Как изменится кадастровая стоимость земли в 2022 году?

Теперь никакие справки об отсутствии долгов предоставлять не нужно, все необходимые сведения должны быть получены компетентным органом по каналам межведомственной связи, уточнила Богданова. По ее словам, на субсидию имеют право семьи, в которых доля расходов на ЖКУ составляет более 22% доходов, а также некоторые категории льготников.

Как изменится кадастровая стоимость земли в 2022 году?

В 2022 году в Ростовской области начнется работа по государственной кадастровой оценке в отношении всех учтенных в ЕГРН земельных участков, а в 2023 году – объектов капитального строительства. Мы решили расспросить специалиста по землеустройству, доцента кафедры «Экономика природопользования и кадастра» ДГТУ Вячеслава Полякова о принципах землеустройства, межевания земель и кадастровой оценки объектов недвижимости.

– Вячеслав Владимирович, с чем связано проведение государственной кадастровой оценки недвижимости по новым правилам?

– Недвижимости много и с каждым годом становится все больше. Важно понимать, что к объектам недвижимости относятся не только здания, строения, сооружения, но и земельные участки. На сегодняшний день кадастровая оценка объектов проведена, но база периодически обновляется, методики совершенствуются. При оценке необходимо учесть огромное количество показателей, которые со временем могут меняться – и вместе с ними меняется кадастровая стоимость земли или объекта. Например, рядом с земельным участком построили развязку, стал ходить транспорт – соответственно, его стоимость повысилась. Наоборот, участок сельхозназначения был загрязнен, плодородие снизилось – в этом случае цена участка упадет. В обоих случаях нужно пересчитывать.

Кадастровая стоимость «живая», она периодически должна меняться, отражая изменения в экономике.

Предстоящее проведение государственной кадастровой оценки недвижимости будет проходить по усовершенствованным механизмам. Новая оценка приблизит кадастровую стоимость к рыночной, уменьшит количество обжалований в случае спорных вопросов.

– Из чего складывается кадастровая стоимость объекта?

– Методики расчета кадастровой стоимости для разных категорий объектов различаются. При оценке земель сельхозназначения основным ценообразующим фактором выступает плодородие почвы, которое измеряется баллом бонитета (бонитет – количественный показатель, отражающий реальное или потенциальное качество природных объектов, определяющий их экономическую ценность, – прим. авт.). В Ростовской области самый высокий балл у земель Азовского и Кагальницкого районов. Самый низкий – у юго-восточных районов, где качество почвы существенно ниже.

В городах при кадастровой оценке учитываются показатели транспортной доступности, вид разрешенного использования. Идеально ровный участок в парке под озеленение или велодорожки будет стоить копейки, точно такой же участок неподалеку может стоить огромных денег, если он выделен под строительство торгово-развлекательного комплекса. Данные кадастровой оценки ложатся в основу расчета имущественного налога.

– Как происходит межевание земель? На какие документы опираются при этом, какие технологии используют?

– Земельный участок представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить её (поверхность) в качестве индивидуально определённой вещи.

Межевание необходимо для четкого разграничения, где какие земли находятся, и определения их функционала, то есть отнесения их к различным категориям. У нас в стране определены семь категорий земель: сельскохозяйственные; населенных пунктов; промышленного и иного специального назначения; особо охраняемых природных и историко-культурных объектов и территорий; лесного фонда; водного фонда; земли запаса. На землях населенных пунктов можно строить, на землях сельхозназначения и особо охраняемых территориях строить нельзя.

Внесение сведений об объектах недвижимости в Росреестр позволят закрепить сферы ответственности различных ведомств и муниципальных образований: к примеру, чья дорога, кто ее будет содержать. При четко установленных границах будет проще осуществить контроль. На сегодняшний день специалисты могут установить границы территориальных зон с точностью до 10 сантиметров. Для этого сейчас внедряют много цифровых сервисов.

Работы по координированию границ объектов недвижимости выполняют геодезисты, используя беспилотные летательные аппараты, электронные тахеометры (тахеометр – геодезический инструмент для измерения расстояний, горизонтальных и вертикальных углов, – прим. авт.) и т. д. Кадастровые инженеры работают с документами, при необходимости – со старыми архивными исходниками. В большинстве случаев работать с архивами приходится при установлении границ земель сельхозназначения. Специалисты поднимают материалы начала 90-х годов, когда происходило реформирование бывших колхозов и совхозов. Если нужны данные по землям населенных пунктов, работаем с инвентарными книгами и архивными документами, членскими книжками садоводов, дачников.

READ
Денежное довольствие военнослужащих в 2022 году

– Как решаются спорные вопросы между субъектами РФ, муниципальными образованиями и населенными пунктами? Есть ли территориальные споры между Ростовской областью и другими субъектами?

– Границы Ростова-на-Дону и Ростовской области, как и границы всех субъектов, установлены законом. За последние 10 лет сделан большой шаг в области ведения кадастра: земельные участки всех категорий и объекты недвижимости вносятся в единую базу данных.

