Чтобы отъезд водителя мог считаться покиданием места ДТП, произошедший инцидент должен попадать под определение «дорожно-транспортного происшествия» (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», статья 2).
Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП
Верховный суд разъяснил, когда водитель может не сообщать никому об аварии, уехать с места происшествия и его при этом не привлекут к ответственности за оставление места ДТП.
Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.
Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.
Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.
Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.
Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.
Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.
Оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу
На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.
Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.
Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.
Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом “О безопасности дорожного движения” и Правилами дорожного движения “дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб”.
Само по себе соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие
Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.
То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.
Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.
Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.
В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.
Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.
В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.
Причины оставления места ДТП
На практике существуют несколько популярных ситуаций, при которых водитель уезжает с места ДТП:
- Желание избежать ответственности. В данном случае водитель намеренно скрывается с места дорожно-транспортного происшествия. Чаще всего это происходит при наезде на неподвижное транспортное средство. Второго водителя нет, поэтому велик соблазн оставить место аварии незамеченным.
- ДТП с пешеходом. Еще одна возможная ситуация – наезд на пешехода. Довольно часто пешеход, который не получил серьезных травм и остался в сознании после наезда, пытается как можно скорее скрыться от водителя. В это сложно поверить, но даже у пенсионеров неожиданно открывается второе дыхание и они в мгновение ока скрываются в ближайших дворах. Некоторые водители при этом не вызывают ГИБДД, а уезжают по своим делам.
- Незамеченное ДТП – также достаточно неприятная ситуация. Водитель может не заметить момент очень слабого удара и ненамеренно покинуть место ДТП. Например, автомобиль стоит на светофоре и в него сзади “въезжает” другая машина. Однако удара как такового нет, автомобили лишь касаются рамками номерных знаков. Водитель первого автомобиля скорее всего не заметит подобного столкновения и продолжит движение. И даже несмотря на тот факт, что он не является виновником описанного ДТП, наказание за оставление места ДТП для него также предусмотрено.
Наказание за оставление места ДТП в 2022 году
Ранее действовавшее наказание за оставление места ДТП по Уголовному кодексу, в 2022 году не применяется. Возможны санкции по Кодексу об Административных правонарушениях:
Вид наказания | Когда устанавливается | Нормативный акт |
---|---|---|
Штраф (1000 рублей) | Во всех случаях при оставлении места ДТП | 2ч.Ст.12.27 КоАП РФ |
Лишение водительских прав на срок от 1,5 до 2 лет | По решению суда | |
Арест на срок до 15 суток | По решению суда |
Узнать о назначенных штрафах и других санкциях водитель может на портале Госуслуги, или на сайте ГИБДД. На дом высылают официальное почтовое уведомление, поэтому, даже если водитель оставил место аварии не умышленно, не зная о причиненном им вреде, через некоторое время он будет уведомлен о происшествии государственными службами.
Когда разрешено оставить место ДТП
Правила регламентируют ряд ситуаций, когда водителю разрешено или необходимо покинуть место аварии:
Если в ДТП приняли участие не более 2-х автомобилей, ущерб причинен только транспорту, а пострадавших нет. Также у обоих участников должен быть действующий полис ОСАГО. В таком случае водители имеют право оформить ДТП самостоятельно (зафиксировав схему происшествия, определив виновника и повреждения). При отсутствии разногласий они должны приехать с готовыми и подписанными бумагами в ближайшее отделение ГИБДД.
Если нет другой возможности доставить пострадавшего в больницу, кроме как на машине участника аварии. Тогда допускается покинуть место столкновения, отвезти раненого в медучреждение, там сообщить номер своего транспортного средства, свою фамилию, затем вернуться обратно. Предварительно место аварии нужно сфотографировать или снять на видео. При соблюдении регламента наказание за такую отлучку не последует.
Если столкнувшиеся машины полностью перекрывают движение на дороге. Тогда водители должны подробно и точно зафиксировать все обстоятельства аварии на фото- или видеокамеру, записать фамилии, адреса и телефоны свидетелей. После этого автомобили следует убрать с проезжей части и дождаться прибытия сотрудников ГИБДД.
Если имеет место авария без пострадавших, а участники договорились о погашении ущерба виновной стороной на месте. При этом необходимо оформить расписку об отсутствии взаимных претензий.
Если в данных ситуациях оформить все правильно и соблюсти все требования, то наказание за отъезд с места ДТП не последует.
Какой штраф за оставление места ДТП в 2022 году
Денежного штрафа за такое нарушение нет, наказание серьезнее. За него по закону придется сдать права в ГИБДД на год-полтора или получить 15 суток административного задержания.
Представим, что водитель выезжал из двора задним ходом, и нечаянно задел припаркованную машину. Он торопился и уехал. Он не знал, что грозит за скрытие с места ДТП и решил, что не нанес большого ущерба. Однако соседи потерпевшего записали номер виновника и позвонили в ГИБДД.
