Статья 267 УК РФ. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения
Новая редакция Ст. 267 УК РФ
1. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, –
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, –
наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.
3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, –
наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.
Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.
Комментарий к Статье 267 УК РФ
1. Основной объект преступного посягательства – безопасность движения или эксплуатации транспортных средств. Факультативные объекты – здоровье человека, чужая собственность. Дополнительный объект в квалифицированном и особо квалифицированном составах – жизнь человека.
2. В качестве предмета посягательства могут выступать транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, другое транспортное оборудование, транспортные коммуникации, характеристика которых дана в коммент. к ст. 263, 264, 266.
3. Под транспортными коммуникациями следует понимать и пути сообщения, и сооружения на них (дороги, железнодорожные переезды, обходные и объездные пути и т.п.).
4. Транспортные сооружения, механизмы и устройства должны обеспечивать нормальное функционирование транспортной системы, что определяет специфику предмета состава преступления. Так, если происходит хищение, уничтожение или повреждение механизмов или устройств, не призванных обеспечивать безопасность функционирования транспортной системы, деяния следует расценивать как преступления против собственности. В том случае, когда, например, похищаются устройства и механизмы, функционально предназначенные для обеспечения безаварийной работы транспорта, деяние образует совокупность ст. 158 и 267.
5. Объективная сторона составов преступления выражается в разрушении, повреждении или приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства и транспортного оборудования, а равно блокировании транспортных коммуникаций, повлекших причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупный ущерб.
6. Разрушение – практически полное уничтожение названных предметов при невозможности или экономической нецелесообразности восстановления их прежнего физического вида и утраченных функций.
7. Повреждение – частичная утрата оборудованием своих функций при возможности их восстановления.
8. Иной способ приведения в негодное для эксплуатации состояние не связан с физическим повреждением предмета (перенос различных знаков в иное место, отключение световой сигнализации либо светофора и т.п.).
9. Блокирование транспортных коммуникаций – воздвижение препятствий на путях сообщения, исключающих их эксплуатацию (подкладывание на рельсы бревен, камней, физическое противодействие лиц прохождению транспортного средства, воспрепятствование обслуживанию сооружений транспортной системы и т.п.).
10. По законодательной конструкции составы преступления материальные, т.е. момент окончания преступления связан с причинением тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба (ч. 1), а равно со смертью человека (ч. 2) или нескольких лиц (ч. 3).
10.1. О тяжком вреде здоровью человека см. ч. 1 ст. 111.
10.2. Крупный ущерб – категория оценочная. Под ним следует понимать реальный материальный вред в виде уничтожения или повреждения транспортного средства, уничтожение или повреждение сооружений, загрязнение суши или водной среды, длительную остановку движения и т.п.
11. Наличие причинной связи между деянием и указанными последствиями определяет верную квалификацию преступления. Необходимо установить, что разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние конкретного транспортного средства, путей сообщения, средства сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортной коммуникации повлекло данные последствия.
12. Субъектом преступного посягательства может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.
13. Субъективная сторона составов преступления характеризуется неосторожной формой вины.
14. Квалифицированный состав преступления образует последствие в виде причинения смерти по неосторожности одному человеку (ч. 2); особо квалифицированный состав – в виде причинения смерти по неосторожности двум или более лицам (ч. 3).
15. Деяния, описанные в коммент. статье, относятся к категории преступлений средней тяжести.
Другой комментарий к Ст. 267 Уголовного кодекса Российской Федерации
1. Предмет преступления совпадает с соответствующими признаками преступления, предусмотренного ст. 266 УК, с тем уточнением, что диспозиция нормы особо выделяет из путей сообщения такую разновидность предмета преступления, как транспортные коммуникации.
2. Объективная сторона преступления выражается в действиях, общественно опасных последствиях и причинной связи между ними.
3. Разрушение транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации, связи или иного транспортного оборудования – это физическое или химическое воздействие, приводящее соответствующий предмет в полную негодность. Повреждение отличается от разрушения тем, что предполагает возможность восстановления соответствующего предмета. Приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние не предполагает нарушения физической целостности или структуры соответствующего предмета, но также препятствует его использованию по назначению (например, затопление водой, отключение от электросети). Частным случаем приведения путей сообщения в негодное для эксплуатации состояние является блокирование транспортных коммуникаций, т.е. создание физических помех движению транспортных средств по путям сообщения (создание завалов, заполнение людьми и проч.).
4. Последствия этого преступления аналогичны рассмотренным выше транспортным преступлениям и, кроме того, могут выражаться в причинении крупного ущерба (имущественного, экологического, организационного), стоимостное выражение которого определено в примечании в 1 млн. рублей. Квалифицирующие признаки в комментируемой статье те же, что и в ст. ст. 263, 266 УК РФ.
5. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью преимущественно в виде легкомыслия. Умышленное отношение к причинению указанных в законе последствий, в зависимости от целей и иных обстоятельств, квалифицируется по ст. ст. 105, 111, 205, 281 УК РФ.
