Работа, справка из военкомата

Посмотрите видео с основателем Службы Помощи Призывникам и узнайте подробнее о справках, выдаваемых военными комиссариатами взамен военного билета.

Документы, подтверждающие право на отсрочку или освобождение от военной службы

Чтобы получить отсрочку от призыва, необходимо в установленный срок представить пакет (различный в каждом случае) документов, подтверждающих право на нее. Момент представления документов определяется ближайшим призывом, следующим за возникновением основания для отсрочки. Все документы представляются в подлиннике.

Вопрос об отсрочке от призыва гражданина, признанного не годным или временно не годным к военной службе по состоянию здоровья, рассматривается призывной комиссией при наличии у него следующих документов:

  • акт исследования состояния здоровья с результатами исследований и диагнозом;
  • выписка из истории болезни, заверенная подписями главного врача, лечащего врача и печатью;
  • лист медицинского освидетельствования с заключением врача-специалиста о категории годности призывника к военной службе и показателе предназначения.

Призывник, постоянно ухаживающий за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, должен представить следующие документы:

  • свидетельство о своем рождении;
  • справку о составе семьи;
  • копии паспортов лиц, нуждающихся в постоянном уходе;
  • решение суда об усыновлении (при необходимости);
  • свидетельства о рождении своих родителей (при уходе за дедушкой, бабушкой);
  • заключение медико-социальной экспертизы о необходимости постоянного постороннего ухода (помощи, надзора) за родственниками;
  • свидетельство об инвалидности (I или II группы) родственника;
  • пенсионные удостоверения родственников;
  • свидетельства о рождении его родных братьев или сестер, не достигших 18 лет.

Одинокий отец, воспитывающий ребенка без матери, должен представить:

  • справку о составе семьи;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • свидетельство о расторжении брака, либо о смерти матери ребенка, либо решение суда о лишении ее родительских прав.

Призывник, имеющий двух и более детей должен представить:

  • справку о составе семьи;
  • свидетельства о рождении детей.

Призывник, имеющий ребенка-инвалида в возрасте до трех лет, должен представить:

  • справку о составе семьи;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • документы, подтверждающие инвалидность.

Призывник, поступивший на работу (на полный день) по специальности сразу после окончания вуза в государственную организацию, входящую в определенный Правительством Российской Федерации перечень, должен представить:

  • справку с места работы с указанием своей должности и специальности, заверенную печатью и подписью руководителя (представляется в военный комиссариат ежегодно);
  • диплом о высшем профессиональном образовании.

Призывник, который окончил специализированный вуз, получил специальное звание и проходит службу в органах внутренних дел, противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в таможенных органах РФ, должен представить:

  • диплом о высшем профессиональном образовании соответствующего направления;
  • справку с места работы (учебы), заверенную печатью и подписью руководителя и печатью учреждения или органа;
  • выписку из приказа о присвоении специального звания.

Для получения отсрочки призывник должен представить, если он учится (очно):

  • в школе (в том числе аккредитованной негосударственной) – справку (форма N 26а);
  • в училище, техникуме, вузе и других учебных заведениях (в том числе аккредитованных негосударственных) – справку (форма N 26);
    Примечание. Справка должна быть заверена печатью и подписана руководителем или заместителем руководителя. Для проходящих обучение на военной кафедре, кроме того – начальником или заместителем начальника кафедры.
  • в аспирантуре (других формах послевузовского образования):

– диплом о высшем профессиональном образовании;

– справка (форма N 26), заверенная печатью и подписью руководителя или заместителя руководителя, с датой и номером приказа о зачислении в аспирантуру и датой окончания программы обучения и защиты квалификационной работы.

Призывник, имеющий право на отсрочку по указу Президента РФ, должен представить справку с места работы, заверенную подписью руководителя и печатью учреждения (ежегодно – в сентябре).

Копии всех документов, а также ежегодные подтверждающие справки хранятся в личном деле призывника.

