Основные проблемы приемных детей и семей в России

Основные проблемы приемных детей

Потеря семьи для ребенка – это фатальное событие, порождающее целый спектр проблем. Их много, они тяжелые, и у каждого сироты – свои. Тем не менее, есть типичные проблемы, с которыми сталкиваются приемные родители.

Проблемы со здоровьем

Здоровье детей-сирот часто оставляет желать лучшего, и часто именно хронические заболевания, инвалидность и врожденные патологии служат поводом для отказа от ребенка. Сирота попадает в семью в запущенном состоянии, потому что некому было вплотную заниматься его здоровьем, когда появились первые тревожные симптомы.

Кроме врожденных и наследственных патологий, у некоторых детей-сирот наблюдается отставание в физическом развитии, невротические нарушения, психосоматические болезни.

Страдает не только физическое здоровье, но и психика ребенка, а в сфере эмоций и чувств — рассогласованность. Ребенок часто не может определить, что и в какой степени он чувствует. Это сопровождается волевыми нарушениями: ему сложно себя сдержать там, где это требуется, и вместе с тем он может терпеть и молчать тогда, когда жизненно необходимо высказываться и жаловаться.

Поэтому и возникают различные трудности в поведении: истерики, пустые, казалось бы, капризы, вранье, беспричинная агрессия.

С особой остротой могут проходить возрастные кризисы. Эти периоды у приемных детей осложняются из-за психических особенностей и расстройства привязанности.

Особо хочется выделить расстройство привязанности как комплекс психологических проблем, возникающий у детей, которые в раннем возрасте остались без заботы и любви значимых взрослых. Это тяжелый комплекс реакций и убеждений, откладывающихся глубоко в подкорке сознания ребёнка.

В некоторых случаях нарушение привязанности случается и у детей, воспитывающихся в кровной семье, когда к ним регулярно применяется физическое или психоэмоциональное насилие, попустительство или иные формы жестокого обращения. Но практически у всех оставленных детей нарушены способность к привязанности и способность любить.

Расстройство привязанности может проявляться очень по-разному и в различной степени. От слегка повышенной тревожности, проявляющейся в отношениях с близкими, до абсолютного недоверия всем (особенно взрослым), которое, кажется, невозможно преодолеть.

Отставание в развитии

У многих приемных детей наблюдается отставание в интеллектуальном развитии. Им очень трудно хорошо учиться в школе, особенно в период адаптации: в это время о мотивации к обучению вообще речь не идет.

Многие дети нуждаются в коррекционной учебной программе. Всё потому, что в самом раннем возрасте, когда в норме должен пробуждаться интерес к познанию мира, ему необходимо было выживать в асоциальной кровной семье, переживать безвременную утрату близких значимых взрослых, осваиваться в детском учреждении среди всего чужого, незнакомого и пугающего. Ребенку было не до познания, и многие этапы он пропустил.

Помогать ребенку наверстывать упущенное и восстанавливать интерес к познанию нового, приняв новые условия как безопасные и спокойные, – тоже задача замещающих родителей.

Проблемы в социальном развитии

Выученные реакции, помогающие детям выживать в атмосфере опасности, могут восприниматься приемными родителями как неумение правильно выстраивать общение. Кажется, что эти дети не в состоянии учитывать реакции и пожелания окружающих, не хотят соблюдать правила и традиции, сопротивляются естественным ограничениям.

Например, ребенок может постоянно разговаривать криком или провоцировать членов семьи на агрессию по отношению к себе, или постоянно брать без спросу то, что ему захочется. Дело в том, что в тех, прошлых условиях его выученные реакции работали на него, поэтому перестраиваться сложно. Чтобы избавиться от привычного поведения, потребуется много времени, объяснений, терпения и усилий и со стороны родителей, и со стороны ребенка.

Диссонансы развития

Одна из специфических проблем приемных детей – неравномерность развития в разных сферах. В то время как в сфере физического здоровья и познавательной активности наблюдается общее недоразвитие, у ребенка могут быть очень хорошо развиты многие бытовые и социальные навыки: аккуратность, умение содержать себя в чистоте, способность знакомиться с любым взрослым на улице, проложить маршрут в незнакомом месте, добыть еду в любой обстановке.

Дети-сироты могут быть широко (но поверхностно) осведомлены о сексуальной стороне взрослой жизни. С такой проблемой приемные родители довольно часто не готовы столкнуться.

Период адаптации в новой семье

Сирота, попадая в новую семью, меняет абсолютно всё, с ним рядом не остается близких людей, неоткуда ждать поддержки и понимания. Ощущение нестабильности при переменах переживается в полной мере. А главное, что отягощает притирку к новым родителям, – это понимание, что все надежды вернуться к родным маме и папе рухнули в момент, когда его забрали новые родители. В сознании ребенка на некоторое время может сформироваться убеждение, что окончательно разрушили его мир именно они.

Процесс адаптации может быть коротким и относительно успешным, а может быть затяжным и трудным для всех участников, поэтому его стоит выделить в отдельную проблему.

READ
В каком случае совершеннолетние дети платят алименты на содержание родителей

Юридические вопросы

Этот аспект нельзя проигнорировать. У брошенных детей автоматически возникает необходимость решения множества задач по перераспределению собственности, оформлению выплат, защите от посягательств кровных родственников и так далее. Ребенку невдомек, какой у него статус, какие ему положены выплаты, что нужно оформить – всё это ложится на плечи приемных родителей. Им необходимо быть морально готовыми к различным трудностям юридического характера уже только потому, что это является спецификой сиротства.

Не стоит пугаться трудностей – нужно просто своевременно обращаться к специалистам, чтобы решать их.

