Ответственность за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ

НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НОВЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Распространение психоактивных веществ в России приняло угрожающий характер. Последние несколько лет наблюдается резкий рост распространения новых синтетических психоактивных веществ. Так, осенью прошлого года прошла волна массовых отравлений такими веществами подростков. За одну неделю в медицинские организации страны с диагнозом «отравление неизвестным веществом с нарушением нервной системы» и «отравление неизвестным ядом» доставлен 661 человек, из них – 105 несовершеннолетних. При этом 177 человек госпитализированы, 9 человек помещены в реанимацию, а 19 умерли.

Это объясняется тем, что данные вещества распространены немедицинским потреблением и их статус официально не определен. Данную позицию разделяет Карпов Я.С.: «Отсутствие закрепленного за подобной группой веществ конкретного правового статуса создает определенные трудности при установлении мер контроля за ними, а также создает условия для беспрепятственного нахождения таких веществ в гражданском обороте» [2].

То есть это синтетические вещества, которые обладают психоактивными свойствами и эффектами, сходными с действиями наркотиков. За счет незначительного изменения химической структуры уже известного наркотического вещества, а также путем реакции между химическими веществами, создаются психоактивные вещества, которые отличаются по составу от наркотических и психотропных веществ, но сохраняют способность воздействовать на рецепторы человека. Эти вещества не входят в печень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, запрещенных к обороту в России. Наиболее широкое распространение в нашей стране получили такие «дизайнерские» наркотики, как «курительные смеси» или «спайсы», так как в отношении таких веществ не было установлено санитарно-эпидемиологических требований, эти вещества были в свободном доступе, не принимались никакие меры контроля за их оборотом.

По мнению экспертов, синтетические наркотики причиняют более разрушительный вред по сравнению с героином, т.к. в силу своей концентрированности синтетика практически полностью разрушает организм и центральную нервную систему человека [4].

Употребление данных психоактивных веществ как минимум наносит вред психике и здоровью человека, а как максимум заканчивается летальным исходом. Как указывалось выше, данные вещества широко распространены среди молодежи. В своей работе А. К. Белоусова исследовала психическую деятельность личности молодых людей, употреблявших данные вещества, и пришла к выводу: «В исследовательской группе людей недостаточно развиты умения определять закономерности, выявлять принципы, понимать взаимосвязи. Эти интеллектуальные операции составляют структуру мышления человека, определяя его способности к прогнозированию и решению мыслительных задач. Отсутствие способности выстраивать последовательность событий, прогнозировать ход их развития, выступающих следствием определенного явления в настоящем, недостаточный уровень развития этих операций может выступать основой некритического принятия ситуаций и, как следствие, осуществления возможных рисковых и девиантных форм поведения. Таким образом, отсутствие высокого или должного среднего уровня развития логического мышления у юношей может выступать одной из составляющих когнитивного компонента психологической готовности к употреблению психоактивных веществ»[1].

Чтобы снизить угрозу распространения рассматриваемых веществ, был принят Федеральный закон от 03 февраля 2015 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который ужесточил ответственность за незаконный оборот новых психоактивных веществ, а именно дополнил Уголовный Кодекс Российской Федерации ст. 234.1 «Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ» [5]. Таким образом, потенциально опасные психоактивные вещества – это новый предмет преступления для законодательства России. О нем речь идет в Федеральном законе от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» [6]. В частности, в ст. 1 говорится: «. новые потенциально опасные психоактивные вещества – вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен». В ст. 2.2 этого же Закона раскрывается поражающий характер этих веществ: «в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в РФ запрещен, включаются вещества, вызывающие у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и здоровья, в отношении которых уполномоченными органами государственной власти РФ не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом».

READ
Ответственность за хищение либо вымогательство наркотических или психотропных средств

В соответствии с Приказом Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков России от 18 февраля 2015 г. № 69 «Об утверждении Порядка формирования и содержании Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен»[3] формирование Реестра осуществляется ФСКН России с применением технических и программных средств, позволяющих обеспечить внесение в Реестр либо исключение из Реестра сведений о веществах, вызывающих у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и здоровья, в отношении которых уполномоченными органами государственной власти РФ не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом. Реестр формируется ФСКН России посредством внесения в него сведений о новых потенциально опасных психоактивных веществах, в отношении которых ФСКН России были приняты решения о включении их в Реестр, а также посредством внесения в него записей об исключении из Реестра сведений о новых потенциально опасных психоактивных веществах, в отношении которых ФСКН России были приняты решения об их исключении из Реестра.

