Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта: понятие и виды. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ)
Родовой объектданной группы преступлений – общественная безопасность и общественный порядок.
Видовой объект — безопасность движения и эксплуатации любого вида транспорта.
Непосредственный объект— безопасность движения и эксплуатации конкретного вида транспорта
С объективной стороны преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта, заключаются в нарушении установленных правил и требований, обеспечивающих безопасное функционирование транспорта. Диспозиции статей, содержащих ответственность за рассматриваемые преступления, являются бланкетными, т.е. отсылающими к другим законам или иным нормативным актам другой отрасли права. Так, бланкетная диспозиция ст. 264 УК РФ отсылает к Правилам дорожного движения.
Подавляющее большинство транспортных преступлений может быть совершено путем как действия, так и бездействия. Исключение составляют приведение в негодность транспортных средств или путей
сообщения (ст. 267 УК РФ), что может быть совершено лишь путем действия, и неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ), осуществляемое путем бездействия.
Составы большинства преступлений, посягающих на безопасность движения и эксплуатации транспорта, сконструированы законодателем как материальные составы (исключение составляют ст. 270 и 271 УК РФ), что предполагает наличие общественно опасных последствий. Во всех этих преступлениях такими последствиями является причинение смерти, тяжкого вреда здоровью личности или в некоторых случаях крупного материального ущерба.
Нарушения правил, повлекшие легкий вред здоровью или незначительный материальный ущерб, рассматриваются в административном, дисциплинарном или гражданско-правовом порядке.
Субъектом преступлений может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Исключение составляет ст. 267 УК РФ. В некоторых случаях предусмотрен специальный субъект (например, ст. 263,264, 266 УК РФ и др.).
Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта – это общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на безопасное функционирование транспорта, в результате чего наступают указанные в законе последствия.
Посягательства на безопасное функционирование транспорта при отсутствии указанных в уголовном законе последствий могут влечь за собой административную, дисциплинарную или материальную ответственность.
Транспортные преступления подразделяют на две группы: 1) преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, что предполагает непосредственно их вождение и эксплуатацию (ст. 263, 263.1, 264, 271 УК РФ); 2) иные преступления в сфере функционирования транспорта (ст. 266, 267, 268,269, 270 УК РФ).
Основной непосредственный объект нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств — безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительный объект — жизнь, здоровье людей. В соответствии с ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорожное движение — это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
Безопасность дорожного движения — это состояние процесса дорожного движения, отражающее степень защищенности участников от дорожно-транспортных происшествий.
— автомобиль (легковой и грузовой; для перевозки грузов и пассажиров (в том числе автобусы), автомобиль специального назначения (например, пожарные, санитарные, гоночные);
— трамвай, представляющий собой рельсовый городской электротранспорт, предназначенный в основном для перевозки пассажиров;
— другое механическое транспортное средство.
В соответствии с примечанием к ст. 264 УК РФ под другими транспортными средствами понимаются:
— троллейбусы — т.е. городской безрельсовый транспорт с электрической тягой;
— иные самоходные машины, т.е. специальные механизмы, предназначенные для выполнения различных работ (строительных, дорожных, погрузочных и пр.) и оборудованные автономным двигателем, что позволяет им самостоятельно передвигаться (например, экскаватор, грейдер, автокран, автопогрузчик и т.д.);
— мотоциклы, представляющие собой двух- или трехколесное транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания (с объемом двигателя свыше 49,8 куб. см);
— иные механические транспортные средства.
В примечании к ст. 264 УК РФ не дается исчерпывающий перечень механических транспортных средств, но в силу п. 1.2 Правил дорожного движения РФ к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более SO куб. см и имеющие максимальную конструктивную скорость не более SO километров в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. Лица, управлявшие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по ч. 1, 2 или ч. 3 ст. 268 УК РФ.
Под признаки ст. 264 УК РФ не подпадает нарушение Правил дорожного движения при управлении боевыми, специальными или транспортными машинами, например, Министерства обороны РФ, МВД России. Нарушение правил вождения этих машин военнослужащими рассматривается как преступление против военной службы и квалифицируется по ст. 350 УК РФ.
Объективная сторона преступления характеризуется следующими признаками:
1) нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств;
2) наступление общественно опасных последствий – причинение тяжкого вреда здоровью человека;
3) причинная связь между допущенным нарушением и наступившими последствиями.