Актуальные проблемы семей, принявших на воспитание детей-сирот

В современном обществе приемные родители сталкиваются с совокупностью проблем – факторов, препятствующих развитию и функционированию семьи. Перед семьями, принявшими на воспитание детей, встают серьезные юридические, социальные, экономические, этические, психологические, педагогические и медицинские проблемы. Правовые проблемы, с которыми сталкиваются приемные родители, обусловлены слабым развитием механизма реализации законодательных актов, принятых на федеральном уровне. Экономические сложности характеризуются ограниченными финансовыми ресурсами региональных бюджетов, как для оплаты труда приемных родителей, так и для предоставления пособий детям. Также отсутствует необходимый жилищный фонд для предоставления жилплощади приемным семьям.

Исследователи проблем устройства детей-сирот в семью (Р.В. Овчарова, Т.В. Архиреева, Г.С. Красницкая) психологические проблемы характеризуют большей значимостью, чем социально-экономические. Вероятно, это обусловлено тем, что потенциальные родители, планирующие принять ребенка в семью, сводят к минимуму социальные проблемы. Рассматривая социально-психологический блок проблем, необходимо обратить внимание на сложности, возникающие в связи с адаптацией ребенка в приемной семье.

Социальная группа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет свои особенности психологического развития.

Детям-сиротам, жившим до устройства в семью в специализированных учреждениях, трудно привыкнуть к смене условий, переменам в жизни. Кандидат педагогических наук Г.С. Красницкая в своей работе «Адаптация в приемной семье» отмечает несколько стадий при адаптации ребенка в новых условиях:

  • · Первая стадия – «Знакомство» или «Медовый месяц». Этот период характеризуется опережающей привязанностью друг к другу. Родители стремятся обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся любовь. В это время ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к жизни в семье. На этой стадии родители впервые сталкиваются с проблемами: некоторые начинают ощущать свою беспомощность или огорчение по поводу того, что у них в семье появился совсем не такой ребенок, какого они себе представляли.
  • · Вторая стадия – «Возврат в прошлое» или «Регрессия». Начинается длительный процесс притирания. Ребенок понимает, что родители – другие люди, в семье – другие правила. Происходит ломка сложившегося стереотипа поведения. На этой стадии часто обнаруживаются психологические барьеры: несовместимость темпераментов, черт характера, привычек родителей и привычек ребенка.
  • · Третья стадия – «Привыкание» или «Медленное восстановление». Ребенок начинает вести себя естественно, как ведет себя родной ребенок в кровной семье. Ребенок принимает активное участие во всех делах семьи, привыкает к правилам поведения. Без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни.

Пройдя стадии адаптации, приемные (усыновленные) дети, как правило, в своем поведении уже не отличаются от ребенка, воспитывающегося у биологических родителей. Если и появляются проблемы, то они, как правило, отражают кризисные этапы возрастного развития, через которые проходит каждый ребенок[20].

Другой не менее важной проблемой является функционирование приемной семьи, как института воспитания и социализации детей. Воспитание оставшихся без попечения родителей детей в замещающей семье имеет большое значение. Родители, усыновившие ребенка, обязаны «обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие»[6]. Задачей родителей является воспитание полноценной личности, подготовленной к выполнению различных социальных ролей. Возникает проблема компетентности приемных родителей. В зарубежных странах практикуется образование и подготовка потенциальных родителей, например, в Швеции для усыновления одного ребенка необходимо окончить курсы и получить согласие психологов, а в Австрии и Германии, чтобы стать матерью-воспитательницей требуется год практики в детском учреждении и год учебы в материнской школе. В большинстве стран мира лица, не прошедшие специального обучения, не получат лицензии на воспитание чужих детей.

Законодательство нашей страны привлекает людей без специального образования к воспитанию детей, имеющих проблемы в развитии, образовании, различные заболевания. До сих пор не разработана отечественная методика отбора приемных родителей.

Актуальна проблема отсутствия либо неполноты данных о наследственности ребенка, состоянии его здоровья на момент устройства в семью и при рождении. На воспитание в замещающую семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей:

  • – дети-сироты;
  • – дети, родители которых неизвестны;
  • – дети, родители, которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;
  • – дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;
  • – дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.
READ
Особенности установления происхождения ребенка в семейном праве РФ

Возникает вопрос возможного влияния генов биологических родителей ребенка на его медицинские характеристики и на его развитие как личности. Современные научные исследования доказали, что генетические факторы играют значительную роль в формировании психологической личности человека[12]. Психологические, социально-экономические, медицинские и другие сложности, с которыми сталкиваются приемные родители, часто приводят к проблеме возвратов приемных детей в детские дома. За 2009 год Минобрнауки зафиксировал, что российские приемные родители отказались от 8 тысяч приемных детей. Помимо этого, выявлено более 3 тысяч случаев жестокого обращения с приемными детьми. В 2010 году приемные родители и органы опеки вернули в детдома уже 8,2 тысячи детей[10]. Решение проблем позволит сократить число возвратов детей в государственные учреждения.

Анализ проблем приемных родителей позволяет сделать вывод, что замещающая семья дает возможность максимально приблизить воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, к реальной жизни. Она формирует у детей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, а также психологическую защиту.

Проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания приемных детей
статья на тему

Приемная семья дает возможность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на получение семейного воспитания. Детей и раньше брали на воспитание в семью, но законодательно приемная семья была оформлена только с принятием Семейного кодекса РФ.

Скачать:

Вложение Размер
problemy_priemnoy_semi_kak_formy_semeynogo_vospitaniya_detey.docx 13.57 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания приемных детей

К сожалению, не все нуждающиеся дети могут быть усыновлены. Другие формы семейного устройства, как опека и приемная семья являются временным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приемная семья дает возможность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на получение семейного воспитания. Детей и раньше брали на воспитание в семью, но законодательно приемная семья была оформлена только с принятием Семейного кодекса РФ.

Основой приемной семьи в основном составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей. Отношения в приемной семье являются примером для будущей семьи приемного ребенка. Поэтому процедура выбора приемных родителей и их обучение является важным этапом.

Также чаще приемными родителями выступают те супруги, у которых уже есть свои дети. Поэтому приемные дети, попадая в приемную семью, сразу начинают осваивать навыки общения не только с приемными родителями, но и с другими детьми.

