Что такое камеральная таможенная проверка и как она производится

Что такое камеральная таможенная проверка и как она производится

Благодаря аналитической и оперативной работе, по результатам таможенных проверок (далее — ТП) таможенные органы (далее — ТО) взыскивают платежи с участников внешнеэкономических операций, не соблюдающих законы. В свете расширения компетенций таможенных органов все более актуальным становится вопрос о защите прав юридических и физических лиц при осуществлении таможенного контроля.

Несмотря на упрощение таможенных процедур, ТП после выпуска товаров стали многообещающим направлением деятельности ТО, обеспечивающим поступление денежных средств в федеральный бюджет. В этой статье рассмотрим, что собой представляет камеральная ТП.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Что такое камеральная таможенная проверка

Согласно ст. 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС), это форма ТП, проводимая с неограниченной периодичностью по месту нахождения ТО без выезда к проверяемому лицу (далее — ПЛ).

Справка. ТП пришла на смену существовавшей ранее таможенной ревизии, но если таможенная ревизия контролировала факт выпуска товаров и достоверность сведений, представленных при декларировании, то цели ТП значительно шире.

В соответствии с п. 1 ст. 331 ТК ЕАЭС ТП нацелена на содействие соблюдению требований, установленных таможенным и другими законодательными актами стран ЕАЭС.

ТП может проводиться в отношении лиц:

  • зарегистрированных участников в области таможенного дела;
  • напрямую или косвенно участвовавших в сделках с товарами, помещенными под таможенную процедуру;
  • в текущий момент или в прошлом (по информации ТО) владевших или пользовавшихся товарами с нарушением международных договоров и актов, регулирующих правовые нормы таможенного и других законов государств ЕАЭС, в том числе товарами, незаконно перемещенными через таможенную границу ЕАЭС (ст. 331 ТК ЕАЭС).

Основанием для ее проведения является информация, имеющаяся в распоряжении ТО, о товарах, незаконно ввезенных или находящихся на таможенной территории ЕАЭС (п. 8 ст. 310 ТК ЕАЭС).

Правовая база

Нормы для камеральных ТП установлены в:

  • ТК ЕАЭС;
  • Федеральном законе от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон №289-ФЗ).

Права и обязанности таможенников при проверке

В ходе ТП сотрудники ТО вправе совершать следующие действия:

  1. Требовать и получать у проверяемого лица (ПЛ):
    • коммерческие и транспортные документы;
    • данные бухгалтерского учета и отчетности;
    • иную информацию о проверяемых товарах, включая относящуюся к дальнейшим сделкам ПЛ с такими товарами.
  2. Требовать отчетность об иностранных или помещенных под процедуру свободной таможенной зоны и свободного склада товарах у уполномоченных экономических операторов или лиц:
    • владеющих;
    • пользующихся;
    • перевозящих;
    • реализующих;
    • перерабатывающих такие товары.
  3. Требовать у лиц, связанных с ПЛ по сделкам или операциям с проверяемыми товарами, копии документов и другую информацию об операциях и расчетах, осуществляемых с ПЛ или третьими лицами.
  4. Требовать и получать от банков и других организаций, участвующих в банковских операциях в странах ЕАЭС, необходимые для ТП данные, включая содержащие банковскую тайну, о наличии и номерах счетов, а также движениях денежных средств по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей.
  5. Запрашивать у государственных учреждений стран ЕАЭС необходимую информацию, в числе прочего содержащую коммерческую, банковскую, налоговую и другую охраняемую законом тайну.
  6. Направлять запросы государственным и иным организациям стран, не входящих в ЕАЭС.
  7. Назначать таможенную экспертизу и совершать иные действия, предусмотренные законами стран ЕАЭС.

В процессе ТП должностные лица ТО обязаны:

  • соблюдать права и законные интересы ПЛ и не допускать причинения вреда неправомерными решениями, действиями или бездействием;
  • полученную при проведении ТП информацию, составляющую охраняемую законодательством стран ЕАЭС тайну, применять исключительно для реализации возложенных на них задач и функций, не разглашать и не использовать в личных целях, не передавать иным лицам, в том числе государственным органам стран ЕАЭС, за исключением случаев, установленных ТК ЕАЭС или международными договорами государств ЕАЭС с третьими странами;
  • обеспечивать сохранность документов, полученных и составленных при проведении ТП;
  • соблюдать служебную этику;
  • сообщать ПЛ его права и обязанности в ходе ТП и при назначении таможенной экспертизы, а также права и обязанности должностных лиц ТО;
  • представлять по требованию ПЛ информацию о положениях ТК ЕАЭС и законодательства стран ЕАЭС, касающихся проведения ТП;
  • исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством государств ЕАЭС (ст. 335 ТК ЕАЭС).

Права и обязанности проверяемых

ПЛ в ходе ТП вправе:

  • получать у ТО информацию о положениях ТК ЕАЭС и законодательства государств ЕАЭС, касающихся проведения ТП;
  • представлять имеющиеся в его распоряжении документы и данные, подтверждающие соблюдение международных договоров и актов, регулирующих правовые нормы таможенного и других законов стран ЕАЭС;
  • обжаловать решения, действия или бездействие ТО в порядке, установленном законами государств ЕАЭС;
  • пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством государств ЕАЭС (ст. 336 ТК ЕАЭС);
  • после получения акта ТП, с разрешения начальника или заместителя начальника ТО, знакомиться с материалами ТП, не содержащими охраняемую законодательством ЕАЭС тайну, а если представление ПЛ указанных сведений предусмотрено федеральными законами, также с материалами ТП, содержащими такие сведения;
  • в порядке, предусмотренном ст. 237 Закона № 289-ФЗ, представить в ТО возражения по акту ТП (ст. 235 Закона №289-ФЗ).
READ
Как проходит таможенное оформление ювелирных изделий: этапы процедуры и правила её проведения

ПЛ в процессе ТП обязано:

  • представлять по требованию ТО в установленные сроки документы и сведения на бумажном носителе, а при необходимости также и на ином носителе;
  • представлять должностным лицам ТО, проводящим ТП, перевод документации в случае, если необходимая в целях ТП документация составлена на языке, отличном от государственного языка страны ЕАЭС, ТО которого проводит ТП;
  • исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством государств — членов ЕАЭС (ст. 336 ТК ЕАЭС).

Представление необходимых бумаг и сведений

Согласно п. 7 ст. 340 и п. 7 ст. 371 ТК ЕАЭС, ТО вправе запрашивать документы или сведения, необходимые для таможенного контроля или исполнения запроса ТО другого государства ЕАЭС, у следующих организаций:

  • Торгово-промышленная палата РФ и территориальные торгово-промышленные палаты;
  • органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитованные на подтверждение соответствия продукции, для которой установлены обязательные требования согласно правовым нормам ЕАЭС и законам РФ в сфере технического регулирования;
  • иные уполномоченные организации.

