Ответственность за проникновение на охраняемый объект

Статья 20.17. Нарушение пропускного режима охраняемого объекта

1. Самовольное проникновение на охраняемый в установленном порядке объект, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

2. Самовольное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о ведомственной или государственной охране, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от семидесяти пяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

Комментарий к Ст. 20.17 КоАП РФ

1. Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Под пропускным режимом следует понимать порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов.

Охраняемые объекты — здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество (далее — имущество), подлежащие защите от противоправных посягательств.

Основные положения об установлении пропускного режима охраняемого объекта и требования к его соблюдению устанавливаются Федеральным законом от 14.04.1999 N 77-ФЗ «О ведомственной охране».

Объективную сторону правонарушения составляет проникновение на охраняемый объект без соответствующего разрешения.

2. В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, достигшие 16-летнего возраста, должностные лица.

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной и умышленной формами вины.

Статья 20.17 КоАП РФ. Нарушение пропускного режима охраняемого объекта

Новая редакция Ст. 20.17 КоАП РФ

1. Самовольное проникновение на охраняемый в установленном порядке объект, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

2. Самовольное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о ведомственной или государственной охране, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, –

влечет наложение административного штрафа в размере от семидесяти пяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

Комментарий к Статье 20.17 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в ходе обеспечения состояния защищенности интересов личности, общества и государства.

2. Объективная сторона правонарушения состоит в самовольном проникновении на охраняемый в установленном порядке объект.

Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ “О ведомственной охране” устанавливается понятие охраняемого объекта. Это здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащее защите от противоправных посягательств. Самовольным считается проникновение, осуществленное без разрешения.

3. Субъектом правонарушения являются граждане.

4. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

5. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел, органов ведомственной охраны, внутренних войск.

READ
Нужно ли нести ответственность за порчу общедомового имущества

6. Дела об административных правонарушениях уполномочены рассматривать должностные лица органов внутренних дел.

Другой комментарий к Ст. 20.17 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественный порядок и общественная безопасность, установленный режим охраняемых объектов.

Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. “О ведомственной охране”, определяющий организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны, содержит определения понятий ведомственной охраны, охраняемых объектов и пропускного режима охраняемых объектов.

Под ведомственной охраной понимается совокупность создаваемых федеральными органами исполнительной власти органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.

Охраняемые объекты – здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащие защите от противоправных посягательств.

Пропускной режим – порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов.

Ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, осуществляется в соответствии с заключенными договорами.

Перечень охраняемых объектов определяется федеральными органами исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охраны, и утверждается в порядке, установленном Правительством РФ (ст.8 Закона).

На основании ст.11 указанного Закона работники ведомственной охраны имеют право:

требовать от работников, должностных лиц охраняемых объектов и других граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов;

проверять на охраняемых объектах документы, удостоверяющие личность граждан, а также документы, дающие право на вход (выход), въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;

производить досмотр транспортных средств при въезде (выезде) на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;

при выявлении условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению нарушений и ликвидации указанных условий;

производить административное задержание и доставление в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел лиц, совершивших преступления или административные правонарушения на охраняемых объектах, а также производить личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения; обеспечивать охрану места происшествия и сохранность указанных вещей и документов;

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие (в случаях и порядке, предусмотренных ст.13, 14, 15, 16 Закона);

беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов и осматривать их при преследовании лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты, а также для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в действии, заключающемся в самовольном проникновении на охраняемый в установленном порядке объект лиц, не имеющих на это права и соответствующим образом оформленных документов, подтверждающих наличие такого права (вход, въезд транспортных средств, внос, ввоз имущества на охраняемые объекты).

3. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

4. Указанное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Чем грозит проникновение на охраняемый объект согласно статьям УК РФ

Незаконное проникновение на охраняемый объект грозит для виновного ответственностью согласно Уголовному или Административному кодексам.

READ
Можно ли заменить неотбытую часть наказания более мягким видом

Понятие незаконного проникновения

  • сооружения и здания;
  • акватория;
  • транспорт и грузы;
  • денежные средства и иные материальные ценности, подлежащие к защите.

В качестве примеров охраняемых объектов можно привести транспортные и гидротехнические туннели метро, электростанции, емкости для хранения химических отходов и т.д. Назначение таких объектов делают их привлекательными для проникновения, как в хулиганских, так и в преступных целях, что, в свою очередь, повышает риск террористических атак.

Проникновение считается незаконным, когда границы объекта были пересечены лицами, не имеющими на это право, или они не имели правильно оформленных документов. Порядок пропускного режима зависит от статуса объекта.