За время, когда был утвержден порядок формирования Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, практика работы органов ФСКН России показала, что временной период запрета одних видов наркотиков до момента появления новых, еще не включенных в перечень, составляет около месяца. Правоохранительные органы не успевают отреагировать на обновление структуры наркотических веществ. Промышленное производство новых химических формул психоактивных веществ имеет огромные масштабы. Имеет место относительная легкость получения новых видов производных от известных наркотических средств.

Размеры новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в РФ запрещен, для квалификации по ст. 234.1 УК РФ значения не имеют. Для дифференциации уголовной ответственности считаем необходимым дополнить данную статью квалифицирующим признаком, устанавливающим ответственность за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ в крупном размере, что несомненно окажет влияние для более правильной пенализации.

Рассмотренные потенциально опасные психоактивные вещества наносят огромный вред населению страны, особенно среди молодежи, физическому здоровью населения, его духовному воспитанию. Возникает угроза национальной безопасности государства. Требуется усовершенствование уголовного законодательства, усиление контрольно-надзорной деятельности, совершенствование уголовно-правовых средств противодействия незаконному обороту потенциально опасных психоактивных веществ, так как проблема незаконного оборота данных веществ выходит на первый план в Российской Федерации.

Список литературы

1. Белоусова А.К., Евсеева О.Е., Николаев А.Ю. Интеллектуальные особенности юношей, имеющих опыт употребления психоактивных веществ // Юридическая психология. 2013 №4. С. 25-28.

2. Карпов Я.С. Дизайнерские наркотики и новые прекурсоры наркотическихсредств и психотропных веществ: вопросы правового статуса // Наркоконтроль. 2013. № 1. С. 35 – 37.

3. Приказ ФСКН России от 18.02.2015 № 69 «Об утверждении Порядка формирования Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2015 № 36347) // «Бюллетень нормативных актов Федеральных органов исполнительной власти», 03.08.2015, № 31.

READ
Административная и уголовная ответственность за употребление наркотиков

4. Тихомирова В.В.Правовые механизмы борьбы с незаконным оборотом синтетических психоактивных веществ // Эксперт-криминалист.2014. № 2. С. 25-28.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

6. Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 03.02.2015) «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства РФ, 12.01.1998, № 2, ст. 219.

Ответственность за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ

Федеральным закон от 03.02.2015 № 7-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” введена ответственность за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Теперь законодательно закреплено понятие “новые потенциально опасные психоактивные вещества” – это вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в России запрещен. Определены понятия “оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ” – производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, приобретение, использование, ввоз на территорию РФ, вывоз с территории РФ, а также сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ (их продажа, дарение, обмен либо отчуждение этих веществ другим лицам любыми способами).

Предусматривается, что порядок формирования и содержание Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ устанавливается Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков России.

Определен круг федеральных органов исполнительной власти, организаций и органов, которым разрешается использование новых потенциально опасных психоактивных веществ в научной, учебной и экспертной деятельности.

Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в РФ запрещен, включаются вещества, вызывающие у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и здоровья, в отношении которых уполномоченными органами государственной власти РФ не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом.

Реестр и решения ФСКН России о включении веществ в Реестр подлежат официальному опубликованию, а также размещению (опубликованию) на официальном сайте ФСКН России в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

Уголовный кодекс РФ дополняется статьей 234.1, в соответствии с которой незаконные производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, приобретение, ввоз на территорию РФ, вывоз с территории РФ в целях сбыта, а равно незаконный сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в РФ запрещен, наказываются штрафом в размере до 30 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 месяцев либо ограничением свободы на срок до 2 лет.

Предусматривается два квалифицированных состава указанного преступления:

– совершение преступления группой лиц по предварительному сговору либо повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека –

(наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет);

– совершение преступления организованной группой либо повлекшие по неосторожности смерть человека –

(наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до восьми лет).

Устанавливается запрет пропаганды новых потенциально опасных психоактивных веществ в РФ.

Предусматривается административная ответственность, в том числе за потребление новых потенциально опасных психоактивных веществ и за вовлечение несовершеннолетних в их употребление.