В приемную семью могут передать сразу несколько детей. Это могут быть родные братья и сестры, так и чужие друг другу дети. Проживая в семье, они привыкают друг к другу, становятся родными, быстрее развиваются и обучаются.

Целью приемной семьи является создание благоприятных условий для развития , воспитания, социализации ребенка, для получения возможности воспитываться в семье. Воспитание оставшихся без попечения родителей детей в приемной семье имеет большое значение. В такой семье воспитывается полноценная личность, подготовленная к выполнению различных социальных ролей. Приемный ребенок учится трудиться, получает навыки самообслуживания. Воспитание в приемной семье обходится намного дешевле чем содержание детей в детских учреждениях. Увеличение приемных семей в какой-то мере способствует решению такой социальной проблемы, как безработица. К сожалению, приемные семьи не получили широкого распространения.

Однако проблема состоит не только в этом. Существуют и другие причины, тормозящие развитие института приемной семьи. Во-первых, это недоработка федерального законодательства, ограничивающего права приемных родителей в трудовой и социальной сферах. Во-вторых, законодательные акты, принятые на федеральном уровне, не обеспечены механизмом их реализации. В-третьих, ограничены финансовые ресурсы региональных бюджетов для оплаты труда приемных родителей. В-четвертых, отсутствует необходимый жилищный фонд для предоставления жилплощади приемным семьям. В-пятых, данная форма семейного воспитания недостаточно рекламируется и пропагандируется средствами массовой информации.

Недостаточное использование приемной семьи на практике в немалой степени связано с недостаточной государственной поддержкой этого социального института. Государственная поддержка приемной семьи должна выражаться, прежде всего, в предоставлении материальной помощи лицам, взявшим на себя заботу о ребенке. Однако, например, размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье, зависят от числа взятых на воспитание детей, что устанавливается законом субъекта, на территории которого создана приемная семья. Это тормозит создание и развитие приемных семей, так как не каждый регион России может гарантировать сегодня своевременное и достаточное финансирование приемной семьи. Целесообразно установить гарантированный минимум оплаты труда приемных родителей, для чего следовало бы внести изменения в законодательство субъектов РФ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал поможет грамотно организовать работу по подготовке детей для предачи в приемные семьи.

Целью данного занятия является познакомить замещающих родителей с особенностями приемных детей и помочь осознать собственные возможные трудности в построении контакта с приемным ребе.

Выбор методов изучения семьи и опыта семейного воспитания зависит от двух важнейших обстоятельств. Первое из них — индивиду­альность, уникальность, неповторимость каждой семьи.

Семейный лагерь-поход – это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально.

Клуб – форма организации работы с родителями, по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Семейные клубы – неформальные объединения родителей для решения практи.

усыновите.ру

Некоторые проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Т.И. Дружинина, старший преподаватель кафедры гражданского права Новокузнецкого филиала института Кемеровского государственного университета.

Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. В России существует феномен социального сиротства. 90% детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, – социальные сироты, т.е. дети-сироты при живых родителях.

Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 54 СК РФ закрепляют за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в се­мье. Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. В разд. VI СК РФ предусмотрены три формы семейного воспитания таких детей: усыновление (удочере­ние), опека (попечительство), приемная семья. Некоторые субъекты Российской Федерации воспользовались предоставленным им правом и предусмотрели возможность передачи таких детей в патронатные семьи 1.

Приоритетной формой семейного воспитания детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, бесспорно является усы­новление (удочерение) ребенка. Мало того, усыновление (удочере­ние), по мнению Л.Ю. Михеевой, является индивидуальной формой семейного воспитания и носит бессрочный характер. Причем такое устройство предполагает возникновение длительных, более того, по­жизненных отношений ребенка с посторонними людьми.

И наконец, усыновление (удочерение) – это «такая форма воспитания детей в семье усыновителя, при которой обеспечиваются условия жизни, равные с условиями жизни родных детей».

К сожалению, не все нуждающиеся дети могут быть усыновлены (удочерены). Практика показывает, что больше шансов на усыновле­ ние (удочерение) у здоровых детей раннего возраста. Больные дети и дети, перешагнувшие порог младенческого возраста, остаются невос­требованными и продолжают жить в детских домах либо усыновля­ются иностранными гражданами и навсегда покидают Россию.

Иные индивидуальные формы семейного воспитания – опека (попечительство), приемная и патронатная семья – носят срочный характер и являются временным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.

Приемная семья является возрожденной формой семейного вос­питания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечи­вает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их право на семейное воспитание. Но законодательное оформление приемная семья получила только в связи с принятием Семейного кодекса РФ. Между тем в России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в чужие семьи. Такое устройство называлось патронатом. В основе патронирования лежал договор о передаче ре­бенка в чужую семью на добровольных началах. Патронатный воспи­татель получал определенное вознаграждение . После Октябрьской революции семейный патронат не получил государственного призна­ния и перестал существовать.

В конце 80-х годов прошлого века возникла идея создания дет­ских домов семейного типа. Детские дома семейного типа имели не­которые признаки патроната. В их основу был положен принцип семейного воспитания. Представляется, что именно они стали прообра­зом современной приемной семьи.

Современная правовая модель приемной семьи вобрала в себя лучший опыт дореволюционной России в вопросах устройства и вос­питания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, обладает всеми признаками семьи как таковой, поскольку общность совместно проживающих лиц, объ­единенных правами и обязанностями, предусмотрена семейным за­конодательством, а с другой – имеет только ей присущие особенно­сти.

Приемная семья является самостоятельной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей. Ее основу, как показывает практика, составляют супруги, поже­лавшие взять чужих детей в семью на воспитание. Как правило, это заботящиеся друг о друге и о своих близких лица, которые осознают свою ответственность за судьбу чужих детей. Они понимают слож­ность и ответственность своей роли как приемных родителей. Взаи­моотношения между приемными родителями, а также между прием­ными родителями и приемными детьми в будущем могут стать моде­лью семьи приемного ребенка. В силу этого очень важен подбор при­емных родителей.