Нарушение правил дорожного движения может заключаться в превышении разрешенной скорости движения, нарушении правил обгона и разъезда, нарушении правил остановки и стоянки, проезда перекрестков, железнодорожных переездов, неправильном маневрировании на дороге.
Нарушение правил эксплуатации транспортных средств может выразиться в эксплуатации технически неисправных транспортных средств, в нарушении правил перевозки людей, грузов.
Рассматриваемое преступление может быть совершено путем как действия, так и бездействия.
Состав материальный. Преступление окончено с момента наступления тяжкого вреда здоровью человека.
Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.
В тех случаях, когда лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно использовало его в целях причинения вреда здоровью потерпевшего, содеянное влечет уголовную ответственность по статьям Особенной части УК РФ о преступлениях против личности .
Не является преступлением такое нарушение правил безопасности функционирования транспорта, при котором лицо, управляющее транспортным средством, не должно н не могло предвидеть наступление указанных в ст. 264 УК РФ последствий. Здесь имеет место невиновное причинение вреда (казус).
Субъектом данного преступления является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил дорожного движения РФ, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением .
Части 2-6 ст. 264 УК РФ содержат следующие квалифицирующие признаки:
ч. 2 – то же деяние, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения;
ч. 3 – деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, повлекшее по неосторожности смерть человека;
ч. 4 — деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека;
ч. 5 – деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц;
ч. 6 – деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.
Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в ст. 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ.
Транспортные преступления, не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ)
Родовой объект — общественная безопасность.
Видовой объект — безопасность движения и эксплуатации транспорта как разновидность общественной безопасности.
Основной непосредственный объект — общественные отношения, обеспечивающие безопасное функционирование различных видов транспорта.
Дополнительный объект – жизнь, здоровье людей, отношения собственности.
Предмет преступления:
– любые транспортные средства;
– пути сообщения (автотранспортные, железнодорожные, воздушные, водные);
– средства сигнализации или связи;
– транспортное оборудование, к которому относятся мосты, тоннели и т.д.;
Транспортные коммуникации — это те же средства сигнализации, средства связи и иное техническое устройство, обеспечивающее безопасность функционирования любого вида транспорта, а также автомагистрали, водные и другие пути, даже в той части, где они не оборудованы техническими устройствами.
Объективная сторона преступления характеризуется следующими признаками:
1) деяние — выраженное:
– в разрушении, повреждении или приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования
— блокировании транспортных коммуникаций;
2) общественно опасные последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека либо причинения крупного ущерба (ущерб, сумма которого превышает 1 млн рублей);
3) причинная связь между деянием и наступившими последствиями.
Под разрушением подразумевается приведение всостояние полной негодности технического средства или транспортного оборудования, полный распад системы с потерей способности функционировать по своему назначению и не подлежащий восстановлению.
Повреждение – это приведение в состояние частичной непригодности транспортного средства либо изменение функциональных свойств транспортной коммуникации, в силу чего они полностью или частично теряют свои функциональные способности, но могут быть восстановлены.
Иные способы приведения в негодное состояние различны, это поджог транспортного средства, механическое воздействие на средство сигнализации или связи, подкладывание на рельсы, посадочную полосу посторонних предметов (бревен, камней) и т.п. действия.
Приведение в негодное для эксплуатации состояние предполагает невозможность их использования по назначению.
Блокирование транспортных коммуникаций заключается всоздании препятствий для свободного передвижения любого конкретного вида транспорта (например, преграждение взлетной или посадочной полосы аэропорта стволами деревьев или автомагистрали арматурой). Блокирование дороги может осуществляться и непосредственно людьми, выдвигающими определенные требования.
Состав материальный. Преступление окончено с момента наступления тяжкого вреда здоровью человека или причинения крупного ущерба.
Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.
Субъект – физическое, вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.
Часть 2 ст. 267 УК РФ предусматривает квалифицирующий признак: то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.
Часть 3 ст. 267 УК РФ предусматривает особо квалифицирующий признак: деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 267 УК РФ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: “Что-то тут концом пахнет”. 8344 – | 7966 – или читать все.
95.47.253.53 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена
1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 настоящего Кодекса, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
1.1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного, морского и внутреннего водного транспорта лицом, управляющим легким (сверхлегким) воздушным судном или маломерным судном, за исключением случаев, предусмотренных частью первой настоящей статьи и статьей 271.1 настоящего Кодекса, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
1.2. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.