READ
Ответственность за распространение, употребление и хранение спайса

Ответственность за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ

Законодательством РФ предусмотрен Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ. Перечень указан в законе от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Незаконная реализация новых потенциально опасных психоактивных веществ наказуема, принимаемые меры устанавливает ст. 234.1 Уголовного кодекса РФ (далее УК РФ). В статье рассмотрим, что относится к такой продукции, какие наказания предусмотрены за нарушения.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Суть ст. 234.1 УК РФ

03.02.2015 г. закон № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» УК РФ был дополнен ст. 234.1 «Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ». Текст содержит перечисление запрещенных действий, способствующих реализации средств, составов преступлений, предусмотренных наказаний.

В ч.1 рассмотрено наказание за преступные действия по реализации запрещенных средств одним лицом, ч.2 — группой лиц по договоренности с причинением тяжкого вреда здоровью, ч.3 — за действия, совершенные одним лицом или группой лиц, повлекшие смерть гражданина по неосторожности.

Комментарии

Комментарии дают уточнения по характеру тяжести совершенных действий: часть 1 отнесена к категории небольшой, часть 2 — к средней, часть 3 — к тяжкой соответственно.

Объекты и субъекты, предмет преступления также рассматриваются в комментариях.

Законом от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ в редакции от 29.12.2017 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» даны определения и составляющие перечня новых потенциально опасных психоактивных веществ. Далее рассмотрим, что относится к таковым.

Основные понятия

Новые потенциально опасные психоактивные вещества — это продукция естественного и синтетического происхождения.

К ней относятся средства:

  • наркотические;
  • психотропные;
  • аналоги наркотических и психотропных веществ;
  • прекурсоры (вещества, используемые при изготовлении);
  • препараты, содержащие наркотические либо психотропные вещества;
  • сильнодействующие и ядовитые вещества.

Психоактивными считаются средства, вызывающие состояние токсического опьянения, угрожающие жизни и здоровью. Для них не указаны санитарно-эпидемиологические нормы и меры контроля за реализацией. Определение дает ст.2.2 Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в РФ запрещен.

Новые синтетические психоактивные вещества запрещены к покупке и продаже, однако их использование в научных, экспертных и других целях допустимо.

Федеральный орган в сфере внутренних дел решает вопрос, попадают ли в список новых потенциально опасных психоактивных веществ появляющиеся или уже имеющиеся средства. Уполномоченные органы также исключают их из списка и устанавливают порядок и содержание реестра.

Состав преступления

Незаконная реализация, изготовление, хранение психоактивной продукции преследуются по закону. У преступления есть две стороны: объект и субъект.

Объектом в этом случае выступает общество. Обеспечение здоровья граждан охраняется законодательством, к угрозам жизни и здоровью относят:

  • изготовление;
  • приобретение;
  • хранение;
  • транспортировку;
  • куплю/продажу потенциально опасной продукции.

Совершив хоть одно из указанных действий, гражданин может быть привлечен к ответственности. Однако разрешение соответствующего образца для осуществления медицинской, научной и экспертной деятельности делает перечисленные деяния законными.

Субъект представлен любым физическим лицом, достигшим 16-летнего возраста и способным понести ответственность за свои действия в суде. Наказание применяется когда доказано, что в содеянном имеется прямой умысел, что лицо сознательно нарушило закон, а целью виновного было получение материальной выгоды.

READ
Ответственность за распространение, употребление и хранение спайса

Квалификация преступления

Первый этап при расследовании нарушения — определение квалификации для назначения и применения уголовных норм.

При расследовании уполномоченными сотрудниками и органами устанавливается следующее:

  • фактические обстоятельства совершения преступления;
  • к какому конкретному пункту закона, предусматривающему наказание за содеянное, относится нарушение;
  • уточнение состава преступления для предъявления обвинения;
  • закрепление результатов квалификации в процессуальных актах.

Последний пункт реализуется на этапах судопроизводства, поэтому данные заносят в процессуальные документы (постановление о возбуждении уголовного дела, обвинительные акт и заключение и др.).

Внимание. Квалификация преступления важна для установления уровня вреда, вида наказания, состава преступления.

Итак, незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ наказуем, далее уточним применяемые меры.

Меры наказания

За совершение преступления в части реализации новых потенциально опасных психоактивных средств, УК РФ предусмотрены строгие меры наказания:

  • для ч. 1 ст. 234.1 УК РФ: штраф до 30 тысяч рублей или в размере зарплаты/другого дохода за период до 2 месяцев, ограничение свободы до 2 лет;
  • для ч. 2 ст. 234.1 УК РФ: штраф до 200 тысяч рублей или в размере зарплаты/другого дохода за период до года, обязательные работы до 480 часов, принудительные работы до 5 лет, лишение свободы до 6 лет;
  • для ч. 3 ст. 234.1 УК РФ: принудительные работы до 5 лет, лишение свободы до 8 лет.