Приемными родителями на практике чаще всего выступают суп­руги, имеющие своих детей. Поэтому приемные дети с первых минут проживания в приемной семье на примере приемных родителей и их детей учатся строить свои взаимоотношения как со взрослыми, так и с другими детьми. Они сразу же ощущают семейное тепло и уют. А для обездоленного ребенка чрезвычайно важно иметь близких, которых он может называть мамой и папой, братом и сестрой. Ребенку необходимо слышать такое обращение к себе, как «сынок» или «доченька». При таком обращении и проявлении иных знаков внимания и любви «замерзшая» от невзгод душа ребенка наполняется теплом и нежностью, что так важно для его физического и душевного здоровья, а также для всей его последующей жизни.

В приемную семью можно передавать сразу несколько детей. Это могут быть как родные братья и сестры, так и чужие друг другу дети, которые в приемной семье становятся родными. Проживая в семье, дети быстрее развиваются и обучаются. Быстрее исчезают имеющиеся недостатки в их развитии. Они учатся проявлять заботу друг о друге и помогать друг другу. Подобные качества во многих случаях отсутствуют у ребенка, воспитывающегося в родной семье,

но не имеющего братьев или сестер. Такие качества очень важны в жизни ребенка. И для каждого человека, особенно для несовершен­нолетнего, важно иметь свой дом, где его любят и всегда ждут. Каж­дый ребенок хочет жить в таких условиях, в которых живет боль­шинство его сверстников.

Свой дом и нормальные условия жизни для ребенка могут соз­дать приемные родители. В приемной семье ребенок получает обыч­ное семейное воспитание и содержание. Ребенок проживает в такой семье, как правило, до совершеннолетия. Приемная семья дает воз­можность максимально приблизить воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к реальной жизни. Она форми­рует у детей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, психологическую защиту и правильное поведение при стрессах, а также морально-этическую установку на создание собственной ста­бильной семьи, что важно и для некоторых взрослых граждан, преж­де всего для тех, кто видит в воспитании детей свое призвание, кто небезразличен к судьбе обездоленных детей и считает, что у него хватит сил, умения и опыта воспитывать чужих детей. Для некоторых граждан воспитание чужих детей может стать профессией, основной работой и заботой. Ведь граждане, взявшие в семью приемных детей, получают за свой труд заработную плату, которая может быть един­ственным источником их существования.

Цель приемной семьи – создание таких условий, чтобы прием­ный ребенок находился как можно дольше в отношениях с приемны­ми родителями, не менял этих родителей и тем самым имел надежду, что существующие связи сохранятся в будущем, по достижении им совершеннолетия. Поскольку отношения между приемными родите­лями и приемными детьми строятся на основании договора, истече­ние срока действия договора либо достижение ребенком совершен­нолетия прекращают действие договора. Однако прекращение право­вых отношений между приемными родителями и приемным ребен­ком не означает, что прекращаются фактические связи между ними. Практика показывает, что эти связи сохраняются. Совершеннолетние дети остаются проживать с приемными родителями, хотя никакой правовой поддержки ни такие дети, ни приемные родители не полу­чают, что представляется неправильным.

В п. 35 Типового положения об образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , установлено, что администрация учреждения имеет право в исключительных случаях разрешить временно (до одного года) бесплатное проживание и питание в учреждении своим воспитанникам до их трудоустройства или дальнейшего обучения 2.

Приемным же родителям даже такого права не дано. Однако они продолжают делить со своими воспитанниками и хлеб, и кров. Меж­ду ними практически складываются родственные отношения, и пре­пятствовать этому было бы неправильно. Поэтому следует узаконить эти отношения, предусмотреть права и обязанности уже взрослых приемных детей и престарелых приемных родителей. Необходимо было бы предусмотреть при определенных условиях обязанность бывших приемных детей содержать нетрудоспособных и нуждаю­щихся приемных родителей, если бывший воспитанник в состоянии оказывать материальную помощь.

Воспитание оставшихся без попечения родителей детей в при­емной семье имеет большое значение. В такой семье воспитывается полноценная личность, подготовленная к выполнению различных социальных ролей. В приемной семье ребенок, как правило, выраста­ет трудолюбивым, умеющим обслуживать себя и помогать другим, т.е. полноценным гражданином. При этом содержание такого ребенка обходится гораздо дешевле, чем содержание детей в государствен­ных детских учреждениях. Ведь приемные родители выполняют функции многочисленного обслуживающего персонала таких учреж­дений.

Увеличение приемных семей в какой-то мере способствует ре­шению такой социальной проблемы, как безработица. К сожалению, приемные семьи не получили широкого распространения. Поэтому Минобразования России в Письме от 22 мая 2002 г. «О проблемах приемных семей детских домов семейного типа» отмечает, что, как показывает практика, для функционирования приемной семьи недос­таточно только придания ей правового статуса. На примере этих се­мей, впервые решивших стать приемными, можно убедиться, что ус­пех (или неуспех) подобного начинания зависит от позитивного об­щественного мнения и поддержки органами местного самоуправле­ния и органами исполнительной власти семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от предоставления им соответствующих льгот и преимуществ.

Однако проблема состоит не только в этом. Существуют и дру­гие факторы, тормозящие развитие института приемной семьи. Во-первых, это недоработка федерального законодательства, ограничи­вающего права приемных родителей в трудовой и социальной сфе­рах. Во-вторых, законодательные акты, принятые на федеральном уровне, не обеспечены механизмом их реализации. В-третьих, огра­ничены финансовые ресурсы региональных бюджетов для оплаты труда приемных родителей. В-четвертых, отсутствует необходимый жилищный фонд для предоставления жилплощади приемным семьям. В-пятых, данная форма семейного воспитания недостаточно рекла­мируется и пропагандируется средствами массовой информации.

Недостаточное использование приемной семьи на практике в немалой степени связано с недостаточной государственной поддерж­кой этого социального института.