Придется ехать на место ДТП и подписывать протокол. Копию протокола отправят в суд — там назначат арест или лишение прав на срок до полутора лет.
Какое наказание грозит скрывшемуся водителю?
Согласно ч.2 ст.12.27 КоАП за умышленное скрытие с места аварии автомобилиста ждет:
- лишение прав на 1-1,5 лет:
- или административный арест до 15 суток.
Обычно суд наказывает водителя лишением прав. Арест применяется довольно редко. Арестовывать не будут женщину в положении, инвалидов I и II групп, госслужащих, матерей, имеющих детей до 14 лет и некоторых других категорий граждан.
Срок лишения прав зависит от нескольких обстоятельств:
- Является ли скрывшийся участник виновной или потерпевшей стороной;
- Тяжесть ДТП (какой ущерб причинен транспортным средствам, пострадали ли люди, осуществлялся ли розыск скрывшегося участника и т.д.);
- Наличие смягчающих обстоятельств.
Местом аварии может считаться не только проезжая часть, но и стоянка, двор, АЗС и любая другая территория, где произошла авария. Не важно, как скрылся водитель, ‒ пешком, на собственной машине или на «попутке», наказание он получит в любом случае. Не станет смягчающим обстоятельством и стресс или конфликт с другими участниками ДТП.
Считается, что автомобилист скрылся, если:
- Он ехал или ушел до оформления европротокола или прибытия госавтоинспекторов;
- Не вернулся после того, как отвез пострадавшего в медучреждение.
Когда можно покинуть место аварии и что еще следует знать водителю?
Дождаться сотрудников правоохранительных органов желательно и по экономическим соображениям. В частности, без оформленных документов по происшествию намного сложнее получить денежную компенсацию, договориться со страховиками. Но иногда ситуация просто требует отъехать, и в отдельных случаях можно полностью избежать наказания. Например, если пострадал пешеход, ему может требоваться медицинская помощь. Не теряя времени, водитель может, и даже обязан доставить его в ближайшее учреждение, где пострадавшему сможет помочь квалифицированный специалист. За само происшествие придётся отвечать, однако за сокрытие ничего не будет – ведь эта ситуация таковым не считается. Однако нужно зафиксировать в присутствии свидетелей положение авто и отдельные детали аварии. Оформление ДТП без сотрудников полиции
Наличие полисов ОСАГО у обоих участников ДТП, отсутствие взаимных претензий и пострадавших людей (то есть, вред причинён исключительно имуществу) позволяет покинуть место аварии без особых последствий. Но при этом количество транспортных средств-участников ДТП не должно превышать двух. В этом случае составляется Европротокол. Бланк Европротокола
[blockquote_2]Не забывайте, что суммы возмещения ущерба по протоколу имеют определенные ограничения, которые не позволят покрыть все расходы при существенных повреждениях. Кроме того, эта ситуация может «пощекотать» вам нервы, если страховая начнет проводить ряд дополнительных экспертиз.[/blockquote_2]
Также позволяется уехать с места происшествия для самостоятельного сообщения соответствующим органам о случившемся (доехать можно до ближайшего поста ДПС). В данном случае также потребуется полное согласие водителей о подробностях ДТП, они должны составить схему аварии, подтверждённую их подписями. Если данные требования не соблюдены, придётся ждать приезда полиции на месте и не перемещаться. Пример схемы ДТП
В то же время любой юрист вам посоветует дождаться ГИБДД, чтобы точно не иметь лишних проблем.
Ответственность водителей за оставление места ДТП предлагается смягчить
По мнению одного из адвокатов, при разработке проекта не был учтен тот факт, что лица, покинувшие место ДТП без прямого умысла, не привлекаются к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП. Второй, напротив, указал, что примеры незаконных привлечений к ответственности водителей по данной статье нередки, однако для решения проблемы достаточно просто правильно применять закон. Третий назвал поправки разумной инициативой, поскольку посчитал действующую меру наказания весьма строгой.
29 июля в Госдуму внесен проект поправок в КоАП РФ (№ 764260-7), касающихся ответственности водителей за оставление места ДТП.
В частности, в абз. 2 ч. 2 ст. 12.27 КоАП («Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием») предлагается указать, что оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места ДТП, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния влечет лишение права управления транспортными средствами на срок до полутора лет. Альтернативными видами наказания могут быть штраф в 10 тыс. руб. и арест до 15 суток.
Как отмечается в пояснительной записке, на практике имеются случаи, когда водитель может не знать, что покидает место ДТП, – это может произойти на парковке, а также на дороге с высоким уровнем шума. Отмечается, что обвинить водителя в том, что он умышленно покинул место происшествия, причинив ущерб чужому автомобилю, может и действующая в корыстных целях преступная группа лиц.
