Что такое ограничение конкуренции и какова уголовная ответственность за нее

Что такое ограничение конкуренции и какова уголовная ответственность за нее

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Что такое ограничение конкуренции и какова уголовная ответственность за нее». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Сегодня мы поговорим про понятие такого экономического преступления, виды и нормы в законах, например, ФЗ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности.

Термином «конкуренция» принято обозначать соперничество на каком-либо направлении коммерческого рынка. При этом закон запрещает хозяйствующим субъектам создавать условия, которые препятствуют участию в торгах других компаний. Это называется ограничением конкуренции.
Аналогичные действия, акты или бездействия, если такие должностные лица были ранее подвергнуты административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

Состав злодеяния и квалифицирующие признаки

Компании и индивидуальные предприниматели не хотят делить прибыль с конкурентами, именно поэтому они стараются всячески мешать появлению других лиц.
Часть третья предусматривает уголовную ответственность за совершение одного из вышеуказанных деяний с применением насилия или угрозой его применения.

Согласно ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ, предварительное следствие по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 178 УК РФ, отнесено к компетенции следователей органов внутренних дел.

Сразу же возникает вопрос: «Как же действовать в условиях соперничества, если ограничивать конкуренцию нельзя?». Частично ответить на него позволяет определение конкуренции – состязательность двух субъектов в рамках уменьшения тотального влияния какой-либо из сторон на состояние рынка.

Главное условие функционирования рыночного механизма — это свободная конкуренция. Именно она дает возможность гражданам самореализоваться, гарантирует эффективное использование ресурсов, позволяет рядовому потребителю иметь большой выбор товаров и услуг по доступным для него ценам.

Субъективной стороной злодеяния становятся предумышленные действия или косвенный умысел. Во втором случае подразумевается, что помыслы обвиняемого распространяются на строго определенный круг лиц, при этом масштаб причиненного ущерба может быть несоизмеримо больше, и убытки несут те организации, о существовании которых виновный даже не догадывается.
Объективной стороной рассматриваемого преступления являются действия (бездействие) по недопущению, ограничению или устранению конкуренции, совершенные путем заключения хозяйствующими субъектами — конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля) либо неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, в ограничении доступа на рынок.

Рынок товаров и услуг, вне зависимости от коммерческого направления часто напоминает поле боя. Предприниматели сражаются за продвижение своей продукции, пытаясь занять главенствующие позиции в определённой сфере. В принципе, это нормальная практика, которая применяется во всём мире.

В силу ст. 146 Уголовно-процессуального кодекса РФ следователь органа внутренних дел при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 этого Кодекса, уполномочен возбуждать уголовное дело путем вынесения соответствующего постановления.

В большинстве случаев, под естественной монополией подразумевается серьезная хорошо развитая инфраструктура, в рамках которой функционирование одной компании будет менее затратно с точки зрения себестоимости. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Достаточно важно, чтобы недовольная сторона четко знала, к какому нормативному акту необходимо обратиться в случае возникновения ограничения конкуренции. Это значительно упрощает и ускоряет процесс подачи жалобы и рассмотрения дела.
Указанная статья 14.9 карает не только за нарушения статьи 15, но и некоторых других норм антимонопольного законодательства, устанавливающих запреты на так называемые индивидуальные акты, действия, решения, бездействия субъектов публичной власти.
Именно поэтому уголовный кодекс не так давно обзавелся статьей, которая регулирует монополистические действия и конкуренцию на российском рынке.
Радует, что Российская Федерация медленно, но верно уходит от отношений, основанных на словосочетании «купи-продай» и желает производить что-то новое.

Статья 16 запрещает ограничивающие конкуренцию соглашения властных субъектов между собой, а также антиконкурентные соглашения и согласованные действия, в которых одной из сторон или одним из участников является властный субъект, а другой стороной или участником — один или несколько хозяйствующих субъектов.

В современном мире практически каждый может попробовать себя в роли бизнесмена. Из-за этого на рынке достаточно хорошо себя чувствует конкуренция, условий для ее существования и развития во многих отраслях много. Однако многие вследствие ведения нечестной борьбы могут попытаться ограничить конкуренцию противника, но тут же получат за это наказание по определенным критериям.

Исполнительной власти категорически запрещается формировать препятствия тем, кто изъявил желание выйти на отечественный рынок.
Однако, иногда применяемые в этой борьбе методы выходят за рамки действующего законодательства, становясь уголовно наказуемым преступлением. Правомерность действий определяет закон об ограничении конкуренции.

Производственное преимущество выражаться в виде:

  • современного дорогостоящего оборудования;
  • единоличного права собственности на ключевые ресурсы;
  • наличия внушительных производственных мощностей.

Учитывая, что факт нарушения антимонопольного законодательства устанавливается комиссией антимонопольного органа в порядке, предусмотренном гл. 9 Федерального закона «О защите конкуренции», в настоящее время в Правительстве РФ рассматриваются поправки, согласно которым дела о преступлениях, предусмотренных ст. 178 УК РФ, могут быть возбуждены только на основании материалов, направляемых антимонопольными органами в соответствии с антимонопольным законодательством для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

READ
Какую ответственность назначают за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

Запреты и санкции статьи 14.32 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за антиконкурентные соглашения властных субъектов, соответствуют запретам, установленным статьей 16 Закона о конкуренции, направленной на защиту конкуренции от ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий с участием властных субъектов, а именно федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
Однако наша пока еще не совсем развитая рыночная экономика толкает нас из крайности в крайность, и мы сталкиваемся с рядом проблем.

Способы недопущения, ограничения или устранения конкуренции

Административная ответственность за соглашения и согласованные действия с участием должностных лиц и/или органов власти предусмотрена статьей 14.32 КоАП РФ.
Государство теряет возможность повышать спрос, выходить на мировые рынки и так далее, что говорить уже о простых гражданах, которые лишаются рабочих мест и возможности выбора.

Более того, исполнительная власть не вправе подписывать договоры с действующими компаниями, если это в дальнейшем влечет за собой:

  • вынужденное внесение изменения в цены и тарифы других участников рынка;
  • фиксацию разных цен либо тарифов на одну и ту же продукцию, если это экономически не обоснованно.

На этом основании, объектом таких злодеяний становится экономическое равновесие рынка, а объективная сторона образуется при целенаправленном нарушении баланса.

По этой причине законодательство Российской Федерации в области экономики имеет своей приоритетной задачей предотвращение любой монополистической деятельности.

Учитывая бланкетный (отсылочный) характер норм ст. 178 УК РФ, ее конструкция не предполагает полного раскрытия всех элементов состава, содержащихся в антимонопольном законодательстве, в статье Уголовного кодекса РФ. Подобным образом сформулировано большинство статей Уголовного кодекса РФ.
Посягательство на свободу конкуренции и ограничение монополистической деятельности, нарушение баланса рыночной экономики является ограничением конкуренции.

Что такое ограничение конкуренции и какова уголовная ответственность за нее

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Что такое ограничение конкуренции и какова уголовная ответственность за нее». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Тем самым они лишают покупателей право выбирать среди разнообразия товаров и собственно, в какой то степени приносят убытки нашему государству.