ТО, проводящий ТП, вправе требовать и получать у банков и иных кредитных организаций следующие документы:

  • справка о наличии счетов;
  • заверенные копии контрактов (договоров);
  • заверенные копии паспортов сделок;
  • ведомости банковского контроля;
  • заверенные копии подтверждающих документов;
  • заверенные копии карточек с образцами подписей и оттиска печати;
  • выписки по операциям на счетах;
  • заверенные копии платежных документов, в том числе содержащих банковскую тайну.

Справка. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых ТО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

При необходимости по письменному запросу в произвольной форме ТО вправе ознакомиться с подлинниками документов (ст. 228 Закона №289-ФЗ).

Порядок проведения

Проверка регулируется ст. 332 ТК ЕАЭС и ст. 228 Закона №289-ФЗ. Ниже рассмотрим весь процесс поэтапно.

Подготовительный этап

Камеральная ТП проводится на основании изучения и анализа сведений, содержащихся в:

  • таможенных декларациях;
  • коммерческих, транспортных и иных документах, представленных ПЛ при совершении таможенных операций или по требованию ТО;
  • документах и сведениях государственных органов стран ЕАЭС;
  • других документах и сведениях, имеющихся на таможне и касающихся ПЛ (п. 1 ст. 332 ТК ЕАЭС).

Основной этап

Камеральная ТП назначается начальником либо заместителем начальника ТО, который проводит ТП.

Период камеральной ТП не превышает 90 календарных дней со дня направления ПЛ уведомления о ТП. В указанный срок не включается время между датой направления ПЛ требования о представлении сведений и датой их получения ТО.

Запрос информации и документов

Камеральную ТП продлевают на 120 календарных дней при необходимости:

  • проведения таможенной экспертизы;
  • направления требований третьим лицам (ст. 335 ТК ЕАЭС)
  • направления запросов, требований, поручений: согласно п. 1 ст. 337, п. 7 ст. 340, п. 7 ст. 371, пп. 3 п. 1 ст. 335 ТК ЕАЭС и ст. 240, 241, 242Закона №289-ФЗ; в компетентный орган другого государства ЕАЭС или страны, не входящей в ЕАЭС; в ТО других государств ЕАЭС согласно ст. 373 ТК ЕАЭС.

Справка. Допускается однократное продление в рамках одной камеральной ТП, утверждаемое начальником либо заместителем начальника ТО, проводящего ТП, с уведомлением ПЛ о сроке и причине продления.

Заключительный этап

Датой завершения ТП считается дата составления акта ТП в электронном виде или в двух экземплярах на бумажном носителе. Акт утверждается начальником или заместителем начальника ТО, проводившего проверку, не позднее трех рабочих дней со дня его составления.

Выводы по результатам проведения камеральной ТП должны содержать в том числе информацию о предполагаемых суммах пошлин, подлежащих начислению и уплате.

ПЛ не позднее 15 рабочих дней со дня получения акта ТП вправе представить в ТО в письменном виде возражения по акту ТП в целом или по его отдельным положениям, а также информацию об отсутствии возражений.

Если возражения по акту ТП представлены или направлены ПЛ по истечении 15 рабочих дней либо при направлении заказным почтовым отправлением после шестого рабочего дня со дня, следующего за днем окончания срока представления возражений, такие возражения не учитываются при принятии решений по результатам ТП и передаются ТО, проводившим ТП, в вышестоящий ТО для рассмотрения вопроса о ведомственном контроле согласно ст. 263 Закона №289-ФЗ.

По акту ТП при наличии оснований, предусмотренных ТК ЕАЭС и ст. 218 Закона №289-ФЗ, ТО принимает решение в сфере таможенного дела, за исключением случаев, когда в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту ТП, назначают новую ТП.

Популярные вопросы

Изменения в таможенном законодательстве ставят новые вопросы даже перед профессионалами. Вот ответы на некоторые из них.

Должна ли таможня уведомлять юрлицо о камеральной проверке?

ТО уведомляет ПЛ о проведении камеральной ТП путем направления уведомления в день начала такой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа (ст. 228 Закона №289-ФЗ).

Имеет ли право юрлицо отказаться от представления сведений?

При отсутствии документов или сведений либо возникновении других обстоятельств, препятствующих их представлению в установленные сроки, ПЛ обязано представить до истечения установленного срока письменное объяснение причин неисполнения требования ТО о представлении таких документов или сведений (ст. 236 Закона №289-ФЗ).

Внимание! При непредставлении по требованию ТО в установленный срок документов или сведений назначается выездная ТП (ст. 332 ТК ЕАЭС).

Заключение

ТК ЕАЭС в ст. 310 предусматривает трехлетний ограничительный период проверки, который не может быть применен, если товар ввезен незаконно и невозможно установить дату пересечения границы. Приобретение импортного товара у российского субъекта на территории РФ не страхует покупателя от ТП, если, по информации ТО, такой товар попал в страну с нарушением законодательства.

READ
Кто такой специалист ВЭД: обязанности, обучение и трудоустройство

Претензии о взыскании платежей могут быть предъявлены фактически без ограничения временного периода. Возникают ситуации, когда проверка охватывает семь и более лет с момента предполагаемого незаконного ввоза, накладывая обременения на имущество юрлица и его контрагентов.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:




Таможенная проверка: камеральная и выездная таможенная проверка, права и обязанности должностных лиц, осуществляющих проверку

Таможенная проверка

Таможенная проверка проводится таможенными органами с целью контроля соблюдения лицами требований, установленных законами ТС и законодательством стран – участниц Таможенного союза.

Порядок проведения таможенной проверки регламентируется главой 19 Таможенного кодекса ТС .

Таможенная проверка осуществляется в отношении таких проверяемых лиц:

– декларант ;
– таможенный представитель ;
– перевозчик, в том числе таможенный перевозчик ;
– лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель;
– уполномоченный экономический оператор;
– владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов;
– лицо, осуществляющее временное хранение товаров;
– лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного законодательством ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу;
– иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру.

При проведении таможенной проверки, таможенными органами проверяются такие сведения:

1) факт помещения товаров под таможенную процедуру;
2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;
3) соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;
4) соблюдение требований, установленных законом, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;
5) соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;
6) соблюдение таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров ТС;
7) соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством ТС.

При таможенной проверке осуществляется сопоставление данных, содержащихся в представленных документах, и других сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в установленном законом порядке. Могут использоваться и другие формы таможенного контроля.