2.1. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшие по неосторожности смерть человека, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.
4. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.
Комментарий к Ст. 263 УК РФ
1. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, посягает на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (основной непосредственный объект). В качестве дополнительного объекта преступления выступают, в частности, безопасность жизни и здоровья человека, собственность, экологическая безопасность.
Безопасность движения и эксплуатации указанных видов транспорта (включая метрополитен) представляет собой состояние защищенности процесса движения различных транспортных средств и самих транспортных средств, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
2. Предметом преступления являются транспортные средства.
Железнодорожный транспорт: локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.
Воздушный транспорт: самолеты, вертолеты, мотодельтапланы и иные летательные аппараты, используемые для передвижения по воздуху.
Морской транспорт: морские суда (подводные и надводные корабли и т.д.).
Внутренний водный транспорт: судна, используемые в целях судоходства на внутренних водных путях, в том числе судна смешанного (река — море) плавания.
Метрополитен: подвижной состав, используемый для обеспечения пассажирских перевозок.
3. Нарушение правил безопасности движения включает различные отступления от установленного порядка управления движущимся транспортным средством: проезд на запрещающий сигнал, несоблюдение пилотом маршрута или эшелона полета, неправильное расхождение судоводителя со встречным водным транспортом и т.п.
4. Нарушение правил эксплуатации предполагает: отступление от требований технического обслуживания узлов и механизмов, обеспечивающих безопасность движения транспортного средства, допуск к управлению посторонних лиц, непринятие мер к обеспечению безопасности пассажиров при посадке и высадке, погрузке и разгрузке грузов и иные нарушения порядка эксплуатации транспортных средств, обеспечивающего безопасные условия его использования.
5. Отказ лица, обязанного соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, от исполнения трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, представляет собой неправомерное невыполнение лицом должностных обязанностей, содержащихся в трудовом договоре (в дополнениях к нему, например в должностных инструкциях) и не связанных непосредственно с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (к примеру, проведение указанными работниками транспорта забастовки в том случае, если ее проведение создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей).
6. Обязательным признаком состава преступления является наступление вредных последствий: причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба (ч. 1 комментируемой статьи), смерть одному человеку (ч. 2) или нескольким лицам (ч. 3).
Крупный ущерб может выражаться, например, в уничтожении транспортного средства в результате аварии, заражении окружающей среды истекающей в результате аварии ядовитой жидкостью, нефтепродуктами и другими вредными веществами. В соответствии с примечанием к этой статье сумма такого ущерба должна превышать 1 млн. руб.
7. Между последствием и деянием должна быть установлена причинная связь.
8. Субъективная сторона — вина в форме неосторожности. При этом отказ от исполнения трудовых обязанностей всегда совершается лицом осознанно, однако в целом такое преступление будет неосторожным в силу психического отношения виновного к последствиям.
9. Субъектом преступления может быть только работник соответствующего транспорта, на которого специально возложены обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспорта. Им может быть лицо, непосредственно управляющее транспортным средством (машинист локомотива, капитан корабля, рулевой моторной лодки и т.д.), либо лицо, занимающее должность, связанную с организацией эксплуатации транспорта: руководитель транспортного предприятия, допустивший, например, к управлению транспортом неподготовленного работника, диспетчер, подавший ошибочную команду, и др.
По одному из уголовных дел субъектом комментируемого преступления наряду с командиром вертолета обоснованно признано лицо, ответственное за организацию полета — старший летный командир, который нарушил требования безопасности полетов при организации рейса вертолета МИ-8 (см. определение Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ N 53-О04-34 ).
———————————
БВС РФ. 2005. N 2.
10. Ответственность по комментируемой статье могут нести только те работники, на которых обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспортного средства возложены в установленном законом порядке. Высшая судебная инстанция не признала субъектом комментируемого преступления слесаря депо, который по поручению отлучившегося с места работы маневрового машиниста электровоза, не имея на то полномочий, самостоятельно привел в движение электровоз и при попытке установить его на определенном месте в депо для ремонта наехал на человека и причинил ему тяжкие телесные повреждения (см. определение Судебной коллегии ВС РФ N 89-1/н-88-1 ).
———————————
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 1988 года.
