Обеспечение жильем семей, имеющих детей инвалидов

Причем сниженную ставку обещают всем возможным участникам программы — не только семьям с ребенком-инвалидом, но и семьям со здоровыми детьми (если их больше двух).

Как получить помощь в улучшении жилищных условий

Как получить квартиру в соцнаем или по договору безвозмездного пользования. Кому предоставляются жилищные субсидии и социальная ипотека. Как получить квартиру инвалидам и семьям с больными тяжелыми хроническими заболеваниями

  • 1. Что такое жилищный учет?
  • 2. На что могут рассчитывать те, кто встал на учет до 1 марта 2005 года?
  • 3. На что могут рассчитывать те, кто встал на учет после 1 марта 2005 года?
  • 4. Как проверить, какое у меня место в очереди?
  • 5. Как помогают людям, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний?
  • 6. Как помогают пожилым и инвалидам?
  • 7. Как получить освободившуюся комнату в коммуналке?
  • 8. Как получить жилье жителям аварийных домов либо тем, кого переселяют по другим причинам?
  • 9. Есть ли какая-то помощь для семей с детьми?
  • 10. У меня остались вопросы. Куда обратиться?

Внеочередное получение жилья семьи с ребенком-инвалидом

В нашей семье есть ребенок-инвалид. Стоим на очереди “семьи с детьми-инвалидам”. Есть справка с диагнозом, подтверждающая право на внеочередное получение жилья. Но в нашем жилищном отделе специалисты отказывают, мотивируют это тем, что мы живем в обычной двухкомнатной квартире (я, муж, сын и мама (квартира мамина)), а не в коммуналке. Являемся членами одной семьи, а не разных, т.е. состоим в родстве. Правомерно ли это? Внеочередное жилье дают только инвалидам или всем членам его семьи? Должны ли дать жилье, приближенное к месту лечения? При нашем диагнозе менять врачей очень проблематично.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, обеспечиваются жильем, если они нуждаются в улучшении жилищных условий и в связи с этим приняты на учет (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”). Принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан и документов, подтверждающих их право состоять на учете. Порядок обеспечения жильем может различаться в зависимости от оснований инвалидности, момента постановки на учет (до 1 января 2005 г. или позже), а также от того, в каком субъекте РФ проживает инвалид или семья с ребенком-инвалидом. Жилье предоставляется им с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств (ч. 2-5 ст. 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”).

Обеспечение жильем инвалидов и семей с детьми-инвалидами, ставшими на учет до 1 января 2005 г., определяется законодательством субъекта РФ (ч. 2, 4 ст. 17, ст. 28.2 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации). Так, в Москве указанным гражданам жилые помещения предоставляются, в частности, по договорам социального найма (п. 1, 2 ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения”; п. 2.1, 2.4 Положения об особенностях предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в рамках осуществления переданных полномочий Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.05.2010 N 437-ПП). Во многих субъектах РФ, в частности в Московской области, вместо предоставления жилья в натуре возможна денежная выплата (субсидия) на строительство или приобретение жилья. Она рассчитывается исходя из количества лиц, имеющих право на данную меру соцподдержки, общей площади жилья 18 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту РФ. Право на получение жилья удостоверяется именным документом – свидетельством (ч. 2 ст. 1, ст. 2, ч. 1 ст. 4.1.1 Закона Московской области от 26.07.2006 N 125/2006-ОЗ “Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов”).

Инвалидам (в том числе инвалидам боевых действий) и семьям с детьми-инвалидами, которые встали на учет после 1 января 2005 г., жилье предоставляется по договору социального найма согласно очередности исходя из времени принятия их на учет (ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ; ч. 3 ст. 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации).