Объект также может охраняться без привлечения ведомственной охраны. За нарушение пропускной системы на таком объекте также предусмотрена административная ответственность.

Ответственность за незаконное проникновение на охраняемый объект согласно ст. 20.17 КоАп РФ

За самовольное проникновение на охраняемый объект виновному грозит:

  • административный штраф в сумме от 3000 до 5000 рублей с конфискацией орудия, которое было использовано при проникновении, а также ауди- и видеоаппаратуры;
  • штраф аналогичного размера, но без конфискации орудия.

Если же проникновение было осуществлено на подземное или подводное сооружение, охрана которого выполняется ведомственной или государственной охраной (исключением являются правонарушения, не имеющие признаков уголовного преступления):

  • административный штраф в сумме от 5000 до 200000 рублей с конфискацией предметов, которое использовалось, а также ауди- и видеоаппаратуры;
  • штраф такого же размера, но без конфискации;
  • административный арест, срок которого не может превышать 15 суток с конфискацией орудия проникновения или без него.

Дела о таком правонарушении выносятся на рассмотрение начальников территориальных управлений внутренних дел, территориальных отделений милиции и начальников линейных управлений.

Пример из практики. Гражданин Петров А.М. 30 мая 2015 года, пребывая на станции метрополитена, проник в помещение, допуск в которое разрешен исключительно сотрудникам. При этом он вел видеосъемку в помещении. На призывы персонала покинуть помещение, Петров не реагировал. Он покинул помещение только после прибытия сотрудника линейного отдела милиции. Петров понес наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей. Видеокамера также была изъята.

Наказание за проникновение на охраняемый объект согласно статье 215.4 УК РФ

Проникновение лиц, не имеющих на это законных прав, на охраняемый объект в определенных ситуациях попадает под Уголовный Кодекс . Так, если подобное правонарушение было совершено не единожды (то есть, был совершен рецидив), то виновному грозит одно из приведенных наказаний:

  • штраф в сумме до 500000 рублей;
  • штраф, в сумме суммарного дохода виновного за 18 месяцев;
  • ограничение свободы на срок до 24 месяцев;
  • лишение свободы на срок до 24 месяцев.

Уголовным преступлением также считается проникновение на охраняемый объект, если оно было:

  • совершено несколькими лицами на основании предварительного сговора;
  • сопряжено с созданием реальной угрозы распространения информации, содержащую государственную тайну.

Виновному такое преступление грозит наказанием в виде:

  • штрафа в сумме до 700000 рублей;
  • штрафа, в сумме суммарного дохода виновного за 24 месяца;
  • лишения свободы сроком до 4-х лет.

Уголовная ответственность за деяние была введена Федеральным законом № 443-ФЗ от 30 декабря 2015 года.

Пример из практики. Граждане Петров, Иванов и Макаров, по предварительному сговору проникли на территорию государственного предприятия, которое является объектом охраны ведомственных подразделений. Из показаний виновных было установлено, что целью проникновения были хулиганские действия. Кроме того, было установлено, что ранее они уже совершали проникновение на этот объект два раза. Петров, Иванов и Макаров были привлечены к уголовной ответственности и понесли наказание в виде штрафа в сумме годового дохода.

Статья 20.17 КОАП РФ. Нарушение пропускного режима охраняемого объекта

1. Самовольное проникновение на охраняемый в установленном порядке объект, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, –

READ
Что будет если использовать травматическое оружие без лицензии

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

2. Самовольное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о ведомственной или государственной охране, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, –

влечет наложение административного штрафа в размере от семидесяти пяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

Комментарии к ст. 20.17 КОАП РФ

1. Положения данной статьи обеспечивают охрану отношений, возникающих при охране определенных объектов в Российской Федерации. Она предусматривает административную ответственность за нарушение порядка, установленного федеральными законами и иными нормативными правовым актами РФ. В частности, в соответствии с Законом РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 “О милиции” (с изм. и доп.) милиция обязана охранять на основе договоров с физическими или юридическими лицами принадлежащее им имущество, давать обязательные к исполнению предписания по устранению недостатков, выявленных в технической укрепленности объектов, и обеспечению сохранности государственной и муниципальной собственности, имеет право не допускать граждан на отдельные участки местности или объекты. В соответствии с Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации” (с изм. и доп.) одной из основных задач внутренних войск является охрана важных государственных объектов и специальных грузов (ст. 2). Правительство РФ утверждает перечни важных государственных объектов и специальных грузов, подлежащих охране внутренними войсками (ст. 11). Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ “О ведомственной охране” (с изм. и доп.) определены понятия “охраняемый объект” и “пропускной режим”, а также указано, что перечень охраняемых объектов определяется федеральными органами исполнительной власти и организациями, имеющими право на создание ведомственной охраны, и утверждается в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 8). Перечень объектов, подлежащих государственной охране, утвержден Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 587 (с изм. и доп.).

2. Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

3. Объективную сторону правонарушения составляет проникновение на охраняемый объект без соответствующего разрешения.

4. Субъект данного правонарушения – физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. С субъективной стороны нарушение, совершенное гражданином либо должностным лицом, характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3), органов ведомственной охраны (п. 7 ч. 5 ст. 28.3), подразделения воинской части, органа управления внутренних войск МВД России (п. 78 ч. 2 ст. 28.3).

Что может считаться проникновением на охраняемый объект и какое за это последует наказание

Одним из видов правонарушений, осуществляемых на территории РФ, является проникновение на охраняемый объект. Виновное лицо в такой ситуации согласно действующему законодательству может привлекаться к административной или уголовной ответственности. Мера наказания будет зависеть от того, с какой целью это было сделано, каким образом, и имеются ли определенные обстоятельства, отягчающие данное правонарушение.

READ
Наказание за государственную измену в России по ст 275 УК РФ

Состав преступления

При определении состава правонарушения или преступления в первую очередь рассматривается понятие охраняемого объекта. Согласно нормативным актам, регулирующим такой вопрос, законно охраняемыми могут считаться:

  • Здания и сооружения;
  • Акватории порта;
  • Различные грузы и транспортные средства;
  • Денежные средства и материальные ценности.

Проникновение на территорию сооружений может характеризоваться различными целями злоумышленников, при этом особые функции таких зданий и режим безопасности – к примеру, если это объект охраняемый чопом, делает их даже более привлекательными в глазах правонарушителей. С целью обеспечения защиты объекта и целостности информации или материальных ценностей, которые могут храниться на них, применяются различные меры и способы, а лиц, нарушивших закон, привлекают к административной или материальной ответственности.

Определение противоправных действий

Стоит отметить, что само проникновение будет считаться незаконным только в том случае, если границы объекта, что является охраняемым, пересекают те лица и граждане, которые не имеют специального разрешения или допуска. Также такие действия будут считаться противоправными в случае, если нарушитель проник туда на основании поддельных документов (пропуска) или разрешения, не принадлежащего ему.

Важной особенностью охраняемых объектов является то, что для них даже не является обязательным наличие пропускного пункта. Это связано с тем, что руководство или ведомство, которому подчиняется объект, вправе самостоятельно или руководствуясь общими порядками устанавливать охранные меры. Это может быть наличие сигнализации, нанятая охрана, система видеонаблюдения. То есть, определяя, совершило ли лицо правонарушение или нет, суд не принимает во внимание, каким образом охранялся объект – тут важен будет сам факт проникновения.

При определении вины также во внимание принимается тот факт, каким образом лицо или группа лиц проникли на охраняемую территорию. Правонарушитель может выполнить такое действие вторжением через окно, посредством взлома дверей, нарушения целостности ограждения.

Несение административной ответственности

В случае, если зафиксирован факт нарушения, лицо привлекается к административной ответственности – такие действия рассматривает статья КоАП РФ 20.17. Объектом в такой ситуации будет являться общественная безопасность, а субъектом – любой гражданин, который в силу своего возраста и состояния здоровья признается дееспособным. Виды ответственности и мера наказания может быть следующей:

  • Необходимость выплаты штрафа. Величина его будет составлять от 3 до 5 тысяч рублей. Параллельно с этим в ситуациях, если нарушитель для проникновения на объект использовал какие-либо устройства, инструменты, аппаратуру, то все они изымаются;
  • Исключительно выплата штрафа в размере до 5 тысяч рублей без конфискации вспомогательных средств;

Отдельным видом привлечения к административной ответственности будет рассмотрение нарушений, заключающихся в проникновении на подводные и подземные сооружения, которые контролирует государственная или ведомственная структура. Меры наказания в такой ситуации предусматриваются следующие:

  • Выплата штрафа. Величина его будет составлять от 5 до 200 тысяч рублей с конфискацией использованных для проникновения на объект предметов;
  • Выплата штрафа в размере от 5 до 200 тыс. рублей без конфискации имущества;
  • Административный арест. Длительность такой меры может составлять не более 15 суток. Дополнительно к ней, как и в случае со штрафом, может использоваться конфискация средств проникновения на объект.