Для подтверждения факта исполнения ранее военно-служебных обязанностей необходимо представить военно-учетные документы с отметкой, которая ставится в них при увольнении с военной службы.

Для получения освобождения от воинской обязанности в связи с гибелью (смертью) отца или родного брата на военной службе по призыву, необходимо представить:

  • документы, подтверждающие их родство;
  • свидетельство о смерти;
  • извещение воинской части в адрес военного комиссариата об их гибели (смерти) с указанием ее связи с военной службой.
READ
Юридическая помощь по вопросам недвижимости в Москве

Для получения освобождения от воинской обязанности в связи со смертью отца или родного брата вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных на военной службе, после увольнения с военной службы либо после окончания военных сборов, необходимо представить:

  • документы, подтверждающие их родство;
  • свидетельство о смерти;
  • свидетельство о болезни, составленное военно-врачебной комиссией в период военной службы, с заключением о причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания с военной службой;
  • заключение медико-социальной экспертизы о причинной связи смерти с исполнением ими обязанностей военной службы.

Решением призывной комиссии гражданин освобождается от исполнения воинской обязанности или зачисляется в запас. На основании выписки из протокола заседания призывной комиссии ему выдается военный билет.

Работник (призывник) работает с 01.09.2017. У работника имеется удостоверение призывника (принят на воинский учет 22.03.2010). Сотрудник является молодым специалистом, переехал на работу из другой местности, на воинский учет по новому месту жительства не вставал, о смене работы не уведомлял, повестки в военный комиссариат игнорировал. Работодатель об этом работнике (призывнике) не сообщал в военкомат по месту работы, т.к. он был нужен для участия во всероссийских соревнованиях. Работнику исполнилось 27 лет 25.12.2020.
Какие действия необходимо предпринять работнику и работодателю? Обязательно ли нужно работнику обращаться в военкомат по месту жительства о принятии его на учет? Будет ли работник оштрафован (и какой размер штрафа), если обратиться в военкомат о зачислении его в запас ВС РФ и выдачи справки или военного билета? Будет ли оштрафован (и какой размер штрафа) работодатель, если предоставит в военкомат сведения о работнике, который уже работает?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодателю следует проинформировать соответствующий военный комиссариат о заключении трудового договора, а также о факте неисполнения принятым на работу лицом обязанностей в области воинского учета. Вместе с тем руководитель или другое ответственное за военно-учетную работу должностное лицо организации не могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ в связи истечением срока давности.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ “Об обороне” (далее – Закон N 61-ФЗ), подп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ “О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации” (далее – Закон N 31-ФЗ), Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” (далее – Закон N 53-ФЗ) все организации, независимо от форм собственности, обязаны вести воинский учет работников.
Частью первой ст. 65 ТК РФ предусмотрено, что военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при приеме на работу предъявляют работодателю документы воинского учета.
Согласно п. 28 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее – Положение), документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет, являются:
а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, – для призывников;
б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или справка взамен военного билета – для военнообязанных.
Таким образом, в рассматриваемом случае гражданин, поступающий на работу, обязан был предъявить работодателю удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Как следует из вопроса, указанную обязанность работник выполнил.
Согласно п. 7 ст. 8 Закона N 53-ФЗ, п. 9 Положения организациями осуществляется воинский учет граждан по месту их работы в соответствии с законодательством РФ, Положением и методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, утвержденными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации 11.07.2017 (далее – Методические рекомендации).
Так, на организацию-работодателя возложена обязанность по информированию военных комиссариатов о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации (подп. “г” п. 30 Положения), разъяснению гражданам порядка исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ Положением, осуществлению контроля за их исполнением, информирование граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей (подп. “в” п. 30 Положения), а также по определению граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы, и принятию необходимых мер к постановке их на воинский учет (подп. “а” п. 31 Положения).
В соответствии с требованиями Положения организации направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы (подп. “а” п. 32 Положения, п. 29 Методических рекомендаций) по форме, приведенной в приложении N 9 к Методическим рекомендациям.
Вместе с тем сами граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны в двухнедельный срок сообщать в военный комиссариат по месту жительства определенные сведения, в том числе о смене места работы, а также сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания (на срок более 3 месяцев) и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания (подп. “г”, подп. “д” п. 50 Положения).
Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, может привести к привлечению должностных лиц организации к административной ответственности по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ. Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.