Вне очереди могут получить жилье те, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, а также инвалиды, страдающие тяжелыми формами определенных хронических заболеваний, к которым относятся: туберкулез любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденным методом посева; злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями; хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями; эпилепсия с частыми припадками; заболевания, осложненные гангреной конечности; гангрена и некроз легкого, абсцесс легкого; тяжелые хронические заболевания кожи с множественными высыпаниями и обильным отделяемым; кишечные свищи, не поддающиеся хирургической коррекции; урогенитальные свищи, не поддающиеся хирургической коррекции (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ; Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н). При этом социальное жилье должно быть предоставлено гражданам незамедлительно после возникновения у них права на внеочередное получение жилого помещения (п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2018 г.; Определение Верховного Суда РФ от 13.11.2018 N 74-КГ18-13).

READ
Льготы многодетным семьям: признание семьи многодетной

Таким образом, в рассматриваемом случае специалисты жилищного отдела необоснованно отказывают в праве на внеочередное получение жилья ребенком-инвалидом, страдающим одним из вышеуказанных тяжелых форм хронических заболеваний. В связи с этим автор вправе обратиться за защитой нарушенных прав в суд.

На практике при реализации права на внеочередное получение ребенком-инвалидом и членами его семьи жилья возникают проблемы, обусловленные следующим.

С одной стороны, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются наниматели жилых помещений и члены их семей, а также собственники жилых помещений и члены семьи собственника (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ). С другой стороны, при определении права на внеочередное получение жилья законом указаны только граждане, страдающие вышеперечисленными тяжелыми формами хронических заболеваний (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). В связи с этим суды, в том числе Верховный Суд РФ, толкуя положения п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ буквально, признают право на внеочередное обеспечение жилым помещением только за ребенком-инвалидом, а не за семьей, членом которой он является (см. определения Верховного Суда РФ от 05.07.2016 N 41-КГ16-14, от 14.02.2017 N 89-КГ16-15, от 21.02.2017 N 13-КГ16-18, от 06.06.2017 N 84-КГ17-2, от 12.09.2017 N 37-КГ17-11, от 24.10.2017 N 18-КГ17-209 и др.). С учетом сложившейся судебной практики семья, состоящая на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, может претендовать на предоставление жилья только в порядке очереди, а являющийся членом этой семьи ребенок-инвалид, страдающий тяжелыми формами хронических заболеваний, – во внеочередном порядке, т.е. отдельно от семьи.

Вместе с тем по данному вопросу Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 22.01.2018 N 4-П “По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.А. Шакировой, М.М. Шакирова и А.М. Шакировой” уточнил следующее. Предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в расчете лишь на самого несовершеннолетнего, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, фактически приводило бы либо к отказу от использования данной льготы, либо – при ее использовании – к существенным затруднениям в реализации родителями прав и обязанностей, возлагаемых на них Конституцией РФ и законом, и тем самым поощряло бы нарушение прав как самих несовершеннолетних, так и их родителей, а следовательно, лишало бы смысла закрепление в жилищном законодательстве права на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма применительно к несовершеннолетним, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, делая его иллюзорным, что противоречило бы ст. 7, ч. 1 и 2 ст. 38, ч. 1 ст. 40 и ч. 1 ст. 41 Конституции РФ. Таким образом, Конституционный Суд РФ признал, что при реализации ребенком-инвалидом права на внеочередное предоставление жилья и применении п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предполагается вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним. Кроме этого, само по себе применение указанной нормы не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если, исходя из обстоятельств конкретного дела, их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади.

Конкретные обстоятельства, влияющие на предоставление жилья ребенку-инвалиду отдельно либо также и членам его семьи, должен устанавливать правоприменительный орган (принимающий конкретное решение), который обязан не только обеспечить защиту прав ребенка-инвалида, но также и закрепленные в п. 2 и 3 ст. 38 Конституции РФ права семьи и отдельных ее членов, в первую очередь родителей и их несовершеннолетних детей.

Конституционно-правовой смысл п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ о праве ребенка-инвалида и членов его семьи на внеочередное получение жилья, выявленный Конституционным Судом РФ в указанном постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Данное постановление действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Предоставление ребенку-инвалиду и членам его семьи жилья, находящегося в непосредственной близости от места лечения, осуществляется исходя из наличия такой возможности у публично-правового органа.