На сегодняшний день явных споров, касающихся принадлежности каких-то населенных пунктов к той или иной территории, в Ростовской области нет. Но есть огромное количество локальных проблем, связанных с установлением границ при определении, чья это лесополоса или балка. Такие вопросы возникают с Краснодарским краем, Волгоградской областью, Калмыкией. Они решаются в рабочем порядке.

– Другими словами, есть сельхозугодия, которые, например, находятся и в Ростовской области, и в Краснодарском крае?

– В 2000-е базы Роснедвижимости заполнялись в экстренном порядке, что не могло не спровоцировать массу технических ошибок, в том числе ошибочных включений земельных участков Ростовской области в состав Краснодарского края и наоборот. Некоторые участки отнесены одновременно к двум регионам. Такие неточности в данных могут служить для владельцев серьезным препятствием при осуществлении сделок. Действующим законодательством предусмотрен механизм исправления реестровых и технических ошибок, со временем их становится все меньше и меньше.

Много дублей и в реестрах недвижимости: раньше учетом квартир занималось БТИ, сейчас эта функция отошла Росреестру. При передаче и оцифровке архивов качество исходников в каких-то случаях было плохим, что и вызывало путаницу.

– Широко распространена практика, когда в населенном пункте землю завода передают под строительство жилых объектов. Расскажите, как и при каких условиях можно менять категорию объекта?

– В границах Ростова-на-Дону расположены различные территориальные зоны: рекреационная или парковая, зона промышленных объектов различного класса вредности, с различными санитарными ограничениями и т. д. Трансформация из промышленной территориальной зоны в зону жилой застройки осуществляется путем корректировки правил землепользования и застройки. Если говорить о Ростове-на-Дону, то такая корректировка утверждается в городской думе, после чего соответствующие изменения вносятся в правила землепользования и застройки.

В соответствии с правилами землепользования и застройки для каждого земельного участка установлен свой правовой режим. Учитывается и градация промышленных объектов, степень опасности объекта: автосервис или крупный машиностроительный завод могут находиться в городе, а вот атомная станция, химзавод или мусороперерабатывающий комплекс – нет.

– Можно ли сегодня самовольно захватить землю, использовать ее или построить на ней объект?

– Можно все, но у такого действия будут последствия. Есть масса прецедентов, когда самозахват приводил к порче земельных ресурсов, загрязнению, захламлению, снижению плодородия. В Ростовской области земли сельхозназначения периодически попадают в руки к нерадивым недропользователям, которые добывают там камень, песок, общераспространенные полезные ископаемые без оформления соответствующих документов и без соблюдения технологий. Последствием такого самовольного пользования землей может стать административное или даже уголовное наказание.

– Сегодня в Ростове-на-Дону остро стоит вопрос об изъятии частных земель на улицах Малиновского и Вавилова. Расскажите подробней, как переходит такая передача.

– Статья 56.3 Земельного кодекса определяет условия изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд у физических и юридических лиц. Для изъятия должны быть четко установлены цели. Иван Иванович Иванов никогда не изымет у соседа земельный участок для строительства своего дома. Необходимость изъятия объекта должна быть обоснована документами территориального планирования, иметь высокую социальную значимость или же изыматься в целях исполнения международных обязательств, как это было при строительстве объектов для Зимней олимпиады в Сочи или чемпионата мира по футболу.

READ
Оформление бесплатного питания в школе в 2022 году

Социально-экономическая значимость моста на Малиновского не вызывает вопросов. Это не просто слова, это подтверждается массой документов территориального планирования. Объект есть в транспортной схеме, в генеральном плане города, где показана его значимость. На основании этого выпускается распоряжение об изъятии. На дату получения уведомления об изъятии городом была проведена оценка. Та же история с Вавилова: проект утвердили, включили в комплексный план. Сейчас уже начинается оценка недвижимости.

В случае изъятия собственник может либо получить возмещение стоимости объекта, либо равнозначную замену. Последнее больше подходит для фермеров. В любом случае это болезненное решение для собственников. Но это тот случай, когда органам власти приходится отстаивать приоритет общественного блага перед частными интересами.

В Москве завершилась государственная кадастровая оценка недвижимости

Кадастровая стоимость жилья и коммерческой недвижимости определена для 7 миллионов объектов недвижимости.

В Москве проведена государственная кадастровая оценка (ГКО) в отношении семи миллионов объектов недвижимости, в том числе более 342 тысяч земельных участков. Это позволит сформировать новую базу для расчета налога на имущество и земельного налога, а также платежей за городскую недвижимость, которая будет действовать в столице с 1 января 2022 года. Об этом рассказал министр Правительства Москвы, руководитель Департамента городского имущества Максим Гаман.

«Государственная кадастровая оценка, согласно федеральному закону №237, может проводиться в Москве каждые два года. Последний раз она проходила в 2018 году, срок очередного оценочного тура был перенесен из-за пандемии коронавирусной инфекции с 2022-го на 2022 год. По итогам ГКО с 1 января 2022 года вырастет кадастровая стоимость жилой недвижимости – в среднем на 21 процент. Это связано с резким ростом цен на квартиры, который в 2022 году составил около 40 процентов. Что касается коммерческих объектов (офисы, ретейл и другие нежилые здания и помещения), то они «подорожают» в кадастровом выражении на 4-8 процентов при росте рыночных показателей в пределах 8-11 процентов», – сообщил Максим Гаман.

