий (экологическое аудирование, промышленное рыболовство и др.);
• деятельность, не являющаяся изначально природоохранной, но имеющая значение для окружающей среды (хранение нефтепродуктов, производство дезинфекционных средств и др.).
Виды лицензии:
б) на пользование отдельными природными ресурсами;
• на удаление отходов в объекты окружающей среды.
Виды лицензируемой деятельности в России в сфере охраны окружающей среды:
• утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов (кроме радиоактивных);
• проведение природоохранных работ на территориях (акваториях), хозяйственных и природных объектах;
• экологическая паспортизация оборудования, производств, предприятий, производственных природных объектов, территорий;
• проведение экологического аудирования производств и предприятий природопользователей и субъектов предпринимательства;
• осуществление деятельности, связанной с оценкой экологической безопасности материалов, веществ, технологий, оборудования, промышленных производств и промышленных объектов;
• утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение опасны
х для окружающей природной среды материалов и веществ;
• проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду проектируемых и действующих предприятий, в том числе разработка раздела “Охрана окружающей среды” в составе предпроектной и проектной документации.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома – страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8721 – | 7131 – или читать все.
95.47.253.53 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Как проводится лицензирование экологической деятельности: 5 правил
Экологическое лицензирование представляет собой процесс выдачи разрешения, в соответствии с законодательством Российской Федерации, на использование природных ресурсов или на проведение других видов хозяйственной деятельности специально сформированными для этого государственными органами.
Основная цель экологического лицензирования – защита природных ресурсов страны от отрицательного влияния и ограничение ущерба, обусловленного попаданием из промышленных отраслей во внешнюю среду токсичных отходов и мусора. Лицензирование представляет собой важнейший административно-правовой документ в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Объекты экологического лицензирования
Соответствующими объектами являются:
- Работа с опасными отходами. Контроль на вывоз, обработку, хранение и утилизацию отходов производит Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (в соответствии с Федеральным Законом №458-ФЗ), а также Росприроднадзор. Вышеуказанные службы, по своему усмотрению, дают положительный ответ на запросы, об осуществление тех или иных видов действий с различными отходами. Причем, выделяется шесть видов лицензий.
- Пользование животным миром. В России реализовывают многообразные виды такого пользования: охота; рыболовство; изучение и проведение исследовательских мероприятий, плюс применение фауны в научных и культурно-просветительских целях. Также, повсеместно применяются лечебные свойства объектов животного мира.
- Недропользование. Извлечение, употребление и исследование полезных ископаемых для различных целей (геолого-геофизические работы, геологическая съемка, мониторинг вулканической активности и др.). Что представляет собой налог на добычу полезных ископаемых и кто его должен платить – узнайте тут.
- Животноводство. В этом случае, во избежание лицензирования, навоз (как отход сельскохозяйственного производства) зачастую оформляют как органическое удобрение.
- Объекты флоры и фауны. Лицензирование деятельности по использованию определенных ресурсов природы предусматривается надлежащими специальными нормативными актами, так как ФЗ №128 не распространяется на использование объектов флоры и фауны.
Как получить лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов – узнайте в этом видео:
Виды экологических лицензий
Виды лицензий экологического направления выделяют для каждого, определенного направления, типа деятельности. К таковым относят:
- Использование природных недр. Данный тип заключается в определенной пользе от изучения, добычи, эксплуатации ресурсов недр. Эти мероприятия включают в себя полезные ископаемые, подземные воды и пространства, применяемые в различных сферах и для удовлетворения разнообразных нужд.
- Лицензия на работу с металлами. Получается юр. лицами для:
- закупки лома металла у населения и ИП;
- нарезки, измельчения, прессовки и переплавки металлического лома;
- сортировки металла;
- продажи или безвозмездной передачи металла;
- хранения и транспортировки цветного и черного металла.
- Геодезические исследования. Лицензируется Федеральной Службой геодезии и картографии РФ для проведения работ на заранее согласованных участках с применением специального геодезического оборудования и проведения соответствующих работ.
- Картографические исследования. Лицензия выдается теми же органами, что и для геодезических работ. При этом создаются карты для производства гидрографических работ для безопасной навигации мореплавания и обеспечения работы авиации.
- Использование наземных вод и подземных скважин. Примечательно то, что в данной сфере в последнее время используют разработанные российскими учеными, так называемые ноу-хау – инновационные способы проведения поисково-разведочных работ. Для этого выделяют с помощью фото и аэроснимков необходимых участков, с большим количеством обводненных зон. Кто платит водный налог и какие ставки такого налога – читайте в этой статье.