11. Иные лица, например, самовольно захватившие указанное в статье транспортное средство и допустившие нарушение правил безопасности движения, могут нести ответственность по ст. 268 УК (нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта).
Ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта разных видов
Ст. 263 УК РФ содержит перечень наказаний, назначаемых в случаях, когда нарушаются правила безопасности движения и эксплуатации транспорта. Рассмотрим особенности и характеристики подобных правонарушений и те меры ответственности, которые за них определяются.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !
Какими пунктами законодательства регулируются правила статьи 263 УК РФ
В общем и целом выделяют 4 вида нормативно-правового материала:
- регламентирующий безопасность движения всех видов ТС;
- устанавливающий безопасность их эксплуатации;
- регламентирующий безопасность их движения и эксплуатации;
- устанавливающий допуск ответственных лиц к исполнению служебных обязанностей.
Среди них выделяются следующие:
- ст. 413 ТК РФ;
- ст. 52 Воздушного кодекса РФ;
- ст. 26 ФЗ №17 от 10 января 2003 года;
- прочие нормативные акты субъектов РФ.
Суть статьи 263 УК РФ с комментариями
В статье речь идет об уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств самых разных видов. Это железнодорожный, воздушный, морской и речной транспорт.
В первой части перечислены наказания, назначаемые при нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (включая метрополитен) гражданином, который по работе обязан их соблюдать. Исключение составляют случаи, указанные в ст. 271.1 УК РФ.
Это касается ситуаций, когда лицо на рабочем месте отказывается от выполнения своих прямых служебных обязанностей, если это недопустимо по законодательству РФ.
Состав преступления по ч. 1 статьи 263 УК РФ признается в случае, если результатом вышеуказанных деяний стало нанесение вреда здоровью личности или крупного ущерба другим лицам либо транспортным средствам.
Справка. В примечании к статье указано, что размер ущерба должен составлять не менее миллиона рублей, чтобы правонарушение было квалифицировано по ч. 1 ст. 263 УК РФ.
В ч. 2 ст. 236 УК РФ указаны те меры ответственности, которые назначаются в случае, если вышеуказанные действия повлекли за собой гибель человека. Если же произошла смерть сразу нескольких лиц, то преступление определяется по ч. 3 этой же статьи.
Когда действие определяется в качестве правонарушения
Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств заключается в анализе состава самого преступления, состоящего из объективной и субъективной сторон, а также объекта и субъекта.
Объективная сторона состоит из трех фактов:
- нарушение правил безопасности движения и эксплуатации ТС;
- его результатом стало нанесение крупного ущерба либо серьезного вреда здоровью человека или смерть одного/нескольких лиц;
- наличие причинно-следственной связи между этими событиями.
Субъективная сторона – это неосторожность, то есть лицо действовало с обычной преступной халатностью или пренебрежением своими служебными обязанностями.
Если нарушение вышеуказанных правил было осознанным, то речь не будет идти о деянии с двумя формами вины.
Справка. Преступление считается оконченным в том случае, когда уже наступили указанные в ст. 263 УК РФ последствия.
Объекты и субъекты
Основной объект правонарушения – это безопасность движения и эксплуатации всех видов транспорта, а дополнительный – здоровье и жизнь людей. Факультативный объект – чужие объекты собственности.
Субъектом нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта выступает, как правило, должностное лицо. Им могут быть:
- граждане, обязанные обеспечивать безопасность движения самого транспорта (механики, пилоты, машинисты, капитаны кораблей и т. д.);
- лица, отвечающее за безопасность его эксплуатации (механики, диспетчеры и пр.)
Предметом преступления определяются все виды транспорта – как сами ТС, так и транспортная инфраструктура. Сюда не относятся маломерные суда и внутришахтные вагонетки, так как они выполняют исключительно технологические функции. Предметом деяния также не могут быть объекты, относящиеся к военной технике, так как неправильное их использование или управление уже подпадает под статьи, связанные с воинскими преступлениями.
Квалификация преступлений
Проблемы квалификации за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств связаны с тем, что по своей характеристике оно близко к административным правонарушениям, трактуемых в гл. 11 КоАП РФ.
Важно! Между ними есть существенная разница: административным злодеяние считается при отсутствии тех серьезных последствий, которые указаны в ст. 263 УК РФ.
