Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Ответственность за нарушение правового режима особо охраняемых природных территорий

Читайте также:

  1. Functio laesa (нарушение функции).
  2. I. Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов
  3. II. Расширение влияния и территорий на Кавказе.
  4. III.Административная и гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.
  5. IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНИКА ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ. ВИНА И ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКА
  6. IV. Яким способом буде надано послуги?
  7. L Статья 1253 ГК РФ. Ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушения исключительных прав
  8. XLIV. 4. Ответственность наследников по долгам наследодателя
  9. Абсолютная ответственность
  10. Административная и дисциплинарная ответственность.
  11. Административная и уголовная ответственность в налоговой сфере
  12. Административная и уголовная ответственность в налоговой сфере

Ответственность за нарушения режима ООПТ и объектов предусмотрена в ст. 7.13 – 7.16, 8.39 КоАП РФ, ст. 245, 262 УК РФ.

Действующая редакция статьи 36 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территорий» не содержит указания на возможность наступления административной ответственности за нарушение режима ООПТ, устанавливая лишь уголовную и гражданско-правовую (в виде возмещения вреда, причиненного природным объектам и комплексам в границах ООПТ) ответственность за правонарушения в данной сфере.

Между тем некоторые нарушения законодательства об ООПТ могут повлечь за собой наступление административной ответственности. Так, п. 2 ст. 7.2 КоАП РФ предусматривается наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц в установленном размере за уничтожение или повреждение знаков, определяющих границы ООПТ. Дела о данном правонарушении, в соответствии со ст. 23.13 КоАП РФ, рассматривают органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), а от их имени уполномочены на рассмотрение данных дел Главный государственный санитарный врач РФ и его заместители; главные государственные санитарные врачи субъектов РФ и их заместители; главные государственные санитарные врачи на транспорте (водном, воздушном) и их заместители; главные государственные санитарные врачи городов, районов; главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных по вопросам железнодорожного транспорта, в области обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, их заместители – об административных правонарушениях, совершенных на объектах железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения.

Административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных ООПТ либо в их охранных зонах (округах) устанавливается положениями ст. 8.39 КоАП РФ.

В данном случае в соответствии с нормами ст. 23.25 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, квалифицированных по данной статье, рассматриваются органами охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков, а от их имени – главными государственными инспекторами по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, а также их заместителями.

Как уже отмечалось, Перечнем должностных лиц структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов и учреждений, осуществляющих контроль и надзор в сфере природопользования, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 12 ноября 2004 г. N 146 , была установлена новая система должностных лиц Росприроднадзора, осуществляющих инспекционный контроль в различных сферах природопользования, в том числе и в сфере охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков (см. ст. 3 и ст. 33).

Нормами уголовного законодательства предусматривается возможность наступления уголовной ответственности за нарушение режима ООПТ. Так, положениями ст. 262 УК РФ за нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, определяется наказание в виде штрафа в установленном размере, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо исправительными работами на определенный срок.

READ
Несет ли бухгалтер уголовную ответственность

Пункт 3 статьи 36 Федерального закона об ООПТ устанавливает обязательность возмещения вреда, причиненного природным объектам и комплексам в границах ООПТ. Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде – один из основополагающих принципов охраны окружающей среды, установленных ст. 3 Федерального закона “Об охране окружающей среды”. Пунктом 4 ст. 16 названного Закона отмечается, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от возмещения вреда окружающей среде.

Статья 77 данного Закона устанавливает обязанность полного возмещения вреда окружающей среде. В соответствии с положениями данной статьи юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии – исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Статья 78 указанного Федерального закона закрепляет порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Так, компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. При этом определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в данной сфере, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии – в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В настоящее время действуют, например, Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 г. N 388 ; Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением наземных млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий и наземных беспозвоночных животных, утвержденные Приказом Минприроды России от 4 мая 1994 г. N 126 , и ряд иных такс и методик. При отсутствии соответствующих такс и методик размер ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, определяется по фактическим затратам на их восстановление.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

При этом Федеральным законом “Об охране окружающей среды” устанавливаются сроки давности на предъявление исков о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, – такие иски могут быть предъявлены в течение 20 лет.