Государственная поддержка приемной семьи должна выражать­ся прежде всего в предоставлении материальной помощи лицам, взявшим на себя заботу о ребенке. Однако, например, размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной се­мье, зависят от числа взятых на воспитание детей, что устанавлива­ется законом субъекта РФ (п. 32 Положения о приемной семье 3), на территории которого создана приемная семья. Это тормозит создание и развитие приемных семей, так как не каждый регион России может гарантировать сегодня своевременное и достаточное финансирование приемной семьи. Думается, что должно быть федеральное финанси­рование таких семей. Целесообразно установить гарантированный минимум оплаты труда приемных родителей, для чего следовало бы внести изменения в п. 2 ст. 152 СК РФ, изложив его в следующей ре­акции: «Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, пре­доставляемые приемной семье в зависимости от количества приня­тых на воспитание детей, устанавливаются в порядке и размере, оп­ределенных Правительством РФ. Субъекты РФ вправе устанавливать дополнительный размер оплаты труда приемных родителей и допол­нительные льготы приемным семьям за счет средств бюджетов субъ­ектов РФ».

1 — См., напр., Закон Алтайского края от 6 марта 2000 г. «О порядке передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат в семьи граждан».

2 — При этом не определены источники финансирования такого проживания и питания бывших воспитанников, что едва ли способствует защите прав бывших выпускников таких учреждений.

3 — См.: Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. №829//СЗ РФ. 1996. №31. Ст. 3721.

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2022 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

24 Сентября 2022

Семья с приемным ребенком — достаточно хрупкая «конструкция», и в ней проблема иерархии встает особенно остро.

05 Сентября 2022

Жители Мурманской области, усыновившие ребенка, получат 121 тысячу рублей

13 Августа 2022

Министерство труда подготовило проект приказа о внесении изменений в Порядок осуществления ежемесячных выплат при рождении первого и (или) второго ребенка, сообщает “Парламентская газета”.

06 Августа 2022

Президент России Владимир Путин подписал закон о создании федерального реестра лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами и попечителями. Документ, опубликованный в субботу на официальном портале правовой информации, вступит в силу с 1 января 2022 года.

Правовые проблемы института приемной семьи в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Хамутовская Юлия Петровна, Ильясов Идрис Исраилович, Улезько Аэлита Юрьевна

В работе рассматриваются проблемы правового регулирования института приемной семьи в России и за рубежом. На сегодняшний день устройство детей оставшихся без попечения родителей представляется актуальной как в России, так и в зарубежных странах. В тех случаях, когда по каким-либо причинам ребёнок лишился родительского попечения, необходимо создать условия, при которых он сможет оказаться в нужной для своего полноценного развития атмосфере семьи, близкой к семье кровных родителей. Отсюда острота проблемы по обеспечению интересов ребёнка в приёмной семье, впервые предусмотренной в действующем Семейном кодексе РФ. Тем более, что уровень сиротства в настоящее время чрезвычайно высок.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Хамутовская Юлия Петровна, Ильясов Идрис Исраилович, Улезько Аэлита Юрьевна,

LEGAL ISSUES OF THE INSTITUTE FOSTER FAMILY IN RUSSIA AND ABROAD

The paper deals with problems of legal regulation of the institution of the foster family in Russia and abroad. For today, placement of children deprived of parental care seems to be relevant both in Russia and in foreign countries. In cases where for any reason the child lost parental care, you need create the conditions under which he could be in for its full development of family atmosphere, close to the family of the biological parents. Hence the urgency to ensure the interests of the child in the adoptive family, for the first time under the current family code of the Russian Federation. That more that the rate of orphanhood is currently extremely high.

Текст научной работы на тему «Правовые проблемы института приемной семьи в России и за рубежом»

9.7. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Хамутовская Юлия Петровна, магистрант

Место учебы: Ростовский государственный, экономический университет РГЭУ (РИНХ)

Ильясов Идрис Исраилович, магистрант

Место работы: Ростовский государственный, экономический университет РГЭУ (РИНХ)

Улезько Аэлита Юрьевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Место работы: Ростовский государственный, экономический университет РГЭУ (РИНХ)

Аннотация: в работе рассматриваются проблемы правового регулирования института приемной семьи в России и за рубежом. На сегодняшний день устройство детей оставшихся без попечения родителей представляется актуальной как в России, так и в зарубежных странах. В тех случаях, когда по каким-либо причинам ребёнок лишился родительского попечения, необходимо создать условия, при которых он сможет оказаться в нужной для своего полноценного развития атмосфере семьи, близкой к семье кровных родителей. Отсюда острота проблемы по обеспечению интересов ребёнка в приёмной семье, впервые предусмотренной в действующем Семейном кодексе РФ. Тем более, что уровень сиротства в настоящее время чрезвычайно высок.

Ключевые слова: приемная семья в России, устройство детей оставшихся без попечения родителей, опека, попечительство, защита прав ребенка, институт приемной семьи, права детей, семейные формы устройства детей

LEGAL ISSUES OF THE INSTITUTE FOSTER FAMILY IN RUSSIA AND ABROAD

Homutovskaya Yulia P., undergraduate

Study place: Rostov State University of Economics (RSUE)

Ilyasov Idris I., undergraduate

Place of employment: Rostov State University of Economics (RSUE)

Ulesko Aelita Yu., PhD in law, associate Professor, civil law Department Place of employment: Rostov State University of Economics (RSUE)

Abstract: the paper deals with problems of legal regulation of the institution of the foster family in Russia and abroad. For today, placement of children deprived of parental care seems to be relevant both in Russia and in foreign countries. In cases where for any reason the child lost parental care, you need create the conditions under which he could be in for its full development of family atmosphere, close to the family of the biological parents. Hence the urgency to ensure the interests of the child in the adoptive family, for the first time under the current family code of the Russian Federation. That more that the rate of orphanhood is currently extremely high.

Keywords: foster family in Russia, placement of children deprived of parental care, custody, guardianship, protection of the rights of the child, the family Institute, children’s rights, family forms of child placement.