Отметим, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в области воинского учета составляет 3 года (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Поэтому, так как трудоустройство имело место 01.09.2017, срок давности истек в 2022 году. Истечение срока давности привлечения к ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). За пределами этого срока вопрос об административной ответственности лица обсуждаться не может (смотрите, например, постановление Верховного Суда РФ от 17.03.2006 N 75-АД06-2). Поэтому мы полагаем, что в рассматриваемой ситуации привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ, работодателя либо его должностных лиц невозможно (смотрите постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.03.2022 по делу N 16-289/2020).
На основании п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2, подп. “в” п. 3, п. 4 ст. 23 и ст. 24 Закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Согласно п. 1 Порядка ведения и хранения справки взамен военного билета, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495 “Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета” справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
Поскольку работник не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, полагаем, что ему может быть выдана только справка взамен военного билета. Выдача военного билета в такой ситуации законодательством не предусмотрена (смотрите, например, решение Октябрьского районного суда г. Кирова Кировской области от 31 июля 2017 г. по делу N 2а-1832/2017, решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми Пермского края от 19 марта 2018 г. по делу N 2а-656/2018).
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 53-ФЗ в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных Законом N 53-ФЗ, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Административная ответственность в области воинского учета в отношении граждан предусмотрена ст. 21.5 КоАП РФ “Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету”, а также ст. 21.6 КоАП РФ “Уклонение от медицинского обследования”.
Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (ч. 1 ст. 328 УК РФ).
Призыв на военную службу определяется в п. 1 ст. 26 Закона N 53-ФЗ и включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Исходя из положений Закона N 53-ФЗ, призыв на военную службу – это не одномоментный акт, в частности, принятие призывной комиссией решения о призыве. Он представляет собой процесс, то есть комплекс последовательно проводимых мероприятий, направленных на комплектование военной организации государства. Уклонение от призыва на военную службу выражается в умышленном невыполнении призывником всех или отдельных обязанностей по призыву на военную службу с целью избежать ее прохождения. В связи с этим уклонение от призыва на военную службу возможно как до, так и после принятия призывной комиссией в отношении гражданина решения о призыве на военную службу.
Поэтому уклонение от призыва на военную службу может быть совершено путем неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы. При этом уголовная ответственность наступает в случае, если призывник таким образом намерен избежать возложения на него обязанности нести военную службу по призыву. Об этом могут свидетельствовать, в частности, неоднократные неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в период очередного призыва либо в течение нескольких призывов подряд, неявка в военный комиссариат по истечении действия уважительной причины и другие обстоятельства.
Кроме того, по каждому делу об уклонении от призыва на военную службу суды должны выяснять, имеются ли предусмотренные ст. 23 и 24 Закона N 53-ФЗ основания, при наличии которых граждане не призываются на военную службу. Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что в соответствии с законом лицо не подлежало призыву на военную службу или подлежало освобождению от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу либо имелись основания для отсрочки от призыва на военную службу, которые существовали до уклонения от призыва на военную службу, суд постановляет оправдательный приговор ввиду отсутствия в деянии состава преступления (пп. 3, 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. N 3 “О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы”).
Таким образом, состав уклонения будет иметь место только в том случае, если лицо не имело законных оснований для освобождения от военной службы. Если в соответствии с законом имелись основания в том числе для отсрочки от призыва на военную службу, то состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 328 УК РФ, отсутствует. Отметим также, что для квалификации преступления по ч. 1 ст. 328 УК РФ в действиях виновного лица в обязательном порядке должен иметь место признак неоднократности, в отсутствие которого привлечение к уголовной ответственности недопустимо (п. 2 раздела “Вопросы квалификации” Обзора судебной практики Челябинского областного суда за третий квартал 2012 года, утвержденного президиумом Челябинского областного суда 23 января 2013 г.*(1)
Следовательно, полагаем, что в рассматриваемой ситуации работодателю целесообразно сообщить работнику о необходимости исполнения им обязанностей по воинскому учёту и об ответственности за их неисполнение, а также проинформировать военный комиссариат по форме, приведенной в приложении N 9 к Методическим рекомендациям (поскольку иной утвержденной для данной ситуации формы не предусмотрено). При этом, как было отмечено ранее, к административной ответственности за несвоевременное сообщение в военный комиссариат сведений о приеме такого сотрудника на работу работодатель привлечен не будет.