«Как показывает практика, даже в случае если участники ДТП пришли к соглашению и не имеют друг к другу никаких претензий, без оформления европротокола водитель, покинувший место ДТП, может быть привлечен к административной ответственности и лишен права управления транспортным средством минимум на один год», – указано в документе.
Авторы законопроекта также подчеркивают, что водитель может оставить место аварии в экстренных случаях – например, если пассажир, получивший травму, нуждается в срочной медицинской помощи, в машине присутствует женщина в предродовом состоянии и т.д. При этом доказать свою невиновность водитель может только в суде, представив необходимые доказательства.
«Создается впечатление, что авторы документа предлагают наказывать водителей, действительно не заметивших ДТП, но не строго – например, штрафом или лишением специального права минимум на месяц. Но разве это правильно? – отметил в комментарии “АГ” адвокат АК “Бородин и Партнеры” Анатолий Кузнецов. – Если водитель не заметил ДТП, в его действиях нет вины. Нет вины – нет состава административного правонарушения. Отсутствие состава – обстоятельство, исключающее производство по делу об административном правонарушении. Поэтому водителя в данном случае не нужно ни наказывать, ни привлекать к ответственности».
Адвокат полагает, что в пояснительной записке справедливо указано, что даже в экстренных случаях оставления места ДТП водитель свою невиновность будет доказывать в суде. «Но что мешает такому водителю по пути следования уведомить о случившемся ГИБДД, назвать свои данные, номер телефона, сообщить о намерении вернуться к месту аварии и сделать это? – добавил Анатолий Кузнецов. – Кроме того, доказать свою невиновность, к сожалению, не всегда получается в суде первой инстанции. Примеры незаконных привлечений к ответственности водителей по ч. 2 ст. 12.27 КоАП нередки». По мнению эксперта, данную проблему не следует решать таким сомнительным способом, как предлагают авторы поправок, – достаточно правильно применять закон.
Пленум ВС принял постановление о рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных гл. 12 КоАП
Адвокат АП г. Москвы Ольга Вакина отметила, что при разработке законопроекта не был учтен тот факт, что лица, покинувшие место ДТП без прямого умысла, не привлекаются к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП. При этом эксперт сослалась на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 г. № 20, о котором ранее писала «АГ». ВС, в частности, разъяснил, что выбор меры ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП осуществляет суд. При этом в ходе рассмотрения дела выясняется наличие или отсутствие у водителя умысла скрыться с места происшествия. В случае отсутствия умысла лицо не привлекается к административной ответственности.
«Водитель, который покинул место ДТП, чтобы отвезти пострадавшего в больницу, если при этом он позвонил в ГИБДД, службу спасения и сообщил о случившемся, а потом вернулся, не подлежит привлечению к ответственности. А субъекты законодательной инициативы предлагают назначать ему штраф. Это, по их мнению, смягчение ответственности», – отметила Ольга Вакина.
По ее мнению, законопроект, в случае его принятия, будет демотивировать водителя оставаться на месте ДТП. «Получается, что если водитель помял чужую машину, ему лучше рискнуть и уехать? – задалась вопросом эксперт. – Ведь если его не найдут, он избежит выплат за ремонт чужого автомобиля, а если найдут – всего лишь заплатит штраф», – пояснила она.
Старший партнер АБ «Яблоков и партнеры» Ярослав Самородов считает поправки разумной инициативой. «В моей практике было несколько дел, когда водитель, выезжая с парковки, не замечал, что задел другие автомобили. Особенно эта проблема типична для зимы, когда человек реально не понимает, что оставляет место ДТП. Поэтому наказание, которое действует сейчас (лишение прав от года до полутора лет), выглядит чрезмерным», – отметил он.
По мнению Ярослава Самородова, злоупотреблений со стороны водителей в случае принятия поправок не будет, поскольку если автомобилист поцарапал чужую машину и уехал, то очевидно, что он мог и не увидеть этого, а если врезался и помял ее, то не заметить этого он уже не мог.
Смежные штрафы и их размеры
Категорически запрещается принимать наркотические или психотропные вещества после ДТП и до медицинский экспертизы. Это же касается ситуации, когда инспектор останавливает ТС для проверки. Такие нарушения грозят водителю штрафом в размере 30000 рублей, а также лишением водительского удостоверения на 1,5-2 года. Штраф за покидание места ДТП в состоянии опьянения аналогичен.
Это нарушение запрета на вождение в состоянии алкогольного или любого другого вида опьянения, под действием лекарственных препаратов, которые влияют на реакцию, зрение и внимание, в утомленном или болезненном состоянии, которое потенциально ставило под угрозу других участников движения.
