Как могут наказывать за злоупотребление должностными полномочиями

Как могут наказывать за злоупотребление должностными полномочиями

Прокуратура
Республики Коми Официальный сайт

  • Новости
  • История прокуратуры
    • Фотогалерея
    • 70 лет Победе
    • Полный список ветеранов
  • Нюрнбергский процесс
  • Основополагающие документы
    • Изданные прокуратурой Республики Коми правовые акты, регламентирующие ее деятельность
  • Руководство
  • Структура
  • Кадры
    • Подготовка прокурорских кадров
    • Условия и порядок приема на службу
    • Вакансии государственной гражданской службы
    • Назначения
  • Работа с обращениями граждан
    • График личного приема
    • Порядок приема и рассмотрения заявлений о преступлениях
    • В помощь заявителю
  • Контактная информация
  • Интернет-приемная
  • Прокурор разъясняет
    • Консультации по вопросам федерального законодательства
    • Консультации по вопросам уголовно-исполнительного законодательства
    • Консультации по вопросам уголовного судопроизводства
    • Консультации по вопросам местного самоуправления
  • Прокурорский надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности
    • Работа прокуратуры по реализации Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 о согласовании внеплановых проверок контролирующих органов
    • Памятки предпринимателям
  • Сводные планы проверок
  • Противодействие коррупции
    • Сведения о доходах за отчетный период
    • Деятельность комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
    • Конкурс “Вместе против коррупции”
    • Памятки
  • Основные статистические данные о деятельности прокуратуры Республики Коми
  • Информация о размещении заказов для государственных нужд

Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями

  • Главная
  • Консультации по вопросам уголовного судопроизводства

Одним из наиболее распространенных среди должностных преступлений является злоупотребление должностными полномочиями. Ответственность за данное деяние предусмотрена статьей 285 УК РФ. Закон определяет его как “использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства”.

Общественная опасность злоупотребления должностными полномочиями состоит в том, что в результате его совершения нарушается нормальная, регламентированная законом деятельность аппарата законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления.

Основным непосредственным объектом преступления выступают общественные отношения, регулирующие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев. Дополнительный объект составляют общественные отношения, охраняющие права и законные интересы граждан, организаций, общества и государства.

Объективная сторона характеризуется тремя обязательными признаками: 1) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; 2) наступление в результате этого общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства; 3) наличие причинной связи между использованием должностным лицом своих служебных полномочий и указанными вредными последствиями.

Преступление может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия, когда должностное лицо сознательно не выполняет свои обязанности (например, попустительствует совершению преступления).

Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий следует понимать такие действия лица, которые непосредственно вытекали из его полномочий и являлись осуществлением прав и обязанностей, которыми наделялось это лицо в связи с занимаемой должностью, то есть составляющими его служебную компетенцию.

В соответствии с диспозицией нормы деяние должно быть совершено вопреки интересам службы. Это означает, что оно объективно противоречит как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и задачам, выполняемым отдельными управленческими системами и звеньями, нарушает основные принципы и методы работы. Момент окончания преступления связан с наступлением последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом государственных и общественных интересов.

Понятие “существенное нарушение” является оценочным. При его установлении необходимо учитывать количество потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда, степень отрицательного влияния на нормальную работу государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, других структурных звеньев государственного аппарата.

Данное последствие может выражаться в причинении морального и материального вреда (в том числе в виде упущенной выгоды), нарушении конституционных прав и свобод граждан, создании помех и сбоев в работе органов государственной власти и государственного управления, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т.п.

С субъективной стороны злоупотребление должностными полномочиями – умышленное преступление. Умысел может быть как прямым, так и косвенным.
Обязательным признаком субъективной стороны преступления является мотив – корыстная или иная личная заинтересованность.

Корыстная заинтересованность выражается в стремлении виновного, используя свои служебные полномочия, извлечь для себя или других лиц незаконную имущественную выгоду. Понятием “иная личная заинтересованность” охватываются все иные противоречащие интересам службы побуждения личного характера (карьеризм, протекционизм, месть, зависть, подхалимство и т.д.).

READ
Статья за домогательство в УК РФ: особенности привлечения к ответственности

К должностным лицам относятся две категории специальных субъектов: 1) постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителей власти; 2) постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 “к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД РФ и ФСБ РФ, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями)”.

К организационно-распорядительным относят функции, которые включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и т.п.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 285 УК РФ наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Часть 2 ст. 285 УК содержит квалифицирующий признак преступления, относящийся к личности субъекта, – совершение деяния, предусмотренного основным составом, лицом, занимающим государственную должность России или государственную должность субъекта Федерации, или главой органа местного самоуправления.

К первой категории относятся лица, занимающие должности, установленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и другими федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (президенты республик, губернаторы или другие главы субъектов РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).

Ко второй категории следует относить лиц, должности которых установлены конституциями и уставами субъектов РФ (главы администраций, мэры и пр.).
За совершение указанных действий предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Особо квалифицированным видом злоупотребления должностными полномочиями является причинение тяжких последствий (ч. 3), к которым обычно относят крупные аварии, дезорганизацию работы государственного или муниципального органа либо учреждения, причинение смерти или тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку и др.

Понятие “тяжкие последствия” является оценочной категорией. Однако эти последствия должны обладать такими свойствами, которые дают возможность определить их размер, величину, степень.

Преступление наказывается лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статьи 201, 285, 286 УК РФ: злоупотребление должностными полномочиями и служебным положением

Каждый знает, что использование своего служебного положения в личных целях запрещено законом. Поэтому при совершении таких противозаконных действий, человек может получить соответствующее наказание.

В некоторых отягощенных случаях, при нанесении вреда гражданину или организации в результате своих действий, возможна даже уголовная ответственность.

READ
Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

О наказании по статьям 201, 285, 286 УК РФ: злоупотребление должностными полномочиями, можно почитать немного ниже.