READ
Какие льготы для пенсионеров по налогу на имущество?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бездеткина Дарья

Ответ прошел контроль качества

30 марта 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Полагаем, что сам по себе тот факт, что работник уклонялся от исполнения воинской обязанности, поскольку участвовал во всероссийских соревнованиях, не может служить самостоятельным основанием для освобождения от ответственности. При возникновении спора окончательное решение может принять только суд с учетом всех обстоятельств дела.

Для трудоустройства необходима справка, что состою на воинском учёте

Добрый день! Нахожусь в другом городе. Военный билет оставил дома. Доступа ни у кого нет. Для трудоустройства необходима справка, что состою на воинском учёте. Как её быстро получить?

Константин, добрый день.

Фактически при поступлении на работу Вы в силу ст. 65 ТК РФ должны предоставить документы воинского учета, к числу которых указанная Вами справка не относится.

К числу указанных документов, относятся:

— справка, что лицо не проходило военную службу не имея на то законных оснований.

— временное удостоверение, выданное взамен военного билета

Справка о том, что Вы состоите на воинском учете в числе документов воинского учета не называется.

Выдать Вам документы, подтверждающие нахождение Вас на воинском учете в другом городе военкомат по месту Вашего нахождения также не сможет, поскольку Вы на воинском учете по месту нахождения не состоите.

В данном случае, при переезде в другой город сроком более чем на 3 месяца, Вы были обязаны сняться с воинского учета по месту Вашего жительства и встать на воинский учет по месту пребывания/нахождения.

Для подтверждения постановки на воинский учет, Вы сейчас можете обратиться с заявлением в военкомат по месту пребывания о постановки на воинский учет с просьбой выдать Вам временное удостоверение вместо военного билета, например, в связи с его утратой.

Гражданам, прибывшим в отдел (муниципальный) из других административных районов и заявившим об утрате своего военного билета, временные удостоверения выдаются только при наличии у них паспорта гражданина Российской Федерации.

После того, как Вы заберете свой военный билет — заявите в военкомат по месту учета о его обнаружении.

READ
Какие пособия после родов я имею право получить?

Да действительно согласно положениям указанным в ТК РФ Статья 65. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора -http://www.consultant.ru/docum.

Такой документ, как документ воинского учета закреплен положениями приведенной выше статьи закона.

Между тем, если для работодателя достаточно подтверждающей справки, Вы можете решить вопрос с работодателем. т.е. он может Вас принять на работу без предъявления военного билета ведь по Трудовому кодексу РФ нет такой статьи для отказа в приеме на работу к таким основанием как отсутствие у поступающего на работу документов воинского учета, Вы тем более никакой ответственности за его непредоставление работодателю также не несете по закону.

После чего работодатель вправе направить официальный запрос в военкомат по Вашему месту жительства, приложить к нему согласие данное Вами на обработку персональных данных, и Ваше личное заявление о выдаче подтверждающей справки, на что работодателю отправят официальное подтверждение — ответ, если его это устроит.

Тем более, на запрос работодателя юридического лица, а также Ваше заявление военкомат обязан в любом случае ответить согласно требованиям Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ:

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

4. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений… в том числе юридических лиц.

http://www.consultant.ru/docum.

