Срок действия военного билета по возрасту

Снятие с учета лица, достигшего предельного срока пребывания военнообязанным, производится автоматически с момента наступления предельного возраста. Однако в целях ведения воинского учета в организации сотруднику необходимо представить военный билет с отметкой о снятии с воинского учета.

Срок действия военного билета по возрасту

Что собсно, должен сделать добропорядочный гражданин с военным билетом по достижении 50-летнего возраста?

Насколько я понимаю, с 50 лет для граждан, состоящих в запасе и имеющих воинское звание “рядовой” предусмотрено окончание этой службы.

Отвечает ли после этого гражданин за сохранность военного билета, должен ли он хранить его? Надо ли приходить в военкомат и сдавать билет, требуя какого-то документального свидетельства о снятии с воинского учета?

В комментарии к закону о воинской службе
http://law-pravo.narod.ru/ara/f_zakon53_f3_comens.htm
написано:
“2. Гражданин, пребывающий в запасе и достигший предельного возраста пребывания в запасе или признанный в установленном настоящим Федеральным законом порядке не годным к военной службе по состоянию здоровья, переводится военным комиссаром либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, в отставку и снимается с воинского учета.
Предельный возраст пребывания в запасе для всех категорий граждан, кроме женщин, составляет 65 лет. “

Следует ли из этого, что надо хранить военный билет до 65 лет?

Каков кстати, статус военного билета, выданного еще в СССР?

Правомерно ли требование предьявить военный билет после того, как гражданину исполнилось 50 лет?

Чисто ИМХО, а кому вообще ваш военный билет нужен? Если вам до 27 лет и вы мужского рода, тогда понятно на работе могут спросить. А остальным?

ну если он есть и у него нет срока годности, то лучше конечно хранить. Другое дело, кто за отсуствие спросит? Военкомат? Да ему делать больше нефиг.
У меня вообще вместо военника, справка на год или два, всего один раз потребовалась за 10 лет хранения.

У меня отец был капитан запаса. В 55 лет ему прислали повестку из военкомата чтобы пришел, снять должны с учета по возрасту. Он не смог из-за работы, пришел я. Начальник отдела военкомата взял билет, поставил штамп о снятии с учета и отдал билет назад, сказал – передай отцу спасибо за службу, билет на память. Вот и все 65 лет.

Originally posted by VladiT:

Следует ли из этого, что надо хранить военный билет до 65 лет?

Каков кстати, статус военного билета, выданного еще в СССР?

Правомерно ли требование предьявить военный билет после того, как гражданину исполнилось 50 лет?

1. Можно не хранить. Так же, как паспорт или любые иные документы.

2. Является действительным документом, удостоверяющим личность и прохождение военной службы.

3. Поскольку цивилизованной демократии противна сама идея войны, а гражданскому обществу противна любая мысль о военной службе и любом государственном принуждении, то любое требование предъявить военный билет свободный гражданин должен гневно отвергать!
Только хотелось бы посмотреть, как этот гражданин без предъявления военного билета будет проходить медицинскую комиссию для водителей, трудоустройства, допусков к некоторым работам, получения охранных/оружейных лицензий и т.д., как он будет устраиваться в серьёзные организации, где кадровики знают, до какого возраста находятся в запасе офицеры.

Originally posted by Аркан:

Только хотелось бы посмотреть, как этот гражданин без предъявления военного билета будет проходить медицинскую комиссию для водителей, . получения охранных/оружейных лицензий

READ
Как осуществляется процедура банкротства застройщика

Гм.
Многократно ЭТО проходил, но НИГДЕ военный билет не спросили ни разу.
Абыдно, блин.

Странно. Как минимум, психиатр, невролог, окулист и хирург в любой медкомиссии очень интересуются в военном билете категорией годности, и если она отлична от “годен без ограничений”, то не по их ли линии.

Originally posted by Аркан:

Странно. Как минимум, психиатр, невролог, окулист и хирург в любой медкомиссии очень интересуются в военном билете категорией годности, и если она отлична от “годен без ограничений”, то не по их ли линии.