Кадастровую стоимость недвижимости в Москве определяет ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования» по состоянию на 1 января 2022 года. Налогооблагаемой базой она станет с 2022 года. Помимо этого, «кадастр» применяется городом для определения размеров арендной платы или цены при продаже земельных участков, величины административных штрафов за нецелевое использование объектов недвижимости, а также для установления платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка и при совершении других операций с принадлежащей городу недвижимостью.

«На кадастровую стоимость влияют ценообразующие факторы. Это могут быть данные как о самом объекте недвижимости: год постройки, материал стен, этаж расположения, так и характеристики окружения – место расположения, наличие рядом парка или, наоборот, промзоны, удаленность от станций метро, МЦК, крупных дорожных магистралей. Для объектов ретейла имеет значение нахождение на улицах, образующих «торговый коридор». Специалисты «Центра имущественных платежей и жилищного страхования» собрали, обработали и систематизировали большой массив информации, необходимой для расчета кадастровой стоимости. Это данные Росреестра, органов исполнительной власти, технической инвентаризации и сведения из других достоверных источников», – отметил генеральный директор ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования» Дмитрий Ковалев.

Предварительный расчет кадастровой стоимости объектов был опубликован 20 сентября 2022 года на сайтах ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования» и Росреестра (в разделе «Фонд данных государственной кадастровой оценки»). До 4 ноября 2022 года все заинтересованные лица могли ознакомиться с ним и высказать свои замечания. В 2022 году появилась возможность подать замечания в онлайн-формате на портале mos.ru с использованием электронного сервиса «Отправка замечаний к проекту отчета об итогах государственной кадастровой оценки».

READ
Изменения ПДД с 8 декабря 2022 г. Что ожидает водителей?

Итоговый отчет подготовлен с учетом поступивших замечаний. Результаты кадастровой оценки утверждены распоряжением Департамента городского имущества от 15 ноября 2022 года и опубликованы на mos.ru. Теперь их внесут в Единый государственный реестр недвижимости.

Если заинтересованные лица не успели направить замечания к проекту отчета, то они вправе подать в ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования» заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в течение пяти лет со дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Сделать это можно, в том числе, с помощью электронного сервиса «Исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости» на mos.ru.

Последний раз кадастровую стоимость жилья и коммерческой недвижимости в столице определяли в 2018 году. «Кадастр» является базой для расчета имущественно-земельных налогов, административных штрафов и различных платежей при операциях с городскими помещениями, зданиями и земельными участками.

Государственная кадастровая оценка: изучаем нововведения

Федеральный закон от 31 июля 2022 г. № 269-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” были внесены изменения в законодательство в сфере государственной кадастровой оценки. Большая часть поправок уже вступила в силу (11 августа 2022 года), однако для некоторых положений предусмотрены иные сроки.

Отметим основные нововведения.

Применение сведений о кадастровой стоимости.

Поправками в Федеральном законе от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке” закреплено правило о ретроспективном применении кадастровой стоимости объекта недвижимости (в том числе используемой для налогообложения). Если исправление ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, привело к ее уменьшению, то новое значение будет распространено на весь период со дня начала применения сведений о кадастровой стоимости.

А в Законе об оценочной деятельности теперь предусмотрено, что в случае наличия нескольких применяемых в один момент времени кадастровых стоимостей, определенных на одну дату, применяется наименьшая из таких стоимостей.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Периодичность проведения государственной кадастровой оценки.

Поправками предусмотрена единая периодичность проведения государственной кадастровой оценки. Очередная оценка будет проводиться через 4 года с года проведения последней оценки, а в городах федерального значения – в случае принятия мэром соответствующего решения – через 2 года.

  • в отношении проведения оценки земельных участков – с 1 января 2022 года;
  • в отношении проведения оценки зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест – с 1 января 2023 года.

При этом во всех субъектах РФ без учета ограничений по периодичности в обязательном порядке будет проведена:

  • в 2022 году – государственная кадастровая оценка земельных участков;
  • в 2023 году – государственная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест.

До 2022 году в отношении земельных участков и до 2023 году в отношении зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест сохранится прежняя периодичность проведения оценки. Важный нюанс: оценка не должна проводиться, если решение о ее проведении принято менее чем за шесть месяцев до 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, предусмотренного таким решением.

Исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, можно будет подать в течение 5 лет со дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости. Сейчас это можно сделать в период, пока кадастровая стоимость актуальна.

Уточняется, что в случае принятия решения об удовлетворении заявления об исправлении ошибок и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетное учреждение обязано проверить, допущена ли выявленная ошибка в отношении иных объектов недвижимости, в том числе соседних, смежных, однотипных. При выявлении соответствующих ошибок кадастровая стоимость таких объектов недвижимости также пересчитывается.

READ
Сколько часов должен работать инвалид в 2022

Эти положения начнут применяться с 2022 года.

Ответственность руководителей бюджетных учреждений, определяющих кадастровую стоимость.