За нарушение приведенного выше федерального закона, предусмотрена административная ответственность согласно статье КоАП РФ Статья 5.59. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан -http://www.consultant.ru/docum.

В дальнейшем когда представится возможность предоставите работодателю военный билет (копию).

Кому выдают справку взамен военного билета?

Проблема с массовой выдачей справок уклонистов лежит на поверхности. Призывники считают, что без повесток они не обязаны являться в военкомат. А комиссариат иногда считает, что ответственность за всё лежит на самом призывнике.

Согласно моей практике, проблем со справкой не испытывают только четыре категории призывников:

  • Которые получили до 27 лет военный билет по здоровью.
  • Которым призывная комиссия после 27 лет присвоила категорию годности «В» или «Д» по здоровью.
  • Которые отслужили (логично).
  • У которых в период с 18 лет и до 27 лет все призывы (за это время их насчитывается 18) были «закрыты» официально оформленными отсрочками. То есть отсрочкой по учебе, работе, социальным или медицинским основаниям.
READ
Получение посылки по доверенности на почте

Во всех остальных случаях позиция военных комиссариатов однозначна и звучит примерно следующим образом: «В Конституции зафиксирована ваша обязанность о прохождении военной службы. И если вы хотя бы один призыв пропустили, то данное действие будет трактоваться как уклонение». Насколько законна или обоснована данная позиция, стоит разбираться в каждом конкретном случае. У нас большое количество судебной практики, где мы добивались отмены таких решений, но тут важны детали.

Итак, чаще всего к нам обращаются люди, у которых не все призывы были закрыты оформленными отсрочками и которым вынесли или планируют вынести решения о справке. Как определить, кому можно помочь оспорить справку, а кому — нет? На этот вопрос отвечаю ниже.

Мы помогаем получать военный билет вместо справки уклониста. Проконсультируйтесь с нами по телефону 8 (800) 333-53-63 или закажите обратный звонок.

Сотрудники СПП

Законодательное регулирование

Справка вместо военного билета – это бланк, который учрежден в 2014 году ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». На основании закона, выдается гражданину после наступления 27 лет, который не служил в армии, и при этом уважительных причин таких действий не имеет.

На основании приложения N 1 к приказу №495 МО Российской Федерации, справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности.

До 2014 года всем гражданам, прошедшим военную службу, выдавался военник. Также оформлялся военный билет и лицам, которые имеют ограниченную категорию годности или не пригодны к армии вообще. При этом делалась соответствующая пометка в бланке. Этот пункт закона остался неизменным.

Уклонистам тоже выдавали военник, но уже после достижения ими 27 лет. С 2014 года ситуация изменилась, и лицам, не прошедшим срочную службу, выдаётся правовой документ в виде справки. Она имеет небольшую оговорку: речь идет о фразе “без уважительных причин”.

И хотя изменения, произошедшие в законодательстве, обеспечили лицам, уклонившимся от армии, оформление легального документа, такие нововведения имеют определённое число нюансов. Считается, что данный бланк является подтверждением не несения армейской повинности и может быть расценен, как недостаток в личностной характеристике гражданина.

READ
Трудовой стаж: для чего нужен

Также одним из значимых изменений в законодательстве является определение временного уклониста. Получить такой статус можно, если не исполнить норму закона и не явиться в военкомат в период старта призывной кампании, которая проходит дважды в год – с 1 октября и 1 апреля. Отсутствие повестки не является уважительной причиной неявки. Важно понимать нормативы закона в этих случаях.

  • Явиться на проведение мероприятий, связанных с призывом в армию по повестке военкомата согласно ч. 1 ст. 31 53-ФЗ.
  • При отсутствии приглашения у мужчины есть обязанность получить повестку. Об этом гласит ч. 2 ст. 31 53-ФЗ.

Не выполнение обязанностей влечёт за собой админотвественность и получение статуса «уклониста».

Кому выдается справка вместо военного билета?