Злоупотребление должностными полномочиями

Злоупотребление должностными полномочиями — это преступление средней тяжести, но в случае некоторых квалифицирующих обстоятельств, оно может стать тяжким преступлением.

В соответствии с действующим законом, злоупотреблением должностными полномочиями считается использование полномочий вопреки интересам организации.

Ситуация отягощается, если такое деяние было совершено из личной заинтересованности, и в результате повлекло серьезное нарушение прав, законных интересов граждан либо охраняемых действующим законом интересов государства и общества.

Многочисленные признаки состава преступления могут оказывать существенное влияние на меру наказания. Поэтому в каждой ситуации рассматриваются признаки, относящиеся к составу данного преступления.

Объективная сторона нарушения

Объектом злоупотребления должностными полномочиями чаще всего является нормальная деятельность определенного человека в лице государственных органов, государственных учреждений, органов местного самоуправления и так далее.

Учитывая то, что злоупотребление должностными полномочиями обычно приводит к нарушению прав и законных интересов организаций, граждан, то вместе с основным объектом также говориться и о дополнительных объектах преступления, которые участвовали в нем.

Объективная сторона такого нарушения закона включает в себя три признака:

  1. Последствия от действий в виде нарушения прав или интересов граждан, охраняемых законом.
  2. Использование должностным лицом служебного положения вопреки интересам службы.
  3. Причинную связь между последствием и деянием.

Отличия между превышением и злоупотреблением должностными полномочиями

Согласно установленному уголовному законодательству злоупотребление и превышение должностных полномочий квалифицируются как преступления непосредственно должностных лиц.

Однако такие преступления могут совершать гражданские служащие, а также другие представители власти.

Отличие злоупотребления должностными полномочиями от превышения полномочий можно легко объяснить по действующему уголовному кодексу РФ.

По статье 285 злоупотребление описывается использованием своих служебных полномочий должностным лицом, когда это деяние было совершено из корыстной либо личной заинтересованности, а также повлекло серьезное нарушение прав и законных интересов общества.

В случае превышения должностных полномочий, в отличие от злоупотребления, совершаемые действия не находятся в компетенции нарушителя.

В соответствии с п. 19 Постановления Пленума ВС РФ N 19, превышение своих должностных полномочий выражается, например, в совершении действий, которые:

  • могут быть совершены при наличии определенных обстоятельств, которые указаны в законе (например использование служебного оружия по отношению к несовершеннолетнему, когда его действия не предоставляли опасности для окружающих);
  • относятся к возможностям другого должностного лица;
  • никто не имеет право совершать;
  • совершаются одним должностным лицом, а должны быть совершены исключительно коллегиально.

Уголовная ответственность

Злоупотребление служебным положением УК РФ превращается из простого нарушения установленных законодателем норм в серьезное преступление, которое предусматривает наказание по Уголовному кодексу, при следующих обстоятельствах:

  1. Если виновное лицо имело соответствующие полномочия, то есть могло отдавать распоряжения, предусматривающие обязательное исполнение.
  2. Когда нарушение было напрямую связано с личными интересами лица. Это означает, что человек воспользовался своим служебным положением для улучшения положения знакомых лиц либо для личного обогащения.
  3. Если полномочия были использованы не в интересах того, ради чего лицо ими наделялось. По соответствующим нормативным актам и законам всегда можно определить интересы, ради которых лицо получило полномочия, поэтому при их использовании также можно определить, насколько правильно они были применены.

Соблазн улучшить свои жизненные условия с помощью наделенной властью есть практически у каждого, пока существует государственный аппарат.

Однако мириться с этим совершенно невозможно, поэтому для борьбы с такой неблагоприятной практикой есть соответствующая статья в уголовном законе. Применение наказания на практике показало, что оно серьезно помогает сдерживать коррупцию.

Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями в 2022 году рассматривается крайне редко.

При нарушении своих служебных полномочий, в результате которых был нанесен существенный вред, должностное лицо может наказываться лишением свободы до десяти лет с абсолютным лишением права занимать разные должности либо заниматься определенной деятельностью на время до трех лет.

Помощь при нарушении

В случаях, когда у должностного лица отсутствует корыстный мотив либо личная заинтересованность, то злоупотребление должностными полномочиями может быть переквалифицировано в дисциплинарный проступок.

Обязательным условием для таких действий является несущественное нарушение прав и интересов граждан либо организаций, охраняемых законом.

Действующий закон Российской Федерации многогранен, поэтому одна неверная трактовка и незначительное превышение служебных полномочий переходит к части злоупотреблений должностными полномочиями.

Чтобы разобраться точно со своими нарушениями и степенью заслуженного наказания, рекомендуется обратиться за квалифицированной помощью к профессиональному адвокату по уголовным делам.

Такой шаг сможет дать обвиняемому возможность для получения минимального наказания, предусмотренного законодательство. Вам помогут организовать рассмотрение дела, учитывая все обстоятельства, а также правильно обозначить причиненный ущерб.

READ
Какую ответственность несут продавцы за продажу алкоголя несовершеннолетним

Как могут наказывать за злоупотребление должностными полномочиями

Такое правонарушение, как превышение и злоупотребление должностными полномочиями, квалифицируется по ст.285 УК РФ. Дополнительно статья содержит виды наказаний, предусмотренных для правонарушителей, вину которых доказал обвинитель.

Рассмотрим, какие наказания предусмотрены за злоупотребление должностными полномочиями и как доказать преступление должностного лица.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Содержание статьи 285 УК РФ

Статья состоит из трех частей, каждая трактует злоупотребление служебным положением с учетом разных обстоятельств.

В первой части говорится о составе преступления, если оно принесло выгоду гражданину, и результатом стало нарушение прав, интересов граждан, предприятий, общества или государства.

Во второй указаны меры ответственности, назначаемые при совершении подобного правонарушения со стороны лица, которое занимает гос.должность. Это касается лиц, занимающих должности в структурах субъектов РФ или тех, кто работает в качестве главы органа местного самоуправления.