С 11 августа 2022 года введено новое основание для увольнения руководителей бюджетных учреждений. Трудовой договор с лицом, осуществлявшим руководство бюджетным учреждением в течение календарного года, подлежит расторжению по инициативе работодателя в случае принятия судом в соответствующем календарном году 100 и более решений, вступивших в законную силу, которыми удовлетворены заявления об оспаривании решений бюджетного учреждения об отказе в пересчете кадастровой стоимости в соответствии со ст. 21 Закона о государственной кадастровой оценке, при условии, что доля таких решений бюджетного учреждения превышает 20% от общего количества решений этого учреждения, принятых в соответствии со статьей 21 Закона.

Также предусмотрено, что лицо, осуществляющее руководство бюджетным учреждением, не должно иметь фактов расторжения трудового договора с ним по приведенному основанию в течение трех лет, предшествовавших дню его назначения на должность руководителя бюджетного учреждения или возложения на него обязанностей руководителя бюджетного учреждения.

Установление кадастровой стоимости вместо рыночной.

Статьей 22 Закона о кадастровой оценке предусмотрен порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Согласно положениям этой статьи результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в соответствующей комиссии в случае ее создания в субъекте РФ или в суде. По итогам рассмотрения заявления комиссией принимается решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или об отклонении заявления.

Вместе с тем с 11 августа 2022 года в Законе о кадастровой оценке появилась ст. 22.1 “Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости”, введенная, по сути, взамен ст. 22 Закона. Согласно новой статье, устанавливать кадастровую стоимость в размере рыночной по заявлению заинтересованных лиц будет бюджетное учреждение. При этом предусмотрено, что решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

По общему правилу, ст. 22 Закона о кадастровой оценке утратит силу лишь 1 января 2023 года. Однако перейти к применению новых правил, предусмотренных ст. 22.1 закона № 237-ФЗ, можно и раньше – соответствующее решение может принять высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. В этом случае положения ст. 22 Закона о кадастровой оценке применяются до дня, указанного в таком решении.

На время переходного периода применения упомянутых ст. 22 и 22.1 Закона о кадастровой оценке (до 1 января 2023 года) установлен ряд особенностей.

Предусмотрен целый ряд иных нововведений. Так, например, орган регистрации прав будет проверять проект отчета об итогах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на соответствие не только формальным требованиям к отчету, но и методическим указаниям о государственной кадастровой оценке. Это положение вступит в силу 1 января 2022 года.

Как изменится кадастровая стоимость земли в 2022 году?

Как и раньше, вариантов, в каких случаях гражданин вправе обжаловать кадастровую оценку, два.

Вариант 1 — ссылаться на то, что в данных или при расчетах была ошибка.

Вариант 2 — рассчитанная кадастровая стоимость оказалась выше рыночной. Тогда можно требовать, чтобы кадастровую стоимость снизили до рыночной.

Этот момент теперь прописан подробнее.

Ошибка — это, в самом простом случае, описка, опечатка, арифметическая ошибка или что-то в том же роде, но так или иначе повлиявшее на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости.

READ
Банк продал долг по кредиту, что делать

Классический случай — когда в площади квартиры затесался лишний нолик. Или кадастровую стоимость квартиры посчитали, исходя из площади всей многоэтажки (было такое у одного из сотрудников «КП»).

Еще вариант ошибки — несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке.

О чем тут может быть речь?

Ошибкой, в частности, будет считаться, если оценщик неправильно учел условия, которые влияют на стоимость недвижимости. Как то: местоположение, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории.

Ну скажем, у вас садовый участок (земля сельхозназначения). А вам кадастровую стоимость рассчитали как для земли под индивидуальное жилищное строительство, которая дороже.

Здесь предполагаются упрощения. При обоих вариантах оспаривания заявление можно будет подать через многофункциональный центр (МФЦ) или непосредственно в бюджетное учреждение, которое занимается государственной кадастровой оценкой (да, теперь это только бюджетные учреждения, никаких частников). Раньше надо было идти в специальную комиссию или сразу в суд.

При варианте 1 (ошибка) подается заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Там нужно обосновать, в чем ошибка, и при необходимости приложить подтверждающие документы.

При варианте 2 (рассчитать по рыночной стоимости) нужно составлять заявление об установлении кадастровой стоимости недвижимости в размере ее рыночной стоимости. К нему должен быть приложен отчет (он был нужен и раньше — и на него, увы, придется потратиться) об оценке рыночной стоимости недвижимости. В этом случае остается возможность и обратиться в суд — если чиновники отказали.

Не совсем. Есть подвижки.

Приняв от кого-то заявление об ошибке, бюджетное учреждение, которое занимается кадастровой оценкой, должно в том числе определить, эта ошибка единичная или системная. То есть, скажем, касается одной отдельно взятой квартиры или всего дома. Если ошибка системная, исправить ее должны — и пересчитать кадастровую стоимость — у всех, кого это касается.

Характерный пример. Дом аварийный, но при определении кадастровой стоимости это не учли. Кто-то один из жильцов подал заявление, где указал на эту ошибку. Быть благодарны за это ему должны будут все собственники квартир в этом доме, потому что им кадастровую стоимость — с учетом аварийности дома — тоже пересчитают. И им уже для этого никуда ходить с заявлениями не надо.

Еще один момент, даже более важный. Усовершенствован сам механизм кадастровой оценки и переоценки.

