Когда по закону разрешено проводить контроль и запись переговоров для уголовных дел

Статья 186. Контроль и запись переговоров

1. При наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, их контроль и запись допускаются при производстве по уголовным делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.

2. При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления — на основании судебного решения.

3. В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров указываются:

1) уголовное дело, при производстве которого необходимо применение данной меры;

2) основания, по которым производится данное следственное действие;

3) фамилия, имя и отчество лица, чьи телефонные и иные переговоры подлежат контролю и записи;

4) срок осуществления контроля и записи;

5) наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи.

4. Постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем для исполнения в соответствующий орган.

5. Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до 6 месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя, если необходимость в данной мере отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.

6. Следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств.

7. О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь с участием специалиста (при необходимости), а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляет протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу.

8. Фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

Комментарий к Ст. 186 УПК РФ

1. Контроль телефонных и иных переговоров имеет законодательное определение. Согласно пункту 14.1 статьи 5 УПК России это прослушивание и запись переговоров путем использования любых средств коммуникации; осмотр и прослушивание фонограмм. Установка и использование прослушивающих устройств вне коммуникации (на дому, в офисе и т.д.) данным определением не охватываются, потому что здесь нет ни переговоров, ни абонентов.

2. Следственное действие, предусмотренное комментируемой статьей, производится по двум основаниям: во-первых, по необходимости собирания доказательств по делам о преступлениях, за совершение которых может быть назначено уголовное наказание в виде лишения свободы сроком свыше пяти лет, а во-вторых, по необходимости обеспечения личной безопасности свидетеля, потерпевшего и их близких. Контроль и запись телефонных и иных переговоров — новое, сложное и трудоемкое следственное действие, предполагающее использование современных технических средств связи. В ведомственных нормативных актах под телефонными переговорами имеются в виду переговоры абонентов по городской, междугородной и международной телефонной связи, а также с использованием радиотелефонной и радиорелейной, высокочастотной (ВЧ) и космической связи, а под иными переговорами — переговоры, ведущиеся с других переговорных аппаратов (устройств), как то: селекторных, проводных, радио- и иных технических средств передачи речевой информации.

3. По смыслу данной статьи допустимы контроль и запись переговоров между любыми лицами независимо от того, какое процессуальное положение они занимают в данном уголовном деле и занимают ли вообще.

4. В отступление от ее главного замысла в комментируемую статью (часть вторая) включена норма, целью которой является не собирание доказательств по уголовному делу, а обеспечение личной безопасности свидетелей и потерпевших. Данная норма применяется и для обеспечения личной безопасности подозреваемых и обвиняемых — участников досудебного соглашения о сотрудничестве (см. статью 317.9 УПК). Применение этого современного мощного разведывательного мероприятия для обеспечения личной безопасности других подозреваемых и обвиняемых не предусмотрено ни при каких обстоятельствах.

5. В законе не указывается, в какой орган направляется постановление о контроле и записи переговоров. Это внутренний вопрос правоохранительной деятельности. Подобные вопросы решаются на основе подзаконных актов и ведомственных служебных нормативных документов.

6. С момента вручения постановления о контроле и записи переговоров соответствующей технической службе уголовно-процессуальная деятельность, связанная с данным следственным действием, прерывается подобно тому, как она прерывается с вручением администрации учреждения связи постановления о наложении ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию. Сами контроль и запись переговоров — чисто техническая деятельность, УПК не регламентируемая.

READ
Правила и порядок вызова и проведения допроса потерпевших в УПК РФ

7. Уголовно-процессуальная (следственная) деятельность возобновляется с момента истребования фонограммы записи переговоров. Она выражается в ее осмотре, прослушивании и приобщении в качестве вещественного доказательства. Таким образом, по смыслу комментируемой статьи в результате контроля и записи переговоров в уголовном деле появляются два источнику доказательств — фонограмма (вещественное доказательство) и протокол ее осмотра (документ). Это спорно, поскольку противоречит теории вещественных доказательств. Получается, что вещественное доказательство в виде фонограммы порождено не событием преступления, а изготовлено следователем. В действительности налицо один источник доказательств — следственный протокол с приложением в виде фонограммы.

8. Следственное действие, предусмотренное статьей 186 УПК, тоже имеет аналог в виде проводимого на основании судебного решения оперативно-розыскного мероприятия под названием «прослушивание телефонных переговоров» (пункт 10 статьи 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»), по поводу чего можно и нужно повторить сказанное в пункте 13 комментария к предыдущей статье.

Контроль и запись переговоров

Контроль и запись переговоров— это следственное действие, сущность которого заключается в контроле и фиксации на основаниях и в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом, на записывающие технические средства содержания переговоров обвиняемого, подозреваемого, иных участников процесса, а также и других лиц с целью использования полученных сведений в качестве доказательств по уголовным делам.

Согласно пункту 14 1 ст. 5 УПК РФ контроль телефонных и иных переговоров — это прослушивание и запись переговоров путем использования любых средств коммуникации, осмотр и прослушивание фонограмм. Однако представляется, что осмотр и прослушивание фонограммы является самостоятельным следственным действием и частью контроля и записи переговоров не является.

Посредством рассматриваемого следственного действия контролироваться и записываться могут лишь переговоры, ведущиеся с использованием технических средств связи. Разговор, происходящий при непосредственном контакте собеседников, с помощью данного следственного действия фиксироваться не может. Для ре-, шения этой задачи необходимо использовать возможности оперативно-розыскной деятельности.

Фактическое основание контроля и записи переговоров может быть двух видов.

, Во-первых, это наличие достаточных данных (доказательств), дающих основание полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела. В этом случае для осуществления контроля и записи переговоров фактическое основание должно сопровождаться обязательным условием: осуществление производства лишь по уголовному делу о преступлении средней тяжести, тяжком или особо тяжком преступлении.