Нарушение правил эксплуатации ТС, если оно никоим образом не связано с безопасностью его движения, не образует вышеуказанный состав преступления, а определяется как нанесение ущерба чужим объектам собственности (ст. 166—168 УК РФ).
Если в результате подобного деяния был нанесен только легкий или средний ущерб здоровью гражданина, то также оно квалифицируется уже по другим статьям УК РФ, а не по ст. 263.
Допустим, нарушений было несколько, и они имели место со стороны разных должностных лиц. Тогда вид и размер наказания назначается отдельно для каждого правонарушителя по степени его вины.
Виды наказаний
При квалификации деяния по ч. 1 ст. 236 УК РФ наказания назначаются следующие:
- штраф суммой от 100 000 до 300 000 руб. или в размере з/п за 1-2 года;
- ограничение передвижений гражданина на 4 года;
- принудительные работы на 2 года с запретом на занятие некоторых должностей или осуществление определенных видов деятельности на 3 года (последняя санкция факультативна);
- заключение в тюрьму на 2 года с применением вышеуказанной санкции (по усмотрению судьи);
- арест на полгода.
Если преступление повлекло смерть человека, то правонарушителя приговаривают к принудительным работам на 5 лет или заключению в колонию на тот же срок.
Допустим, результатом происшествия стала гибель двух и более людей. Тогда преступника могут приговорить к вышеназванным наказаниям, но заключение в тюрьму назначается уже на 7 лет.
В каком случае можно избежать наказания
Если гражданин уже не исполняет свои служебные обязанности, но совершил какие-либо действия, перечисленные в ст. 263 УК РФ, то его не могут привлечь по этой статье. Например, обходчик не сообщил о поломке железнодорожных путей, находясь в отпуске.
Судебная практика
Приговоры по ст. 263 УК РФ выносятся не так часто, но все же случаи фиксируются. Приведем один пример.
В Ямало-Ненецком автономном округе в октябре 2010 года произошел несчастный случай, когда в результате халатности капитана-механика перевернулось речное судно. В результате погибло три человека. Капитана приговорили по ч. 3 ст. 263 УК РФ к 4 годам тюрьмы с запретом занимать какие-либо должности в сфере речного транспорта на 2 года.
Заключение
По ст. 263 УК РФ отвечают перед судом должностные лица, которые нарушили правила по управлению каким-либо видом транспорта, включая метрополитен, если они в это время находились на своем рабочем месте. Им назначают различные наказания: от штрафа до заключения в колонию на срок до 7 лет.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
Ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (стр. 1 из 12)
Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Количество автотранспортных преступлений каждый год неуклонно возрастает, что непосредственно связано с увеличением числа единиц автотранспорта на душу населения. Представляется, что динамика роста таких преступлений будет иметь тенденцию к росту и в дальнейшем. Рост количества преступлений порождает в свою очередь многообразие различных по обстоятельствам фактов дорожно-транспортных происшествий, в которых получили ранения или погибли люди.
События, происшедшие в результате нарушения тех или иных правил безопасности дорожного движения, в котором обязательно участвовал автомототранспорт, и после которого наступили вредные последствия, именуется дорожно-транспортным происшествием (ДТП).
В подавляющем большинстве случаев ДТП возникают в результате нарушения правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, а также вследствие грубых нарушений работниками транспортных хозяйств правил технической эксплуатации и плохого контроля за состоянием дорог и организации регулирования уличного движения.
Те дорожно-транспортные происшествия, в результате которых наступили серьезные вредные последствия, менее тяжкие или тяжкие телесные повреждения либо смерть потерпевшего, именуется дорожно-транспортными преступлениями, то есть деяниями, влекущими уголовную ответственность в соответствии с уголовным законодательством.
Остальные случаи дорожно-транспортных происшествий являются, как правило, основанием дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности.
Дорожно-транспортное происшествие, как правило, результат многих обстоятельств, образующих совокупность причин и следствий. Установление истинных причин нарушения правил безопасности, приведших к аварии, и обстоятельств, им способствующих, не только одна из важных задач раскрытия преступления, но и неотъемлемая часть обеспечения безопасности движения и эксплуатации автотранспорта.
Таким образом, нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств является одним из наиболее распространенных видов правонарушений. Борьба с ними ужесточается из года в год, ответственность за совершение таких преступлений становится все серьезней. В этих условиях можно говорить об актуальности темы данной дипломной работы «Ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: проблемы квалификации».