Наказания носят строгий характер, последствия сказываются на дальнейшей деятельности виновных, даже если удастся избежать ответственности.

В каком случае наказание неприменимо

Уйти от наказания за преступление невозможно, однако срок в некоторых случаях станет условным или сумма штрафа снизится.

В судебной практике это применимо, если будет доказано, что найденные психоактивные средства использовались в личных интереса и не подлежали дальнейшей реализации, но в случае наличия большого объема веществ доказать это сложно.

Имеют место и отмена либо смягчение приговора из-за неустановленного места и времени приобретения продукции или при предъявлении обвинений за совершение нескольких запрещенных действий, но доказанных не во всех случаях.

Административная ответственность

Наказания распространяются не только за реализацию, но и за употребление или вовлечение несовершеннолетних в процесс. Меры указаны Кодексом РФ об административных правонарушения (далее КоАП РФ) в статьях:

  • 6.9 «Потребление наркотических средств, психотропных веществ либо новых потенциально опасных психоактивных веществ без назначения врача»;
  • 6.10 «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных или одурманивающих веществ»;
  • 20.20 «Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств, психотропных или новых потенциально опасных психоактивных или одурманивающих веществ в общественных местах»;
  • 20.22 «Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств, психотропных или новых потенциально опасных психоактивных или одурманивающих веществ».

Меры наказания назначаются судьей, в зависимости от тяжести нарушения, варьируются от штрафов до ареста с отсылкой за пределы РФ (для иностранцев или лиц без гражданства).

Заключение

Преступление в области оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ носит тяжелый характер и преследуется по закону. Уполномоченные органы ужесточают контроль за реализацией, УК Рф устанавливает наказания за незаконные действия.

Ст.234.1 УК РФ содержит полную информацию о составе преступления и мерах наказания, комментарии к ней классифицируют действия по тяжести. Ответственность подразумевает серьезные наказания, даже привлечение без вынесения приговора имеет последствия, неблагоприятные для обвиняемых. КоАП РФ содержит меры за употребление и вовлечение других лиц в процесс.

READ
Ответственность за хищение либо вымогательство наркотических или психотропных средств

Реестр психоактивной продукции пополняется новыми веществами в связи с появлением вновь синтезированных средств, уполномоченные лица контролируют его содержание. Вещества используются только при наличии соответствующего разрешения и для развития научной, медицинской, экспертной и других деятельностей.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:




«Уголовная ответственность за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ»

Федеральным законом от 03.02.2015 № 7-ФЗ, установлена уголовная ответственность за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Теперь законодательно закреплено понятие «Новые потенциально опасные психоактивные вещества – это вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен»

Определены понятия «Оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ – производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, а также сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ (их продажа, дарение, обмен либо отчуждение этих веществ другим лицам любыми способами)».

Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) дополнен статьей 234.1, в соответствии с которой незаконные производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, приобретение, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации в целях сбыта, а равно незаконный сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен, наказываются штрафом в размере до 30 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 месяцев либо ограничением свободы на срок до 2 лет.

Если данные действия совершаются группой лиц по предварительному сговору либо влекут по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, то они квалифицируются по ч. 2 ст. 234.1 УК РФ, которой предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 6 лет.

В случае совершения тех же действий, организованной группой либо с причинением по неосторожности смерти человеку, такое преступление в силу ч. 3 ст. 234.1 УК РФ наказывается лишением свободы на срок до 8 лет.

Предусматривается административная ответственность, в том числе за потребление новых потенциально опасных психоактивных веществ и за вовлечение несовершеннолетних в их употребление.

С.А. Ступникова, помощник Нагатинского межрайонного прокурора

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Проблемы незаконного оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ

Рубрика: 17. Уголовное право и процесс

Дата публикации: 31.03.2019

Статья просмотрена: 123 раза

Библиографическое описание:

Монгуш А. А. Проблемы незаконного оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань: Молодой ученый, 2022. — С. 46-48. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/327/14958/ (дата обращения: 22.10.2019).

В современном мире злоупотребление наркотиками стало одной из наиболее острых социальных проблем, масштаб которой является причиной ее отнесения к наиболее значительным угрозам международной безопасности.