Во-вторых, наличие доказательств, свидетельствующих о воздействии на свидетеля, потерпевшего или их близких родственников, родственников или близких лиц посредством угрозы совер-

199Часть вторая. Досудебное производство

Глава XII. Следственные действия

шения насилия, вымогательства и других преступных действий. В этом случае тяжесть преступления не является фактором, подлежащим обязательному учету.

При наличии фактических оснований контролироваться и записываться могут переговоры не только подозреваемых и обвиняемых, но и любых других лиц, в том числе и не имеющих процессуального статуса.

Юридическое основание может быть различным в зависимости от вида фактического основания. Так, при наличии первого из указанных оснований юридическим основанием следственного I действия является судебное решение. В случае, если имеет место второй вид фактического основания, контроль и запись переговоров могут быть осуществлены по письменному заявлению лиц, в; отношении которых наличествует угроза, по постановлению еле- > дователя. Однако при отсутствии такого заявления в случае необ-1 ходимости следственное действие производится по судебному решению.

Срок контроля и записи переговоров устанавливается судом по ходатайству следователя, но не может превышать шести месяцев (ч. 5 ст. 186 УПК РФ).

Постановление о производстве контроля и записи телефонных] и иных переговоров направляется следователем для исполнения в| соответствующий орган. Техническое осуществление контроля и] записи может быть поручено оперативно-техническим подразде- i лениям органов дознания либо телефонным станциям при нал и- i чии у них специальной аппаратуры.

Следователь в течение всего срока производства контроля й| записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время ис-| требовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмот-1 ра и прослушивания. Фонограмма передается следователю в one-; чатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны! быть указаны дата и время начала и окончания записи указанш переговоров и краткие характеристики использованных при это» технических средств (естественно, при условии неразглашени* сведений, составляющих государственную тайну).

Переданная следователю фонограмма должна быть осмотрена и прослушана.

Контроль и запись переговоров прекращаются по истечении срока, на который судом дано разрешение производить это след*! ственное действие, но не позднее окончания предварительной

расследования. По постановлению следователя в случае, если основания для контроля и записи переговоров отпали, производство указанного следственного действия может быть прекращено и до истечения срока (окончания предварительного расследования).

Согласно части 8 ст. 186 УПК РФ фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

READ
Как решить вопрос об отводе судьи рассматривающего дело

§ 10. Допрос. Очная ставка

Допрос является одним из самых распространенных следственных действий. Законодатель достаточно детально регламентировал в статьях 187—191 (гл. 26) УПК РФ порядок производства допроса и фиксации его результатов. Очная ставка, будучи самостоятельным следственным действием, в своей основе строится на использовании тех же закономерностей, что и допрос.

Допрос — это урегулированное уголовно-процессуальным законом следственное действие, заключающееся в получении органом или должностным лицом, Осуществляющим производство по уголовному делу, показаний от допрашиваемого лица об известных ему фактах и обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела.

В зависимости от лица, дающего показания, возможен допрос потерпевшего; допрос свидетеля; допрос эксперта; допрос специалиста; допрос подозреваемого; допрос обвиняемого. Существен* ные особенности предусмотрены для допроса несовершеннолетнего свидетели, потерпевшего (ст. 191 УПК РФ), для подозреваемого и обвиняемого (ст. 425 УПК РФ). В связи с этим допрос несовершеннолетних участников процесса представляет собой самостоятельный вид допроса.

Фактическим основанием производства допроса свидетеля являются достаточные данные (доказательства), дающие основание полагать, что лицу могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для производства по уголовному делу.

201Часть вторая. Досудебное производство

Юридическим основанием допроса является процессуально оформленный вызов на допрос (в случае явки лица по собственной инициативе — разъяснение ему прав и обязанностей).

Свидетель вызывается на допрос повесткой, которая вручается ему под расписку либо передается с помощью средств связи (телеграммой, телефонограммой). В случае временного отсутствия лица, вызываемого на допрос, повестка вручается совершеннолетнему члену его семьи либо передается администрации по месту его работы или по поручению следователя иным лицам и организациям, которые обязаны передать повестку лицу, вызываемому на допрос (ч. 2 ст. 188 УПК РФ). В случае неявки без уважительных причин лицо, вызываемое на допрос, может быть подвергнуто мерам процессуального принуждения, предусмотренным статьей 111 УПК РФ (привод, обязательство о явке,, денежное взыскание).

Порядок производства допроса, по общему правилу, склады-] вается из следующих элементов:

1) следователь удостоверяется в личности явившегося на допрос;

2) допрашиваемому разъясняются права, обязанности, ответственность и порядок производства допроса;

3) постановка следователем перед допрашиваемым вопросов! об известных ему обстоятельствах, имеющих значение для уголов-1 ного дела.

При этом следователь свободен в выборе тактики допроса, за| исключением права задавать наводящие вопросы (вопрос, в фор-| мулировке которого содержится ожидаемый, желательный ответ);

4) ответы допрашиваемого на поставленные вопросы;

5) фиксация заданных вопросов и ответов допрашиваемого протоколе допроса по правилам статьи 190 УПК РФ. Показания лица записываются от первого лица и по возможности дословно;

6) по окончании допроса протокол предъявляется допрашиваемому лицу для прочтения или по его просьбе оглашается следователем, о чем в протоколе делается соответствующая запись.| Ходатайство допрашиваемого о дополнении и об уточнении протокола подлежит обязательному удовлетворению (ч. 6 ст. 190 УП1 РФ). Допрашиваемое лицо (как и переводчик) подписывает каждую страницу протокола, а в конце протокола удостоверяет свое* подписью факт ознакомления с показаниями и правильность записи показаний.

Глава XII. Следственные действия

Допрос не может продолжаться непрерывно более четырех часов, продолжение допроса допускается после перерыва для отдыха и принятия пищи не менее чем на один час. При этом общая продолжительность допроса не должна превышать 8 часов в день. В случае наличия медицинских показаний продолжительность допроса устанавливается на основании заключения врача.

Потерпевший в основном допрашивается по правилам допроса свидетеля. При этом следует учитывать^ что потерпевший в отличие от свидетеля не только обязан, но и вправе давать показания (п. 2 ч. 2 ст. 42 УПК РФ), т.е. следователь обязан допросить потерпевшего в случае желания последнего дать показания. Ход и результаты допроса потерпевшего отражаются в соответствующем протоколе.