Основная цель работы – выявление проблем квалификации состава преступления – нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Для достижения данной цели в работе поставлен и решен ряд задач :
– дать общую характеристику состава преступления – нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
– изучить объективную и субъективную сторону данного преступления;
– определить меры ответственности за совершение указанного преступления;
– выявить квалифицирующие признаки данного состава преступления;
– проанализировать основные проблемы при квалификации такого преступления.
Объектом исследования является состав преступления – хулиганство, а предметом исследования – его уголовно-правовая характеристика.
Методологическую основу исследования составляют диалектический, системно-структурный, сравнительно-правовой, социологический и исторический методы.
Эмпирическую базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, международные и российские нормативные правовые акты.
Информационная база – материалы МВД РС (Я), статьи в средствах массовой информации и сети Internet.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ – НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Рассмотрим объект преступления с точки зрения гражданского, уголовного и административного права.
С точки зрения гражданского права
Объекты гражданских прав – в праве – материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают гражданские правоотношения. В РФ объектами гражданских прав являются[1] :
– работы и услуги;
– результаты интеллектуальной деятельности;
Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
При нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств объектом преступления будут являться:
– имущество, перевозимое транспортными средствами;
– имущество пешеходов, здания, помещения, другие сооружения, пострадавшие в результате ДТП;
– причиненный моральный вред, в т.ч. и вред здоровью.
С точки зрения уголовного права
Объект преступления – это охраняемые уголовным законом общественные отношения, блага и интересы, которым в результате преступления причиняются или может быть причинен вред[2] .
Объект преступления включает в себя также и предмет преступления.
Предмет – это признак отдельных преступлений, это то на что непосредственно воздействует преступник, осуществляя преступное посягательство на соответствующий объект[3] .
Предмет преступления – транспортное средство – им являются автомобиль, трамвай, другое транспортное средство (троллейбус, трактор, иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические средства). Иные самоходные машины- это любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, комбайн, автокран, скрепер, автопогрузчик, бульдозер и т.п.).
1. Определяет характер общественной опасности преступления;
2. Является основанием для разграничения преступлений между собой;
3. Является одним из элементов основания привлечения к уголовной ответственности;
4. Служит системообразующим критерием классификации преступлений.
Родовым объектом преступлений, содержащихся в главе 27 Особенной части Уголовного Кодекса, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта, это относится и к преступлению, предусмотренного ст.264 УК РФ. Поэтому преступления, включенные в главу 27 УК РФ, называют еще транспортными преступлениями. «Признание родовым объектом транспортных преступлений безопасности движения или эксплуатации транспортных средств более полно раскрывает существо преступного деяния, поскольку уголовно-правовые нормы в первую очередь имеют своей целью охрану безопасности функционирования транспорта. При этом какого-либо принципиального различия в характере общественных отношений между различными видами транспортных средств нет, так как транспорт выполняет единые задачи. В результате нарушений правил движения или эксплуатации такие последствия могут наступать на каждом из них»[4] .
Отличие состава преступления, предусмотренного ст.264 УК РФ, от других преступлений, содержащихся в указанной главе, состоит в различии непосредственных объектов, на которые осуществляется посягательство.
Объектом преступления, предусмотренного ст.264 УК РФ, будет являться безопасность дорожного движения и эксплуатация автомобильного транспорта и иных видов механических транспортных средств, участвующих в дорожном движении.
Это определение требует разъяснения некоторых понятий. Например, что понимать под дорожным движением и под иными видами механических транспортных средств.
Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта. (Статья 263)
Общественная опасность нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта заключается в том, что в результате этого происходят крушения поездов, в том числе пассажирских, катастрофы воздушного транспорта или аварии на водном транспорте, влекущие за собой не только тяжелые человеческие жертвы, но и причинение особо крупного имущественного ущерба государственным или коммерческим организациям, при этом дезорганизуется нормальное функционирование соответствующего вида транспорта, подрывается доверие населения к услугам, предоставляемым транспортными организациями.
Объектом рассматриваемого состава преступления является защищенность личности, общества и государства от угроз в связи с эксплуатацией железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта. Дополнительным объектом преступления, предусмотренного частью 1 УК, является здоровье человека, по части 2 — жизнь другого человека, а по части 3 — жизнь двух или более лиц.