READ
Срок обжалования незаконного приказа об увольнении

КС разъяснил право на получение жилого помещения семьями, имеющими ребенка-инвалида

Эксперты положительно оценили постановление КС РФ. Один из них отметил важность того, что Конституционный Суд предложил внести в действующее законодательство дополнения или изменения положений ЖК РФ в целях их единообразного толкования.

Конституционный Суд опубликовал Постановление № 4-П от 22 января 2018 г. по делу о проверке конституционности положений Жилищного кодекса РФ, которые, по мнению заявителей, препятствуют предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения на условиях социального найма семье с ребенком-инвалидом, имеющим такое право.

Поводом для обращения в КС послужили следующие обстоятельства.

Распоряжением главы администрации Калининского района городского округа г. Уфы от 27 ноября 2013 г. семья Шакировых в составе пяти человек как малоимущая семья, имеющая ребенка-инвалида, была включена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В квартире также зарегистрированы мать супруга, его брат и племянница. В 2015 г. Калининский районный суд г. Уфы установил, что супруги Шакировы и три их дочери составляют отдельную семью от родственников супруга.

Октябрьский районный суд, рассмотрев иск супруги, заявленный также в интересах двух несовершеннолетних детей ее мужа и совершеннолетней дочери, обязал администрацию городского округа предоставить им во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Суд определил, что размер жилья должен быть не менее 84 кв. м, так как один ребенок страдает заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и в соответствии с заключениями врачебной комиссии по состоянию здоровья имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения и право пользования дополнительной жилой площадью.

Апелляционная инстанция решение суда отменила и обязала ответчика предоставить во внеочередном порядке ребенку и его матери благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 42 кв. м. В удовлетворении остальной части исковых требований было отказано. В передаче кассационных жалоб в Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан и в ВС РФ истице также было отказано.

Супруги и их совершеннолетняя дочь обратились в Конституционный Суд. По их мнению, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ препятствует предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения на условиях социального найма семье с ребенком-инвалидом, имеющим такое право, и тем самым нарушает ст. 38 Конституции, в силу которой материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание составляют равное право и обязанность родителей.

Рассмотрев жалобу, Суд указал, что согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма предоставляется во внеочередном порядке именно гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, но не его семье. Однако это не может расцениваться как нарушающее конституционное право на жилище гражданина, получающего жилое помещение вне очереди, и членов его семьи, которые не лишаются возможности быть принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на общих основаниях. Также он отметил, что подобные гарантии должны быть реальными, то есть выполнимыми с точки зрения достигнутого уровня социально-экономического развития общества.

В то же время Конституционный Суд пояснил, что предоставление жилого помещения в расчете лишь на самого́ несовершеннолетнего, страдающего тяжелой формой хронического заболевания из числа указанных в Перечне, фактически приводило бы либо к отказу от использования данной льготы, либо – при ее использовании – к существенным затруднениям в реализации родителями прав и обязанностей, возлагаемых на них Конституцией и законом, и тем самым поощряло бы нарушение прав как самих несовершеннолетних, так и их родителей. Следовательно, это лишало бы смысла закрепление в жилищном законодательстве права на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма применительно к несовершеннолетним, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.

Это означает, по мнению Суда, что п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не предполагает вынесения решения о предоставлении несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, жилого помещения без учета того, что он не может быть лишен возможности получать должные уход и воспитание, то есть без учета необходимости постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, а следовательно, проживания в предоставляемом ему жилом помещении по крайней мере еще одного взрослого члена семьи.

«Не может данное законоположение рассматриваться и как препятствующее предоставлению жилого помещения исходя из необходимости проживания несовершеннолетнего вместе с членами его семьи, если при оценке обстоятельств конкретного дела правоприменительный орган придет к выводу, что для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество определяющим (предпочтительным) будет именно их совместное проживание, однако при принятии такого решения должны приниматься во внимание как права других членов семьи на благоприятные условия проживания, так и наличие у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади», – говорится в постановлении.