Для участия в таможенной проверке могут привлекаться должностные лица других контролирующих государственных органов.

Порядок оформления результатов таможенной проверки, а также порядок принятия решений по данным результатам определяется законодательством государств – членов Таможенного союза. При установлении в ходе таможенной проверки признаков административного правонарушения или преступления, таможенными органами принимаются соответствующие меры.

Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки.

Камеральная таможенная проверка

Камеральная таможенная проверка – это процедура изучения и анализа сведений, содержащихся в декларациях и документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.

Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки).

Камеральные таможенные проверки не ограничены в периодичности проведения.

Выездная таможенная проверка

При выездной таможенной проверке таможенный орган выезжает в место нахождения юрлица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности. Выездная проверка может быть плановой или внеплановой и проводится на основании решения (предписания, акта о назначении проверки).

Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:

1) данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора), свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства;
2) заявление лица на получение статуса уполномоченного экономического оператора;
3) необходимость проведения встречной выездной таможенной проверки;
4) обращение компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией;
5) иные основания, предусмотренные законодательством государств – членов таможенного союза.

Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам камеральной таможенной проверки, а также по результатам применения иных форм таможенного контроля.

Если возникает необходимость проверить данные, представленные проверяемым лицом, таможенный орган может проводить встречную выездную таможенную проверку у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами.

Плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще 1 раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица. Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами один раз в три года. Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.

Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки проверяемому лицу направляется уведомление о запланированной проверке. Начало плановой поверки должно быть не ранее, чем через 15 дней после поучения уведомления проверяемым лицом.

Во время проведения выездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения и дополнения в проверяемые документы, связанные с его деятельностью.

READ
Что такое таможенные процедуры и какие они бывают

Срок проведения выездной таможенной проверки должен составлять не более двух месяцев. В случае необходимости, проверяющий таможенный орган может пролить этот срок еще на месяц.

При осуществлении проверки, должностные лица таможенного органа должны предъявить проверяемому лицу решение о проведении таможенной проверки и служебные удостоверения. После этого проверяемое лицо обязано обеспечить доступ должностных лиц на объект.

Проверяемое лицо имеет право не пустить должностных лиц таможенного органа на объект, если:

1) решение и (или) служебные удостоверения не предъявлены;
2) должностные лица таможенных органов не указаны в решении;
3) должностные лица не имеют специального разрешения на доступ на объект, если такое разрешение необходимо в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза.

В случае необоснованного отказа проверяемого лица впустить проверяющих, они вправе входить на объект с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых. Обо всех таких случаях таможенные органы уведомляют прокурора в течение суток.

При проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеют право:

– требовать у проверяемого лица предъявления товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка, и/или документы и информацию о товарах;
– требовать у проверяемого лица представления отчетности в целях таможенного контроля;
– требовать у банков и иных кредитных организаций информацию и документы, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, в том числе содержащие банковскую тайну;
– запрашивать у налоговых и иных государственных органов необходимые информацию и документы, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законодательством тайну;
– проводить инвентаризацию товаров во время выездных таможенных проверок;
– направлять международные запросы;
– доступа на объекты проверяемого лица с предъявлением решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) и служебных удостоверений;
– осуществлять при проведении выездных таможенных проверок отбор проб и образцов товаров с составлением акта об отборе проб и образцов товаров;
– изымать у проверяемого лица документы либо их копии с составлением акта изъятия при проведении выездных таможенных проверок;
– налагать арест на товары или изымать их на срок проведения выездной таможенной проверки;
– опечатывать помещения, в которых находятся товары.

Должностные лица таможенных органов при проведении таможенных проверок обязаны:

– соблюдать права и законные интересы проверяемого лица, не допускать причинения вреда проверяемым лицам неправомерными решениями и действиями (бездействием);
– не нарушать установленный режим работы проверяемого лица;
– использовать любую полученную информацию исключительно в таможенных целях;
– не разглашать конфиденциальные сведения и сведения, составляющие налоговую, банковскую и иную охраняемую законом тайну;
– предоставлять по требованию проверяемого лица необходимую информацию о положениях законодательства государств – членов таможенного союза, касающихся порядка проведения выездных таможенных проверок;
– обеспечивать сохранность полученных и составленных документов, не разглашать их содержание без согласия проверяемого лица;
– информировать проверяемое лицо о его правах и обязанностях.

Камеральная таможенная проверка

Комментарий к статье 131 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Камеральная таможенная проверка

Статья 131 ТК определяет порядок и условия проведения камеральной таможенной проверки. Прежде чем непосредственно рассмотреть ее содержание, необходимо остановиться на общем анализе системы таможенных проверок, закрепленной ТК.
ТК содержит в себе значительное количество правовых и организационно-правовых новаций, связанных с различными областями таможенного дела. Ключевой из них, конечно же, является введение надгосударственного уровня регулирования соответствующих общественных отношений. Однако изменения в таможенном законодательстве затронули и некоторые частные вопросы, в том числе связанные с таможенным контролем. Для, казалось бы, обыденных и привычных таможенных процедур и процессов изменяются их правовая природа, содержательно-функциональное и организационно-правовое наполнение. Так, в отличие от ранее действовавшего Таможенного кодекса Российской Федерации, закреплявшего десять форм таможенного контроля, ст. 110 ТК предусматривает двенадцать таких форм. В нее нашли свое закрепление девять из десяти ранее существовавших форм таможенного контроля: проверка документов и сведений; устный опрос; получение объяснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; таможенный осмотр помещений и территорий. Кроме того, в ТК появились три новые формы таможенного контроля: 1) учет товаров, находящихся под таможенным контролем; 2) проверка системы учета товаров и отчетности; 3) таможенная проверка.

Даже общее ознакомление с содержанием ТК свидетельствует, что именно таможенная проверка получила наиболее детальную регламентацию: содержательно таможенная проверка раскрывается в ст. 122 ТК, а ее процессуальные аспекты (порядок проведения) были закреплены в главе 19 ТК. Следует отметить, что только применительно к таможенной проверке (из двенадцати форм таможенного контроля) процессуальной стороне ее проведения посвящена специальная глава ТК. Данное обстоятельство подчеркивает особую роль данной формы в системе таможенного контроля.

По своему функциональному назначению и правовой природе таможенная проверка пришла на смену существовавшей ранее таможенной ревизии.
Если согласно п. 1 ст. 376 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные органы проводили таможенную ревизию в целях установления факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией лиц, в отношении которых проводилось данное контрольное мероприятие. То цель таможенной проверки значительно расширилась. В соответствии с п. 1 ст. 122 ТК цель проведения таможенной проверки состоит в обеспечении соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – его членов.
Таможенная проверка может проводиться в отношении практически всех лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.
В ходе таможенной проверки устанавливаются: 1) факт помещения товаров под таможенную процедуру; 2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров; 3) соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами; 4) соблюдение требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела; 5) соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора; 6) соблюдение установленных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров таможенного союза; 7) соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза.