При прохождении медкомиссии на “вождение” – у нас предъявлять военный билет не требуется.
Совсем.
Поэтому, вряд ли означенные специалисты могут посмотреть в нем категорию годности.

Правда, удивляюсь: на водительской и оружейной медкомиссии военный билет обязательно истребуется, на предмет отсутствия в нём указаний на серьёзные статьи Расписания болезней. Это настолько же обыденно, как смена дня и ночи – прохожу эти комиссии два десятка лет в разных местах и отклонений не бывало.

Originally posted by Аркан:
прохожу эти комиссии два десятка лет в разных местах и отклонений не бывало.

У меня тоже всегда на медкомиссии спрашивают.
Вот только недавно получал новые водительскую справку и на оружие – без предъявления билета не обошлось.
Хотя явно за 50.
Наверное, люди в комиссиях – тонкие психологи.
Если они видят перед собой истинного патриота, который всегда носит с собой военный билет, и с удовольствитем его показывает – у такого человека билет конечно потребуют.
А если на комиссию пришёл разгильдяй, “эффективный менеджер” и пр. – у него про военный билет даже не спросят, за бесполезностью. ;-))

Когда необходимо осуществить снятие с воинского учета

В соответствии с нормами закона «О воинской обязанности» от 28.03.1998 № 53-ФЗ (далее — закон № 53-ФЗ) основными причинами для снятия с учета являются:

  • смена адреса проживания (пребывания) на срок от 3 месяцев (ст. 10 закона № 53-ФЗ);
  • выезд за пределы РФ на период от 6 месяцев (ст. 10 закона № 53-ФЗ);
  • достижение установленного законодательством предельного возраста (ст. 53 закона № 53-ФЗ).

Несмотря на обстоятельства, которые привели к снятию с учета, важным является корректное отражение данной операции в воинском учете организации. Рассмотрим порядок снятия с воинского учета по возрасту.

Пошаговая инструкция по ведению воинского учета организациями приведена в этой статье.

Какие могут быть исключения?

Если гражданин не призывался и не ставился на учет в военкомате, то ему не стоит беспокоиться и о снятии с учета. В эту группу входят ученые, инвалиды и госслужащие. Также досрочному освобождению подлежат граждане, которые были признаны непригодными к службе по состоянию здоровья.

Процедура снятия с воинского учета по возрасту обычно происходит автоматически. Военнообязанному нет необходимости подавать заявление или посещать военкомат. В его личном деле указывают, что он снят с учета по возрасту и отправляют всю документацию по данному человеку в архив. Следует заметить, что эта процедура является совершенно бесплатной.

Если Вам необходимо сменить место жительства или предоставить какой-либо организации документ, подтверждающий факт Вашего списания с воинского запаса, то Вам придется лично явиться в военкомат по месту приписки. Также не забудьте взять с собой паспорт и военный билет (см. также – как получить военный билет). В военном комиссариате Вам поставят следующую запись на военном билете: «Снят по возрасту». Данный документ следует отнести в организацию, где Вы работаете, чтобы они тоже внесли соответствующую запись в своей документации.

READ
Земельный участок многодетным семьям - как получить

В этом видеоролике более подробно рассмотрена процедура постановки и снятия с воинского учета.

Ничего сложного в процессе снятия с воинского учета по возрасту нет. Если Вы не собираетесь менять место жительства, то Вам не стоит беспокоиться и об отметке в военном билете. Также имейте ввиду, что нет необходимости сдавать этот билет в военкомат после автоматического списания с запаса.

Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета

Тригнин Владимир

Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.

Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.

В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.

Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.

Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).

READ
Электронный больничный лист: как работает, правила

Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.

В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.

Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.

При этом КС подчеркнул, что поскольку не исключены ситуации, когда гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где он проживал, не проводились связанные с призывом мероприятия), – предполагается , что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разд. III Положения «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации», беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят заключение на основе коллегиальности с учетом всех обстоятельств, вследствие которых гражданин не исполнил его конституционную обязанность.