Head of the article — «Criminal responsibility for barring, restriction and elimination the competition.

Субъект недопущения, ограничения или устранения конкуренции

УК РФ работала до декриминализации в 2015 году устранения конкуренции с применением насилия. Однако большая часть уголовных дел о таких преступлениях возбуждалась в отношении рыночных торговцев, мешавших приезжим из соседних деревень торговать редиской и другими корнеплодами. Более значимых нарушений антимонопольного законодательства, повлекших осуждение по этой статье, почти не было.

Основной характеристикой объективной стороны данного преступления является посягательство на центральный принцип функционирования рыночной экономики: свободную и законную конкуренцию между товаропроизводителями.

Уголовный кодекс РФ не устанавливает уголовной от-ветственности руководителей естественных монополий за завышение цен (тарифов), поскольку предполагает их го-сударственное регулирование.

Однако анализ деятельности антимонопольных и других государственных органов показал, что данная норма практически не использовалась при пресечении нарушений правил конкуренции.

Уголовно-правовая характеристика

Законодатель, поместив в УК России статьи о монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, подчеркивает тем самым особую значимость правовой охраны конкурентных отношений и соблюдения антимонопольных правил экономической деятельности.

Анализ проведенного исследования позволяет прийти к выводу: методы йедобросовестной конкуренции имеют широкое распространение в современной хозяйственной практике. Таким образом, в предпринимательской среде формируется деформированное правосознание с доминантой на изначальную противоправность приемов конкурентного соперничества.

Совершение преступления физическими лицами, выступающими в качестве индивидуальных предпринимателей либо государственных или муниципальных служащих, также не исключается.

Нужна ли уголовная ответственность за ограничение конкуренции?

Методы технического анализа позволяют установить признаки скоординированных действий экономических субъектов. Однако корпорации не подлежат уголовной ответственности. Следователю необходимо устанавливать отдельных работников (либо собственников) корпорации, вступивших в картельный сговор, а также место, время, обстоятельства сговора и иные обязательные для доказывания факты.

Однако превентивная и пресекательная функции названных видов ответственности не всегда достаточно эффективны. Гражданско-правовая ответственность сложна с точки зрения процессуальной реализации и малоэффективна по результатам, а административные штрафы, разорительные для малого и среднего бизнеса, не играют существенной роли для правонарушителя с многомиллионным бюджетом.
В целях общей оценки распространенности недобросовестной конкуренции в предпринимательской практике был проведен опрос на предприятиях региона (опрос проводился с участием руководителей предприятий и структурных подразделений). По расчетам выборка исследования составила 357 предприятий. Оказалось, что 86% опрошенных предпринимателей сталкивались с этим явлением.

Описанные выше деяния могут быть усложнены применением (угрозой) насилия, повреждением (уничтожением) имущества, вымогательством и так далее. Все это наказывается лишением свободы на период 3-7 лет.

READ
Ответственность за угрозу несовершеннолетнему ребенку — статья 151 УК РФ

По смыслу закона предполагается, что к ответственности по ст. ст. 14.6, 14.31, 14.31.1 КоАП РФ ранее привлекалось не юридическое лицо, а физическое лицо, выступающее применительно к юридическому лицу как должностное лицо в смысле ст. 2.4 КоАП РФ.

При таком преступлении наступлении вредных последствий нет никакой нужды, то есть признавать ничего не нужно — нарушение закона является формальным. Субъекты преступной деятельности — лица в возрасте от 16 лет.

На многих отечественных рынках, в частности в области производства и реализации аудио- и видеопродукции, программного обеспечения, возможность легального предпринимательства оказалась фактически парализованной из-за наплыва контрафактной продукции.

При таком преступлении наступлении вредных последствий нет никакой нужды, то есть признавать ничего не нужно — нарушение закона является формальным. Субъекты преступной деятельности — лица в возрасте от 16 лет.

Подобное сравнение обычно проводится либо с целью подорвать доверие потребителей к товарам конкурентов, либо, наоборот, подчеркнуть достоинства своих товаров, незаконно используя заслуженную репутацию конкурента.

Изложение и основные положения. В каких случаях применяется, виды наказаний и сроки. Комментарии к статье 178.

«Смягчающие» и «отягчающие» новации

Но даже этого недостаточно, поскольку также необходимо достоверно установить экономические последствия картельного сговора, исключив последствия влияния рынка, макроэкономических факторов и т.п.

Эти деяния объединяет то обстоятельство, что они связаны с экономической и властной деятельностью хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти (местного самоуправления) и прямо посягают на конкурентные отношения.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Новое в нормативно-правовых актах

Часть третья предусматривает уголовную ответственность за совершение одного из вышеуказанных деяний с применением насилия или угрозой его применения. Тематическое направление (рубрика OECD), к которому относится данная публикация. Публикации этого направления рассматриваются в качестве референтной группы при расчете показателей «Нормализованная цитируемость по направлению» и «Дециль в рейтинге по направлению».

Монопольное снижение (повышение) цен, ограничение доступа или конкуренции, противозаконная борьба и устранение из нее действующих субъектов, поддержка (установление) единых цен — все это уголовно наказуемо.

Клеймение обязательно для всех созданных на территории РФ драгоценностей (как правило, ювелирных изделий), предназначенных для реализации, а также импортируемых в Россию драгоценностей и прочих изделий из драгметаллов для продажи.

Объективная сторона нарушения закона — использование в рекламе открытой лжи в отношении услуг или товаров, а также в сторону продавцов или исполнителей, причинивших подобный ущерб. Как следствие, состав преступления может охватить действия, которые совершены участниками экономической деятельности.

Государство теряет возможность повышать спрос, выходить на мировые рынки и так далее, что говорить уже о простых гражданах, которые лишаются рабочих мест и возможности выбора.

По существу, основной целью ст. 175.1 Уголовного кодекса было обеспечение действенности решений антимонопольных органов уголовно — правовыми средствами.

Однако, по заявлению главы правительства, совсем скоро подобное поведение будет пресечено самым, что не есть коварным способом.

Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI).

Однако наша пока еще не совсем развитая рыночная экономика толкает нас из крайности в крайность, и мы сталкиваемся с рядом проблем.

Объект преступления – установленный порядок осуществления добросовестной конкуренции на товарных рынках.

При недопущении конкуренции преступник делает невозможным конкуренцию. О состязательности здесь не сказано, так как он принял меры. Ограничение конкуренции – состояние рынка, когда состязательность сохраняется, но ее рамки регулируются.

Именно поэтому уголовный кодекс не так давно обзавелся статьей, которая регулирует монополистические действия и конкуренцию на российском рынке.

Однако технические недостатки не являются главным пороком данной нормы. Основным препятствием для применения является её материальный состав, а также необходимость доказывать вину конкретных физических лиц.Методы технического анализа позволяют установить признаки скоординированных действий экономических субъектов. Однако корпорации не подлежат уголовной ответственности.

Объективная сторона преступного деяния выражается в недопущении, ограничении или устранении конкуренции.