Перечень объектов экологического лицензирования.
Виды деятельности, подлежащие лицензированию
При обязательном лицензировании выделяют две составляющие. Первая – напрямую объединена с потреблением ресурсов природы. А именно с:
- целевым использованием и контролируемым процессом вырубки лесов;
- фермерскими хозяйствами;
- отловом рыбы и откачиванием воды из пресных и соленых водоемов;
- выбросами, хранением, перевозкой и утилизацией производственных отходов, токсичного мусора и других материалов;
- обследованием пространства при помощи геодезического и картографического оборудования;
- изучением подземных и подводных недр, с применением геологических и геоморфологических приборов и инструментов;
- систематически мониторингом и экологическим контролем;
- организацией спортивных мероприятий (охота, рыбная ловля);
- сбором и реализацией редких, дикорастущих растений, имеющих лечебные свойства;
- отловом редких видов диких животных;
- природоохранной деятельностью экологических организаций.
Ко второй группе относят виды, косвенно относящиеся к использованию ресурсов природы, и способные в результате собственной деятельности оказать негативное влияние на экологическую ситуацию:
- перевозка грузов, наносящая вред окружающей природе;
- добыча, переработка и консервация продуктов нефтяной отрасли;
- строительные работы, раскопки на природоохранных территориях;
- изготовление, перевозка и хранение токсичных ядов, для борьбы с грызунами и насекомыми;
- передислокация военной техники;
- разработка химических веществ, имеющих отношение к возбудителям инфекционных заболеваний, приносящих вред здоровью людей и животных.
Процесс экологического лицензирования
При подаче заявителем необходимых документов следует указать:
- Полное название, организационно-правовую форму юр. лица. Действительный и юридический адрес предприятия. Данные о внесении в ЕГРЮЛ, ФИО ИП, его данные (наименование документа, с отметками о его выдаче, место жительства и др.), номер записи о государственной регистрации в ЕГРИП.
- ИНН налогоплательщика, а также лицензируемый вид дела, по которому человек намерен работать.
Для юр. лица дополнительно требуется наличие учредительных документов компании (например, устав ООО), справки, подтверждающей уплату госпошлин, за рассмотрение надлежащими службами заявления о предоставлении лицензии.
Лицензирующий орган не вправе требовать дополнительной информации, не предусмотренной законом РФ.
Понятие и особенности экологического лицензирования.
Далее соответствующий орган, занимающийся выдачей лицензий, производит обработку и проверку достоверности информации, предоставленной заявителем.
Основным моментом является решение лицензирующего органа о выдаче, либо об отказе в выдаче лицензии ее заявителю. Решению надлежит быть принятым в течение 45 дней.
Но, в определенных случаях, требующих более скрупулезного изучения предоставленной документации, период рассмотрения может быть продлен до 3-х месяцев, о чем заявитель заранее ставиться в известность.
В положениях об определенных видах лицензирования удостоверяются сроки действия этих документов. Они неодинаковы и могут составлять разовый период до 1 года, либо на меньший срок по желанию заявителя в случаях, установленных законом. Сезонные лицензии выдаются на срок от 3 до 5 лет.
Помимо этого, в связи с дополнительным изучением предоставленных сведений, в соответствии с Федеральным Законом «Экологические экспертизы» ст.11 и 12, может потребоваться проведение экологической экспертизы.
Когда в выдаче лицензии может быть отказано
Причин для отказа, в соответствии с законами РФ, может быть несколько:
- наличие в предоставленной заявителем документации заведомо ложной и недостоверной информации;
- несоответствие, принадлежащих заявителю объектов, лицензионным требованиям;
В случае отрицательного ответа, соискатель лицензии вправе обжаловать решение в вышестоящих инстанциях, через обращение в суд, согласно законодательству РФ.
Заключение
И в заключение, следует напомнить, что экологическое лицензирование, по своей сути выполняет три основные задачи:
- Учет природопользователей.
- Постоянный мониторинг потребления природных ресурсов и контроль загрязнения окружающей среды.
- Распоряжение природными ресурсами.
Порядок выдачи лицензии на деятельность по обращению с отходами рассмотрен в этом видео:
Понятия, формы и система экологического лицензирования
Лицензия (от лат. licentia – свобода, право) в общем виде определяется Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» [74] как официальный документ компетентного государственного органа, содержащий специальное Разрешение (право) на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Понятием «лицензирование» в том же законе обозначены мероприятия, связанные с выдачей, переоформлением, приостановлением и аннулированием лицензий, а также с надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий (ст. 2).
Лицензионные требования и условия – это совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.