Допрос эксперта производится по правилам допроса свидетеля с учетом особенностей предмета показаний.

В части 2 ст. 74 УПК РФ в числе источников доказательств указаны показания специалиста, которые представляют собой сведения, сообщенные им на допросе об обстоятельствах, требующих специальных познаний, а также разъяснение своего мнения (ч. 4 ст. 80 УПК РФ). О допросе специалиста должен быть составлен самостоятельный протокол допроса специалиста.

Уголовно-процессуальный закон достаточно подробно регламентирует порядок допроса обвиняемого 1 .

Допрос подозреваемого имеет некоторые процессуальные особенности. После задержания лица в качестве подозреваемого (ч. 1 ст. 46 УПК РФ) оно должно быть допрошено не позднее 24 часов. Подозреваемый вправе знать, в чем он подозревается, давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи показаний и объяснений (п. 1 и 2 ч. 4 ст. 46 УПК РФ). В связи с этим перед началом допроса подозреваемого следователь должен разъяснить ему, в чем он подозревается, права и обязанности и предложить дать показания по поводу возникшего подозрения. Подозреваемый не обязан давать показания и не несет ответственности за отказ от дачи показаний и за заведомо ложные показания. Ход и результаты допроса подозреваемого фиксируются в соответствующем протоколе.

Специальные правила предусмотрены для допроса несовершеннолетних участников процесса.

READ
К кому не могут применить привод в уголовном процессе

1 Подробно порядок допроса обвиняемого рассматривается в i/лаве о привлечении лица в качестве обвиняемого и предъявлении обвинения.

203Часть вторая. Досудебное производство

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Основания и процессуальный порядок производства контроля и записи переговоров как следственное действие

Процессуальным основанием осуществления контроля и записи переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц является судебное решение, полученное следователем в порядке, предусмотренным ст. 165 УПК РФ.

Процессуальным основанием для осуществления контроля и записи телефонных и иных переговоров потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников и близких лиц является письменное заявление хотя бы одного из этих лиц, а при отсутствии такого заявления – судебное решение, полученное следователем в порядке, предусмотренном ст. 165 УПК РФ [7, 451].

Основания производства каждого следственного действия можно подразделить на:

  • – фактические – наличие сведений о том, что необходимо получить доказательства определенного вида с помощью именно этих действий;
  • – юридические – наличие в законе специальных условий проведения данного следственного действия.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ в ст. 186 закрепил право следователя на осуществление следственного действия – контроля и записи телефонных и иных переговоров. При этом особое значение отводится процедуре ограничения прав гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, которые допускаются только на основании судебного решения (ст. 13) и судебного порядка получения разрешения на проведение следственного действия (ст. 165), ограничивающего конституционные права граждан [2].

В ст. 165 УПК РФ указан процессуальный порядок получения судебного решения о производстве отдельных следственных действий, перечисленных в ч. 2 ст. 29 УПК РФ, где указано, что только суд правомочен принимать решения о контроле и записи телефонных и иных переговоров [2].

Судебный порядок принятия решений о производстве следственных действий был введен в уголовный процесс с целью усиления гарантий прав личности. Например, Уведомление судьи Ставропольского краевого суда о прослушивании в экстренном порядке телефонных переговоров гражданина Б.К. Мызова.

Следственные действия (за исключением осмотра места происшествия) проводятся по возбужденным уголовным делам, т.е. когда следователь, как правило, обладает достаточным объемом доказательств для принятия обоснованного решения об их производстве, что позволяет более квалифицированно решать вопрос о применении данного следственного действия в расследовании и тактике его проведения. Так, например, данное обстоятельство указано в Постановлении старшего оперуполномоченного отдела милиции о прослушивании в экстренном порядке телефонных переговоров гражданина Б.К. Мызова. Правовая основа контроля и записи переговоров как следственного действия закреплена в ст. 186 УПК РФ. По мнению Рыжакова А.П. условиями осуществления контроля и записи телефонных переговоров как следственного действия признаются следующие положения:

  • – Контроль (запись) переговоров, осмотр и прослушивание фонограммы могут быть произведены только после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела.
  • – Контроль (запись) переговоров возможен только по делам о тяжких и об особо тяжких преступлениях или в случае, если существует реальная угроза применения в отношении потерпевшего, свидетеля, гражданского истца или в отношении их близких родственников, а в исключительных случаях иных лиц насилия, опасного для жизни и здоровья, а также совершения иных преступных действий в целях изменения указанными лицами своих показаний.
  • – Фактические данные, послужившие основанием к производству данного следственного действия, должны содержаться в доказательствах (показаниях свидетелей, потерпевших и т.д.).
  • – Данное следственное действие производится в отношении переговоров лиц, которые могут располагать сведениями о преступлении либо иными сведениями, имеющими значение для уголовного дела.
  • – На момент производства осмотра и прослушивания фонограммы должны быть точно установлены лица, принимавшие участие в зафиксированном на ней разговоре.
  • – Осмотр и прослушивание производятся в присутствии понятых и лиц, телефонные и иные переговоры которых записаны.

Не имеет юридической силы доказательства фонограмма переговоров, когда хотя бы один его участник не установлен и соответственно у органов предварительного следствия не было возможности обеспечить его участие в осмотре таковой.

  • – К уголовному делу приобщается фонограмма в полном объеме.
  • – Должно быть точно установлено, что при осмотре и прослушивании фонограммы не будут нарушены те права и законные интересы как участвующих в ней, так и других лиц, ограничение которых не предусмотрено уголовно – процессуальным законом.
  • – Не унижается честь и достоинство участвующих в искомом действии лиц, а также окружающих.
  • – Не ставится под угрозу здоровье и жизнь лица, за чьими переговорами осуществляется контроль и их запись.

Срок, на который установлено осуществление контроля и записи телефонных и иных переговоров, не может превышать шесть месяцев [16, 459].