Незаконный оборот наркотиков непосредственно оказывает негативное воздействие на экономические, культурные и политические основы общества. Преступления наркотической направленности являются наиболее распространенными преступлениями, совершаемыми на территории Российской Федерации. Статистический анализ правоприменительной практики за отчетный период с января по декабрь 2018 составляет: 208681 зарегистрированных преступлений связанных с незаконным оборотом наркотических средств и 106292 выявленных виновных лиц, что составляет порядка 50 % от общего числа преступлений [1].

READ
Административная и уголовная ответственность за употребление наркотиков

Кроме того, согласно исследованиям профессора С. М. Иншакова преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, являются «высоколатентными», то есть преступлениями, львиная доля которых остается за пределами внимания правоохранительных органов [2, C.20]. Это обуславливается сложностью совершения преступлений, организованностью преступных действий, и работой преступников над совершенствованием химического состава психоактивных веществ с целью их легализации.

Так, согласно исследованиям Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, за 2018 год оборот новых психоактивных веществ распространяется беспрецедентными темпами, о них сообщают более 100 стран и территорий по всему миру. Объём их изъятий за последние пять лет возрос с 20 тонн до 191 тонн [3, C.21].

Отмечаемый стремительный рост производства и вариативности состава синтетических наркотиков вынудил в 2015 году законодателя к введению нового состава преступления, связанного с незаконным оборотом новых потенциально опасных психоактивных веществ с целью оперативности реакции на производство новых психоактивных веществ [3].

Однако практическое применение статьи 234.1 УК РФ отсутствует, что обуславливается наличием проблем и пробелов в нормативном регулировании данных правоотношений. Наибольшую сложность при этом составляют определении предмета данного состава преступления

Юридически вопрос о точном определении предмета преступления должен решаться ведением Реестра. Порядок ведения Реестра регламентирован приказом ФСКН России N 69. Однако в связи с реорганизации структуры ФСКН [4] и передачи ей ее полномочий Главному управлению по контролю за оборотом наркотиков МВД России, не функционируют механизм и порядок формирования данного реестра,

В настоящее время разрабатывается проект ГУНК МВД по порядку ведения Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен. Но до его принятия правовая регламентация данного круга правоотношений остается в подвешенном состоянии.

Также возникает вопрос о временном статусе новых потенциально опасных психоактивных веществ. Отнесение веществ к категории новых потенциально опасных психоактивных веществ ограничено определенным временем, а именно — двумя годами. Так, согласно ст. 2.2 Федерального закона № 3-ФЗ, в течение двух лет со времени включения вещества в Реестр должно быть принято уполномоченным органом решение об установлении в отношении этого вещества санитарно-эпидемиологических требований либо мер контроля за его оборотом [4].

Однако как поступать в случае исключения из Реестра нового потенциально опасного психоактивного вещества без установления в отношении этого вещества санитарно-эпидемиологических требований либо мер контроля за его оборотом. В данном случае предмет преступления утратит свою общественную опасность, а значит и исключается преступность деяния закрепленного в соответствующей статьей УК РФ. Но судебная практика по статье 234.1 УК РФ отражает, что создание Реестра как некоего «перевалочного пункта» с последующим внесения обнаруженного в тот или иной список наркотических и психоактивных веществ оказалось мертворожденной. Исходя из этого, видится справедливым закрепить постоянный статус новых потенциально опасных психоактивных веществ, но с определением точных критериев их определения.

Кроме того возникает справедливый вопрос об объективном вменении данного состава преступления, когда субъект преступления приобретал товар на законных основаниях с целью его последующей реализации, но через некоторое время вещество в составе приобретенной продукции было признано новым потенциально опасным психоактивным веществом. Учитывая формальный состав преступления, деяния можно будет считать оконченным с момента внесения нового потенциально опасного психоактивного вещества в Реестр. Теоретически решение данной проблемы возможно установлением сроков, после внесения нового вещества Реестр и признания его предметом рассматриваемого преступления. К примеру, по аналогии со сроками вступления в силу нормативных актов после их официального опубликования. Также необходимо закрепить, обстоятельства, исключающие преступность деяния по аналогии с примечанием к статье 228 УК РФ, то есть дать возможность добровольно сдать новое потенциально опасное психоактивное вещество без правовых последствий.