В третьей части перечислены наказания, предусмотренные в случаях, когда вышеперечисленные правонарушения с учетом всех обстоятельств повлекли серьезные последствия.

В примечаниях к статье раскрывается понятие “должностное лицо”. Это гражданин, осуществляющий управленческие или организационные функции в постоянной или временной форме в гос.инстанциях или муниципальных учреждениях, в гос.предприятиях или ВС РФ.

Лица, занимающие государственные должности в РФ, наделены соответствующими полномочиями, согласно Конституции страны.

Государственные и муниципальные служащие, которые не определяются как должностные лица, несут ответственность по статьям этой главы только в определенных законом случаях.

Состав преступления

Объект такого правонарушения, как злоупотребление служебными полномочиями – нормальная, законная деятельность гос.инстанций и органов местного самоуправления. Дополнительными объектами выступают права и охраняемые законом интересы граждан, предприятий и государства. В этом случае наносится ущерб целым организациям, учреждениям и гос.системам.

Субъект – лицо, допустившее злоупотребление должностным положением.

Правонарушение считается законченным, когда в его результате наступили серьезные последствия в виде существенного нарушения деятельности гос.инстанций, а также прав и свобод граждан.

Понятие “существенного нарушения” субъективно. При его оценке учитываются такие факторы:

  • количество пострадавших граждан;
  • степень нанесенного им ущерба – физического и имущественного;
  • уровень влияния на нормальную работу гос.инстанций;
  • был ли нарушен общественный порядок и т.д.

Доказательная часть

Чтобы доказать вину лица в совершении правонарушения, устанавливается, преследовались ли им корыстные цели. Это означает, что ответчик мог получить незаконным способом чужие объекты собственности, деньги, повысить авторитет или приобрести интересующую его должность. Преступник осознает противоправность своих действий, но продолжает противоправную деятельность.

Результатом его деятельности определяются правовые нарушения в работе гос.инстанции и прав и законных интересов граждан.

Объективная и субъективная части, нормы

Объективная сторона характеризуется тремя факторами:

  • использование должностным лицом своих полномочий в личных интересах;
  • его результатом стало нарушение прав и интересов лиц, гос.учреждений, государства;
  • наличие причинно-следственной связи между применением гражданином своих полномочий по службе и наступлением негативных последствий.

Злодеяние может быть совершено как путем действий, так и бездействия. Пример для последнего случая: лицо не выполняет служебные обязанности, тем самым попустительствуют тому, что преступление совершается.

Состав преступления образуется, когда гражданин в момент его совершения находится на рабочем месте. В противном случае правонарушение не будет доказано, либо квалифицируется по другой статье.

Если говорить о субъективной стороне, она характеризуется формой вины в виде умысла, который бывает как косвенным, так и прямым. Лицо не только осознает негативность последствий своих поступков, но добивается, чтобы преступление совершилось.

Обязательный признак субъективной стороны – наличие мотива в виде корыстной или личной заинтересованности. Интерес должностного лица выражается в том, чтобы виновник происшествий пытался использовать свои служебные полномочия для получения материальных/финансовых выгод.

Квалификация преступлений

При определении правонарушения выясняется, какими мотивами и целями руководствовалось должностное лицо. Если обвиняемый руководствовался ложно понимаемыми им интересами гос.органа или государства, его действия не могут быть квалифицированы по ст.285 УК РФ. В этом случае речь будет идти о дисциплинарной ответственности.

READ
В каком случае работник может понести уголовную ответственность

Чтобы преступление по ст.285 УК РФ образовывало его состав, гражданин во время совершения злодеяния должен находиться при исполнении своих непосредственных служебных обязанностей. Если он не был на службе, злодеяние будет квалифицировано по другой статье УК РФ с учетом обстоятельств произошедшего.

Для квалификации правонарушения по ст.285, оно должно обладать следующими обязательными признаками:

  • гражданин обладал определенным кругом полномочий и действовал в этих рамках – мог отдавать приказания, обязательные для исполнения всеми прочими лицами (обвинить в злоупотреблении можно человека, который занимает руководящую должность);
  • применял полномочия против интересов предприятия (если они использовались во вред правам и интересам других граждан или организаций, то это явный признак злоупотребления);
  • целью преступления была корысть (конечный результат действий граждан заключается в улучшении его материального положения или получение финансовой выгоды для своих родственников или знакомых).

Ответственность, назначаемая за злоупотребление

Она зависит от того, по какой части статьи 285 УК РФ было квалифицировано правонарушение. Если речь идет о ее первой части, то тут наказания могут быть такие:

  • штраф суммой до 80 000 руб. или з/п за полгода;
  • запрет на то, чтобы занимать определенные должности или осуществлять деятельности на период – до 5 лет;
  • принудительные работы на 4 года;
  • арест на 4-6 месяцев;
  • заключение в тюрьму на период – до 4 лет.

При квалификации злодеяния по ч.2 ст.285 УК РФ меры ответственности назначаются следующие:

  • штраф суммой от 100 до 300 000 руб. или з/п за 1-2 года;
  • принудительные работы на 5 лет с наложением запрета на занятие некоторых должностей или на осуществление определенной деятельности на 3 года (последняя санкция применяется по усмотрению судьи);
  • заключение в колонию на 7 лет с факультативным использованием вышеуказанной санкции.

Если преступление было определено по ч.3 этой же статьи, виновнику грозит заключение в исправительном учреждении на срок до 10 лет с применением вышеназванного запрета.

Конкретное наказание избирается с учетом всех обстоятельств, которые сопутствовали самому происшествию.

Исключения и освобождение от ответственности

Как уже было отмечено выше, чтобы доказать наличие признаков злоупотребления своим служебным положением в действиях должностного лица, в первую очередь нужно установить, имелись ли у него корыстные мотивы. Если не было доказано, что они были, то речь идет лишь о преступной халатности. Тогда гражданина могут наказать только дисциплинарным взысканием.