За последние годы в России было выдано немалое число таких справок, которые подтверждают отсутствие службы в армии. Для того чтобы избежать получения документа необходимо своевременно посетить военкомат и при необходимости пройти срочную службу в назначенном сроке.

Гражданин, который до наступления 27 лет так и не прошел службу в армии без предъявления уважительной причины, должен получить справку вместо военного билета. Даже если человек не обращается в военкомат, то подтверждение может понадобиться при трудоустройстве на работу или же ему будет отправлено уведомление.

Справка и военный билет

Налоги и сборы с сумм, выплаченных работнику за военные сборы

Компенсация в размере среднего заработка выплачивается по месту работы. Но источник, из которого осуществляется оплата рабочего дня при вызове в военкомат по повестке, — бюджет. Работодатель в этих отношениях — только промежуточное звено: сначала он выплачивает деньги, затем расходы возмещают ему из бюджета. Все выплаченные работнику суммы учитывают в составе расходов на оплату труда, в силу пункта 6 статьи 255 НК РФ, и облагают:

  • НДФЛ (ст. 209, п. 1 ст. 210, ст. 217 НК РФ, письмо Минфина России от 10.11.2009 № 03-04-05-02/13);
  • страховыми взносами на обязательное социальное страхование ( гл. 34 части второй Налогового кодекса РФ , письма ПФР, ФСС РФ и Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 № 784-19 );
  • взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (нормы Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», письмо ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985).
READ
Компенсация сверхурочных работ

Страховые взносы, исчисленные из среднего заработка, учитываются, в соответствии со статьей 264 НК РФ, как прочие расходы организации. В случае компенсации расходов из бюджета полученные средства отражают в составе внереализационных доходов.

Порядок, как отразить средний заработок сотруднику на время военных сборов в учете, зависит от принятой в работе организации учетной политики. Возможны два варианта отражения таких выплат:

  1. Отнесение на расходы организации в обычном порядке, как и иные выплачиваемые работникам суммы (п. 5, 7 и 16 ПБУ 10/99). В этом случае необходимо сделать следующую проводку: Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 73 — начислена компенсация работникам за время участия в военных сборах.
  2. В связи с тем, что эти выплаты возмещаются из бюджета, возникает не расход, а дебиторская задолженность организации (п. 16 ПБУ 10/99). В этом случае бухгалтеру необходимо сделать такую проводку: Дебет 76 Кредит 73 — начислена компенсация работникам за время участия в военных сборах.

Полученная организацией компенсация за военные сборы не включается в налоговую базу по НДС. Хотя иногда налоговики пытаются усмотреть в этом плату военкомата за услуги по предоставлению работника для выполнения воинской обязанности, но это некорректная позиция. Деньги, перечисляемые военкоматом работодателю, — возмещение расходов, понесенных в связи с выплатой среднего заработка работнику, призванному государством, а не оплата услуги. Потому НДС они не облагаются, что подтверждают и судебная практика, и Минфин.

Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета

Тригнин Владимир

Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.

Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.

READ
Можно ли вернуть в магазин книгу? Порядок и сроки

В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.

Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.

Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).

Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.

В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.

READ
Исправляем кадастровую ошибку

Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.

При этом КС подчеркнул, что поскольку не исключены ситуации, когда гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где он проживал, не проводились связанные с призывом мероприятия), – предполагается , что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разд. III Положения «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации», беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят заключение на основе коллегиальности с учетом всех обстоятельств, вследствие которых гражданин не исполнил его конституционную обязанность.

Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.

Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.

В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.

READ
Cрок исковой давности по разделу имущества после развода

Верховный Суд указал, что лицо не может быть признано не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если повестка ему не направлялась

Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2022 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2022 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2022 г. по делу № 33а-16775/2020).

Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2022 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2022 г. по делу № 8а-19977/2020).

Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.

Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2022 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Ограничения для обладателей справки, заменяющей военный билет

Причины не проходить срочную, либо альтернативную службу у каждого новобранца разные, но последствия незаконного уклонения для всех одинаковы:

  • внушительные суммы штрафов;
  • уголовная ответственность, арест.
READ
Трудовой стаж: для чего нужен

Не стоит рассматривать вариант получения справки уклониста вместо военного билета, как надежный способ оставаться на гражданке.