Статья 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения
1. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —
наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.
3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.
Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.
Комментарий к Ст. 267 УК РФ
1. Объектом преступления являются безопасные условия эксплуатации железнодорожного, водного, воздушного и наземного транспорта. Указанные в статье действия способны повлечь гибель людей, причинить большой материальный ущерб, дезорганизовать работу транспорта.
2. По предмету посягательства преступление совпадает в основном с составом ст. 266. В качестве дополнительного предмета названы транспортные коммуникации, под которыми следует понимать постоянные маршруты движения транспортных средств, специально установленные и оборудованные для этой цели.
3. Объективная сторона преступления включает: разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние указанных в статье предметов, блокирование транспортных коммуникаций, тяжкий вред здоровью, крупный ущерб (ч. 1 комментируемой статьи), смерть человека (ч. 2) или двух и более лиц (ч. 3).
Крупным ущербом признается ущерб, превышающий 1 млн. руб. (примеч. к комментируемой статье).
4. Под разрушением понимается полный распад технического устройства, в силу чего оно теряет способность функционировать по своему предназначению и не подлежит восстановлению (либо восстановление экономически неоправданно).
Повреждение — частичное изменение в структуре и форме технического устройства, в силу которого оно полностью или частично теряет свои функциональные способности, но может быть восстановлено.
Способы разрушения или повреждения: механическое воздействие, поджог, подрыв и т.д.
5. Иной способ приведения технического устройства в негодность — это действия, не повлекшие разрушения или повреждения, но тем не менее ведущие к выводу устройства из эксплуатации. Это может быть, например, заправка системы охлаждения двигателя масляной жидкостью, в связи с чем он перестает работать и возникает необходимость замены блока цилиндров.
6. Блокирование транспортных коммуникаций — устройство препятствий на маршруте движения транспортного средства. В качестве препятствия могут использоваться различные предметы (машины, камни, стволы деревьев, строительный мусор и т.д.), живые люди, приводимые насильно либо участвующие в блокировании дорог добровольно, животные и т.д. Препятствие может заключаться также в отключении электроэнергии, затоплении дороги и т.д.
7. По содержанию последствий комментируемая статья совпадает со ст. 263 УК.
8. Обязательным признаком состава преступления является причинная связь между указанными в статье деяниями и вредными последствиями.
9. Субъективная сторона преступления имеет неосторожную форму вины.
10. Субъектом преступления может быть любое вменяемое физическое лицо, достигшее 14-летнего возраста.
Ответственность за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения по статье 267 УК РФ
Для борьбы с халатностью и традиционной российской привычкой «авось ничего не будет» законодатель предусмотрел действие ст. 267 УК РФ в случаях. Когда по недомыслию или элементарной небрежности действия какого-либо субъекта приводят к значительным поломкам и неисправностям транспора или путей сообщения, а иногда и к более трагическим последствиям. Порой в результате чьей-либо невнимательности и безответственности страдают и гибнут люди. Законодатель посчитал, что подобные случаи не должны остаться безнаказанными и определил санкции, ожидающие преступника, по чьей вине произошли разрушение средств транспорта и гибель людей.
Объект преступления
Статья, предусматривающая наказание за приведение в негодность транспорта или путей сообщения, предполагает, что объектом преступного деяния в данном случае становятся условия, когда безопасно могут эксплуатироваться:
- водный, наземный и подземный, воздушный транспорт;
- коммуникационные приспособления;
- участки дорожных сетей;
- сигнализационные устройства.
В качестве дополнительного объекта в некоторых ситуациях почти всегда выступает здоровье и жизнь людей.
Преступление, предусмотренное статьёй 267 уголовного российского кодекса, предполагает, что преступником каким-то образом будет испорчено транспортное имущество, дорожные ветки. В результате чего может быть нанесён урон человеческому здоровью, повлекший смерть людей.
Для вынесения обвинительного приговора именно по ст. 267 необходимо наличие хотя бы одного из следующих условий, ставших результатом порчи имущества:
- причинён крупный ущерб;
- пострадало чьё-то физическое или психическое состояние;
- наступила смерть одного или нескольких лиц.
В комментариях к данной норме уголовного права отмечается, что законодатель в примечании к статье установил сумму ущерба, признанного особенно крупным – в более чем миллион российских рублей.
В зависимости от того, какое из условий присутствует, назначается и наказание:
- Штраф от ста до двухсот тысяч рублей либо в размере доходов виновного за период в 2 года предусмотрен при наличии первого или второго условия.
- А также при присутствии первых двух условий санкции могут быть в виде принудительных работ в течение 4 лет или лишения свободы на 4 года.
- Если погиб один человек, наказание выглядит как заключение на 8 лет.
- Когда же действия привели к гибели нескольких человек, то обвиняемому грозит осуждение на срок до десяти лет лишения свободы.
Подобным наказанием законодатель подчеркнул, что причинение вреда по неосторожности не может быть оправдано только тем, что обвиняемый субъект не хотел причинить вред кому-либо.