Предметом данного преступления являются самодвижущиеся технические средства, относящиеся к железнодорожному подвижному составу, воздушному или водному (морскому и речному) транспорту.
Под железнодорожным транспортом следует понимать рельсовый транспорт, находящийся в ведении Министерства путей сообщения, узкоколейные железные дороги, подъездные пути, предназначенные для обслуживания предприятий, а равно подвижные составы, передвигающиеся по ним, метрополитен.
Под железнодорожным подвижным составом понимаются локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной подвижной состав, предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожного подвижного состава. К таковому относятся тепловозы, электровозы и другие локомотивы, пассажирские и товарные поезда, электрички как совокупность локомотива (электровоза) и системы вагонов, соответствующим образом взаимосвязанных определенной системой тормозных узлов и средств сигнализации. К железнодорожным подвижным транспортным средствам следует относить отдельно функционирующие маневровые локомотивы пристанционного использования, аварийные и снегоочистительные поезда, дрезины ограниченного движения и поезда метрополитена.
Поезда на рельсовой основе в шахтах горной промышленности, а также трамваи (в том числе скоростные) к железнодорожному транспорту не относятся.
Под воздушными транспортными средствами понимаются самолеты, вертолеты, мотодельтапланы, дирижабли и иные летательные аппараты (кроме воздушных шаров, зондов, управляемых человеком космических ракет), используемые для перевозки пассажиров или грузов по воздуху либо для выполнения каких-либо иных работ (например, для монтажа высотных строительных конструкций, для тушения лесных пожаров, для подкормки сельскохозяйственных посевов или для борьбы с сельскохозяйственными вредителями и т.п.).
К водным транспортным средствам относятся надводные корабли, теплоходы, парусные суда, дизель-электроходы, атомоходы, рыболовные морские сейнеры, речные и морские самоходные баржи, речные и морские катера и другие плавучие средства. Водные транспортные средства подразделяются на речные и морские. Под морскими транспортными средствами понимаются различные виды водного транспорта, осуществляющие перевозки пассажиров или груза по морским путям, а равно производящие иные виды хозяйственно-экономической деятельности на море (рыболовные и китобойные суда, ледоколы, баржи, лихтеры и другие плавучие средства). Речными транспортными средствами считаются такие виды водного транспорта, которые осуществляют перевозки пассажиров и грузов по естественным (реки и озера) и искусственным (каналы, водохранилища) водным путям либо производят на водных путях иные виды работ (например, монтаж магистральных трубопроводов через судоходные реки и озера). Водные пути — это водные пространства, используемые для судоходства, сплава леса или ведения других работ. По смыслу статьи 263 не относятся к водным транспортным средствам военные корабли всех типов и видов, подводные лодки военного назначения. Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть либо иные тяжкие последствия, квалифицируется как воинское преступление по статье 352. Водными транспортными средствами не признаются также подводные морские аппараты всех видов, спускаемые на те или иные морские глубины в исследовательских целях.
С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти специальные правила (как действие, так и бездействие).
Лицу, привлеченному к уголовной ответственности, должно быть вменено нарушение конкретных правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Например, проезд на запрещающий сигнал, превышение скорости судном, входящим в акваторию порта, несанкционированное изменение воздушным судном маршрута или высоты полета. Обращая внимание на это обстоятельство, в обзоре практики применения судами законодательства об ответственности за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта Верховный Суд РСФСР подчеркнул, что уголовная ответственность за указанные деяния может наступать только в том случае, когда органы следствия и суды установили, какие конкретно пункты и параграфы правил, предусмотренных ведомственными нормативными актами, были нарушены, в чем это выразилось, имеется ли причинная связь между нарушением и наступившими последствиями.
Под безопасностью движения и эксплуатации железнодорожного транспорта понимается состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вред окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц.
Правила безопасности движения и эксплуатации того или иного вида транспорта устанавливаются федеральными законами о соответствующем виде транспорта, а также другими нормативными правовыми актами. Например, правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта устанавливаются Федеральным законом от 10 января 2003 г. „О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“, Уставом железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г., Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной Министром путей сообщения РФ 26 апреля 1993 г., Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, Правилами технической эксплуатации железных дорог и др.
Правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта устанавливаются Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г., Положением о Единой системе управления воздушным движением Российской Федерации от 6 октября 1994 г., Положением о федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства от 30 июля 1994 г., а также другими нормативными правовыми актами, издаваемыми в установленном порядке Федеральной авиационной службой России.