READ
Заявление на увольнение в связи с переездом: как оформить

Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.

Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.

В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.

Верховный Суд указал, что лицо не может быть признано не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если повестка ему не направлялась

Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2022 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2022 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2022 г. по делу № 33а-16775/2020).

Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2022 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2022 г. по делу № 8а-19977/2020).

READ
Алименты на ребенка после 18 лет в России: взыскание

Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.

Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2022 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Может ли отсутствие повесток повлиять на отказ в выдаче военного билета?

12 апреля 2005 года К. встал на воинский учет в военном комиссариате и получил удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Решением призывной комиссии от 21 апреля 2005 года ему была предоставлена отсрочка как обучающемуся в вузе до 1 февраля 2010 года. 16 августа 2010 года он был зачислен в очную аспирантуру на три года, и отчислен 25 июля 2013 года. 2 сентября 2013 года К. приняли на работу в научный центр на должность инженера, и 16 сентября 2013 года работодатель направил начальнику отдела военного комиссариата информацию о принятых, уволенных и снятых с учета по возрасту работников за период с 1 по 15 сентября 2013 года, в том числе данные К.

READ
Как анонимно сообщить о задержке зарплаты?

По достижении 27-летнего возраста К. обратился в отдел военного комиссариата с заявлением от 12 ноября 2015 года о выдаче ему военного билета и прошел медицинское освидетельствование. Призывная комиссия признала К. ограниченно годным для прохождения военной службы и зачислила его в запас как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. При этом вместо военного билета гражданину выдали справку.

К. счел, что тем самым были нарушены его права, поскольку ему как ученому в области физики и математики для научной деятельности требуется допуск к информации, содержащей государственную тайну, а при отсутствии военного билета в этом допуске может быть отказано. С учетом этого он обратился в суд с иском о признании решения призывной комиссии незаконным и о возложении обязанности выдать ему военный билет. При этом истец настаивал на том, что от службы в армии он не уклонялся.

Тем не менее, суд в иске отказал (решение Обнинского городского суда Калужской области от 13 февраля 2017 г. по делу № 2а-221/2017). Это решение было мотивировано тем, что сведения об окончании обучения в институте, поступлении в очную аспирантуру и об устройстве на работу К. в военный комиссариат не предоставил, следовательно, оспариваемое решение военкомата является законным. К. с таким выводом не согласился и обжаловал его в областном суде, указав, что не получал повесток из военкомата, однако апелляция оставила акт без изменения (определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 3 мая 2017 г. по делу № 33а-1352/2017). Решение призывной комиссии о признании гражданина не прошедшим военную службу без законных оснований, отметил суд, не поставлено законодателем в зависимость от наличия сведений о вызове такого лица повесткой в военный комиссариат.

Такой исход дела К. не устроил, поэтому он обратился с кассационной жалобой в ВС РФ, и тот счел позицию гражданина обоснованной (определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 2 марта 2018 г. № 85-КГ17-39).

При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву, призывная комиссия на основании документов воинского учета выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 34 Положения о призыве на военную службу; далее – Положение). Исключение составляют случаи, при которых:

  • гражданин имел право на освобождение от военной службы (п. 1-2 ст. 23 закона о воинской обязанности);
  • в отношении гражданина велось дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении него передано в суд (подп. “в” п. 3 ст. 23 закона о воинской обязанности);
  • гражданин был признан негодным к службе по состоянию здоровья (п. 4 ст. 23 закона о воинской обязанности);
  • гражданину была предоставлена отсрочка от призыва (ст. 24 закона о воинской обязанности).

Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения или отсрочки от призыва возложены на комиссариат (п. 18 Положения). За проведение мероприятий, связанных с призывом на военную службу, также отвечает военный комиссариат (п. 1 ст. 5, ст. 26 закона о воинской обязанности). На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п. 3 ст. 26 закона о воинской обязанности). Если вручить гражданину повестку невозможно, обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (п. 2 ст. 31 закона о воинской обязанности). Призывник, не явившийся по повестке без уважительных причин, считается уклоняющимся от военной службы (п. 4 ст. 31 закона о воинской обязанности). После создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии (п. 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе). Вызову подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.