READ
Сколько стоит оформить договор дарения?

При этом Суд указал, что хотя оспариваемые положения соответствуют Конституции, это не препятствует федеральному законодателю внести изменения в регулирование порядка внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма в связи с наличием у несовершеннолетних тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, не исключая как прямого распространения действия п. 3 ч. 2 ст. 57 Кодекса на семьи с детьми-инвалидами, страдающими соответствующими заболеваниями, так и установления иных способов защиты их прав.

Конституционный Суд постановил пересмотреть решения нижестоящих судов в отношении заявителей.

Адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев считает, что постановление КС РФ содержит в себе позитивные аспекты для будущей правоприменительной практики по делам, связанным с предоставлением нуждающимся гражданам жилых помещений по договорам социального найма.

По его мнению, важно, что Конституционный Суд предложил внести в действующее законодательство дополнения или изменения в целях единообразного толкования положений ЖК РФ. «Данный вывод Суда является актуальным и основан на сложившейся неоднозначной практике судов по данным вопросам. На практике можно встретить самые разнообразные причины для отказа в удовлетворении исковых требований о предоставлении жилых помещений по договору социального найма и улучшении жилищных условий. К ним можно отнести различное толкование понятия “члены семьи собственникананимателя жилого помещения”, объединение площадей жилого помещения с иными жилыми помещениями, принадлежащими гражданам, не являющимся членами одной семьи, споры о периоде постановки на учет и т.д.», – указал Илья Прокофьев.

Также адвокат считает, что позиция КС РФ относительно необходимости проживания несовершеннолетнего хотя бы с одним взрослым, осуществляющим уход за ним, непонятна. «Данное толкование можно трактовать как нарушающее право ребенка воспитываться в полноценной семье, а также общаться с обоими родителями, братьями и сестрами, поскольку все они являются членами одной семьи», – отметил Илья Прокофьев.

Адвокат КА «Адвокат» Максим Жмурков также указал на логичность постановления. «Другое дело, что на местном уровне нет единообразия в применении норм ст. 57 ЖК РФ.

С одной стороны, предоставление жилых помещений нуждающимся является частью социальной политики государства. С другой – жилищные отношения относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. И, как справедливо отметил Конституционный Суд, исполнение социальных гарантий должно быть исполнимым, реальным, не ущемляющим прав других лиц», – пояснил эксперт.

Он отметил, что в каждом регионе есть список очередников для переселения из аварийных домов, проживание в которых угрожает здоровью и жизни людей. Переселение из аварийного фонда выполняет компенсационную функцию, что также требует наличия свободного жилого фонда, необходимого по площади и конструктиву. «Однако нагрузка на бюджет конкретного региона, конкретного муниципального образования распределяется исходя из обстановки текущего момента. Поэтому до сих пор распространены случаи, когда жители соседних идентичных домов расселяются по- разному, причем местными администрациями для этого изобретаются различные “юридические” основания. Поэтому я вообще удивлен, что суд первой инстанции так смело принял верное решение», – указал Максим Жмурков.

Приказ Минстроя России от 03.04.2022 N 188/пр Об утверждении методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов

В соответствии с пунктом 10.2 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 168; 2022, N 8, ст. 913), частью тринадцатой статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 2019, N 49, ст. 6967) и пунктом 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117; 2022, N 7, ст. 831), в целях повышения эффективности использования субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, приказываю:

утвердить прилагаемые методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

приказом Министерства строительства

и жилищно-коммунального хозяйства

от 3 апреля 2022 г. N 188/пр

ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРЕДАННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ЖИЛЬЕМ ВЕТЕРАНОВ, ИНВАЛИДОВ И СЕМЕЙ,

1. Настоящие методические указания разработаны в целях предупреждения нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, а также формирования единой правоприменительной практики органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

READ
Уголовная ответственность за дачу взятки

2. Настоящие методические указания разработаны в соответствии с положениями:

Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2022, N 6, ст. 592);

Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 168; 2022, N 8, ст. 913);

Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 2019, N 49, ст. 6967);

Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 “Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 19, ст. 2116; 2010, N 2, ст. 131);

постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614 “Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 43, ст. 4399; 2022, N 7, ст. 850);

приказа Минстроя России от 25 декабря 2017 г. N 1710/пр “Об утверждении форм заявок на предоставление субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов” (далее – приказ N 1710/пр) (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 января 2018 г., регистрационный N 49641) с изменениями, внесенными приказами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 сентября 2018 г. N 582/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 октября 2018 г., регистрационный N 52427), от 24 декабря 2019 г. N 848/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 января 2022 г., регистрационный N 57382);

приказа Минстроя России от 26 июня 2015 г. N 460/пр “Об утверждении Порядка составления и представления отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, предоставленные из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов” (далее – приказ N 460/пр) (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 сентября 2015 г., регистрационный N 38768).

3. Осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, включает в себя комплекс мероприятий, связанных с обеспечением жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года (далее соответственно – переданные полномочия, получатели мер социальной поддержки).

В соответствии с пунктом 6 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах”, частью 6 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно пунктам 11, 11.1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах”, части 4 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения получателями мер социальной поддержки устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления переданными полномочиями в соответствии с пунктом 12 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах”, частью 11 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”.

Распределение субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий осуществляется в соответствии с федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

4. Предоставление жилых помещений или единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения получателям мер социальной поддержки осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее – уполномоченный орган).

Перед принятием решения о предоставлении указанных мер социальной поддержки уполномоченный орган запрашивает информацию о том, что ранее они не предоставлялись получателям мер социальной поддержки по предыдущему месту жительства.

Указанный запрос направляется уполномоченным органом в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к этой системе – на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

READ
Пенсия по старости без трудового стажа, какая будет

5. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации им переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки) формируют списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем (далее – список получателей), по форме, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Министерство), в соответствии с положениями пункта 5(2) Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614, и размещают их на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ “О персональных данных” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2018, N 1, ст. 82).

Список получателей мер социальной поддержки формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления. Граждане, принятые на учет в один и тот же день, указываются в списке в алфавитном порядке.

Уполномоченные органы размещают списки получателей на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ “О персональных данных”.

6. Уполномоченный орган предоставляет жилые помещения или единовременную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с нормативными правовыми актами, перечисленными в пункте 2 настоящих методических указаний, в порядке и в сроки, установленные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

7. Документы, необходимые для постановки на учет получателей мер социальной поддержки, принимаются органом местного самоуправления по месту жительства получателя.

Решение о предоставлении жилых помещений или единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения принимается при наличии всех необходимых для этого документов согласно их перечню, установленному нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при соблюдении требований пункта 4 настоящих методических рекомендаций.

8. Согласно пункту 3 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614, субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами “О ветеранах” и “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством.

Направление дополнительных заявок на финансовое обеспечение переданных полномочий законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

9. Объем субвенций определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилого помещения (36 или 18 квадратных метров согласно положениям статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах”, статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой Министерством.

При этом к числу лиц, имеющих право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, относятся получатели, имеющие право на соответствующие меры социальной поддержки, подтвержденное удостоверением в соответствии с положениями статьи 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах”, либо признанные инвалидами федеральным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”.

10. В нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, определяющих форму и порядок предоставления мер социальной поддержки, должны быть предусмотрены случаи использования единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения:

а) по договору купли-продажи жилого помещения, отвечающего требованиям, установленным статьями 16 и 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, в котором оно приобретается для постоянного проживания;

б) по договору участия в долевом строительстве, заключаемом в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 40; 2019, N 26, ст. 3317).

READ
Льготы инвалидам детства: размер

Кроме того, в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации должно быть предусмотрено, что граждане имеют право приобрести жилое помещение с привлечением собственных и (или) заемных средств. Общая площадь приобретаемого жилого помещения не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в месте приобретения жилого помещения или строительства жилого дома.