Проблема защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, стоит весьма остро в России. Число таких детей на начало 2017 г. составило более 58 тысяч человек [1]. Приемная семья, как индивидуальная форма воспитания таких детей, является оптимальным вариантом для защиты права несовершеннолетних воспитываться в семье.

Защите прав детей уделяется значительное внимание как в международных, так и в национальных актах [2]. Так, в преамбуле Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. [3] говорится о том, что для полного развития несовершеннолетнего необходимо расти в семье, ст. 21 Конвенции устанавливает, что страны осуществляют все меры для обеспечения прав детей, оставшихся без попечения родителей. Аналогичные положения содержатся в Конституции России: ст. 38 Конституции РФ гарантирует, что материнство, отцов-

ство и детство находятся под защитой государства. Право ребенка жить и воспитываться в семье является неотъемлемым правом несовершеннолетнего.

Статья 54 Семейного Кодекса Российской Федерации [2] гарантирует каждому ребенку право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу и проживание вместе с ними, если это не противоречит интересам несовершеннолетнего.

Проблема защиты прав детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из острейших социальных проблем многих государств, в том числе и России. Необходимо отметить, что анализ практики ряд зарубежных стран по устройству детей оставшихся без попечения родителей, свидетельствует о том, что зарубежный законодатель более жестко подходит к данному вопросу.

Хамутовская Ю. П., Ильясов И. И., Улезько А. Ю.

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Поскольку приемная семья является одной из форм опеки и попечительства, на нее распространяются общие положения ФЗ «Об опеке и попечительстве». Договор о приемной семье предполагается возмездным, приемный родитель получает заработную плату, а период воспитания ребенка зачитывается в трудовой стаж [2]. Договор является срочным.

Согласно Правилам создания приемной семьи и осуществления контроля, за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье [6], граждане, выразившие желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, получают информацию о ребенке, который должен быть передан на воспитание в приемную семью, а также направление на посещение несовершеннолетнего по месту его нахождения (п.7).

Организация для детей, оставшихся без попечения родителей, под надзором которой находится ребенок (дети), обязана ознакомить приемную семью с личным делом ребенка (детей), а также с медицинским заключением о состоянии его здоровья (п.8). Передача ребенка в приемную семью осуществляется исключительно с учетом его интересов, при достижении им десятилетнего возраста – только при его согласии.

Желание лиц (лица) взять ребенка на воспитание в приемную семью оформляется посредством подачи заявления таких лиц (лица) о передаче конкретного ребенка или детей на воспитание в органы опеки и попечительства, по рассмотрению которого выносится акт данного органа о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями. Наличие данных документов является основанием для заключения договора о приемной семье.

После заключения такого договора ребенок (дети) передается на воспитание в приемную семью, контроль за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) возлагается на органы опеки и попечительства. На время действия такого договора приемные родители являются законными представителями приемного ребенка.

Целью приемной семьи является создание благоприятных условий для воспитания ребенка в приемной семье. При этом для ребенка важно сохранять контакт с приемной семьей, т. к. такие дети становятся особенно уязвимыми, если взаимоотношения с приемными родителями прекращаются. Поскольку отношения между родителями и ребенком регулируются договором о приемной семье, при наступлении различных событий, как-то достижение ребенком совершеннолетия, неблагоприятная обстановка в семье и т. д., действие договора прекращается.

Как показывает практика, фактические отношения между приемными родителями и детьми не прекращаются с момента прекращения договора.

На начало 2017 г. на попечении в приемных семьях находится почти 150 тысяч человек [7], что больше, по сравнению с 2016 г., на 15 тысяч. Исходя из этого, можно сделать вывод, что появляются новые лица, желающие взять детей на воспитание в приемную семью. Безусловно, подавляющее большинство таких людей – граждане России.

Несомненно, положительным моментом является то, что приемная семья является индивидуальной формой воспитания ребенка, т. к. приемная семья обладает всеми составляющими для формирования понятия «семья» с наличием взаимных прав и обязанностей у родителей и детей. С другой стороны, имеются и определенные особенности, связанные с тем, что от-

ношения между приемными родителями и органами опеки и попечительства, оформляющих свои отношения посредством заключения договора о приемной семье, строятся на возмездной основе.

Нельзя не отметить, что развитие института приемной семьи в России сопровождается рядом трудностей. Одной из таких трудностей, на наш взгляд, является общественное мнение, сопровождающее институт приемной семьи. Но, несмотря на все трудности и проблемы, согласно Конвенции о правах ребенка «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Сегодня в России проводится государственная политика, направленная на защиту интересов сирот, главной целью которой является их деинституали-зация. Таким образом, с целью реализации данного принципа, а также с целью профилактики отказов от приемных детей Правительство РФ приняло закон, согласно которому все граждане, желающие принять ребенка на воспитание в семью, обязаны предоставить в органы опеки и попечительства документ, подтверждающий прохождение ими специальной подготовки.

Таким образом, проблема становления и развития института приемной семьи в России очень многогранна и включает в себя разные аспекты. Приемная семья как форма заботы о детях в своем становлении прошла длинный исторический путь, тем не менее, на сегодняшний день тема приемного родительства остается недостаточно проработанной в научной литературе: существует некоторая путаница в понятиях, отсутствует рассмотрение приемной семьи с социологической точки зрения как важного социального института. Современное состояние приемной семьи характеризуется рядом проблем, которые приводят к трудностям в достижении главной цели приемной семьи -успешной интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общество. Тем не менее, позитивная динамика устройства детей в семьи последних лет свидетельствует о первых успешных шагах на пути к формированию сильного и эффективного института приемного родительства в России.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 88,77%.