READ
Как получить развод через загс без присутствия супруга?

То есть именно на военный комиссариат, сделал вывод ВС РФ, и возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам. При этом Суд напомнил, что неисполнение гражданином конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для его освобождения или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействия, которые сопряжены с неисполнением обязанностей по воинскому учету или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу (постановление КС РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П “По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву” в связи с запросом Парламента Чеченской Республик”).

Вместе с тем в отношении К. каких-либо действий, направленных на его призыв на военную службу военный комиссариат не предпринял, повестки не направлял. Эти обстоятельства, по мнению Суда, свидетельствуют о том, что К. не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам. Выводы нижестоящих судов ВС РФ счел ошибочными, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и апелляционное определение, приняв новый судебный акт: Суд удовлетворил иск К., признал незаконным отказ в выдаче истцу военного билета и обязал военный комиссариат выдать его гражданину.

Кто подлежит учету

Учитываются следующие граждане.

  1. Мужчины, пребывающие в возрасте от 18 до 27 лет, учтенные как военнообязанные, не отнесенные к запасу (их называют призывниками).
  2. Включенные в запас (их обозначают как военнообязанные). Соответственно званию человек числится в запасе после 27 лет до исполнения ему 50, 60, 65. Так для солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов такой статус установлен до достижения ими 50 лет; для младших офицеров – 60; для майоров, капитанов, подполковников, полковников – 65.

Военнообязанными признаются женщины, получившие военно-учетную специальность, к примеру, врачи, картографы (Постановление Правительства РФ No 719). Женщины-офицеры учитываются в запасе до 50, оставшиеся — до 45 лет.

  • освобожденные от воинской обязанности;
  • несущие военную службу;
  • пребывающие в заключении;
  • женщины, не получившие военно-учетную специальность;
  • живущие за границей;
  • офицеры запаса службы внешней разведки, ФСБ.
READ
Образец акта о приемке оказанных услуг

Зачем нужен военный билет после 27 лет?

По закону каждый военнообязанный гражданин должен иметь документ воинского учета. В 16-17 лет таким документом является приписное свидетельство — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Как только молодой человек уволится с военной службы, получит в военкомате непризывную категорию годности или достигнет 27-летнего возраста, он должен будет вместо приписного получить военный билет или справку уклониста.

С первыми двумя случаями все просто: и солдат, и освобожденный от армии призывник в обязательном порядке меняют голубые корочки на красные. Однако 27-летние мужчины не всегда спешат в военкомат, так как зачастую не понимают, зачем им нужен документ.

Так зачем же нужен военник:

  1. Положено по закону. Отношения с военкоматом не заканчиваются в 27 лет. Хотя в этом возрасте призыв на срочную службу запрещен, мужчины всё еще остаются военнообязанными. Поэтому они должны состоять на воинском учете и проходить военные сборы. Им необходимо получить военный билет и оставаться в запасе до определенного возраста. Единственная категория граждан, которые освобождены от такой обязанности — мужчины, которые получили категорию годности «Д» из-за серьезных проблем со здоровьем. Но и они обязаны прийти в военный комиссариат, получить военный билет и сняться с воинского учета.
  2. Для трудоустройства и отдела кадров. При трудоустройстве каждая компания должна запрашивать у новых сотрудников документ воинского учет: если новому работнику исполнилось 27 и больше, то он обязан предоставить в отдел кадров не приписное свидетельство, а военный билет. Если у сотрудника не окажется документа, работодатель будет обязан сообщить об этом в военкомат. В противном случае компании придется уплатить штраф.
  3. Для оформления загранпаспорта и паспорта гражданина РФ. При подаче заявления на замену российского паспорта или получения загранпаспорта военнообязанным мужчинам понадобится военный билет. Без него миграционная служба и МВД могут отказать в приеме заявления.