READ
Что такое таможенная процедура уничтожения и какие в ней есть нюансы

Таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза. При проведении таможенной проверки могут использоваться иные формы таможенного контроля, установленные ст. 110 ТК.

В ТК закреплено, что проведению таможенной проверки должна предшествовать подготовительная работа, в процессе которой определяется перечень вопросов, подлежащих проверке, при необходимости разрабатывается программа ее проведения.

Для участия в таможенной проверке могут привлекаться должностные лица других контролирующих государственных органов государства – члена Таможенного союза в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза.

Результаты таможенной проверки оформляются документом в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза. Порядок принятия решений по результатам таможенной проверки определяется законодательством государств – членов Таможенного союза. При установлении в ходе таможенной проверки признаков административного правонарушения или преступления таможенными органами принимаются меры в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза.

До образования Таможенного союза и принятия ТК российское таможенное законодательство содержало только две статьи, регламентирующих таможенную ревизию, – ст. 376 “Таможенная ревизия”, ст. 377 “Наложение ареста на товары или изъятие товаров при проведении специальной таможенной ревизии”. Непосредственно сам порядок проведения таможенной ревизии определялся на уровне ФТС России. ТК унифицирует порядок проведения таможенной проверки на всей территории Таможенного союза. Только отдельные отношения, связанные с этим процессом, регулируются национальным таможенным законодательством государств – членов Таможенного союза. В частности, это порядок оформления результатов таможенной проверки (п. 11 ст. 122 ТК), порядок принятия решений по результатам таможенной проверки (п. 12 ст. 122 ТК), порядок продления срока проведения выездной таможенной проверки, срок и порядок приостановления выездной таможенной проверки (п. 12 ст. 132 ТК) и др.

Нормы, конкретизирующие порядок проведения таможенных проверок на территории отдельных государств – членов Таможенного союза, содержатся в Федеральном законе “О таможенном регулировании в Российской Федерации” (ст. ст. 178 – 185), Таможенном кодексе Республики Беларусь (ст. 297), Кодексе Республики Казахстан “О таможенном деле в Республике Казахстан” (ст. ст. 211, 220 – 225). Традиционной для Российской Федерации является более детальная регламентация процедур таможенного контроля на подзаконном (ведомственном) уровне. Применительно к таможенным проверкам в настоящее время действует Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки, утвержденная Приказом ФТС России от 6 июля 2012 года N 1373. Также следует отметить Приказ ФТС России от 30 декабря 2010 года N 2713 “Об утверждении форм документов, применяемых при проведении таможенных проверок”. Подзаконно регулирование рассматриваемых общественных отношений характерно и для других государств – членов Таможенного союза. Так, применительно к Республике Беларусь необходимо обратить внимание на действовавшее еще до создания Таможенного союза Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 30 июня 2007 года N 72 “О некоторых вопросах проведения операций таможенного контроля”.

Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки, что свидетельствует о частичном заимствовании рассматриваемого института из законодательства о налогах и сборах. Такое заимствование является в целом обоснованным в силу близости целей и инструментария таможенного законодательства в фискальной его части и законодательства о налогах и сборах.

Следует отметить, что Таможенный кодекс Республики Беларусь, принятый еще до образования Таможенного союза в п. 3 ст. 297, содержит расширенный перечень форм таможенных проверок. В дополнение к камеральным и выездным в нем также упоминаются комплексные и тематические. Такая классификация форм таможенных проверок имеет существенный недостаток, поскольку осуществляется по разным основаниям, что логически является неверным.

Статья 131 ТК закрепляет два признака камеральной таможенной проверки: содержательный и территориальный, а также некоторые условия ее проведения.

Содержательный признак камеральной таможенной проверки предусмотрен п. 1 ст. 131 ТК, в соответствии с которым такая проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств – членов Таможенного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.

READ
Как происходила отмена внутренних таможенных пошлин в России

Территориальный признак рассматриваемой формы таможенной проверки установлен в п. 2 ст. 131 ТК, согласно которому камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту его нахождения без выезда к проверяемому лицу.

Характерным для камеральной таможенной проверки является то, что она не требует оформления предписания (решения, акта) о назначении проверки, и в отношении нее не установлено временных ограничений (периодичности проведения камеральных таможенных проверок). Здесь следует отметить, что в отличие от Российской Федерации и Республики Казахстан в Республике Беларусь законодатель не выделяет специально основания назначения выездных таможенных проверок, а предусматривает в п. 4 ст. 297, что любые таможенные проверки проводятся на основании предписания начальника таможенного органа или его уполномоченного заместителя.

Таможенные органы государств – членов Таможенного союза проводят камеральные таможенные проверки в соответствии с положениями ст. 131 ТК. Датой начала проведения камеральной таможенной проверки является дата окончания подготовительных мероприятий. При проведении камеральной таможенной проверки должностные лица таможенных органов пользуются правами, предусмотренными п. п. 2, 3, 4 ст. 98, подп. 1, 3, 4, 5, 7, 13 п. 1 ст. 134 ТК, а также для российских таможенных органов – ч. 2 ст. 166, подп. 4, 5 ст. 184 Федерального закона “О таможенном регулировании в Российской Федерации”, для белорусских таможенных органов – ст. 283 Таможенного кодекса Республики Беларусь, для казахстанских таможенных органов – ст. 223 Кодекса Республики Казахстан “О таможенном деле в Республике Казахстан”.

В случае необходимости получения при проведении камеральной таможенной проверки документов и сведений должностное лицо таможенного органа на основании статей 98, 134 ТК направляет руководителю либо уполномоченному представителю проверяемого лица требование о представлении документов и сведений с указанием срока их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений. Требование о представлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении по месту государственной регистрации и по адресу фактического местонахождения (в случае наличия указанной информации) проверяемого лица или передается иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения законным представителем.

По результатам камеральной таможенной проверки составляется акт камеральной таможенной проверки, дата составления которого считается датой завершения камеральной таможенной проверки.

Таможенная проверка: камеральная и выездная таможенная проверка, права и обязанности должностных лиц, осуществляющих проверку

Таможенная проверка

Таможенная проверка проводится таможенными органами с целью контроля соблюдения лицами требований, установленных законами ТС и законодательством стран – участниц Таможенного союза.

Порядок проведения таможенной проверки регламентируется главой 19 Таможенного кодекса ТС .