1. Конвенция о правах ребенка. Принята Резолюцией 44/25 ГА ООН от 20 ноября 1989 г. // Официальный отчет Генеральной Ассамблеи. Сорок четвертая сессия. Дополнение №49 (А/44/49). С. 230-239

2. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, №1; ст. 16

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. «Об основных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» №423 // «Собрание законодательства РФ», 25.05.2009. №21, ст. 2572

4. Искрин Н. С. Социальное сиротство в России: актуальность комплексного подхода к проблеме // Интернет-журнал «Науковедение». -2014. – №4 (23). – С. 1-12

5. Протопопова О. В. Становление и развитие законодательства о браке и семье в Китае // Пробелы в Российском законодательстве. 2016. №6. С. 70-73

6. Пухарт А. А, Правовое регулирование в России отношений по усыновлению. дисс. . к.ю.н. – М., 2013. – 204 с.

7. Пухарт А. А. Правовая природа отношений, возникающих между усыновителем и усыновленным // Пробелы в Российском законодательстве. – 2016. – №6. – С. 74-79

Основные проблемы приемных детей и семей в России

ПРОБЛЕМЫ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

Анкудимова Ксения Юрьевна

студент 4 курса, кафедра ГМУиП факультета информационных технологий и управления Башкирского ГАУ,
РФ, г. Уфа

Валиева Альбина Рифовна

научный руководитель, канд.полит. наук, доцент кафедры ГМУиП факультета информационных технологий и управления Башкирского ГАУ,

Одним из важнейших принципов семейного законодательства Российской Федерации является право ребенка жить и воспитываться в семье. Данное право провозглашено в статье 54 Семейного кодекса РФ. К сожалению, ввиду ряда причин, ребенок не всегда может воспитываться кровными родителями. Для таких случаев в России созданы различные формы замещающих семей. Одна из них — приемная семья. Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре [4].

Никто не станет оспаривать нужность и большую социальную полезность института приемной семьи. Однако природа этого института такова, что в ходе создания и функционирования приемной семьи замещающая семья и приемный ребенок могут столкнуться с рядом проблем. Возникающие проблемы могут носить различный характер — правовой, экономический, социальный. Но, пожалуй, самый большой блок проблем — проблемы психологические.

Первая проблема, которую хотелось бы отметить — более мягкая правовая основа приемной семьи по сравнению с правовой основой усыновления. Например, Семейный кодекс РФ посвящает вопросам усыновления больше статей, нежели вопросам приемной семьи. Также, перечень лиц, которые не могут быть приемными родителями, содержит ощутимо меньше пунктов, чем список ограничений для лиц, желающих стать усыновителями. Несмотря на то, что усыновление является более серьезным шагом по сравнению с приемной семьей, требования к приемным родителям также должны быть достаточно жесткими.

Что касается финансовой поддержки приемной семьи, то и здесь имеются некоторые проблемы. Государство делегирует полномочия по устройству детей в приемную семью на уровень субъектов. Однако зачастую это происходит без должного финансирования. В результате на бюджет субъекта РФ полностью ложится нелегкое бремя по финансовой поддержке приемной семьи.

Недостаточна и система государственных гарантий: например, устройство приемного ребенка в детское общеобразовательное учреждение происходит на общих основаниях [1].

Как было сказано выше, психологические проблемы воспитания ребенка в приемной семье являются достаточно частыми. В некоторых случаях для приемных родителей может стать проблемой то, что при передаче ребенка в приемную семью не разрываются его связи с кровными родителями. То есть ребенок может общаться с кровными родителями беспрепятственно, если это не противоречит его интересам. В данной ситуации приемные родители могут опасаться двух моментов — во-первых, это страх дурного влияния кровных родителей на приемного ребенка (особенно, если родители были лишены родительских прав за алкоголизм и т. п.), а во-вторых — опасение, что контакт ребенка с кровными родителями может помешать прочной эмоциональной связи с приемной семьей.

Еще одна большая проблема – контакт приемного ребенка с кровными детьми своего приемного родителя. Здесь возможно несколько сценариев развития событий:

  • кровный ребенок адекватно воспринимает приемного ребенка, поддерживает родителей в их решении взять на воспитание ребенка, лишенного родительской опеки;
  • кровный ребенок относится к приемному ребенку равнодушно, игнорирует его, как бы не замечая его присутствия;
  • и самый худший случай — когда между кровным ребенком и приемным складываются откровенно враждебные отношения. Между ними происходят постоянные конфликты, доходящие до издевательств и драк.

Конфликт между кровными и приемными детьми может носить различный характер. У детей может возникать как взаимное неприятие друг друга, так неприятие может исходить и от одной из сторон. Но в любом случае нормальные взаимоотношения детей нарушаются.

В случае если в кровной семье приемного ребенка имели место насилие или другие психотравмирующие ситуации, он может отыгрывать свои психологические травмы в приемной семье, при условии, что ребенку не была вовремя оказана необходимая психологическая помощь.

Необходимым условием адаптации ребенка в новой семье является взаимное соответствие ролевых ожиданий ребенка и приемных родителей. Важную роль здесь играет жизненный опыт ребенка, который оказывает влияние на процесс его идентификации с семьей. Приемный ребенок в замещающей семье не может принять на себя роль биологического, поэтому его идентификация затруднена, что проявляется в отсутствии статуса в новой семье, проблемах верности приемным и биологическим родителям, чувстве униженности и т. д. Это во многом объясняет тот кризис, который переживают все члены замещающей семьи на первых этапах совместной жизни [2].

Существует ряд проблем и у самого приемного родителя: отсутствие эмоционального контакта с ребенком, неумение приемного родителя воспринимать ребенка таким, какой он есть, ярко выраженная контролирующая стратегия поведения, нетерпимость и непримиримость родителей к ошибкам приемного ребенка и др. [3].

Таким образом, обобщая результаты изучения данного вопроса, мы можем выделить следующие проблемы, связанные с созданием и функционированием института приемной семьи:

  1. Относительно мягкая правовая основа, особенно в части требований к потенциальным приемным родителям;
  2. Передача полномочий государством субъектам РФ при отсутствии должного финансирования;
  3. Недостаточная система государственных гарантий;
  4. Отсутствие разрыва связей с кровными родителями и, как следствие, различные опасения приемных родителей;
  5. Конфликты между кровными и приемными детьми;
  6. Психологические травмы в анамнезе;
  7. Трудности в идентификации с семьей;
  8. Различные психологические проблемы приемного родителя.