  • Государственные бюджетные учреждения, которые теперь этим занимаются вместо частных оценщиков, будут получать больше данных, в том числе от Росреестра.
  • С 2022 года будет установлен единый цикл кадастровой оценки и единая дата оценки: раз в четыре года для большинства регионов, раз в два года для городов федерального значения — по их решению). Это позволит избежать ситуаций, когда, как поясняют в Росреестре, собственники недвижимости оказываются поставлены в неравные условия. Известная ситуация, когда на два одинаковых садовых участков, расположенных через дорогу, земельный налог почему- то отличается в два раза. А просто один из них оценили позже — и кадастровая стоимость оказалась выше.
  • Для тех ситуаций, когда цены на недвижимость резко падают, предусматривается отдельный механизм пересчета кадастровой стоимости. На этот случай будут высчитывать еще и индексы рынка недвижимости. Если этот индекс для какого-то региона снизится более чем на 30%, кадастровую стоимость пересчитают в меньшую сторону автоматом, не дожидаясь, пока там придет время делать новую оценку.

Тут тоже прописано новшество.

READ
Как выбрать оквэд для ип 2022

— Крайне важно для налогоплательщиков новое правило: ошибка в определении кадастровой стоимости будет исправляться ретроспективно, если исправление приводит к уменьшению кадастровой стоимости, — объяснил корреспонденту «КП» исполнительный директор юридического бюро «Падва и Эпштейн» Антон Бабенко. — В то же время, в случае ее увеличения, новая кадастровая стоимость будет применяться лишь со следующего года.

Что это означает, если без юридических сложностей? Если кадастровая стоимость изменена в меньшую сторону, меньший налог вам насчитают уже за тот год, когда это произошло. А если в большую — только за следующий.

Это была одна из претензий к системе кадастровой оценки. Кадастровые оценщики что-то насчитали «с потолка» и перепутав данные, местные власти все это благополучно утвердили — и все «чистенькие». А расплачиваются граждане, которые вынуждены либо платить взятые с потолка налоги, либо бегать по инстанциям и за свой счет бороться за справедливость.

Теперь, как минимум, одна категория ответственных в законе обозначена. Это директора тех бюджетных учреждений, которые проводят кадастровую оценку. Тут система будет такая. Если доля подтвержденных судом отказов этого самого бюджетного учреждения исправить завышенную кадастровую оценку (то есть гражданин обратился сначала обычным порядком, через МФЦ, с требованием снизить кадастровую оценку — ему отказали, затем он пошел с тем же в суд и его выиграл) превысит 20%, директор учреждения лишится должности.

Как изменятся правила кадастровой оценки?

Кадастровая стоимость периодически пересматривается, а владельцы недвижимости периодически судятся. В попытках изменить правила игры, был принят Федеральный закон от 31.07.2022 № 369-ФЗ, в котором изменен порядок оспаривания кадастровой стоимости и периодичность оценки.

Как показала практика, за годы проведения оценок государственными бюджетными учреждениями (ГБУ) допускались различного рода ошибки при расчете кадастровой стоимости.

Исправление даже незначительных ошибок занимало много времени.

Сейчас эта процедура упростилась. Причина возникновения ошибок кроется в массовости проведения оценки — «крупными мазками», не учитывая индивидуальные характеристики объекта. А объект может находиться в ветхом состоянии на определенной территории, поэтому «причесывать под одну гребенку» такие объекты нельзя.

Немало допускалось и технических ошибок. Например, опечатка, неправильный адрес объекта недвижимости.

Ошибки, которые допущены при определении кадастровой стоимости недвижимости, можно исправить в течение 5 лет с момента внесения сведений в ЕГРН о кадастровой стоимости. Соответственно, с 1 января 2022 г. в течение 5 лет можно подать и заявление в ГБУ об исправлении ошибок (п. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ). Ранее заявление можно было подать только в том периоде, пока кадастровая стоимость недвижимости актуальна.

Начиная с 2022 г., заявление об исправлении ошибок подается по новой форме, утв. Приказом Росреестра от 06.08.2022 № П/0286.

Новая форма подразумевает возможность подачи заявления сразу на несколько объектов недвижимости, что значительно сокращает время на бумажную волокиту.

Заявление об исправлении ошибок можно подать несколькими способами:

  • в бумажном варианте, обратившись непосредственно в ГБУ;
  • в электронном виде через интернет, подписав усиленной электронной подписью;
  • через МФЦ;
  • по почте;
  • через портал госуслуг.

При этом в «кадастровом» Законе четко прописано, что если ГБУ принимает решение об исправлении ошибок, то оно должно проверить нет ли ошибок в отношении иных объектов недвижимости, в том числе соседних и смежных, однотипных объектов (п.15 ст. 21 Закона № 237-ФЗ).

То есть если собственник указал один объект недвижимости, но у него несколько таких однотипных объектов, ГБУ должна без заявления на эти объекты исправить ошибки.