READ
Особенности условного осуждения по статье 73 УК РФ и можно ли его заменить на другой вид наказания
| следующая лекция ==>
Правовой режим заповедников, заказников, национальных парков, ботанических садов и иных особо охраняемых природных территорий | Понятие и виды чрезвычайных экологических ситуаций

Дата добавления: 2014-01-14 ; Просмотров: 2045 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ)

С 1997 по 2016 г. зарегистрировано следующее количество преступлений, предусмотренных ст. 262 УК РФ (см. табл. 33).

По указанным преступлениям к ответственности было привлечено лиц (см. табл. 34).

Общественная опасность преступления характеризуется тем, что оно посягает на объекты общенационального достояния — особо охраняемые природные территории, т.е. участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое рекреационное и оздоровительное значение. Решениями органов государственной власти они полностью или частично изъяты из хозяйственного использования, для них установлен режим особой охраны.

Объект преступления — экологическая безопасность особо ценных природных территорий и природных объектов как компонентов окружающей среды.

Предмет преступления назван в законе, им являются:

  • 1) заповедники;
  • 2) заказники;
  • 3) национальные парки;
  • 4) природные комплексы, взятые под особую охрану;
  • 5) памятники природы;
  • 6) другие особо охраняемые государством природные территории.

Законодатель при описании предмета преступления использовал два

приема: отразил его видовую характеристику и указал обобщенное понятие, которое, кстати сказать, свидетельствует и о том, что данный в законе перечень является открытым. Согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.).

Исходя из особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений выделяются: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности, создаваемые в целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства, не могут признаваться предметом рассматриваемого преступления.

Согласно ст. 6—9 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов.

Государственные природные заказники в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» определяются как территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Они могут быть комплексными (ландшафтными), биологическими (ботаническими и зоологическими), палеонтологическими, гидрологическими и геологическими.

Национальным парком является территория, на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы, от заповедника в основном отличается допуском посетителей для отдыха.

Памятниками природы признаются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Как сказано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О применении судам законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», «к другим особо охраняемым государством природным территориям. относятся природные парки, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, образованные в установленном порядке».

READ
Ответственность за подлог документов по УК РФ

Объективная сторона выражается в нарушении режима особо охраняемых природных территорий, повлекшем причинение значительного ущерба.

Режим заповедников, заказников, памятников природы и др. означает установленную нормативными правовыми актами совокупность правил их использования в соответствии с целями создания особо охраняемых природных объектов. Так, на территории заповедников запрещается: любая деятельность, противоречащая задачам данного учреждения; интродукция (переселение или распространение) живых организмов в целях их акклиматизации. На территории национального парка не разрешается разведка и разработка полезных ископаемых, предоставление садоводческих и дачных участков, строительство магистральных дорог, трубопроводов, линии электропередачи и других коммуникаций, сплав леса по водотокам и водоемам, организация туристских стоянок, вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность. В заказниках постоянно или временно ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям их создания или причиняет вред природным комплексам или их компонентам и др. Указанные требования могут нарушаться как путем действия, так и путем бездействия.

Рассматривая уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 262 УК РФ, суды должны проверять, какие требования режима, установленные для каждой категории особо охраняемых природных территорий, были нарушены, и указывать это в приговоре или ином судебном решении.

Состав преступления является материальным, обязательным признаком объективной стороны выступают преступные последствия в виде значительного ущерба природной среде.

При разрешении вопроса о том, причинен ли в результате нарушения режима особо охраняемой природной территории значительный ущерб,

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении «О применении судам законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» рекомендует судам исходить из конкретных обстоятельств дела, в частности категории особо охраняемых природных территорий, их экономической, социальной, исторической, культурной, научной значимости, способности природного ресурса к самовосстановлению, количества и стоимости истребленных, поврежденных компонентов природной среды. В необходимых случаях к оценке наступившего вреда привлекать соответствующих специалистов либо экспертов.

Между нарушением режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых природных территорий и наступлением значительного ущерба должна быть причинная связь.

С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.

Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Чтобы понять, что это такое – статья 262 УК РФ, нужно сначала разобрать преступления, за совершение которых по ней назначают наказания. Здесь мы не только рассмотрим характеристики состава правонарушения, но и приведем случаи, когда по этой статье гражданин несет ответственность, а когда может ее избежать.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Суть ст. 262 УК РФ с комментариями

Статья 262 УК РФ содержит перечень наказаний, назначаемых за такое деяние, как нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, результатом чего стало причинение серьезного вреда.