Вопросы и ответы
Алексей
Сегодня мне позвонили сотрудники ГИБДД. Они сказали, что я оставил место после ДТП. Три дня назад я выезжал из своего двора на машине, и видимо поцарапал другую машину. Там дорога очень плохого качества, я слышал легкий стук, но даже не подумал, что задел чью-то машину. Кто-то из соседей видимо увидел это и сообщил в ГАИ, может быть даже сам владелец авто. Скажите, могут ли меня лишить прав в такой ситуации и что мне делать?
Ответ
Да, вас могут лишить прав. Чтобы этого не произошло, вам нужно говорить, что не знали об аварии. В этом случае вас не смогут обвинить в умышленном оставлении места ДТП. Только так вам могут оставить права.
Иван
Три дня назад я выезжал из своего двора. В какой-то момент в меня неожиданно врезался парень на скейдборде.
Вышел его отец, мы проверили есть ли какие-то повреждения у автомобиля и у скейтборда. Ничего не нашли. У ребенка тоже не было ни единой царапины. На этом мы и разъехались.
Но вчера вечером мне позвонила его мать и начала требовать денег за аварию. Они сказали, что через день поехали в травмпункт и нашли синяк на руке. После чего отправили эти сведения в ГИБДД. Сейчас мне грозит лишение прав. Что можно делать в такой ситуации?
Ответ
Вам придется обратиться к хорошему юристу или самому придумать как себя будете защищать заранее. Если на машине у вас нет никаких повреждений, то ее можно отправить на экспертизу, чтобы это зафиксировали в заключении. Также нужно говорить, что обращение в травмпункт было не сразу. При этом не было никаких серьезных причин, чтобы это не сделать в первый же час. Если это не поможет, ссылайтесь на малозначительность правонарушения.
Андрей
Мне позвони сотрудник ГИБДД и сказал, что я оставил место ДТП. Оказывается в меня въехал сзади скутер очень легонько и после этого упал. Я слышал какой-то стук, но думал что это была кочка или неровность на дороге. Мне и в голову не пришло, что было какое-то ДТП. Сейчас хотят еще лишить прав.
Ответ
Вам нужно будет говорить, что вы не знали, что было ДТП. Именно это объяснение может помочь вам избежать наказания. Ведь в подобной ситуации вы не предполагали, что были участником ДТП.
Татьяна
Недавно я попала в небольшую аварию. Но не стала дожидаться сотрудников ГАИ, а уехала по своим делам. Второй автовладелец вызвал ГИБДД и они составили протокол об аварии и указали, что я оставила место ДТП. Будет ли теперь страховая выплачивать компенсацию второму водителю?
Ответ
Ваша страховая компания, скорее всего, произведет выплату, но после этого обратится в суд, чтобы вы возместили весь ущерб.
Евгений
Я дал своему другу машину на неделю. Он попал в аварию и скрылся с места ДТП. Сегодня приехали сотрудники ГИБДД и сказали, что я оставил место ДТП. Я им рассказал всю историю, друг тоже всё это подтвердил. Ущерб в аварии незначительный, немного повредили бампер. Какое будет наказание мне?
Законодательством не прописаны четкие сроки ожидания инспектора ГИБДД, поэтому некоторые водители попросту теряют терпение, устают ждать и уезжают. С чисто формальной стороны суд может сделать водителя пешеходом на полтора года, однако если разобраться более детально, отъезд на 500 или даже 1000 метров от места происшествия не является его оставлением. Это скорее нарушение запрета убирать машину с места аварии.
Оставление места ДТП без штрафа
Если вы со вторым водителем претензий друг к другу не имеете, и в ходе аварии никто не пострадал, надо составить схему ДТП и поехать на ближайший пост ДПС для оформления всех документов.
Документы на ближайшем посту ДПС оформлять надо в обязательном порядке. Иногда водители, имеющие полис ОСАГО, этого не делают в надежде на то, что страховая компания все выплатит пострадавшей стороне. Она действительно все выплатит, но только потом взыщет эти деньги с вас.
Следует обратить внимание, что если чьему-то здоровью был нанесен вред или вы со вторым водителем не пришли к полному соглашению, покидать место аварии строжайше запрещено.
Если в ходе ДТП пострадали люди, то их необходимо доставить в ближайшее медицинское учреждение. Когда попутных машин нет, это надо сделать самим участникам аварии, после чего они обязаны вернуться на место ДТП для детальных разбирательств.
Если водитель скрылся с места ДТП, тогда его ждет:
лишение прав на 1-1,5 года или арест на 15 суток
п.2 Статья 12.27 КоАП РФ
Если водитель скрылся с места ДТП, при этом пострадавший получил тяжкий вред здоровью, тогда виновника ждет:
лишение свободы от 3 до 7 лет
п.2 Статья 264 УК РФ