Что будет за нарушение правил, обеспечивающих нормальную работу транспорта

Статья 268. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

1. Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в статьях 263 и 264 настоящего Кодекса) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Ст. 268 УК РФ

1. Объектом преступления выступает безопасность движения транспорта, которая обеспечивается соблюдением соответствующих правил как лицами, ответственными за вождение и эксплуатацию транспорта, так и другими участниками движения. Ответственность за нарушение правил вождения и эксплуатацию устанавливается ст. ст. 263 и 264 УК. Комментируемая статья предусматривает ответственность иных лиц, нарушающих правила, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации.

2. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу, не связывается с каким-то конкретным видом транспортных средств, это может быть автомобильный, железнодорожный, воздушный и водный транспорт. Эксплуатация каждого вида транспорта осуществляется в условиях тесного взаимодействия лиц, управляющих транспортом, с иными участниками движения: пешеходами, пассажирами, обслуживающим персоналом и т.д., от которых требуется соблюдение определенных правил предосторожности, обеспечивающих безопасность движения и эксплуатации транспорта.

Правила, охраняющие порядок и безопасность движения, эксплуатации транспорта, регламентируются различными нормативными актами (положениями, наставлениями, инструкциями, памятками и т.д.), особыми для каждого вида транспорта, в том числе и ведомственного характера. Существуют, например, правила поведения пассажиров в метрополитене, в самолете, автобусе и других видах транспорта, правила поведения пешеходов на улицах и дорогах, правила пользования железнодорожным переездом для гужевого транспорта и т.д.

3. Объективная сторона преступления включает: нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, тяжкий вред здоровью (ч. 1 комментируемой статьи), смерть человека (ч. 2) или двух и более лиц (ч. 3).

4. Нарушение правил безопасности предполагает невыполнение требований, предъявляемых к поведению участников движения, обеспечивающих безопасность движения и эксплуатации транспортных средств. Нарушение может выражаться в пересечении железной либо иной дороги в неустановленном месте, при запрещающем сигнале, самовольном выходе пассажира на взлетно-посадочную полосу аэродрома, срыве стоп-крана и остановке таким способом движущегося железнодорожного состава, посещении на транспорте мест, запрещенных для посторонних (например, кабины пилота), и т.п.

5. Обязательным признаком состава преступления является причинная связь между нарушением правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств и вредными последствиями.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме неосторожности, которая определяется по отношению к последствиям.

7. Субъектом преступления может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, участвующее в движении транспортных средств. Им может быть пешеход, пассажир, велосипедист, погонщик скота и т.д.

Действия лица, управлявшего моторной лодкой, и допустившего нарушение правил безопасности движения, могут быть при наличии оснований квалифицированы по ст. 268 (см. определение Судебной коллегии ВС РФ N 59-Д84ПР7 ).
———————————
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 1984 года.

Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта Статья 268

Основным объектом преступления, выступает безопасность работы транспорта (кроме трубопроводного). Дополнительным – здоровье, жизнь человека. Предметом является любой вид транспорта.

Объективная сторона состава преступления заключается в нарушении (неисполнении или ненадлежащем исполнении) пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в ст. 263 и ст. 264 УК РФ) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств. С содержательной стороны преступление состоит в создании помех в работе транспорта, условий опасности лицом, которое не управляет транспортным средством.

Рассматриваемая норма относится к категории бланкетных норм. Это означает, что для уяснения объективной стороны состава преступления необходимо обращение к нормативным правовым актам, устанавливающим правила поведения в сферах, связанных с транспортом.

Статьей 268 УК РФ установлена ответственность за нарушение правил движения и эксплуатации транспортных средств, т.е. за более узкий круг деяний, по сравнению с кругом деяний подпадающим под действие ст. 263 УК РФ, где речь идет о правилах безопасности движения и эксплуатации транспорта. Последнее понятие является более широким и включает в себя не только транспортные средства, но и иные элементы транспорта как определенной системы (см. комментарий к ст. 263 УК РФ). В этой связи соотношение указанных норм можно определить как общее и специальное. Если же деяние посягает на различные объекты, то оно подлежит квалификации по совокупности преступлений. Например, незаконная перевозка в метро взрывчатых веществ при наличии иных признаков составов преступлений должна быть квалифицирована по ст. 268 и ст. 222 УК РФ.

READ
Наказание за незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов

Состав преступления сконструирован как материальный. В этой связи в объективную сторону входят также общественно опасные последствия в виде причиненного по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 268 УК РФ), причиненной по неосторожности смерти человеку (ч. 2 ст. 268 УК РФ), причиненной по неосторожности смерти двум или более лицам (ч. 3 ст. 268 УК РФ) и причинная связь между деянием и последствиями.

Нарушение может выражаться в пересечении железной либо иной дороги в неустановленном месте, при запрещающем сигнале, самовольном выходе пассажира на взлетно-посадочную полосу аэродрома, срыве стоп-крана и остановке таким способом движущегося железнодорожного состава, посещении на транспорте мест, запрещенных для посторонних (например, кабины пилота), и т.п.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме неосторожности, которая определяется по отношению к последствиям.

Субъектом преступления может быть лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, участвующее в движении транспортных средств. Им может быть пешеход, пассажир, велосипедист, погонщик скота и т.д.

Пешеходом является лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Исключение составляют лица, осуществляющие управление транспортом либо его эксплуатацию. Совершенные ими деяния образуют составы преступлений, предусмотренных ст. 263 или ст. 264 УК РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ)

Объект преступления — безопасность движения и эксплуатации транспорта (всех видов транспорта). Дополнительный объект — здоровье, жизнь человека, факультативный — имущество.

Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств пассажиром, пешеходом или другим участником движения, кроме работников транспорта, указанных в ст. 263 и 264 УК РФ, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

Приказом Минтранса России от 08.02.2007 № 18 утверждены Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути. Правила допускают проезд и переход граждан через железнодорожные пути только в установленных и оборудованных для этого местах. Не допускается подлезать под пассажирскими платформами и железнодорожным подвижным составом, перелезать через автосцепные устройства между вагонами, заходить за ограничительную линию у края пассажирской платформы и т.д. Запрещено подходить к вагонам до полной остановки поезда, прислоняться к стоящим вагонам, оставлять детей без присмотра при посадке в вагоны и (или) высадке из вагонов (гражданам с детьми), осуществлять посадку и (или) высадку во время движения, осуществлять посадку и (или) высадку, создавая помехи другим гражданам, а также до полной остановки поезда и пр.