По мнению Л.Г. Юриной, фактическими основаниями производства контроля и записи переговоров выступают следующие группы фактических данных: о совершении тяжкого или особо тяжкого преступления; о связи таких преступлений с конкретным лицом либо об осведомленности лица о преступлении или о других фактах, имеющих значение для уголовного дела; о том, что именно посредством телефонной или иной связи могут передаваться сведения, имеющие значение для уголовного дела [22, 461].

READ
Что такое прения сторон в уголовном процессе

Части 1 и 2 ст. 186 УПК РФ перечисляют основания применения контроля и записи телефонных переговоров. Допускается контроль и запись телефонных переговоров при производстве по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения, при наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела [18, 488].

Контроль и запись переговоров как следственное действие представляют собой следующий алгоритм действий следователя:

1. Принятие решения о производстве контроля и записи переговоров. Контроль и запись переговоров могут производиться лишь при наличии оснований, указанных в ч. 1 и ч. 2 ст. 186 УПК РФ. При этом уголовно-процессуальный закон не указывает, из каких источников должна быть получена информация о том, что во время телефонных и иных переговоров могут быть установлены обстоятельства, перечисленные в ст. 73 УПК РФ, либо о том, что в отношении потерпевшего, свидетеля и других лиц высказываются угрозы и т.п. Такие сведения могут быть получены в ходе предварительного следствия или оперативно-розыскной деятельности, а также из сообщений граждан, предприятий, учреждений и т.д.

По смыслу ст. 186 УПК РФ, решение следователя о производстве данного следственного действия фиксируется в постановлении о возбуждении перед судом ходатайства о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров тогда когда имеются основания указанные в ч. 1 ст. 186 УПК РФ либо при наличии оснований, указанных в части второй этой же статьи, отсутствует заявление потерпевшего, свидетеля или близких родственников, родственников и близких лиц о высказывании в их адрес угрозах совершить насилие, о предпринятых в отношении их вымогательстве или иных преступных действиях [2].

Однако и тогда, когда контроль и запись переговоров должны производиться на основании письменного заявления, необходимо выносить постановлении о контроле и прослушивании переговоров, поскольку без такого процессуального акта соответствующие органы, указанные в ч.4 ст. 186 УПК РФ не могут приступить к производству необходимых действий.

Содержание постановления о возбуждении перед судом ходатайства о производстве контроля и записи переговоров установлено в ч. 3 ст. 186 УПК РФ.

В водной части постановления должны быть указаны: место и дата составления постановления; наименование органа предварительного следствия или дознания, классный чин или звание, фамилия, инициалы следователя (дознавателя) и номер уголовного дела.

В описательной части постановления излагаются основания производства контроля и записи телефонных и иных переговоров и указывается норма уголовно процессуального закона (ст. 186 УПК РФ) на основании которой принимается данное решение.

В резолютивной части постановления излагается решение следователя (дознавателя) ходатайствовать перед судом (с указанием конкретного суда) о дате разрешения на производство контроля и записи телефонных и иных переговоров; указываются фамилия, имя, отчество лица, чьи переговоры подлежат контролю и записи; срок осуществления контроля и записи в месяцах; номера служебного и домашнего телефонов, по которым следует производить контроль и записи переговоров; иные переговоры, которые подлежат контролю и записи, с указанием каких именно и по каким видам связи; какому органу поручается техническое осуществление контроля и записи переговоров.

Ходатайство следователя с согласия прокурора направляется в суд по месту производства предварительного следствия или проведения данного следственного действия подлежит рассмотрению судьей в порядке, предусмотренном ст. 165 УПК РФ.

По результатам рассмотрения представленного постановления судья выносит одно из двух решений: о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа. Если судья принимает первое из названных решений, то он выносит постановление о разрешении контроля и записи телефонных и иных переговоров. Далее это решение направляется следователем для исполнения в соответствующий орган. В соответствии со ст. 2 Указа Президента РФ от 1 сентября 1995 г. № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств» «оперативно-розыскные мероприятия, связанные с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, других юридических и физических лиц, предоставляющих услуги связи…, в интересах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся с использованием оперативно-технических средств органов Федеральной службы безопасности».

Непосредственно контроль и запись телефонных и иных переговоров уголовно-процессуальным законодательством не регламентируются и осуществляются по правилам, установленным ведомственными нормативными актами.

2. Истребование (получение) от органа, осуществляющего контроль и запись телефонных и иных переговоров, фонограммы, ее осмотр и прослушивание. Следователь в течении всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в отпечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны дата и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технические средства (ч. 6 ст. 186 УПК РФ). Данное обстоятельство указано в Постановлении начальника Управления внутренних дел Ставропольского края о возбуждении перед судьей ходатайства о проведении снятия информации с технических каналов связи, влекущего ограничение конституционных прав человека и гражданина.

READ
Кто является участниками судебных заседаний и каковы их обязанности в уголовных процессах

Осмотр и прослушивание фонограммы производится по правилам осмотра предметов и документов, установленным в ст. 177 УПК РФ. Осмотр полученной кассеты с фонограммой следует начинать с упаковки, обращая при этом внимание на возможные повреждения и наличие печати. В ходе осмотра кассеты следует обращать особое внимание на наличие или отсутствие признаков, свидетельствующих о возможном внесении изменений.

При прослушивании фонограммы обращается внимание на качество записи, отсутствие каких-либо технических погрешностей, особенности разговорной речи лиц, переговоры которых зафиксированы на фонограмме, а также на содержании самих переговоров, особенно в той части, которая по мнению лица, осуществляющего предварительное расследование, имеет непосредственное отношение к уголовному делу.

В том случае, когда по техническим причинам невозможно прослушать всю запись, содержащуюся на фонограмме, либо ее часть, в протоколе осмотра и прослушивания фонограммы необходимо сделать соответствующую отметку. Это будет основанием для последующего назначения и проведения фонографической или фоноскопической экспертизы.