Состав преступления
Состав преступления, описанного в рассматриваемой статье, является материальным и ответственность по данной статье возлагается на лицо, если:
- По его вине произошло такое ухудшение эксплуатационных качеств транспортного средства или транспортных коммуникаций, при которых их дальнейшее использование невозможно, либо возможно, после дорогостоящего и трудоёмкого ремонта.
- В результате его действий были заблокированы пути сообщения, остановлено необходимое движение транспорта, что вызывает значительный финансовый ущерб.
Усугубляется вина субъекта тем, что в результате его действий пострадали и тем более погибли люди, нанесён значительный (более 1 млн рублей) ущерб.
В зависимости от того, какие последствия наступили, преступление по статье 267 может быть квалифицировано как:
- преступление средней тяжести;
- тяжкое преступление.
Согласно последней редакции УПК, все они подсудны районному суду, хотя ранее правонарушение, квалифицируемое по третье части 267 статьи, рассматривалось областным судом.
Разъяснения юристов
Комментарий к ст. 267 УК РФ традиционно содержит сведения о том, что понимается законодателем под используемыми терминами.
Однако сталкиваясь на практике с конкретным случаем из Уголовного кодекса, многие ищут консультации юриста о том, что именно имел в виду законодатель, говоря о следующих последствиях:
- «разрушении»;
- «повреждении»;
- «приведении в негодное состояние».
Первый термин предполагает, что вред, нанесённый имуществу, не допускает его дальнейшего использования, в силу того, что это сделать невозможно. Например, самолёт, упавший с огромной высоты, как правило, восстановлению уже не подлежит.
Когда доказано, что в результате некоего деяния имущество было повреждено, то предполагается, что его ещё можно будет эксплуатировать, но после несения значительных затрат на его восстановление.
Если транспортное средство возможно восстановить, но это будет нецелесообразным, с точки зрения экономики, подобный случай относится законодательством РФ к разрушению. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения – это случаи, когда транспортное средство или дорожное полотно пострадало незначительно.
Восстановление целостности и возвращение в рабочее состояние вполне возможно. Преступлением же, соответствующим статье 267 УК, это деяние, а также как и перечисленные выше, становится в результате человеческих жертв или нанесения вреда здоровью людей.
Преступлением средней тяжести и тяжким преступлением все эти действия считаются из-за одного из трёх составляющих либо их совокупности:
- смерть человека;
- значительное ухудшение здоровья человека;
- ущерб крупного размера.
То есть, уголовно наказуемыми эти преступления становятся из-за их последствий.
При отсутствии перечисленных последствий приведение транспорта в негодность может быть рассмотрена в рамках административного правонарушения, например, по статье 7.17 КоАП РФ.
О неосторожности
Одним из важнейших факторов, характеризующих преступление по ст. 267 УК Российской Федерации, является «неосторожность». Дело в том, что обвиняемый по данной статье совершил деяния, повлёкшие к указанным ранее последствиям, не намеренно, у него не было злого умысла.
В уголовном законодательстве содержится разъяснение того, какие преступления следует считать совершёнными по неосторожности.
К ним УК относит действия вследствие легкомыслия или вследствие небрежности:
- В первом случае обвиняемый в преступлении знал о возможных последствиях, но надеялся «авось ничего не будет».
- Во втором случае преступник не знал, что могут быть жертвы, хотя при его должной внимательности и ответственности, пострадавших могло бы не быть.
Пример первого варианта может быть таким: перевозчик не сменил летние шины на зимние, хотя знал, что это может привести к серьёзной аварии. В результате ДТП транспортное средство пришло в негодность, пострадали люди.
Примером второго случая вполне может стать «Злоумышленник» А. П. Чехова, где герой откручивал гайки с железнодорожного полотна для использования в своих целях (изготовление грузила), и никак не мог понять, за что его обвиняют. Уложениями XIX века предусматривалось наказание за подобное преступление, а также как и в современной редакции законов.
Изменение условий жизни не принесло нового в эту часть законодательства в том плане, что подобные преступления совершаются и сегодня если не по незнанию, то по халатности.
Законодателем в статье 267 УК отмечено, что субъективной стороной данного преступления является неосторожность. Именно этот факт отличает данную разновидность преступления от других, схожих с ним.
Неосторожность отличает его от преступлений:
- диверсии (ст. 281 УК РФ);
- терроризма (ст. 205 УК РФ);
- вандализма (ст. 214 УК РФ);
- умышленного причинения вреда (ст. УК РФ);
- других преступлений.
Главное отличие в том, что перечисленные преступления – умышленные, а рассматриваемое – неумышленное.
Судебная практика показывает, что сегодня нередкими являются случаи причинения вреда по неосторожности, подобные деяния выделены в отдельную статью кодекса. Считается, что преступление удалось окончить, если нанесён вред здоровью или крупный материальный ущерб.
Статья 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения
1. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, –
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, –
наказываются лишением свободы на срок до восьми лет .
3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, –
наказываются лишением свободы на срок до десяти лет .
Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей .
Комментарий к статье 267 УК РФ
1. Предмет преступления – транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, транспортное оборудование и транспортные коммуникации.
Пути сообщения на железнодорожном транспорте – это железнодорожное полотно с рельсами, шпалами и насыпью; на воздушном – взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, полосы безопасности и т.д.; на водном транспорте – пути следования судна из одного географического пункта (порта) в другой через открытые участки океана или моря, а также естественные или искусственные сужения (проливы, каналы, реки, озера).
Средства сигнализации – средства, подающие условную информацию (команду, донесение, оповещение, опознание, управление и т.д.), могут быть звуковыми, визуальными (световыми) и т.д. К средствам сигнализации, например, относятся семафоры, маяки, бакены, путевые и маркировочные знаки.
Средствами связи являются технические устройства, обеспечивающие передачу и прием различных видов сообщений. Связь может быть телефонной, телеграфной, телекодовой, факсимильной, телевизионной и т.д. По средствам и среде распространения сигналов связь делится на проводную, радиосвязь, радиорелейную, симплексную, космическую, оптическую, лазерную и т.д. По дальности действия выделяется дальняя и ближняя связь.
Под транспортным оборудованием понимается совокупность механизмов, устройств, приборов, необходимых для безопасной эксплуатации железных дорог, авиации, морского и речного флота.
Транспортные коммуникации – это общее понятие, включающее пути сообщения и сооружения на них.
2. Разрушение – это полный распад системы, в результате чего она не способна функционировать по своему назначению. При разрушении либо теряется техническая возможность восстановления предмета преступления, либо восстановление становится экономически нецелесообразным.
Повреждение влечет частичное изменение в свойствах, структуре и форме технической системы, в силу чего она может быть восстановлена.
Безопасность функционирования транспорта может быть поставлена под угрозу и в том случае, когда предмет преступления не терпит урона, остается исправным; например, перенос маркировочного знака на аэродроме влияет на безопасность при взлете и посадке самолета. Ущерб объекту посягательства причиняется тем, что средство сигнализации не может функционировать по своему назначению.
Охватываются данным видом деяния и довольно распространенные случаи подкладывания на действующие железнодорожные пути посторонних тяжелых предметов, таких, например, как телеграфный столб, бревна, шпалы, тормозные башмаки, камни, поскольку при этих условиях железнодорожный путь делается непригодным для безопасного использования подвижным составом.
Блокировать транспортные коммуникации означает существенно ограничить или вообще парализовать деятельность определенного звена в системе железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Чаще всего это проявляется в том, что перекрываются железнодорожные магистрали, взлетно-посадочные, рулежные полосы и т.д.
3. О понятии тяжкого вреда здоровью см. комментарий к ст. 111 УК. Крупным признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. руб.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины.
5. Субъект преступления – лицо, достигшее 14-летнего возраста.
6. Наступление смерти одного человека либо двух лиц или более квалифицируется соответственно по ч. ч. 2 и 3 ст. 267.
Другой комментарий к статье 267 Уголовного Кодекса РФ
1. Непосредственным объектом выступает общественное отношение, характеризующее исправное состояние транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а также транспортной коммуникации. Дополнительный объект по ч. 1 – здоровье и собственность, по ч. ч. 2 и 3 – жизнь. К предмету анализируемого преступления относятся транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи и иное транспортное оборудование, понятие которых дано в комментарии к предыдущей статье, а равно транспортные коммуникации. Под последними понимаются постоянные маршруты движения транспортных средств, а также сооружения, специально оборудованные в целях обеспечения безопасности движения транспорта.
2. С объективной стороны рассматриваемое деяние характеризуется тремя обязательными признаками: деянием, выразившимся в разрушении, повреждении, приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние перечисленных выше предметов либо блокировании транспортных коммуникаций; последствиями в виде тяжкого вреда здоровью человека или причинения крупного ущерба; причинной связью между деянием и последствиями.
Под разрушением понимается приведение в полную негодность транспортного средства или транспортного оборудования, полный распад системы, в силу которого она теряет способность функционировать и не подлежит восстановлению либо из-за технической возможности, либо из-за экономической нецелесообразности.
Повреждение – частичное изменение в структуре и форме технической системы, в силу которого она полностью или частично теряет свои функциональные способности, но может быть восстановлена. Способы разрушения или повреждения могут быть самыми разнообразными (например, отвинчивание гаек, прикрепляющих рельсы к шпалам).
Приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние может заключаться в любых действиях, в результате чего транспортные средства или технические системы не могут быть использованы по предназначению (например, затопление транспортного средства, вложение в механизмы посторонних предметов и т.п.).
Блокирование транспортных коммуникаций заключается в создании препятствий для свободного передвижения транспорта (например, преграждение дороги, взлетной полосы, акватории порта и т.д.).
Под крупным ущербом можно понимать как материальный ущерб, так и дезорганизацию работы транспорта. Следует учитывать, что понятие крупного ущерба относится к разряду оценочных. Вопрос о признании причиненного ущерба крупным решается судом с учетом обстоятельств конкретного дела.