Нарушение этих правил, повлекшее установленные законом последствия, наказывается по ст. 268 УК РФ.

Привлечение к уголовной ответственности по ст. 268 УК РФ бывает связано с нарушением пешеходами Правил дорожного движения.

На ул. Сквозной произошло столкновение двух автомобилей. В результате столкновения один пассажир погиб, водителю и другому пассажиру были причинены соответственно тяжкие телесные повреждения и телесные повреждения средней тяжести. Столкновение произошло из-за того, что около автобусной остановки с правой стороны по ходу движения автомобиля в нарушение правил дорожного движения на проезжую часть выбежала пешеход К., создав помеху для движения. Водитель во избежание наезда на пешехода выехал на полосу встречного движения, где и произошло столкновение. В отношении К. уголовное дело прекращено вследствие акта амнистии, хотя она нарушила требования п. 4.3,4.5 Правил дорожного движения, и в ее действиях установлен состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 268 УК РФ.

К субъектам, как уже было отмечено, не относятся лица, указанные в ст. 263 и 264 УК РФ. В частности, не признаются участниками дорожного движения дежурные на железнодорожном переезде, они относятся к категории лиц, предусмотренных ст. 263 УК РФ.

Возникает вопрос: относятся ли к рассматриваемым субъектам грузоотправители? Они не являются работниками транспорта, но должны соблюдать установленные на транспорте правила. Нарушения правил грузоотправителями весьма распространены. Так, согласно ст. 18 УЖТ грузоотправители обязаны подготавливать грузы, грузобагаж для перевозок в соответствии с установленными обязательными требованиями, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную и экологическую безопасность. Перевозчик и владелец инфраструктуры вправе провести проверку соответствия тары и упаковки грузов, грузобагажа, качества перевозимой продукции указанным обязательным требованиям, техническим условиям и иным актам.

READ
Что понимается под сопротивлением начальнику по статье 333 УК РФ

Требования УЖТ конкретизируются в правилах перевозок, стандартах, технических условиях, инструкциях. Аналогичные требования установлены и на других видах транспорта. На наш взгляд, нарушение этих правил относится к нарушению правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и при соответствующих последствиях должно квалифицироваться по ст. 263 УК РФ. Аналогично — в отношении владельцев транспортных инфраструктур. В частности, на железнодорожном транспорте эти лица обязаны согласно УЖТ обеспечить установленные правила содержания пассажирских платформ, пешеходных переходов, тоннелей, мостов и других объектов в исправном техническом и безопасном для движения состоянии, устанавливать соответствующие световые и звуковые сигналы, знаки, указатели, своевременно информировать пользователей о вводимых ограничениях и изменениях. Нарушение этих правил при наличии определенных последствий должно наказываться по ст. 263 УК РФ.

С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожной формой вины.

Квалифицирующий признак (ч. 2 ст. 268 УК РФ) — смерть человека, особо квалифицирующий (ч. 3 ст. 268 УК РФ) — смерть двух или более лиц.

Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК РФ)

Объект преступления — безопасное функционирование магистрального трубопровода. Дополнительный объект — здоровье, жизнь человека, факультативный — имущество, экологическая безопасность.

Через магистральные трубопроводы под большим давлением транспортируют нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, это относит трубопроводы к объектам особой опасности. Состав трубопроводов определяется в Правилах охраны магистральных трубопроводов 1 . Это — сами трубопроводы и сооружения, обеспечивающие их функционирование: установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии; линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики трубопроводов; линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов и пр.

Предмет преступления — магистральный трубопровод.

Объективная сторона состоит в нарушении правил безопасности при строительстве, эксплуатации и ремонте магистральных трубопроводов, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. То есть диспозиция статьи бланкетная. Так, установлены специальные правила промышленной безопасности, предназначенные для применения при проектировании, строительстве, эксплуатации, расширении, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации опасных производственных объектов. Они предназначены и для применения на магистральном трубопроводном транспорте [1] [2] .

В частности, согласно правилам, укладка магистральных трубопроводов и их оборудования осуществляются по проекту; трассы магистральных трубопроводов оборудуются приборами контроля давления, устройствами аварийного сброса закладочной смеси и воды, телефонной связью с оператором закладочного комплекса и диспетчером шахты; для ликвидации «пробок» параллельно магистральному закладочному трубопроводу укладывается водопровод и т.д. Приказом Госгортехнадзора России от 21.12.1999 № 266 утвержден Перечень федеральных норм и правил промышленной безопасности опасных производственных объектов. В их числе — Порядок уведомления и представления информации территориальным органам Госгортехнадзора об авариях, аварийных утечках и опасных условиях эксплуатации на объектах магистрального трубопроводного транспорта газов и опасных жидкостей, утвержденный постановлением Госгортехнадзора России от 02.04.1998 № 23. Приказом Ростехнадзора от 21.10.2013 № 485 утвержден Перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному над- зору (раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор»), в который вошли также действующие нормативные акты в отношении объектов нефтегазодобывающей промышленности и магистрального трубопроводного транспорта.

Правила безопасности должны быть предусмотрены техническими регламентами. Такой регламент применительно к магистральному трубопроводному транспорту отсутствует, есть только его проект.

Состав преступления — материальный, включает последствия нарушения. Должна быть установлена причинная связь между нарушением и последствиями.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью.

Субъект преступления — лицо, достигшее 16 лет и выполняющее работу по строительству, эксплуатации, ремонту трубопроводов.

Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 672 утверждено Типовое концессионное соглашение в отношении объектов трубопроводного транспорта. В соответствии с ним соглашение заключается между Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием (от их имени выступают соответственно Правительство РФ, уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти или орган государственной власти субъекта РФ либо орган местного самоуправления), с одной стороны, и коммерческой организацией — с другой. Согласно соглашению организация (концессионер) обязуется за свой счет создавать, реконструировать соответствующее недвижимое имущество и осуществлять деятельность по обеспечению транспортировки продукции от пункта ее приемки до пункта сдачи, по эксплуатации объектов трубопроводного имущества, входящего в состав объекта соглашения. Субъектом рассматриваемого преступления могут быть, в частности, работники организации-концессионера.

READ
Наказание за угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования

Квалифицирующий признак (ч. 2 ст. 269 УК РФ) — смерть человека в результате нарушения правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов; особо квалифицирующий (ч. 3 ст. 269 УК РФ) — смерть двух или более лиц.