В случаях, когда незаконное обогащение все же имело место, но при этом он не использовал свои служебные обязанности, речь будет идти уже о взятке, но не о злоупотреблении.

Важно! Преступление будет считаться совершенным лишь в случае, если результатом действий гражданина стало нарушение нормального функционирования гос.инстанций или прав граждан. В противном случае он будет расценено как неоконченное, а значит и наказание будет определяться совершенно другое.

Если должностное лицо было обвинено в таком преступлении, полностью избежать ответственности вряд ли получится. Возможно только смягчение наказания при наличии определенных обстоятельств (в семье лица есть маленькие дети, у него имеется серьезное заболевание и т.д.)

Заключение

Если гражданин находится на руководящем посту и использует свое положение в целях обеспечения себе или своим близким материальной выгоды или повышения своего авторитета, его действия будут квалифицированы по ст.285 УК РФ. По ней же ему будут назначаться соответствующие санкции. Они избираются с учетом обстоятельств, которые сопутствовали происшествию.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:




Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями

Каждый может оказаться в ситуации, когда в рабочее время он занимается своими личными делами и при этом пользуется производственными предметами. Однако существует категория лиц, для которой такие занятия находятся под строгим запретом, т.к. влекут за собой серьезные негативные последствия. Такие действия могут быть расценены, как злоупотребление должностными полномочиями. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Основные понятия

Государственные служащие обязательно должны ознакомиться с перечнем своих должностных прав и обязанностей под роспись, когда начинают службу. Один из видов противоправных деяний, связанных с неправомерным использованием своего служебного положения и прав именуется злоупотреблением должностными полномочиями.

Такое деяние относится к категории умышленных и общественно опасных. Причиной его осуществления всегда является или корысть, или иная личная заинтересованность.

READ
Как проводит рассмотрение уголовного дела в суде в особом порядке

Рассматриваемые действия расцениваются в качестве общественно опасных, т.к. приводят к подрыву авторитета органов государственной власти и государства в целом.
Таким образом, в качестве объекта злоупотребления выступает порядок, предусмотренный для законного осуществления государственной службы. А в качестве факультативных объектов могут быть рассмотрены права и интересы отдельных физических и юридических лиц, а также общества.
Злоупотребление выражается, как в действии, так и в бездействии должностного лица. Примером действий может служить следующая ситуация. К сотруднику полиции обращается знакомый с просьбой провести небольшое расследование на предмет выяснения личности того, кто похитил несколько колес из гаража потерпевшего, но при этом потерпевший не составляет заявление о пропаже в отделение МВД. Сотрудник полиции в ущерб основным делам, которые на него возложены, проводит расследование по факту кражи.

Бездействие также рассмотрим на примере сотрудников МВД. Допустим, не желая получать выговор и терять премиальные выплаты, сотрудник полиции при исполнении служебных обязанностей не регистрирует поступившее заявление о совершенном правонарушении.

Кстати, не обязательно речь идет о материальной заинтересованности. Возможно, что лицо злоупотребляет своими полномочиями вследствие примененного к нему насилия или угроз по его применению.

Т.е. чтобы злоупотребление должностными полномочиями действительно расценивалось в качестве преступления, необходимо, чтобы его характеристика включала в себя следующие условия:

  • Данное деяние совершается только в пределах реальных должностных полномочий лица и только во время несения службы. При этом должно явно просматриваться пренебрежение интересами той структуры, в которой несет службу виновное лицо;
  • Последствиями злоупотребления становятся нарушения прав граждан, общества и государства в целом;
  • Причиной совершения правонарушения является материальная личная корысть или иные личные побудительные мотивы.

Формы злоупотреблений могут быть различны. В качестве основных выделяются следующие:

  • Сокрытие какого-то правонарушения;
  • Соучастие в совершенном преступном деянии;
  • Единоличная организация и осуществление преступного действия;
  • Использование государственного имущества для целей, на которые его использовать запрещено;
  • Создание условий, влекущих за собой разлад в штатной дисциплине и структуре.

Квалифицированный состав злоупотребления, как преступления является формально-материальным.

В качестве существенного вреда рассматривают:

  • Процент влияния на жизнедеятельность организации от произошедшего злоупотребления;
  • Количество потерпевших лиц от его совершения;
  • Размер причиненного вреда, как морального, так и материального.

В качестве существенного нарушения прав рассматриваются посягательства на основные права граждан, закрепленные в Конституции РФ (право на неприкосновенность жилища, тайну личной переписки и т.д.).

Читайте: Превышение должностных полномочий: что это и виды наказания

В качестве нарушения законных интересов граждан и юрлиц рассматривают действия, направленные на создание препятствий по возможности осуществления выбора.

В качестве тяжких последствий от злоупотребления рассматриваются следующие:

  • Крупные автоаварии, остановки работы транспортных узлов;
  • Прекращение производственного процесса на предприятии;
  • Летальный исход для одного и более лиц;
  • Доведение до самоубийства.

Злоупотребление не стоит путать с превышением должностных полномочий. Второе деяние всегда выходит за рамки должностных обязанностей при выполнении тогда, как первое просто не должно быть совершено на данном этапе.

Возможные меры наказания

Вопрос, связанный с наказанием за злоупотребления должностными полномочиями регулирует статья 285 УК РФ. Если должностное лицо использовало служебные полномочия вразрез с интересами организации, в которой оно состоит на службе, то за данное противоправное деяние предусмотрены следующие меры наказания:

  • Возможность наложения штрафных санкций до 80 тыс. руб;
  • При необходимости виновное лицо может быть привлечено к исправительным работам на срок до 4 лет;
  • Максимальной мерой станет лишение свободы на срок до 4 лет.

Если преступление совершило лицо, находящееся на государственном посту РФ или ее субъекта, то меры наказания для него определены следующие:

  • Наложение штрафа в размере до 300 тыс. руб.
  • Привлечение к принудительным работам на срок до 5 лет.
  • Возможность лишения свободы на срок до 7 лет.