3. Состав преступления – материальный. Преступление считается оконченным при наступлении указанных в законе последствий.
4. Деяние с субъективной стороны предлагает неосторожную форму вины в виде легкомыслия или небрежности.
5. Субъектом преступления является физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 14 лет.
6. Квалифицирующим признаком настоящего преступления является неосторожное причинение смерти одному человеку (ч. 2) либо двум или более лицам (ч. 3).
7. От преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 167, 214 УК, комментируемое преступление отличается предметом посягательства. Разрушение или повреждение путей и средств сообщений, совершенные в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации, образуют признаки состава диверсии (ст. 281 УК). Те же деяния, совершенные путем взрыва, поджога либо иным способом, создающим опасность гибели людей или наступления иных общественно опасных последствий в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие решений органами власти, квалифицируются по ст. 205 УК.
Комментарии и консультации юристов по ст 267 УК РФ
Если у вас возникли вопросы по статье 267 УК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.
Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
Какую ответственность назначают за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения
По ст. 267 УК РФ определяются правонарушения, связанные с выводом из эксплуатации различных видов транспортных средств (ТС). Опасность этих деяний в том, что в результате может пострадать большое количество людей или техники. Здесь мы рассмотрим комментарии к ст. 267 УК РФ и ее особенности. Это поможет лучше разобраться во всех тонкостях квалификации подобных деяний.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !
Определение понятий
Под приведением в негодность транспортных средств или путей сообщения понимается их разрушение или повреждение, то есть полная или частичная порча указанных объектов, что не позволяет их использовать в дальнейшем. Результат таких действий — невозможность их восстановления в дальнейшем или необходимость чрезмерных затрат на ремонт.
Способы
Приведем основные способы приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения:
- перенос различных знаков в другое место из предназначенных для них;
- отключение световой сигнализации или светофора;
- строительство или сооружение препятствий на путях сообщения;
- противодействие лиц прохождению транспорта по ним;
- поджог ТС или их подрыв;
- затопление водой путей сообщения;
- отключение их от электросети;
- прочие механические воздействия на них.
Это не полный список, но он представляет собой наиболее частые варианты случаев, когда ТС выходят из строя.
Суть статьи 267 УК РФ с комментариями
Статья состоит всего из трех пунктов. В первом из них перечислены наказания за действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств в случаях, если это повлекло за собой серьезные телесные повреждения человека или крупный ущерб.
В ч. 2 ст. 267 УК РФ указаны меры ответственности за те же деяния, если их результатом стала гибель одного человека, а в ч. 3 ст. 267 УК РФ – в случае смерти двух и более людей.
В этой статье УК РФ речь идет практически о всех видах ТС, а под путями сообщения понимаются железнодорожные рельсы, взлетно-посадочные полосы и пр.
В примечании к ст. 267 УК РФ уточняется, что под крупным ущербом понимаются суммы, превышающие 1 миллион руб. Эта категория оценочная. Под крупным ущербом понимается реальный материальный вред.
Он выражается в:
- повреждении или ликвидации ТС или сооружений;
- загрязнении окружающей среды;
- длительных перебоях в движении общественного транспорта и т. д.
Когда деяние становится правонарушением
Объективная сторона деяния выражается в разрушении или повреждении ТС или путей сообщения либо в блокировании транспортных коммуникаций, если в результате него люди получили телесные повреждения или бы нанесен крупный ущерб.
Под разрушением понимается полный распад всего механизма, после которого он уже не может нормально работать. Его либо совсем невозможно восстановить, либо это несообразно по финансовым показателям.
Справка. Повреждение – это только частичное изменение в структуре или форме всей системы с возможностью дальнейшего восстановления.
Блокировка транспортных коммуникаций предполагает подкладывание каких-либо посторонних предметов на пути сообщения с целью воспрепятствовать движению транспорта. Опасность такого деяния для общества заключается в том, что нарушается вся система движения общественного и иного транспорта.
Субъективная сторона – это неосторожность. То есть гражданин не хотел, чтобы наступили вышеуказанные негативные последствия, но все же допустил их из-за халатности, небрежности или игнорировании своих служебных обязанностей (если подобное деяние совершило должностное лицо).
Другой вариант – когда лицо допустило правонарушение по легкомыслию. Это означает, что лицо могло, но просто не захотело понять, что его действия опасны для других людей или повлекут за собой тяжкие материальные последствия.
При этом мотивы и цели преступников не имеют значения для квалификации самого деяния.
Состав преступления по ст. 267 УК РФ материальный. Оно считается оконченным только после наступления следующих последствий:
- нанесение телесных повреждений человеку;
- нанесение крупного ущерба;
- смерть одного или более двух лиц.
Объекты и субъекты
Основной объект посягательства – безопасность движения и эксплуатации ТС, а факультативные – здоровье людей и чужие объекты собственности. Дополнительный объект по ч. 2 и ч. 3 ст. 267 УК РФ – жизнь людей.