Необходимо отграничивать это преступление от других составов. В случае несанкционированной врезки в трубопровод с целью хищения, например нефти, лицо привлекается к уголовной ответственности за хищение. Рассматриваемые преступления могут иметь последствиями загрязнение природы. В этих случаях содеянное квалифицируется по совокупности преступлений (ст. 252, 254 УК РФ).

Если действия и субъекты не связаны со строительством, эксплуатацией или ремонтом магистральных трубопроводов, например сторонней организацией проводятся работы в охранной зоне трубопроводов без разрешения, содеянное квалифицируется по другим статьям УК РФ.

Уголовно-правовая характеристика участников движения при нарушении правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (Петров С.А.)

Дата размещения статьи: 02.11.2016

Обеспечение безопасности движения и эксплуатации транспорта относится к числу наиболее важных проблем, которые стоят перед органами государственной власти. Закономерно, что от степени состояния транспортной безопасности в прямой зависимости находятся социально-экономическое и демографическое развитие страны. Важность данной проблемы обозначена в Указе Президента России от 22 сентября 2006 г. N 1042 “О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения”, согласно которому необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы безопасности дорожного движения .
——————————–
Указ Президента России от 22 сентября 2006 г. N 1042 // СЗ РФ. 2006. N 39. Ст. 4040.

В большинстве уголовно-правовых норм, находящихся в гл. 27 УК РФ “Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта”, субъектом преступлений являются лица, на которых возложена обязанность соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации транспорта, либо такая обязанность возлагается на субъект в силу того, что он или выполняет работу на одном из видов транспорта, или занимает должность, непосредственно связанную с движением или эксплуатацией различных видов транспорта (ст. 263, 263.1, 264, 266, 269, 270, 271, 271.1 УК РФ).
Для пассажиров, пешеходов и других участников движения, которые обязаны соблюдать установленные правила безопасности на транспорте, если в результате их преступных действий или бездействия наступили общественно опасные последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью или гибели человека, предусмотрена ст. 268 УК РФ.
В рассматриваемой уголовно-правовой норме указано, что субъектами преступления являются пассажиры, пешеходы и другие участники движения. Правовой статус первых двух субъектов четко определен и закреплен в Правилах дорожного движения (далее – ПДД). Перечень лиц, охватываемых понятиями “пассажир” и “пешеход” в ПДД, достаточно полный и исчерпывающий.
Так, согласно ПДД “пассажир” – это лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство или выходит из транспортного средства.
“Пешеход” – лицо, находящиеся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, ведущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску . Обязанности пешеходов и пассажиров конкретизированы в отдельных главах ПДД и трактуются как предписания, обязательные для исполнения соответствующими участниками движения.
——————————–
Правила дорожного движения (ПДД 2014).

Диспозиция ст. 268 УК РФ не содержит понятия “другие участники движения”, а, имея бланкетную конструкцию, отсылает к другим нормам права: “кроме лиц, указанных в статьях 263 и 264 Уголовного кодекса”. Имеющиеся законодательные и отраслевые нормативно-правовые акты не раскрывают понятие “другие участники движения”, что требует дополнительной правовой регламентации и уяснения содержания этого понятия.
Актуальность рассматриваемой проблемы заключается также в том, что существующие определения “другие участники движения” в различных монографиях и комментариях к Уголовному кодексу противоречивы и имеют взаимоисключающие толкования. Законодатель обошел вопрос в разъяснении указанного понятия к рассматриваемой норме, исключив лиц, которые привлекаются к уголовной ответственности по ст. 263 и 264 УК РФ. Установление субъекта нарушений правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта и охватываемых понятием “другие участники движения”, хотя на первый взгляд не представляет трудностей, а фактически вызывает затруднения у правоприменителя. Такая ситуация обусловлена тем, что другие участники дорожного движения законодательно не определены, а в отраслевых нормах права не содержится их перечня. Неразработанность единого понятия “другие участники движения” в юридической литературе, отсутствие общепринятых критериев отнесения субъектов, находящихся в сфере действия транспорта, крайне затрудняет решение задачи по определению круга участников движения как одного из существенных признаков рассматриваемого преступления.
Правила дорожного движения определяют участника дорожного движения как “лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства”. Понятие “другие участники движения” в действующем законодательстве, регулирующем безопасность дорожного движения, не раскрыто. Применительно к ст. 268 УК РФ это могут быть: велосипедисты, водители мопедов, водители транспортных средств, которые не относятся к числу механических, лица, управляющие гужевыми повозками, погонщики, ведущие по дороге вьючных, верховых животных или стадо.
Как считает Б.Г. Рассадин, к “другим участникам движения” можно отнести регулировщиков (сотрудников полиции, военной автоинспекции, работников дорожно-эксплуатационных служб); рабочих, осуществляющих ремонтные работы на автомагистралях, техническое обслуживание средств регулирования движения транспортных средств; лиц, производящих на дороге аварийные работы; участников дорожно-транспортного происшествия, медицинских работников, понятых, лиц, входящих в состав следственно-оперативной группы; вагоновожатого, вручную переводящего на трамвайных рельсах стрелку; лиц, осуществляющих загрузку и разгрузку транспортного средства; лиц, производящих на дороге ремонт транспортного средства или подобные аварийные работы .
——————————–
Рассадин Б.Г. Водитель и право. СПб., 1998. С. 37.

READ
Статья 359 УК РФ — Наемничество: состав преступления и ответственность

Такого же мнения придерживается А.И. Коробеев, полагая, что широкая трактовка понятия “другие участники движения” является обоснованной, так как, во-первых, указанные категории лиц в силу выполняемой ими работы включены в систему взаимодействия с транспортными средствами – источником повышенной опасности, во-вторых, в своей деятельности обязаны руководствоваться правилами, обеспечивающими безопасную работу транспорта. В-третьих, исключение из этого круга субъектов данного преступления сделало бы бессмысленным упоминанием в диспозиции ст. 268 УК РФ, кроме пешеходов и пассажиров, еще и “других участников движения” .
——————————–
Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб., 2003. С. 183.