READ
Ответственность за распространение, употребление и хранение спайса

Анализ проведенного исследования позволяет выделить основные проблемы предмета преступления, предусмотренного статьей 234.1 УК РФ. Наблюдаются проблемы определения социального критерия новых потенциально опасных психоактивных веществ, как оценочного суждения, не подкрепленного нормативной базой. Встает вопрос о юридическом критерии ввиду отсутствия Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ. Представляется ошибочным временный статус новых потенциально опасных психоактивных веществ. А также спорным видится возможность объективного вменения, обусловленная оперативным внесением новых веществ в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Исходя из чего, представляется возможным сформулировать основные рекомендации с целью обеспечения правильного и единообразного определения предмета преступления, закрепленного в статье 234.1 УК РФ:

1) необходимо выделить точные критерии новых потенциально опасных психоактивных веществ;

2) следует закрепить постоянный статус новых потенциально опасных психоактивных веществ;

3) важно выделить временные сроки, определяющие период для признания предметом преступления вещества, внесенного в Реестр;

4) необходимо ввести возможность добровольной сдачиновых потенциально опасных психоактивных веществ.

  1. Электронный ресурс URL: http://crimestat.ru/offenses_chart, дата обращения 19.03.2019
  2. Иншаков С. М. Латентная преступность как показатель эффективности уголовной политики // Российский следователь. 2008. N 14
  3. Федеральный закон от 03.02.2015 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// СПС КонсультантПлюс
  4. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 N 3-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс

Похожие статьи

Совокупность преступлений, предусмотренных статьями 228.

УК РФ, число преступлений, уголовная ответственность, средство, Российская Федерация, Уголовный кодекс, российское законодательство, УК

Объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 194 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ).

Проблемы квалификации нарушения правил оборота.

В статье рассматриваются особенности квалификации преступления, предусмотренного ст. 228.2 УК РФ, особенности изменения его объективной стороны в зависимости от общественно опасных последствий.

К вопросу об особенностях состава преступления.

В данной статье анализируются особенности конструкции состава преступления, предусмотренного ст. 228.2 Уголовного кодекса Российской Федерации. С момента введения нормы ст.228.2 в текст Уголовного Кодекса прошло уже более десяти лет.

Понятие состава преступления | Статья в журнале.

Состав преступления структурно состоит из четырех элементов

Если же в этом деянии, оцениваемом как общественно опасное, отсутствует полный набор признаков

Состав преступления — это совокупность обязательных объективных и субъективных признаков.

Криминалистическая характеристика преступлений, связанных.

Механизм следообразования преступления, предусмотренного ст. 228.2 УК РФ связан, в первую очередь, с материальными следами, оставленными в документации строгой отчётности, которая обязательна при обороте наркотических средств и психотропных веществ в медицинских и.

Юридический состав психического принуждения

Состав преступления — это совокупность обязательных объективных и субъективных признаков, законодательно

Состав преступления является правовой основой определения в каждом конкретном случае преступности деяния, тогда как преступление – это реальное.

READ
Административная и уголовная ответственность за употребление наркотиков

Вопросы квалификации преступлений, связанных с незаконным.

Укрепление законности и правопорядка — одна из важнейших функций российского государства, связанная с осуществлением широкого комплекса социальных, экономических, политических и организационных мероприятий.

Обстоятельства, исключающие преступность деяний.

Обстоятельства, исключающие преступность деяния — это те условия, при соблюдении которых преступное деяние не является таковым, то

Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление,регламентируется ст. 38 УК РФ: «Не является преступлением.

Причинение вреда здоровью как последствие преступлений.

Непреложным принципом российского уголовного права является вменение в

Как общественно опасное последствие вред здоровью в преступлениях против военной службы в

Составы, предусмотренные ст. 37-339 УК РФ, то есть преступления против порядка.

НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НОВЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Распространение психоактивных веществ в России приняло угрожающий характер. Последние несколько лет наблюдается резкий рост распространения новых синтетических психоактивных веществ. Так, осенью прошлого года прошла волна массовых отравлений такими веществами подростков. За одну неделю в медицинские организации страны с диагнозом «отравление неизвестным веществом с нарушением нервной системы» и «отравление неизвестным ядом» доставлен 661 человек, из них – 105 несовершеннолетних. При этом 177 человек госпитализированы, 9 человек помещены в реанимацию, а 19 умерли.

Это объясняется тем, что данные вещества распространены немедицинским потреблением и их статус официально не определен. Данную позицию разделяет Карпов Я.С.: «Отсутствие закрепленного за подобной группой веществ конкретного правового статуса создает определенные трудности при установлении мер контроля за ними, а также создает условия для беспрепятственного нахождения таких веществ в гражданском обороте» [2].