Понятие «государственная система лицензирования», определяемое как единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление, введено в РФ природоохранным законом «О недрах» [25]. В нем лицензия определена как документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование (недрами) в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им оговоренных требований и условий (ст. 2).
Понятие «экологическая лицензия» пока в правовых актах не закреплено, хотя в литературе, например, по экологическому праву употребляется. Как правило, под термином экологическая лицензия понимается лицензия в области охраны окружающей природной среды или использования природных ресурсов.
Таким образом, в самом первом приближении под экологической лицензией может подразумеваться разрешение на природопользование; на выбросы, сбросы, размещение вредных веществ (в т.ч. отходов) с указанием способов охраны и рационального природопользования, а также обеспечения экологической безопасности человека и окружающей его природной среды. Процесс подготовки документов, экологическая экспертиза соответствующих материалов и процедура выдачи разрешения, а также надзор за выполнением условий его реализации и есть по сути экологическое лицензирование.
Всесторонне рассматривая систему экологического лицензирования, прежде всего следует отметить, что с точки зрения теории государства и права экологическое лицензирование, традиционно относимое к методам административно-правового регулирования отношений в экологической сфере, является комплексным управленческим мероприятием, включающим и административные, и экономические, и даже «чисто рыночные», договорные гражданско-правовые отношения. Так, в частности, оно включает в себя элементы административной разрешительно-контрольной системы, предусматривающий ограничивающие условия:
- – экологические стандарты, нормативы и лимиты, а также сертификаты;
- – требования осуществить оценку воздействия на окружающую среду и представить ее результаты на государственную экологическую экспертизу;
- – обязательность экологического контроля и т.д.
С другой стороны, экологическое лицензирование косвенно опирается и экономический механизм управления, затрагивающий платежи за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, а также постепенно вводимые и развиваемые гражданско-правовые рыночные договорные отношения – в том числе экострахование, экоаудит и др.
При этом сами экологические лицензии могут носить характер товар и продаваться потенциальным покупателям, например на аукционах, как это делается во многих странах с развитой рыночной экономикой.
Экологическое лицензирование, таким образом; подразумевает выдачу разрешений (лицензий) на «экологически значимую» деятельность (прежде всего на природопользование) с указанием видов, объемов и лимитов мероприятии по использованию природных ресурсов, других экологических требований, при которых допускается лицензируемая деятельность, а также последствий несоблюдения этих требований.
С точки зрения управления – это система мер, направленных на регулирование природопользования, охрану природы и защиту человека посредством разработки экологических регламентации и ограничений. Сюда же помимо лицензирования обычно входят: территориальные и ресурсные кадастры, региональные и отраслевые (для каждого вида ресурса) лимиты, а также coответствующие платежи и другие элементы современной системы экологического менеджмента.
Сегодня в России экологическое лицензирование составляет стержень комбинированной стратегии управления охраной окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности. В настоящее время экологические лицензии выполняют триединую задачу и являются: формой учета пользователей природных ресурсов (в том числе ресурсов пространства – территории, акватории или условного объема атмосферы, используемых для выбросов, сбросов и т.д.); формой контроля за потреблением ресурсов или загрязнением окружающей среды и формой распоряжения природными ресурсами и правами на загрязнение (или на другое воздействие) окружающей среды.
Сама же экологическая лицензия – документ, фиксирующий особенности взаимоотношений между специально уполномоченным государственным органом в области управления природопользованием и охраной окружающей среды, с одной стороны, и природопользователем (юридическим или физическим лицом) – с другой. Она устанавливает, исходя из эколого-экономической ситуации и государственной политики в этой области, соответствующие требования и ограничения на ведение хозяйственной деятельности. Различают две формы (два типа) экологических лицензий: комплексные и специальные (частные).
К первому типу относится лицензия на комплексное природопользование, и ко второму – на частные виды работ. Формы экологических лицензий, применяемых в России, устанавливаются в соответствии с видами права природопользования: комплексного и специального (частного – по видам ресурсов), а также права на загрязнение или другое воздействие (выбросы, сбросы, размещение отходов) на ОС.
Любая экологическая лицензия выдается только после проведения государственной экологической экспертизы, а в случае лицензии на комплексное природопользование – только после получения природопользователем местных (специальных) разрешений в специализированных государственных органах (по видам ресурсов или деятельности). Тем самым лицензия на комплексное природопользование объединяет разрозненные экологические лимиты и другие требования (экологические, санитарно-гигиенические, противоаварийные и др.) в систему – по территории или по объекту в целом, а также по совокупности видов лицензируемой деятельности.