Уголовная ответственность за повторное нарушение ПДД РФ

Примечания: крупный доход – свыше 50 млн, особо крупный – 250 млн рублей. Крупный ущерб – свыше 10 млн, особо крупный – 30 млн рублей.

Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована.

Уголовная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства

Наиболее опасные формы антиконкурентных действий хозяйствующих субъектов влекут уголовную ответственность.

Уголовная ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции предусмотрена ст. 178 УК РФ.

READ
Ответственность за неисполнение приказа по статье 332 УК РФ

Объективной стороной рассматриваемого преступления являются действия (бездействие) по недопущению, ограничению или устранению конкуренции, совершенные путем заключения хозяйствующими субъектами — конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля) либо неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, в ограничении доступа на рынок.

Таким образом, уголовная ответственность может наступать за два вида антиконкурентного поведения хозяйствующих субъектов:

  • 1) за картель, т. е. за соглашение хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к одному из последствий, предусмотренных ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции»;
  • 2) неоднократное злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.

Согласно ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ, предварительное следствие по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 178 УК РФ, отнесено к компетенции следователей органов внутренних дел.

В силу ст. 146 Уголовно-процессуального кодекса РФ следователь органа внутренних дел при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 этого Кодекса, уполномочен возбуждать уголовное дело путем вынесения соответствующего постановления.

По ст. 140 к поводам для возбуждения уголовного дела относятся:

  • 1) заявление о преступлении;
  • 2) явка с повинной;
  • 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
  • 4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Учитывая, что факт нарушения антимонопольного законодательства устанавливается комиссией антимонопольного органа в порядке, предусмотренном гл. 9 Федерального закона «О защите конкуренции», в настоящее время в Правительстве РФ рассматриваются поправки, согласно которым дела о преступлениях, предусмотренных ст. 178 УК РФ, могут быть возбуждены только на основании материалов, направляемых антимонопольными органами в соответствии с антимонопольным законодательством для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Нормы ст. 178 УК РФ являются бланкетными, т. е. отсылающими к отраслевому законодательству, в котором раскрывается содержание признаков соответствующего состава преступления.

В данном случае содержание состава преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ, раскрывается в Федеральном законе «О защите конкуренции», который устанавливает запрет на картели и определяет, что является картелем, а также доминирующим положением и в каких формах возможно злоупотребление таким положением.

Учитывая бланкетный (отсылочный) характер норм ст. 178 УК РФ, ее конструкция не предполагает полного раскрытия всех элементов состава, содержащихся в антимонопольном законодательстве, в статье Уголовного кодекса РФ. Подобным образом сформулировано большинство статей Уголовного кодекса РФ.

Это означает, что для квалификации деяния, предусмотренного ст. 178 УК РФ, необходимо установить все элементы картеля или соответствующей формы злоупотребления доминирующим положением, предусмотренные Федеральным законом «О защите конкуренции».

Применительно к картелю к числу таких элементов относятся: во-первых, определение географических и продуктовых границ товарного рынка по правилам, предусмотренным антимонопольным законодательством (в противном случае невозможно установить факт продажи участниками соглашения товара на одном товарном рынке); во-вторых, установление конкурентных отношений между производителями или продавцами товара; в-третьих, наличие соглашения, приводящего к установлению (поддержанию) цен, разделу товарного рынка, сокращению производства товара или бойкоту отдельных покупателей. Указанные последствия соглашений конкурентов в силу ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» признаются ограничивающими и устраняющими конкуренцию и, безусловно, запрещаются. Соглашения конкурентов, приводящие к другим последствиям, не образуют состава преступления, а влекут при угрозе (возможности) ограничения конкуренции ответственность в административном порядке. Кроме того, четвертым обязательным условием (признаком) состава уголовно наказуемого картеля является наличие последствий в виде ущерба гражданам, организациям или государству в размере не менее 1 млн руб. либо извлечения дохода в размере не менее 5 млн руб.

Те же положения относятся и к привлечению к уголовной ответственности за неоднократное злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением. Для привлечения к уголовной ответственности необходимо:

  • 1) на основе анализа товарного рынка, проведенного в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства, установить доминирующее положение хозяйствующего субъекта;
  • 2) решением комиссии антимонопольного органа, вынесенным в соответствии с положениями гл. 9 Федерального закона «О защите конкуренции», установить факт злоупотребления доминирующим хозяйствующим субъектом путем монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованного отказа или уклонения от заключения договора, ограничения доступа на рынок (п. 1, 3, 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции»);
  • 3) решением антимонопольного органа установить факт причинения в результате указанного злоупотребления доминирующим положением ущерба гражданам, организациям или государству в размере не менее 1 млн руб. либо извлечения дохода в размере не менее 5 млн руб.;
  • 4) установить, что злоупотребление доминирующим положением является четвертым в течение последних трех лет из числа тех злоупотреблений, которые полностью отвечают требованиям указанных выше пунктов.

Согласно п. 4 примечания 4 к ст. 178 УК РФ неоднократным злоупотреблением доминирующим положением признается совершение лицом злоупотребления доминирующим положением более двух раз в течение трех лет, за которые указанное лицо было привлечено к административной ответственности.

При решении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности за неоднократное злоупотребление доминирующим положением учитываются только те административные правонарушения, совершенные этим лицом, которые содержат все существенные признаки деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 178 УК РФ.

READ
Как должно происходить задержание полицией и что делать если Вас задержали

Учет повторности административных правонарушений осуществляется ФАС России, которая на основании п. 8 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О защите конкуренции» ведет реестр лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Порядок формирования и ведения данного реестра лиц определен постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 378.

В реестр включаются должностные лица хозяйствующих субъектов, привлеченные к административной ответственности по ст. 14.31 или 14.31 1 КоАП РФ, если их действия выразились в злоупотреблении доминирующим положением в форме:

  • — установления и (или) поддержания монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
  • — необоснованного отказа или уклонения от заключения договора;
  • — ограничения доступа на товарный рынок.

Поскольку состав ст. 178 УК РФ является материальным, включению в реестр подлежат только те административные правонарушения, совершенные в указанных формах, в результате которых причинен ущерб в размере более 1 млн руб. либо извлечен доход в размере более 5 млн руб.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 178 УК РФ, относится к категории преступлений небольшой тяжести.

Согласно ч. 1 ст. 178 УК РФ данное преступление наказывается штрафом в размере от 300 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

Части 2 и 3 ст. 178 УК РФ содержат квалифицированные составы преступлений, связанных с недопущением, ограничением или устранением конкуренции, которые относятся к категории тяжких преступлений.

Часть 2 ст. 178 предусматривает квалифицированные составы указанного деяния:

  • 1) совершенного лицом с использованием своего служебного положения;
  • 2) сопряженного с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения при отсутствии признаков вымогательства;
  • 3) причинившего особо крупный ущерб либо повлекшего извлечение дохода в особо крупном размере.

Совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения требует обязательного установления специального субъекта преступления — как правило, должностного лица, которое использовало для совершения преступления свое служебное положение. К числу таких лиц могут относиться лица, осуществляющие функции руководителя организации, а также иные лица, выполняющие в организации управленческие функции.