Если преступление повлекло за собой тяжкие последствия, то виновное лицо может быть лишено свободы на срок до 10 лет.

Несмотря на серьезные меры наказания, процент дел в судах, связанных со злоупотреблениями не уменьшается.

Наказание за злоупотребление служебным положением

Злоупотребление служебным положением имеет место, когда лицо, занимающее определенную должность в организации или органе, с корыстными побуждениями совершает какие-либо действия по отношению к другому лицу. Эти шаги выражаются в предоставлении ему необоснованных привилегий и выгод. Взамен преступник получает нематериальные или материальные блага.

READ
Какие виды наказаний за насилие предусмотрены УК РФ

Понятие должностного лица

Злоупотребление положением служебного типа является преступлением, только если совершено должностным лицом. В это определение входят представители властных структур по сфере своей работы.

К этой категории относятся следующие граждане:

  • сотрудники органов правоохранительной сферы (независимо от ведомства и уровня), которые занимают определенные должности в данной структуре (полиции, прокуратуре, следственном комитете);
  • работники государственных органов федерального, регионального или муниципального уровней, некоторые должности в правительстве (областном, государственном), мэриях, администрациях;
  • представители органов власти, исполняющие в этих структурах иные функции (руководители подразделений кадрового типа, заведующие управлением хозяйства).

Гражданин может наделяться властными полномочиями на постоянной или временной основе. В частности, временными должностными лицами считаются присяжные заседатели, которые считаются таковыми только на время ведения судебного разбирательства.

Объем и перечень обязанностей в качестве представителей властных структур определяется пунктами трудового договора, приказами или инструкциями. Например, по нормам федеральных законов о полиции, о службе в органах внутренних дел, сотрудники полиции в рамках служебных полномочий вправе пользоваться табельным оружием в следующих целях:

  • чтобы предотвратить потенциальную опасность, исходящую от третьих лиц;
  • чтобы задержать вооруженного преступника (правонарушителя);
  • в ходе проведения операции, которая позволяет использовать специальные средства.

Если при использовании оружия или совершении иных действий, относящихся к полномочиям гражданина, имеет место злоупотребление служебным положением, виновное лицо несет за это ответственность по нормам Уголовного кодекса.

Кому причиняется ущерб незаконными действиями должностных лиц

Злоупотребление служебным положением (дача взятки, получение взятки, совершение иных неправомерных действий) в зависимости от обстоятельств, при которых оно имело место, считается деянием средней, небольшой или тяжкой степени.

В результате преднамеренного использования должностного положения не по назначению ущерб может быть нанесен следующим объектам:

  • предприятиям, организациям, учреждениям, иным юридическим лицам;
  • физическим лицам;
  • интересам государства и общества.

Отличие превышения от злоупотребления полномочий

Злоупотребление служебным положением по УК РФ рассматривается в статье 285, а превышение полномочий – в статье 286. Злоупотребление – это действия, которые не предусмотрены должностными обязанностями правонарушителя , например, использование сотрудником полиции табельного оружия в отношении гражданина, действия которого не представляют для окружающих опасности.

Превышение – это исполнение своих полномочий с небольшим выходом за их рамки. Зачастую это правонарушение совершается без корыстных целей. Наказание за такие действия по Уголовному кодексу зачастую не назначаются. В большинстве случаев такие преступления переводят в дисциплинарные проступки, если в отношении сотрудника нет доказательств корыстности деяния.

Виды санкций за превышение полномочий

За превышение полномочий, совершение иных неправомерных действий (отказ от выполнения действий) могут накладываться следующие виды санкций:

  • штраф, размер которого составляет от восьмидесяти до ста тысяч в рублях, или доход правонарушителя за шесть месяцев;
  • принудительный труд продолжительностью до четырех лет;
  • заключение под арест на срок от четырех до шести месяцев;
  • лишение гражданина свободы сроком на четыре года максимум.

Любой из указанных видов наказаний может сопровождаться лишением права на занятие определенных должностей или выполнением определенного типа работ.

Судебная практика по превышению полномочий

Один из примеров судебной практики – расследование дела о превышении полномочий сотрудниками отдела полиции. Должностные лица задержали нетрезвого гражданина и поместили его под арест. В течение пяти дней человек находился в камере без подачи заявления в суд и предоставления права связаться с представителем.

В связи с ненадлежащим уходом и плохим питанием у гражданина-диабетика повысился сахар, из-за чего он был вынужден обратиться за стационарным лечением. Сотрудников полиции за указанные действия наказали штрафом в сумме дохода за полгода и увольнением со службы.

Еще один пример – фиктивное трудоустройство родственников директором учебного заведения. Они числились в штате на разных должностях, но не работали. Их заработную плату подсудимая забирала себе. За указанные действия в отношении гражданки возбудили уголовное дело.

Сущность злоупотребления служебным положением

Указанное определение рассматривается в статье 285 Уголовного кодекса. К деяниям, рассматриваемым данной нормой, относятся различные виды использования положения по должности с корыстными целями гражданами, находящимися во властных структурах. При этом указанные действия должны нарушать интересы и права организаций и граждан.

Основной объект преступления – интересы государственной службы. Дополнительный объект – интересы юридических и физических лиц.

Субъект правонарушения уголовного типа – лицо, занимающее определенную должность. По нормам законодательства, наказание будет применяться за преступные деяния и бездействие указанных лиц. Например, если сотрудник госоргана не выполняет свои полномочия, в результате чего третье лицо получает какие-либо выгоды за вознаграждение.

READ
Какое наказание дают за промышленный шпионаж

Чтобы совершенное действие было признано преступлением, необходимо установить наличие двух фактов: корысти и умысла. Кроме того, последствия правонарушения должны являться существенными для потерпевших лиц (например, много пострадавших, значительный размер имущественного ущерба и морального вреда, нарушение конституционных прав граждан).хъ

Мотивами преступления считается корысть или иная заинтересованность личного характера. При корысти правонарушитель старается получить выгоду материального типа или избежать лишних затрат, при личной заинтересованности – получить нематериальную выгоду.