Срок для рассмотрения заявления об исправлении ошибок составляет 30 дней (п. 16 ст. 21 закона № 237-ФЗ). Затем ГБУ пересчитывает кадастровую стоимость в течение 45 дней с даты подачи заявления. После вынесения решения в течение 3 рабочих дней ГБУ уведомляет собственника недвижимости. И в этот же срок ГБУ передает сведения об изменении стоимости в Росреестр для внесения новой стоимости в ЕГРН.

READ
Как поступить, чтобы признали право собственности

Кадастровая оценка изменится

Владельцы объектов недвижимости уже знают, что кадастровая стоимость объектов – будь то здание или земельный участок – является основополагающим фактором при налогообложении, и уделяют процедуре Государственной кадастровой оценки (ГКО) пристальное внимание. По новым правилам ГКО стала проводиться с введением в действие закона “О государственной кадастровой оценке” (N 237 – ФЗ). И с момента переоценки кадастровая стоимость большинства объектов недвижимости возросла в несколько раз.

Фото: Сергей Михеев/ РГ

Сейчас в данный закон внесены очередные изменения. Прежде всего увеличена ответственность государственных оценщиков.

В законе государство расширяет полномочия государственных бюджетных учреждений (ГБУ), занимающихся ГКО, в области сбора информации об объектах для формирования кадастровой стоимости и ужесточает контроль.

В частности, вводятся дополнительные основания для увольнения директоров ГБУ. Так, в случае принятия судом в соответствующем календарном году ста и более решений, вступивших в законную силу, которыми были удовлетворены иски об оспаривании решений бюджетного учреждения об отказе в пересчете кадастровой стоимости, директор ГБУ может быть уволен.

При этом в законе есть оговорка, что доля таких судебных решений не должна превышать 20 процентов от общего количества решений, принятых по оспариванию кадастровой стоимости данным госучреждением.

Еще одним нововведением в закон “О кадастровой оценке” станет изменение периодичности проведения ГКО.?При этом в отношении городов федерального значения периодичность сохранится, и здесь кадастровая оценка будет проводиться один раз в два года. В других регионах ГКО будет проводиться раз в четыре года.

Уточнив по среднему арифметическому периоды проведения ГКО, закон говорит о том, что регионам не следует затягивать с проведением кадастровой оценки и к концу 2022 года должно быть завершено проведение ГКО всех земельных участков, а к концу 2023 года – всех зданий, строений, сооружений и других объектов недвижимости.

Это приведет к тому, что примерно к 2024 году в России произойдет полный переход на расчет налогов на имущество организаций по кадастровой стоимости. Сейчас только торговые и офисные здания или помещения облагаются налогом “по кадастру”, а складские и промышленные объекты – по остаточной балансовой стоимости.

Не обошли поправки в закон и срок принятия решения о проведении кадастровой оценки. По новым требованиям законодательно закрепляется правило о том, что “решение о проведении очередной ГКО принимается субъектом не позднее чем за полгода до 1 января года будущей оценки”. То есть до 1 июля текущего года субъект должен определиться с проведением процедуры кадастровой оценки в году следующем.

Кроме того, расширен спектр источников информации для оценки. ГБУ получили право запрашивать сведения об оцениваемых объектах, на основании которых делалась кадастровая оценка, не только из официальных источников, но и в организациях, управляющих многоквартирными домами, ресурсоснабжающих компаниях, организациях, осуществлявших до 2013 года технический учет (ПИБ, ГУИОН).

К 2024 году в России произойдет полный переход на расчет налогов на имущество организаций по кадастровой стоимости

Данные организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию безвозмездно в течение 20 дней. Также ГБУ вправе запрашивать информацию о границах зон с особыми условиями использования территорий.

В случае невозможности дальнейшего использования по назначению того или иного объекта недвижимости, находящегося в зоне с особыми условиями, собственник данного объекта вправе требовать от предприятия выкупа такой недвижимости. Также данные об этом должны быть предоставлены в ГБУ, так как они напрямую влияют на кадастровую стоимость объекта и обязаны быть учтенными при проведении ГКО.

Следующая поправка в закон прописывает ценообразующие факторы, влияющие на кадастровую стоимость объектов недвижимости. Местоположение, год постройки, материал стен, серия многоквартирного дома, пребывание объекта в ветхом или аварийном состоянии, а также ряд других факторов теперь обязательно будут учитываться при проведении кадастровой оценки. Неучет таких факторов является безусловным основанием для пересмотра кадастровой стоимости в случае обращения того или иного заинтересованного лица в ГБУ.

READ
Банк России снова снижает ставку рефинансирования

Фото: iStock

Срок рассмотрения предварительного отчета о кадастровой оценке сокращается с 50 до 30 дней с момента его опубликования. При этом расширяется спектр каналов по предоставлению информации об объекте недвижимости. С вводом новеллы закона разветвленная сеть МФЦ будет вправе принимать подобного рода замечания и комментарии.

И, пожалуй, самые важные поправки. После вступления новых норм в действие у собственников останется меньше возможностей для установления рыночной стоимости недвижимости в качестве кадастровой.

Во-первых, закон прописывает, что если кадастровую стоимость снижать путем исправления ошибок, то ее исправленная величина будет применяться с момента установления оспариваемой. А за весь срок действия новой кадастровой оценки собственник может получить возврат или зачет всех излишне уплаченных имущественных налогов. Изменение кадастровой стоимости путем исправления ошибок, допущенных при ГКО, имеет ретроспективный характер в части налогов.