Под уничтожением имущества принято понимать последствия в виде утраты таким имуществом своих потребительских свойств, отвечающих основному назначению данного имущества, при которой восстановление данных потребительских свойств невозможно или требует затрат, равных или превышающих стоимость имущества.

Повреждением имущества в уголовно-правовой науке считают последствия в виде частичной утраты таким имуществом потребительских свойств, восстановление которых повлечет затраты меньшие, чем стоимость самого имущества.

В качестве угрозы уничтожения или повреждения имущества в науке рассматривают запугивание тем, что имущество будет повреждено или уничтожено 1 .

Третий признак квалифицированного состава преступления характеризуется последствием в виде особо крупного ущерба либо в виде извлечения дохода в особо крупном размере. Согласно примечанию 1 к ст. 178 УК РФ доходом в особо крупным размере считается доход, сумма которого превышает 25 млн руб. Одновременно согласно примечанию 2 к ст. 178 особо крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает 3 млн руб.

Указанные квалифицированные составы преступлений наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 1 млн руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет либо без такового.

Особо квалифицированный состав закреплен в ч. 3 ст. 178 УК РФ. Указанная часть устанавливает уголовную ответственность за преступления, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 178, если они совершены с применением насилия или угрозой применения насилия.

В уголовно-правовой науке под насилием понимают общественно опасное противоправное физическое воздействие на организм другого человека, осуществленное против его воли. Под угрозой насилием понимается устрашение обещанием или демонстрацией возможности применить физическое насилие [1] [2] .

Указанный особо квалифицированный состав преступления наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.

READ
Какие виды уголовных наказаний назначают несовершеннолетним

В целях содействия раскрытию преступлений, связанных с недопущением, ограничением или устранением конкуренции, уголовное законодательство предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности лиц, способствовавших выявлению таких преступлений.

Так, согласно примечанию 3 к ст. 178 УК РФ лицо, совершившее преступление, предусмотренное данной статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления, возместило ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате действий, предусмотренных данной статьей, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Следует отметить, что освобождение от ответственности (так называемая программа освобождения от ответственности) используется антимонопольными органами многих государств для раскрытия и пресечения особо опасных антимонопольных правонарушений (картелей).

Что такое ограничение конкуренции?

Рыночная экономика функционирует и развивается на принципе свободной конкуренции. Никто из хозяйствующих субъектов, являющихся участниками рынка, не имеет права препятствовать деятельности других компаний в борьбе за покупателя.

От рыночных сговоров страдает, в том числе, и вся экономика страны. Именно поэтому, за совершение нарушений в области конкуренции предусмотрена реальная ответственность, вплоть до уголовной.

Ограничение конкуренции (ст. 178 УК РФ) – это экономическое преступление, противоречащее антимонопольному законодательству страны.

Экономическая сущность конкуренции

Конкуренция – это соперничество на рынке хозяйствующих субъектов, при котором каждый из них своими действиями ограничивает возможность другого влиять на рынок.

При нормальной свободной конкуренции ни одни из продавцов или производителей не занимает максимально выгодного положения в сравнении с другими участниками рынка. У них просто нет возможности оказывать на рынок какое-либо влияние.

Оказывать прямое влияние на рынок могут только экономические законы и органы власти, контролирующие функционирование рынка.

Конкуренция встречается лишь в двух видах:

  • Совершенная – характеризуется большим числом продавцов-производителей, занимающих равно незначительные доли на рынке, в силу чего не способных оказывать влияние на цены.
  • Несовершенная – характеризуется наличием таких участников рынка, которые имеют возможность контролировать цены на свою продукцию. Несовершенная конкуренция может быть в форме монополии, монополистической конкуренции и олигополии.

Во всех развитых странах деятельность рынка строго контролируют, ограничивая уже действующие монополии и пресекая формирование новых.

В Российской Федерации деятельность по контролю за конкуренцией осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Что такое ограничение конкуренции?

Ограничение конкуренции – это осуществление определенных действий или мероприятий, направленных на нарушение свободной конкуренции.

Такие действия, как правило, направлены на извлечение дополнительной прибыли, захват новых сегментов рынка, попытки обойти естественные экономические законы.

Нарушение рыночного равновесия могут быть осуществлены следующими категориями участников рынка:

  • ИП;
  • Руководители коммерческих или некоммерческих организаций и объединений;
  • Должностные лица федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти.

Понятие и признаки ограничения конкуренции закреплены в Федеральном законе № 135 «О защите конкуренции».

Согласно ФЗ, ограничение конкуренции имеет следующие признаки:

  • Резкое и не обоснованное изменениями товарооборота на рынке уменьшение или увеличение цен;
  • Сокращение числа экономических субъектов, не являющихся представителями одной группы лиц;
  • Отказ различных участников рынка от самостоятельных действий;
  • Согласование своих действий предприятиями;
  • Поступление указаний одного лица, определяющих изменение товарооборота;
  • Заключение соглашений между участниками рынка.

При этом каждый из этих признаков может осуществляться в самых изощренных способах.

Гоняясь за лидерством на рынке и запредельной прибылью, компании могут чинить препятствия новым участникам рынка, менять цены на товары, имеющие стабильный спрос, а также совершать различные манипуляции с торгами.

Нормативная база

Ограничение конкуренции – это экономически сложное преступление. Именно поэтому вопросам регулирования антимонопольной политики и привлечения к ответственности нарушителей отводится большое число нормативно-правовых актов.

Итак, ограничение конкуренции регулируется:

  • ФЗ № 135 «О защите конкуренции»;
  • КоАП РФ – ст. 14.9, касается только ограничений рынка со стороны органов власти;
  • УК РФ – ст. 178, предусматривает ответственность за создание картеля;
  • ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок», предусматривает антимонопольные правила организации торгов;
  • Постановление Правительства РФ № 331 «Об утверждении положения о ФАС»;
  • Постановление Правительства РФ № 896, регулирующее правила ведения реестра доминирующих на рынке хозяйствующих субъектов.
  • Около 70% незаконной монополизации осуществляется в сфере государственных закупок.

    Наказание по КоАП РФ

    Ст. 14.9 непосредственно регламентирует применение административного наказания в отношении органов власти и местного самоуправления. В правовой норме четко указаны категории, к которым применима административная ответственность.

    К ним относятся:

    • Должностные лица федеральных органов исполнительной власти;
    • Должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ;
    • Должностные лица органов местного самоуправления;
    • Государственные внебюджетные фонды;
    • Лица, предоставляющие государственные или муниципальные услуги.

    Применение статьи КоАП РФ допустимо в случае, если выше указанные лица осуществляли действия, приводящие к недопущению, устранению или ограничению конкуренции, свободного перемещения товаров, а также к ограничению свободной экономической деятельности.

    Административные нарушения в сфере антимонопольного законодательства наказываются штрафом за ограничение конкуренции от 15 до 50 тыс. рублей.