То есть это синтетические вещества, которые обладают психоактивными свойствами и эффектами, сходными с действиями наркотиков. За счет незначительного изменения химической структуры уже известного наркотического вещества, а также путем реакции между химическими веществами, создаются психоактивные вещества, которые отличаются по составу от наркотических и психотропных веществ, но сохраняют способность воздействовать на рецепторы человека. Эти вещества не входят в печень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, запрещенных к обороту в России. Наиболее широкое распространение в нашей стране получили такие «дизайнерские» наркотики, как «курительные смеси» или «спайсы», так как в отношении таких веществ не было установлено санитарно-эпидемиологических требований, эти вещества были в свободном доступе, не принимались никакие меры контроля за их оборотом.

По мнению экспертов, синтетические наркотики причиняют более разрушительный вред по сравнению с героином, т.к. в силу своей концентрированности синтетика практически полностью разрушает организм и центральную нервную систему человека [4].

Употребление данных психоактивных веществ как минимум наносит вред психике и здоровью человека, а как максимум заканчивается летальным исходом. Как указывалось выше, данные вещества широко распространены среди молодежи. В своей работе А. К. Белоусова исследовала психическую деятельность личности молодых людей, употреблявших данные вещества, и пришла к выводу: «В исследовательской группе людей недостаточно развиты умения определять закономерности, выявлять принципы, понимать взаимосвязи. Эти интеллектуальные операции составляют структуру мышления человека, определяя его способности к прогнозированию и решению мыслительных задач. Отсутствие способности выстраивать последовательность событий, прогнозировать ход их развития, выступающих следствием определенного явления в настоящем, недостаточный уровень развития этих операций может выступать основой некритического принятия ситуаций и, как следствие, осуществления возможных рисковых и девиантных форм поведения. Таким образом, отсутствие высокого или должного среднего уровня развития логического мышления у юношей может выступать одной из составляющих когнитивного компонента психологической готовности к употреблению психоактивных веществ»[1].

READ
Ответственность за хищение либо вымогательство наркотических или психотропных средств

Чтобы снизить угрозу распространения рассматриваемых веществ, был принят Федеральный закон от 03 февраля 2015 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который ужесточил ответственность за незаконный оборот новых психоактивных веществ, а именно дополнил Уголовный Кодекс Российской Федерации ст. 234.1 «Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ» [5]. Таким образом, потенциально опасные психоактивные вещества – это новый предмет преступления для законодательства России. О нем речь идет в Федеральном законе от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» [6]. В частности, в ст. 1 говорится: «. новые потенциально опасные психоактивные вещества – вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен». В ст. 2.2 этого же Закона раскрывается поражающий характер этих веществ: «в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в РФ запрещен, включаются вещества, вызывающие у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и здоровья, в отношении которых уполномоченными органами государственной власти РФ не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом».

В соответствии с Приказом Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков России от 18 февраля 2015 г. № 69 «Об утверждении Порядка формирования и содержании Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен»[3] формирование Реестра осуществляется ФСКН России с применением технических и программных средств, позволяющих обеспечить внесение в Реестр либо исключение из Реестра сведений о веществах, вызывающих у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и здоровья, в отношении которых уполномоченными органами государственной власти РФ не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом. Реестр формируется ФСКН России посредством внесения в него сведений о новых потенциально опасных психоактивных веществах, в отношении которых ФСКН России были приняты решения о включении их в Реестр, а также посредством внесения в него записей об исключении из Реестра сведений о новых потенциально опасных психоактивных веществах, в отношении которых ФСКН России были приняты решения об их исключении из Реестра.

За время, когда был утвержден порядок формирования Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, практика работы органов ФСКН России показала, что временной период запрета одних видов наркотиков до момента появления новых, еще не включенных в перечень, составляет около месяца. Правоохранительные органы не успевают отреагировать на обновление структуры наркотических веществ. Промышленное производство новых химических формул психоактивных веществ имеет огромные масштабы. Имеет место относительная легкость получения новых видов производных от известных наркотических средств.

Размеры новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в РФ запрещен, для квалификации по ст. 234.1 УК РФ значения не имеют. Для дифференциации уголовной ответственности считаем необходимым дополнить данную статью квалифицирующим признаком, устанавливающим ответственность за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ в крупном размере, что несомненно окажет влияние для более правильной пенализации.