В случае, если фиксируется факт правонарушения, рассмотрением подобных дел занимаются:

  • Местное отделение Управления внутренних дел;
  • Территориальное отделение полиции РФ;
  • Начальство или лица, занимающие руководящие посты линейного управления.
READ
Кто может получить отсрочку от отбывания наказания по ст. 82 УК РФ

Несение уголовной ответственности

В случае, если в действиях нарушителя обнаруживаются обстоятельства, которые уже не точно характеризуются описанием административного правонарушения, а содержат иные признаки, отягчающие содеянное, то имеет место привлечение к уголовной ответственности. Подобные нарушения рассматриваются по статье 215.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также при наличии обстоятельств рецидива мера наказания может быть следующей:

  • Штраф, величина которого будет составлять до 500 тысяч рублей;
  • Штраф, который рассчитывается путем вычисления дохода виновного за период 18 месяцев;
  • Ограничение свободы на срок до 24 месяцев;
  • Лишение нарушителя свободы. Максимальный срок такой меры также будет составлять 2 года.

В ситуации, когда незаконное проникновение совершила группа лиц, имея предварительный сговор, или же такое противоправное действие повлекло за собой распространение сведений, относимых к государственной тайне, мера наказания будет следующей:

  • Выплата штрафа в размере до 700 тысяч рублей;
  • Выплата штрафа в размере дохода виновного за период 24 месяцев;
  • Лишение правонарушителя свободы на срок до 4 лет.

Таким образом, проникновение на объект, который относится к охраняемым, является действием, совершаемым вразрез с действующими нормами закона. В зависимости от обстоятельств такого действия виновное лицо может привлекаться к административной или уголовной ответственности и нести меру наказания в виде выплаты штрафа или лишения свободы.

Какая ответственность предусмотрена за незаконные проникновения на охраняемые объекты

Начнём сразу с того, что за незаконное проникновение на охраняемый объект нарушителю придётся отвечать. Причём санкции непосредственно зависят от особенностей правонарушения, которое регулируется как Административным, так и Уголовным кодексами Российской Федерации. Потому стоит дважды подумать перед тем, как проникать на территории охраняемых объектов и зон без соответствующих разрешений и допусков. Если вас поймают с подобным нарушением, придётся нести ответственность. Отнесут дело к категории административных, либо уголовных, уже зависит от определённых факторов.

Наказание за незаконное проникновение на охраняемый объект.

Основные понятия

Для начала разберёмся в таких правонарушениях, как нарушение пропускного режима охраняемого объекта, либо просто незаконное проникновение. Официальный документ, регулирующий ведомственную и специальную государственную охрану, приводит несколько объектов, которые по законодательному акту приписываются к законно охраняемым:

  • здания;
  • различные сооружения;
  • акватории портов;
  • грузы и транспортные средства;
  • денежные средства;
  • прочие материальные ценности, которые подлежат обязательной защите.

Наличие статьи об ответственности за незаконное проникновение не поддаётся сомнению. Страх понести наказание за хулиганство, либо намерение совершить более серьёзное преступление останавливает потенциальных нарушителей. В качестве объектов, зон и пунктов, подлежащих обязательной охране, могут выступать:

  • транспортные туннели;
  • линии метро;
  • гидротехнические сооружения;
  • электростанции;
  • гидроэлектростанции;
  • хранилища химических и прочих опасных отходов;
  • акватория морского порта и пр.

Функции и назначение этих охраняемых объектов делают их потенциально более привлекательными в глазах правонарушителей. Причём обмануть контрольно-пропускной пункт пытаются чаще в хулиганских целях, нежели в преступных. Хотя и второй вариант исключать категорически не стоит. Попытки проникнуть на охраняемые объекты со стороны преступников, преследующих определённые цели, повышают риски потенциальной террористической угрозы. Потому задачей охраны является эффективная и надёжная защита объекта от незаконных посягательств. В случае нарушения режима ограниченного допуска по отношению к правонарушителю могут применяться статьи, предусмотренные КоАП РФ и УК РФ.

Но прежде чем обращаться к статьям Административного и Уголовного кодексов, действующих на территории Российской Федерации, дадим некоторые уточнения относительно незаконного проникновения.

Проникновение считается незаконным в том случае, когда границы охраняемого соответствующими структурами объекта пересекают лица, не имеющие соответствующего допуска и разрешения. Либо используемые ими документы для прохождения контрольно-пропускного пункта не были правильно оформлены.