    Когда должностное лицо, допускает повторное нарушение КоАП в сфере антимонопольного законодательства, в отношении него применяется санкция в виде дисквалификации до 3 лет.

    READ
    Как обжаловать приговор суда по уголовному делу

    Особенности уголовного преследования ограничения конкуренции

    Уголовное преследование допустимо лишь при совершении преступления. Преступное деяние в экономической сфере предполагает причинение ущерба ограниченному или неограниченному кругу лиц.

    Для возбуждения уголовного дела по ст. 178 УК РФ необходимо доказательство факта заключения соглашения, ограничивающего конкуренцию.

    В УК РФ соглашение, заключенное хозяйствующими субъектами-контрагентами, в сфере антимонопольного законодательства, носит название – картель.

    Состав преступления по ст. 178 УК РФ

    Обязательное условие данного преступления заключается в причинении крупного ущерба гражданину, организации или государству либо извлечения крупного дохода в результате своих незаконных действий.

    Состав преступления выглядит следующим образом:

  • Объект преступления по ст. 178 УК РФ имеет два вида: основной и дополнительный. Основным объектом является гарантированное Конституцией РФ единое экономическое пространство, свобода конкуренции и перемещения товаров, услуг. В качестве дополнительного объекта предполагаются отношения собственности и коммерческие отношения.
  • Объективная сторона деяния подразумевается в виде действий или бездействий, которые привели к ограничению конкуренции. Данное поведение могло быть в форме заключения картеля или неоднократного злоупотребления своим монопольным положением на рынке.
  • Нести ответственность по УК РФ в данном случае могут только лицо, признанное вменяемым и в возрасте от 16 лет.
  • Субъективная сторона преступления – это прямой умысел с экономически ориентированными мотивами.
  • Преступление по ст. 178 УК РФ считается оконченным в случае наступления общественно-опасных последствий в виде причинения ущерба или извлечения дохода.

    Уголовное наказание за картельный сговор

    Запрещенный антимонопольным законодательством картельный сговор предусматривает следующие виды ответственности:

  • Штраф от 300 до 500 тыс. рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного от года до 2 лет;
  • Принудительные работы до 3 лет;
  • Лишение свободы до 3 лет.
  • В качестве дополнительного вида наказания за данный проступок может применяться ограничение на занятие определенных видов деятельности или определенных должностей на срок до года.

    Квалифицирующие признаки по ст. 178 УК РФ, выступающие фактически в виде отягчающих вину осужденного обстоятельств, представлены в статье следующим списком:

    • Использование осужденным своего служебного положения;
    • Уничтожение или повреждение чужого имущества или угроза таких действий без признаков вымогательства;
    • Особо крупный размер ущерба или дохода.

    Максимальный размер наказания по ч. 2 ст. 178 УК РФ составляет 6 лет лишения свободы со штрафом в 1 миллион рублей.

    В случае, если при осуществлении ограничения конкуренции, применялось насилие или даже его угроза, в отношении осужденного лица может быть применено лишение свободы сроком до 7 лет.

    Плюсом к основному наказанию будет являться ограничение на занятие определенными видами деятельности или должностные ограничения до 3 лет.

    По ст. 178 УК РФ лицо, обвиняемое в преступлении, может быть освобождено от ответственности в ситуации, когда оно первым из соучастников рассказало о содеянном, помогало в раскрытии преступления и полностью возместило ущерб.

    Для каждой конкретной статьи в УК РФ размеры крупного или особо крупного ущерба определены по-разному.

    Для ст. 178 УК РФ установлены следующие границы их значений:

    • Крупный доход – более 50 млн рублей;
    • Особо крупный доход – более 250 млн рублей;
    • Крупный ущерб – более 10 млн рублей;
    • Особо крупный ущерб – более 30 млн рублей.

    Как подать жалобу в ФАС?

    Каждый гражданин имеет законное право на обращение в письмом или жалобой в индивидуальной или коллективной форме в ФАС. Вариантов обращения существует несколько: письменный, электронный, по телефону, через специальную форму на сайте ФАС.

    Обращение или жалоба в ФАС будут рассмотрены в течение 30 дней.

    Жалобы на действия конкурентов в сфере контрактных закупок рассматриваются намного быстрее, чем обычные жалобы и обращения в сфере нарушения антимонопольного законодательства. По ФЗ №44 жалобы рассматриваются в течение 5-7 дней.

    Чтобы Ваше обращение было принято ФАС в нем необходимо в обязательном порядке указать следующую информацию:

  • Наименование государственного органа или его начальника, которому адресовано обращение;
  • Ваши контактные данные для идентификации заявителя и обратной связи;
  • Суть жалобы со ссылкой на нарушенные нормы ФЗ;
  • Дата и подпись.
  • Хорошо, если для подтверждения своих слов заявитель приложит документальные доказательства. Это могут быть фиктивные технические задания, распечатки сговора и др.

    У ФАС есть 3 дня на регистрацию жалобы или обращения.

    В 2022 году также можно оставить обращение об известных фактах ограничения конкуренции через портал Государственных услуг. Вынесенное ФАС решение всегда можно обжаловать. Порядок обжалования можно узнать в Общественной приемной ФАС РФ или по телефону горячей линии.

    Конкуренция носит безусловный характер, она гарантирована Конституцией РФ и поддерживает всю экономическую рыночную систему страны.

    Ограничение конкуренции или картельный сговор способны нанести существенный вред, как благополучию отдельных граждан или хозяйствующих субъектов, так и экономическому развитию России, в целом.

    Что такое ограничение конкуренции и какова уголовная ответственность за нее

    Главное условие функционирования рыночного механизма — это свободная конкуренция. Именно она дает возможность гражданам самореализоваться, гарантирует эффективное использование ресурсов, позволяет рядовому потребителю иметь большой выбор товаров и услуг по доступным для него ценам.

    READ
    Каков порядок вызова на допрос по повестке — статья 188 УПК РФ

    По этой причине законодательство Российской Федерации в области экономики имеет своей приоритетной задачей предотвращение любой монополистической деятельности.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

    +7 (499) 450-39-61
    Это быстро и бесплатно !

    Понятие конкуренции

    Конкуренция — это соперничество, соревнование между экономическими субъектами за какой-либо ресурс (например, за потребителя, за выгодные условия производственной деятельности и, как следствие, за прибыль).

    Выделяют два вида конкуренции: совершенная — на рынке присутствует большое количество производителей и потребителей, каждый из которых в отдельности не может оказывать значительное влияние на цену товара; несовершенная — некоторые участники рынка могут значительно влиять на формирование цены товара. Формами несовершенной конкуренции выступают: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, олигопсония и монопсония.

    Наиболее характерными черты несовершенной конкуренции:

    • демпинговые цены (искусственно сниженные цены);
    • ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам);
    • распространение ложной информации о способе производства того или иного товара;
    • умалчивание важной для потребителя информации;
    • формирование картелей (сговор предпринимателей с целью установления контроля над ценами).

    Структура рынка определяется по степени ограничения конкуренции.