В качестве предмета правонарушения выступают различные виды ТС, путей сообщения, средства сигнализации и прочее транспортное оборудование. Дополнительные предметы – это транспортные коммуникации (постоянные маршруты движения ТС, специально установленные для этой конкретной цели).
Внимание! Предметом деяния, предусмотренного указанной статьей, не могут стать такие ТС, как автомобили, трамваи и прочий механический транспорт.
Субъект – физлицо, психически здоровое и достигшее 14-ти лет.
Квалификационные признаки
Одним из главных квалификационных признаков признается установление причинно-следственной связи между приведением в негодность ТС и наступлением таких негативных последствий, как причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть нескольких лиц.
Поэтому проводится опрос свидетелей и экспертиза самого транспорта для установления, что именно при аварии транспорта или путей сообщения было причиной вышеуказанных результатов.
Квалифицирующим признаком деяния, описанного в ч. 2 ст. 267 УК РФ, выступает смерть одного человека, а признаком правонарушения по ч. 3 ст. 267 УК РФ – гибель двух и более людей.
Если все вышеназванные деяния были совершены умышленно, то в зависимости от их целей и обстоятельств их квалифицируют по следующим статьям:
Степени тяжести
Наименее тяжким признается правонарушение, описанное в ч. 1 ст. 267 УК РФ, так как тут речь идет лишь о нанесение ущерба здоровью гражданам, которые в результате остаются живы, а также причинении крупного ущерба (то есть каким-то материальным или финансовым потерям).
Второе по степени тяжести – это преступление, указанное в ч. 2 ст. 267 УК РФ, так как его последствие – смерть одного человека.
Наиболее тяжкое – это деяние, описанное в ч. 3 ст. 267 УК РФ, ведь его результатом становится гибель сразу нескольких лиц (двух и более).
Какие назначают наказания
В случае квалификации деяния по ч. 1 ст. 267 УК РФ назначают такие виды наказаний:
- штраф суммой от 100 до 300 000 руб. или з/п за 1-2 года;
- принудительные работы на срок до 4х лет;
- заключение в тюрьму на тот же период.
Если преступление было определено по ч. 2 ст. 267 УК РФ, то избирают единственную меру – заключение в колонию на 8 лет. При квалификации по ч. 3 ст. 267 УК РФ срок заключения увеличивают до 10 лет.
Важно! Суд избирает конкретную меру после того, как дело о происшествии было всесторонне рассмотрено. Ее выбор зависит от всех обстоятельств деяния и того, какие последствия оно имело.
Из судебной практики можно вывести, что в дальнейшем осужденному разрешается подать прошение на условно досрочное освобождение (УДО) в случае, если он не нарушает дисциплину.
В каком случае освобождают от наказания
Полностью избежать наказания по ст. 267 УК РФ возможно только в случае, если будет установлено, что смерть людей или нанесение им тяжких телесных повреждений произошли не по причине порчи ТС, а по совершенно иным факторам.
Однако это не означает, что действия правонарушителя не будут квалифицированы по другим статьям УК РФ. Например, преступник решил подорвать одну из станций метро и тем самым привел в негодность поезда и пути движения. Его деяние определяется по ст. 205 УК РФ (террористический акт).
Справка. В качестве смягчающих обстоятельств выступают явка с повинной, наличие маленьких детей или постоянного места работы и пр. Они могут повлиять на смягчение наказания или его отсрочку на определенный период. Приговор выносит суд, который рассматривает дело.
Заключение
Если произошло повреждение ТС, то действия человека, допустившего это, квалифицируют по ст. 267 УК РФ. В качестве наказаний за такое правонарушение назначают штрафы, принудительные работы и заключение в тюрьму. Срок выполнения меры ответственности зависит от того, по какой части ст. 267 УК РФ определено деяние.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
Статья 267 УК РФ. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения
1. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, –
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, –
наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.
3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, –
наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.
Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.
Комментарии к ст. 267 УК РФ
1. Непосредственный объект преступления – безопасность железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Предмет преступления – транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, транспортное оборудование и транспортные коммуникации. Не могут выступать предметом рассматриваемого преступления автомобиль, трамвай и другое механическое транспортное средство.
Пути сообщения на железнодорожном транспорте – это железнодорожное полотно с рельсами, шпалами и насыпью; на воздушном – взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, полосы безопасности и т.д.; на водном транспорте – пути следования судна из одного географического пункта (порта) в другой через открытые участки океана или моря, а также естественные или искусственные узкости (проливы, каналы, реки, озера).
Средства сигнализации – средства, подающие условную информацию (команду, донесение, оповещение, опознание, управление и т.д.), могут быть звуковыми, визуальными (световыми) и т.д. К средствам сигнализации, например, относятся семафоры, маяки, бакены, путевые и маркировочные знаки и т.д.