11. В нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, определяющих форму и порядок предоставления мер социальной поддержки, должны быть предусмотрены случаи, при которых единовременная денежная выплата не может быть использована:

а) на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки, бабушки, внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и не полнородных братьев и сестер);

б) на оплату земельного участка при приобретении индивидуального жилого дома (части (доли) жилого дома) с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью (долей) жилого дома) и необходимым для его использования.

12. Согласно положениям статьи 53 Жилищного кодекса граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Добровольным ухудшением жилищных условий являются следующие действия:

отчуждение пригодного для проживания жилого помещения, принадлежавшего гражданину на праве собственности;

неравноценный обмен жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности;

вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением супруга (супруги), родителей, несовершеннолетних детей заявителя);

невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением.

13. При необходимости уменьшения выделенного объема средств субвенции уполномоченные органы вправе представить в Министерство документы, обосновывающие такую необходимость.

14. Контроль за расходованием средств федерального бюджета в рамках реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий осуществляется Министерством в рамках осуществления полномочий, установленных статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах”, статьей 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, пунктом 11 постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 614 “Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов”.

ВС: семьи с больными детьми должны получать жилье вне очереди

Проживание родителей с детьми-инвалидами вместе с другими родственниками не является основанием для отказа предоставить им квартиру вне очереди, разъяснил Верховный суд РФ. Он отметил, что факт проживания страдающего от заболевания ребёнка и его матери вместе с бабушкой и дедушкой не доказывает, что все они являются членами одной семьи, тем более, когда родственники оказались в ссоре и ведут отдельное хозяйство.

Высшая инстанция также подчеркивает, что законодатель установил для страдающих тяжелыми заболеваниями людей особый льготный порядок получения жилья, который защищает интересы как самих инвалидов, так и их соседей по квартире. Поэтому закон позволяет таким гражданам встать на учет независимо от характеристик и размера занимаемого ими жилого помещения, поясняет ВС.

В суд обратилась жительница Тольятти, которая просила обязать администрацию предоставить ей и ребёнку жилое помещение по договору социального найма вне очереди. Заявительница пояснила, что живет со своими родителями и сыном, который является инвалидом детства по психическому заболеванию. Его состояние здоровья уже является фактором, дающим право на получение дополнительной жилой площади: при таком заболевании совместное проживание граждан в одной квартире невозможно.

Однако заммэра Тольятти в декабре 2017 года в предоставлении ей муниципального жилья вне очереди отказал. Чиновник счёл, что раз сын истицы имеет в собственности 1/3 доли в квартире и проживает не с посторонними людьми, а родными бабушкой и дедушкой, то в муниципальном жилье он не нуждается.

Заявительница в суде пояснила, что в статье 31 Жилищного кодекса РФ бабушки и дедушки в качестве членов семьи не указаны.

Кроме того, в связи с психическим заболеванием ребёнка между истицей и ее родителями сложились неприязненные отношения: общее хозяйство они не ведут, имеют раздельный бюджет и лицевые счета на оплату жилищно-коммунальных услуг, занимают отдельные комнаты, в жизни друг друга не участвуют.

При этом принадлежащая сыну доля в размере 14,9 квадратных метров с учетом двоих членов семьи составляет менее 7,35 квадратных метров на человека, что почти в два раза менее учетной нормы — 12 квадратных метров.

READ
Как написать заявление в суд о снижении алиментов

Между тем Центральный суд Тольятти в удовлетворении исковых требований отказал, а апелляционная инстанция Самарского областного суда это решение оставила без изменения.

Верховный суд посчитал, что суды ошибочно трактовали законодательные нормы.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции бесплатное жильё предоставляется малоимущим и иным указанным в законе гражданам, напоминает ВС.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе семьи, где родственник страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

«Будучи исключением из общего правила, позволяющим таким гражданам встать на учет независимо от характеристик занимаемого ими жилого помещения, данная гарантия установлена как в интересах самих граждан, страдающих соответствующими заболеваниями, так и в интересах иных лиц, проживающих с ними в одной квартире в составе других семей», — поясняет ВС.