По мнению автора, данная точка зрения является спорной и нуждается в осмыслении с позиции правового регулирования действий участников движения, нарушивших соответствующие правила движения или эксплуатации транспорта.
Расширенное толкование “другие участники движения” искусственно увеличит круг лиц, вовлеченных в уголовно-правовую сферу регулируемых отношений на транспорте. Безусловно, субъект преступления должен иметь правовую включенность в структуру общественных отношений, складывающихся в сфере общественной безопасности по поводу движения и эксплуатации автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта. Однако само нахождение лица в зоне движения транспорта еще не относит его к участникам движения. Участник движения – это лицо, имеющее непосредственное отношение к движению какого-либо транспорта, деятельность которого регулируется нормативно-правовым законодательством, и, кроме того, он должен взаимодействовать с функционирующим определенного вида транспортом в процессе его движения. Также обязательным условием отнесения лица к участникам движения следует признать наличие причинной связи его действий с нарушениями установленных правил безопасности движения для определенного вида транспорта.
Справедливо указывают некоторые авторы, что термин “участник движения” нельзя рассматривать расширительно. Неверно относить к ним, как это иногда делается, сотрудников полиции, осуществляющих регулирование движения, и иных лиц, объединяемых понятием “регулировщик”, а также лиц, непосредственно связанных с выполнением каких-либо работ на дороге (ремонт проезжей части, нанесение разметки, уборка снега и т.п.). Права и обязанности этих лиц определяются соответствующими ведомственными инструкциями, требования которых основываются на Правилах дорожного движения и не могут противоречить им, но имеют самостоятельный характер .
——————————–
Комментарий к УК РФ / под ред. Скуратова Ю.И. и Лебедева В.М. М., 1996. С. 404.

Более конкретизированные суждения имеются у авторов, которые также не относят к участникам дорожного движения регулировщиков дорожного движения, работников дорожно-эксплуатационной службы, дежурных на железнодорожном переезде, паромной переправе. Применительно к погонщикам верховых и вьючных животных и скота поясняют, что их особенности как субъектов преступления состоят в том, что их действия должны выступать причиной нарушения безопасности движения, повлекшего дорожно-транспортное происшествие с механическим транспортным средством. Причинение при этом вреда пешеходу, пассажиру, собственности, нарушение соответствующих правил влечет за собой ответственность за преступление против личности либо собственности .
——————————–
Комментарий к УК РФ / под ред. Чекалина А.А. М., 2002. С. 806.

Анализ следственно-судебной практики свидетельствует о том, что в большей части к уголовной ответственности по ст. 268 УК РФ привлекаются водители мопедов, мокиков и скутеров, реже водители велосипедов, гужевых повозок и пешеходы, чьи неправомерные действия или бездействие спровоцировали дорожно-транспортные происшествия с наступлением общественно опасных последствий. Статистика привлечения к уголовной ответственности пассажиров, пешеходов и иных участников движения при наступлении сходных последствий в сфере железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта крайне низка.
Интересное предложение высказала С.А. Зворыгина, исследовавшая проблемы уголовно-правовой характеристики специального субъекта транспортных преступлений . По ее мнению, если находящееся в частной собственности граждан водное или воздушное транспортное средство, при эксплуатации которого совершены преступные нарушения правил безопасности, использовалось при осуществлении предпринимательской деятельности для перевозки пассажиров или грузов по договорам или грузов по договорам или организации развлекательных услуг (например, водных аттракционов), а равно при занятиях водным или авиамоторным транспортом, субъект, нарушивший указанные правила, должен нести ответственность по ст. 263 УК РФ как лицо в силу выполняемой работы, обязанное соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта. Если лицо эксплуатировало указанный вид транспорта в личных (бытовых) целях (для развлечения, отдыха, рыбной ловли и т.п.) и преступно нарушило правило безопасности движения или эксплуатации транспорта, содеянное должно квалифицироваться как нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, по ст. 268 УК РФ.
——————————–
Зворыгина С.А. Уголовно-правовая характеристика специального субъекта транспортного преступления: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013.

READ
Уголовная ответственность за загрязнение атмосферы по ст 251 УК РФ

По нашему мнению, установление субъекта ст. 268 УК РФ в зависимости от целей и намерения использовать транспортное средство не является бесспорным. Лица, управляющие отдельными видами транспортных средств (кроме лиц, указанных в статьях 263 и 264 УК РФ), в силу выполняемой ими работы или должности обязаны соблюдать установленные правила безопасности движения или эксплуатации транспортных средств вне зависимости от целей и вида их деятельности. В противном случае может возникнуть парадоксальная ситуация, когда, например, лицо, управляя маломерным судном, при осуществлении предпринимательской деятельности нарушило существующие правила эксплуатации транспорта с причинением крупного ущерба, в результате чего возникли основания для привлечения водителя к уголовной ответственности по ст. 263 УК РФ. В другом случае, при сходных обстоятельствах, водителем маломерного судна был причинен также крупный ущерб, но транспорт эксплуатировался в личных целях и по результатам наступивших последствий нарушение правил судовождения будет квалифицировано как административное правонарушение, так как ответственность по ст. 268 УК РФ наступает с причинения тяжкого вреда здоровью человека.
Очевидно, направленность умысла на цели эксплуатации транспортного средства не может являться критерием разграничения специального субъекта преступления на водителя транспортного средства или другого участника движения. Маломерные механические средства (моторные лодки, катера, яхты, водные мотоциклы) являются составной частью морского и внутреннего водного транспорта, и нарушение правил безопасности движения при их эксплуатации должны влечь ответственность по ст. 263 УК РФ. Совершенно правильно заметил А.И. Коробеев, что смысл анализируемого уголовно-правового запрета состоит в том, чтобы направить в безопасное русло не поведение лиц, управляющих транспортными средствами, а деятельность людей, взаимодействующих с транспортными средствами и призванных не создавать помех для их безопасного функционирования .
——————————–
Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб., 2003. С. 183.

На сегодняшний день остаются актуальными теоретические и практические вопросы по установлению уголовно-правовых признаков участников движения при нарушениях правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Правильное и единообразное толкование понятия “другие участники движения” будет способствовать дальнейшему совершенствованию качества уголовного закона и эффективности правоприменения уголовно-правовой нормы в сфере обеспечения безопасной работы транспорта.

Литература

1. Зворыгина С.А. Уголовно-правовая характеристика специального субъекта транспортного преступления: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013.
2. Комментарий к УК РФ / по ред. Скуратова Ю.И. и Лебедева В.М. М., 1996. С. 404.
3. Комментарий к УК РФ / под ред. Чекалина А.А. М., 2002. С. 806.
4. Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб., 2003. С. 183.
5. Правила дорожного движения РФ. М., 2014.
6. Рассадин Б.Г. Водитель и право. СПб., 1998. С. 37.
7. Указ Президента России от 22 сентября 2006 г. N 1042 // СЗ РФ. 2006. N 39. Ст. 4040.