Справка. Под такими природными объектами понимаются изъятые из хозяйственного использования и не подлежащие изъятию с какими-либо прочими целями охраняемые по законодательству РФ территории, которые имеют научное и экологическое значение как эталоны естественной окружающей среды. Они создаются для сохранения редких видов животных или растений.

Для их охраны от хозяйственной деятельности на прилегающей к ним местности создают специальные охранные зоны с контролируемым режимом ограниченной хозяйственной деятельности.

READ
Ответственность за манипулирование рынком ценных бумаг по ст 185.3 УК РФ

Режим охраны таких объектов определен в следующих правовых актах:

  • пункты 8-17 Положения о памятниках природы федерального значения в РФ;
  • ФЗ № 26 от 23.02.1995 (устанавливает правила по обеспечению охраны лечебных ресурсов и оздоровительных курортов);
  • ФЗ № 33 от 14.03.1995 (содержит перечень мер по охране природных территорий);
  • ФЗ № 94 от 01.05.1999 (посвящен вопросу обеспечения безопасности о. Байкал);
  • ФЗ № 49 от 07.05.2001 (указаны меры по предотвращению уничтожения территорий коренных малочисленных народов);
  • ФЗ № 52 от 24.04.1995 (закон о животном мире);
  • прочие нормативные правовые акты местного значения.

Общественная опасность подобного деяния заключается в том, что подрывается экологическая безопасность страны и причиняется серьезный ущерб перечисленным объектам окружающей среды.

Как определяется размер вреда? Это зависит от обстоятельств произошедшего, учитываются такие факторы, как экономическая и иная значимость объектов, тяжесть нанесенного ущерба, способность природного объекта к восстановлению и т.д.

Состав преступления

По статье 262 УК РФ нарушения режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов считаются общественно опасными деяниями, которые относятся к категории преступлений небольшой тяжести.

Предмет посягательства – это структура природных объектов.

Объективная сторона представляет собой нарушение режима заповедников, национальных парков и памятников природы и проявляется как в форме действия (при умышленной эксплуатации природного объекта), так и бездействия (при сознательном игнорировании правил режима природных парков).

Пассивное преступное поведение в большинстве случаев характерно для работников национальных парков и прочих природных объектов в силу их халатного отношения к своим рабочим обязанностям.

Субъективная сторона правонарушения выражается в двух формах вины: умысла и неосторожности. При прямом умысле гражданин осознает противоправность совершаемого им деяния и негативность его последствий, но допускает и даже хочет их наступления, то есть здесь присутствует волевой признак.

Косвенный умысел – когда лицо понимает, что его действия противоречат букве закона, но не хочет наступления их негативного результата, однако же допускает его.

Неосторожность обычно представляет собой преступную халатность или небрежность. Например, когда работник национального парка плохо относится к своим служебным обязанностям, тем самым допуская подобное правонарушение.

По своей конструкции состав преступления материальный. Оно считается оконченным в момент обнаружения, когда подобным природным объектам нанесен значительный ущерб в результате нарушения режима природных объектов, охраняемых по закону.

Объекты и субъекты: кого и за что будут наказывать

К основным объектам правонарушения относятся:

  • экологическая безопасность общества, которую обеспечивает охрана национального парка;
  • режим заповедников, заказников и прочих охраняемых государством территорий.

Дополнительным объектом определяется экоравновесие природных объектов.

Субъектом правонарушения становится психически здоровый гражданин, достигший на момент его совершения 16 лет. Зачастую это должностное лицо, которое пренебрегло своими полномочиями.

Основания для наступления ответственности

Обязательным признаком деяния признается наступление последствия в виде причинения значительного ущерба. Это очень условный и оценочный критерий, который определяется исходя из объема вреда, нанесенного природному объекту, его экологической и экономической значимости, а также возможности его дальнейшего использования.

Также требуется определить, в чем конкретно был нарушен режим охраняемых природных объектов, и установить причинно-следственную связь между этим событием и причинением ущерба. Ведь они могут быть не связаны между собой, а значит, и состава преступления не будет.

Когда ответственность не наступает

Если проанализировать судебную практику по статье 262 УК РФ, то избежать ответственности полностью вряд ли удастся. Это возможно при наличии хорошего и опытного адвоката, который докажет, что нанесенный ущерб не подпадает под категорию “значительный”.