Суды первой и апелляционной инстанции, отказываясь обязать власти предоставить квартиру, исходили из того, что жилье может быть признано занятым несколькими семьями, если проживающие в нем не являются родственниками. Если же людей вселили как членов семьи собственника или нанимателя жилья, то они не могут признаваться разными семьями вне зависимости от того, ведут ли они общее хозяйство, посчитали нижестоящие инстанции.

Данное судами первой и апелляционной инстанций толкование пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса является ошибочным, считает ВС.

«Законодатель не связывает возможность признания граждан нуждающимися в жилом помещении по основанию пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса с наличием семейных отношений исключительно на момент вселения лиц в жилое помещение, такие основания должны наличествовать на момент обращения с соответствующим заявлением», — отмечает высшая инстанция.

В данном деле видно, что на момент обращения за помощью в спорном помещении проживало несколько семей. Это подтверждается актом обследования жилищных условий, а также решением Автозаводского районного суда Тольятти и распоряжением заммэра города о постановке матери и сына на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

При этом, жилые помещения по договорам социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Кодекса перечне, предоставляются вне очереди (пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК).

Согласно материалам дела, сын истицы страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (перечень содержится в постановление правительства от 16 июня 2006 года N378, а также в настоящее время действует приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 года N987н).

Таким образом, положения норм ЖК РФ устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав определенной категории граждан.

«Для предоставления жилого помещения вне очереди, исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса, необходимы такие условия, как принятие гражданина, признанного в установленном законом порядке малоимущим (после 1 марта 2005 года), на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по любому из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса, и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний.

При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления данной категории граждан жилых помещений вне очереди действующим жилищным законодательством не предусмотрено», — подчеркивает ВС .

Иное толкование положений статьи 57 Жилищного кодекса противоречит прямо установленному данной нормой исключению для лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, отмечает он.

Однако эти правовые нормы не были учтены судом первой и апелляционной инстанций, что привело к неправильному разрешению спора, указывает высшая инстанция.

В связи с чем ВС отменил и решение районного, и определение областного суда и направил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Если семья инвалида получает ежемесячную денежную компенсацию и меняет место жительства, нужно ли информировать об этом Соцзащиту?

В регионах ЕДК предоставляется Соцорганом по адресу регистрации гражданина. Если он меняется, необходимо подать соответствующие сведения по новому месту жительства, и тогда компенсация заново будет назначена.

Вопрос №2. Что делать, если Соцзащита необоснованно отказывает в постановке на учет для получения жилья?

Если решение действительно необоснованно, оно подлежит обжалованию в суде в порядке административного производства. Также можно подать жалобу в прокуратуру по месту жительства.

Другая помощь семьям с детьми инвалидами

Ипотека с господдержкой для семей с детьми

Выплаты. Основная помощь государства — материальная. Дети-инвалиды ежемесячно получают социальную пенсию и надбавки к ней. Сверх этого компенсацию получают взрослые, которые ухаживают за больным ребенком, — от 60% мин. размера оплаты труда.

Жилье. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, могут встать на учет по обеспечению бесплатным жильем. В приоритете — лица с тяжелыми заболеваниями, они получат квадратные метры в первую очередь. Еще семьям с детьми-инвалидам положена скидка не ниже 50% на оплату квартплаты и ЖКУ.

Важно! Если семье с ребенком-инвалидом одобрили льготную ипотеку, ее место в очереди на бесплатное жилье аннулируется. Госпомощь по смежным программам нельзя получать несколько раз.

Труд. Взрослый, ухаживающий за ребенком-инвалидом, может взять четыре дополнительных выходных дня ежемесячно — их оплатит работодатель. Еще такой сотрудник вправе потребовать переход на неполный рабочий день или неделю (пока его ребенку-инвалиду не исполнилось 18 лет). Запрещается привлекать родителей, ухаживающих за больным ребенком, к сверхурочной работе, снижать им зп без веской причины. Матери детей-инвалидов могут работать по скользящему (гибкому) графику.