Что будет за нарушение правил, обеспечивающих нормальную работу транспорта

Статья 268 часто вменяется гражданам, нарушившим закон. Понятия в ней достаточно общие и применимы к огромному числу ситуаций, но чаще всего по ней привлекаются участники дорожно-транспортных происшествий, включая пешеходов.

Еще в 2017 году под эту статью не подходили велосипедисты. Хотя это частые участники дорожного движения, все же велосипед не попадал под понятие механического транспортного средства. Теперь закон отредактирован и владельцев двухколесного транспорта тоже наказывают по этой статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Суть статьи 268 Уголовного кодекса Российской Федерации

Речь в ней идет о нарушении правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

Какие именно правила нельзя нарушать, чтобы не случилась беда? Ведь фраза «нарушение правил безопасности или эксплуатации транспортного средства» достаточно размытая.

Справка. Правила — это комплексное описание поведения людей и состояния агрегатов, необходимого для безопасной перевозки пассажиров и грузов.

Это касается железнодорожного транспорта. К нему относится:

  • метрополитен;
  • узкоколейные дороги специального назначения;
  • рельсовый транспорт;
  • подъездные пути промышленных и иных предприятий.

Но железнодорожным транспортом не считаются:

  • шахтные, внутрицеховые вагонетки и электровозы;
  • транспортные средства, выполняющие чисто технические, производственные функции на предприятии.
READ
Понятие и ответственность за значительный ущерб в УК РФ

Также правила касаются:

  1. Воздушного транспорта. Это планеры, дирижабли, аэростаты, вертолеты, самолеты и т. д.
  2. Водного транспорта. К нему относятся все гражданские самоходные суда: морские и внутренние, подлежащие регистрации в морских торговых портах и в бассейновых судовых инспекциях.
  3. Дорожной гражданской техники (автомобилей, мопедов, мотоциклов, тракторов и пр.).

Военная летательная, водная и наземная техника квалифицируется по статьям 351 и 352 УК РФ.

Нарушением правил считается как прямое их нарушение, так и отказ от их соблюдения уполномоченным лицом. Речь идет нормативных актах, регламентах работы, обязанностях работников, технике безопасности, предписаниях и требованиях, ПДД.

Важно! Нарушения правил безопасности и эксплуатации транспортных средств по характеру во многом схожи с нарушениями охраны труда. Важно не спутать их при квалифицировании нарушения, наказания по этим статьям различаются.

Комментарии к статье

Комментариев к ст. 268 УК РФ немного, она довольно общего характера и отсылает к правилам, действующим на транспорт, но не конкретизирует их.

Преступление, подходящее под данную статью, должно иметь материальный характер. Должен быть как минимум причинен тяжкий вред здоровью человека, иначе это будет не уголовная, а административная ответственность.

Субъективная сторона преступления предусматривает неосторожную форму вины. Субъектом преступления выступает пассажир, пешеход или другой участник движения, достигший 16 лет.

Внимание! Не могут нести ответственность по этой статье субъекты преступлений, предусмотренных ст. 263 и 264 УК. В них идет речь о нарушениях управления механическими средствами и управлении ими в состоянии алкогольного опьянения. Здесь действуют другие санкции.

При наступлении смерти одного человека наказание определяется четырьмя годами лишения свободы, в случае гибели двух человек — от пяти лет, трех и более — от семи лет лишения свободы. Конечно, не все так однозначно, обстоятельства каждого дела индивидуальны и влияют на решение суда.

Состав преступления

Состав преступления заключается в нарушении установленных правил, нормативных актов, техники безопасности, должностных инструкций и прочего работниками транспортной сферы. Такое нарушение должно нести тяжкий вред здоровью либо стать причиной смерти одного или нескольких людей.

Субъективная и объективная стороны

К объективной стороне преступления прежде всего относят неправильное выполнение должностных инструкций или отказ от их выполнения. Статья не относится к управлению транспортом, а только к обслуживанию и эксплуатации.

К субъективной — прежде всего совершение преступления по неосторожности, психическое состояние преступника, его цель и мотив.

Квалификация и порядок привлечения к ответственности

Квалификация преступления — это процесс, при котором выявляется соответствие между совершенным человеком деянием и признаками конкретного состава преступления, описанного в одной из статей УК РФ, а в некоторых случаях и общей части уголовного закона.

При дифференциации наказания по статье 268 основным критерием выступают видовые признаки транспорта. В одну группу объединены железнодорожный, воздушный, морской или внутренний водный транспорт, а также метрополитен.

Во-первых, эксплуатация этого транспорта связана с перемещением большого количества людей и перевозкой масштабных грузов.

Во-вторых, масштабы крушения такого транспорта несоизмеримы с последствиями дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

В связи с этим при квалификации преступлений по ст. 268 прежде всего рассматривается отграничение от состава преступления, предусмотренного ст. 264 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств».

Внимание! Нередко участники одного правонарушения отвечают по разным статьям. Например, если вследствие общих неосторожных действий водителя транспортного средства и пешехода нанесен вред третьему лицу, то водитель несет ответственность по ст. 264, а пешеход — по по ст. 268.

Дальнейший процесс выявления квалификации преступления происходит в четыре этапа:

  1. Выясняется, является ли деяние преступным.
  2. Выясняется предмет преступления или объект.
  3. Анализируются признаки объективной и субъективной сторон преступного действия.
  4. Решается, какие требования будут предъявлены обвиняемому.

Порядок привлечения к ответственности включает в себя много пунктов и положений. В этом случае руководствуются уголовно-процессуальным кодексом. К основным положениям относятся:

  1. Презумпция невиновности. Пока не доказана вина человека, он не обвиняемый, а подозреваемый.
  2. Очень важно, считает ли подозреваемый себя виновным, испытывает вину, вменяем он или нет, умышленно совершил преступление или по неосторожности.

Все это и многое другое учитывается при привлечении к ответственности и выборе статьи.

Ответственность по статье

Статья касается работников водного, воздушного и подземного гражданского транспорта, его пассажиров и любых других лиц, достигших 16 лет, каким-либо образом вмешавшихся в работу транспортных средств.

Если из-за действий виновного кто-то получил тяжкий вред здоровью, то наказанием будет:

  • ограничение свободы на срок до трех лет;
  • принудительные работы до двух лет;
  • арест на срок до четырех месяцев;
  • лишение свободы до двух лет.
READ
Основания для возбуждения уголовного дела

Если в результате нарушения правил безопасности движения или эксплуатации транспорта кто-то погиб, то мерой наказания становятся принудительные работы, ограничение или лишение свободы на срок до четырех лет.