Внимание! В некоторых случаях можно обойтись наказанием по ст. 8.39 КоАП РФ. Тогда гражданина приговорят к выплате штрафа (размер различается для обычных лиц, предприятий и должностных лиц) с изъятием орудий совершения преступления и незаконно добытых растений или животных.

Рассчитывать на смягчение наказания можно в случаях, если гражданин представит положительные характеристики со своего места работы либо при наличии у него детей, а для женщин – при беременности.

READ
Критерии невменяемости в уголовном праве: ст 21 УК РФ

Квалификация преступлений по ст. 262 УК РФ

Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов наступает в том случае, если преступление было верно квалифицировано по указанной статье.

Для этого в первую очередь выясняется, какой природный объект был поврежден: оздоровительный курорт, национальный парк и т.д. Это нужно, чтобы узнать, какие статьи законодательных актов были нарушены и в чем это проявилось.

Для квалификации по ст. 262 УК РФ требуется установить, находился ли природный объект под особой охраной государства, так как в принципе все компоненты окружающей среды охраняются согласно законодательству РФ.

Исходя из смысла статьи 262 УК РФ в новой редакции с комментариями, если нарушение режима указанных природных объектов повлекло за собой загрязнение вод заповедника, то такое правонарушение квалифицируется по ст. 260 УК РФ, а в случае браконьерства или противоправной добычи растений – по ст. 256 УК РФ.

Допустим, на территории заказника велась незаконная охота. Тогда правонарушение определяется по ст. 258 УК РФ.

Если же названные деяния причинят значительный ущерб всей экосистеме природного объекта, то преступления будут квалифицированы в совокупности по статьям 256, 258, 260 и 262 УК РФ.

Аналогичная ситуация происходит в случае с различными экологическими преступлениями, результатом которых стало нанесение серьезного ущерба природному объекту. Однако эти территории не предусмотрены в качестве обязательного признака состава правонарушений:

  • загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ);
  • уничтожение лесов (ст. 261 УК РФ);
  • ликвидация мест обитания редких животных, занесенных в Красную книгу (ст. 259 УК РФ).

Преступление, определяемое по ст. 262 УК РФ, следует отграничивать от подобного ему по ст. 8.39 КоАП РФ. Разница между ними состоит в том, что в первом случае обязательным признаком деяния определяется причинение значительного ущерба, тогда как во втором наказание назначается только за само нарушение установленного режима заповедников и заказников.

Меры применяемой ответственности

Суд избирает следующие наказания за подобные преступления:

  • штраф от 200 000 рублей или в размере заработной платы за полгода;
  • запрет на занятие определенных видов должностей на три года;
  • обязательные работы на 480 часов;
  • исправительные работы на два года.

Конкретную меру избирает судья после того, как дело было всесторонне изучено и были учтены все обстоятельства произошедшего.

Заключение

В статье 262 УК РФ перечислены меры пресечения, назначаемые в случае нарушения режима территорий, которые находятся под особой охраной государства, если они повлекли за собой причинение им серьезного вреда. Последний оценивается исходя из экологической и экономической значимости объекта и возможности его дальнейшего использования. Это напрямую влияет на выбор конкретного наказания. Им может быть выплата штрафа, обязательные или исправительные работы.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:




ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Меры юридической ответственности за нарушение установленного режима природно-заповедной территории предусматриваются как общим, так и отраслевым законодательством. К общим законодательным нормам следует отнести такие как: Федеральный закон «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях», «О континентальном шельфе», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

К отраслевому законодательству относятся: КоАП РФ, ГК РФ, УК РФ и Трудовой кодекс РФ, а также дополняющее их законодательство. За нарушение природно-заповедного режима применяются следующие виды юридической ответственности: административная, уголовная, дисциплинарная и гражданско-правовая. Наиболее распространенным видом юридической ответственности за нарушение природно-заповедного режима является административная ответственность. В КоАП РФ содержится 40 статей, предусматривающих ответственность за экологические правонарушения. Из них одна статья посвящена ответственности за нарушение правил охраны и использование природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39). Другие статьи, закрепленные в КоАП РФ, имеют также непосредственное отношение к защите особо охраняемых природных территорий. Статья 8.35 (Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений) и ст. 8.36 (Нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов). Названные статьи направлены на охрану и защиту флоры и фауны природно-заповедного фонда.