    Различные виды структуры рынка представлены в следующей таблице:

    Структура рынка Барьеры входа для продавца Число продавцов Барьеры входа для покупателя Число покупателей
    Совершенная конкуренция Нет Много Нет Много
    Монополистическая конкуренция Нет Много Нет Много
    Олигополия Да Немного Нет Много
    Олигопсония Нет Много Да Немного
    Монополия Да Один Нет Много
    Монопсония Нет Много Да Один

    Законодательство РФ

    Правовой основой, регулирующей защиту конкуренции и ограничение монополистической деятельности, выступают следующие законодательные акты:

    • Закон «О защите конкуренции», который устанавливает три вида нарушения: недопущение, ограничение и устранение конкуренции;
    • Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
    • законы «О банках и банковской деятельности», «О рынке ценных бумаг», которые регулируют процесс эмиссии ценных бумаг (ответственность за злоупотребления при эмиссии ценных бумаг предусмотрена 185 статьей УК РФ).

    Кроме того, отношения в области госзакупок товаров, работ, услуг регулируются Федеральным законом №44. Штраф за ограничение конкуренции по ФЗ 44 установлен ст. 7.29 КоАП РФ — 50 000 рублей.

    Уголовное законодательство РФ

    Правовое регулирование конкуренции предусмотрено уголовным законодательством РФ в статье 178 УК РФ.

    В части первой установлен общий признак, который дает основание признать деяние как ограничение конкуренции. Так, заключение между хозяйствующими субъектами соглашения об ограничении конкуренции наказывается:

    • штрафом в размере от 300 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы за период от 1 до 2 лет;
    • принудительными работами на срок до 3 лет и лишением права занимать определенные должности или вести определенный род деятельности на срок до 1 года;
    • лишением свободы на срок до 3 лет и лишением права занимать определенные должности или вести определенный род деятельности на срок до 1 года.

    В части второй даны признаки, которые дают основание квалифицировать общественно опасное деяние как преступление средней степени тяжести. К таким признакам относятся:

    • совершение преступление с использованием служебного положения;
    • причинение значительного ущерба чужому имуществу;
    • извлечение особо крупного дохода (превышает 250 млн рублей).

    При наличии одного из вышеуказанных признаков уголовная ответственность предусматривает наказание в форме:

    • принудительных работ на срок до 5 лет с лишением права заниматься определенным родом деятельность или занимать определенные должности на срок до 3 лет;
    • лишения свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 1 млн рублей или в размере заработной платы за период до 5 лет и лишения права заниматься определенным родом деятельности или занимать определенные должности на срок до 3 лет.

    Часть третья предусматривает уголовную ответственность за совершение одного из вышеуказанных деяний с применением насилия или угрозой его применения. Приговор в данном случае предполагает наказание в форме:

    • принудительных работ на срок до 5 лет с лишением права заниматься определенным родом деятельность или занимать определенные должности на срок до 3 лет;
    • лишения свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере до 1 млн рублей или в размере заработной платы за период до 5 лет и лишения права заниматься определенным родом деятельности или занимать определенные должности на срок до 3 лет.

    Состав преступления

    Состав преступления — это набор объективных и субъективных признаков, который дает право признать деяние преступлением.

    Предмет преступления — это материальная вещь, на которую осуществляется воздействие в ходе совершения преступления. В рассматриваемом преступлении в качестве главного предмета может выступать движимое и недвижимое имущество.

    Объектом преступления выступают свободные экономические отношения между хозяйствующими субъектами. Объективная сторона преступного деяния выражается в недопущении, ограничении или устранении конкуренции.

    READ
    Развратные действия по ст 135 УК РФ: определение, виды и ответственность

    Комментарий к статье 178 УК РФ указывает следующие способы осуществления каждого из перечисленных действий:

    • установление высоких или низких цен и их поддержание путем монополии;
    • заключение сговора для раздела рынка;
    • ограничение свободного доступа на рынок для других экономических субъектов;
    • нелегальное устранение с рынка других экономических субъектов.

    Другой составляющей объективной стороны рассматриваемого преступления будут последствия — крупный ущерб чужому имуществу (свыше 1 млн рублей) или извлечение дохода в крупном размере (свыше 5 млн рублей).

    Субъект преступления — психически вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, юридическое лицо, а также лицо, занимающее определенную должность. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом с конкретной целью.

    Освобождение от ответственности

    Отказ государственных органов от ведения уголовного дела и освобождение лица от ответственности предусмотрено 11 главой УК РФ. Статья 75 говорит об освобождении от уголовной ответственности путем деятельного раскаяния, которое предполагает добровольную компенсацию причиненного ущерба или какие-то другие действия по устранению последствий своего деяния.

    Имеются следующие условия освобождения от уголовной ответственности по указанной статье:

    • лицо впервые совершило преступление небольшой или средней степени тяжести;
    • лицо добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию преступления и возместило ущерб.

    Статья 76.1. предусматривает освобождение от ответственности по делам в сфере экономической деятельности путем возмещения ущерба и перечисления в федеральный бюджет двукратной суммы дохода, полученного в результате преступного деяния.

    Другой способ освобождения от ответственности представлен в статье 78: лицо может быть освобождено от уголовной ответственности в связи истечением сроком давности преступления. Для преступления небольшой тяжести этот срок равен 2 годам, средней тяжести – 6 годам.

    Примечание: сроки давности приостанавливается, если лицо уклоняется от следствия или уплаты штрафа.

    Заключение

    Необоснованное ограничение конкуренции тормозит экономическое развитие. Одна из главных задач законодательства РФ в экономической сфере — защита свободной конкуренции. Законы устанавливают недопустимость ограничения или устранения конкуренции во всевозможных областях экономической деятельности (производство, торговля, оказание услуг, в том числе финансовых, в сфере культуры, образования и так далее). Вышеизложенные пункты — основой экономической образованности каждого гражданина РФ.

    Ограничение конкуренции по ст. 178 УК РФ выражается в следующих деяниях: установление завышенных или заниженных цен, заключение договора о разделении рынка. За подобные преступления предусмотрена ответственность в виде штрафов и лишения свободы.

    Не нашли ответа на свой вопрос?
    Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:




    Какая ответственность по 44-ФЗ предусмотрена за ограничение конкуренции, и каким нормами она регулируется?

    Принцип свободной конкуренции выступает одним из базовых в рамках законодательства о контрактной системе. Под конкуренцией понимается соперничество между участниками одного товарного рынка, а также в сфере выполнения услуг или работ.

    Правовое регулирование

    Вопрос ограничения конкуренции недостаточно хорошо урегулирован в 44-ФЗ. Положения ст. 8 44-ФЗ, которые закрепляют принципы обеспечения конкуренции, являются рамочными (с полным текстом документа можно ознакомиться здесь).

    Помимо 44-ФЗ, вопросы ограничения конкуренции освещены в ФЗ-135 «О защите конкуренции» от 2006 года. Здесь сказано, что под ограничением конкуренции между сторонами понимаются такие отношения, при которых влияние одного или нескольких участников на условия рыночного оборота ограничены.