READ
Запись в трудовой об увольнении

Кредит «Вторичное жилье»

Транспорт. Право на бесплатный (льготный) проезд имеют дети-инвалиды, их родители, опекуны и даже соцработники. Это касается всех видов транспорта — городского и пригородного сообщения, за исключением такси.

Образование. Дети-инвалиды содержатся бесплатно во всех дошкольных и общеобразовательных учреждениях РФ. Им создают необходимые условия для реабилитации и обучения в школьных стенах. Если ребенок не может посещать школу, ему организуют обучение на дому или в медицинской организации. Когда ребенок становится студентом, ему положена социальная стипендия.

Лечение и отдых. Государство обеспечивает детей-инвалидов лекарствами и медицинскими изделиями, дает бесплатные путевки на санаторно-курортное лечение (оплачивается проезд и ребенка, и сопровождающего лица).

Кроме федеральных льгот помощь оказывают «на местах». Например, в Москве семьи с детьми-инвалидами бесплатно посещают музеи, выставки и парки, которые находятся в ведении мэрии. А если у родителей таких детей возникли материальные проблемы, можно обратиться в семейный центр или центр соцобслуживания. Вся необходимая информация есть на сайте мэра Москвы mos.ru. Подобные меры поддержки предусмотрены в каждом регионе РФ.

Ипотека с господдержкой для семей с детьми

Обеспечение жильем семей, имеющих детей инвалидов

Статья 17. Обеспечение инвалидов жильем

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Плата за жилое помещение (плата за социальный наем, а также за содержание и ремонт жилого помещения), предоставленное инвалиду по договору социального найма с превышением нормы предоставления площади жилых помещений, определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.

Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и желающие получить жилое помещение по договору социального найма, подлежат принятию на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 358-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Дети-инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2014 N 419-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемое инвалидом по договору социального найма, при помещении инвалида в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме, сохраняется за ним в течение шести месяцев.

(в ред. Федеральных законов от 20.07.2012 N 124-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

READ
Договор купли-продажи гаража в гаражном кооперативе

Специально оборудованные жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемые инвалидами по договору социального найма, при их освобождении заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий другими инвалидами.

(в ред. Федерального закона от 20.07.2012 N 124-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

(в ред. Федерального закона от 30.10.2017 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива – при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

(часть тринадцатая в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

(часть четырнадцатая введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 399-ФЗ)

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

(часть введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.

Кто признается нуждающимся в улучшении жилищных условий?

Основаниями для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий могут быть следующие обстоятельства:

– обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

– проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;

– проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно. Список таких заболеваний можно посмотреть в Постановлении Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 “Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире”;

– проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

– проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;

– проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.

Обеспечение жильем семей, имеющих детей инвалидов

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

1. Обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года производится за счет средств федерального бюджета.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

READ
Запись в трудовой об увольнении

Субвенции по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, рассчитываются, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

2. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире:

Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями

Плата за жилое помещение (плата за социальный наем, а также за содержание и ремонт жилого помещения), предоставленное инвалиду по договору социального найма с превышением нормы предоставления площади жилых помещений, определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.

Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и желающие получить жилое помещение по договору социального найма, подлежат принятию на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами.

Дети-инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и являющиеся сиротами или оставшимися без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.

Жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемое инвалидом по договору социального найма, при помещении инвалида в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме, сохраняется за ним в течение шести месяцев.

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

  • платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
  • платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
  • платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива – при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.

Существенное различие заключается в том, что лица, вставшие на учет до 1 января 2005 года, могут получить денежные средства для приобретения жилья из специального фона соответствующего субъекта, средства которому уже были перечислены. Также они сохраняют право получить жилье по договору социального найма (статьи 31 Федерального закона № 181 и положения статьи 6 Федерального закона № 189). Вставшие на учет после 1 января 2005 года получают жилье в порядке очередности, то есть в зависимости о того, когда они были поставлены на учет.

Ссылка на основную публикацию