В зависимости от результатов осмотра кассеты и прослушивания фонограммы, следователь принимает решение о приобщении фонограммы к уголовному делу в качестве вещественного доказательства. Ход и результаты осмотра и прослушивания фонограммы фиксируются в протоколе. Решение следователя о приобщении фонограммы к уголовному делу излагается в постановлении о приобщении к уголовному делу вещественных доказательств.

В водной части постановления должны быть указаны место и время составления постановления; классный чин или звание, фамилия и инициалы следователя (дознавателя); номер уголовного дела и по обвинению какого лица либо по признакам какого преступления оно возбуждено.

В описательной части постановления излагаются основания признания фонограммы вещественным доказательством.

В резолютивной части постановления указывается фонограмма, которая приобщается к уголовному делу, и место ее дальнейшего хранения.

Постановление о приобщении фонограммы к уголовному делу в качестве вещественного доказательства подписывает следователь.

3. Принятие решения о прекращении контроля и записи переговоров и его исполнение. Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок не более, чем 6 месяцев. Проведение контроля и записи переговоров прекращается по постановлению следователя в случае, если необходимость в них отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.

Таким образом, можно отметить, что в настоящее время для осуществления контроль и записи переговоров уголовно-процессуальным законодательством создана прочная основа, которая позволяет эффективно применять технические возможности в борьбе с наиболее организованными, социально-опасными видами современной преступности.

Статья 186 УПК РФ. Контроль и запись переговоров (действующая редакция)

1. При наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, их контроль и запись допускаются при производстве по уголовным делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.

2. При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления – на основании судебного решения.

3. В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров указываются:

1) уголовное дело, при производстве которого необходимо применение данной меры;

2) основания, по которым производится данное следственное действие;

3) фамилия, имя и отчество лица, чьи телефонные и иные переговоры подлежат контролю и записи;

4) срок осуществления контроля и записи;

5) наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи.

4. Постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем для исполнения в соответствующий орган.

5. Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до 6 месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя, если необходимость в данной мере отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.

6. Следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств.

7. О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь с участием специалиста (при необходимости), а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляет протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу.

8. Фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст
READ
Сроки и формы дознания и отличие от предварительного следствия

Комментарий к ст. 186 УПК РФ

1. Контроль телефонных и иных переговоров – это прослушивание и запись переговоров путем использования любых средств коммуникации, осмотр и прослушивание фонограмм (п. 14.1 ст. 5 УПК). Данное следственное действие следует отличать от сходных с ним оперативно-розыскных мероприятий: прослушивания телефонных переговоров, звукового наблюдения, снятия информации с технических каналов связи, контроля сообщений. Однако с точки зрения методов производства между ними нет принципиальных различий, поскольку само техническое осуществление прослушивания и звукозаписи производится оперативными подразделениями технической разведки ФСБ, ОВД, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в условиях конспирации, т.е. оперативно-розыскными средствами. Между прослушивающими переговоры органами и прослушиваемыми лицами нет и не может быть процессуальных правоотношений. Правоотношения возникают только при даче следователем поручения о контроле и записи переговоров, а также при истребовании и оформлении результатов этих действий.

Контроль и запись переговоров необходимо отличать и от сходных с ним следственных действий – выемки почтово-телеграфных отправлений (ст. 185) и получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (ст. 186.1). Между ними существуют два основных отличия. Во-первых, выемка и получение информации состоят в изъятии материальных носителей, либо уже созданных самими участниками письменных переговоров (записки, письма, пейджинговые сообщения, документы электронной почты), либо хранящихся у операторов связи. При контроле и записи переговоров материальные носители – фонограммы – создаются по поручению следователя, поскольку переговоры ведутся устно. Во-вторых, при контроле и записи переговоров основным участником является специализированный орган (подразделение правоохранительных органов), который прослушивает и записывает их, представляет в определенном порядке фонограмму. В выемке и получении информации принимает участие обычный оператор связи, через который передаются сообщения или ведутся переговоры.

2. В качестве специального условия данного следственного действия закон признает наличие производства по преступлению средней тяжести, тяжкому или особо тяжкому (ст. 15 УК).

3. Без судебного решения данное следственное действие производится по письменному заявлению одного из участников переговоров, когда существует реальная угроза совершения насилия, вымогательства в отношении потерпевшего, свидетеля, их близких. При этом, однако, переговоры другого участника переговоров записываются без его согласия и без судебного решения. Это, на наш взгляд, не вполне согласуется с Конституцией РФ, которая предусматривает, что ограничение права на тайну телефонных переговоров допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23) и устанавливает запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ч. 1 ст. 24).

4. Техническое осуществление контроля и записи переговоров уголовно-процессуальными нормами не регулируется. В результате фиксируются переговоры всех лиц, пользующихся определенным телефоном или находящихся в определенном помещении. В то же время процессуальный закон допускает контроль и запись переговоров в отношении определенного лица. Возникает проблема доказательственного значения зафиксированных переговоров других лиц, которые фактически были записаны без судебного решения. Например, прослушиваются переговоры адвоката, подозреваемого в даче взяток. В результате записаны переговоры его супруги по домашнему телефону, других адвокатов по рабочему телефону. Представляется, что законодателю следовало бы установить обязанность органов, осуществляющих прослушивание переговоров, немедленно устранять из записи разговоры лиц, не имеющих отношения к данному делу, а также предусмотреть в законе запрет на использование таких “лишних” записей в качестве доказательств, материалов ОРД и т.д., т.к. они получены без судебного решения, вынесенного в отношении этих лиц.

Статья 186 УПК РФ. Контроль и запись переговоров

1. При наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, их контроль и запись допускаются при производстве по уголовным делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.

2. При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления – на основании судебного решения.

3. В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров указываются:

1) уголовное дело, при производстве которого необходимо применение данной меры;

2) основания, по которым производится данное следственное действие;

3) фамилия, имя и отчество лица, чьи телефонные и иные переговоры подлежат контролю и записи;

4) срок осуществления контроля и записи;

5) наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи.

4. Постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем для исполнения в соответствующий орган.

5. Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до 6 месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя, если необходимость в данной мере отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.

READ
Как проводится допрос обвиняемых в уголовных процессах

6. Следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств.

7. О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь с участием специалиста (при необходимости), а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляет протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу.

8. Фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

Комментарии к ст. 186 УПК РФ

1. Задачи контролирования (записи) переговоров, осмотра и прослушивания фонограммы следующие. Сначала преследуется цель отслеживания всей информации, которая может быть выявлена в процессе прослушивания и записи разговора определенного в постановлении судьи субъекта. Затем в осматриваемой и прослушиваемой фонограмме отыскиваются сведения, имеющие значение для дела. После установления наличия таковых фонограмма постановлением следователя (дознавателя и др.) приобщается к уголовному делу.

2. Условия контролирования (записи) переговоров, осмотра и прослушивания фонограммы.

3. Контроль (запись) переговоров возможен только по делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях или в случае, если существует реальная угроза применения в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц насилия, вымогательства и других преступных действий.

4. Сведения, послужившие основанием к производству данного следственного действия, должны содержаться в доказательствах (показаниях свидетелей, потерпевших и т.д.).

5. Данное следственное действие производится в отношении переговоров лиц, которые могут располагать сведениями о преступлении либо иными сведениями, имеющими значение для уголовного дела.

6. На момент производства осмотра и прослушивания фонограммы должны быть точно установлены лица, принимавшие участие в зафиксированном на ней разговоре.

7. Осмотр и прослушивание производятся в присутствии понятых, а при необходимости специалиста и лиц, телефонные и иные переговоры которых записаны.

8. Фонограмма к уголовному делу приобщается в полном объеме.

9. Срок, на который установлено осуществление контроля и записи телефонных и иных переговоров, не может превышать шести месяцев.

10. Основания контроля и записи переговоров, а также осмотра и прослушивания фонограммы таковы. Фактическое основание принятия решения о контроле и записи переговоров заключается в наличии достаточных данных (доказательств), позволяющих полагать, что во время прослушивания и записи переговоров конкретного лица могут быть получены сведения, имеющие значение для дела.

11. Юридическое основание – постановление судьи (судебное решение).

12. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 2 октября 2003 г. N 345-О информацией, составляющей охраняемую Конституцией РФ и действующими на территории Российской Федерации законами тайну телефонных переговоров, считаются любые сведения, передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов конкретных пользователей связи. Таким образом, сведения о входящих и исходящих сигналах соединения абонентов могут подлежать контролю лишь на основании судебного решения .

См.: Определение Конституционного Суда РФ от 2 октября 2003 г. N 345-О “Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Советского районного суда города Липецка о проверке конституционности части четвертой статьи 32 Федерального закона от 16 февраля 1995 г. “О связи” // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. N 1.

См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2007 г. от 7 ноября 2007 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 2.

13. Процедура получения судебного решения о производстве контроля и записи переговоров следующая. Следователь (дознавателя и др.) с согласия руководителя следственного органа возбуждает перед судом ходатайство о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров, о чем выносится постановление. Рассмотрев указанное ходатайство, судья вправе вынести постановление о разрешении его производства (ч. ч. 1 и 4 ст. 165 УПК).

14. Основания осмотра (прослушивания) и приобщения фонограммы к уголовному делу отличаются от оснований контроля и записи переговоров. Фактическим основанием осмотра и прослушивания фонограммы является наличие в распоряжении следователя (дознавателя и др.) должным образом опечатанной фонограммы и сопроводительного письма к ней, в котором указаны даты и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств. Юридическое основание осмотра и прослушивания фонограммы – постановление судьи об осуществлении контроля и записи телефонных и иных переговоров. Специального постановления о производстве осмотра (прослушивания) фонограммы выносить не требуется.

READ
Доказательства в уголовных делах: сбор, оценка и проверка

15. Соответственно, фактическим основанием приобщения фонограммы к уголовному делу будет наличие закрепленных в протоколе ее осмотра достоверных данных о том, что в фонограмме содержатся сведения, имеющие значение для дела. Юридическим основанием приобщения фонограммы к уголовному делу признается соответствующее постановление следователя (дознавателя и др.).

16. Порядок осуществления контроля и записи переговоров, а также осмотра и прослушивания фонограммы.

17. Принимается решение о необходимости и возможности осуществления контроля и записи переговоров.

18. Выносится мотивированное постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве контроля и записи переговоров.

19. Указанное постановление должно содержать следующие сведения:

а) наименование органа предварительного следствия или дознания, классный чин или звание, фамилия, инициалы следователя (дознавателя и др.), принявшего решение о возбуждении перед судом ходатайства о производстве контроля и записи переговоров;

б) классный чин или звание, фамилия, инициалы руководителя следственного органа, давшего согласие на возбуждение перед судом ходатайства о производстве контроля и записи переговоров;

в) номер уголовного дела, по которому возбуждается ходатайство;

г) основания производства контроля и записи переговоров (доказательства, подтверждающие, что телефонные и иные переговоры лица могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела);

д) ссылка на ст. 186 УПК;

е) наименование суда, перед которым возбуждается ходатайство;

ж) фамилия, имя и отчество лица, чьи переговоры подлежат контролю и записи;

з) срок, на который устанавливается контроль и запись переговоров;

и) виды переговоров, в отношении которых осуществляется контроль и запись, номер телефонов (домашних, служебных);

к) наименование учреждения, которому поручается техническое осуществление контроля и записи переговоров.

20. Получается согласие руководителя следственного органа.

21. В порядке ст. 165 УПК судом принимается постановление о разрешении производства этого следственного действия.

22. Следователь (дознаватель и др.) направляет постановление судьи в учреждение (подразделение), наделенное полномочиями на производство подобных мероприятий и обладающее как соответствующими специалистами, так и техническими средствами.

23. Следователь (дознаватель и др.) истребует от органа, осуществляющего контроль и запись переговоров, фонограмму для осмотра и прослушивания.