Таможенная проверка осуществляется в отношении таких проверяемых лиц:

– декларант ;
– таможенный представитель ;
– перевозчик, в том числе таможенный перевозчик ;
– лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель;
– уполномоченный экономический оператор;
– владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов;
– лицо, осуществляющее временное хранение товаров;
– лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного законодательством ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу;
– иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру.

При проведении таможенной проверки, таможенными органами проверяются такие сведения:

1) факт помещения товаров под таможенную процедуру;
2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;
3) соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;
4) соблюдение требований, установленных законом, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;
5) соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;
6) соблюдение таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров ТС;
7) соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством ТС.

При таможенной проверке осуществляется сопоставление данных, содержащихся в представленных документах, и других сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в установленном законом порядке. Могут использоваться и другие формы таможенного контроля.

Для участия в таможенной проверке могут привлекаться должностные лица других контролирующих государственных органов.

Порядок оформления результатов таможенной проверки, а также порядок принятия решений по данным результатам определяется законодательством государств – членов Таможенного союза. При установлении в ходе таможенной проверки признаков административного правонарушения или преступления, таможенными органами принимаются соответствующие меры.

Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки.

Камеральная таможенная проверка

Камеральная таможенная проверка – это процедура изучения и анализа сведений, содержащихся в декларациях и документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.

Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки).

Камеральные таможенные проверки не ограничены в периодичности проведения.

Выездная таможенная проверка

При выездной таможенной проверке таможенный орган выезжает в место нахождения юрлица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности. Выездная проверка может быть плановой или внеплановой и проводится на основании решения (предписания, акта о назначении проверки).

READ
Что такое таможенные пошлины и какие они бывают: рассчитываем и оплачиваем правильно

Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:

1) данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора), свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства;
2) заявление лица на получение статуса уполномоченного экономического оператора;
3) необходимость проведения встречной выездной таможенной проверки;
4) обращение компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией;
5) иные основания, предусмотренные законодательством государств – членов таможенного союза.

Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам камеральной таможенной проверки, а также по результатам применения иных форм таможенного контроля.

Если возникает необходимость проверить данные, представленные проверяемым лицом, таможенный орган может проводить встречную выездную таможенную проверку у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами.

Плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще 1 раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица. Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами один раз в три года. Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.

Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки проверяемому лицу направляется уведомление о запланированной проверке. Начало плановой поверки должно быть не ранее, чем через 15 дней после поучения уведомления проверяемым лицом.

Во время проведения выездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения и дополнения в проверяемые документы, связанные с его деятельностью.

Срок проведения выездной таможенной проверки должен составлять не более двух месяцев. В случае необходимости, проверяющий таможенный орган может пролить этот срок еще на месяц.

При осуществлении проверки, должностные лица таможенного органа должны предъявить проверяемому лицу решение о проведении таможенной проверки и служебные удостоверения. После этого проверяемое лицо обязано обеспечить доступ должностных лиц на объект.

Проверяемое лицо имеет право не пустить должностных лиц таможенного органа на объект, если:

1) решение и (или) служебные удостоверения не предъявлены;
2) должностные лица таможенных органов не указаны в решении;
3) должностные лица не имеют специального разрешения на доступ на объект, если такое разрешение необходимо в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза.

В случае необоснованного отказа проверяемого лица впустить проверяющих, они вправе входить на объект с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых. Обо всех таких случаях таможенные органы уведомляют прокурора в течение суток.

При проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеют право:

– требовать у проверяемого лица предъявления товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка, и/или документы и информацию о товарах;
– требовать у проверяемого лица представления отчетности в целях таможенного контроля;
– требовать у банков и иных кредитных организаций информацию и документы, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, в том числе содержащие банковскую тайну;
– запрашивать у налоговых и иных государственных органов необходимые информацию и документы, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законодательством тайну;
– проводить инвентаризацию товаров во время выездных таможенных проверок;
– направлять международные запросы;
– доступа на объекты проверяемого лица с предъявлением решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) и служебных удостоверений;
– осуществлять при проведении выездных таможенных проверок отбор проб и образцов товаров с составлением акта об отборе проб и образцов товаров;
– изымать у проверяемого лица документы либо их копии с составлением акта изъятия при проведении выездных таможенных проверок;
– налагать арест на товары или изымать их на срок проведения выездной таможенной проверки;
– опечатывать помещения, в которых находятся товары.

Должностные лица таможенных органов при проведении таможенных проверок обязаны:

– соблюдать права и законные интересы проверяемого лица, не допускать причинения вреда проверяемым лицам неправомерными решениями и действиями (бездействием);
– не нарушать установленный режим работы проверяемого лица;
– использовать любую полученную информацию исключительно в таможенных целях;
– не разглашать конфиденциальные сведения и сведения, составляющие налоговую, банковскую и иную охраняемую законом тайну;
– предоставлять по требованию проверяемого лица необходимую информацию о положениях законодательства государств – членов таможенного союза, касающихся порядка проведения выездных таможенных проверок;
– обеспечивать сохранность полученных и составленных документов, не разглашать их содержание без согласия проверяемого лица;
– информировать проверяемое лицо о его правах и обязанностях.

Порядок организации и проведения камеральной таможенной проверки

Камеральная таможенная проверка — контрольное мероприятие, проводимое должностными лицами таможенных органов по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания.

Датой начала проведения камеральной таможенной проверки является дата окончания подготовительной работы, при этом камеральные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения. При проведении камеральной проверки должностные лица подразделений ТКПВТ применяют метод сопоставления данных бухгалтерского учета участника ВЭД, сформированных после выпуска товара, с данными, заявленными при таможенном декларировании товара, а также с информацией о деятельности организации, имеющимися у таможенных, налоговых и других контролирующих и правоохранительных органов.

READ
Что такое таможенный склад: какие товары можно разместить и каковы условия хранения складского содержимого

Должностные лица подразделений ТКПВТ должны располагать максимально подробной информацией об организационно-правовой форме, наименовании, местонахождении и почтовом адресе проверяемой организации, о местонахождении производственных помещений, складов, служебных помещений, о фамилиях руководителей, способах связи с ними, видах деятельности организации (например, производственная деятельность, торговля, финансовые услуги, ВЭД). Следует также принимать во внимание информацию о реорганизации лица.

В рамках аналитической и подготовительной работы могут быть направлены запросы в территориальные налоговые органы и другие государственные органы. Проверяются финансовые и банковские реквизиты организации, в том числе фактическое наличие счетов и функционирование банка, другие необходимые сведения, а также проводится анализ деятельности организации.

При проведении камеральной проверки допускается получение объяснений, производимое по месту нахождения таможенного органа.