Правовые основы лицензирования. В соответствии с Гражданским кодексом РФ, а также законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» некоторыми видами деятельности, перечень которых определяется Законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
На законодательном уровне российский механизм лицензирования различных видов хозяйственной, а в особенности, природоохранной и иной экологически значимой деятельности, в целом пока не до конца отлажен. Регулирование продолжается на уровне подзаконных актов и иных нормативных документов. Так, в частности, лицензирование деятельности по охране окружающей среды, а также деятельности, связанной с использованием природных ресурсов, этим законом не регулируется и поэтому регламентируется рядом постановлений Правительства России, в частности «О лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» и более десятка других.
Электронная библиотека
Документом, закрепляющим получение права на размещение новых предприятий на территории с напряженной экологической обстановкой, является лицензия. В сфере природопользования лицензии бывают на право выбросов в окружающую среду и на право разработки (потребления) природных ресурсов.
Лицензирование природопользования — проявление административно-правовым путем регулирования экологических отношений методами запрета, разрешения и уполномочивания.
Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование — документ, удостоверяющий право его владельца на использование в фиксированный период времени природного ресурса (земель, вод, недр и др.), а также на размещение отходов, выбросы и сбросы.
В лицензию на комплексное природопользование включают:
– перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расхода и изъятия;
– нормативные платы на охрану и воспроизводство природных ресурсов;
– перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение отходов;
– нормативы платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов;
– экологические требования и ограничения, при которых допускается хозяйственная или иная деятельность.
Лицензия на комплексное природопользование выдается на каждый вид деятельности сроком на один год, но в ряде случаев право пользования ею может быть досрочно прекращено, если возникает угроза экологической безопасности населения. Количество лицензий по отдельным видам в силу экологических требований, местоположения и других факторов может ограничиваться. Лицензии могут быть выданы по заявкам соискателей, в том числе и на конкурсной основе. Несоблюдение установленного порядка пользования лицензией, передача ее другим лицам, нарушение санитарных, экологических, торговых правил влекут за собой лишение лицензии по постановлению органа, который ее выдал. Отказ в выдаче лицензии, лишение права на лицензию могут быть обжалованы в суде, арбитражном суде.
Контроль за соблюдением лицензионных условий ведет территориально-отраслевой орган администрации субъектов Федерации, городов федерального значения. Существуют следующие виды лицензий:
Природоресурсовая лицензия — это разрешение на ведение определенного вида деятельности, связанной с использованием какого-либо природного ресурса. В лицензии сконцентрировано две функции: контроль за законностью, рациональностью деятельности по использованию и соблюдение экологических и санитарных норм и нормированного потребления соответствующего природного ресурса.
По своей сущности лицензия на природопользование имеет три признака: во-первых, она является актом собственника природного ресурса, либо его владельца (фондодержателя); во-вторых, является формой проявления контроля государства за рациональным использованием природного ресурса; в-третьих, является средством регулирования рационального природопользования.
Лицензия выдается уполномоченным государственным органом экологического управления. Такими органами являются Минприроды России, его территориально-отраслевые департаменты в республиках, краях, областях, городах и районах. Компетенция этих органов на лицензирование определяется видом природного ресурса.
Лицензирование на использование атмосферного воздуха. Как экологический ресурс воздух используется при складировании газообразных отходов или выбросов вредных веществ и их примесей. Суть этой системы лицензирования состоит в следующем:
— инвентаризация выбросов вредных веществ производственным объектом;
— определение на основе действующего ПДК предельно допустимых норм выбросов вредных веществ для объекта;
— установление суточного, годового лимита выбросов вредных веществ в атмосферу для конкретного объекта;
— выдача разрешения на выброс, в котором указываются лимит и норма выбросов вредных веществ, срок действия.
Лицензия на использование вод. Водный кодекс Российской Федерации различает общее и специальное водопользование, а также обособленное водопользование. Лицензии выдаются на специальное и обособленное водопользование администрацией и органами Роскомвод России. Они удостоверяют право водопользователя на пользование водным объектом в определенных границах, в соответствии с указанной целью, на установленный срок при соблюдении требований и условий, предусмотренных в лицензии.
Организация системы лицензирования возлагается: по поверхностным водам — на Роскомвод; по подземным водам — на Роскомнедра. Выдача лицензий осуществляется исполнительным органом власти соответствующей территории совместно со специально уполномоченным органом по водным ресурсам (Роскомвод, Роскомнедра). По водным объектам федерального значения лицензия выдается органами Федерации, по объектам республиканского, краевого, областного значения — соответственно исполнительными и специальными органами республики, края, области. По объектам местного значения лицензии выдаются исполнительными и специальными органами района.