Теоретически такой метод получения документа возможен, но нельзя забывать, как это отразиться на будущем юноши, какие последствия его ожидают.

Парню при всем желании, даже имея идеальное здоровье, отличные физические данные не удастся пойти на работу в силовые структуры.

Современная молодежь, понимающая, на какие перспективы можно рассчитывать, устроившись в органы, должны осознавать, что наличие справки будет непреодолимым препятствием для построения карьеры.

Ранее вносились предложения о том, чтобы владельцев справок, не служивших в армии без веских причин, лишить возможности получать водительское удостоверение, загранпаспорт, но ограничения были отклонены на стадии рассмотрения.

На данный момент, молодые люди, имеющие справку, полученную вместо военного билета, могут спокойно оформить права, разрешение на оружие и другие документы.

При трудоустройстве в коммерческие организации, бланк, заменяющий «военник», обычно воспринимается положительно, но иногда можно столкнуться с категорическим отказом.

Устройство на работу

Можно ли устроиться на работу со справкой уклониста

Закон четко предусматривает, можно ли со справкой уклониста устроиться на работу госслужащего, — нет, в этом случае работодатель обязан отказывать в трудоустройстве в течение 10 лет. Затем ограничение снимается. Что касается других работодателей, то здесь запретов нет ни в коммерческих организациях, ни в государственных, если это не госслужба.

По закону, руководители компаний не вправе отказать человеку в трудоустройстве. Но на практике прием на работу со справкой уклониста усложняется. Поскольку эта бумага часто вызывает вопросы у потенциальных работодателей по поводу ответственности и серьезности кандидата. А в некоторых ситуациях наличие военного билета предпочтительно, например, в охранных организациях или службе безопасности фирмы.

Далеко не на всех предприятиях захотят официально оформлять гражданина, у которого есть сложности с военкоматом. В таком случае руководство предпочтет не напрямую отказать претенденту, а придумать иную причину, например, недостаточный стаж или уровень квалификации.

Саму процедуру судебных процессов я не буду описывать в данной статье, так как этот процесс уникален для каждого человека. Не бывает двух одинаковых случаев, у всех отношения с военкоматами были разные. Общий смысл заключается в том, что на суде рассматриваются все девять лет жизни человека (с 18 до 27 лет). При этом у юриста от военного комиссариата своя трактовка происходящего, а у нас — своя. Наша задача — предоставить суду все необходимые доказательства правоты клиента в упорядоченной форме, объяснить ситуацию и добиться выдачи военного билета.

Можно и стоит ли добиваться выдачи билета вместо справки

Любой человек вправе доказывать свою правоту и решить, отслужить и получить военный билет, получать справку уклониста или отказаться от нее и обратиться в суд. Все зависит от ситуации, в которой оказался молодой человек. Например, у призывника не получилось вовремя прибыть из-за болезни, по семейным обстоятельствам или других форс-мажорных ситуаций. В таком случае придите в военкомат позже и попытайтесь доказать, что вы не явились по уважительным причинам.

Серьезно подготовьтесь к встрече с комиссией и напишите объяснительную. Например, если вы болели и по этой причине не пришли на призыв вовремя, обязательно предъявите медсправку или выписку из медкарты. Если у вас заболел родственник, то соберите необходимые документы и попросите отсрочку.

Помните: не любая отсрочка признается законной, а только та, которую утвердила призывная комиссия. Если вы учитесь, то обязаны явиться в военкомат и предъявить документы об учебе. И только комиссия, а не вузы, вправе принять решение об отсрочке.

Если мужчина не специально уклонялся от службы, учился, работал и не получал повестки, то он вправе доказать это через суд и получить традиционный документ. Оспорить выдачу бумаги он вправе в течение 3 месяцев с момента ее получения.

Ссылка на основную публикацию