Если по вышеперечисленным причинам погибло два или более человека, наказание усиливается:

  • принудительные работы на срок до пяти лет;
  • лишение свободы до семи лет.

Судебная практика

Несовершеннолетний ехал на скутере без номеров, не соблюдая правила ПДД. Вечером во дворе он превысил положенную скорость 20 км/ч и, не увидев выбоину в асфальте, наехал на нее и потерял управление. В результате падения пассажир, который с ним ехал, получил травмы, несовместимые с жизнью, и скончался.

Преступление квалифицировали по статье 268 ч. 2 и присудили 1 год и 6 месяцев лишения свободы. На основании статьи 73 наказание было условным.

Было установлено, что водитель скутера нарушил правила ПДД, но не умышленно. На решение суда повлияло то, что нарушитель не достиг 18 лет, свою вину признал и раскаялся в содеянном, его характеристики с места учебы были положительными.

А вот другой, но похожий случай. Водитель скутера ехал с пассажиром, оба были без защитных шлемов, и при падении пассажир получил множественные переломы. Преступление квалифицировали по ч. 1 ст. 268 УК РФ как причинение тяжкого вреда здоровью неумышленно, при нарушении правил ПДД. Подсудимый получил 2 года ограничения свободы. На решение повлияла плохая характеристика с места жительства и прошлая судимость.

Пешеход вечером переходил дорогу в неположенном месте, из-за чего водитель, чтобы не сбить этого пешехода, ушел от столкновения в столб и получил тяжкий вред здоровью. Здесь имеет место нарушение ПДД и причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности. Пешехода приговорили к полутора годам ограничения свободы и выплате ущерба водителю по ст. 268 ч. 1.

Заключение

Статья 268 УК РФ имеет общее назначение, но в основном по ней идут участники дорожно-транспортных происшествий, кроме лиц, управляющих транспортом в состоянии алкогольного опьянения. В новой редакции от 2017 года под эту статью подходят и велосипедисты, чего раньше не было.

Статья предполагает нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть одного либо нескольких людей по неосторожности, без преступного умысла. Наказание варьируется в зависимости от обстоятельств от четырех месяцев до семи лет принудительных работ, ограничения или лишения свободы, ареста.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:




Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

(ст. 268 УК). Непосредственным объектом данного преступления является безопасность железнодорожного, воздушного, водного, автомототранспорта и городского электротранспорта.

Объективная сторона выражается в нарушении правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, наступлении последствий в виде тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека и причинной связи между деянием и причиненным вредом.

Рассматриваемая норма носит бланкетный характер.

общем виде отсылает к правилам, действующим на транспорте, не конкретизируя при этом ни его виды, ни их функциональное назначение, ни виды правил, относящихся к безопасности движения или эксплуатации транспортных средств. Следует учитывать, что ст. 268 УК говорит о более узком круге правил, чем ст. 263 УК, поскольку в ней речь идет не о безопасности эксплуатации транспорта вообще, а лишь транспортных средств, являющихся основным, но не единственным элементом транспорта как системы.

Содержание объективной стороны необходимо раскрывать с учетом объекта посягательства — безопасности функционирования транспорта. В этом одно из проявлений взаимосвязи объективных признаков рассматриваемого преступления.

Правила, на которые ссылается закон, содержатся в ведомственных нормативных актах железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного и других видов механического транспорта (исключая лишь трубопроводный). Например, запрещается самовольно открывать шлагбаумы, проезжать по переезду без разрешения дежурного, через железнодорожные пути в неустановленных местах и т.д. В целях охраны безопасности движения установлены также правила прогона скота через полотно железной дороги, выпаса скота вблизи полотна и в полосе отвода железных дорог. Пассажирам воздушного транспорта категорически запрещается ходить по перрону без сопровождения дежурного, поскольку этими действиями создается угроза безопасности полетов. Выход пассажира, например, навстречу самолету, выруливающему на стоянку, может вынудить экипаж к экстренному торможению и привести к тяжким последствиям. Прогон скота по территории временного аэродрома при наличии других признаков состава преступления также может быть уголовно наказуемым.

Конкретные проявления рассматриваемого посягательства могут быть самыми разнообразными, в связи с чем дать их исчерпывающий перечень невозможно. Наиболее часто указанные в законе правила нарушаются пешеходами, неожиданно появляющимися в опасной близости к движущимся автомототранспортным средствам, переходящими дорогу в неустановленных местах, и т.д.

РОССИЙСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

При расследовании и рассмотрении уголовных дел необходимо обязательно установить, какие именно правила нарушены виновным и в чем эти нарушения выразились.

READ
Наказание за уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ

Суть рассматриваемого преступления заключается в создании искусственных помех безопасности транспорта лицом, не управляющим транспортным средством. Поэтому оно не может выражаться в эксплуатации технически неисправных лодок, катеров, яхт, несоблюдении правил маневрирования при расхождении со встречными судами, управлении плавсредством в состоянии опьянения и т.д., как это утверждают некоторые авторы. Во всех указанных случаях лицо непосредственно эксплуатирует транспортное средство, оно ответственно за его безопасность. Квалификация деяния виновного зависит в этой ситуации от его правового положения: либо по ст. 263 УК, если он является работником транспорта, обязанным соблюдать правила безопасности в силу выполняемой работы, либо по статьям о преступлениях против личности или собственности, если он не является таковым.

Преступление имеет материальный состав. Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы был причинен тяжкий или средней тяжести вред здоровью человека. При отсутствии указанного преступного последствия речь может идти лишь об административном проступке.

Субъективная сторона преступления предусматривает неосторожность в виде легкомыслия или небрежности.

Субъектом преступления может быть пассажир, пешеход или другой участник движения. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. Законодательная формулировка не исключает уголовную ответственность и лиц, управляющих транспортом, не являющимся механическим, например гужевым. Однако при этом надо иметь в виду, что действия водителя гужевого транспорта могут быть квалифицированы по данной статье лишь при условии нарушения им правил безопасности движения, которое привело к дорожно-транспортному происшест-

ото с механическим транспортным средством. Во всех других случаях (пцеад на пешехода, уничтожение или повреждение чужого имущества 11 г.л.) его ответственность по ст. 268 УК исключается.

В силу прямого указания закона не могут нести ответственность но рассматриваемой статье субъекты преступлений, предусмотренных ст. 263 и 264 УК.

И случае наступления смерти одного человека деяние квалифицируется по ч. 2, а при причинении смерти двум или более лицам — по ч 1 ст. 268 УК (квалифицированные составы).