    Применительно к закупочной деятельности под ограничением конкуренции можно понимать различные согласованные действия заказчика и поставщика, координацию экономической деятельности, антиконкурентные соглашения и картельные сговоры. Ключевой отличительной чертой данного деяния является наличие договоренности у сторон и их целенаправленное влияние на результаты закупки.

    Если вы хотите узнать, как в 2022 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

    Признаки ограничения конкуренции

    В 44-ФЗ не указано на признаки ограничения конкуренции, но они содержатся в п. 17 ст. 4 135-ФЗ от 2006 года. К таким признакам относят:

    1. Отказ участника торгов от самостоятельных действий.
    2. Любые воздействия на ход закупки.
    3. Согласованные действия нескольких участников.
    4. Заключение соглашений, которые направлены на создание преимуществ для определенного участника.
    5. Незаконный доступ к конфиденциальной информации при наличии сговора участника с заказчиком.
    6. Незаконное отклонение заявок.
    7. Нарушение порядка определения победителей.
    8. Установление заказчиком невыполнимых требований.
    9. Подготовка закупочной документации под конкретного поставщика.
    10. Участие в закупках должностных лиц заказчика или лиц, которые имеют с ним конфликт интересов.
    11. Ограниченный доступ для участников к закупочным мероприятиям.
    12. Включение в одну закупку товаров, работ и услуг, которые не связаны между собой.

    Выявление указанных признаков нарушения конкуренции и правил ведет к признанию закупки и подписанного контракта недействительными.

    В некоторых статьях 44-ФЗ установлены правила, которые направлены на недопущение ограничения участия в закупках для отдельных компаний. Так, согласно ч. 1 ст. 24 44-ФЗ заказчик обязан в процессе закупок использовать конкурентные способы определения поставщика.

    В процессе торгов недопустима деятельность, которая может привести к ограничению конкуренции по ч. 1 ст. 17 ФЗ-135, а также иные действия, которые ограничивают численность участников, но не содержатся в п. 17 135-ФЗ.

    Принципы обеспечения добросовестной конкуренции

    Согласно ч. 2 ст. 8 44-ФЗ конкуренция в закупочной сфере должна быть основана на соблюдении принципов добросовестной и свободной ценовой и неценовой конкуренции, а деятельность заказчика, которая направлена на необоснованное ограничение численности участников, прямо запрещена. Участникам должны быть предоставлены равные условия для участия в закупочной деятельности.

    READ
    Несет ли бухгалтер уголовную ответственность

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

    На основании рассмотрения решений по делам о рассмотрении жалоб на ограничение конкуренции можно сделать выводы, что заказчику следует принять такие меры для обеспечения добросовестной конкуренции:

    1. Прописать обоснованные требования к объекту закупки, которые отвечают объективным потребностям заказчика.
    2. Включить в закупочную документацию сведения о том, что к поставке допускаются товары от различных производителей.
    3. Обеспечить наличие в итоговом протоколе данных о том, что в закупке принимали участие несколько поставщиков.

    В ходе проверочных мероприятий антимонопольной службой в пользу заказчика может играть выявление принципа эквивалентности товаров от нескольких производителей, что также говорит о том, что закупка проведена без нарушений; наличие официальных запросов от участников на разъяснение закупочной документации и пр.

    Ответственность за ограничение: уголовная и административная

    Сам 44-ФЗ не содержит мер ответственности для заказчика за нарушение принципа свободной конкуренции. Но он содержит отсылочные нормы к положениям административного или уголовного законодательства.

    Ответственность за ограничение конкуренции в виде соглашения или картельного сговора предусмотрена в ст. 14.32 КоАП РФ. Такое деяние может грозить участникам торгов штрафом в размере не менее 100 тыс. р. или до 50% от НМЦК.

    Уголовное наказание грозит сторонам, если ущерб государству от их противоправной деятельности превысил 10 млн р. Наказание за ограничение конкуренции наступает по нормам ст. 178 УК. В ней прописаны такие меры ответственности, как:

    1. Штрафные санкции в размере до 500 тыс. р.
    2. Принудительные работы до 3 лет с дисквалификацией до года.
    3. Лишение свободы до 3 лет с дисквалификацией до года.

    В случае если участнику стало известно о несоблюдении заказчиком принципов свободной конкуренции в ходе закупки, он может подать на него жалобу в ФАС. Для обжалования действий заказчика законом предусмотрены такие сроки:

    1. Обращения на нарушения в закупочной документации можно подавать до окончания сроков подачи заявок.
    2. Если участник нашел нарушения в ходе закупочной процедуры, то обратиться в ФАС ему следует до подписания госконтракта с победителем.

    Жалоба на ограничение конкуренции может быть подана в бумажном и электронном видах. Подписать ее следует непосредственно заявителю. В жалобе должны быть указаны:

    • данные заказчика (наименование, контакты и адрес);
    • сведения о заявителе (наименование или ФИО, контактные сведения, реквизиты) – это обязательное условие, так как анонимные обращения не рассматриваются);
    • сведения о закупке: ее номер в ЕИС;
    • информация о нарушениях со ссылками на законодательство;
    • список документов, которые подтверждают факт совершения нарушений заказчиком.

    В течение 2 дней после поступления обращения ФАС должна зарегистрировать его и начать рассмотрение по существу либо отклонить его. Жалобу могут отклонить в случае, если она не соответствует требованиям законодательства, анонимна или заявитель нарушил установленные сроки для подачи жалобы.

    Таким образом, ограничение конкуренции выступает серьезным правонарушением законодательства о контрактной системе. При этом в 44-ФЗ не содержится четкого структурированного положения об этом явлении. В связи с этим заказчику по 44-ФЗ следует руководствоваться требованиями ФЗ-135. При выявлении признаков ограничения конкуренции участник может пожаловаться на заказчика в ФАС. Такое правонарушение грозит заказчику административным и уголовным наказанием.

    Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

    Ограничение конкуренции и ответственность по УК РФ

    Рынок товаров и услуг, вне зависимости от коммерческого направления часто напоминает поле боя. Предприниматели сражаются за продвижение своей продукции, пытаясь занять главенствующие позиции в определённой сфере. В принципе, это нормальная практика, которая применяется во всём мире.

    Однако, иногда применяемые в этой борьбе методы выходят за рамки действующего законодательства, становясь уголовно наказуемым преступлением. Правомерность действий определяет закон об ограничении конкуренции.

    Общая характеристика

    Термином «конкуренция» принято обозначать соперничество на каком-либо направлении коммерческого рынка. При этом закон запрещает хозяйствующим субъектам создавать условия, которые препятствуют участию в торгах других компаний. Это называется ограничением конкуренции.

    В целом такие действия создают дисбаланс общей экономической ситуации, поэтому становятся уголовно наказуемым деянием.

    На этом основании, объектом таких злодеяний становится экономическое равновесие рынка, а объективная сторона образуется при целенаправленном нарушении баланса.

    Субъектами преступления становятся:

    • индивидуальные предприниматели;
    • руководители коммерческих структур и некоммерческих организаций;
    • законные представители, действующие от имени юрлица.