Наличие контрольно-пропускного пункта не является обязательным для находящихся под охраной объектов. Порядок установленного режима пропуска зависит непосредственно от статуса и особенностей каждого конкретного объекта. Часто за охранные функции отвечает так называемая ведомственная охрана. Это совокупность различных управляющих официальных органов, которые создаются государственными структурами власти, и функционируют с целью обеспечения охраны соответствующих зон, объектов и пунктов, нуждающихся в ней. Но объекты, зоны и пункты также могут обходиться без услуг ведомственной охраны. Но и в случае нарушения их режима ограниченного или закрытого доступа будет применяться соответствующая статья УК РФ, либо же КоАП РФ.

Крайне важно отметить одну особенность. Способов незаконного проникновения существует достаточно много. Человек может оказаться на охраняемом и закрытом объекте путём вторжения через окна, взломать двери, срезать ограждения и пр. Но если нарушитель проник в какое-то помещение или оказался на объекте, используя доверие хозяев, а также обманув их, тогда состава преступления здесь нет. Это обусловлено тем, что в таких ситуациях вторжение осуществлялось с разрешения и согласия хозяев.

Административная ответственность

В случае нарушений режимов охраняемых объектов предусмотрена соответствующая административная обязательная ответственность, которая регулируется статьёй 20.17 КоАП РФ. В качестве объекта преступления согласно этому законодательному акту выступает общественная безопасность. А в роли субъекта нарушения представлен любой дееспособный гражданин. Незаконная самовольная попытка проникновения на находящийся под охраной пункт, зону или объект, с реализацией задуманного, предусматривает следующие варианты ответственности за совершённое административное правонарушение:

  1. Административный денежный штраф. Размер денежного штрафа составляет от 3 до 5 тысяч рублей. При этом если при проникновении нарушитель использовал различные орудия и приспособления, их обязательно конфискуют. Сюда относятся любые средства взлома объекта, находящегося под охраной, а также устройства для фото и видеозаписи.
  2. Административный штраф. Также нарушителя могут обязать заплатить денежный штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей, но не применять меру по конфискации орудий и средств записи.
READ
Ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления

Также дееспособные граждане несут административную ответственность в тех случаях, когда проникновение осуществляется на подводные и подземные сооружения, контролируемые государственной или ведомственной структурой охраной. Здесь предусмотрены следующие меры пресечения:

  1. Административный денежный штраф. Его размер составляет от 5 до 200 тысяч российских рублей. При этом у правонарушителя конфискуют предметы, которые были использованы для проникновения, а также все устройства фото фиксации и видеозаписи.
  2. Административный штраф. Нарушитель обязан заплатить денежный штраф в размере от 5 до 200 тысяч рублей, но без конфискации предметов и устройств.
  3. Административный арест. Продолжительность такого ареста составляет не более 15 суток. Здесь дополнительно может применяться конфискация.

Так что не всегда можно отделаться штрафом. При обнаружении правонарушителя, если деяние квалифицируют как административное нарушение, тогда оно выносится на детальное рассмотрение среди:

  • руководства территориального УВД (Управление внутренних дел);
  • территориального отделения полиции;
  • начальников и руководства линейных управлений.

Если нарушение режима охраняемого объекта не имеет характерных признаков, указывающих на уголовный состав преступления, здесь применяется только статья 20.17 действующего КоАП РФ. Полный текст документа.

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018)

Статья 20.17. Нарушение пропускного режима охраняемого объекта

  1. Самовольное проникновение на охраняемый в установленном порядке объект, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа в размере от трёх тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.
  2. Самовольное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о ведомственной или государственной охране, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа в размере от семидесяти пяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

Уголовная ответственность

Но далеко не всегда можно обойтись простым штрафом или административным арестом. Иногда ситуация оказывается куда более серьёзной и влечёт за собой соответствующую ответственность. В некоторых случаях при проникновении на различные охраняемые объекты, пункты и зоны лиц, не имеющих необходимых законных прав и допусков, деяние рассматривается как уголовное преступление. Здесь действует статья 215.4 УК РФ.

READ
Ответственность за воровство электроэнергии

Если дееспособный гражданин совершил подобное противоправное действие несколько раз, то есть отмечается факт рецидива, тогда действующий в РФ Уголовный кодекс предусматривает следующие варианты ответственности:

  1. Денежный штраф. Его сумма может составлять до 500 тысяч рублей, что в значительной мере превосходит штрафы за административное правонарушение.
  2. Денежный штраф, который равен суммарному доходу обвиняемого за последние 18 месяцев.
  3. Ограничение свободы. Максимальный срок такой меры составляет 24 месяца.
  4. Лишение свободы. Проникнув неоднократно на охраняемый объект, человек рискует оказаться за решёткой на 24 месяца. 2 года являются максимальным сроком лишения свободы за подобное правонарушение.