Во-вторых, исправить ошибку в ГКО может любое заинтересованное лицо, независимо от права собственности и даты подачи замечаний в ГБУ.?Установить же рыночную стоимость в качестве кадастровой может только собственник объекта недвижимости.

В-третьих, решение об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой органы муниципальной или региональной власти могут оспорить в суде, если затронуты их интересы, в том числе в части налого-

обложения. Если кто-то “договорился” с ГБУ об установлении рыночной стоимости как кадастровой, то, согласно новеллам закона, муниципальные и региональные власти могут оспорить данное решение через суд из-за недоимки по налогам.

6. Пересмотр в связи со снижением индекса рынка недвижимости

В рамках реформы корректируется порядок изменения кадастровой стоимости в связи с изменением индекса рынка недвижимости. Прежняя редакция ст. 19 Закона о государственной кадастровой оценке № 237-ФЗ возлагала на органы власти субъектов РФ обязанность инициировать внеочередную государственную кадастровую оценку в случае снижения индекса рынка недвижимости на 30 % и более процентов со дня проведения последней государственной кадастровой оценки.

Указанное положение исключено, а взамен вводится институт изменения актуальной кадастровая стоимость объектов недвижимости, характеризующихся соответствующим индексом рынка недвижимости. Такие изменения производятся бюджетным учреждением без необходимости принятия каких-либо решений органами власти.

Вероятность столь существенной корректировки индексов в пределах вновь установленных интервалов государственной кадастровой оценки (4 года по общему правилу и 2 года для городов федерального значения) представляется маловероятным, потому данная норма, скорее всего, окажется «мертвой», не работающей дефиницией. Между тем, стоит обратить внимание на то обстоятельство, что применение данной процедуры пересмотра в связи со снижением индекса рынка недвижимости не подлежит применению в отношении объектов, кадастровая стоимость которых установленная в размере их рыночной стоимости.

Коммунальные тарифы

Правительство России утвердило индексы изменения платы за коммунальные услуги в среднем по регионам на 2022 год. Согласно постановлению кабмина, в первом полугодии 2022 года плату за коммунальные услуги индексировать не будут. Во втором полугодии индексация будет варьироваться от 2,9% до 6,5% в зависимости от региона.

Наименьший прирост тарифов ожидается в Свердловской области (2,9%), Марий Эл (3,2%) и Чукотском автономном округе (3,3%). Наибольшая индексация — в Чечне (6,5%), Санкт-Петербурге (6,3%), Севастополе, Крыму и Татарстане (по 6,2%), а также в Москве, Якутии и Дагестане (по 6%).

Как изменится кадастровая стоимость земли в 2022 году?

Пресс-центр

Новости

Президент России подписал поправки в закон о совершенствовании государственной кадастровой оценки

Президент России Владимир Путин 31 июля подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который направлен на совершенствование государственной кадастровой оценки.

READ
Порядок покупки квартиры в новостройке

Как ранее отметила заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко, концепция закона исходит из принципа – любое исправление ошибок в кадастровой оценке должно толковаться в пользу правообладателей недвижимости.

Так, если исправление привело к уменьшению стоимости, то новая стоимость применяется ретроспективно взамен оспоренной. Если стоимость увеличилась – она будет применяться только со следующего года.

«При разработке закона рассмотрены и максимально учтены замечания и предложения граждан и участников рынка. Принятый закон позволит защитить интересы всех заинтересованных лиц», – сообщил руководитель Росреестра Олег Скуфинский.

Согласно закону, теперь будет применяться новый и более совершенный механизм пересмотра результатов государственной кадастровой оценки в случае серьезного снижения цен на рынке недвижимости.

С 2022 года будет установлен единый цикл кадастровой оценки и единой даты оценки – раз в четыре года (для городов федерального значения – раз в 2 года по их решению). Сегодня в регионах кадастровая оценка проводится неравномерно по видам объектов недвижимости, что ставит правообладателей, владеющих объектами недвижимости в разных субъектах РФ, в неравные экономические условия.

Законом предусмотрен эффективный административный механизм установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в государственном бюджетном учреждении (ГБУ), что позволит сократить для клиента судебные издержки на разрешение данного вопроса.

Кроме того, прописан механизм привлечения к ответственности директоров бюджетных учреждений за некачественную кадастровую оценку – она будет зависеть от доли (более 20%) подтвержденных судом некорректных отказов в исправлении кадастровой стоимости в соответствии ст. 21 Закона о кадастровой оценке.

Законом устанавливается режим непрерывного надзора со стороны Росреестра за проведением государственной кадастровой оценки – не только на предмет соответствия требованиям действующего законодательства, но также соблюдения методических указаний о государственной кадастровой оценке. Кроме того, Росреестр будет ежегодно размещать информацию о выявленных нарушениях. Это позволит государственным бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации, уполномоченным на определение кадастровой стоимости, учитывать соответствующую информацию в рамках своей деятельности, что снизит общее количество нарушений.