Уголовно-правовая характеристика участников движения при нарушении правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (Петров С.А.)

Дата размещения статьи: 02.11.2016

Обеспечение безопасности движения и эксплуатации транспорта относится к числу наиболее важных проблем, которые стоят перед органами государственной власти. Закономерно, что от степени состояния транспортной безопасности в прямой зависимости находятся социально-экономическое и демографическое развитие страны. Важность данной проблемы обозначена в Указе Президента России от 22 сентября 2006 г. N 1042 “О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения”, согласно которому необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы безопасности дорожного движения .
——————————–
Указ Президента России от 22 сентября 2006 г. N 1042 // СЗ РФ. 2006. N 39. Ст. 4040.

В большинстве уголовно-правовых норм, находящихся в гл. 27 УК РФ “Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта”, субъектом преступлений являются лица, на которых возложена обязанность соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации транспорта, либо такая обязанность возлагается на субъект в силу того, что он или выполняет работу на одном из видов транспорта, или занимает должность, непосредственно связанную с движением или эксплуатацией различных видов транспорта (ст. 263, 263.1, 264, 266, 269, 270, 271, 271.1 УК РФ).
Для пассажиров, пешеходов и других участников движения, которые обязаны соблюдать установленные правила безопасности на транспорте, если в результате их преступных действий или бездействия наступили общественно опасные последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью или гибели человека, предусмотрена ст. 268 УК РФ.
В рассматриваемой уголовно-правовой норме указано, что субъектами преступления являются пассажиры, пешеходы и другие участники движения. Правовой статус первых двух субъектов четко определен и закреплен в Правилах дорожного движения (далее – ПДД). Перечень лиц, охватываемых понятиями “пассажир” и “пешеход” в ПДД, достаточно полный и исчерпывающий.
Так, согласно ПДД “пассажир” – это лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство или выходит из транспортного средства.
“Пешеход” – лицо, находящиеся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, ведущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску . Обязанности пешеходов и пассажиров конкретизированы в отдельных главах ПДД и трактуются как предписания, обязательные для исполнения соответствующими участниками движения.
——————————–
Правила дорожного движения (ПДД 2014).

Диспозиция ст. 268 УК РФ не содержит понятия “другие участники движения”, а, имея бланкетную конструкцию, отсылает к другим нормам права: “кроме лиц, указанных в статьях 263 и 264 Уголовного кодекса”. Имеющиеся законодательные и отраслевые нормативно-правовые акты не раскрывают понятие “другие участники движения”, что требует дополнительной правовой регламентации и уяснения содержания этого понятия.
Актуальность рассматриваемой проблемы заключается также в том, что существующие определения “другие участники движения” в различных монографиях и комментариях к Уголовному кодексу противоречивы и имеют взаимоисключающие толкования. Законодатель обошел вопрос в разъяснении указанного понятия к рассматриваемой норме, исключив лиц, которые привлекаются к уголовной ответственности по ст. 263 и 264 УК РФ. Установление субъекта нарушений правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта и охватываемых понятием “другие участники движения”, хотя на первый взгляд не представляет трудностей, а фактически вызывает затруднения у правоприменителя. Такая ситуация обусловлена тем, что другие участники дорожного движения законодательно не определены, а в отраслевых нормах права не содержится их перечня. Неразработанность единого понятия “другие участники движения” в юридической литературе, отсутствие общепринятых критериев отнесения субъектов, находящихся в сфере действия транспорта, крайне затрудняет решение задачи по определению круга участников движения как одного из существенных признаков рассматриваемого преступления.
Правила дорожного движения определяют участника дорожного движения как “лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства”. Понятие “другие участники движения” в действующем законодательстве, регулирующем безопасность дорожного движения, не раскрыто. Применительно к ст. 268 УК РФ это могут быть: велосипедисты, водители мопедов, водители транспортных средств, которые не относятся к числу механических, лица, управляющие гужевыми повозками, погонщики, ведущие по дороге вьючных, верховых животных или стадо.
Как считает Б.Г. Рассадин, к “другим участникам движения” можно отнести регулировщиков (сотрудников полиции, военной автоинспекции, работников дорожно-эксплуатационных служб); рабочих, осуществляющих ремонтные работы на автомагистралях, техническое обслуживание средств регулирования движения транспортных средств; лиц, производящих на дороге аварийные работы; участников дорожно-транспортного происшествия, медицинских работников, понятых, лиц, входящих в состав следственно-оперативной группы; вагоновожатого, вручную переводящего на трамвайных рельсах стрелку; лиц, осуществляющих загрузку и разгрузку транспортного средства; лиц, производящих на дороге ремонт транспортного средства или подобные аварийные работы .
——————————–
Рассадин Б.Г. Водитель и право. СПб., 1998. С. 37.

READ
Примеры СМС с угрозами и что делать если получили подобное сообщение

Такого же мнения придерживается А.И. Коробеев, полагая, что широкая трактовка понятия “другие участники движения” является обоснованной, так как, во-первых, указанные категории лиц в силу выполняемой ими работы включены в систему взаимодействия с транспортными средствами – источником повышенной опасности, во-вторых, в своей деятельности обязаны руководствоваться правилами, обеспечивающими безопасную работу транспорта. В-третьих, исключение из этого круга субъектов данного преступления сделало бы бессмысленным упоминанием в диспозиции ст. 268 УК РФ, кроме пешеходов и пассажиров, еще и “других участников движения” .
——————————–
Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб., 2003. С. 183.

По мнению автора, данная точка зрения является спорной и нуждается в осмыслении с позиции правового регулирования действий участников движения, нарушивших соответствующие правила движения или эксплуатации транспорта.
Расширенное толкование “другие участники движения” искусственно увеличит круг лиц, вовлеченных в уголовно-правовую сферу регулируемых отношений на транспорте. Безусловно, субъект преступления должен иметь правовую включенность в структуру общественных отношений, складывающихся в сфере общественной безопасности по поводу движения и эксплуатации автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта. Однако само нахождение лица в зоне движения транспорта еще не относит его к участникам движения. Участник движения – это лицо, имеющее непосредственное отношение к движению какого-либо транспорта, деятельность которого регулируется нормативно-правовым законодательством, и, кроме того, он должен взаимодействовать с функционирующим определенного вида транспортом в процессе его движения. Также обязательным условием отнесения лица к участникам движения следует признать наличие причинной связи его действий с нарушениями установленных правил безопасности движения для определенного вида транспорта.
Справедливо указывают некоторые авторы, что термин “участник движения” нельзя рассматривать расширительно. Неверно относить к ним, как это иногда делается, сотрудников полиции, осуществляющих регулирование движения, и иных лиц, объединяемых понятием “регулировщик”, а также лиц, непосредственно связанных с выполнением каких-либо работ на дороге (ремонт проезжей части, нанесение разметки, уборка снега и т.п.). Права и обязанности этих лиц определяются соответствующими ведомственными инструкциями, требования которых основываются на Правилах дорожного движения и не могут противоречить им, но имеют самостоятельный характер .
——————————–
Комментарий к УК РФ / под ред. Скуратова Ю.И. и Лебедева В.М. М., 1996. С. 404.