Соответствующие правила безопасности движения и эксплуатации морского и речного транспорта устанавливаются федеральными законами либо постановлениями Правительства РФ или нормативными правовыми актами соответствующих федеральных ведомств (например, Федеральный закон „О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации“).
Следует различать правила безопасности движения и правила безопасности эксплуатации транспортных средств. Нарушением правил движения транспортных средств является неисполнение или ненадлежащее исполнение правил управления (вождения) транспортным средством. Нарушением правил безопасности эксплуатации транспорта является несоблюдение порядка, обеспечивающего его безопасное использование. Таковым является несоблюдение правил технического обслуживания транспортных средств, связанных с обеспечением их безопасного движения, а также нарушение правил эксплуатации систем, обеспечивающих функционирование отдельных видов транспорта. К нарушению правил эксплуатации транспорта относятся, например, передвижение железнодорожного состава по неисправным путям, превышение нормативов при загрузке судна, неправильное закрепление груза, содержание взлетно-посадочных полос аэродрома в неудовлетворительном состоянии, использование транспортного средства не по назначению (перевозка пассажиров в грузовом вагоне) и т.п.
Нарушения правил безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах подразделяются на крушения поездов, аварии, особые случаи брака и случаи брака в работе.
К крушениям поездов, например, относятся столкновения пассажирских или грузовых поездов с другими поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в пассажирских или грузовых поездах на перегонах и станциях, в результате которых погибли или получили тяжкий вред здоровью люди либо повреждены локомотивы или вагоны до степени исключения их из инвентаря.
Обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 263, является причинение по неосторожности в результате нарушения тех или иных правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств тяжкого вреда здоровью человека. При этом между названными выше преступными последствиями и нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства должна быть установлена причинная связь. Причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта уголовной ответственности по части 1 статьи 263 УК не влечет.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности по отношению к наступившим преступным последствиям. Если нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства осуществлено умышленно в целях причинения тяжкого вреда здоровью человека, содеянное должно квалифицироваться как преступление против здоровья человека (статья 111).
Субъектом рассматриваемого преступления может быть только лицо, на котором в силу выполняемой работы или занимаемой должности лежала обязанность соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта. К этим лицам относятся машинист поезда, капитан судна, пилот, штурман, механик, диспетчер, лоцман и т.п. Работа, связанная с осуществлением движения воздушного, водного или железнодорожного транспорта или с организацией его движения и эксплуатации, требует определенной социальной зрелости, а потому лица, выполняющие такую работу или занимающие указанные должности, не могут быть моложе 18 лет.
В случаях, когда соответствующее транспортное средство было незаконно захвачено посторонним лицом, допустившим при этом нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшее последствия, указанные в частях 1 — 3 статьи 263, уголовная ответственность наступает по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 211 и 263.
Рассматриваемое преступление без квалифицирующих признаков относится к категории преступлений небольшой тяжести.
В части 2 предусматривается повышенная ответственность за данное деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.
Такое преступление относится к категории преступлений средней тяжести.
В части 3 статьи 263 в качестве особо квалифицирующего признака данного преступления предусматривается причинение по неосторожности смерти двум или более лицам. При наличии этого квалифицирующего признака содеянное рассматривается как тяжкое преступление.
Нередко нарушение правил влечет наступление нескольких последствий, предусмотренных разными частями, например, причинение тяжкого вреда здоровью одного человека и смерти другого человека. Если такое нарушение представляет собой единое преступление, оно квалифицируется по части статьи, предусматривающей наиболее тяжкое последствие, т.е. в указанном случае по части 2 статьи 263 УК, но во всех процессуальных актах указываются все последствия.
Источники:
http://stykrf.ru/263
http://prava.expert/uk/narushenie-pravil-bezopasnosti-dvizheniya.html
http://mirznanii.com/a/40212/otvetstvennost-za-narushenie-pravil-dorozhnogo-dvizheniya-i-ekspluatatsii-transportnykh-sredstv
http://megaobuchalka.ru/7/12820.html
http://studopedia.ru/3_187064_statya--narushenie-pravil-bezopasnosti-pri-stroitelstve-ekspluatatsii-ili-remonte-magistralnih-truboprovodov.html