Средствами связи являются технические устройства, обеспечивающие передачу и прием различных видов сообщений. Связь может быть телефонной, телеграфной, телекодовой, факсимильной, телевизионной и т.д. По средствам и среде распространения сигналов связь делится на проводную, радиосвязь, радиорелейную, симплексную, космическую, оптическую, лазерную и т.д. По дальности действия выделяется дальняя и ближняя связь.
Под транспортным оборудованием понимается совокупность механизмов, устройств, приборов, необходимых для безопасной эксплуатации железных дорог, авиации, морского и речного флота.
Транспортные коммуникации – это общее понятие, охватывающее пути сообщения и сооружения на них.
2. Объективная сторона преступления складывается из: а) разрушения, повреждения или приведения иным способом в негодное состояние транспортных средств или путей сообщения, а также блокирования транспортных коммуникаций; б) преступных последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека либо причинения крупного ущерба; в) причинной связи между ними.
Разрушение – это полный распад системы, в результате чего она неспособна функционировать по своему назначению. При разрушении либо теряется техническая возможность восстановления предмета преступления, либо это становится экономически нецелесообразным.
Повреждение влечет частичное изменение в свойствах, структуре и форме технической системы, в силу чего она может быть восстановлена.
При приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние предмет преступления не терпит урона, он остается исправным, но “выпадает” из системы, обеспечивающей безопасность функционирования транспорта. Например, перенос маркировочного знака на аэродроме влияет на безопасность при взлете и посадке самолета. Ущерб объекту посягательства причиняется тем, что средство сигнализации не может функционировать по своему назначению.
Охватываются данным видом деяния и довольно распространенные случаи подкладывания на действующие железнодорожные пути посторонних тяжелых предметов, таких, например, как телеграфный столб, бревна, шпалы, тормозные башмаки, камни и т.п., поскольку при этих условиях железнодорожный путь делается непригодным для безопасного использования подвижным составом.
Блокировать транспортные коммуникации означает существенно ограничить или вообще парализовать деятельность определенного звена в системе железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Чаще всего это проявляется в том, что перекрываются железнодорожные магистрали, взлетно-посадочные, рулежные полосы и т.д.
3. Понятие тяжкого вреда здоровью рассматривается в комментарии к ст. 111 УК. Крупным признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. руб.
4. С субъективной стороны психическое отношение к наступившим последствиям характеризуется неосторожной формой вины; преступление может быть совершено как по легкомыслию, так и по небрежности.
5. Субъект преступления – лицо, достигшее 14-летнего возраста.
6. Наступление смерти одного человека либо двух или более лиц охватывается соответственно ч. ч. 2 и 3 ст. 267 (квалифицированные составы).
Статья 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения
1. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, –
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, –
наказываются лишением свободы на срок до восьми лет .
3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, –
наказываются лишением свободы на срок до десяти лет .
Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей .
Комментарий к статье 267 Уголовного Кодекса РФ
Основным объектом данного деяния является безопасность функционирования транспорта любого вида. Дополнительный объект – жизнь и здоровье человека, имущественные интересы.
Предметом преступления являются транспортные средства (их понятие рассмотрено выше), пути сообщения, средства сигнализации и связи, другое транспортное оборудование, транспортные коммуникации.
К путям сообщения относятся искусственные сооружения или естественные образования, используемые для передвижения транспортных средств. Применительно к железнодорожному транспорту это железнодорожное полотно (рельсы, шпалы, насыпь). Для воздушного транспорта – взлетно-посадочные полосы, полосы безопасности и т.п. Передвижение водного транспорта осуществляется по водным артериям (реки, озера, моря, каналы, проливы).
Средства сигнализации представляют собой устройства для подачи условной информации (световых или звуковых сигналов, визуальных сигналов). К средствам сигнализации следует отнести, например, светофоры, семафоры, маяки, бакены, шлагбаумы, путевые знаки и др.
Средства связи – технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи (рация, телефон, телеграф, телевизионные устройства и т.д.).
Транспортное оборудование представляет собой любую совокупность устройств, механизмов, предназначенных для обеспечения безопасности движения транспорта.
Понятие транспортных коммуникаций является обобщающим, включающим в себя пути сообщения и все их оборудование.
Объективная сторона состава преступления включает в себя действия, состоящие в разрушении, повреждении, ином приведении в негодность предмета преступления. Обязательным признаком объективной стороны состава преступления является наличие общественно опасных последствий в виде причинения вреда жизни, здоровью человека, имущественным интересам. Между совершенным действием и наступившими последствиями должна наличествовать причинная связь.
Закон предусматривает ответственность (ст. 267 УК РФ) за разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации и связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба (ч. 1 ст. 267 УК РФ), смерть человека (ч. 2 ст. 267 УК РФ), смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 267 УК РФ).
Состав преступления материальный. Деяние окончено с момента наступления общественно опасных последствий.
Под разрушением транспортного оборудования понимается полный распад технического устройства, в силу чего оно теряет способность функционировать по своему предназначению и не подлежит восстановлению (либо восстановление экономически неоправданно).