Виды санкций за злоупотребление служебным положением

За дачу взятки, совершение иных неправомерных действий (отказ от выполнения действий) могут накладываться следующие виды санкций:

  • штраф, размер которого составляет от ста до трехсот тысяч рублнй, или доход правонарушителя за год или два;
  • принудительный труд продолжительностью до пяти лет;
  • лишение гражданина свободы сроком на семь лет максимум.

Любой из указанных видов наказания может сопровождаться лишением права на занятие определенных должностей или выполнением определенного типа работ в течение трех лет.

Особенные составы

Наказание за злоупотребление служебным положением может быть ужесточено, если указанные действия привели к возникновению последствия тяжкого характера. В этом случае срок задержания увеличивается до десяти лет с лишением права работать в определенной сфере в течение трехлетнего срока.

Более жесткие санкции применяются в отношении государственных служащих и других работников, которые злоупотребили полномочиями по должности. По этом указанные работники должны обладать властными правомочиями. В противном случае они будут нести ответственность по другим нормам УК РФ.

Согласно нормам статьей УК, злоупотребление служебным положением предполагает совершение активных действий в целях реализации личной корысти, заинтересованности.

Виды личной заинтересованности

Злоупотребление служебным положением в личных целях имеет место по двум причинам:

  • материальная заинтересованность – получение определенной суммы денег или прав имущественного типа (к примеру, кредит по сниженной ставке, аренда), а также освобождение от некоторых обязательств материального типа (к примеру, от выплаты задолженности по кредиту);
  • нематериальная заинтересованность – покровительство, продвижение по карьерной лестнице, получение документов и прочее.

Судебная практика по злоупотреблению полномочиями

Согласно рассматриваемой статье, за злоупотребление служебным положением наказание будет назначаться в зависимости от тяжести деяния. Рассмотрим несколько примеров преступлений различной степени тяжести, за которые применяются санкции по статье 185 УК РФ:

    сотрудник отделения ГИБДД оформил фальшивый протокол о ДТП, в котором указал повреждения машины, которых по факту не было, чтобы увеличить автолюбителю выплаты по страховке и разделить прибыль с владельцем авто;

Выводы по судебной практике

Помимо Уголовного кодекса, злоупотребление служебным положением рассматривается в Постановлении № 19, изданном Верховным Судом 16 октября 2009 года.

По указанным нормативно-правовым актам можно сделать ряд выводов:

  1. При определении тяжести совершенного преступления судьи обязаны учитывать, имеются ли у обвиняемого реальные полномочия должностного лица.
  2. Если гражданин работает в компании коммерческого типа и совершает аналогичные действия, не являясь должностным лицом, его необходимо судить по статье 201 Уголовного кодекса.
  3. Если в процесс совершения преступления негативные последствия имели место только для юридического лица и не затронули интересы общества или государства, возбуждать уголовное дело будут только после подачи заявления руководителем пострадавшей организации.
  4. Если гражданин действовал по распоряжению или приказу вышестоящего руководителя, его действия не будут считаться преступлением.

Злоупотребление положением по службе – нередкое явление. При этом его наличие необходимо доказать. Также важно доказать наличие последствий и заинтересованного должностного лица.

Какое наказание предусмотрено за злоупотребление должностными полномочиями?

Попытка использовать служебное положение в личных корыстных целях, может стоить «уютного» кресла, а параллельно и свободы на приличный срок.

Такие же меры пресечения определены законом для граждан, пытающихся с помощью взяток использовать представителей власти в своих интересах.

Понятие

Злоупотребление должностными полномочиями – осознанное противозаконное поведение должностного лица, стремящегося использовать/использующего имеющуюся власть в корыстных целях, приводящих/приведших к существенному нарушению обеспеченных законом прав частных, юридических лиц, интересов государства или общества.

Когда злоупотребление должностными полномочиями считается оконченным?

Согласно уголовному праву, преступление признают оконченным, с момента, если противозаконное поведение должностного лица стало причиной нарушений:

  • прав/-а гражданина/граждан;
  • интересов одного, нескольких частных лиц;
  • права/интересов организации;
  • права/интересов общества;
  • или государственных интересов.

Злоупотребление должностными полномочиями включает в себя:

  • Введение в заблуждение прибывших с ревизией представителей контролирующих органов;
  • Покрывание лиц, совершивших преступление любого рода;
  • Сокрытие фактов хищения имущества, недостачи;
  • Грубое несоблюдение финансовой дисциплины;
  • Нецелевое расходование государственных ресурсов любого типа (в т. ч. и незаконная передача имущества третьим лицам);
  • Обогащение за счет имущества или ресурсов государственной организации.
  • READ
    Кто и какую несет ответственность за загрязнение вод по ст 250 УК РФ

    Квалификация

    Злоупотребление должностными полномочиями характеризуется в случае, когда преступное действие осуществлено лицом, чья профессиональная деятельность напрямую связана с любой государственной структурой и руководительскими обязательствами.

    К таким лицам причисляют людей:

  • с постоянными, временными полномочиями действовать как представитель власти;
  • организаторов, распорядителей, администраторов исполкомов, муниципалитетов, госучреждений;
  • исполняющих обязанности в учреждениях, связанных с любыми военными силами РФ;
  • по долгу службы исполняющих назначения государствующих контролирующих органов;
  • президента, министров, депутатов, прочих должностных лиц управляющего аппарата РФ.
  • Уголовно-правовая характеристика

    Объект

    Государственные органы, исполкомы, муниципалитеты, воинские формирования и их деятельность, происходящая на основании законных актов и нормативов.

    Экономические, имущественные права/интересы пострадавших от действий обвиняемой стороны (пострадавшим может быть физическое, юридическое лицо, организация, страна).

    Объективная сторона

    В каждом конкретном случае преступление должно обладать следующими признаками:

    Правонарушение определено как СУЩЕСТВЕННОЕ.