Также преступление будет квалифицироваться как уголовное в следующих случаях:

  • если совершённое незаконное проникновение осуществляет группа лиц по их предварительному сговору;
  • если совершённое проникновение на объект, пункт или зону связано с созданием настоящей угрозы дальнейшего распространения сведений, касающихся государственной тайны.

Здесь предусмотрены несколько иные меры пресечения. В подобных ситуациях правонарушителям грозит:

  • денежный штраф, сумма которого составляет до 700 тысяч рублей;
  • денежный штраф, равный суммарному доходу обвиняемого за последние 24 месяца;
  • лишение свободы – правонарушители могут получить тюремный срок до 4 лет.

Появление статей в Административном и Уголовном кодексах РФ относительно ответственности людей за несанкционированное проникновение на различные охраняемые объекты датируется 30.12.2015 года и предусмотрено ФЗ N 443-Ф3 и N 441-Ф3 соответственно. Полный текст документа:

«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018)

Статья 215.4. Незаконное проникновение на охраняемый объект

(введена Федеральным законом от 30.12.2015 N 441-ФЗ)

  1. Незаконное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о ведомственной или государственной охране, совершённое неоднократно, наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
  2. То же деяние:
    • совершённое группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
    • сопряжённое с умышленным созданием угрозы распространения сведений, составляющих государственную тайну,

– наказывается штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырёх лет.

Примечание. Проникновение на указанные в настоящей статье объекты признаётся незаконным, если оно совершено в нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка, а совершённым неоднократно, если совершено лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

В Российской Федерации значительно ужесточили ответственность за проникновение на различные объекты, находящиеся под государственной и ведомственной обязательной охраной. Потому не стоит лишний раз рисковать и сугубо ради получения острых ощущений совершать подобные незаконные действия. Учтите, какую ответственность вы можете понести за свои деяния, и чем это может обернуться в дальнейшем.

READ
Как уклониться от ответственности за разглашение коммерческой тайны

Крайне печально, когда обычная шалость или хулиганство заканчивается тюремным заключением. Заплатить штраф ещё можно, а вот отбывать срок просто за то, что ты оказался в охраняемой зоне, никто не захочет. Так что сами понимаете, насколько это рискованно и опасно заниматься незаконным проникновением. Но подобные меры являются правильными и необходимыми. Всё же в стране есть множество объектов, которые представляют повышенную ценность для государства, а также могут заинтересовать потенциальных преступников.

Чтобы предотвратить угрозы хищения важной информации, ценных предметов, опасных веществ, а также создания террористической угрозы, требуется минимизировать круг лиц, имеющих доступ на объекты. Любой правонарушитель обязан нести ответственность за свои действия. А их пример станет для остальных наглядным уроком.

Ответственность за проникновение на охраняемый объект

Квалификация состава преступления за незаконное проникновение на объект, находящийся под охраной, регулируется нормами статьи 20.17 Кодекса об административных правонарушениях и статьей 215.4 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Состав преступления по статье 215.4 УК РФ

Незаконное проникновение на охраняемый объект по ст. 215.4 УК РФ подразумевает самовольное вторжение на территорию подводного или подземного объекта. Охрана таких объектов регулируется на законодательном уровне: регламентирован порядок государственной и ведомственной охраны.

Нелегальное пересечение зоны охраняемого объекта рассматривается как неоднократное при условии совершения лицом идентичного правонарушения при наличии административного штрафа в тот период времени, на который распространялось административное наказание.

Преступное действие рассматривается как завершенное, начиная с того момента, когда произошло пересечение пространства, в зоне которого введен специальный режим пропуска.

Примечание. Проникновение на находящиеся под охраной объекты квалифицируется как незаконное в случаях нарушения порядка, регулируемого законом.

Понятие охраняемого объекта

Объекты, находящиеся под охраной, перечислены в статье 1 Федерального закона «О государственной охране». К ним отнесены:

  • здания, сооружения, строения, в том числе прилегающие к ним земельные участки, водные объекты, акватории, находящиеся под защитой органов государственной охраны;
  • здания, сооружения, строения, которые находятся в оперативном управлении органов государственной охраны;
  • здания, сооружения, строения, прилегающие к ним земельные участки, а также водные объекты, которые находятся в пользовании органов государственной охраны.