    Субъективной стороной злодеяния становятся предумышленные действия или косвенный умысел. Во втором случае подразумевается, что помыслы обвиняемого распространяются на строго определенный круг лиц, при этом масштаб причиненного ущерба может быть несоизмеримо больше, и убытки несут те организации, о существовании которых виновный даже не догадывается.

    Важно! Косвенный умысел не освобождает от ответственности, поэтому отвечать за причиненный неправомерными действиями ущерб придётся в полном объёме.

    READ
    Ответственность за принуждение к изъятию органов и тканей человека в России

    Состав злодеяния и квалифицирующие признаки

    Итак, состав преступления образуют действия, направленные на монополию в определённом сегменте рынка, и вытеснение остальных участников. Такой неправомерный захват может выполняться в одиночку или по предварительному сговору нескольких организаций, которые действуют согласованно.

    Если перечисленные действия причинили крупный ущерб другим участникам рынка, государству либо отдельным гражданам, появляются основания для уголовного преследования.

    Квалифицирующими признаками, утяжеляющими степень ответственности, становятся:

    • причинение ущерба в особо крупном размере, а равно извлечение дохода в аналогичных объемах;
    • использование должностных полномочий;
    • повреждение/уничтожение имущества, равно, как и угроза этого действия;
    • физическое насилие, равно как и угроза его применения.

    Важно! Если ограничивающее конкуренцию лицо первым из числа соучастников преступного деяния добровольно сообщило о нем, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию, возместило причиненный ущерб или иначе загладило причиненный вред и если в его деяниях не содержится другого состава преступления — оно освобождается как от уголовного преследования, так и от наказания.

    Правовые нормы урегулирования

    Сюда можно отнести следующие законодательные акты:

    Разновидности

    Существует несколько вариантов ограничения конкуренции и установления монополии в определённом сегменте рынка. Эти способы можно подразделить на три основные группы.

    Злоупотребление доминирующей позицией

    Сюда относится недобросовестное и агрессивное использование конкурентного преимущества. Например:

    • диктатура цен: установление низкой/завышенной стоимости на определенный вид продукции;
    • искусственное провоцирование спроса на товары путем создания дефицита: сокращение производства, изъятие из оборота;
    • несоблюдение правил ценообразования, регламентированного законодательными актами;
    • навязывание своих условий сделки, невыгодных другим участникам рынка;
    • создание препятствий для выхода на рынок другим компаниям.

    Преступные соглашения

    Здесь понимается согласованность действий двух и более организаций, которые не образуют картель, но действуют в одном направлении, сохраняя собственные интересы.

    Необходимо уточнить, что созданием соглашения не будут считаться действия, спровоцированные общими обстоятельствами. Сюда можно отнести изменение ситуации на мировом рынке или падение спроса на выпускаемую продукцию.

    Действия власть держащих органов

    Сюда включены такие моменты:

    • препятствие созданию новых предприятий;
    • незаконное ограничение производства;
    • препятствие коммерческой деятельности и развитию организаций;
    • формирование мнения потребителей в пользу продукции определенных предприятий.

    Правовое урегулирование

    В ряде случаев, ограничение конкуренции допускается, если оно реально обосновано нуждами заказчика. Это касается государственных закупок, что в целом можно назвать монополизацией определённых сфер деятельности. Основаниями для этого становится Федеральный закон № 223.

    Скачать для просмотра и печати:

    Спорный момент

    Если разбирать правомерность ограничения конкуренции более детально, можно обратиться к положениям Федерального закона № 135, который предписывает ряд запретов при проведении торгов и коммерческих предложений.

    На этих основаниях не должны допускаться следующие действия:

    • координация деятельности участников;
    • допущение преимущественных условий;
    • участие организаторов или заказчиков в торгах;
    • нарушения правил определения победителя.

    При внимательном изучении становится понятно, что полностью исключаются любые требования к продукции либо условиям соглашений невозможно. Такие условия будут ограничивать конкуренцию, что идёт вразрез с действующим законодательством.

    Карательные меры

    Согласно пунктам 178-ой статьи, виновным грозят такие меры ответственности:

    • преступление без квалифицирующих признаков с ущербом или доходом в крупном размере — штраф до полумиллиона рублей, л/с на 3 года с возможным запретом на занятия установленными видами деятельности до 12 месяцев;
    • сопряженное с неправомерным использованием должностных полномочий или имущественным ущербом/доходом в особо крупном размере — штраф до 1 000 000 рублей, л/с на 6 лет;
    • сопряженное с насильственными действиями или угрозой их применения — л/с до 7 лет, запрет заниматься установленной деятельностью на 3 года.

    Важно! Крупным ущербом признаются суммы свыше 10 000 000 руб., особо крупным от 30 000 000 руб. Крупный доход — более 50 млн руб., особо крупный — 250 млн руб.

    Как пожаловаться в ФАС

    Обращение в ФАС о недобросовестной конкуренции можно сделать на сайте https://fas.gov.ru/, заполнив электронную форму обращения, или отправить по адресу: Садово-Кудринская улица, дом 11, город Москва. Индекс — 125993.

    Здесь нужно указать:

    • личную контактную информацию;
    • номер аукциона;
    • доказательства неправомерных действий заказчика;
    • обозначенную причину отклонения;
    • копии документации.

    Обращения рассматриваются в течение 30 суток, с возможным продлением ещё на 60 дней.

    Юридическая практика

    На практике 178 закон может применяться следующим образом.

    Местной администрацией изменяется порядок субсидирования организациям-исполнителям коммунальных услуг. Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признал данное условие дискриминационным, так как оно создает преимущественные условия для хозяйствующих субъектов, получающих средства раньше остальных.

    Комментарии к статье № 178

    Здесь можно выделить такие ключевые моменты:

    • термином насилие обозначается не только физическое влияние, но и его последствия в виде причинения боли или ограничения свободы;
    • побои и причинение физического вреда незначительной и средней степени тяжести не считаются самостоятельным квалифицирующим признаком, однако, если причинен тяжкий вред или смерть по неосторожности наказание налагается по совокупности преступлений.

    Предусматривается освобождение от уголовной ответственности, при условии выполнения обозначенных в пункте 3 примечаний комментируемой статьи требований.

    Источники:
    http://fire-pit.ru/nedvizhimost/6229-chto-takoe-ogranichenie-konkurencii-i-kakova-ugolovnaya-otvetstvennost-za-nee.html
    http://studref.com/322338/pravo/ugolovnaya_otvetstvennost_narusheniya_antimonopolnogo_zakonodatelstva
    http://ugolovnyi-expert.com/ogranichenie-konkurencii-st-178-uk-rf/
    http://prava.expert/uk/otvetstvennost/za-ogranichenie-konkurentsii.html
    http://zakonguru.com/goszakupki/44/ogranicenie-konkurencii.html
    http://pravonarushenie.com/finansovye/ekonomika/ogranichenie-konkurentsii-i-otvetstvennost-po-uk-rf
    http://pravo2info.ru/articles/kakaya-sushhestvuet-otvetstvennost-za-narushenie-prava-na-dostup-k-informaczii.html

    Ссылка на основную публикацию