Более конкретизированные суждения имеются у авторов, которые также не относят к участникам дорожного движения регулировщиков дорожного движения, работников дорожно-эксплуатационной службы, дежурных на железнодорожном переезде, паромной переправе. Применительно к погонщикам верховых и вьючных животных и скота поясняют, что их особенности как субъектов преступления состоят в том, что их действия должны выступать причиной нарушения безопасности движения, повлекшего дорожно-транспортное происшествие с механическим транспортным средством. Причинение при этом вреда пешеходу, пассажиру, собственности, нарушение соответствующих правил влечет за собой ответственность за преступление против личности либо собственности .
——————————–
Комментарий к УК РФ / под ред. Чекалина А.А. М., 2002. С. 806.

READ
Принципы закона о неприкосновенности личности в уголовном праве РФ

Анализ следственно-судебной практики свидетельствует о том, что в большей части к уголовной ответственности по ст. 268 УК РФ привлекаются водители мопедов, мокиков и скутеров, реже водители велосипедов, гужевых повозок и пешеходы, чьи неправомерные действия или бездействие спровоцировали дорожно-транспортные происшествия с наступлением общественно опасных последствий. Статистика привлечения к уголовной ответственности пассажиров, пешеходов и иных участников движения при наступлении сходных последствий в сфере железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта крайне низка.
Интересное предложение высказала С.А. Зворыгина, исследовавшая проблемы уголовно-правовой характеристики специального субъекта транспортных преступлений . По ее мнению, если находящееся в частной собственности граждан водное или воздушное транспортное средство, при эксплуатации которого совершены преступные нарушения правил безопасности, использовалось при осуществлении предпринимательской деятельности для перевозки пассажиров или грузов по договорам или грузов по договорам или организации развлекательных услуг (например, водных аттракционов), а равно при занятиях водным или авиамоторным транспортом, субъект, нарушивший указанные правила, должен нести ответственность по ст. 263 УК РФ как лицо в силу выполняемой работы, обязанное соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта. Если лицо эксплуатировало указанный вид транспорта в личных (бытовых) целях (для развлечения, отдыха, рыбной ловли и т.п.) и преступно нарушило правило безопасности движения или эксплуатации транспорта, содеянное должно квалифицироваться как нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, по ст. 268 УК РФ.
——————————–
Зворыгина С.А. Уголовно-правовая характеристика специального субъекта транспортного преступления: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013.

По нашему мнению, установление субъекта ст. 268 УК РФ в зависимости от целей и намерения использовать транспортное средство не является бесспорным. Лица, управляющие отдельными видами транспортных средств (кроме лиц, указанных в статьях 263 и 264 УК РФ), в силу выполняемой ими работы или должности обязаны соблюдать установленные правила безопасности движения или эксплуатации транспортных средств вне зависимости от целей и вида их деятельности. В противном случае может возникнуть парадоксальная ситуация, когда, например, лицо, управляя маломерным судном, при осуществлении предпринимательской деятельности нарушило существующие правила эксплуатации транспорта с причинением крупного ущерба, в результате чего возникли основания для привлечения водителя к уголовной ответственности по ст. 263 УК РФ. В другом случае, при сходных обстоятельствах, водителем маломерного судна был причинен также крупный ущерб, но транспорт эксплуатировался в личных целях и по результатам наступивших последствий нарушение правил судовождения будет квалифицировано как административное правонарушение, так как ответственность по ст. 268 УК РФ наступает с причинения тяжкого вреда здоровью человека.
Очевидно, направленность умысла на цели эксплуатации транспортного средства не может являться критерием разграничения специального субъекта преступления на водителя транспортного средства или другого участника движения. Маломерные механические средства (моторные лодки, катера, яхты, водные мотоциклы) являются составной частью морского и внутреннего водного транспорта, и нарушение правил безопасности движения при их эксплуатации должны влечь ответственность по ст. 263 УК РФ. Совершенно правильно заметил А.И. Коробеев, что смысл анализируемого уголовно-правового запрета состоит в том, чтобы направить в безопасное русло не поведение лиц, управляющих транспортными средствами, а деятельность людей, взаимодействующих с транспортными средствами и призванных не создавать помех для их безопасного функционирования .
——————————–
Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб., 2003. С. 183.

На сегодняшний день остаются актуальными теоретические и практические вопросы по установлению уголовно-правовых признаков участников движения при нарушениях правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Правильное и единообразное толкование понятия “другие участники движения” будет способствовать дальнейшему совершенствованию качества уголовного закона и эффективности правоприменения уголовно-правовой нормы в сфере обеспечения безопасной работы транспорта.

Литература

1. Зворыгина С.А. Уголовно-правовая характеристика специального субъекта транспортного преступления: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013.
2. Комментарий к УК РФ / по ред. Скуратова Ю.И. и Лебедева В.М. М., 1996. С. 404.
3. Комментарий к УК РФ / под ред. Чекалина А.А. М., 2002. С. 806.
4. Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб., 2003. С. 183.
5. Правила дорожного движения РФ. М., 2014.
6. Рассадин Б.Г. Водитель и право. СПб., 1998. С. 37.
7. Указ Президента России от 22 сентября 2006 г. N 1042 // СЗ РФ. 2006. N 39. Ст. 4040.

Источники:
http://studopedia.ru/8_35221_narushenie-pravil-obespechivayushchih-bezopasnuyu-rabotu-transporta-statya-.html
http://studme.org/237221/pravo/narushenie_pravil_obespechivayuschih_bezopasnuyu_rabotu_transporta
http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/21087
http://prava.expert/uk/narushenie-pravil-obespechivayushhih-normalnuyu-rabotu-transporta.html
http://scicenter.online/ugolovnoe-pravo-rossii-scicenter/narushenie-pravil-obespechivayuschih10063.html
http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/21087
http://stykrf.ru/255

Ссылка на основную публикацию