    Обвиняемая сторона является должностным лицом, воспользовавшимся полномочиями не по регламенту, а в личных корыстных целях.

    Противозаконное поведение должностного лица привело к значительному ущемлению прав/интересов пострадавшей стороны.

    Следствие смогло установить наличие связи между состоянием дел пострадавшей стороны и конкретным действием/бездействием обвиняемой.

    Субъект

    Субъектом может быть должностное лицо, выполняющее профессиональные обязанности в учреждениях муниципального, государственного значения либо организации, являющейся органом самоуправления, воинским формированием любого масштаба, некоторые госслужащие.

    Субъективная сторона

    Обязательный элемент – наличие мотива (только личная корысть или индивидуальный интерес).

    При этом оно осознавало, что действие/бездействие приведет к нарушению чьих-то обеспеченных законом прав/интересов, т. е. сознательно допускало последствия.

    Квалифицирующие признаки

    Преступление закона было осуществлено:

    • должностным лицом;
    • правонарушитель руководствовался корыстным умыслом;
    • правонарушение привело к значительным последствиям/материальному ущербу.

    Проблемы квалификации злоупотребления должностными полномочиями

    Если защита подозреваемого докажет, что его действия, впоследствии расцененные как правонарушающие, основывались на желании поддержать узковедомственный, общественный или даже государственный интерес, то подследственного не смогут осудить по ст. 285 УК РФ – на основании присвоения правонарушающим действиям статуса дисциплинарного проступка.

    Не считается злоупотреблением должностными полномочиями следующие действия:

    • достижение цели путем обращения к влиятельным особам;
    • использование собственной популярности/авторитета.

    Криминалистическая характеристика

    • корыстные побуждения;
    • личная заинтересованность.

      подделка документации с помощью внесения сведений, несоответствующих действительности;

  • сокрытие проступков/преступлений других лиц;
  • незаконные приказы;
  • нецелевое расходование средств;
  • переделка уже имеющихся официальных бумаг, за счет физического воздействия на носитель информации;
  • безосновательное применение оружия лицом при исполнении;
  • применение физической силы к подчиненным.
  • Типичные обстоятельства, способствующие должностным нарушениям:

    • содействие набору низкоквалифицированных кадров;
    • нарушение регламента транспортировки, документов, ресурсов, продуктов;
    • недостаточно качественная работа ревизионных представителей;
    • коррумпированность управленческого аппарата на разных уровнях.

    Отграничение дачи взятки от смежных составов

    Состав преступления – формальный. Обязательно наличие доказательств факта получения лицом вознаграждения.

    Разграничение злоупотребления от превышения должностных полномочий

    Превышение имеющихся полномочий за счет угроз/применения физического насилия, угроз оружием, ограничения свободы действий потерпевшей стороны.

    Отличие халатности от злоупотребления должностными полномочиями

    Недобросовестное, небрежное исполнение возложенных обязанностей.

    Отграничение корыстного злоупотребления должностными полномочиями от хищения

    Определяется после выяснения размеров нанесенного ущерба.

    Отграничение взяточничества от злоупотребления должностными полномочиями

    Формальный состав преступления.

    Какое наказание и ответственность предусмотрено?

    За злоупотребление должностными полномочиями влечёт за собой уголовную ответственность в виде:

  • Арестдо полугода;
  • Штрафные взыскания в размере зарплаты/прочего дохода за 1-2 м;
  • Штрафные взыскания в размере 100– 200 мин з/п;
  • Запрет на занимание определенных должностей сроком до 5 лет;
  • Лишение свободыдо 5 лет.
  • При выявлении совершения преступления должностным лицом на гослужбе:

    • Лишения свободы – до 7 лет;
    • Штрафные санкции от 500 до 800 мин з/п;
    • Запрет на занимание определенных должностей сроком от 8 до 3 лет.

    Статистика по получению взятки

    В РФ за 2012 год за взяточничество к уголовной ответственности привлекались 889 представителей органов местного самоуправления.

    Из них 224 человека занимали главенствующие руководящие посты, а 114 имели депутатские полномочия. Из числа сотрудников органов правоохранения были осуждены по УК РФ 1159 человека.

    В 2013 году за получение преступного вознаграждения были осуждены 1154 человека, за попытку дать взятку — 3199. Лишение свободы было назначено 12% лиц, обвиненных в даче/получении взятки.

    READ
    Ответственность за похищение человека по ст. 126 УК РФ

    Пример из судебной практики

    Руководитель организации, занимавшейся обучением водителей, воспользовался служебным положением и не сдал в кассу деньги, полученных на бензин от двух граждан, умевших водить транспортные средства, но не имевших соответствующих удостоверений.

    Основанием стало решение обвиненного, что передавшие деньги лица не будут посещать практическую часть занятий.

    Суд, учтя отсутствие тяжелых последствий от преступления, постановил запретить обвиненному занимать руководящие, распорядительно-хозяйственные должности.

    Злоупотребление должностными полномочиями: как бороться HR-у

    Статьи по теме

    В статье расскажем, в каких случаях сотрудник обязан отвечать за правонарушение и что делать HR-у, который обнаружил преступление.

    Скачайте полезные документы

    Что такое злоупотребление должностными полномочиями и как его трактует закон

    Злоупотребление должностными полномочиями — это использование служебных возможностей для материальной или иной выгоды в личных целях или в интересах родственников, знакомых и прочих лиц. Часто для этого человек существенно нарушает оговоренные законом права и интересы частных лиц, организаций, общества и государства.

    Злоупотребление служебными полномочиями это уголовное преступление. К гражданам, которые занимают должности государственной службы или работают на выборных должностях в госструктурах, применяют положения ст. 285 УК РФ. К сотрудникам, которые выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческих структурах, применяют положения ст. 201 УК РФ.