К основным документам, используемым при таможенной проверке, относятся:

  • – таможенные декларации, декларации таможенной стоимости, паспорта транспортных средств, коммерческие документы (счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы и др.), транспортные (перевозочные) документы;
  • — приказ организации об учетной политике;
  • – сведения об открытии счетов в банках и иных кредитных учреждениях;
  • — документы годовой и квартальной отчетности;
  • — главная книга, журналы-ордера, ведомости, разработочные таблицы, оборотные ведомости, материальные отчеты (т.е. документы по счетам в зависимости от видов деятельности);
  • – распечатки движения по счетам, подписанные главным бухгалтером, руководителем организации и заверенные печатью организации;
  • — кассовая книга с отчетами кассира и приложением первичных документов;
  • – банковские документы по счетам, в том числе выписки лицевых счетов, платежные (инкассовые) поручения, заявления о перечислении валютных средств, мемориальные ордера и др.;
  • – внешнеторговые и другие договоры, контракты и дополнения к ним, а также переписка по ним;
  • – документы об исполнении договоров и контрактов (в том числе счета-фактуры (с указанием страны происхождения товара и номеров деклараций на товары), инвойсы, счета (кассовые чеки), счета-проформы (для сделок, по которым не осуществляется оплата ввозимых товаров), сертификаты происхождения, соответствия и т.д.);
  • – транспортные (перевозочные) документы (железнодорожные накладные, дорожные ведомости, коносаменты, авианакладные, накладные на автоперевозку груза, погрузочные ордера, почтовые квитанции и т.д.);
  • — книга покупок, книга продаж;
  • — банковские и кассовые документы об оплате товара;
  • — приходные (расходные) накладные, акты приема-передачи товаров;
  • — товарные отчеты, документы складского учета;
  • — внутренние документы, приказы и положения;
  • — доверенности и журнал их регистрации.

При проведении камеральной таможенной проверки должностные лица пользуются следующими правами:

  • 1) запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений (п. 2 ст. 98 ТК ТС);
  • 2) получать в соответствии с законодательством государств — членов ЕАЭС от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о денежных операциях по осуществляемым внешнеэкономическим сделкам (п. 3 ст. 98 ТК ТС);
  • 3) запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории ЕАЭС или за ее пределами (п. 4 ст. 98 ТК ТС);
  • 4) требовать у проверяемого лица и получать у него коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам (подп. 1 п. 1 ст. 134 ТК ТС);
  • 5) требовать у проверяемого лица представления отчетности в целях таможенного контроля (подп. 3 п. 1 ст. 134 ТК ТС);
  • 6) требовать у банков и иных кредитных организаций и получать от них информацию и документы, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну в соответствии с законодательством государств — членов ЕАЭС (подп. 4 п. 1 ст. 134 ТК ТС);
  • 7) запрашивать у налоговых и иных государственных органов и получать от них необходимые информацию и документы, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законодательством тайну в соответствии с законодательством государств — членов ЕАЭС (подп. 5 п. 1 ст. 134 ТК ТС);
  • 8) направлять международные запросы в связи с проведением таможенной проверки (подп. 7 п. 1 ст. 134 ТК ТС);
  • 9) получать от органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, и иных государственных органов сведения, необходимые им для проведения таможенного контроля (ч. 2 ст. 166 Закона о таможенном регулировании);
  • 10) принимать решение о назначении таможенной экспертизы, если для разъяснения возникающих при проведении таможенной проверки вопросов требуются специальные познания (п. 4 ст. 184 Закона о таможенном регулировании);
  • 11) проводить иные действия, предусмотренные законодательством ТС и законодательством государств — членов ЕАЭС (подп. 13 п. 1 ст. 134 ТК ТС);
  • 12) осуществлять иные правомочия, предусмотренные Законом о таможенном регулировании и иными федеральными законами (п. 5 ст. 184 Закона о таможенном регулировании).

Должностные лица таможенных органов при проведении камеральной таможенной проверки обязаны:

  • 1) соблюдать права и законные интересы проверяемого лица, не допускать причинения вреда проверяемым лицам неправомерными решениями и действиями (бездействием);
  • 2) использовать исключительно в таможенных целях любую информацию, полученную при проведении таможенных проверок;
  • 3) не разглашать конфиденциальные сведения и сведения, составляющие налоговую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, ставшие известными при проведении таможенных проверок;
  • 4) предоставлять по требованию проверяемого лица необходимую информацию о положениях законодательства государств – членов ЕАЭС, касающихся порядка проведения выездных таможенных проверок;
  • 5) обеспечивать сохранность документов, полученных и составленных при проведении таможенных проверок, не разглашать их содержание без согласия проверяемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств — членов ЕАЭС;
  • 6) информировать проверяемое лицо о его правах и обязанностях при проведении ТКПВТ, в том числе при назначении и проведении экспертизы (исследования), при взятии проб и образцов товаров;
  • 7) исполнять иные обязанности, предусмотренные таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством государств — членов ЕАЭС.
READ
Как стать участником ВЭД: начинаем внешнеэкономическую деятельность с нуля

В случае необходимости получения при проведении камеральной таможенной проверки документов и сведений должностное лицо уполномоченного подразделения направляет руководителю либо уполномоченному представителю проверяемого лица требование о представлении документов и сведений с указанием срока их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.

Требование о представлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке оформляется на бланке письма таможенного органа, которое подписывает начальник таможенного органа, в ФТС России — начальник Главного управления ТКПВТ (лица, их замещающие). Требование о представлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении по месту государственной регистрации и по адресу фактического местонахождения (в случае наличия указанной информации) проверяемого лица или передается иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения законным представителем. При возврате почтового отправления с отметкой, свидетельствующей об отсутствии лица по месту государственной регистрации, должностное лицо, проводящее проверку, принимает меры в рамках СУР.

Согласно ст. 135 ТК ТС при проведении камеральной таможенной проверки проверяемые лица пользуются следующими правами’.

  • 1) запрашивать у таможенных органов и получать от них информацию о положениях законодательства государств — членов ТС, касающихся порядка проведения таможенных проверок;
  • 2) представлять все имеющиеся в его распоряжении документы и сведения, подтверждающие факт выпуска товаров, а также соблюдение таможенного законодательства ТС и законодательства государств — членов ТС;
  • 3) обжаловать решения и действия (бездействие) таможенных органов в порядке, установленном законодательством государств — членов ТС;
  • 4) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством ТС и законодательством государства — члена ТС.