READ
Развратные действия по ст 135 УК РФ: определение, виды и ответственность

В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в административном законодательстве. Как показывает практика рассматриваемых дел по экологическим правонарушениям, наиболее распространенной мерой административного наказания является взыскание административного штрафа с правонарушителей.

В КоАП РФ определены органы, уполномоченные рассматривать дела об экологических правонарушениях. Протоколы об экологических правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, установленными нормативными правовыми актами Правительством Российской Федерации.

Так, анализируя ст. 8.39 КоАП РФ, следует исходить из анализа его состава. Объектом данного правонарушения являются установленные правила охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.

Объективную сторону характеризует деяние (действие или бездействия), выражающееся в нарушении режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях либо в охранных зонах (округах). Это может выражаться в строительстве зданий, сооружений, дорог, трубопроводов и т.д.; введении хозяйственной деятельности на территории заповедника или национального парка; разведке и разработке полезных ископаемых, строительстве на территории особо охраняемых территориях объектов природы дачных и садоводческих участков, движении и эксплуатации (ремонта) транспортных средств, не связанных с функционированием национального парка; выпасе скота, сенокошении, сборе цветов, сжигании травостоя в ботанических садах и др.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

Субъекты — граждане, должностные лица, юридические лица. Разграничение с уголовным преступлением (ст. 262 УК РФ) производится по признакам субъективной стороны и по последствиям деяния (причинению значительного ущерба). Как правило, такие дела рассматриваются:

  • а) органами охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков;
  • б) органами, осуществляющие государственный экологический контроль;
  • в) органами государственного горного и промышленного надзора.

Орган или должностное лицо, к которым поступило дело об административном экологическом правонарушении вправе передать его на рассмотрение суда.

Характеризуя уголовную ответственность за нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях, следует отметить, что глава 26 УК РФ помещена законодателем в разделе 9 «Преступления против общественной безопасности». Такое решение объясняется тем, что родовым объектом экологических преступлений является общественная безопасность в широком его понимании. Общественная безопасность предполагает, прежде всего, сохранение благоприятной для человека, животных и растений природной среды, а также рациональное использование природных ресурсов.

Большинство статей УК РФ направлены на защиту природно-заповедного фонда. Это такие статьи как 248; 249; 256; 257; 258; 259; 260; 262. Характеризуя указанные составы преступлений, необходимо отметить, что они выражаются в необоснованном изменении естественного состояния заповедного объекта и комплекса, уничтожении, порче, повреждении объектов природы, загрязнение земельного, водного, воздушного пространства, природного комплекса и его охранной зоны отходами и выбросами промышленных объектов, а также населением.

READ
Какую ответственность назначают за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

Важной статьей для охраны природно-заповедной территории по уголовному законодательству является ст. 262 УК РФ (Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов). Цель статьи — обеспечение соблюдения режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, предотвращение причинения вреда лесным и нелесным территориям и животному миру.

Такие составы преступлений следует квалифицировать соответственно по ст. 250—258 и др. УК РФ. Кроме того, необходимо отграничивать данное преступление с административным, экологическим правонарушением (ст. 8.39 КоАП РФ).

Дисциплинарная ответственность наступает за нарушение норм, регламентирующих охрану природно-заповедного комплекса и несут ее работники этих комплексов. Указанная ответственность наступает в соответствии с положениями о заповедниках, природных заказников, национальных парков и т.д., Правилами внутреннего трудового распорядка и другими нормативными актами.

В соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть, неисполнение или ненадлежащее исполнение, работником по его вине, возложенные на его трудовые обязанности, работодатель имеет право применять следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям. Могут быть и другие дисциплинарные взыскания к отдельным категориям работников, предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями.

Порядок применения дисциплинарных взысканий определяется ст. 193 Трудовым кодексом РФ. В случае совершения проступка от работника потребуется объяснение. Если работник отказывается дать такое объяснение, то составляется соответствующий акт о его проступке. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Письменный приказ (распоряжение) работодателя о применении диспип-линарного взыскания предъявляется работнику под расписку в течение трех дней со дня его издания.

Если работник отказывается подписать данный приказ (распоряжение), то составляется соответствующий акт. Дисциплинарное взыскание работником может быть обжаловано в государственных инспекциях труда или органах по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. За экологические правонарушения предусмотрена материальная ответственность работников, по вине которых, предприятие, учреждение, организация понесли убытки вследствие причинения экологического вреда. Материальная ответственность сторон трудового договора конкретизируется содержанием договора. Размеры материальной ответственности работников за ущерб определяется по нормам гражданского законодательства.