Для того чтобы решить данные проблемы необходимо совершенствовать законодательство в вопросах, касающихся приемных семей, осуществлять более тщательное сопровождение приемной семьи на всех этапах, осуществлять более тщательную психологическую подготовку приемных родителей и детей, проводить анализ психологических и физических особенностей ребенка. Только в комплексе различные меры будут способствовать дальнейшему развитию института приемной семьи в России и обеспечивать благополучное воспитание ребенка в приемной семье.

Какие проблемы возникают в приемных семьях

Проблемы приемных семей нужно знать, прежде, чем вы примете решение усыновить или взять опеку над ребенком. В России каждый год без родителей остается около 100 000 ребятишек разного возраста. Детский дом, даже с самыми замечательными условиями быта и профессиональными воспитателями, не может дать детям любви и заботы, которые он получал в семье. Поэтому выпускники этих учреждений чаще встают на путь правонарушений, им труднее создать семью, вырастить своих детей. Приемная семья – хороший выход для осиротевших детей. Но почему приемные семьи не получают должного распространения?

Проблемы приемных семей

В первую очередь, мешают материальные проблемы. Несмотря на все льготы, пособия и зарплату родителей, очевидно, что эти средства лишь с натяжкой могут обеспечить нормальные условия жизни приемной семьи. Чтобы ребенок не выглядел изгоем в компании сверстников, кроме питания, одежды и бесплатного проезда, ему нужен телефон, компьютер, возможность сходить с друзьями в кино или в кафе и т.д. Хорошо, если приемные родители находят для нужд детей бизнесменов, желающих помочь обездоленным, но и эти меры временные.

Многие приемные семьи получают помощь от благотворительных фондов, местной власти, заинтересованной в их развитии и распространении на территории области.

Второй проблемой является жилье. В обычной квартире с удобством могут расположиться 2-3 детей, а если родители чувствуют, что могли бы взять на воспитание 5 детей?

В некоторых регионах многодетная приемная семья получает в свое распоряжение большой дом, или же местная администрация всеми силами помогает им, выделив участок под строительство и обеспечив средствами или стройматериалами. К сожалению, чаще бывает наоборот, так как не каждый регион располагает бюджетом, из которого безболезненно можно выделить необходимые деньги, нет жилищного фонда, из которого можно было бы бесплатно выделить квартиру, да и многие чиновники более чем прохладно относятся к просьбам приемных родителей помочь им с жильем.

Воспитание приемного ребенка

Это третья – и немаловажная причина, по которой приемные семьи не распространяются по России так, как было бы нужно.

Бездетные пары боятся взять ребенка из приюта или детского дома, потому что их пугают возможные трудности в его воспитании, в особенности, наследственные склонности. Многие считают, что в государственные учреждения попадают дети алкоголиков, наркоманов, преступников. Конечно, родители могут быть всякими, но малыши, живущие в больнице или Доме малютки, не виноваты, что им не повезло с родителями.

Часто уже приняв ребенка в семью, взрослые с тайным страхом наблюдают за его взрослением, принимая склонность к шумным играм за агрессивность, детское желание взять чужую игрушку – за склонность к воровству, и стараясь подавить в зародыше эти аномалии развития, причем достаточно жесткими методами. Ребенок, не понимая, что он сделал не так, естественно, начинает сопротивляться, зарождается конфликт, который, из-за непонимания ситуации взрослыми, может стать причиной ухода ребенка из дома.

Подготовка, которую проводят для взрослых, желающих стать приемными родителями, предостерегает от таких шагов. Специалисты дают будущим родителям советы и рекомендации, как избегать конфликтных ситуаций, и все же часто бываю случаи, что взрослые, взяв в семью ребенка, особенно старшего возраста, через некоторое время расторгают договор о приемной семье и возвращают ребенка в детдом, объясняя поступок несходством темпераментов или чем-то подобным. На самом деле, такая причина может и возникнуть, но чаще это непонимание психологии чужого ребенка, который не оправдывает возложенных на него ожиданий и не кланяется в ножки приемным родителям за каждый кусок хлеба.

Привыкание родителей и детей в приемной семье – это тонкий осенний лед, который может хрустнуть от любого неправильного шага. Дети, потерявшие семью, пережили настоящее горе, они любят своих родителей – и алкоголиков, и наркоманов, и боятся привязаться к новой семье, чтобы не предать старую. По этой причине в период привыкания дети или замыкаются в себе, или начинают дерзить, на ласковые слова отвечать грубо и вызывающе. Только терпение и такт, понимание приемными родителями того, сколько страданий пришлось пережить этой неокрепшей детской душе, смогут помочь ребенку понять, что в этой семье никто не претендует на роль его мамы и папы без его желания.

Приемные родители, нашедшие подход к каждому ребенку, делятся опытом с новичками, помогая им преодолеть самую первую высоту – привыкание друг к другу чужих людей, есть возможность попросить совета у родителей, побывавших в сходной ситуации, посещать семинары и курсы для приемных родителей и вместе решать проблемы приемных семей.

В России до революции детских домов не было вообще. Если ребенок оставался один, его брали к себе родственники, соседи, друзья родителей. Так что приемная семья – это исторически оправданная для нашей страны форма воспитания сирот.

Источники:
http://studwood.ru/811919/pravo/aktualnye_problemy_semey_prinyavshih_vospitanie_detey_sirot
http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2018/09/13/problemy-priemnoy-semi-kak-formy-semeynogo
http://www.usynovite.ru/consult/law/druzhinina
http://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-problemy-instituta-priemnoy-semi-v-rossii-i-za-rubezhom
http://sibac.info/studconf/hum/xxxiv/42831
http://tvoiyapravda.ru/for-semya/priemnaja-semia/problemy.html
http://prava.expert/semejnoe/razmer-pensii-detyam-invalidam.html

Ссылка на основную публикацию