    Злоупотребление должностными полномочиями ст 285 ук рф

    Не все проступки работника или руководителя трактуют как злоупотребление должностными полномочиями. Действия можно считать преступлением, если одновременно совпадают несколько факторов. Например, можно сказать, что должностное лицо нарушило закон, если:

    • совершило проступок в пределах круга полномочий;
    • направило действия против интересов лиц или организации, ради которых его наделили полномочиями;
    • руководствовалось корыстными целями.

    Обратите внимание! Когда корыстные мотивы сотрудника не доказаны, но он причинил ущерб окружающим или фирме, речь идет о преступной халатности. Если очевидно, что человек обогатился незаконно, но не применял для этого должностные полномочия, действия квалифицируют как взятку.

    Злоупотребление должностными полномочиями: 10 форм преступления

    1. Несоблюдение финансовой дисциплины.
    2. Нецелевое использование денежных средств.
    3. Безосновательная передача материальных и нематериальных активов в пользование другим лицам и организациям.
    4. Умышленное искажение отчетности и сведений, которые предоставляют ревизионным и контролирующим органам.
    5. Сокрытие имущественного и финансового ущерба, недостач и хищений.
    6. Передача на реализацию или реализация товарно-материальных ценностей по заниженной цене.
    7. Трудоустройство лиц, фактически не исполняющие свои трудовые обязанности.
    8. Предоставление помещений, машин и оборудования в аренду по заниженной арендной плате.
    9. Использование результатов чужого труда, помещений, машин, оборудования и другого имущества в личных целях без возмещения стоимости, бесплатно.
    10. Подписание соглашений на заведомо невыгодных условиях.

    Тестирование на полиграфе проводит служба безопасности. Перед процедурой она должна получить обязательного согласия испытуемого. Тестирование поможет:

    • выявить реальные причины трудоустройства на эту должность;
    • определить наличие зависимости от азартных игр, употребления наркотиков;
    • получить информацию о злоупотреблениях, допущенных на прошлой работе;
    • выявить связи с организованной преступностью;
    • раскрыть виновника хищений и пр.

    Советы HR-у: что делать, если выявили злоупотребление должностными полномочиями

    В государственных, муниципальных и частных компаниях руководитель должен установить все обстоятельства, собрать доказательную базу и обратиться в правоохранительные органы. При этом менеджеры большинства частных организаций вправе принимать иные решения, которые не противоречат нормам закона, например, уволить недобросовестного сотрудника или временно отстранить его от работы.

    Примерный алгоритм действий при выявлении злоупотребления должностными полномочиями в частных фирмах:

    1. Проинформируйте вышестоящее руководство, что сотрудник совершил правонарушение;

    2. Установите, как, когда и с какой целью работник злоупотребил своим положением. Поговорите с его коллегами и свидетелями, а также лицами, которые выступают в роли соучастников.

    3. Оцените материальный ущерб. Если выходит существенная сумма или пострадавшая сторона не желает решать проблему мирным путем, обратитесь в прокуратуру. В иных случаях вы можете попросить вернуть денежные средства в полном объеме добровольно или компенсировать причиненный вред другими способами.

    Внимательно наблюдайте за сотрудниками, чтобы своевременно пресекать злоупотребление должностными полномочиями. Периодически проводите профилактические беседы, на которых делайте акцент на возможных наказаниях.

    Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями: ст. 285 УК РФ

    Виновник выплачивает штраф до 80 тысяч рублей или в размере средней заработной платы за полгода, если у его действий не было отягчающих обстоятельств. Кроме того, человека могут привлечь к принудительным работам на срок до 4 лет или назначить ограничение свободы на аналогичный период. Нередко наказание подразумевает и запрет занимать ряд должностей на срок до 5 лет.

    Закон устанавливает более жесткую ответственность за злоупотребление должностными полномочиями для лиц, которые занимают государственную должность РФ или ее субъекта, являются главами местного самоуправления. Если доказан состав преступления, они обязаны выплатить штраф до 300 тысяч рублей. В некоторых случаях размер взыскания достигает зарплаты за 2 года. Предусмотрены и принудительные работы на срок до 5 лет, а также лишение свободы от 3 до 7 лет, запрет занимать определенные должности.

    Если действия человека приводят к тяжким последствиям, его лишат свободы на срок до 10 лет. Помимо этого на него налагается запрет занимать руководящие должности на аналогичный срок или же пожизненно.

    Ст. 201 УК РФ регулирует ответственность для руководителей частных компаний в случаях, когда нарушены интересы организации или отдельных лиц, но при условии, что причинен существенный вред правам. За это полагается штраф до 200 тысяч рублей или в размере 18 окладов, обязательные работы до 480 часов, исправительные работы до 2 лет или принудительные до 4 лет. При серьезных нарушениях руководителя арестовывают на срок до 6 месяцев или лишают свободы на срок до 4 лет.

    Злоупотребление должностными полномочиями — проблема, с которой можно и нужно бороться. Следите за тем, чтобы все подчиненные получали хорошую зарплату, тогда у них не возникнет мыслей нарушить закон и пойти против интересов организации или других лиц. Выявляйте иные потребности сотрудников, а по мере возможности удовлетворяйте их.

    Источники:
    http://ugolovnyi-expert.com/stati-201-285-286-uk-rf-zloupotreblenie-dolzhnostnymi-polnomochiyami/
    http://prava.expert/uk/otvetstvennost/zloupotreblenie-dolzhnostnymi-polnomochiyami.html
    http://adm-pravo.ru/pravonarushenie/obshhestvennyj-poryadok/zloupotreblenie-dolzhnostnymi-polnomochiyami/
    http://businessman.ru/nakazanie-za-zloupotreblenie-slujebnyim-polojeniem.html
    http://ug-ur.com/prestuplenie/protiv-gosudarstvennoj-vlasti/zloupotreblenie-dolzhnostnymi-polnomochiyami.html
    http://www.hr-director.ru/article/66900-zloupotreblenie-doljnostnymi-polnomochiyami-18-m10
    http://studopedia.ru/6_28045_narushenie-ustavnih-pravil-karaulnoy-sluzhbi-st--uk.html

    Ссылка на основную публикацию