Проверяемое лицо при проведении камеральной таможенной проверки обязано:

  • 1) представлять по требованию таможенного органа в установленные сроки сведения и документы независимо от того, на каком носителе информации они находятся, с приложением на бумажном носителе;
  • 2) в случае, если необходимая для целей таможенной проверки документация составлена на ином языке, чем государственный язык государства — члена ЕАЭС, представить проверяющим должностным лицам таможенного органа перевод указанной документации;
  • 3) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством ЕАЭС и законодательством государств — членов ЕАЭС.

Таким образом, камеральная таможенная проверка является одной из форм ТКПВТ, цель которой — установление достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении. Камеральная таможенная проверка проводится по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу и без ограничений периодичности их проведения.

Таможенная проверка: виды, порядок проведения

Таможенная проверка – форма таможенного контроля, представляющая собой проверку, затрагивающую финансово-хозяйственную деятельности проверяемого лица (во внешнеторговой сфере или в целом).

Организация и проведение таможенных проверок осуществляется должностными лицами Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России, подразделениями (отделами) таможенного контроля после выпуска товаров региональных таможенных управлений и таможен.

Таможенная проверка проводится таможенным органом, в регионе деятельности которого:

– зарегистрировано проверяемое лицо;

– выпущен или находится товар.

ТК ТС не дает определения таможенной проверке как форме таможенного контроля. В п. 1 ст. 122 ТК ТС обозначена лишь цель таможенной проверки, а именно проверка соблюдения лицами требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов ЕАЭС. И далее, через отдельные положения статей ТК ТС, посвященных как таможенной проверке, так и всему таможенному контролю, раскрывается содержание данной формы таможенного контроля.

Лица, в отношении которых может проводиться таможенная проверка, – это хозяйствующие субъекты государства – члена ЕАЭС (российские юридические лица или индивидуальные предприниматели).

Часть 2 п. 2 ст. 122 ТК ТС к таким лицам относит:

– лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, УЭО;

– лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров после их выпуска;

– иных лиц, напрямую или косвенно участвовавших в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру;

– лиц, в отношении которых имеется информация, что в их владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.

Таким образом, кроме первоначальных участников таможенных правоотношений таможенной проверке могут подвергнуться:

– лица, получившие права на товары в соответствии с отдельными таможенными процедурами (например, лицо, ремонтирующее временно ввезенный товар или переработчик товара, помещенного декларантом под таможенную процедуру переработки на таможенной территории);

– лица, являющиеся производителями и (или) продавцами товаров, вывезенных в соответствии с таможенной процедурой экспорта;

– приобретатели, продавцы, арендаторы, хранители и т.д. товаров, ввезенных на таможенную территорию.

В зависимости от поводов проведения таможенной проверки, а также подконтрольных лиц, таможенными органами проверяются:

– факт помещения товаров под таможенную процедуру (проверка законности перемещения товаров через таможенную границу);

READ
Что такое таможенные пошлины и какие они бывают: рассчитываем и оплачиваем правильно

– достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах (проверка декларантов, таможенных представителей, УЭО, перевозчиков);

– соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами (проверка декларантов, товары которых выпущены с предоставлением целевых льгот по уплате таможенных пошлин, налогов);

– соблюдение требований, осуществления деятельности в сфере таможенного дела;

– соответствие условиям получения статуса УЭО;

– соблюдение условий таможенных процедур, действующих после выпуска товаров.

Проведению таможенной проверки предшествуют аналитическая и подготовительная работа (если по результатам аналитической работы принято решение о проведении таможенной проверки).

Таможенные проверки могут быть камеральными и выездными. Выездные таможенные проверки: плановыми и внеплановыми.

В процессе проведения таможенных проверок таможенные органы вправе:

– получать документы и сведения от проверяемых и других лиц (банков, государственных контролирующих органов);

– применять иные формы таможенного контроля (например, получение объяснений, проверка системы учета товаров и отчетности).

Камеральная таможенная проверка проводится таможенным органом по месту своего нахождения путем изучения и анализа имеющихся документов и сведений (например, представленных при таможенном декларировании товаров или при включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, УЭО).

Камеральные таможенные проверки не ограничиваются ни по частоте, ни по продолжительности.

По окончании проведения камеральной таможенной проверки составляется акт по форме утвержденной приказом ФТС России от 30.12.2010 № 2713 «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении таможенных проверок».

Выездная таможенная проверка предполагает присутствие должностных лиц таможенного органа в месте нахождения (осуществления деятельности) проверяемого лица.

Выездная таможенная проверка проводится:

– на основании отдельного решения начальника (заместителя начальника) таможенного органа;

– комиссией, состоящей из должностных лиц таможенного органа;

– при предъявлении проверяемому лицу решения о проведении таможенной проверки и служебных удостоверений должностных лиц таможенных органов, участвующих в выездной таможенной проверке.

Выездные таможенные проверки подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановые выездные таможенные проверки проводятся в соответствии с предварительно разработанным таможенным органом планом проверок на определенный период времени, например календарный год. Плановые выездные таможенные проверки могут быть отнесены к профилактическим контрольным мерам, проводимым не чаще одного раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица и раз в три года в отношении уполномоченных экономических операторов.

Проведению плановой выездной таможенной проверки предшествует уведомление проверяемого лица о такой проверке. Сама проверка начинается не ранее чем через 15 календарных дней со дня получения лицом уведомления.

Внеплановые выездные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности их применения, при наличии соответствующих оснований (появление которых не может быть запланировано), например:

– получение данных, свидетельствующих о возможном нарушении таможенных правил;

– заявление заинтересованного лица на получение статуса УЭО;

– проверка достоверности сведений путем проверки иных лиц, связанных с проверяемым лицом сделками с товарами (встречная выездная таможенная проверка);

– выполнение запроса компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией.

При проведении выездных таможенных проверок таможенные органы вправе проводить инвентаризацию товаров (в соответствии с НК РФ), изымать интересующие документы, налагать арест на товары или изымать их, опечатывать помещения с товарами.

Общий срок проведения выездной таможенной проверки составляет два месяца с возможным его продлением еще на месяц.

Для проведения экспертизы или получения дополнительных документов и сведений, в том числе от компетентных органов иностранных государств, течение срока проведения выездной таможенной проверки приостанавливается до шести месяцев.

Выездная таможенная проверка оформляется актом по форме, утв. приказом ФТС России от 30.12.2010 №2713.

Результаты проведения таможенной проверки могут указывать на факты неуплаты (неполной уплаты) таможенных пошлин, налогов и (или) несоблюдения действующих запретов и ограничений, например, по причине неправильной классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, неправильного определения таможенной стоимости или страны происхождения товаров. Данные факты отражаются в акте таможенной проверки и служат основанием для принятия соответствующих решений (о классификации товаров, о корректировке таможенной стоимости, о стране происхождения товара), принятия мер по взысканию таможенных платежей, возбуждения дел о нарушении таможенных правил или по признакам преступлений в сфере таможенного дела.