Следующим видом юридической ответственности за нарушение законодательства природно-заповедной территории является гражданско-правовая ответственность. Она наступает в случаях, когда в результате несоблюдения экологических норм и правил причиняется вред особо охраняемым объектам природы. В соответствии с законодательством РФ «Об охране окружающей среды» и «Об особо охраняемых территориях» несут ответственность как юридические, так и физические лица.

Ее особенность состоит в том, что, исходя из общих принципов гражданско-правовой ответственности, вред, причиненный природно-заповедной зоне, возмещается виновной стороной в полном объеме (ст. 1064 ГК РФ).

Возмещение вреда производится добровольно или по решению суда (арбитражного суда). Ущерб подлежит возмещению стороне, понесший этот ущерб (включая моральный). Возможно восстановление окружающей среды в прежнее состояние, но должно быть согласие сторон или по решению суда за счет средств и сил ответчика.

К примеру, проведение рекультивации земель, очищение поверхности почвы от ядохимикатов, вывоз производственных отходов и т.д.

Вред, причиненный природно-заповедной зоне, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными таксами и методиками, а в случаи их отсутствия — по фактическим затратам на восстановление.

Иски о компенсации вреда природно-заповедному комплексу, причиненного нарушением норм экологического законодательства, могут быть предъявлены в суд или арбитражный суд в течение двадцати лет (ч. 3 ст. 78 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды»). Особенностью возмещения вреда, причиненного заповедным территориям и отдельным ее объектам, является то, что законодательством не охватываются потери природной среды, связанные с уничтожением невоспроизводимых ресурсов природы.

READ
Ответственность за воровство электроэнергии

В этой связи сумма не всегда способна компенсировать все вредные последствия состояния экологических систем. Необходимо отметить, что гражданско-правовая ответственность наступает параллельно с уголовной и административной. Иначе говоря, независимо от привлечения лица к уголовной либо к административной ответственности, обязательно возмещение полного вреда, причиненного природно-заповедному комплексу.

44. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий. Экологические преступления

44. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий. Экологические преступления

Природно—заповедный фонд образован государственными природными заповедниками, в которые входят государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко—культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и другое ценное значение.

Категории и виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ):

1) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

2) национальные парки;

3) природные парки;

4) государственные природные заказники;

5) памятники природы;

6) дендрологические парки и ботанические сады;

7) лечебно—оздоровительные местности и курорты. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий предусматривается разд. 10 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затра там на их восстановление.

Согласно ст. 262 УК РФ нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, наказывается:

1) штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;

2) лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;

3) исправительными работами на срок до 2 лет.

Общественная опасность нарушения режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов заключается в подрыве экологической безопасности России, причинении значительного ущерба казанным территориям и объектам.

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий – это общественно опасные деяния: уничтожение, повреждение или иная порча путем сожжения, затопления, вырубки, загрязнения данной территории, незаконное пользование природных ресурсов и иное негативное воздействие, несанкционированное посещение, создание фактора беспокойства птиц и зверей.

Для применения к деянию ст. 262 К РФ необходимы:

1) установление связи между общественно опасным деянием и последствием в виде значительного ущерба особо охраняемой природной территории;

2) доказательство вины субъекта преступления в форме умысла или неосторожности;

3) достижение субъектом преступления 16–летнего возраста и признание его вменяемым.

Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

Автор: Борьба · 28.04.2017 09:54

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛЖСКАЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА

Памятка «Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий»

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Они предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, достопримечательных природных образований и относятся к объектам общенационального достояния.

Основные категории ООПТ:

  • государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
  • национальные парки;
  • природные парки;
  • государственные природные заказники;
  • памятники природы;
  • дендрологические парки и ботанические сады
READ
Как получить досрочное освобождение по статье 79 УК РФ

Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации утверждают границы, определяют режим особой охраны, ведут кадастр ООПТ.