Расшифровка значений категории годности в военном билете

В соответствии с Федеральным законом № 53 «О воинской обязанности и военной службе»; от 28 марта 1998 года каждый призывник подлежит обязательному медицинскому освидетельствованию. Функция проведения этого мероприятия возлагается на специально созданную военную комиссию.

Члены военной комиссии определяют состояние здоровья призывника, сверяют полученные данные с Расписанием болезней и выносят решение о годности к службе, которая выражается в присвоении определённой категории.

Призывники проходят медкомиссию

Для поддержания единообразия и структурированного порядка при мобилизации, а также для распределения военнослужащих по видам и родам войск введено пять категорий годности. Система позволяет быстро производить отбор контингента по состоянию здоровья и потребностям ВС РФ.

Каждая категория военного билета имеет буквенное обозначение. Для категорий А и Б предусмотрены показатели предназначения, которые фиксируются цифрами от одного до четырёх. Эти показатели определяют приоритет при распределении по видам, родам и подразделениям.

Категория Статус Пояснения Показатели предназначения
А Годен без ограничений Призывник по медицинским показателям полностью подходит для прохождения службы. 1
Б Годен с небольшими ограничениями Установлена годность призывника к несению службы, но выявленные отклонения здоровья не позволяют ему проходить службу в определённых частях ВС РФ. 1
В Ограниченно годен Призывник по состоянию здоровья не годен к несению срочной службы, но сохраняет статус военнообязанного и подлежит призыву в случае проведения мобилизационных мероприятий в военное время.
Призывника ставят на воинский учёт и отправляют в запас с присвоением второй мобилизационной категории, которая свидетельствует о призыве во втором эшелоне и прохождении службы в нестроевых частях.
Несмотря на ограничения к службе, гражданину с такой категорией выдаётся ВБ с отметками о наличии военно-учётной специальности, категории запаса. До 2005 года в документе указывалась статья Расписания болезней, на основании которой присвоена категория. Сейчас ставить такие отметки запрещено законом.
Г Временно не годен Категория, обозначающая отсрочку, которая предоставляется призывнику для восстановления здоровья путём прохождения лечения или курса реабилитации. Продолжительность отсрочки не может превышать двенадцати месяцев. По её истечении проводится повторное освидетельствование, на основании которого призывнику присваивается постоянная категория годности.
Д Не годен Полное освобождение от обязанности несения службы в армии по причине тяжёлого заболевания. Призывник с этой категорией подлежит снятию с воинского учёта без возможности переосвидетельствования в будущем.
READ
Гарантийный ремонт техники: сроки, закон
1 2 3 4
Спецназ, морская пехота, ВДВ, штурмовые подразделения. ВМФ (подводные лодки, надводные корабли), водители и экипажи танков, САУ. Водители и экипаж БТР, БМП, установок систем залпового огня, караульные части, части войск РХБ, ПВО и ПРО. Контингенты спецсооружений, обеспечение и охрана ракетных комплексов, связь, части радиотехнической борьбы, остальные подразделения ВС РФ.

Основания для выдачи военного билета

Штатными основаниями для получения военного билета являются прохождение военной службы или освобождение от неё. Однако получить военный билет можно и после того, как исполнилось 27 лет. Военный билет по достижении 27 лет и позже выдаётся после зачисления военнообязанного в запас.

Порядок получения военного билета после 27 лет зависит от того, по каким причинам это не было сделано вовремя. Если у молодого человека были основания для получения отсрочки или освобождения от призыва, то сделать военный билет после 27 лет не представляет особых проблем, главное – не затягивать с оформлением. Для получения военника нужно подать заявление в уполномоченный орган, а в назначенные сроки представить необходимые документы, пройти медкомиссию и забрать готовый военный билет.

Если мужчина не служил в армии на законных основаниях, но затянул с оформлением военника, то это может быть квалифицировано, как административное правонарушение по ст. 21.5 КоАП РФ. За неисполнение обязанностей по воинскому учёту нарушителю могут вынести предупреждение или выписать штраф от 500 до 3000 рублей.