В зависимости от назначения охраняемые объекты бывают:

  • действующими — на постоянной или временной основе там расположены объекты государственной охраны;
  • резервными — объекты государственной охраны размещаются там в случае объявления чрезвычайной ситуации или военного положения;
  • обеспечивающими — предназначены для размещения сотрудников органов государственной охраны, обслуживающего персонала.

Все объекты, находящиеся под государственной охраной, по степени уязвимости подразделяются на 4 группы. В зависимости от того, к какой группе отнесен охраняемый объект, определяется его техническая оснащенность. Московский Кремль — официальная резиденция Правительства РФ — отнесен к объектам 1 группы защиты.

READ
Наказание за государственную измену в России по ст 275 УК РФ

Зависимость технической оснащенности объекта, находящегося под государственной охраной, от уровня его защиты регулируется нормативными правовыми актами ведомства, к которому относится охраняемый объект.

Интересное на нашем сайте:

Наступление уголовной ответственности

Уголовная ответственность, налагаемая на правонарушителя при вторжении на объект, находящийся под охраной, наступает в случаях, когда за подобное правонарушение преступник уже привлекался к административной ответственности, согласно ч. 2 ст. 20.17 КоАП РФ. Подвергнутым административному наказанию следует считать лицо, если при установлении ему наказания по статье 4.6 КоАП РФ не прошел 1 год.

Если на охраняемой территории не установлен пропускной режим, самовольное проникновение в эту зону не расценивается как уголовно наказуемое независимо от того, каким способом оно реализовано (обманным или насильственным). При этом преступное действие рассматривается как завершенное, начиная с того момента, когда произошло пересечение пространства, в зоне которого введен специальный режим пропуска.

Объективная и субъективная стороны

Объективная сторона определяется в форме действий лица, которые выражаются посредством нелегального неоднократного вторжения на территорию подземного или подводного объекта. Его охрана регулируется положением и порядком о ведомственной или государственной охране.

При нарушении установленного порядка или учинении аналогичного деяния в период действия административного штрафа вторжение квалифицируется как незаконное.

К объектам государственной охраны относятся:

  • Президент РФ;
  • определенные законом лица, замещающие государственные должности в РФ;
  • федеральные государственные служащие и иные лица, подлежащие охране со стороны государства на основании закона;
  • главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории РФ.

Указанному перечню лиц охрана предоставляется на срок действия их полномочий.

Субъективная сторона определяется как вина в форме умысла. Субъектом представлено дееспособное физическое лицо, возраст которого не может быть ниже 16 лет.

Доказательства проникновения на охраняемый объект

Суд, прокурор, следователь, дознаватель подтверждают либо опровергают наличие обстоятельств по делу, которые имеют значение и подлежат доказыванию.

В качестве важнейших доказательств выступают:

  • показания подозреваемого, обвиняемого;
  • показания свидетелей;
  • показания и заключение эксперта;
  • вещественные доказательства;
  • протоколы следственных действий.

Квалификация проникновения на охраняемый объект

Нелегальное попадание на территорию, обозначенную зоной специального пропускного режима, квалифицируется как вступление в зону охраняемого объекта. Пересечение границы, обозначенной как охраняемая территория подземных или подводных объектов, также считается незаконным проникновением на территорию охраняемого объекта с нарушением порядка, предусмотренного законодательством.

К ухищрениям, применяемым нарушителями, относится подделка разрешающей документации. При наличии на охраняемой территории контрольно-пропускного пункта, позволяющего проникнуть на объект, нарушением считается подделка документов, разрешающих проникновение. Наказание за подделку разрешающей документации рассматривается в комплексе со всеми обстоятельствами по делу о пересечении охраняемой зоны.

Предусмотренные законодательством меры ответственности за нарушение границ объекта под охраной

Проникновение на охраняемую зону лиц, которым законом не предоставлены такие права, в некоторых случаях попадает под нормы Уголовного кодекса РФ. В случаях неоднократного правонарушения за пересечение охраняемой территории виновному лицу грозит:

  • штраф в размере до 500000 руб.;
  • штраф в сумме дохода обвиняемого за 18 месяцев;
  • ограничение свободы сроком до 24 месяцев;
  • заключение на срок до 24 месяцев.

Согласно ч. 2 ст. 215.4 УК РФ более строгое наказание за проникновение на охраняемый объект устанавливается в случаях:

  • совершения противоправных действий организованной группировкой или группой лиц по предварительно спланированному сговору;
  • определения умышленного распространения информации, представляющей государственную тайну.