Также среди основных новаций закона – расширение перечня информации, которую Росреестр предоставляет региональным бюджетным учреждениям для определения кадастровой стоимости (с 1 января 2022 года они начнут получать сведения о ценах сделок и сведения реестра границ), а также установление переходного периода (до 1 января 2023 года), в течение которого высший исполнительный орган власти субъекта может самостоятельно определить момент начала исполнения бюджетным учреждением полномочий по установлению кадастровой стоимости в размере рыночной. Кроме того, сохраняется запрет на проведение бюджетным учреждением всех видов рыночной оценки.

Также учтено предложение по изменению подхода к обеспечению права заинтересованных лиц установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной.

В соответствии с законом скорректированы положения Земельного кодекса и Лесного кодекса Российской Федерации о проведении государственной кадастровой оценки.

Федеральный закон вступает в силу через 10 дней после опубликования на официальном портале правовой информации.

Проекты законов, находящиеся на рассмотрении в Думе

На начало декабря 2022 года в Государственной думе находятся несколько законопроектов, в которых так или иначе фигурирует недвижимость. Например, проект № 1246345-7. Его автором является правительство РФ. Законопроект наконец-то устанавливает такие понятия, как «многоквартирный дом» (в ЖК РФ) и «дом блокированной постройки» (в ГрК РФ). Пикантность ситуации заключается в том, что ЖК РФ, ГрК РФ и многие законы давно оперируют данными понятиями, не раскрывая их. Теперь недостаток будет устранен, и студенты юрфаков могут сказать спасибо законодателю. Наряду с этим, проект устраняет правовую неопределенность, возникающую при отнесении здания к МКД или дому блокированной застройки, а также снимает вопрос о включении домов блокированной застройки в региональные программы капитального ремонта.

READ
День диспансеризации оплачивается вместе с зарплатой

Автором другого документа, находящегося на рассмотрении в Думе, является «отец» и идеолог «дачной (а по совместительству и «гаражной») амнистии» Павел Крашенинников. Проект № 1243284-7 дает возможность наследникам оформить права на земельные участки, доставшиеся им от наследодателей, которые так и не успели воспользоваться «дачной амнистией». Дополнительно законопроект закрепляет алгоритм предоставления гражданам участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены жилые дома, возведенные до вступления в силу ГрК РФ в границах населенного пункта, а также приводит перечень документов, необходимых для приобретения земельных участков, расположенных под такими домами.

Ну и наконец, законопроект продлевает дачную амнистию до 1 марта 2031 года.

За сравнительно непродолжительный период применения кадастровой стоимости было выявлено множество пробелов и противоречий в первоначально предложенном механизме ее регулирования. Как правило, пробелы и коллизии восполнялись решениями судов либо на законодательном уровне. И таких изменений в законодательство об оценке было внесено свыше 20 только с момента начала применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу на имущество (начиная с 2013 г.). А в многострадальную ст. 378.2 НК РФ (регламентирующую применение кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу на имущество организаций) за последние 7 лет вносили изменения 12 раз.

Должники не получат субсидий на оплату ЖКХ

С 1 января 2022 года вступят в силу поправки в ЖК РФ, ограничивающие возможность получения субсидии должниками по оплате услуг ЖКХ. В соответствии с частью 5 статьи 159 ЖК РФ власть не даст субсидию гражданам, у которых имеется подтвержденная вступившим в законную силу судебным актом непогашенная задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, образовавшаяся не более чем за три последних года. По правде говоря, чиновники уже давным-давно ограничивают в получении субсидий лиц, имеющих долги перед коммунальщиками. Но теперь такая практика получает как бы вполне законное основание.

Этот закон явно протолкнуло строительное лобби. Хотя о подобных поправках говорили где-то с начала «нулевых». Но только в январе 2022 года правительство направило в Думу проект закона. Работа закипела, и 1 декабря 2022 года Совет федерации отправил на подпись президенту закон о внесении изменений в закон об инвестиционной деятельности № 39-ФЗ, а также в Земельный и Градостроительный кодексы. Президент подпишет его уже в декабре этого года. Однако некоторые статьи нового нормативно-правового акта вступят в силу только с 1 сентября 2022 года.

В соответствии с поправками, если застройщик возводил/реконструировал недвижимость за свой счет, то в заявлении о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию он будет сразу же давать согласие на регистрацию за ним права собственности на это сооружение и (или) помещения и машино-места в нем.

Если же застройщик привлекал деньги инвесторов, то он также должен указать их в качестве будущих правообладателей собственности. Дополнительно, заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию будет содержать информацию об уплате госпошлины, email застройщика и инвесторов. В свою очередь, орган, выдавший разрешение на ввод сооружения в эксплуатацию, самостоятельно будет направлять заявления в Росреестр о кадастровом учете и регистрации права собственности на объект и землю (если ЕГРН не содержит сведений об участке).

В результате этих новелл девелоперу не придется после получения разрешения на ввод в эксплуатацию снова судорожно собирать документы и направлять бумаги в Росреестр. Все это будет сделано одновременно.

Следует особо отметить, что перечисленные новеллы не применяются к правовым отношениям, связанным с долевым участием в строительстве. Так что дольщикам не стоит хвататься за сердце и искать валидол. Данные нормы к ним не относятся.

Ссылка на основную публикацию