При возникновении вопросов о том, как можно получить военный билет после 27 лет, или сомнений в том, что удастся получить документ без проблем, обратитесь к нам за помощью. Квалифицированный юрист, имеющий большой опыт в разрешении подобных дел, подробно расскажет о том, как наилучшим образом решить все вопросы и получить документ, избежав возможных неприятностей.

Где получать военный билет

Получать военный билет после 27 лет следует в уполномоченном органе – военкомате. Обращаться в этот орган нужно по месту жительства.

Могут ли в 27 лет забрать в армию

Если кто-то не знает о том, могут ли в 27 лет забрать в армию, то он может расслабиться – не могут. Мужчины этой возрастной категории подлежат зачислению в запас. Если молодой человек не служил, перед получением военника ему придётся пройти медкомиссию в военкомате после 27 лет. Но этого не нужно бояться, ведь даже при признании молодого человека совершенно здоровым служить его не призовут, призыв в армию производится до 26 лет включительно.

READ
Скачать пример акта приема-передачи квартиры здесь.

Необходимые документы

Чтобы получить военник после 27 лет, нужно представить в военкомат следующие документы:

  • паспорт;
  • приписное свидетельство (при его наличии);
  • документ о полученном образовании;
  • водительское удостоверение;
  • заключение медкомиссии;
  • фото 3х4 (2 шт.).

Как восстановить потерянный военный билет

При утере военного билета в течение двух недель необходимо обратиться в военный комиссариат по месту жительства. Туда нужно подать заявление в свободной форме о том, что военный билет был утерян и вы просите его восстановить.

Сбор документов. К заявлению нужно будет приложить:

  1. Копию паспорта гражданина РФ.
  2. Две фотографии 3 × 4 сантиметра, матовые без уголка.
  3. В случае если военный билет был украден — справку из правоохранительных органов о возбуждении уголовного дела по факту кражи.
  4. Медицинское освидетельствование — в случае освобождения от службы.

Билет в руках

Госпошлину за восстановление военного билета платить не нужно.

Ответственность за утерю. Если билет потеряли в результате небрежного хранения — вас могут оштрафовать. До июля 2022 года штраф составлял 100 — 500 Р. С июля 2022 года ответственность ужесточили — теперь штраф составляет от 500 до 3 000 рублей. А если его украли — штраф не предусмотрен.

Каждый военнообязанный мужчина должен иметь документ воинского учёта. В возрасте 14-17 лет призывникам выдают приписные свидетельства, а после прохождения медкомиссии – военные билеты. Документ обязаны иметь и прошедшие военную службу по призыву, и освобождённые от неё. Получить его нужно до 27 лет, несмотря на то что после достижения этого возраста в армию уже не призывают, но отношения с военкоматом не заканчиваются. Расскажем о том, каков порядок получения военного билета после 27 лет.

Стоит ли покупать военный билет

В сети есть много предложений о покупке военного билета. Варианты разные. Напечатанную на цветном принтере копию предлагают за 30 тысяч рублей, за оформление настоящего военного билета через недобросовестных сотрудников военкомата просят от 150 до 300 тысяч рублей. Но я не рекомендую так поступать.

Красный билет

Риски и ответственность. Поддельный военный билет может выявить любой опытный работник кадровой службы. Например, если записи в нем сделаны одним почерком и одной ручкой, а даты записей проставлены разные — это сразу вызывает подозрение. А еще подозрение сразу вызовут несоответствие в датах записей, печатях и многих других моментах. Но если военный билет выдали после 27 лет, даты записей будут одинаковые, а билет, скорее всего, будет заполнен одной рукой.

Окончательно установить подделку будет несложно — нужно направить запрос в военный комиссариат.

Если подтвердится — как минимум владелец подделки рискует остаться без работы, а в некоторых случаях — отправиться проходить службу по призыву. Как максимум — могут обвинить в уголовном преступлении. Приобретение и использование заведомо поддельных официальных документов, которые предоставляют права или освобождают от обязанностей, наказываются ограничением свободы на срок до года, либо принудительными работами на срок до года, либо лишением свободы на срок до года.

Ссылка на основную публикацию