24. Фонограмма опечатывается и с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны время начала и окончания записи телефонных и иных переговоров и краткие технические характеристики использованных средств, передается следователю (дознавателю и др.).

25. С участием понятых и при необходимости специалиста, а также лиц, телефонные и иные переговоры которых записаны следователем (дознавателем и др.), производится осмотр и прослушивание фонограммы, составляется протокол.

26. Следователем (дознавателем и др.) выносится постановление о приобщении фонограммы к уголовному делу как вещественного доказательства.

27. Фонограмма хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

28. По общему правилу контроль и запись переговоров прекращается постановлением следователя (дознавателя и др.), когда в применении этой меры отпадает дальнейшая необходимость. Такое постановление должно выноситься также в случае приостановления или окончания предварительного расследования.

Контроль и запись переговоров

Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров является следственным действием, предусмотренным ст. 186 УПК. Структуру этого следственного действия составляют прослушивание и запись переговоров путем использования любых технических средств коммуникации (мобильных телефонов, пейджингов, телетайпов, электронной почты), а также осмотр и прослушивание фонограммы (п. 14.1 ст. 5 УПК).

В техническом отношении эти действия заключаются в подключении соответствующего подразделения МВД или ФСБ России к определенным видам технической связи в целях контроля и записи телефонных и иных переговоров подозреваемых, обвиняемых и иных лиц. Иными лицами могут быть родственники подозреваемого, обвиняемого, а также лица, находящиеся с ними в криминальных связях.

Основанием для прослушивания переговоров подозреваемых, обвиняемых и других лиц является наличие достаточных данных полагать, что ведущие между ними переговоры могут иметь значение для уголовного дела. Лица, ведущие переговоры, могут сообщать сведения о расследуемом преступлении, его участниках, мерах противодействия следствию, которые могут быть использованы следователем в качестве ориентирующей информации при выдвижении следственных версий, проведении следственных действий, а также в качестве средства изобличения виновных лиц.

Контроль и запись переговоров допускается при производстве по уголовным делам о средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения.

Прослушивание и запись переговоров могут осуществляться и при наличии данных о том, что подозреваемый, обвиняемый и другие заинтересованные в исходе дела лица высказывают в адрес потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий. В таких случаях производство записи телефонных и иных переговоров допускается по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления – на основании судебного решения.

Телефонные и иные переговоры при расследовании преступления могут вестись также между защитником и подзащитным. В этом случае прослушивание переговоров недопустимо, так как оно являлось бы нарушением охраняемой законом профессиональной тайны защитника и противоречило бы принципу состязательности сторон в уголовном процессе.

READ
В каких случаях можно подавать на отвод прокурора от дела

В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров указываются: уголовное дело, при производстве которого необходимо применение данной меры, основания, по которым производится данное следственное действие, фамилия, имя и отчество лица, чьи телефонные и иные переговоры подлежат контролю и записи, срок осуществления контроля и записи, наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи.

Ходатайство следователя облекается в форму мотивированного постановления. При положительном разрешении ходатайства следователя судья выносит постановление, которое направляется следователем в тот орган, которому поручается техническое осуществление контроля и записи.

Производство контроля и записи переговоров может быть установлено на срок до шести месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя, если необходимость в данной мере отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по уголовному делу.

Следователь в течение всего срока производства прослушивания переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств. Сведения о технических средствах необходимы для последующего качественного прослушивания фонограммы следователем и в суде и возможного ее судебно-экспертного исследования. Фонограмма должна быть упакована по правилам упаковки вещественных доказательств и удостоверена подписью должностного лица.

При пересылке фонограммы следователю орган, осуществляющий контроль и запись переговоров, обязан принять необходимые меры по ее сохранности и целостности, она должна быть защищена от деформации и размагничивания.

По получении фонограммы следователь производит ее осмотр с целью определения внешнего состояния и прослушивание. Эти действия осуществляются с участием понятых и при необходимости специалиста, а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны. Приглашение участников переговоров для прослушивания фонограммы не является обязательным для следователя. Во избежание разглашения данных предварительного следствия их участие в производстве данного действия может быть не целесообразным. Привлечение к прослушиванию лиц, чьи переговоры записаны, важно в ходе их допроса с предъявлением доказательств. Содержание фонограммы в данном случае может быть использовано в качестве средства доказывания по уголовному делу.

О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь составляет протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по его мнению, имеет отношение к уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе изложить свои замечания.

По окончании составления указанного протокола следователь выносит постановление о приобщении фонограммы в полном объеме к материалам уголовного дела в качестве вещественного доказательства. Фонограмма упаковывается и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования ее посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

По вступлении приговора в законную силу и в случае прекращения дела та часть фонограммы, которая не имеет значения для уголовного дела, уничтожается. Об этом делается отметка в протоколе ее осмотра и прослушивания.

Следует иметь в виду, что следователь вправе поручить проведение прослушивания переговоров органу дознания в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК и Законом об ОРД. В этом случае речь будет идти не о следственном действии, а об ОРМ. Материалы исполненного отдельного поручения – фонограмму и бумажный носитель записи переговоров – оперативный орган представляет следователю в порядке, установленном соответствующими ведомственными нормативными актами. При этом полученная таким путем информация, в отличие от информации, полученной в порядке ст. 186 УПК, имеет не доказательственное, а только вспомогательное, ориентирующее значение.

Когда по закону разрешено проводить контроль и запись переговоров для уголовных дел

Тактика контроля и записи переговоров трактуется в ст. 186 УПК РФ. Это особая форма фиксации сведений граждан, которыми они делятся по телефону, строго контролируемая законодательством РФ. Здесь мы разберем, когда и при каких обстоятельствах используется такой метод получения информации при проведении расследования.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Краткое содержание ст. 186 УПК РФ с комментариями

Это довольно обширная статья, состоящая из восьми частей. В первой из них говорится о том, что контроль и запись переговоров в уголовном процессе допускаются в отношении граждан, подозреваемых в совершении правонарушения, при наличии двух важных условий:

  • при осуществлении расследования преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких;
  • для применения подобной меры нужно судебное решение, которое должно быть принято по ст. 165 УПК РФ.