Камеральная и выездная таможенные проверки

Камеральная таможенная проверка. Камеральная таможенная проверка осуществляется пу­тем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможен­ных декларациях, коммерческих, транспортных и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных орга­нов государств — членов таможенного союза, а также дру­гих документов и сведений, имеющихся у таможенных ор­ганов, о деятельности указанных лиц.

Камеральная таможенная проверка проводится таможен­ными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки).

Камеральные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.

Выездная таможенная проверка. Выездная таможенная проверка проводится таможен­ным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и в место фактического осущест­вления их деятельности.

Выездная таможенная проверка может быть плановой или внеплановой. Плановая выездная таможенная провер­ка осуществляется на основании планов проверок, разраба­тываемых таможенными органами.

Выездная таможенная проверка проводится на основа­нии решения (предписания, акта о назначении проверки), форма которого определяется законодательством госу­дарств — членов таможенного союза.

Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:

1. данные, полученные в результате анализа инфор­мации, содержащейся в базах данных таможенных орга­нов и органов государственного контроля госу­дарств — членов таможенного союза, свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства таможенного союза.

READ
Кто такой специалист ВЭД: обязанности, обучение и трудоустройство

2. данные, свидетельствующие о возможном нарушении требований таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств — членов таможенно­го союза;

3. заявление лица, в том числе осуществляющего дея­тельность в сфере таможенного дела, на получение статуса уполномоченного экономического оператора;

4. необходимость проведения встречной выездной тамо­женной проверки;

5. обращение компетентного органа иностран­ного государства о проведении проверки лица, совершав­шего внешнеэкономические сделки с иностранной органи­зацией;

6. иные основания, предусмотренные законодательством государств — членов таможенного союза.

Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам применения иных форм таможенного кон­троля, а также по результатам камеральной таможенной проверки.

В случаях необходимости подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом, таможен­ным органом может проводиться встречная выездная тамо­женная проверка у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам с товарами. Встречная выездная таможенная проверка является вне­плановой.

Плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще одного раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица.

Плановые выездные таможенные про­верки в отношении уполномоченных экономических опера­торов проводятся таможенными органами не чаще одного раза в три года. Внеплановые выездные таможенные проверки осущест­вляются без ограничений периодичности их проведения.

Отбор проверяемых лиц для плановой выездной тамо­женной проверки производится с использованием инфор­мации, полученной:

· из информационных ресурсов таможенных органов;

· по результатам предыдущих проверок;

· от государственных органов;

· от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;

· от таможенных или иных контролирующих го­сударственных органов государств — членов таможенного союза;

· из средств массовой информации;

· из других источников официальным путем.

Перед началом проведения плановой выездной таможен­ной проверки таможенные органы направляют проверяемо­му лицу уведомление о проведении плановой выездной таможенной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Возврат почтового отправления с отметкой, свидетель­ствующей о невручении письма адресату в связи с от­сутствием проверяемого лица по месту его нахождения, не является основанием для отмены плановой выездной таможенной проверки.

Плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее чем через 15 календарных дней со дня по­лучения уведомления проверяемым лицом либо со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.

Датой начала проведения выездной таможенной провер­ки считается дата вручения проверяемому лицу копии ре­шения о проведении таможенной проверки.

Копия решения о проведении таможен­ной проверки вручается про­веряемому лицу должностным лицом таможенного органа либо направляется заказным почтовым отправлением с уве­домлением о вручении.

При вручении копии решения руководитель проверяемого лица либо его представитель на оригинале решения делает отметку об ознакомле­нии, а также о дате и времени получения копии решения.

В случае отказа от получения копии решения должностное лицо та­моженного органа делает об этом соответствующую запись в решении.

Отказ проверяемого лица от получения копии реше­ния о проведении таможенной проверки, а также возврат почтового отправления с отметкой, свидетельствующей о невруче­нии письма адресату в связи с отсутствием лица по месту его нахождения, не являются основанием для отмены вы­ездной таможенной проверки. В этом случае датой начала проверки считается дата записи в решении об отказе в получении копии решения либо дата поступления в таможенный орган почтового отправле­ния с отметкой о невручении письма адресату.

Перед началом проведения выездной таможенной про­верки на объекте проверяемого лица должностные лица таможенного органа обязаны предъявить руководителю проверяемого лица либо его представителю служебные удо­стоверения.

В период проведения выездной таможенной проверки про­веряемое лицо не вправе вносить изменения и дополнения в проверяемые документы, связанные с его деятельностью.

Срок проведения выездной таможенной проверки не дол­жен превышать два месяца. В указанный срок не включа­ется период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений.

Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен еще на один месяц по решению таможенного органа, осуществляющего проверку.

При необходимости проведения исследований или экс­пертиз, направления запросов в компетентные органы го­сударств — членов таможенного союза или иностранных государств, восстановления проверяемым лицом докумен­тов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки, предоставления дополнительных документов, от­носящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки, проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению руководителя таможенного орга­на или уполномоченного им лица в соответствии с законо­дательством государств — членов таможенного союза. Срок и порядок такого приостановления устанавливаются законо­дательством государств — членов таможенного союза.

О продлении срока выездной таможенной проверки, а также о приостановлении ее проведения в решение о проведении выездной таможенной проверки вносятся соответствующие записи, о чем уведомляется проверяемое лицо.

Датой завершения выездной таможенной проверки счи­тается дата составления документа, оформленного по ре­зультатам таможенной проверки, который составляется в двух экземплярах и подписывается должностными лицами таможенного органа, проводившими выездную таможенную проверку.

Первый экземпляр такого документа приобщается к ма­териалам выездной таможенной проверки, второй экзем­пляр не позднее пяти дней со дня завершения выездной таможенной проверки вручается проверяемому лицу или направляется заказным почтовым отправлением с уведом­лением о вручении.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники:
http://customsexpert.ru/practicum/legal-entity/tamozhennaya-proverka.htm
http://www.brokert.ru/material/tk-ts-kameralnaya-tamojennaya-proverka
http://customsexpert.ru/practicum/legal-entity/tamozhennaya-proverka.htm
http://studme.org/300941/ekonomika/poryadok_organizatsii_provedeniya_kameralnoy_tamozhennoy_proverki
http://megaobuchalka.ru/9/17701.html
http://studopedia.ru/7_105694_kameralnaya-i-viezdnaya-tamozhennie-proverki.html
http://prava.expert/tamozhennoe/kto-takoy-spetsialist-ved.html

Ссылка на основную публикацию