Рассмотренные потенциально опасные психоактивные вещества наносят огромный вред населению страны, особенно среди молодежи, физическому здоровью населения, его духовному воспитанию. Возникает угроза национальной безопасности государства. Требуется усовершенствование уголовного законодательства, усиление контрольно-надзорной деятельности, совершенствование уголовно-правовых средств противодействия незаконному обороту потенциально опасных психоактивных веществ, так как проблема незаконного оборота данных веществ выходит на первый план в Российской Федерации.

READ
Ответственность за хищение либо вымогательство наркотических или психотропных средств
Список литературы

1. Белоусова А.К., Евсеева О.Е., Николаев А.Ю. Интеллектуальные особенности юношей, имеющих опыт употребления психоактивных веществ // Юридическая психология. 2013 №4. С. 25-28.

2. Карпов Я.С. Дизайнерские наркотики и новые прекурсоры наркотическихсредств и психотропных веществ: вопросы правового статуса // Наркоконтроль. 2013. № 1. С. 35 – 37.

3. Приказ ФСКН России от 18.02.2015 № 69 «Об утверждении Порядка формирования Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2015 № 36347) // «Бюллетень нормативных актов Федеральных органов исполнительной власти», 03.08.2015, № 31.

4. Тихомирова В.В.Правовые механизмы борьбы с незаконным оборотом синтетических психоактивных веществ // Эксперт-криминалист.2014. № 2. С. 25-28.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

6. Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 03.02.2015) «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства РФ, 12.01.1998, № 2, ст. 219.

Уголовная ответственность за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ

Уголовная ответственность за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ

В последнее время широкое распространение получили особые курительные смеси – так называемые спайсы. Их потребление вызывает стойкую физиологическую и психологическую зависимость, схожую с воздействием наркотиков, в связи с этим они представляют потенциальную опасность для жизни и здоровья человека.

Формально их оборот в нашей стране не был запрещен.

Вместе с тем Федеральным законом от 3 февраля 2015 года № 7 в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» введено понятие «новые потенциально опасные психоактивные вещества».

Это вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен.

Решение о включении соответствующего вещества в Реестр будет приниматься Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков. На нее же возложена и обязанность вести данный Реестр, который подлежит официальному опубликованию, а также размещению на сайте ФСКН России.

Следует отметить, что включение вещества в Реестр должно осуществляться при получении должностными лицами органов прокуратуры, правоохранительных органов сведений о его потреблении, которые должны быть подтверждены результатами медицинского освидетельствования лиц, находящихся под воздействием этого вещества.

За незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ установлена уголовная ответственность.

Согласно ст. 234.1 Уголовного кодекса РФ незаконные производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, приобретение, ввоз и вывоз с территории России в целях сбыта, а также сбыт указанных веществ будут наказываться штрафом в размере до 30 тысяч рублей или ограничением свободы до двух лет.

За эти же действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью, предусмотрен штраф до 200 тысяч рублей или лишение свободы до 6 лет.

За незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ, совершенный организованной группой либо повлекший по неосторожности смерть человека, предусмотрены более строгие виды уголовных наказаний: принудительные работы на срок до 5 лет либо лишение свободы на срок до 8 лет.

Источники:
http://admtyumen.ru/ogv_ru/block/actuals/prokur_explain/more.htm?id=11292753@cmsArticle
http://prava.expert/uk/narkotiki/nezakonnyj-oborot-psihoaktivnyh-veshhestv.html
http://zyablikovo.mos.ru/procuratorate/detail/1890050.html
http://moluch.ru/conf/law/archive/327/14958/
http://izron.ru/articles/problemy-i-perspektivy-razvitiya-sovremennoy-yurisprudentsii-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezh/sektsiya-6-ugolovnoe-pravo-i-kriminologiya-ugolovno-ispolnitelnoe-pravo-spetsialnost-12-00-08/nezakonnyy-oborot-novykh-potentsialno-opasnykh-psikhoaktivnykh-veshchestv/
http://xn----7sbbfe3aqccqr5byne.xn--p1ai/prokuratura-news/Ugolovnaya-otvetstvennost-za-nezakonnyy-oborot-novyh-potencialno-opasnyh-psihoaktivnyh-veschestv/
http://prava.expert/uk/narkotiki/rasprostranenie-i-hranenie-spajsa.html

Ссылка на основную публикацию