Справка. Запись переговоров — это следственное действие, под которым понимается фиксация сведений, передаваемых по телефону, путем использования различных технических устройств. Обычно для этого привлекаются соответствующие подразделения ФСБ или МВД.

По ч. 2 ст. 186 УПК РФ контроль и запись телефонных и иных переговоров разрешается, если в отношении пострадавшего, свидетелей или их близких были допущены угрозы. Для этого потребуется заявление в письменном виде от лица или судебное постановление.

READ
Кто является участниками судебных заседаний и каковы их обязанности в уголовных процессах

Согласно ч. 3, в ходатайстве, составляемом следователем, о необходимости применения такого метода расследования должны содержаться следующие сведения:

  • уголовное дело, для расследования которого он нужен;
  • основания, по которым идет следствие;
  • личные данные гражданина, в отношении которого он используется;
  • период применения;
  • название органа, занимающегося фиксацией переговоров.

В ч. 4 указано, что составленный документ направляется следователем в учреждение, которое и будет применять его.

Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до полугода. Его окончание осуществляется по постановлению следователя и если в этом уже нет особой необходимости, но не ранее того, как будет закончено предварительное следствие по делу. Об этом говорится в ч. 5 ст. 186 УПК РФ.

В течение всего периода фиксации переговоров следователь имеет право истребовать записи для того, чтобы их прослушать. Они передаются ему в запечатанном пакете вместе с документом, в котором указываются период применения метода и список технических средств, используемых при этом. Эту информацию можно найти в ч. 6 этой же статьи.

По результатам прослушивания записей следователь составляет протокол в присутствии специалиста и тех граждан, чьи переговоры были прослушаны. Последние имеют право занести в протокол соответствующие замечания. Это содержание ч. 7 ст. 186 УПК РФ.

Согласно ч. 8 этой статьи, записи переговоров приобщаются к материалам дела в качестве вещественного доказательства и хранятся в запечатанном виде таким образом, чтобы их не смогли взять посторонние лица, и в сохранности для дальнейшего использования в процессе судебного производства.

Участниками контроля и записи переговоров определяются следователь, сотрудники подразделений ФСБ и МВД, технические специалисты и т.д.

Когда допускаются контроль и запись переговоров

В криминалистике этот вид следственных действий начал использоваться относительно недавно — с 2001 года. Понятие и сущность контроля и записи переговоров заключаются в том, что органы дознания или следствия поручают соответствующему учреждению прослушивать переговоры граждан с применением специальных средств.

Для использования этого способа потребуются особые основания контроля и записи переговоров, которые могут быть как фактическими, так и юридическими.

Фактические и юридические основания

Фактическими определяются следующие:

  • наличие сведений, позволяющих предполагать, что полученные данные будут иметь особое значение для расследования дела и его разрешения;
  • информация о том, что пострадавший, свидетели или иные лица, причастные тем или иным образом к происшествию, получали угрозы применения к ним насилия.

Юридическими признаются такие:

  • постановление следователя и решение суда в первом случае;
  • его ходатайство с согласия прокурора или его руководителя.

На сколько устанавливается слежка

Контроль и запись переговоров как следственное действие могут применяться в течение полугода. Они прекращаются в случае, когда их необходимость уже отпадает. Например, расследование достигло своей цели: преступник был найден, а все обстоятельства происшествия прояснены.

Однако не допускается прекращение прослушивания до того, как будет окончено предварительное расследование.

В каком случае подобные действия считаются незаконными

Противоправными будут считаться записи переговоров, сделанные не по условиям, перечисленным в ст. 186 УПК РФ.

При этом нужно учитывать, что следователь имеет право поручать проведение прослушивания органу дознания по п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ и ФЗ об ОРД. Тогда это будет считаться уже не следственным действием, а оперативно-розыскным мероприятием.

Записи будут предоставляться следователю в соответствии с нормативно-правовыми актами вместе с письменной формой их фиксации. Цели контроля и записи переговоров в этом случае носят исключительно вспомогательный характер для расследования преступления.

Все остальные случаи, без предупреждения самих граждан, будут считаться правонарушениями, так как ч. 2 ст. 23 Конституции РФ обеспечивает их правом на тайну переписки, телефонных разговоров и т.д.

Как защитить свои права

Если вы подозреваете, что ваш телефон или смартфон прослушиваются, то вы должны знать, что это незаконно сразу по нескольким законодательным актам.

Во-первых, право на тайну телефонных разговоров обеспечивает ст. 23 Конституции РФ, на которую можно ссылаться, так как это главный нормативно-правовой акт страны.

Во-вторых, ответственность за подобные действия предусматривается по ст. 137 и ст. 138 УК РФ. Если в первой предусмотрены наказания за разглашение тайны телефонных разговоров, то во второй — за сбор и получение сведений о личной жизни лиц без их на то разрешения.

Заключение

При проведении предварительного расследования следователь или дознаватель вправе использовать такой метод, как запись переговоров граждан, проходящих по уголовным делам. Однако для этого нужны основания, перечисленные в ст. 186 УПК РФ. В ней же указано, что запись может использоваться только в течение полугода, вплоть до окончания предварительного следствия по делу.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:




Источники:
http://studopedia.ru/3_23406_kontrol-i-zapis-peregovorov.html
http://studwood.ru/1174174/pravo/osnovaniya_protsessualnyy_poryadok_proizvodstva_kontrolya_zapisi_peregovorov_sledstvennoe_deystvie
http://www.zakonrf.info/upk/186/
http://rulaws.ru/upk-rf/CHAST-VTORAYA/Razdel-VIII/Glava-25/Statya-186/
http://studme.org/158011179744/pravo/kontrol_zapis_peregovorov
http://prava.expert/uk/sud/kontrol-i-zapis-peregovorov.html
http://studopedia.ru/8_164682_obvinyaemiy-ponyatie-prava-i-obyazannosti-obvinyaemogo.html

Ссылка на основную публикацию