Повреждение – частичное изменение в структуре и форме технического устройства, в силу которого оно полностью или частично теряет свои функциональные способности, но может быть восстановлено.
Иной способ приведения технического устройства в негодность – это действия, не повлекшие разрушения или повреждения, но тем не менее ведущие к выводу устройства из эксплуатации (обесточивание, затопление и др.).
Блокирование транспортных коммуникаций означает создание препятствий на маршруте движения транспортного средства. В качестве препятствия могут использоваться различные предметы (машины, камни, стволы деревьев, строительный мусор и т.д.), живые люди, приводимые насильно либо участвующие в блокировании дорог добровольно, животные и т.д. Препятствие может заключаться также в отключении электроэнергии, затоплении дороги и т.д.
Применительно к рассматриваемой статье закон не определяет понятие крупного ущерба. Данное понятие оценочное. При установлении этого признака принимаются во внимание такие факторы, как степень повреждения транспортных средств или путей, дорожных сооружений, груза, их стоимость, степень загрязнения окружающей среды и т.д.
При приведении в негодность транспортных средств или путей сообщения в результате хищения, например, деталей транспорта, оборудования путей сообщения деяние следует квалифицировать по совокупности преступлений по ст. 267 УК РФ и нормам, устанавливающим ответственность за преступления против собственности.
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины. Преступление может быть совершено как по небрежности, так и по легкомыслию.
Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее четырнадцатилетнего возраста.
Другой комментарий к статье 267 УК РФ
1. Предмет преступления – транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, транспортное оборудование и транспортные коммуникации.
Пути сообщения на железнодорожном транспорте – это железнодорожное полотно с рельсами, шпалами и насыпью; на воздушном – взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, полосы безопасности и т.д.; на водном транспорте – пути следования судна из одного географического пункта (порта) в другой через открытые участки океана или моря, а также естественные или искусственные сужения (проливы, каналы, реки, озера).
Средства сигнализации – средства, подающие условную информацию (команду, донесение, оповещение, опознание, управление и т.д.), могут быть звуковыми, визуальными (световыми) и т.д. К средствам сигнализации, например, относятся семафоры, маяки, бакены, путевые и маркировочные знаки.
Средствами связи являются технические устройства, обеспечивающие передачу и прием различных видов сообщений. Связь может быть телефонной, телеграфной, телекодовой, факсимильной, телевизионной и т.д. По средствам и среде распространения сигналов связь делится на проводную, радиосвязь, радиорелейную, симплексную, космическую, оптическую, лазерную и т.д. По дальности действия выделяется дальняя и ближняя связь.
Под транспортным оборудованием понимается совокупность механизмов, устройств, приборов, необходимых для безопасной эксплуатации железных дорог, авиации, морского и речного флота.
Транспортные коммуникации – это общее понятие, включающее пути сообщения и сооружения на них.
2. Разрушение – это полный распад системы, в результате чего она не способна функционировать по своему назначению. При разрушении либо теряется техническая возможность восстановления предмета преступления, либо восстановление становится экономически нецелесообразным.
Повреждение влечет частичное изменение в свойствах, структуре и форме технической системы, в силу чего она может быть восстановлена.
Безопасность функционирования транспорта может быть поставлена под угрозу и в том случае, когда предмет преступления не терпит урона, остается исправным; например, перенос маркировочного знака на аэродроме влияет на безопасность при взлете и посадке самолета. Ущерб объекту посягательства причиняется тем, что средство сигнализации не может функционировать по своему назначению.
Охватываются данным видом деяния и довольно распространенные случаи подкладывания на действующие железнодорожные пути посторонних тяжелых предметов, таких, например, как телеграфный столб, бревна, шпалы, тормозные башмаки, камни, поскольку при этих условиях железнодорожный путь делается непригодным для безопасного использования подвижным составом.
Блокировать транспортные коммуникации означает существенно ограничить или вообще парализовать деятельность определенного звена в системе железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Чаще всего это проявляется в том, что перекрываются железнодорожные магистрали, взлетно-посадочные, рулежные полосы и т.д.
3. О понятии тяжкого вреда здоровью см. комментарий к ст. 111 УК. Крупным признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. руб.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины.
5. Субъект преступления – лицо, достигшее 14-летнего возраста.
6. Наступление смерти одного человека либо двух лиц или более квалифицируется соответственно по ч. ч. 2 и 3 ст. 267.
Остались вопросы по ст 267 УК РФ?
Получите консультации и комментарии юристов по статье 267 УК РФ бесплатно.
Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.
Источники:
http://stykrf.ru/267
http://ugolovnoe.com/pravo/kodeks/statya-267
http://ruukrf.ru/st-267-uk-rf
http://prava.expert/uk/otvetstvennost/privedenie-v-negodnost-ts-i-putej-soobshheniya.html
http://rulaws.ru/uk/Razdel-IX/Glava-27/Statya-267/
http://ukrf24.ru/statia-267-uk
http://alcoretail.ru/kak-ne-poluchit-shtraf-za-prodazhu-alkogolya-nesovershennoletnim.html