В таком случае:

  • размер штрафа может доходить до 700000 руб.;
  • сумма штрафа, равная доходу правонарушителя за 24 месяца;
  • заключение сроком до 4 лет.
READ
Ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления

Меры наступления ответственности за пересечение границы охраняемой территории установлены Федеральным законом от 30.12.2015 №443-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях».

Наступление административной ответственности

Штраф за проникновение на охраняемый объект определяется в размере от 3000 до 5000 руб. с конфискацией предметов, использованных при совершении нелегального вторжения на охраняемую территорию. Средства аудио- и видеозаписи также изымаются.

В случае вторжения на территорию подводного или подземного сооружения, которое находится под государственной или ведомственной охраной, на правонарушителя распространяется административный штраф в пределах 5000-200000 руб. с конфискацией предметов, помогающих проникновению, а также средств аудио- и видеозаписи. Административный арест, который может быть наложен на нарушителя, не должен превышать 15 суток.

Случаи, когда ответственность не наступает

В случаях, которые имеют признаки крайней необходимости проникновения на охраняемые объекты лиц, которым законом не предоставлены такие права, ответственность для них не наступает.

К таким ситуациям относятся:

  • устранение опасности для здоровья и жизни граждан, их имущества;
  • предотвращение угрозы интересов государственного и общественного значения.

В качестве примеров подобных случаев выступают:

  • устранение пожара и причин возгорания;
  • проведение спасательных действий сотрудниками МЧС;
  • выполнение оперативных действий сотрудниками правоохранительных органов;
  • ликвидация причин аварий сотрудниками коммунальной сферы в случаях угрозы здоровья и жизни людей, их имущества.

Справка. Ответственность за нелегальное проникновение на охраняемую территорию не распространяется на правонарушителей в статусе недееспособного лица или лица в возрасте до 16 лет.

Примеры из судебной практики

Приведем пример из судебной практики. Гражданин П. проник в служебное помещение в здании железнодорожного вокзала. Вход в указанное помещение разрешен исключительно сотрудникам вокзала. Гражданин П. был предупрежден об этом, но не реагировал на предупреждения. Помимо этого, он вел видеосъемку. Из помещения он вышел только после прибытия сотрудника полиции, которым был составлен протокол, опрошены свидетели, у правонарушителя были взяты показания.

Учитывая все обстоятельства по делу и то, что гражданин П. ранее не привлекался к административной ответственности за подобные правонарушения, ему был назначен штраф в размере 5000 руб. с изъятием видеокамеры и материалов съемки.

Рассмотрим еще один пример. Трое граждан С., Р. и М., предварительно оговорив план совместных действий, проникли на территорию государственного предприятия, охрана которого производилась ведомственным органом. Из обстоятельств дела и с учетом показаний правонарушителей была установлена цель проникновения — хулиганский мотив. Кроме этого, вторжение на объект было повторным.

Правонарушители были привлечены к уголовной ответственности. Наказание за противоправные действия было определено в виде штрафов троим нарушителям, идентичных суммам годового дохода каждого.

Заключение

При попытках незаконного пересечения охраняемой территории важно иметь четкое представление, что будет за проникновение. Каждое конкретное дело нуждается в тщательном расследовании, установлении всех обстоятельств.

У судебного органа должна быть возможность изучения всех доказательств для оценки возможных последствий совершенного правонарушения. Это помогает принять законное решение и определить адекватное наказание.

Исключительно действие, осуществленное с нарушением установленных законодательством норм пропускного режима, может рассматриваться как проникновение. В случае установления неоднократного совершения подобных правонарушений, наличия административного наказания наступает более строгая ответственность лица.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:




Источники:
http://koapkodeksrf.ru/rzd-2/gl-20/st-20-17-koap-rf
http://lexconsult.online/7364-chem-grozit-proniknovenie-na-ohranyaemyi-obekt-soglasno-statyam-uk-rf
http://rulaws.ru/koap/Razdel-II/Glava-20/Statya-20.17/
http://adm-pravo.ru/pravonarushenie/sobstvennost/proniknovenie-na-oxranyaemyj-obekt/
http://ugolovnyiexpert.ru/bezopasnost/otvetstvennost-za-nezakonnoe-proniknovenie-na-ohranyaemyj-obekt.html
http://prava.expert/uk/otvetstvennost/za-proniknovenie-na-ohranyaemyy-obekt.html
http://stykrf.ru/280

Ссылка на основную публикацию