Выданные лицензии могут быть пересмотрены или аннулированы органами управления, если произойдет изменение экологической обстановки, угрозы нанесения вреда природной среде и здоровью населения. Право пользования лицензией может быть досрочно прекращено или ограничено по субъективным или объективным причинам. Субъективные причины — нарушение условий лицензии, невыполнение мер по охране водного объекта и т. д. Объективными причинами могут быть: изменения условий водопользования, угроза населению в связи со стихийным бедствием и т. д.
Лицензия на использование земель выдается администрацией района, города в виде земельно-отводного акта на основе решения о представлении земель определенному субъекту или продаже земельного участка на основе договора купли-продажи по результатам конкурса, аукциона и т. д. Земельный акт об отводе выдается для использования земель строго по целевому назначению — ведения крестьянского хозяйства, сельскохозяйственного производства, садоводства, городского хозяйства, разведки полезных ископаемых и т. д.
Лицензии на использование лесов. Основы лесного законодательства Российской Федерации предусматривают два вида лесопользования: основное и побочное. Основное — заготовка древесины и живицы; побочное — сбор ягод, грибов, орехов, сенокошение, охота, рыболовство и т. д. Такое деление важно для характеристики лицензионного порядка в лесном хозяйстве. Органы лесного хозяйства и правительство Российской Федерации:
– определяют потребности в древесине как внутри страны, так и на экспорт;
– устанавливают расчетную лесосеку по отдельным регионам и лесхозам, т. е. определяют лимит вырубки на год на соответствующем участке леса с учетом ежегодного прироста древесины;
– определяют общий объем древостоя, подлежащего вырубке в различных регионах;
– на основе данных лесосечного фонда и утвержденных нарядов лесхоз выписывает лесорубочные билеты.
Лесорубочный билет — это разновидность лицензии, применяемой в лесном хозяйстве. В нем указывается объем древесины, подлежащий вырубке, вид разрешенной рубки, породы деревьев, место, сроки начала и завершения работ.
Лесной билет — другая разновидность лицензии в лесном хозяйстве. Он выдается на заготовку живицы (смолы), а также на побочные лесные пользования (заготовка лекарственного сырья, сенокошение, пастьба животных, промысловая заготовка грибов, ягод, плодов).
При лицензировании лесопользования необходимо соблюдение основных правил ведения лесного хозяйства и норм охраны лесов. К их числу относят принцип неистощительного использования лесов, рационального использования земель государственного лесного фонда, постоянное повышение климаторегулирующих, водоохранных функций леса, охраны и воспроизводства лесных ресурсов.
Лицензия на использование недр выдается (в соответствии с Законом РФ о недрах) администрацией республики, области, края совместно с территориально-отраслевым органом Комитета по геологии и использованию недр Российской Федерации (Роскомнедра) на:
– геологическую разведку недр,
– добычу полезных ископаемых,
– строительство и эксплуатацию подземных сооружений,
– захоронение вредных веществ, сброс сточных вод,
– для образования особо охраняемых территорий.
Лицензии на месторождение — ценная бумага, дающая право на добычу и продажу полезных ископаемых. Стоимостная оценка такой лицензии состоит из пяти составляющих:
а) платежи за право использования недр (поиск, разведка месторождений и добыча полезных ископаемых). Они взимаются в виде разовых или регулярных платежей в течение срока реализации права; правомерны только при отсутствии земельного рынка и его цен, учитывающих разнообразные составляющие, в том числе различия ассимиляционной емкости (условия рассеивания, разбавления и пр.) конкретных производственных площадок. Размеры платежей устанавливаются государственным органом. Распределение платежей между различными видами бюджетов осуществляется следующим образом, %:
Распределение платежей за право пользования недрами между различными видами бюджетов
Источники:
http://teatr-nuradilova.ru/nalogovoe-pravo/1539-sut-i-ponyatie-yekologicheskogo-licenzirovaniya.html
http://znaydelo.ru/document/licenziya/ekologicheskaya.html
http://studopedia.ru/3_168004_ekologicheskoe-litsenzirovanie.html
http://fbm.ru/kak-sozdat-svojj-biznes/licenzii/ekologichesk-licenzirovanie.html
http://studwood.ru/713148/pravo/ponyatiya_formy_sistema_ekologicheskogo_litsenzirovaniya
http://libraryno.ru/4-1-1-ekologicheskaya-licenziya-prirodopolz/
http://lcns.ru/licenzii/poluchenie-litsenzii-na-shifrovalnuyu-deyatelnost