Режим особой охраны

в зависимости от правового статуса ООПТ
законом установлены следующие запреты:

— в государственных природных заповедниках запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о государственном природном заповеднике,

— в национальных парках запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка,

— в природных парках запрещается деятельность, влекущая изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима их содержания,

— в государственном природном заказнике постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям его создания или причиняет вред природным комплексам,

— на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы,

— в дендрологических парках и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

Государственный кадастр ООПТ

В целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети уникальных природных
комплексов и объектов ведется Государственный кадастр особо охраняемых природных
территорий, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их
географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Организация охраны ООПТ

На территории ООПТ в зависимости от их значения федеральными или региональными органами государственной власти, либо соответствующими государственными учреждениями, осуществляется государственный экологический надзор.

К задачам государственного экологического надзора относятся предупреждение, выявление и пресечение нарушений, касающихся:

а) режима особо охраняемой природной территории;

б) особого правового режима использования земельных участков, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;

в) режима охранных зон особо охраняемых природных территорий (при их наличии).

На ООПТ местного значения уполномоченными органами местного самоуправления осуществляется муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Законодательством Российской Федерации устанавливается ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.

Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на ООПТ, либо в их охранных зонах влечет административную ответственность по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Под нарушением установленного режима следует понимать действия, совершаемые вопреки режиму особой охраны, установленному в соответствующих положениях об особо охраняемой природной территории либо ее охранной зоне.

Под нарушением иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на ООПТ и в их охранных зонах следует понимать действия, непосредственно не противоречащие требованиям, содержащимся в вышеуказанных документах, но запрещаемые иными правовыми актами (Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, Санитарными правилами в лесах Российской Федерации, региональными правилами охоты, и др.).

READ
Назначение наказания по совокупности приговоров по ст. 69 УК РФ

Нарушение режима ООПТ, повлекшее причинение значительного ущерба, образует состав преступления, предусмотренного статьей 262 Уголовного кодекса Российской Федерации, и наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Преступления, совершенные на территории ООПТ могут быть квалифицированы также по ч. 2 ст. 250 УК РФ – загрязнение вод, совершенное на территории заповедника или заказника, ст. 256 УК РФ — незаконная добыча (вылов) водных биоресурсов, ст. 258 УК РФ — незаконная охота.

Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах ООПТ, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на их восстановление.

О нарушениях в сфере ООПТ можно сообщить:

— с мобильного телефона – 112

— с городского телефона – 101

  • в Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области т. 8 (8442)35-31-01, 23-67-46, факс 35-31-23,
  • в Волгоградскую межрайонную природоохранную прокуратуру:

Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий. Экологические преступления

Природно-заповедный фонд образован государственными природными заповедниками, в которые входят государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и другое ценное значение.

Категории и виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ):

  1. государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
  2. национальные парки;
  3. природные парки;
  4. государственные природные заказники;
  5. памятники природы;
  6. дендрологические парки и ботанические сады;
  7. лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий предусматривается разд. 10 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затра там на их восстановление.

Согласно ст. 262 УК РФ нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, наказывается:

  1. штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;
  2. лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
  3. исправительными работами на срок до 2 лет.

Общественная опасность нарушения режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов заключается в подрыве экологической безопасности России, причинении значительного ущерба казанным территориям и объектам.

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий – это общественно опасные деяния: уничтожение, повреждение или иная порча путем сожжения, затопления, вырубки, загрязнения данной территории, незаконное пользование природных ресурсов и иное негативное воздействие, несанкционированное посещение, создание фактора беспокойства птиц и зверей.

Для применения к деянию ст. 262 УК РФ необходимы:

  1. установление связи между общественно опасным деянием и последствием в виде значительного ущерба особо охраняемой природной территории;
  2. доказательствовинысубъекта преступления в форме умысла или неосторожности;
  3. достижение субъектом преступления 16–летнего возраста и признание его вменяемым.

Источники:
http://studref.com/401522/pravo/narushenie_rezhima_osobo_ohranyaemyh_prirodnyh_territoriy_prirodnyh_obektov
http://prava.expert/uk/otvetstvennost/za-narushenie-rezhima-osobo-ohranyaemyh-territorij-i-obektov.html
http://bstudy.net/607726/pravo/otvetstvennost_narusheniya_pravovogo_rezhima_osobo_ohranyaemyh_prirodnyh_territoriy
http://law.wikireading.ru/14263
http://borbagazeta.ru/2017/04/28/otvetstvennost-za-narushenie-rezhima-osobo-ohranyaemyh-prirodnyh-territorij/
http://be5.biz/pravo/e007/44.html
http://stykrf.ru/138

Ссылка на основную публикацию